Забота церкви о чистоте христианского учения — о сути православной догматики
Содержание:
- Догмы в юриспруденции
- Религиозные догмы
- Догматы веры
- Основные догматы христианства (их 12), принятые на Вселенских соборах, Православие признает
- Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
- Зачем Церкви нужны догматы и каноны — часть II
- Основные догматы христианства
- Догматы в других религиях и сферах
- Употребление термина догмат в христианстве
- Основные догматы христианства
- Буддизм
Догмы в юриспруденции
Догмы различаются в зависимости от права той или иной страны. Поэтому общепризнанных и общеприменимых правовых догм не существует. Так как правовая система общества находится в состоянии постоянных изменений, в юриспруденции принято использовать термин правовая (или юридическая) доктрина.
Правовая доктрина
Под правовой доктриной понимаются работы учёных в сфере юриспруденции, которые могут использоваться для решения какого-либо правового спора. В России правовая доктрина не является источником права.
В мусульманском праве активно применяются правовые доктрины. Так, судья при наличии пробела в законе вправе ссылаться на труды признанных юристов.
В английском праве есть такие понятия, как доктрина поглощения наказаний (doctrine of merger), доктрина материальной консолидации (doctrine of substantive consolidation), доктрина государственного иммунитета (doctrine of state immunity).
Доктрина Тобара
Доктрина, сформулированная министром иностранных дел Эквадора Карлосом Тобаром в марте 1907 года. Эта доктрина предписывает не признавать правительства, пришедшие к власти неконституционным путём (в результате насильственной смены верховной власти). Доктрина впервые была применена президентом США Вудро Вильсоном в 1913 году по отношению к организатору государственного переворота в Мексике Викториано Уэрта.
Доктрина Эстрада
Доктрина была сформулирована министром иностранных дел Мексики Хенаро Эстрада в 1930 году. Согласно этой доктрине правительство какой-либо страны для признания законности своей власти не нуждается в письменном признании со стороны других государств. Другие государства должны лишь определить для себя, готовы ли они устанавливать дипломатические отношения с новым правительством.
Религиозные догмы
Несмотря на стремительный прогресс, которого достигла за последние десятилетия наука, ум некоторых людей до сих пор отягощен постулатами, навязанными различными религиями и верованиями. Приверженцы тех или иных теологических концепций уверены, что именно их система взглядов верна, а все, кто думают иначе, – это «заблудшие души».
Практически всегда догмы используются как орудие манипуляции человеческим сознанием. С помощью религиозных аксиом программируется поведение целых групп людей.
Такие общности фанатиков настроены враждебно по отношению к своим идеологическим оппонентам. Печальные результаты этих противостояний человечество испытало на себе в прошлом и продолжает страдать от них и в XXI веке.
Догматы веры
До́гматы
— это непререкаемые вероучительные истины (аксиомы христианского вероучения), данные через Божественное Откровение, определенные и сформулированные Церковью на Вселенских Соборах (в отличие от частных мнений).
Свойствами догматов являются: вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.
Вероучительность
означает, что содержанием догматических истин является учение о Боге и Его икономии (т.е. Божьего замысла о спасении человеческого рода от греха, страдания и смерти).
Богооткровенность
характеризует догматы как истины, открытые Самим Богом, ибо Апостолы приняли учение не от человеков, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1:12). По своему содержанию они не являются плодом деятельности естественного разума, подобно научным истинам или философским утверждениям. Если философские, исторические и научные истины относительны и со временем могут уточняться, то догматы — это истины абсолютные и неизменные, ибо слово Божие есть истина (Ин. 17:17) и пребывает вовеки (1Пет. 1:25).
Церковность
догматов указывает на то, что только Вселенская Церковь на своих Соборах придает христианским истинам веры догматический авторитет и значение. Это не значит, что Церковь сама создает догматы. Она, как «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15) лишь безошибочно устанавливает за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры.
Общеобязательность
догматов означает, что эти догматы раскрывают сущность христианской веры, необходимой для спасения человека. Догматы — незыблемые законы нашей веры. Если в литургической жизни отдельных Православных Поместных Церквей имеется некоторое своеобразие, то в догматическом учении между ними — строгое единство. Догматы обязательны для всех членов Церкви, поэтому она долготерпит любые грехи и слабости человека в надежде на его исправление, но не прощает того, кто упрямо стремится замутить чистоту апостольского учения.
Православные догматы формулировались и утверждались на 7 Вселенских соборах. Краткое изложение основных истин (догматов) христианской веры, содержится в .
Будучи итогом Божественного Откровения, догматы являются непререкаемыми и неизменными определениями спасительной христианской веры.
Догматические определения являются не столько раскрытием учения о Боге, сколько указанием границ, за которыми находится область заблуждений и ереси. В своей глубине каждый догмат остается непостижимой тайной. Используя догматы, Церковь ограничивает человеческий ум от возможных ошибок в истинном Богопознании.
Как правило, православные догматы формулировались только при возникновении ересей. Принятие догматов не означает введения новых истин. Догматы всегда раскрывают изначальное, единое и целостное учение Церкви применительно к новым вопросам и обстоятельствам.
Если любой грех — следствие слабости воли, то ересь — «упорство воли». Ересь есть упорное противление истине и как хула на Духа Истины непростительна.
Таким образом, догматы призваны помочь каждому человеку иметь точное, недвусмысленное представление о Боге и его взаимоотношениях с миром, и ясно понимать, где заканчивается христианство и начинается ересь
Поэтому спор о догматах имеет в христианстве самое важное и острое значение, и именно разногласия в понимании догматов влекут за собой самые серьезные и почти непреодолимые расколы. Именно таковы разногласия между православием, католицизмом и протестантскими церквами, которые в очень многих вопросах более или менее едины, но в некоторых — абсолютно противоречат друг другу, и это противоречие не может быть преодолено дипломатическим компромиссом, потому что они спорят не о вкусах или политике, а о самой Истине, как она есть на самом деле.
Но одного только знания о Боге для верующего человека недостаточно: необходимо ещё молитвенное общение с ним, необходима жизнь в Боге, а для этого нужны не только правила мышления, но правила поведения, то есть то, что называется канонами.
Основные догматы христианства (их 12), принятые на Вселенских соборах, Православие признает
Для Православия характерно наличие строго и отчетливого вероисповедального сознания. Это несомненное его преимущество перед католицизмом и протестантизмом.
При этом православным необходимо всегда помнить о том, что догмат не означает введения новых истин относительно Бога, так как Иисус Христос дал нам христианское учение во всей его полноте. Догматы только очерчивают границу нашего толкования такого учения, а также раскрывают целостное отношение Церкви к вновь возникшим вопросам и обстоятельствам.
Икона Христос и 12 апостолов. Иисус Христос — глава Христианской Церкви, поэтому её учение полно и не подлежит изменению
В Православии признаются 12 догматов, принятых Вселенскими Соборами iv веков. Список их следующий:
- Догмат о Пресвятой Троице. Содержат определение Единого Бога христиан, который представляет собой три Лица во Едином – Отца, Сына и Святого Духа.
- Догмат о грехопадении. Содержит понятие первородного греха Адама и Евы и его последствиях для человечества, которое после грехопадение изгнано из Рая и может спастись теперь только через покаяние и молитву к Господу.
- Догмат об Искуплении человечества от греха. Содержит понятие об искуплении первородного человеческого греха через явление на землю Иисуса Христа и его страдания на Кресте.
- Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о таинственном соединении двух природ — божественной и человеческой в лице вочеловечившегося Сына Божия, Иисуса Христа.
- Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о том, что Господь Наш Иисус Христос после распятия и крестных страданий умер, но воскрес. Это самый главный христианский догмат и вера в воскресение Христа — отличает христианина от последователей всех других религий.
- Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о том, что после своего Воскресения Христос вознёсся на Небеса. Таким образом, Христос через свою смерть, Воскресение и Вознесение даровал людям возможность получить Благодать Божию и спастись через причастие, покаяние и молитву.
- Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде. Говорит о том, что состоится Второй Пришествие Христа на землю. Спаситель воскресит всех умерших и будет чинить Страшный суд, после которого праведники попадут в рай, а грешники в ад.
- Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства. В Никео-Цареградский Символом веры передается так: «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Позволяет отличить Итсиную Церковь от иных человеческих сообществ и иных неправославных Церквей.
- Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни. Говорит о том, что после Второго Пришествия Христа все люди воскреснут, войдут в Царствие Небесное и будут пребывать там с Господом.
- Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в — Халкидоне. Говорит о том, что Христос представлет собой одно Лицо и одну Ипостась,– не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа.
- Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе. Догмат говорит о том, что во Христе имеет место единая воля и единое действование, при этом Божественная и реальная человечская природа в нём различаются.
- Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Никее. Разрешает почитание святых икон, при этом указывает на то, что нужно не допускать их обоготворения, так как христианин не самой иконе, а Богу и Его святым, изображённым на иконе.
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Каждый человек независимо от того верующий он или нет, придерживается определенных истин, которые помогают ему принимать решения и совершать поступки соответственно морали общества в которой он живет. Церковь создала свои догматы христианства, которые принимаются верующими людьми, как основные, недоказуемые правила.
Важно понимать, что если родители хотят воспитать духовно развитого человека, привить ему безграничную любовь к Богу, нужно с младенчества придерживаться всех церковных правил и обрядов. Но для начала, давайте подробнее выясним для себя, что же такое догмат и значение его
Это откровенные истины о Всевышнем, учение, направленное на прославление Отца всего человечества и веру в его искреннюю любовь к своим детям.
Служители церкви, проповедуя основы православия, каждый раз определяют навсегда установленные, постоянные, неоспоримые, неопровержимые, бесспорные, несомненные истины христианской веры. Для таких простых истин характерно: учиться вере, быть открытым и откровенным перед Богом, обязательно посещать церкви, храмы и монастыри не только на большие праздники, но и на простые богослужения.
Зачем Церкви нужны догматы и каноны — часть II
Автор Аркадий Малер
07.07.2010 15:33 (Обновлено: 08.07.2010 13:07)
Религия » Религии России » Православие
Кто может с уверенностью утверждать: «Бог у меня в душе»? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала разобраться — что такое «душа» и кто такой «Бог». О том, каким образом были утверждены те или иные положения православного вероучения, читателям «Правды.Ру» рассказывает Аркадий Малер, член Синодальной библейско-богословской комиссии.
Фото: AP
Начало статьи
Поскольку знание о Божественной реальности, о самом Боге и Его взаимоотношении с миром, люди могут получить только от самого Бога, в результате всех его действий в самом мире, то поэтому христиане не могут «придумывать» догматы, они их могут только открывать, идя навстречу Богу. В идеале каждый христианин должен был бы уже от рождения иметь точные ответы на любые догматические вопросы, но в реальности это невозможно, поскольку люди несовершенны и они часто вынуждены искать ответы на эти вопросы почти «с нуля». Так обстояло дело уже в первые века христианской истории, когда христиане очень точно осознали, что они нуждаются в том, чтобы собраться в лице своих самых авторитетных представителей, то есть начальников Церкви, и договориться об основных догматических вопросах.
Такие собрания стали называться Соборами и сначала они проходили по отдельным городам, но когда в IV веке христианство стало господствующей религией Римской империи, то в 325 году по инициативе самого императора Константина Великого в городе Никея прошел первый Вселенский Собор, на котором была утверждена первая редакция «Символа веры»- своего рода, гимна всей Церкви, излагавшем основные догматические положения.
Этот гимн был дополнен на втором Вселенском Соборе в 381 году в городе Константинополе, и поэтому до сих пор он называется Никео-Константинопольским «Символом веры» и его пропевают на каждой литургии в каждом храме. Рядовые прихожане могут не разбираться в тонкостях догматического богословия, но они не могут не знать «Символа вера» и этого для них бывает вполне достаточно. Зная «Символ веры», любой христианин может безошибочно определить, насколько любое учение соответствует православному христианству или нет. Например, этот текст начинается словами «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» и на основании этих слов любой христиан точно знает, что с точки зрения Церкви весь видимый и невидимый мир не возник из какого-то процесса саморазвития материи, а его создал Бог.
Основные догматы христианства
Ряд утвержденных богооткровенных истин не был принят одномоментно — их определение и утверждение происходило на протяжении нескольких столетий и 7 Вселенских Соборов, каждый из которых был посвящен определенному вопросу. Например, на Первом Вселенском Соборе была принята истина о Троице — Бог Един и существует в трех ипостасях, Отец, Дух и Сын.
Православные догматы принимались на семи Вселенских Соборах
Все утвержденные аксиомы христианства стали воплощением трех главных правил, которые должны быть известны всем людям на Земле:
- Господь существует в трех ипостасях, при этом оставаясь единым.
- Иисус Христос Божий Сын стал воплощением Бога и Человека в одном лице, т.е. стал представителем человеческого рода.
- Человечество может избавиться от грехов только посредством принятия Искупительной Жертвы Христа.
Следует упомянуть и о том, что часто, именно распространявшаяся ересь была причиной Соборов и принятых впоследствии догматов — как точный и прямой ответ всем тем, кто распространял неверные и опасные мысли среди населения.
История использования термина
Дословно перевод термина «догма» осуществляется с древнегреческого языка и означает «решение» или «постановление». За все время существования человечества термин использовался в разных значениях:
- В античности, в частности в произведениях Цицерона этим термином обозначались доктрины, которые выступали неоспоримой истиной.
- Христианские писатели первых веков так именовали некоторые выводы мыслителей, например Сократа и Платона.
- Ксенофонт именовал так распоряжения, которые выдавали начальники и которым беспрекословно подчинялись солдаты.
- Геродиан определял так указы сената, которым подчинялись римляне.
- В Ветхом Завете (книги пророка Даниила, Есфири и апокрифах Маккавейских) так именуются указы, выходящие из-под царского пера. При этом обычно это касалось указов, которые следовало незамедлительно выполнить.
- Евангелист Лука этим словом обозначает приказ кесаря о переписи народонаселения (глава 2 стих 1), а в Деяниях он также определяет царские законы.
- Апостол Павел в посланиях к Колоссянам и Ефесянам данным термином описывает законы Моисея.
Сегодня смысл данного термина можно охарактеризовать как решение Церкви, которое было принято как обязательная и неизменяемая истина, которая не подлежит критике.
Происхождение догматов
Своим появлением догматы обязаны различным ересям, которые возникали в первые века существования христианства. Вся сущность существующих правил и аксиом Церкви заключена в Священном Писании и изначально не было необходимости в выведении каких-либо дополнительных правил.
Догмат — непреложная истина, принимаемая на веру и обязательная для христиан
Однако по мере распространения христианского вероучения по миру находились люди, которые трактовали написанное либо неверно, либо себе в угоду, поэтому Церковь приняла решение пресечь распространяющуюся ересь и создать четкие правила веры.
Все эти аксиомы были приняты епископами и архиереями на Вселенских Соборах и отличаются едиными свойствами:
- Богооткровенность — все принятые аксиомы являются Божественным Откровением, а не плодом человеческого размышления.
- Вероучительность — догматами являются только Богооткровенные христианские истины.
- Церковность — только Церковь имеет право определять и толковать истины, имеющие авторитет.
- Законообязательность — христиане должны воспринимать эти правила как аксиомы, т.е. строгие законы и не нарушать их.
Каждое правило, принятое таким образом, сделало распространение ереси невозможным, поскольку христиане теперь могли соотнести учение отдельного богослова и толкователя с общепринятыми правилами веры, чтобы проверить правильность и истинность.
Догматы в других религиях и сферах
Интересно, что в буддизме, например, вообще нет догм, только доктрины.
Возможно, это объясняется тем, что часто повторял Будда Шакьямуни: нельзя принимать на веру то, чего не проверял на собственном опыте. Это касается также и его учения. Тем не менее и в буддизме имеются свои доктрины.
Основные из них касаются отсутствия Бога и наличия взаимозависимости возникновения вещей. У буддистов свой взгляд и на строение вселенной, которую они считают состоящей из десятков небес. Эти множественные небесные слои формируют 31 сферу бытия, каждая из которых имеет несколько ступеней или уровней.
Приверженцы буддизма догматизируют законы сансары (страдания на пути к перерождению) и четыре благородные истины, благодаря которым можно достичь нирваны (что это такое?).
В исламе, пожалуй, больше всего догматов и доктрин, и все они прописаны в священной книге – Коране.
Основные положения мусульманства разделены на три подраздела: О Боге, о суде, о спасении. Среди основных догм стоит упомянуть веру в загробную жизнь, неизбежность судного дня и бессмертие души.
Мусульмане догматизируют поклонение единому и единственному богу (Аллаху), почитают пророка Мохаммеда как посланника Аллаха и неуклонно придерживаются пятикратного моления в течение дня.
Наличие малого числа догматов в праве обусловлено тем, что в каждой стране свои законы, и большинство из них постоянно подвергается изменениям.
Поэтому нельзя сказать, что в юриспруденции (что это такое?) действуют какие-то особенные догмы. Чаще всего основополагающие законы называются юридическими или правовыми доктринами и выражают правовую политику того или иного государства.
Наука, как ни парадоксально (это как?), просто изобилует догмами, и далеко не все они – доказанные факты. Мы уверены, что 2 + 2 = 4, а земля – круглая. Мы считаем, что человек произошел от обезьяны, а материя в любом виде – бессознательна.
Однако еще несколько десятилетий назад все верили, что нервные клетки не восстанавливаются, и это было догмой. Так что, говоря о догматизме в науке, лучше все же придерживаться «материального подтверждения».
Например, в 1961 году британским ученым Фрэнсисом Криком была опубликована будущая центровая догма биологии и медицины – односторонний способ поступления генетической информации от ДНК к белкам. Этот постулат считается центровым, поскольку объясняет главнейший вопрос человечества – тайну жизни, то есть принцип существования живых систем.
Что касается доктрин, то здесь лучше вспомнить историю XX века, которая насыщена самыми разными доктринами. Чаще всего встречаются военные.
Они связаны не только с ведением боевых действий, но и с особенностями обороны и стратегии. Существуют доктрины, связанные с внутренней жизнью государства. Например, доктрина информационной и продовольственной безопасности.
Употребление термина догмат в христианстве
Несмотря на то, что на протяжении всего прошлого века определение догмы то и дело менялось, суть этого понятия остается прежней:
догмат – это устоявшиеся убеждения или общепринятая истина, некое основное положение в каком-либо учении, принимаемое за бесспорный факт.
Но в разных религиях – например, в православии и исламе, – толкования будут отличаться.
Сейчас самая многочисленная по числу последователей религия разделена на несколько ответвлений. До 1054 года она была едина, а значит, здесь действовали одни догмы. Однако две церкви и две главы этих церквей находились слишком далеко друг от друга во всех смыслах, что и повлекло за собой неизбежные перемены.
Вспомним, что причиной разлада стало изменение западной церковью одного из важнейших догматов: католики посчитали, что святой дух может исходить не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына.
Они верят в непорочное зачатие Богородицы и ее телесное вознесение, догматизируют святость и непогрешимость папы римского, которого они чтут как викария Иисуса Христа.
Православные верующие смотрят на эти вещи иначе и принимают как догмы другие положения. В частности, они исповедуют не один, а два различных образа Святой Троицы – как сущность трех лиц и как проявление этих лиц в энергии.
В отличие от католиков, православные догматизируют празднование воскресенья параллельно с чествованием субботы. Впрочем, эти законы и многие другие легли в основу большинства современных верований.
Основные догматы христианства
Православные истины принимались на 7 Вселенских Соборах. На Первом Вселенском Соборе была установлена неопровержимая истина: Бог единый на всей Земле и существует в трех ипостасях Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.
И дальше было рассмотрено упомянутую выше истину подробно. Бог Отец – создатель мира, Иисус Христос, рожденный Девой Марией, который отдал свою жизнь на Земле, таким образом, искупив грехи человечества. Постоянно человечество ждет пришествие Мессии. Обязательно нужно упомянуть о Святом Духе, воскрешение после смерти, как доказательство верующим, что жизнь после смерти продолжается, ведь душа бессмертна.
Христианские догматы воплотили в себе три основополагающих правила, которые должны знать все живущие на Земле:
- Существование Всевышнего в трех лицах;
- Воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода;
- Избавление человечества от грехов.
Каждый догмат — символ веры и указание существующих четких граней, которые нельзя нарушать. За этими рамками могут возникать разнообразные погрешности и предрассудки, а христианские истины оберегают от совершения всевозможных ошибок.
Следовательно, религиозные догматы помогают людям создать ясное понимание о Творце, его отношениях со Вселенной, истинных представлениях о действующих законах мироздания. Разные точки зрения на те, или иные догматы, создают непреодолимые препятствия и приводят к смене религиозных взглядов и появлению разногласий между представителями разных вероисповеданий.
Буддизм
В буддизме не существует всеобщей и обязательной догматики, что стало одной из главных причин интеграции в себя буддизмом местных верований. Будда указывал «Пусть никто из вас двоих не пойдет по одному и тому же пути» и считал своё учение не истиной, а только средством к её обретению. Он сравнивал своё учение с плотом, который используется для переправы через реку, но после переправы он должен быть отброшен. Истина не может быть выражена через однократно сформированные универсальные догматы в том числе потому, что учение Будды не может быть одинаковым для всех людей. Учение рассматривается только как «предназначенное конкретному индивиду в конкретных обстоятельствах». Также Будда указывал, что принимать его учение необходимо только посредством проверки через собственный опыт: «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!
».