Третий спас 2021: история, традиции, приметы и гадания, что нельзя делать 29 августа

Содержание:

Народные традиции праздника

Яблочный спас называют еще «первые осенины», поскольку в этот день уже подбираются осенние холода, и можно встречать новое время года. Лето шло на убыль, крестьяне собирали урожай в полях и садах. В храмы несли для благословения яблоки. Над ними священник читал специальную молитву — «На освящение начаток овощей (плодов)».

После этого верующим разрешалось употреблять в пищу яблоки и другие фрукты из нового урожая. Особенно строго в древние времена относились к запрету родители, потерявшие детей. Считалось, что если отказываться от лакомства плодами, то на том свете умерших детишек угощают гостинцами и золотыми яблочками. Набожные люди утверждают, что яблоки в этот день обладают особой волшебной силой, и кушанье ими помогает осуществлять загаданные желания.

В этот праздник хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье. На угощение приглашали родных и знакомых. Была традиция угощать нищих — во славу Божию. Если кто-то отказывался исполнить это доброе дело, его всячески порицали:

Также на Яблочный Спас пели песни, провожали солнце в поле. До дня праздника нужно было успеть убрать урожай пшеницы и заготовить лекарственные травы.

Положительная и отрицательная стороны искупления

Обозначенное понимание искупления это, можно сказать, отрицательная его сторона, но не в том смысле, что оно носит какой-то негативный характер, а в том, что оно указывает лишь на восполнение утраченного, устранение преград. Положительная же сторона искупления, по мнению многих и святых отцов, и современных богословов заключается в том, что, помимо выкупа, Господь еще и примиряет человека с Собой, усыновляет нас. Это акт безграничной любви Бога к человеку. У свт. Иоанна Златоуста есть прекрасные слова на этот счет. Он говорит, что благодаря спасительному подвигу Христа, Господь нас не просто не накажет за грехопадение, но и наградит такими дарами, будто мы совершили большое количество добрых дел.

О Христе как Спасителе кратко

Начать, наверное, стоит со «стандартных» определений, которые можно встретить во многих учебниках по догматике. Почему Христа называют Спасителем? Потому что Он нас спас от:

  • греха;
  • проклятия;
  • смерти.

Раскрытие каждого из этих пунктов можно найти в Священном Писании, ведь именно Библия является одним из основных источников христианских догматов. В Послании к ефесянам апостол Павел указывает, что во Христе, по изобилию благодати, мы обретаем искупление и прощение грехов (Еф. 1, 7). В послании к Галатам читаем, что Иисус «искупил нас от клятвы закона» (Гал. 3, 13). Свят. Григорий Богослов здесь поясняет, что Господь испытал проклятие человечества на Себе, понеся наши страдания и болезни, возникшие в результате беззакония. В послании же к Евреям находим указание, что Сын Божий воспринимает наши плоть и кровь, дабы Своею Смертью упразднить того, кто владеет смертью, т.е. дьявола, а также избавить нас от его власти, как подверженных страху смерти (Евр. 2, 14-15). Получается, что дьявол и смерть связаны и в спасении от смерти мы подразумеваем также спасение от власти «князя мира сего». У прп. Ефрема Сирина, как и многих других отцов, можно встретить, скажем так, расширение этой мысли до понимания вечной смерти, простирающейся далеко за границы земного пути человека.

Как празднуют Преображение Господня?

Накануне Преображения Господня в храмах проходит Всенощное бдение. А утром 19 августа совершается полиелей — это самая торжественная часть Утрени, читаются каноны, которые подчеркивают величие события, которое произошло на вершине горы Фавор.

Также в праздничный день совершается литургия. Во время службы священники надевают белые одежды – они символизируют небесное сияние, тот самый фаворский свет, который увидели апостолы во время преображения Христа.

19 августа прихожане приносят в храм плоды нового урожая – виноград, яблоки, груши, колосья пшеницы для того, чтобы освятить. Чин освящения плодов в церкви имеет большое значение для верующих. Согласно Типикону, до Преображения Господня запрещается есть виноград и другие плоды нового урожая: “Если кто из братьев съест виноград раньше праздника Преображения, то за своё непослушание получит запрещение: не есть виноград весь месяц август (то есть до 1 (14) сентября), так как нарушил заповеданный устав, таким образом и все остальные научатся соблюдать устав святых отцов”.

Также на Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье и зазывали гостей.

Медовый Спас, народные приметы

Спас в августе имеет ряд примет, на которые жители Руси советовали обращать внимание: Так, считалось, что в день Маковея женщине будут прощены все ее грехи. Ранее в этот день святили воду и колодцы и в последний раз купали домашних животных

Также на Спаса было принято начинать засевать поля.

Народные приметы на Медовый Спас:

  • Считается, что в день Медового Спаса есть возможность побороть любой недуг, если помолиться Высшим Силам и умыться водой из трех источников.
  • В день Спаса собирают первый мед и пробуют лакомство только после освящения в церкви. Такой обычай сулит здоровье и процветание семьям.
  • Еще одна примета гласит, что 19 августа можно защитить дом и близких людей от нечисти с помощью маковых зерен. Их собирали и разбрасывали по полу, чтобы нечистые силы не могли проникнуть в жилище и причинить зло.
  • Ночь на Медовый Спас холодна — осень коротка, а зима близко.
  • По примете, в день праздника обрести удачу и богатство можно, если от всего сердца помочь ближнему, а также угостить малоимущих и оказать им посильную поддержку.
  • Промокнуть в сильный дождь на праздник — к большой удаче на весь год.
  • По примете, в этот день ссориться — весь год провести в конфликтах и навлечь на себя неудачи.
  • Работать на Спас — Высшие Силы гневить, со здоровьем попрощаться.
  • Встретить Медовый Спас в неубранном доме — к беде и нищете.
  • В праздник ребенка крестить — счастливую жизнь ему обеспечить.
  • На Спас все еще цветут одуванчики — осень будет теплой.

Традиции и обычаи: что нужно делать на Яблочный Спас

Итак, понятно, почему Спас называют яблочным. Но что же нужно делать в этот день сегодня? Живут ли народные традиции наших предков в 21 веке? Как ни странно, да. И во многом этому помогла церковь.

Традиционно в день Спаса люди несут в церковь яблоки, виноград, другие фрукты и овощи, чтобы освятить их. Небольшую часть можно оставить в храме после богослужения, чтобы все желающие смогли насладиться этим приятным «вкусным» праздником.

В этот день принято также готовить различные блюда из яблок – излюбленную шарлотку, пирожки, булочки, блинчики с яблоками, яблочное варенье и многое другое. Можно сходить в гости или позвать к себе домой родных и близких и устроить «внеплановое» застолье. Не возбраняется и выпить немного кагора.

А еще можно совершить «обряд на удачу» – разрезать яблоко на 2 половинки, вырезать сердцевину и укрепить свечу в мякоти фрукта. С яблоком можно обойти весь дом и прочитать молитву.

Либо просто загадать желание. Считается, что в этот день плоды яблони обладают особой силой. Поэтому их непременно нужно отведать.

Программы

Текущие

  • «Новый день» — информационная программа
  • Завет — по будням в 18:00
  • ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА — по будням в 20:00
  • До самой сути — по будням в 21:30
  • «Вечность и время» — ведущий Борис Костенко
  • «Национальное достояние» — культурно-просветительская и образовательная программа для детей и юношества
  • «Диалог под часами» с протоиереем Дмитрием Смирновым
  • «Не верю!» — разговор священника с атеистом
  • «Монастырская кухня»
  • Я тебе люблю — по субботам в 10:00
  • И будут двое… — по субботам в 12:00
  • «Я хочу ребенка»
  • Святые дня
  • Церковь и мир
  • СЛОВО
  • ЩИПКОВ

Архивные

  • Прямой
  • «Пятёрка по экономике» с Михаилом Хазиным
  • «Русский час» с протоиереем Дмитрием Смирновым
  • «Сетевые войны» с И. В. Горячевым
  • «Вехи» с А. Г. Дугиным
  • «Итоги дня»
  • «Философские чтения»
  • «Церковный вестник»
  • «Печатное слово»
  • «Точка опоры» (с Наталией Ининой и протоиереем Ильей Дорогойченко)
  • «Основы православной культуры»
  • «Событие» — информационная программа
  • «Россия и Мир» — ведущий Борис Костенко
  • «Консервативный клуб» — ведущий Борис Костенко
  • «В поисках смысла» — телевизионный дебют журналиста, вице-президента «Медиа Союза» Елены Зелинской
  • «Мой путь к Богу» — ведущий священник Георгий Максимов
  • «Единство истории»
  • «У водоразделов мысли»
  • «Русские судьбы»
  • «Школа милосердия» — ведущая Наталия Долина
  • «Монастыри России»
  • «С Божией помощью!» — ведущая Галина Теряева
  • «Седмица»
  • «Радость моя». Культурно-просветительские и образовательные программы для детей и юношества
  • «Апостолы Руси». Программа из цикла «Русские праведники»
  • «Начальник кухни»
  • «Фома»
  • «Прямая речь» с Олесей Николаевой

Традиции на Яблочный Спас

Яблочный Спас связан с целым рядом примет и обрядов, которые в основном соотносились с Успенским постом и были посвящены проводам лета и чествованию нового урожая. Главная традиция — освящать на Яблочный Спас плоды нового урожая, в первую очередь яблоки, а также виноград и другие дары земли. Считалось, что освященные в Яблочный Спас плоды приобретают целебную силу и как нельзя лучше подходят для «спасения» в Успенский пост.

Освященные яблоки в этот день ели сырыми, из них делали всевозможные блюда, их запекали с медом (освященным раньше, в Медовый спас). Яблоки, другие фрукты и мед шли на изготовление постных пирогов и другой выпечки. Из яблок готовили напитки: компоты, взвары, сидры, также в этот день начинали заготавливать плоды нового урожая впрок — варили варенье, повидло и так далее.

/ Федеральное агентство новостей

На Руси на Яблочный Спас начиналась массовая торговля яблоками и другими фруктами, их продавали целыми возами, устраивая ярмарки и гуляния.

В этот день было принято одаривать яблоками друзей, родных, соседей, а также нищих; люди устраивали семейные чаепития, дарили друг другу яблочные пироги. Традиция одаривать в этот день близких яблоками и яблочной выпечкой жива и поныне.

Медовый Спас (14 августа) — первый Спас

В христианстве Медовый Спас именуется праздником Животворящего Креста Господня. Много веков назад, в летнюю августовскую жару, в Константинополе люди толпами гибли от болезней. Дабы исцелить народ, из собора выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили по городу. Отсюда и пошло название.

Но в миру Спас называют именно Медовым: пчеловоды как раз начинают сбор медового урожая. Непременно несут его в церковь — освятить. Вечером этого дня в деревнях и селах на пасеку обязательно заглядывали ребятишки — медку поесть. Говорили, что «на Первый Спас и нищий медку попробует». Так и было. Всех привечали в этот день. Хозяюшки пекли медовые пряники, плюшки, пирожки, затевали блины с медом.

Так как праздник совпадал с началом Успенского поста, то и угощения предпочитали постные. Например, делали постную медовую коврижку.

Рецепт медовой коврижки на Медовый Спас

150 грамм сахара смешать с 250 граммами меда и с 130 миллилитрами воды. Прокипятить и оставить сироп остывать. В это время просеять 500 грамм муки. Добавить к ней сироп, 50 грамм маргарина, щепотку корицы и щепотку соды, гашенной уксусом. Замесить тесто. Раскатать из него лепешки, с помощью вилки проткнуть каждую в нескольких местах. Поставить лепешки в духовку на полчаса при температуре 180-200 градусов.

Есть у этого Спаса и другие названия. Например, Мокрый, ведь издревле на Руси было принято в этот день совершать малое водоосвящение. Или Маковый — в этот день начинали собирать созревший мак. Какие сладкие булочки с ним получались!

История Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввел в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твердо перенес муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э., и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Святые мученики Маккавеи

Ореховый Спас (Третий, Хлебный, Холщовый)

Завершалась череда праздников 29 августа (к этому же дню заканчивался и Успенский пост). Наступал Ореховый спас – он же Третий или Хлебный.

Женщины ходили в леса запасаться орехами, мужчины убирали зерно. Поэтому на стол ставили свежевыпеченный хлеб, булочки, пирожки, крендельки и другие лакомства. Украшали его и орехами – их использовали в свежем виде или в составе различных блюд.

Внимательно следили и за погодой. Приметы на Ореховый спас были такими:

  • Если журавли полетели на юг – на Покров будет холодно (праздник выпадает на 14 октября).
  • Если пошел дождь с грозой – бабье лето будет продолжительным.
  • Если при сборе попался орех с червяком – жди беды.
  • Однако не все так плохо: если хочешь оградить себя от злых сил, возьми два ореха: первый съешь сам, а второй отдай первому встречному.

Также считается, что из ореховых ветвей нужно делать обереги, которые будут защищать от злых духов. А если человек попарится ореховым веником, то уйдут все болезни и сглазы.

Гадания в Ореховый Спас

На Третий Спас девушки гадают на свою судьбу — на орехе. Для гадания нужно сорвать ореховый плод с дерева и попробовать его на вкус. По нему можно узнать свое будущее:

  • сладкий плод — к любви,
  • неспелый — к новости,
  • гнилой — к неудаче,
  • горький — к слезам.

Отыскать же два сросшихся ореха — небывалая удача. Такой плод нужно сохранить, ведь он сулит финансовую прибыль.

В народном календаре Ореховый Спас известен так же, как Холщовый. В этот день популярностью пользовались ярмарки, на которых продавали холсты. Отсюда берет начало традиция, по которой следует купить хоть что-то, даже самую простую вещицу. Иначе весь следующий год можно провести в бедности.

В церковной традиции этот праздник принято называть Спас Нерукотворный. Предание гласит, что именно в этот день Спаситель, проснувшись, вытер лицо полотенцем, и на нем отразился его лик. Поэтому к Ореховому Спасу относились с особым почтением.

Сегодня на Яблочный, Медовый и Ореховый Спас можно приготовить все, что вы любите. И даже побаловать себя бокалом хорошего вина. Церковь допускает послабления, но все хорошо в меру. 

Работать в эти дни не возбраняется, а если есть какие-то важные дела, их лучше отложить на потом. Желательно прийти в церковь и освятить дары природы. А вечер провести с родными и близкими.

Кто написал «Спас Нерукотворный»?

Первые списки иконы стали появляться сразу после установления христианства на Руси. Считается, что это были византийские и греческие копии. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой был сам Спаситель, хранилась у царя Авгаря, и ее описание дошло к нам благодаря документам

Есть несколько важных деталей, на которые стоит обратить внимание, рассматривая портрет:

  1. Материя с отпечатком была натянута на деревянную основу и этот образ является единственным изображением Иисуса, как человеческой личности. На других иконах Христос представлен или с какой-то атрибутикой, или совершающим определенные действия.
  2. Образ «Спаса Нерукотворного» в обязательном порядке изучается в школе иконописцев. Кроме этого, они должны сделать список в качестве первой самостоятельной работы.
  3. Только на этой иконе Иисус представлен с нимбом замкнутого типа, что является символом гармонии и указывает на завершенность мира.
  4. Еще один важный нюанс иконы «Спас Нерукотворный» – лицо Спасителя изображено симметрично, вот только глаза немного скошены на бок, что делает образ более живым. Изображение симметрично не просто так, поскольку оно указывает на симметричность всего, что создано Богом.
  5. Лицо Спасителя не выражает ни боли, ни страданий. Смотря на образ можно увидеть спокойствие, равновесие и свободу от каких-либо эмоций. Многие верующие считают его олицетворением «чистой красоты».
  6. На иконе представлен потрет, но на картинах изображают не только голову, но и плечи, а здесь они отсутствуют. Эту деталь трактуют по-разному, так считается, что голова указывает на главенство души над телом, а еще это служит напоминанием о том, что главным для церкви является Христос.
  7. В большинстве случаев лик изображается на фоне ткани с разными видами складок. Есть варианты, когда портрет представлен на фоне кирпичной стены. В некоторых традициях полотно держится на крыльях ангелов.

«Спас Нерукотворный» Андрей Рублев

Известный художник представил миру большое количество икон и важное значение для него имел образ Иисуса Христа. У автора есть свои легко узнаваемые черты, например, мягкие переходы света в тень, которые полностью противоположны контрастам

Икона «Спас Нерукотворный», автор которой Андрей Рублев, подчеркивает необыкновенную мягкость души Христа, для чего использовалась нежная теплая гамма. Из-за этого икону называют «светоносной». Образ, представленный художником, был противоположным византийским традициям.

«Спас Нерукотворный» Симон Ушаков

В 1658 году художник создал свое самое известное произведение – лик Иисуса «Спас Нерукотворный». Икона была написана для монастыря, расположенного в Сергиевом Посаде. Она имеет небольшие размеры – 53х42 см. Икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» была нарисована на дереве с использованием темперы и автор применял для написания художественные приемы характерные для того времени. Образ выделяется полной прорисовкой черт лица и светотеневой передачей объема.

Яблочный Спас (Второй, Средний, Спас на горе)

Спустя пять дней, 19 августа, отмечался Яблочный Спас (он же Второй, Средний или Спас на горе). Согласно церковному преданию, в этот день состоялось преображение, когда Христос со своими учениками взошел на гору Фавор, и в какой-то момент его лицо стало белоснежным.

Получается, что оба праздника — Преображение Господне и Второй Спас — совпали, поэтому верующие несут освящать яблоки и другой урожай в храмы именно в этот день.

Праздничный стол

На стол в Яблочный Спас принято ставить блюда с яблоками – испеките шарлотку, блинчики, сделайте красивую нарезку, словом, побалуйте себя и своих близких.

Печеные яблоки

Если уж совсем нет времени возиться с выпечкой — сделайте просто печеные яблоки к вашему столу. Готовить их просто и быстро, а вкусны они необычайно. Кстати, по этому рецепту запекать можно любые яблоки.

Ингредиенты: яблоки, мёд или сахар.Как готовить: яблоки помыть, положить в форму на пергаментную бумагу (или солому) и запечь в негорячей духовке или поставить в печь в легкий дух. Если поставить яблоки в очень горячую печь или духовку, они могут пригореть или растрескаться. Как только яблоки покрылись румяной корочкой, значит пришло время доставать угощение из духовки.

Едят печеные яблоки с мёдом, сахаром или со сладким молоком.

Приметы и обычаи

С Яблочным Спасом связано множество примет. Например, какой будет погода в этот день, такой и осень: дожди – к осадкам, сухая погода – к теплому сезону. Такая же история и с январем: если в спас дождливо, месяц будет снежным, а если тепло – ожидается мороз и солнце, как в поэзии Пушкина.

Были и другие поверья – например, если муха 2 раза на руку сядет, это к большой удаче. Поэтому сгонять ее ни в коем случае нельзя – можете потерять свой успех.

В народных песнях Спас предстает как надежный покровитель и помощник крестьянина во всех его делах этой поры. Праздник Спас после Святых Петра и Ильи и дальше продолжает срывать листья к зиме: «Пришёл Петрок, сорвал листок; пришел Илья, сорвал два; пришел Спас — нарвал в запас».

На Спас широко устраивались ярмарки, где крестьяне продавали плоды нового урожая, мёд. Вообще, праздник Яблочный Спас в народе особенно почитали. Бабушки строго-настрого запрещали рвать яблоки в саду к «Испасу». 19 августа их собирали, освящали в церкви, после чего можно было угощаться любимым фруктом сколько угодно.

В народе об этом говорили: «Хорошо яблочко к Испасу». Возвращаясь из церкви, освященными яблоками угощали родственников, соседей, даже просто прохожих. Также их оставляли и на кладбище для усопших близких.

По приметам, в народе Спас считали днем ​​отлета аистов. Существовала, например, такая примета:

  • если аисты начинали готовиться к вылету в теплые края за неделю перед Спасом, ожидалось, что зима наступит раньше и будет морозная, а весна холодная;
  • если же после Спаса — осень будет теплая, зима поздняя, ​​а весна холодная.
  • Как это не печально, но отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы. Так и говорили: «Спас — бери рукавицы про запас», «Спас — лето шасть!»

Гадания на Спас

А еще на праздник Яблочного и Медового Спаса можно организовать интересные гадания – на любовь, на судьбу, на достаток

Например, вот как можно погадать в Яблочный спас просто на желание – неважно какое, главное, чтобы оно было искренним

Берут сразу 3 яблока – зеленое, желтое и красное. Их кладут в ящик или мешок (ткань не должна просвечивать). Затем нужно уединиться и мысленно представить свое желание, проговорить его вслух. После этого из коробки сразу вытягивают одно яблоко и определяют результат по его цвету:

  • красное – мечта непременно исполнится, и причем довольно быстро; возможно, вам повезет, поэтому все сложится само собой;
  • желтое – желание сбудется, но вам предстоит пройти кое-какие испытания;
  • зеленое – пока ваша мечта находится в проекте, она вполне может исполниться, но не сейчас; возможно, желание просто несвоевременно.

А еще в Яблочный Спас можно устроить и такое гадание на будущее: взять яблоко, срезать верхушку достаточно глубоко (семечки должны быть видны)

А теперь обратите внимание на срез: если он симметричный, и зернышки образуют красивый узор, мечта точно сбудется. А если нет – вам придется приложить определенные усилия

Но если вы пойдете до конца, то наверняка добьетесь желаемого.

№1 Первый Спас – мокрый, или «Спас на воде» – в этот день следует запастись святой водой.

Ежегодно во время августовской жары в Константинополе случались страшные эпидемии, которые уносили с собой тысячи жизней. В IX веке для предотвращения очередного мора византийские правители вынесли для всенародного поклонения великую христианскую реликвию, хранящуюся в царских покоях. Часть Животворящего Креста, того самого, на котором страдал Христос, установили посреди храма Святой Софии. У Честного Древа совершались водосвятия, с ним обходили крестными ходами городские улицы – и многочисленные недужные получали исцеления.

Смертоносная эпидемия была остановлена, а традиция выносить часть Животворящего Креста для поклонения и святить воду стала ежегодной. На Руси это празднование объединилось с воспоминанием о Крещении Руси, которое согласно хронографам XVI века случилось 1 августа 988 года (по старому стилю). И сегодня в этот день в православных храмах совершается чин освящения воды.

Побывать на молебне и принести домой святую воду – «правильная» традиция. Хотя название «Спас на воде» является народным выражением, а не названием церковного праздника.

Любимые августовские праздники — три Спаса

Всего в церковном календаре три Спаса. Первый, именуемый Спасом на воде, приходится на 14 августа. В этот день верующие спасались от эпидемий и инфекций, усиленных летней жарой, с помощью святой воды, выносимой из церкви. Другое известное название — Медовый Спас, праздник получил по той причине, что с этого дня было дозволено есть мед.

Самым главным из трех считается Второй Спас — Яблочный или Праздник первых плодов 19 августа. После него разрешается употреблять в пищу яблоки и другие фрукты. Особенно строго в древние времена относились к запрету родители, потерявшие детей. Считалось, что если отказываться от лакомства плодами, то на том свете умерших деток угощают гостинцами и золотыми яблочками. Верующие люди утверждают, что яблоки в этот день обладают особой волшебной силой, и лакомство ими помогает осуществлять загаданные желания.

Третий Спас в народе называют Ореховым, в церковном календаре он значится 29 августа. Обычно к этому сроку орехи становятся зрелыми и пригодными в пищу. Также православные зовут его Спасом на полотне, в знак того, что лик Иисуса отпечатался на куске ткани. В этот день коробейники традиционно устраивали распродажу холстов и полотен.

Обряды на любовь, красоту и замужество проводят на Яблочный спас

В Древней Руси незамужние девушки на Яблочный спас гадали на суженого. Они привязывали к веревке яблоко и вращали его над костром. Чьё яблоко упадет первым в огонь, та девушка встретит своего суженного и выйдет замуж. Если яблоко не упадет, то замуж девица в том году не выйдет.

Чтобы увидеть суженого во сне, девушка должна была обвить красной тесьмой яблоню, которая считалась проводником.

Замужние женщины могли узнать, изменяет ли им муж. Для этого на огонь клали решетку и семечко из яблока и приговаривали: «Если любишь — лети, если нет – сгори». Если семечко лопалось, значит, муж был верен, если тлело и горело – возлюбленный изменял.

Чтобы стать красивой, утром шли на церковную ярмарку и покупали яблоки, освящали их на утренней службе в церкви и ставили в храме три свечи за здравие. Вечером дома устанавливали три свечи вокруг яблока, зажигали их и читали заговор: «Как красно яблоко, так пусть и я красой стану, как сладко яблоко – пусть жизнь моя сладкой будет. Аминь». Заговор читали три раза. Затем свечи тушили и прятали. Утром на голодный желудок съедали ложку меда и яблоко.

Какие богослужебные особенности и традиции трех Спасов?

Происхождение честных древ Креста Господня. Двухсторонняя выносная икона. Русский Север. XVII в.

В день памяти Изнесения Честных Древ Креста Господня и Всемилостивого Спаса на Утрени из алтаря на центр храма выносится Крест для поклонения верующим. Это один из трех раз в году: Крест также полагается на середине храма в праздник Воздвижения Креста и в Крестопоклонную Неделю в Великом посту. В этот день освящается вода. В Византии август был очень жарким, что дополнительно провоцировало вспышки болезней и их распространение. В связи с этим из императорского дворца износился Крест. С ним совершались шествия по всему Константинополю. За день до памяти в честь Успения Богородицы (15/28 августа) Крест возвращали в царские палаты.

Совершается освящение меда, которое связано с тем, что в это время начинается основной сбор этого нектара. В некоторых местах есть традиция освящать мак, так как название этого растения созвучно с прозвищем семи мучеников — Маккавеи. Их память приходится также на этот день. Кроме того, с 1/14 августа начинается Успенский пост, который продлится две недели.

Богослужение праздника Преображения Господня совершается более торжественно, чем на Медовый или Ореховый Спасы. На Утрене после полиелея поется величание. А после Божественной литургии освящаются фрукты. На Руси к этому времени поспевали яблоки. Отсюда и название — Яблочный Спас. На Востоке к началу августа созревали виноград и злаки, которые верующие приносили в храм в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. В первые века часть урожая христиане жертвовали для совершения Таинства Евхаристии.

Освящение орехов в день перенесения из Эдессы в Константинополь
Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа обосновано тем, что в
нашей стране к этому времени созревают лесные орехи.

Вещание

Цифровое эфирное телевидение

23 октября 2013 года в 15:00 по московскому времени Российская телевизионная и радиовещательная сеть (РТРС) начала цифровое эфирное вещание телеканала «СПАС» на второй позиции в составе второго мультиплекса РТРС-2, в стандарте DVB-T2.

Спутниковое вещание

  • Вещание осуществляется со спутника «Ямал 200 № 1» 90° в.д. (сигнал охватывает практически всю территорию Российской Федерации, страны СНГ, Балтии, Восточной Европы, ряд Западно-европейских стран, а также страны Центральной и Юго-восточной Азии).
  • Вещание также осуществляется с платформы «Триколор ТВ» (пакет «Единый») через спутники «Экспресс-АМУ1», 36° в. д., «Экспресс АМ7», 40° в. д., «Экспресс АМ6» 53° в. д., «Ямал-402» 54,9° в. д.; с платформы «НТВ-Плюс» (пакет «Базовый») через спутник «Экспресс-АМУ1», 36° в. д., Eutelsat W4, 36° в.д.; с платформы OTAU TV через спутники KazSat-3 58,5° в. д., Intelsat 904 60° в. д.; с платформы «МТС ТВ» через спутник ABS-2, 75° в. д.; с платформы «Телекарта» (пакет «Безлимитный») через спутник Horizons-2 85° в. д.; с платформы «Восточный Экспресс» (пакет «Безлимитный Восток HD») через спутник «Экспресс АМ5» 140° в. д.

Кабельное и IP-телевидение

  • Транслируется кабельными операторами РФ и стран СНГ (в том числе ООО «Комстар-ОТС», («Стрим-ТВ»), «Комстар-Регионы», ООО «Комкор-ТВ» (АКАДО) и т. д.).

№2 14 августа на первый (Медовый) Спас следует освятить мед. Он получит целительную силу.

14 августа православным, во-первых, следует вспомнить Того, кто орудие позорной казни сделал древом жизни, во-вторых, вступить на поприще Успенского поста. Празднество этого дня связано не с продуктами пчеловодства, а с утвердившейся традицией износить часть Животворящего Креста для общенародного поклонения.

А Медовым праздник назван в народе, потому что в это время наступает срок сбора нового меда. Наши верующие предки во всех делах уповали на Господа, любое, даже самое малое, начинали и завершали молитвой, а в знак благодарности за дары и милости несли в церковь Богу всё самое лучшее, что у них было. А так как в этот день совершалось освящение воды, то появилась благочестивая традиция заодно освящать именно мед. Но это никак не связано с истинным значением праздника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector