Иерархия в православной церкви

Как стать священником

Многие по зову своего сердца стремятся к Господу. Кто-то видит себя обычным прихожанином, а кто-то священником или даже монахом.


Рукоположение в сан протоиерея

Для того чтобы стать священником, нужно пройти огромный путь. Можно забыть о карьерной лестнице, которую принято наблюдать в мирской жизни.

  • Прежде всего кандидат во священники должен побороть искушения и самого себя, то есть он должен вырасти духовно. Главное требование к такому человеку — быть крещенным в канонической Православной Церкви. Такой верующий должен посещать службы и прислуживать при храме, чтобы настоятель этого храма мог написать характеристику и выдать направление.
  • Уже с направлением этот верующий поступает в высшее духовное учебное заведение, попросту семинарию. Чтобы поступить в семинарию, нужно иметь полное среднее или высшее образование.
  • В зависимости от желания и рекомендации духовного отца, человека могут рукоположить как на первых курсах обучения или же после окончания семинарии. Сперва происходит рукоположение во диакона.

Важно! Это первая ступень священства и пропустить ее никак нельзя. И только через сорок дней происходит хиротония во священника

Роль епископа в различных конфессиях христианства

Как Православная, так и Католическая церковь объявляют о том, что законно и действительно восхождение священника в высший чин исключительно через апостольское преемство. Другими словами, архиерей получает полную власть совершать таинства только с благословения церковного служителя, приобретшего такое право в роду от апостолов.

  • Архиерей имеет силу совершать любое из таинств. Только ему разрешено проводить процессию рукоположения (хиротонии) для младшего и среднего звена церковных монахов.
  • Имя архиерея превозносится во всех монастырях за богослужением. Храмы, находящиеся на территории епархии епископа, обязаны подчиняться его воле.
  • Любой священник должен дождаться одобрения своего архиерея, чтобы приступить к выполнению церковного таинства. По византийской традиции разрешение представляется в виде платка с изображением одного из мучеников.
  • Обет безбрачия для возводимого в архиереи стал обязательным с VII века. Если он имел жену, приходилось разлучаться по общему согласию.

Архиерей в православной традиции

В 988 году князь Владимир принимает христианство от греков. Первым митрополитом становится Михаил. История Руси пестрит случаями разногласий между священнослужителями и князьями.

  • В середине XII века произошёл инцидент, когда Юрий Долгорукий изгнал архиерея Климента, поставленного на это место не по праву преемственности.
  • Во время киевского раскола церкви новгородская епархия отделяется от столицы по инициативе патриарха Константинополя. Новгородцы стали избирать епископов из местных священников на собственном вече.
  • В середине XIII века от церковного запада Руси отделяется московская епархия. Киев остаётся под прямым надзором Константинополя.
  • Для возведения в сан православного архиерея, кандидату должно быть не менее 35 лет. Такое положение было обнародовано в византийском сборнике правил «Номоканон».
  • В период с 1700 по 1917 год распоряжения по рукоположению епископа и перемещению его в другие епархии были под надзором Священного синода. В настоящее время московская церковь берёт курс на расширение числа архиереев для улучшения управления. Уровень жизни священнослужителей постепенно поднимается в связи с нагрузкой, а множество ограничений искореняется. Некоторые московские архиереи имеют свой личный транспорт и богатый особняк.

Епископ в католицизме

Здесь у верховного священнослужителя есть власть совершать миропомазание — процесс дарования духовных сил. К тому же католический архиерей имеет возможности и права совершать любое таинство. Папа Римский обладает несравненным авторитетом и тем, кто является царём Святого Престола. Его считают прямым преемником апостола Петра.

В 1964 году создаётся коллегия епископов по управлению Церкви. Папа Римский провозглашается президентом, без которого не может существовать сам институт священнослужения.

Архиерей в протестантизме

В отличие от православия и католицизма, здесь епископы признаются временными главами административных церковных общин и не имеют особых привилегий. Протестанты отрицают различие между архиереем, пресвитером и дьяконом, так как разница не обнаруживается в Священных Писаниях. Они утверждают, что со временем духовная сила преемственности от Иисуса Христа снижается.

После Реформации таинство приняло форму служения, а не жертвоприношения духа. В протестантизме архиерейство, играющее важнейшую роль управления, не определяют в отдельную касту. Отличие епископа от простого пастора заключается только в возможности первого посещать приходы подчинённой ему епархии. Богослужения протестантов проводятся без пышного убранства, статуй и образов святых. Архиерей скромно следит за поведением прихожан и в нужное время проводит причастия.

Это интересно: Армянская апостольская церковь: рассмотрим вопрос

Требования к кандидату в священство

Священство является высоким званием, обязанностью и готовностью служить не себе, а Господу и людям. Этому посвящается всё время, без разделения жизни на церковную и частную.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, принятому Освященным Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, установлены возрастные ограничения для принятия священнического сана. Для диакона и священника — не младше 18 лет (глава XI. Приходы, пункт, 24), для епископа — старше 30 лет (глава X.Епархии, пункт 10). Также для претендентов могут быть нравственные и социальные препятствия. К нравственным препятствиям относятся: отречение от Христа, незнание православного вероучения, совершенные тяжкие грехи (например, убийство, кражи, блуд).

К социальным препятствиям относятся обязанности перед государством. Так, священнослужители не могут занимать должности в государственных органах, а также состоять на воинской службе (83-е Апостольское правило). На принятие сана священства влияет семейное положение. Диакон и священник должны быть женаты только один раз, при этом вступление в брак должно произойти раньше принятия сана.

После принятия священного сана повторное вступление в брак (в случае вдовства или развода) недопустимо. Запрещено принимать сан священника человеку, который после крещения имел два и более браков или постоянные внебрачные отношения. Епископом может быть только монах. Сан священства может принимать только мужчина.

Епископы

Фото: Aif.ru

Это наивысший священный чин. В прямом переводе с греческого данное понятие переводится как «архиерей» или «надзирающий». Священнослужитель становится епископом после Таинства Хиротонии, по-другому Рукоположение. Его проводит собор епископов, то есть несколько священнослужителей этого ранга, собравшиеся вместе.

В православной традиции епископы наделены теми же полномочиями, что и апостолы. Они возглавляют приходы, а также являются непосредственными руководителями священнослужителей. Имеет право проводить все без исключения Таинства.

Епископы считаются равными по благодати, однако, ради получения помощи в трудных ситуациях часть епископов наделяется дополнительными правами.

Патриарх

Это епископ, руководящий православной церковью в целом государстве. Данный титул дословно переводится с греческого как «семья» и «начальствующий».

При этом в отдельных православных странах церковью руководит архиепископ, например, в Польше или Греции. В Грузии и Албании во главе стоит католикос, а Александрийской и Римской церквями управляет папа.

Митрополит

Это словно с греческого переводится как «столичный». Митрополитом называют руководителя значительной по территории церковной области. В православии ее именуют епархией.

В своей структуре епархии подразделяются на благочиния, еще более мелкая территориальная единица – приход. Митрополит – это почетный священнический титул, являющийся также своеобразной наградой за многолетнее служение церкви или особые заслуги.

Архиепископ

В раннем христианстве сан архиепископа в церковной иерархии стоял выше митрополита. В его непосредственном ведении значилось несколько митрополий, находившиеся в подчинении ему.

В настоящее время в РПЦ архиепископ – почетный сан, предшествующий митрополиту.

Епископ

Священник в сане епископа руководит относительно небольшой по площади территорией. В некоторых случаях у него есть в управлении самостоятельная область или он может являться помощником старшего по рангу архиерея. В таком случае его называют викарным. То есть он сам не имеет собственной епархии в управлении, а обязан помогать в руководстве местному архиерею.

Что значит «диакон»

Диакон — это помощник священника или архиерея. Сам он Таинства не совершает, но участвует в них. В переводе с греческого языка «диакон» означает «служитель». В функции диакона входит оказание помощи архиерею или иерею во время совершения Церковных Таинств.

Своей службой диакон украшает и дополняет совершаемое священником богослужение. Но его служение не является обязательным, иерей может совершать службу один. К диакону принято обращаться по имени и отчеству без добавления слова «отец» или с указанием сана («отец диакон»). Архидиакон — это диакон, который служит при архиерее (епископе).

Обязанности настоятеля монастыря

Сегодня обязанности настоятеля монастыря, как и сотни лет назад, весьма обширны. На него ложатся как духовные, так и материальные проблемы его подопечных. В частности, настоятель монастыря выполняет следующие задачи:

  • проводит обряд посвящения в монахи;
  • следит за соблюдением правил, установленных в храме;
  • контролирует жизнь монахов — направляет на работы, напоминает о приближении поста, следит за чистотой и так далее;
  • ведет священнослужения в своем храме;
  • занимается юридическими вопросами (подписание договоров, оплата счетов, хранение печати храма);
  • назначает монахов на различные должности, необходимые монастырю.

Под конец следует заметить, что обязанности, которые выполняет настоятель мужского монастыря, немного отличаются от тех, что ложатся на плечи управляющей женской обителью. В частности, игуменьи не проводят священных обрядов, так как в христианской вере женщина не может быть священником.

Протоиерей в церковной иерархии

В Православной церкви существует три ступени иерархии священнослужителей. Представитель каждой ступени имеет разные обязанности как во время службы, так и в Церковной жизни.


Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем

Диаконы относятся к первой и самой низшей ступени. Эти священнослужители помогают священнику или епископу совершать богослужения. Их голоса служат своеобразным украшением во время службы: основное предназначение диакона — красивое провозглашение молитв и пение. Тем не менее у диакона нет благодати для совершения семи церковных таинств. Следовательно, совершать Литургию в одиночку он не имеет права.

На второй ступени священнослужителей находятся священники. Это люди, которые могут совершать шесть таинств. В Православной церкви их называют иереями или протоиереями. С греческого языка слово «иерей» переводится как священник.

Внимание! Протоиереями стают те священники, которые на протяжении многих лет безукоризненно служат Христу и Его Церкви. Эта своеобразная награда за труды, которая дает небольшие преимущества над простыми иереями

Как уже было сказано ранее, в Русской православной церкви задача священника — совершать богослужения, миропомазание, крещение, соборование, венчание, исповедь и причастие. Священника от диакона отличает облачение. Священники надевают фелонь или ризу, и епитрахиль (длинная лента, которая огибает шею). Вне службы священник может носить рясу или подрясник (длинная, темная одежда с узкими или широкими рукавами) с наперсным крестом поверх. Вне храма священник может носить обычную одежду.

Последней и высшей ступенью является епископство. Епископы могут посвящать остальных в диаконы и священники. В Православной церкви епископами могут стать только монахи.

Важно! После рукоположения (хиротонии) во диакона, священнослужитель не имеет права жениться. В противном случае такой человек будет запрещен в служении и его лишат сана

Во времена позднего христианства обязанности диаконов стали многочисленными и разнообразными

В поздней христианской Церкви служение диаконов стало в себя включать многочисленные обязанности и занятия. Так они стали наблюдать за церковным благочинием, а именно:

  • указывать каждому место на богослужении в церкви;
  • смотреть за порядком в храме и соблюдением церковных канонов;
  • наблюдать о том, как ведут себя верующие и какие у них нравы, и сообщать об этом епископу.

Диаконы, согласно указаниям епископа, распоряжались церковным имуществом, а именно: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями.

Таким образом, они выступали в качестве посредников между епископами и паствой: предавали пастве распоряжения епископа и приводили его повеления в исполнение. Именно поэтому их называли ангелами и пророками епископа.

Иерусалимская Церковь рукополагала в диаконы не более 7 человек.

В древней Церкви диаконы имели большую близость к епископам, а также обширный круг обязанностей. Они пользовались уважением и участвовали во всех церковных делах. При этом многие Церкви, по примеру Иерусалимской Церкви ставили во диаконы не более семи человек.


Икона преподобные Иулий пресвитер и Иулиан диакон (5 век). Для того, чтобы напомнить иерархич чинов священнослужителей и подчинённость диаконов пресвитерами, Вселенские Соборы неоднократно издавали соотвествующие постановления. Фото:tatmitropolia.ru Влияние у диаконов было гораздо более весомым, чем влияние пресвитеров, поэтому некоторые из диаконов относились к ним презрительно.

Для того чтобы это пресечь, Соборы часто принимали постановления, в которых указывали на низшую по сравнению с пресвитерами иерархическую степень диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантской церкви диаконам придается значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.

Чин диакона введен впервые в иудаизме во времена Второго храма

История диаконского чина началась в Иерусалиме, во времена Второго храма. Тогда при каждой синагоге состояло трое служителей. Их называли парнасин или в переводе с иврита раздаватель милости. Так же его называли габай-иедака (собирающий благотворительность).

В его обязанности также входило заботиться о бедных. Кроме того, он должен был хорошо знать писание. В Иерусалимской церкви, которая в ранний период развития христианства переняла структуру синагоги, имелась должность габай-иедака. Она стала прототипом христианского диаконского служения.


Диакон Исавр. Фреска XI века. Считается, что впервые чин диакона появился в Иерусалимской Церкви. Фото:ic.pics.livejournal.com Что же касается непосредственно Христианской Церкви, то первый раз в Библии слово «диакон», обозначающее определённое служение, встречается в Послании Павла к Филиппийцам (Фп. 1:1), а также в написанном несколько позже 1-м послании к Тимофею (1.Тмф. (3:8).

Христианское предание говорит о том, что диаконское служение возникло в первые годы возникновения Иерусалимской Церкви. Как говорят Деяния святых апостолов (Деян. 6:1—6), часть христианской общины жаловалась на неравномерную раздачу продуктов и иных припасов, в результате чего некоторые из вдов оказывались обделены.

С IV века диаконы занимаются, в основном, богослужебными функциями.

Сами апостолы должны были проповедовать слово Божие, поэтому не имели возможности «печься о столах». Для этого свои рукоположением они на это служение посвятили семь избранных общиной почтенных лиц.

В Библии при этом ничего не говориться о чине диакона, так как термин «служение (διακονία, диакони́а) слова» они сохранили за собой. Именно поэтому этих семеро Священно Писание не называет диаконами и указывает на то, что их служение состояло исполнении лишь одной обязанности.


Первый печатный устав, изданный по благословению патриарха Ермогена книгопечатником Анисимом Радишевским на московском Печатном дворе в 1610 год. Обязанности диаконов впервые закрепили в «Апостольском церковном уставе». Фото:www.sb.by «Апостольское предание» говорит о том, что: « обязанности диакона состояли и в том, чтобы доносить епископу и обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Тайн».

С IV века в Христианской Церкви диаконское служение на первой план выводит богослужебные функции. В VII принято 16 правило Трулльского собора, согласно которому служение диаконов должно было оставаться «образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся» (τύπος φιλανθρωπίας καί σπουδής).

Митра — головной убор старшего чёрного духовенства, но ею могут наградить протоиерея

Митра — головной убор священнослужителей. В переводе с греческого митра — головная повязка.

Символически этот предмет одежды напоминает о жертве и мучениях Иисуса Христа, так как намекает на терновый венец. Внешнее сходство искать не стоит: суть в том, что Спасителя с издёвкой «короновали» терновым венцом. Митра же — корона настоящая. Это нужно, чтобы продемонстрировать величие Иисуса Христа.

Терновый Венец

Венец из ветвей растения с шипами, который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:

«…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!»

О нём пишут трое евангелистов:

(Мф. 27:29)

(Мк. 15:17)

(Ин. 19:2)

Также митра в православии — образ золотых венцов, нужных для венчания праведников в Царстве Небесном.


Православная мирта с крестом — атрибут архиереев

В древности митра выступала как символ власти императора. Принято считать, что патриарх Константинополя стал носить митру после 1453 года. А Александрийский патриарх использовал митру в своём облачении ещё раньше.

Постепенно этот головной убор получил широкое распространение. В начале XVII века практически все православные архиереи носили на головах митру.


Мирта — атрибут одеяния высших священнослужителей

Сегодня митра — атрибут одеяния высших священнослужителей:

  • архиереев;
  • архимандритов;
  • представителей белого духовенства, получивших право ношения митры за определённые заслуги (они зовутся митрофорными).

В русской православной церкви не существует единого облика митры. Сверху обычно (но не всегда) имеется маленький крест (это нововведение 1988, раньше только митрополиты и патриарх имели такую деталь). Митра может отличаться, например, наличием икон на боках. Наиболее распространены следующие изображения:

  • Иисус Христос;
  • Пресвятая Богоматерь;
  • Иоанн Предтеча;
  • Троица;
  • Серафим (шестикрылый ангел).

До 1786 года право на ношение митры имели исключительно представители чёрного духовенства. Но затем её наградили протоиерея Иоанна Памфилова.

Сделала это сама Екатерина II, лично возложив драгоценный головной убор на его голову. Кстати, именно этот церковный деятель приложил максимум усилий, чтобы заменить слова «поп» и «протопоп» на «священник» и «протоиерей».

1786 — год, когда права ношения митры впервые удостоился протоиерей — Иоанн Памфилов.

Впоследствии белое духовенств миртами награждали — но редко.

Отношение к ношению митры с крестом в православном мире неоднозначно. Есть ряд поместных церквей, где такой головной убор дозволяется носить лишь предстоятелю. В дохалкидонских церквях.

Мирта с крестом — атрибут иподиаконов.

Также существует митра-корона с пояском из 12 зубчатых лепестков. Ещё два века назад именно такая митра была наиболее распространена.

Митра используется не только в православной церкви. В зависимости от традиций этот головной убор имеет массу разновидностей и несёт различные функции.

В сегодняшнем православии митра далеко ушла от своих прототипов, ведь она — высокая корона, никак не напоминающая чалму или кидар, чем когда-то являлась.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Черный и белый священник — в чем отличие?

Название черного и белого священства происходит от того же: является священник монахом или нет.

Черный священник это иеромонах (у монахов — черное облачение, от этого — черный).

Белый священник — это священник не монах. То есть, священник, который имеет семью и не имеет монашеских обетов.

Это абсолютно не значит, что священник-монах в чем-то лучше белого священника. Наоборот, в некоторых случаях, — например, в вопросах семейной жизни и некоторых ее сторон — лучше сможет дать совет именно священник, имеющий опыт жизни в семье и в мире — то есть не монах. Просто хотя бы потому, что он с ней сталкивался воочию — с практической стороны.

И те, и те становились в истории Церкви великими подвижниками и канонизировались как святые.

Не поленитесь: найдите и почитайте о них или их творения — это удивительные примеры духовной жизни:

Известные «белые» священники в XX веке:

  • святой праведный Иоанн Кронштадтский
  • святой праведный Алексий Мечев
  • святой протоиерей Сергей Мечев

Известные иеромонахи в XX веке

  • архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
  • архимандрит Кирилл (Павлов)
  • игумен Никон (Воробьев)
  • схиигумен Иоанн (Алексеев)

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1909) — один из самых известных пастырей в истории Русской Церкви. Пример, как можно жить святой жизнью, не уходя в монастырь.

Протоиерей в церковной иерархии

В Православной церкви существует три ступени иерархии священнослужителей. Представитель каждой ступени имеет разные обязанности как во время службы, так и в Церковной жизни.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем

Диаконы относятся к первой и самой низшей ступени. Эти священнослужители помогают священнику или епископу совершать богослужения. Их голоса служат своеобразным украшением во время службы: основное предназначение диакона — красивое провозглашение молитв и пение. Тем не менее у диакона нет благодати для совершения семи церковных таинств. Следовательно, совершать Литургию в одиночку он не имеет права.

Читайте о Православной Церкви:

Зачем и на что Церковь собирает деньгиКто такой викарийЦвета и символика куполов в храме

На второй ступени священнослужителей находятся священники. Это люди, которые могут совершать шесть таинств. В Православной церкви их называют иереями или протоиереями. С греческого языка слово «иерей» переводится как священник.

Внимание! Протоиереями стают те священники, которые на протяжении многих лет безукоризненно служат Христу и Его Церкви. Эта своеобразная награда за труды, которая дает небольшие преимущества над простыми иереями

Как уже было сказано ранее, в Русской православной церкви задача священника — совершать богослужения, миропомазание, крещение, соборование, венчание, исповедь и причастие. Священника от диакона отличает облачение. Священники надевают фелонь или ризу, и епитрахиль (длинная лента, которая огибает шею). Вне службы священник может носить рясу или подрясник (длинная, темная одежда с узкими или широкими рукавами) с наперсным крестом поверх. Вне храма священник может носить обычную одежду.

Читайте о Таинствах, совершаемых священником:

МиропомазаниеПричастиеИсповедь

Последней и высшей ступенью является епископство. Епископы могут посвящать остальных в диаконы и священники. В Православной церкви епископами могут стать только монахи.

Важно! После рукоположения (хиротонии) во диакона, священнослужитель не имеет права жениться. В противном случае такой человек будет запрещен в служении и его лишат сана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector