Спас нерукотворный
Содержание:
- Символика
- Почитание
- Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа
- Как изначально появился Нерукотворный Образ Иисуса Христа
- Иконография образа
- В поисках мастера
- Что образ означает в христианстве
- Известны две похожие реликвии: Плат Вероники и Туринская Плащаница
- Различные типы образа
- История святого Лика
- От чего оберегает
- Послеиконоборческий период
- Изображение Иисуса Христа
Символика
Иисус Христос чаще всего изображается как добрый пастырь, который спасает овец, но христиане порой забывают, что Мессия — часть Троицы и Он также будет судить людей в конце времени
Поэтому важно регулярно вспоминать таким Мессию, чтобы иметь правильное представление о Нем. На сегодняшний день самая известная икона «Спас в Силах» принадлежит кисти Андрея Рублева
Икона А. Рублева «Спас в силах» хранится в Третьяковской галерее
На ней изображен восседающий на троне Христос, Его ноги при этом стоят на специальном возвышении, а левая рука держит раскрытую книгу. Правой рукой Мессия благословляет всех людей, вокруг трона можно увидеть все небесные силы: войско ангелов, чьи лики окружены белоснежными крыльями. Считается, что именно рисунок небесного воинства вокруг Христа дало название образу.
Интересно! Использованные для иконы цвета символичны и полностью соответствуют описанию этой сцены в Писании — красный и зеленый фон, золото в одежде отображают мудрость и доброту, а также вечность.
В лице Иисуса можно увидеть мудрость и любовь, но выражение довольно строгое, без эмоций. Символика иконы многообразна и включает в себя:
- Прямоугольник красного цвета в виде фона с длинными углами — это земная жизнь, наполненная кровью и болью. На его углах изображены символичные знаки 4-х евангелистов. Некоторые исследователи склонны считать, что 4 угла — это 4 земные стихии или стороны света.
- Синий (в некоторых копиях зеленый) фоновый круг символизирует мирную религию всего мира — христианство. На нем изображены святые духи как воинство небесное.
- Красный ромб в центре — это символ невидимого духовного мира.
- Белые и золотые одежды, символизирующие невинность, святость и принадлежность к царскому роду.
- Геометрические фигуры на фоне Христа — это отображение двух Его сущностей: Божьей и человеческой.
- Книга, которую держит Христос — это Книга Жизни, в которую записаны имена верных Богу людей. Некоторые склонны считать, что это также книга Откровения за 7 печатями, которую Иоанн Богослов называет Божьим Словом.
- Центральное изображение Христа на иконе показывает христоцентричность мира — весь мир существует вокруг Мессии, который отдал Свою жизнь за него.
«Спас в Силах» был создан как визуальное отражение видения пророка Иезекииля в Ветхом Завете, которое было показано и Иоанну Богослову. Апостол достоверно описывает увиденное в 4 главе книги Откровения, а иконописец Рублев показывает это людям с помощью кистей и краски.
Почему образ в центре иконостаса
Иконостасом называют перегородку между стенами перед алтарем, которая является центральной частью интерьера. Она состоит из нескольких рядов образов (от 1 ряда до 5) и приковывает к себе взгляды всех молящихся, закрывая от них же алтарь. Размещение иконостаса таким образом является ветхозаветной традицией, это некое подобие иудейской завесы в храме, которая скрывала Святое Святых.
На заметку! В православном храме за иконостасом скрывается алтарь, в котором молятся священнослужители.
Изначально иконостас включал в себя 12 образов, которые символизировали апостолов, а наверху располагался крест. Позже крест был заменен иконами с изображением Христа, к которому стали возносить молитвы. Ряд с иконами, на которых был Мессия, стал главным (деисусным) и традиционно располагался по центру.
Икона Иисуса Христа «Спас в силах»
С появлением «Спаса в Силах» началось развитие древнерусского иконостаса, куда включили праздничные образы (на них изображены христианские праздники), пророческие и праотеческие. По замыслу духовенства весь иконостас должен был картиной истории человечества, поэтому там было запечатлено ожидание Мессии, Его Распятие и Страшный Суд, который грядет. Именно поэтому икона со Христом должна всегда располагаться в центре иконостаса, будь он в храме или дома в красном уголке.
В чем помогает икона «Спас в силах»
Образ Иисуса Христа помогает верующим защищать свою семью от любого негатива. Молитвы, возносимые перед иконой, дают уверенность в своих силах, оберегают от неблаговидных поступков, поспешных действий и выводов. Православные верующие молят Господа о даровании им гармонии и благополучия, сохранности здоровья и удачи в мирских делах. К иконе обращаются с просьбами исцелить душевные и телесные болезни, при потере близких людей, в любых трудных ситуациях. Молитвы помогают увидеть путь к спасению и отказаться от дороги, ведущей к греху.
Почитание
Образ Спаса часто помещали на боевых знаменах, церковных хоругвях, ему посвящали церкви, иноческие обители.
Флаг, стяг, знамя
Нерукотворный образ не случайно был принадлежностью именно боевых флагов, или знамен. Ведь слово «знамя» имеет один корень со «знамением», зримым проявлением силы Божией. Флаги также именовали стягами – от «стягиваться»: видевшие их воины не только ориентировались во время боя, но, взирая на Лик, укреплялись духом.
Самое известное из боевых таких знамен – Ивана IV, с которым русские войска взяли Казань. Впоследствии с ним также одерживали победы войска Петра I.
Двусторонняя хоругвь
Некоторые боевые стяги подобны хоругвям, используемых во время крестных ходов: на одной стороне Нерукотворный образ, на другой – иное священное изображение. Например, в сибирском Илимске известно знамя казаков с изображением на другой стороне Крещения Господня. Это символизировало Божие заступление, и то, что русские колонисты несли местным народам веру.
Храмы и монастыри
К настоящему времени их известно более 500.
Андроников монастырь
Он построен в середине XIV в. свт. Алексием Московским в память спасения его от морской бури, которое последовало 29 августа. Именование обители восходит к первому настоятелю, ученику прп. Сергия. Обитель известна тем, что здесь подвизался прп. Андрей Рублев. С советских лет здесь – музей его имени.
Монастырь в Клыково и матушка Сепфора
Обитель появилась с 1924 г., ее основали изгнанные из закрытой Оптиной пустыни братия при храме Нерукотворного образа. Его закрыли с 1937 г., а возродился сначала приход, затем – монастырь с 1991 г.
Здесь долгое время проживала схимонахиня Сепфора, известная духовными дарованиями. Сейчас на могилу пока не прославленной подвижницы приезжают паломники.
Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа
Фон иконы «Распятие Иисуса Христа» является часто темным. Некоторые могут связывать эту деталь с символическим отображением мрачности данного события, однако, в действительности тут запечатлеваются подлинные события. Ведь, согласно свидетельствам, когда Христа распяли, дневной свет действительно померк – таково было знамение и именно этот факт и отражается на изображении.
Также фон может быть и диаметрально противоположным, торжественным – золотым. Хотя распятие и является печальным фактом (даже присутствующие помимо Христа на изображении люди, чаще всего изображаются с жестами скорби и скорбящими лицами) именно этот искупительный подвиг дает надежду всему человечеству. Поэтому также данное событие в конечном итоге является радостным, особенно для верующих.
Каноническая икона распятие Христа, как правило, включает в себя множество дополнительных фигур помимо главной. Особенно характерным является использование дополнительных персонажей и деталей для произведений, созданных до периода иконоборчества. Изображаются:
- Божья матерь – чаще всего по правую сторону от Спасителя;
- Иоанн Богослов – один из 12 апостолов и 4 евангелистов, с другой стороны от креста;
- два распятых рядом разбойника с каждой стороны, Рах, который уверовал прямо на распятии, стал первым человеком спасенным Христом и вознесшимся в рай;
- трое римских воинов – располагаются спереди снизу как бы под крестом.
Фигуры разбойников и воинов часто изображаются меньше других по размеру. Этим подчеркивается иерархия присутствующих персонажей, определяется, кто из них имеет большую значимость.
Также разница размеров в какой-то степени задает своеобразную динамику повествования. Ведь с давних времен икона, в том числе и распятие Господне являлась не просто изображением какого-то события, но и символом веры, кратким изложением основных деталей учения. Так икона могла становиться своеобразной альтернативой Евангелию, поэтому и говориться о повествовании через изображение.
На верхней части иконы «Распятие Иисуса Христа» по бокам располагаются две скалы. Они чем-то могут быть похожими на скалы, которые видны на многих иконах Крещение Господне, где символически указывают на духовное движение, подъем, но тут скалы выполняют другую функцию. Речь идет о знамении в период гибели Христа – землетрясении, которое проявилось именно тогда, когда Спаситель был распят.
Обратим внимание на верхнюю часть, где располагаются ангелы с распростертыми руками. Они выражают скорбь, но также присутствие небесных сил подчеркивает собой значимость данного события и переводит распятие Христа из простого земного дела, до феномена более высокого порядка. Популярные статьи Котик – игрушка из ниток
Популярные статьи Котик – игрушка из ниток
Продолжая тему значимости события распятия следует отметить икону, где остались только крест и основные детали. На более простых изображениях отсутствуют второстепенные персонажи, там, как правило, остаются только Иоанн Богослов и дева Мария. Цвет фона является золотым, который подчеркивает торжественность события.
Ведь речь идет не о каком-то распятом человеке, но о воле Господа, которая в итоге свершилась в акте распятия. Таким образом истина, которую утвердил Всевышний, воплощается на земле.
Как изначально появился Нерукотворный Образ Иисуса Христа
Узнать, как выглядел Спаситель мы можем по большому количеству различных церковных преданий и легенд, но при этом Библия ни одним словом не упоминает про внешний вид Иисуса. Как же тогда могло появиться изображение того лика, про который мы рассказываем сейчас?
История создания образа «Спаса Нерукотворного» со всеми деталями была сохранена и передана римским историком Евсевием (учащимся у Памфила, проживающим в Палестине). Нужно отметить, что Евсевий внёс очень большой вклад в историю – многие сведения времён Иисуса сохранились до наших дней именно благодаря его усилиям.
Но как же всё-таки появился Нерукотворный Спас? Про славу Спасителя знали далеко от его места проживания, часто его посещали жители других городов и даже стран. Как-то раз царь города Эдесс (сейчас это современная Турция) отправил к нему глашатая с посланием. В письме рассказывалось, что Авгарь измучен старостью и тяжёлым заболеванием ног. Иисус дал обещание отправить кого-то из своих учеников оказать помощь правителю и принести просветление его народу с помощью света Святого Евангелия. Следующий случай был записан и передан Ефремом Сириным.
Авгарь кроме гонца отправил к Иисусу ещё и живописца, но того так сильно ослепило божественное сияние, что он был не в состоянии писать портрет Христа. Тогда Спаситель решил преподнести Авгарю своеобразный презент – полотно (убрус), которым вытер своё лицо.
Полотно сохранило отпечаток божественного лика – именно поэтому ему дали название нерукотворного, то есть такого, который создали не человеческие руки, а божественная сила (аналогично Туринской плащанице). Это стал первый образ, возникший ещё при жизни Иисуса. А когда ткань была доставлена послами в Эдессу – она сразу же превратилась в местную святыню.
Когда Иисуса распяли на кресте, в Эдессу отправляется апостол Фаддей, исцеляющий Авгаря и совершающий другие чудеса, а также активно обращающий местное население стать христианами. Про эти удивительные события мы узнаём от другого историка – Прокопия Кесарийского. А в записях Евагрия (Антиохия) рассказывается про чудесное спасение горожан от засады врагов.
Иконография образа
Существуют несколько типов написания иконы “Нерукотворный Спас”
Важной особенностью иконы является то, что на ней изображен только лик Иисуса Христа на полотне. В некоторых случаях — на коричневом или золотом фоне
Второй вариант написания иногда называют “Спас на чрепии”, то есть на черепице. Название дано в память о событии, когда изображение Спасителя проявилось на стене в Эфессе.
Именно такой тип иконы в настоящее время находится в Третьяковской галерее, его создание относят к XII веку. Этот особый образ был написан мастером из Новгорода и отличается величественностью изображения. На иконе Спаситель изображен с открытыми глазами, лик не выражает эмоций, спокоен.
В поисках мастера
Глубина замысла не оставляет сомнения, что двусторонняя икона задумана выдающимся иконографом. При этом живопись на двух сторонах удивляет разницей манер исполнения. Обе характерны для конца XII века, но контрастируют между собой. Лик Христа написан в идеально-гладкой манере с доминирующей правильной геометрией всех основных форм.
Алексей Лидов
Тип лица характерен для комниновского периода византийской иконописи (от имени основной правящей императорской династии XI-XII веков), с аскетичным обликом, удлиненным овалом, тонкими чертами лица, заостренным носом, артикулированным рисунком глаз и бровей
Обращает на себя внимание почти орнаментальная раздваивающаяся борода и прочерченные золотыми линиями волосы, уложенные в идеально правильную прическу. При сравнении с собственно византийскими, в первую очередь константинопольскими, образами возникает впечатление некоторой нарочитости художественного решения, негреческой декоративности всех форм, что говорит скорее о древнерусском, чем византийском вкусе.
Это древнерусское начало в изображении на обороте выражено гораздо ярче. С большой вероятностью этот образ писал местный новгородский мастер. На новгородское происхождение мастера указывают также и характерные особенности надписей, отсылающих нас к новгородскому диалекту – например, написание «ц» вместо «ч» и ряд других деталей
Обращает на себя внимание назидательная конкретность образов и упрощенно-экспрессивный стиль, чуждый константинопольских изысков и рассчитанный, при всем выдающемся мастерстве исполнителя, на яркость и доходчивость.
Этому стилю можно найти аналогии в росписи церкви Спаса на Нередице 1199 г., над которой трудился целый ряд совершенно разных по своим эстетическим установкам художников (примеры их искусства сохранились до сегодняшнего дня только в небольших фрагментах, а до гибели во время Великой Отечественной войны эти образы можно было увидеть в идеальной полноте). С большой вероятностью один из мастеров, работавших в церкви Спаса на Нередице в 1199 году, был автором и оборота иконы конца XII века. Нельзя исключить, что этим мастером мог быть иконописец Олисей Гречин, усадьбу которого около сорока лет назад раскопала Новгородская экспедиция. При этом была обнаружена целая серия связанных с ним уникальных берестяных грамот.
Святая Земля в храме – и можно ли ходить ногами по образам
Однако в гипотезах и предположениях надо быть осторожными. Мы, честно говоря, до сих пор не очень понимаем, как существовала художественная среда в Новгороде и что из себя представлял этот мастер, о жизни которого мы знаем больше, чем о любом другом средневековом художнике: археологи раскопали его усадьбу, нашли берестяные грамоты, написанные его рукой, нашли письма к нему, в том числе с уникальными заказами на иконы.
Прозвище мастера – Гречин (грек) – явно указывает на его связь с Византией. Опять-таки, не очень понятно, в чем эта связь заключалась. Вполне объяснимо желание исследователей, которые хотят связать эту икону «Спас Нерукотворный и Поклонение Кресту» именно с творчеством Олисея Гречина, обрести редкого мастера с точно известным произведением. Но данных, прямо подтверждающих это, у нас нет, и мне кажется, лучше оставить версию на уровне предположения и гипотезы, чем дальше умножать догадки там, где пока нет неопровержимых доказательств и несомненных фактов.
На данный момент мы можем быть уверены в том, что эта икона Спаса Нерукотворного с Поклонением Кресту на обороте относится к концу XII века, происходит из Новгорода и с большой вероятностью мастер или мастера, написавшие эту икону, – выдающиеся художники своего времени, принимавшие участие в росписи церкви Спаса на Нередице.
Главное – до нас дошел уникальный во многих отношениях памятник. Важный и с точки зрения художественного совершенства, поскольку, на мой взгляд, это самый совершенный образ Спаса Нерукотворного во всем византийском искусстве. Кроме того, это памятник с уникальной иконографической программой, которая, по всей видимости, связана с совершенно конкретным сакральным пространством и играла в этом пространстве принципиально важную роль.
Что образ означает в христианстве
Сложно переоценить, что обозначает лик Нерукотворного Спаса – ведь его удивительное возникновение само по себе представляет достаточно значимый аргумент в пору борьбы с иконами. В действительности именно образ является главным подтверждением того, что лик Спасителя можно изображать и использовать в качестве святыни и молиться ему о своих просьбах.
Сохранившийся на полотне отпечаток представляет собой главный тип иконографии, напоминающий про божественное начало иконописи. Это мастерство изначально обладало также описательной функцией – истории из Библии начинали оживать перед очами первых приверженцев христианства. Кроме того, раньше практически не было книг, даже знаменитого Священного Писания, представлявшего собой большую редкость в течение длительного времени. Поэтому вполне логично, что верующие очень хотели обладать зримым воплощением Спасителя.
Тот же факт, что на иконе изображается лишь лицо Иисуса призвано напомнить христианам, что они могут спастись исключительно, если установят личные взаимоотношения с Христом. А если это не произойдёт – никакие из церковных обрядов не смогут пропустить верующего в Царство Небесное.
На образе Иисус смотрит чётко на зрителей – он словно призывает каждого, кто обратит на него свой взор, последовать за Собой. Процесс созерцания образа Спаса Нерукотворного позволяет осознать истинное значение жизни в христианстве.
Известны две похожие реликвии: Плат Вероники и Туринская Плащаница
В западной христианской традиции известны две реликвии, которые очень напоминают Спас Нерукотворный.
Плат Вероники
По преданию, некая девушка по имени Вероника вышла к Иисусу Христу, когда Он нёс крест, и вытерла Его лицо льняным платком, либо просто дала его, чтобы Тот мог утеряться сам.
В некоторых версиях она дала Спасителю воды. Лик Мессии отпечатался на платке. Есть две любопытные детали этой истории:
- «Вероника» — возможное искажения латинского vera icon (истинный образ);
- На плате Вероники Христос в терновом венце, но образ часто путают со Спасом, поэтому эта деталь в иконографии, бывает, изображается не на «подобающей» иконе. Немало Спасов с этим самым венцом.
В отличие от Спаса, плат Вероники не утерян. Более того — их минимум два (есть даже больше). Какой подлинный — спорят. Возможно, что и никакой, так как предание не зафиксировано раньше XIII века.
«Вуаль Вероники» в соборе Святого Петра в Ватикане.
Ватикан не демонстрирует этот плат и некогда уничтожал все существующие репродукции под страхом отлучения от церкви.
Иезуитский историк искусства Иосиф Уилферт сообщает, что видел реликвию и она выглядела как обычный платок с двумя невнятными коричневыми пятнами.
Возможно, репродукция Плата Вероники из Ватикана
4 «Лик из Манопелло».
Венец отсутствует, что явно указывает на подделку.
«Лик из Манопелло»
Туринская Плащаница
Ткань с изображением на ней во весь рост человека, похожего на канонический образ Иисуса Христа. Преподносится, как погребальный саван Спасителя. Способ нанесения изображения долгое время оставался загадкой.
Попытки его воспроизвести вышли спорными
Христианский мир с осторожностью высказывается о подлинности реликвии. Есть компромиссное мнение, согласно которому, Спас Нерукотворный и Туринская Плащаница — это одно и то же
Просто в Эдессе ткань складывали в несколько раз, так что оставалось видно только лицо. Исторически это возможно. Спас последний раз видели в 1204 году, а о Плащанице впервые сообщили в 1353 году.
Туринская Плащаница может быть тем самым спасом нерукотворным
Различные типы образа
Изображение, появившееся на глиняной доске, закрывавшей нишу, в которой был замурован образ, стало причиной того, что теперь икона Спаса Нерукотворного представлена в двух вариантах. Существует изображение Пречистого Лика на убрусе, он так и называется «Убрус» (в переводе – платок), и без убруса – «Чрепие». Оба типа икон в равной степени почитаются православной церковью. Надо заметить, что западная иконография представила ещё один тип этого образа. Он называется «Плат Вероники». На нём Спаситель изображён на плате, но в терновом венце.
Рассказ будет неполным, если не коснуться истории его появления. Этот вариант образа связан со Страстями Христовыми, а точнее, с эпизодом несения креста. По западной версии, святая Вероника сопровождая Иисуса Христа на его крестном пути на Голгофу, отирала Его лицо от капель крови и пота льняным платком. Пречистый лик Спасителя отпечатался на нём, сохранив черты, присущие Ему в тот момент. Поэтому в данной версии Христос изображён на плате, но в терновом венце.
История святого Лика
Образ Христа «Спас нерукотворный» имеет особо значение для иконописи. Эта икона имеет два варианта создания — на платке (Мандилиона), на плите (Керамион). Легенда появления образа гласит, что в своем время царь Авгарь заболел проказой и попросил Иисуса исцелить его. Спаситель написал ему ответное письмо, но излечение не наступало.
Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Захария Печерского, постника
Поэтому Авгарь отправил своего слугу, чтобы тот нарисовал портрет Иисуса. Видя неудачные попытки художника, Сын Божий попросил принести ему чистое полотенце и воду. Умывшись, он запечатлел свое отражение на куске ткани. Когда слуга царя возвращался домой, он остановился на ночь в городе Иераполь и спрятал платок с ликом Христа в куче камней. Наутро на одном из них отпечатался образ Спасителя. Когда царь Авгарь прикоснулся к святому Лику, исцеление больного произошло сразу же.
Мандилиона и Керамион были доставление в Константинополь, а по истечению продолжительного времени попали и на территорию Руси. Образ Иисуса на платке имеет немного большее значение, чем на черепице. Но помощь обязательно приходит ко всем, кто молится перед этим чудотворными изображениями.
От чего оберегает
Согласно историческим исследованиям первые сведения об изображении святого лика Спаса Нерукотворного датируются началом четвертого века. Уже тогда верующие поклонялись святыне и верили в чудотворное воздействие образа. На территорию России подлинник полотенца так и не попал, но в Спаса-Преображенском храме и Новоспасской обители хранятся чудодейственные копии.
Среди необъяснимых волшебных исцелений, свидетелями которых были тысячи прихожан:
- возвращение зрения у слепых людей;
- паломнический поход с иконой остановил крупный пожар в центре России;
- множественные избавления от чумы и холеры;
- залечивания ран после тяжелых военных сражений у воинов монастырского прихода;
Верующие поклоняются святыне с целью устранения материальных проблем, восстановления благополучия семьи. Говорят, что молитва к иконе помогает в поисках потерявшихся людей. К образу спешат безнадежно больные люди, которым врачи отказываются делать операции и ставят смертельные диагнозы.
Рис 6 Одну из святейших икон православия советуют всегда держать в доме людям, которые находятся длительное время в поездках или перелетах. Молитву перед иконой читают путешественники, мореплавателя и альпинисты. Спас Нерукотворный признан святым образом, спасающим от несчастных случаев в дороге и на производстве.
Во всех случаях, когда срочно требуется помощь или защита Иисуса Христа прибегают к образу Спаса Нерукотворного. Искреннее обращение, от всего сердца, с чистыми помыслами, с добротой обязательно будет услышано Всевышним. Нельзя забывать о том, что к ликам святых, даже находящихся в доме, а тем более в храме, стоит относиться с должным почтением и уважением.
Послеиконоборческий период
В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в русской традиции Умиление), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия ( в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе — чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей.
Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова ; икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.).
Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов. Упоминавшаяся икона типа Елеусы из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью «Влахернитисса», что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме Константинополя. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано поручительница, ходатаица или покровительница; образы Одигитрии могут иметь надписи «Елеуса» (монастырь Хиландар, Афон, XIV в.), «Прекрасная» и «Душеспасительница» (обе — XIV в., музей в Охриде (Македония)); «Преблагодатная» и «Всецарица» (обе — XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано «Путеводительница» ( в?, ЦАК МДА).
Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник», находившийся в одноименном храме вблизи Константинополя. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика монастыря Хора в Константинополе; церковь св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347–1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска монастыря св. Павла на Афоне, 1423; русская икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в русской среде были распространены иконы, основанные на литературных эпитетах Богородицы, такие как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др.
Изображение Иисуса Христа
Первой иконой, на которой изображен лик Спасителя, считается образ Спаса Нерукотворного. По Преданию Церкви, икона получила свое название благодаря тому, что лик Иисуса Христа не был делом рук художника. Правитель города Эдессы Авгарь Ухама был неизлечимо болен проказой. Он послал в Палестину своего слугу Ананию, чтобы изобразить Иисуса Христа на холсте. Христос умылся, отёр Свое Лицо и на полотне чудесным образом остался отпечаток Его лика. Так был явлен миру нерукотворный образ Спасителя. Это изображение было принесено в Эдессу и Авгарь исцелился от проказы. Образ Иисуса Христа был размещен над вратами Эдессы. Со временем “Спас Нерукотворный” был утерян, но чудотворные списки этой иконы существуют в наши дни.
Изображения Иисуса Христа появились в первые века христианства в римских катакомбах. Часто образ Спасителя имел аллегорический вид. Господь изображался в виде
- ягненка (агнца) (Ин. 1:29),
- пеликана (символ милосердия, разорвал себе грудь, чтобы кровью накормить птенцов),
- дельфина (спаситель утопающих), пронзенного трезубцем,
- ягнёнка под якорем, символизирующим крест,
- рыбы (ихтис).
Также были распространены антропоморфные изображения: Орфей, играющий на арфе, пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Но Трулльский собор в 692 годузапретил изображать Иисуса Христа в аллегорическом виде.
Изображения Спасителя, близкие традиционным иконописным образам, распространены начиная с VI века.