Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

Содержание:

Кто такой викарий в православной церкви

Говоря общими словами, викарий является заместителем (особенно если учесть латинское происхождение этого слово, обозначающее как раз приведенное выше слово). Должность викария в церкви подразумевает исполнение некоторых особо важных обязанностей, связанных с помощью главному служителю собора — архиерею или епископу.

В православной церкви викарий (или епископ) является основным помощником священника. При этом важная особенность данной должности — у викария не может быть своей епархии.

Характерно, что по прошествии нескольких лет в данной должности, викарий все еще может стать батюшкой, в том случае, если епископ и епархия поддержат это предложение. Поэтому должность не является постоянной.

Кроме того, в исключительных случаях викарию могут поручить управление определенной частью епархии, чаще тогда, когда в храме отсутствует священник по каким-либо причинам. Более того, в истории православия описаны случаи, когда викарий назначался управляющим над целым городом и в его прямые обязанности входил контроль за ведением богослужений в городских храмах.

Читайте о служителях церкви:

  • Кто такой клирик
  • Кто такой протоиерей
  • Архиерей в православии

Важно! В церкви викарий также может обозначать как викарный архиерей или викарный епископ, подчеркивая характер должности — замещение основного служителя. Некоторые православные церкви используют другое наименование данной должности, а именно: хорепископ

Этот термин появился в России еще во времена правления Петра I и окончательно укоренился в правление Екатерины Великой

Некоторые православные церкви используют другое наименование данной должности, а именно: хорепископ. Этот термин появился в России еще во времена правления Петра I и окончательно укоренился в правление Екатерины Великой.

Чёрное духовенство:

Иеродиакон (иеродьякон) (от греч. — — священный и — служитель; древнерусское «чёрный диакон») — монахв сане дьякона. Старший иеродьякон называется архидиаконом.

Иеромонах  — в православной церкви монах, имеющий сан священника (то есть право совершать таинства). Иеромонахами становятся монахи через хиротонию или белые священники через монашеский постриг.

Игумен (греч.  — «ведущий», женск. игуменья) — настоятель православного монастыря.

Архимандрит ( от греч.  — главный, старший + греч.  — загон, овчарня, ограда в значении монастырь) — один из высших монашеских чинов в Православной церкви (ниже епископа), соответствует митрофорному (награжденному митрой) протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.

Епископ (греч.  — «надзирающий», «надсматривающий») в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей.

Митрополит — первый по древности епископский титул в Церкви.

Патриарх (от греч.— «отец» и  — «господство, начало, власть») — титул представителя автокефальной Православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа; исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому), которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции. Патриарх избирается Поместным Собором.

Чин диакона введен впервые в иудаизме во времена Второго храма

История диаконского чина началась в Иерусалиме, во времена Второго храма. Тогда при каждой синагоге состояло трое служителей. Их называли парнасин или в переводе с иврита раздаватель милости. Так же его называли габай-иедака (собирающий благотворительность).

В его обязанности также входило заботиться о бедных. Кроме того, он должен был хорошо знать писание. В Иерусалимской церкви, которая в ранний период развития христианства переняла структуру синагоги, имелась должность габай-иедака. Она стала прототипом христианского диаконского служения.


Диакон Исавр. Фреска XI века. Считается, что впервые чин диакона появился в Иерусалимской Церкви. Фото:ic.pics.livejournal.com Что же касается непосредственно Христианской Церкви, то первый раз в Библии слово «диакон», обозначающее определённое служение, встречается в Послании Павла к Филиппийцам (Фп. 1:1), а также в написанном несколько позже 1-м послании к Тимофею (1.Тмф. (3:8).

Христианское предание говорит о том, что диаконское служение возникло в первые годы возникновения Иерусалимской Церкви. Как говорят Деяния святых апостолов (Деян. 6:1—6), часть христианской общины жаловалась на неравномерную раздачу продуктов и иных припасов, в результате чего некоторые из вдов оказывались обделены.

С IV века диаконы занимаются, в основном, богослужебными функциями.

Сами апостолы должны были проповедовать слово Божие, поэтому не имели возможности «печься о столах». Для этого свои рукоположением они на это служение посвятили семь избранных общиной почтенных лиц.

В Библии при этом ничего не говориться о чине диакона, так как термин «служение (διακονία, диакони́а) слова» они сохранили за собой. Именно поэтому этих семеро Священно Писание не называет диаконами и указывает на то, что их служение состояло исполнении лишь одной обязанности.


Первый печатный устав, изданный по благословению патриарха Ермогена книгопечатником Анисимом Радишевским на московском Печатном дворе в 1610 год. Обязанности диаконов впервые закрепили в «Апостольском церковном уставе». Фото:www.sb.by «Апостольское предание» говорит о том, что: « обязанности диакона состояли и в том, чтобы доносить епископу и обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Тайн».

С IV века в Христианской Церкви диаконское служение на первой план выводит богослужебные функции. В VII принято 16 правило Трулльского собора, согласно которому служение диаконов должно было оставаться «образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся» (τύπος φιλανθρωπίας καί σπουδής).

Христианское мировоззрение и догматы

Христианская церковь была образована более 2 тыс. лет назад. Точное время её начала определить сложно, так как события её возникновения не имеют документированных официальных источников. В исследованиях этого вопроса опираются на книги Нового Завета. Согласно этим текстам — церковь возникла после сошествия Святого Духа на апостолов (праздник Пятидесятницы) и начала их проповеди слова Божьего среди людей.

Возникновение апостольской церкви

Апостолы, после обретения способности понимать и говорить на всех языках, отправились по миру, проповедуя о новом учении, основанном на любви. Это учение базировалось на иудейской традиции поклонения единому Богу, основы которого изложены в книгах пророка Моисея (Пятикнижье Моисея) — Торы. Новая вера предлагала понятие Троицы, которое выделяло в едином Боге три ипостаси:

  1. Бог Отец. Творец всего сущего.

  2. Бог Сын. От Отца рожденный.
  3. Бог Святой Дух от Отца исходящий.

Основным отличием христианства — был приоритет любви Божьей над законом, при этом сам закон не отменялся, а дополнялся.

Развитие и распространение учения

Проповедники следовали от селения к селению, после их ухода возникшие адепты объединялись в общины и вели рекомендованный образ жизни, игнорируя старые устои, которые противоречат новым догматам. Многие официальные лица того времени не приняли возникшее учение, ограничивающее их влияние и ставящее под сомнение многие сложившиеся положения. Начались гонения, многие последователи Христа подверглись истязаниям и казням, но это лишь укрепило дух христиан и расширило их ряды.

К четвёртому веку общины разрослись по всему Средиземноморью и даже широко шагнули за его пределы. Император Византии Константин проникся глубиной нового учения и стал утверждать его в пределах своей империи. Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, просветлённые Святым Духом, разработали и структурно изложили учение, утвердив порядок богослужений, формулировку догматов и каноничность источников. Укрепляется иерархическая структура, возникает несколько поместных Церквей.

Раскол церквей на западную и восточную

Дальнейшее развитие христианства происходит бурно и на обширных пространствах, но при этом возникают две традиции богослужений и догматов. Они развиваются каждая по своему пути, а в 1054 г. происходит окончательный раскол на католиков, исповедавших западную традицию, и православных сторонников восточной традиции. Взаимные претензии и обвинения приводят к невозможности взаимного литургического и духовного общения. Католическая церковь считает своим главой Папу Римского. Восточная церковь включает в себя несколько патриархатов, сформированных в разное время.

Православные общины со статусом патриархата

Во главе каждого патриархата стоит патриарх. Патриархаты могут включать в себя Автокефальные церкви, экзархаты, митрополии и епархии. В таблице перечислены современные церкви, которые исповедуют православие и имеют статус патриархата:

  • Константинопольская, образована апостолом Андреем в 38 г. С 451 г. получает статус Патриархата.
  • Александрийская. Считается, что её основателем был апостол Марк около 42 года, в 451 году правящий епископ получил титул патриарха.
  • Антиохийская. Основана в 30-е года н. э. апостолами Павлом и Петром.
  • Иерусалимская. Предание утверждает, что первое время (в 60-х годах) она возглавлялась родственниками Иосифа и Марии.
  • Русская. Образована в 988 г., автокефальная митрополия с 1448 г., в 1589 — введено патриаршество.
  • Грузинская православная церковь.
  • Сербская. Получает автокефалию в 1219 г.
  • Румынская. С 1885 г. официально получает автокефалию.
  • Болгарская. В 870 году добилась автономии. Но только в 1953 г. признана патриархатом.
  • Кипрская. Образована в 47 году апостолами Павлом и Варнавой. Автокефалию получает в 431 г.
  • Элладская. Автокефалии добилась в 1850 г.
  • Польская и Албанская православные церкви. Обрели автономию в 1921 г. и 1926 г. соответственно.
  • Чехословацкая. Крещение чехов началось в X веке, но только 1951 г. они получают автокефалию от Московского патриархата.
  • Православная церковь в Америке. Была признана в 1998 г. Константинопольской церковью, считается последней православной церковью, получившей патриархат.

Как стать священником: последовательность действий

Как стать священником в России? Желающий принять священный сан должен подать особое прошение архиерею епархии. К этому прошению прилагается ряд документов. Это рекомендация духовника и благочинного, автобиография соискателя. Также прилагаются свидетельства о крещении и венчании (если женатый), справки об образовании и с места жительства. Помимо этого необходимы медицинская справка по форме № 286, справки из психоневрологического, кожно-венерологического, туберкулезного диспансеров. Прилагаются копии всех листов паспорта (при наличии жены — ее паспорта), копия свидетельства о браке.

Для монашествующего нужно предоставить удостоверение о постриге. Также следует заполнить анкету.

Решение о рукоположении принимается во время очередного заседания Епархиального Совета в присутствии кандидата. В процессе беседы определяется степень готовности кандидата принять священный сан. Если Епархиальный Совет одобрил кандидата в священники, то его направляют на исповедь к епархиальному духовнику. Только после этого архиереем принимается окончательное решение о рукоположении. Для ставленника производится письменный опрос, после чего им приносится ставленническая присяга. Происходит целование креста и Евангелия. Присяга заверяется подписью правящего архиерея. После этого назначается дата и время совершения чина хиротонии.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Как обращались к священникам до XX века

Попами в Российской Империи называли до XVIII века белое духовенство (в отличие от чёрного священства – монашествующих, попы могли жениться). Распространялось это название и на семью священника, например, супругу батюшки называли попадьёй, дочь – поповной и так далее.

После реформы Никона, слово «поп» широко использовалось в народе, наравне с отцом, батюшкой и иереем. Миряне обычно звали пастыря не по чину, а по имени-отчеству.

Максимально негативную окраску слово «поп» приобрело с 1917 года, после прихода к власти большевиков. Планомерная антирелигиозная политика советской России сказывается до сих пор: как на верующих, так и на духовенстве.

ДТП

Иеромонах Илия на внедорожнике Mercedes Gelandewagen стал виновником ДТП на Кутузовском проспекте в Москве. Он не справился с управлением и врезался в следовавшее по соседней полосе такси Skoda Octavia. После этого Mercedes вылетел на участок дорожных работ и сбил стоявших там людей. От полученных травм инженер участка «Гормоста» Николай Сергеев и сотрудник проектной организации «Точка опоры» Павел Лейкин скончались на месте. Свидетели аварии утверждали, что иеромонах был пьян. Суд приговорил его к трем годам лишения свободы.

В городе Ачинск Красноярского края священник на автомобиле Toyota Corolla насмерть сбил женщину с полугодовалым ребенком на руках. Женщина погибла на месте, ребенок был госпитализирован. Представители ГИБДД отмечали, что водитель был трезв, а трагедия произошла на проселочной дороге, на перекрестке неравнозначных дорог, где нет освещения и пешеходного перехода.

Пьяный настоятель подмосковного храма Сергия Радонежского Владимир Гаврилов на внедорожнике Toyota Land Cruiser врезался в фуру в Нижегородской области. На опубликованном в сети видео инцидента священник ругается с сотрудниками ГИБДД, матерится и засыпает. В его машине обнаружили пустые бутылки из-под пива и водки и травматическое оружие. Позже Гаврилов заявил, что в ДТП якобы виновен его брат-близнец. Суд лишил священнослужителя прав на 1 год и 8 месяцев.

За рулем такого же автомобиля Toyota Land Cruiser передвигался и епископ Костомукшский и Кемский Игнатий, который стал виновником ДТП в Мордовии. После аварии у его пассажирки врачи диагностировали двойной перелом позвоночника: у женщины парализовало ноги.

«Церковь — незнакомый мир»

33-летний Евгений Подвысоцкий тоже сталкивается с критикой, но в основном со стороны своих духовников и священноначалия.

«Находясь в интернете, легко уйти не в ту степь и стать больше блогером, чем священником. Духовники говорят, в каких видео я начинаю вести себя как мирянин и когда выхожу за духовные рамки. Их слова мне очень помогают», — объясняет он.

Отец Евгений стал священником десять лет назад. До учёбы в духовной семинарии он работал в рыбном цеху, а сейчас живёт на берегу Азовского моря и служит сразу в трёх сельских храмах в Ейском районе, расположенных в 20—30 км друг от друга. В данный момент у Подвысоцкого коронавирус, в церкви его заменяет батюшка из соседнего села.

«За время изоляции я понял, что мне очень тяжело без храма, я так привык к нему. Безусловно, интернет никогда заменит настоящую церковь», — рассказывает священник.

В 2010 году, когда отец Евгений был ещё студентом духовной семинарии, он создал одну из первых православных групп во «ВКонтакте», которая собрала в итоге 30 тыс. подписчиков. Студентам запрещалось пользоваться телефонами с выходом в интернет, а семинарские компьютеры были предназначены только для учёбы, вспоминает отец Евгений: «У меня было два телефона: кнопочный и смартфон с выходом в интернет, наличие которого я обуславливал тем, что моя девушка, а сейчас уже жена жила в другой стране, а общаться по обычной телефонной связи было очень дорого».

Семинаристы жили по строгому расписанию, так что время на группу у отца Евгения было только по ночам.

После выпуска Евгений женился, стал служить в храме и перестал вести группу из-за нехватки времени: теперь ей занимаются волонтёры. Однако рассказывать о православной вере в интернете не прекратил. В 2017 году зарегистрировался в Instagram, а недавно решил попробовать снимать видео в TikTok. В своих аккаунтах священник выкладывает видео, где показано, как строится храм, как проходит подготовка к церковным праздникам и как их отмечают в селе.

«Самая главная цель, которую я преследую, выкладывая видео или публикуя посты, — проповедь о Христе. Мне хочется показать людям храм и как живёт простой сельский священник. Для людей, особенно для молодых, церковь — незнакомый мир, — рассказывает Подвысоцкий. — Сейчас я просто снимаю свои будни. Эти видео не набирают огромное количество лайков, как ролики о мирском. Но я лучше останусь в духовном равновесии и не потеряю Христа, чем наберу миллионов просмотров».

Христианское мировоззрение и догматы

Христианская церковь была образована более 2 тыс. лет назад. Точное время её начала определить сложно, так как события её возникновения не имеют документированных официальных источников. В исследованиях этого вопроса опираются на книги Нового Завета. Согласно этим текстам — церковь возникла после сошествия Святого Духа на апостолов (праздник Пятидесятницы) и начала их проповеди слова Божьего среди людей.

Возникновение апостольской церкви

Апостолы, после обретения способности понимать и говорить на всех языках, отправились по миру, проповедуя о новом учении, основанном на любви. Это учение базировалось на иудейской традиции поклонения единому Богу, основы которого изложены в книгах пророка Моисея (Пятикнижье Моисея) — Торы. Новая вера предлагала понятие Троицы, которое выделяло в едином Боге три ипостаси:

  1. Бог Отец. Творец всего сущего.
  2. Бог Сын. От Отца рожденный.
  3. Бог Святой Дух от Отца исходящий.

Основным отличием христианства — был приоритет любви Божьей над законом, при этом сам закон не отменялся, а дополнялся.

Развитие и распространение учения

Проповедники следовали от селения к селению, после их ухода возникшие адепты объединялись в общины и вели рекомендованный образ жизни, игнорируя старые устои, которые противоречат новым догматам. Многие официальные лица того времени не приняли возникшее учение, ограничивающее их влияние и ставящее под сомнение многие сложившиеся положения. Начались гонения, многие последователи Христа подверглись истязаниям и казням, но это лишь укрепило дух христиан и расширило их ряды.

К четвёртому веку общины разрослись по всему Средиземноморью и даже широко шагнули за его пределы. Император Византии Константин проникся глубиной нового учения и стал утверждать его в пределах своей империи. Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, просветлённые Святым Духом, разработали и структурно изложили учение, утвердив порядок богослужений, формулировку догматов и каноничность источников. Укрепляется иерархическая структура, возникает несколько поместных Церквей.

Раскол церквей на западную и восточную

Дальнейшее развитие христианства происходит бурно и на обширных пространствах, но при этом возникают две традиции богослужений и догматов. Они развиваются каждая по своему пути, а в 1054 г. происходит окончательный раскол на католиков, исповедавших западную традицию, и православных сторонников восточной традиции. Взаимные претензии и обвинения приводят к невозможности взаимного литургического и духовного общения. Католическая церковь считает своим главой Папу Римского. Восточная церковь включает в себя несколько патриархатов, сформированных в разное время.

Православные общины со статусом патриархата

Во главе каждого патриархата стоит патриарх. Патриархаты могут включать в себя Автокефальные церкви, экзархаты, митрополии и епархии. В таблице перечислены современные церкви, которые исповедуют православие и имеют статус патриархата:

  • Константинопольская, образована апостолом Андреем в 38 г. С 451 г. получает статус Патриархата.
  • Александрийская. Считается, что её основателем был апостол Марк около 42 года, в 451 году правящий епископ получил титул патриарха.
  • Антиохийская. Основана в 30-е года н. э. апостолами Павлом и Петром.
  • Иерусалимская. Предание утверждает, что первое время (в 60-х годах) она возглавлялась родственниками Иосифа и Марии.
  • Русская. Образована в 988 г., автокефальная митрополия с 1448 г., в 1589 — введено патриаршество.
  • Грузинская православная церковь.
  • Сербская. Получает автокефалию в 1219 г.
  • Румынская. С 1885 г. официально получает автокефалию.
  • Болгарская. В 870 году добилась автономии. Но только в 1953 г. признана патриархатом.
  • Кипрская. Образована в 47 году апостолами Павлом и Варнавой. Автокефалию получает в 431 г.
  • Элладская. Автокефалии добилась в 1850 г.
  • Польская и Албанская православные церкви. Обрели автономию в 1921 г. и 1926 г. соответственно.
  • Чехословацкая. Крещение чехов началось в X веке, но только 1951 г. они получают автокефалию от Московского патриархата.
  • Православная церковь в Америке. Была признана в 1998 г. Константинопольской церковью, считается последней православной церковью, получившей патриархат.

Чины в церкви

В христианской новозаветной Церкви существуют три степени священства, установленные святыми Апостолами. Главенствующее положение занимают епископы, далее стоят пресвитеры – священники – и диаконы. Эта система повторяет устройство ветхозаветной церкви, где существовали следующие степени: первосвященник, священники и левиты.

Священнослужители для служения Церкви Христовой посредством таинства священства обретают благодать Святого Духа. Это позволяет свершать богослужения, управлять делами Церкви, учить людей через христианскую веру доброй жизни и благочестию.

Самый высокий чин в Церкви имеют епископы, получающие наивысшую степень благодати. Они также именуются архиереями – начальниками иереев (то есть, священников). Епископы имеют право осуществлять все без исключения Таинства и церковные службы. Именно епископы вправе не только совершать обычное Богослужение, но также рукополагать (или же посвящать) других православных в священнослужители. Также епископы, в отличие от других священников, могут освящать миро и антиминсы.

Все епископы равны друг другу по степени священства, однако наиболее заслуженные, старейшие из них именуются архиепископами. Митрополитами называют столичных епископов – в переводе на греческий язык «столица» будет звучать как «митрополия». Епископы древнейших христианских столиц именуются патриархами. Это епископы: Иерусалима и Константинополя, Александрии, Антиохии, и Рима.

Порой помощь одному епископу оказывает другой епископ. Второй из названных священнослужителей в данном случае именуется викарием (наместником).

Священный чин следом за епископами занимают священники. По-гречески их могут именовать пресвитерами или иереями. Эти священнослужители с епископского благословения могут совершать почти все церковные таинства и службы. Однако, не обходится и без исключений, которыми являются обряды, доступные лишь самому высшему священному чину – епископам. В таких исключения, прежде всего, входят следующие таинства: рукоположение на сан, а также таинства освящения антиминсов и мира. Христианская община, которую возглавляет священник, носит название его прихода.

Наиболее заслуженные и достойные священникам могут быть названы протоиереями, иначе говоря – главными иереями, первенствующими священниками. Главный протоиерей удостаивается звания протопресвитера.

Когда священник одновременно является монахом, его называют иеромонах – священник-монах, в переводе на современный русский язык. Иеромонахи, являющиеся настоятелями монастырей, носят звание игуменов. Иногда иеромонаха могут назвать игуменом независимо от этого, просто в качестве почетного отличия. Архимандрит – еще более высокое звание, чем игумен. Достойнейшие из архимандритов впоследствии могут быть избраны в качестве епископов.

Низший, третий по счету священный чин составляют диаконы. Это греческое название переводится как «служитель». Когда совершаются церковные таинства или Богослужение, диаконы служат епископам или священникам. Однако, сами диаконы не могут их совершать. Участие или присутствие диакона во время Богослужения не является обязательным. Соответственно, нередко церковные службы могут происходить и без диакона.

Отдельные диаконы, наиболее достойные и заслуженные, получают звание протодиакона – перводиакона, если выразить современным языком.

Если сан диакона получает монах, его, начинают называть иеродиаконом, из которых старшим является архидиакон.

Помимо названных трех священных чинов, в Церкви есть и другие, более низкие служебные должности. Это иподиаконы, пономари и псаломщики (дьячки). Хотя они и являются церковнослужителями, однако могут поставляться на должность без таинства Священства, а лишь по архиерейскому благословению.

Псаломщикам вменяется в обязанность чтение и пение как во время Богослужения в храме, так и когда священник совершает духовные требы в домах прихожан.

Пономари должны созывать верующих к Богослужению посредством колокольного звона. Кроме того, от них требуется возжигать свечи во храме, оказывать помощь псаломщикам во время пения и чтения, подавать кадило и так далее.

Иподиаконы принимают участие лишь в служении архиереев. Они одевают архиерея в церковное облачение, а также держат светильники (которые называются дикирий и трикирий), подавая их архиерею, благословляющему молящихся.

Иерей — что это значит

В Православии священник может также называться пресвитером (с греческого «старейшина, глава общины»). С 4 века более частым становится употребление наименования «иерей». На Руси было распространено бытовое наименование священника словом «поп», взятое у греков (от греческого: «папас» — παπάς- «отец»). В настоящее время иерей — это исключительно православный священник. Сан священника является второй степенью священства. Старшего иерея называют протоиереем. Ведению священника подчинена христианская община, которая называется его приходом.

Православный священник нередко называется «пастырем». Он, как пастух, заботится об «овцах» (верующих прихожан), защищая от «волков» (искушений дьявольских). В этом он подражает Господу Иисусу Христу, который как «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Евангелие от Иоанна, 10:11).

«Великое лицо достойный священник — он друг Божий, постоянный исполнитель воли Его. Если он совершает, например, таинство, он прямой, ближайший, непосредственный исполнитель воли Его; крестит ли он — он исполняет повеление Господа: шедше… крестяще (Евангелие от Матфея, 28:19); совершает ли Таинство Тела и Крови — он представляет Лице Его — он исполняет Его слово любви: сие творите в Мое воспоминание (Евангелие от Луки, 22:19); учит ли — тоже исполняет прямую Его заповедь; пасет ли — представляет из себя Пастыря доброго и Начальника пастырей, Духом Божиих поставленных» (праведный Иоанн Кронштадский, 1829-1908).

К священнику принято обращаться с указанием имени, например, отец Роман, или традиционно «батюшка».

Значение слова протоиерей

Примеры употребления слова протоиерей в литературе.

Протоиерей Змиежалов, дьячок Вонмигласов, акцизник Почечуев, корреспондент Оптимахов — все это для людей нашего поколения уже портреты. Кроме того, он выдал Сергею двадцать рублей и просил отдать эти деньги галичскому протоиерею, чтобы тот записал на поминовение усопших рабов божьих Димитрия и Ольгу.

На панихиде за воинов, на брани убиенных, подняли с городничихой столь непристойный хохот, что отец протоиерей послал причетника попросить их о спокойном стоянии или о выходе, после чего они, улыбаясь, из храма вышли.

В понедельник утром влахернский протоиерей Евмений явился в эргастерий Андрокла.

Среди них протоиереи Петр Скипетров, Иосиф Смирнов, Павел Дернов, игумен Гервасий, иеромонах Герасим, священники Михаил Чафранов, Павел Кушников, Петр Покрывало, диакон Иоанн Касторский и многие другие.

Итак, вы, будучи православным митрофорным протоиереем, настоятелем этого храма.

Курс патрологии в Институте вел выдающийся русский мыслитель и богослов протоиерей Г.

Он — сибиряк, сын протоиерея, юрист, военный, эмигрант, фабричный рабочий и наконец, православный священник на юге Франции, подвижнически путешествующий и в зной, и в дождь, и в невылазную грязь по русским фермам Жиронды и Гаскони, везде служа, крестя детей, венчая молодых, исповедуя старых, соборуя больных, отпевая умерших.

Поздоровавшись с нами, Николя вновь надевает шляпу — серенький пуховой цилиндр — и тихо отходит, очень миленький в своем домашне-сшитом сюртучке и нанковых брючках, — между тем как его отец, добрейший протоиерей, нечуждый садовничеству, занимает нас обсуждением саратовских вишень, слив, глив.

В семье Сытина, как ни у кого в Гнездникове, такие были стряпания и разносолы, что сам протоиерей — школьный наблюдатель, когда приезжал из Солигалича, то обязательно гостил у писаря.

НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВИЧ УМНЕЕ И МАРЬЯ АФАНАСЬЕВНА С ПРИДУРЬЮ У старогородского городничего Порохонцева был именинный пирог, и по этому случаю были гости: два купца из богатых, чиновники и из духовенства: среброкудрый протоиерей Савелий Туберозов, маленький, кроткий, паче всех человек, отец Бенефисов и непомерный дьякон Ахилла.

Протоиерей энского собора благодарит причт за бравое и хватское исполнение обязанностей.

Собралась вся русская колония, но вместо молебна она услышала чуть ли не отпевание: вышедший на амвон настоятель протоиерей Смирнов оказался до того расстроенным, что при первых же словах проповеди расплакался и далее продолжать не мог.

А знала она отнюдь не мало, супруга придворного протоиерея и первая вестовщица во всем Владимире.

Воцарилось гробовое молчание, но сидевший против Куропаткина протоиерей Голубев не выдержал и подобострастно заметил: — Ваше высокопревосходительство, ошибался немецкий профессор!

Звания иереев

из белого духовенстваИерей

Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.

Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.

из черного духовенства

Иеромонах

Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах или настоятель монастыря.

Игумен (греч. ведущий)

в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах.  При оставлении должностинастоятеля звание игумена сохраняется. Награждённымсаном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.

 

В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.

Диакон помогает епископу или священнику в совершении богослужений и таинств.

Участие диакона в богослужениях не обязательно.

Как стать протоиереем

Протоиерей в православии – это первосвященник. Таким титулом награждалось лицо белого священства в награду за верное служение Православной Церкви. В официальных источниках он является старшим иереем. До появления этого термина в обиходе для названия старшего священника использовалось слово “протопоп”.

Условия принятия в первосвященники:

  • такой человек обычно является настоятелем храма;
  • посвящение совершает священнослужитель в чине архиерея через чин хиротесии;
  • в патриархате протоиерейство даётся только через пять (не ранее) лет после обряда награждения наперсным крестом или же через десять после хиротонии, при этом должно быть соблюдено условие – руководящая должность;
  • по согласованию с патриархом, архиерей может рукополагать протодиакона в протоиереи сразу, без дополнительных и промежуточных назначений;
  • в торжественных официальных речах к протоиерею принято обращаться “Ваше Высокопреподобие”; вместе с тем эпитет “преподобный” в различных вариантах является суто католической традицией в обращении к представителю белого духовенства;
  • на богослужениях все протоиереи поверх подрясника и рясы обязательно надевают фелонь (ризу), поручи и епитрахиль;
  • за особые заслуги Церковь может даровать первосвященнику право ношения митры, тогда такой протоиерей называется уже митрофорным.

Протоиерей в Православной Церкви – это очень важный по своему духовному значению человек, который во многом определяет всю христианскую иерархию.

В православной церковной иерархии протоиерей занимает важнейшее значение. Это церковное должностное лицо работает в народе, определяя наиболее приближенную к рядовым верующим политику церкви.

Церковная иерархия имеет немаловажное значение для жизни церкви. Определенная Апостолами, она сохранилась в неизменном виде тысячелетия

Это существенный фактор преемственности поколений церковных служителей, обеспечивающий незыблемость догматов церкви.

Блаженніший Митрополит Мефодій, Предстоятель Української Автокефальної Православної Церкви

«Владика Мефодій був ієрархом старої формації. Блискучий проповідник, він володів даром сказати незрозумілі сучасній людині теплі, правдиві слова, проникаючі в саму глибину зраненого серця вірянина. Перше враження при знайомстві складалося: скромність, помножена на зосереджену увагу до співрозмовника. Простота, людяність; навіть в мирському одязі в ньому відчувалась дуже вольова, мужня та духовна людина.

Богослужіння Митрополита були по-давньому урочисті, відчувалося, що це – дійсно архієрейське богослужіння. Владика не любив, коли богослужіння втрачало свій зв’язок з візантійською традицією, на богослужінні йому була притаманна статечність та зосередженість. Разом з тим – ніякого зволікання, адже весь час відведено дуже точно. Ця його власна зібраність віддзеркалювалась у всьому, що відбувалось під час служби…».

Диаконы


Фото: Aif.ruБелое духовенство

  • диакон
  • протодиакон — старший диакон

Черное духовенство

  • иеродиакон
  • архидиакон — старший иеродиакон

Это третья степень священства в Русской православной церкви. В монашестве аналогом диаконов являются иеродиаконы.

Эти священники не имеют права совершать и проводить Таинства. Их задача заключается в организации помощи священникам и епископам при проведении Таинств.

В кафедральных соборах существует должность старшего диакона, которого называют протодиаконом. Старшие диаконы в монастырях – это архидиаконы. Стоит отметить, что получение этого звания свидетельствует о первенстве чести, но никак не власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector