Кто такой настоятель храма

Содержание:

В РПЦ архимандриты с XII века служили наместниками монастырей

В Русской православной Церкви титул «архимандрит» известен с XII века. О том, что именно представляли собой в ту эпоху русские архимандриты, остаётся только догадываться. Письменных свидетельств почти нет.

Но нет оснований сомневаться, что люди с этими титулами занимались примерно тем же самым, чем и их «коллеги» с Запада: управляли крупными монастырями. Но игумены сосуществовали с архимандритами недолго.

Как уже говорилось выше, в 1764 году архимандритами стали называть настоятелей монастырей первого и второго класса. При этом не существовало разрыва между должностью и саном. Чтобы руководить монастырём, нужно было стать архимандритом, а те, кто имел такой сан, но не управлял обителями, насчитывались по пальцам.

Чем же занимались эти титулярные архимандриты? Они не пропадали без дела и служили помощниками в тех монастырях, где руководили священноархимандриты (архиереи).

Католические монастыри

С годами роль монастырей в католическом мире сильно переменилась. Из обычной обители монахов они превратились в важные административные единицы. Бывало и так, что настоятель монастыря мог управлять всеми землями, что входили в его удел. Подобная власть была предметом зависти для многих представителей местной знати, а посему они всеми силами пытались усадить туда своего человека.

Дошло даже до того, что королевские семьи сами назначали аббатов. В частности, подобная практика имела место быть во время правления династии Каролингов с VII по X век. Однако с годами католическая церковь вернула себе власть, что позволило вновь назначать настоятелей монастырей по своему усмотрению.

Храмы и настоятели

Первые христианские монастыри на территории Европы появились еще в начале четвертого века. По поверью, их появлению предшествовал разврат, который творился везде, и боговерующие нигде не могли найти покоя и понимания. Поэтому начали создаваться своего рода христианские общины. В них любой верующий мог спокойно посвятить себя служению и молитвам Господу Богу. Следовательно, общинам понадобился управляющий, который будет следить за порядком. Таким человеком и стал настоятель. И с тех времен мало что изменилось в обустройстве монастырей и правил, согласно которым в них могут существовать все желающие. На сегодняшний день, как и прежде, настоятелей принято называть игуменами. И получить этот сан не так уж и просто. Игуменом в древние времена мог быть необязательно верующий человек. Теперь же все изменилось. Сейчас настоятелем может стать только верующий, посвятивший себя Богу человек. Также его кандидатуру на столь ответственный пост должны одобрить священники высшей епархии. Настоятелем монастыря может быть игумен разных рангов. Как от самого низшего, так вплоть до епископа.

Еще одной главной обязанностью настоятеля является посвящение в монахи. Он, помимо всего прочего, должен вести в своем храме священослужения.

И именно настоятель монастыря назначает монахов на разные должности на свое усмотрение.

Православный храм. Игумен

Настоятель православного монастыря, в отличие от своего коллеги, должен был вести аскетичный образ жизни. Он не имел права владеть каким-либо имуществом. Также православная церковь всегда выступала за мир. Поэтому настоятель монастыря ни в коем случае не должен был иметь никакого отношения к военным действиям, кроме того, что должен был помогать раненным. Отсутствовали звания святых воинов и орденов. Главной задачей настоятелей было поддержание монастыря и забота о его обитателях. За все свои действия и финансовые расходы он должен был отчитываться перед вышестоящими служителями.

В РПЦ архимандриты с XII века служили наместниками монастырей

В Русской православной Церкви титул «архимандрит» известен с XII века. О том, что именно представляли собой в ту эпоху русские архимандриты, остаётся только догадываться. Письменных свидетельств почти нет.

Но нет оснований сомневаться, что люди с этими титулами занимались примерно тем же самым, чем и их «коллеги» с Запада: управляли крупными монастырями. Но игумены сосуществовали с архимандритами недолго.

Вскоре, титул архимандрита применялся уже по отношению к любому настоятелю.

Как уже говорилось выше, в 1764 году архимандритами стали называть настоятелей монастырей первого и второго класса. При этом не существовало разрыва между должностью и саном. Чтобы руководить монастырём, нужно было стать архимандритом, а те, кто имел такой сан, но не управлял обителями, насчитывались по пальцам.

Чем же занимались эти титулярные архимандриты? Они не пропадали без дела и служили помощниками в тех монастырях, где руководили священноархимандриты (архиереи).

Сегодня архимандрит — этот титул, равный митрофорному протоиерею

Но, в конце концов, архимандритов разделили с наместниками. Произошло это из-за бедствий, которые обрушила на Церковь советская власть.

Монастыри в Советском Союзе повсеместно закрывали, так что архимандриты оставались, а нести службу им было негде.


Посох — атрибут архимандрита, управляющего монастырём

Сегодня архимандрит — это в первую очередь сан или титул. Возвести в него может только патриарх. Раньше эти полномочия принадлежали Святейшему Синоду.

По старшинству архимандрит равен митрофорному протоиерею. Если архимандрит служит наместником или настоятелем монастыря, то его награждают посохом.

Источник

Кто может стать иеромонахом?

Решение о том, что вот именно этот монах может служить и исповедовать, принимает только настоятель монастыря, руководствуясь своим духовным опытом и рассуждением.

Это не значит, что монах, которого рукоположили в иеромонахи, лучше «простого» монаха — это значит, всего-лишь, что по тем или иным качествам или обстоятельствам этот монах может или должен служить таинства в монастыре. Например, потому что больше некому. Или потому что — хоть кто-то должен.

Для монастыря все в братии равны, и монах, который внимательно следит, допустим, за кухней или за состоянием огорода/зданий, так же важен, как монах, который служит Литургию.

Как «в миру» — ученый, доктор, пожарный: это разные профессии, каждая из которых важна и кто-то должен быть врачом, а кто-то — пожарным.

Наместник Димитриевского мужского монастыря

Игумен Варнава (Соколов)

21 октября 2016 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение открыть в Оренбурге Димитриевский мужской монастырь и назначить игуменом иеромонаха Варнаву (Соколова). 8 ноября в день памяти великомученика Димитрия Солунского обитель была торжественно открыта, а иеромонах Варнава — рукоположен в сан игумена. 

Игумен Варнава (Ярослав Александрович Соколов) родился 27 октября 1970 года в городе Штральзунде (Германия) в семье служащих.

Родители отца Варнавы – учёные. Отец, Александр Григорьевич Соколов, 1937 года рождения, — кандидат технических наук, преподаёт геофизику на геологическом факультете Оренбургского государственного университета (ОГУ). Мать, Людмила Борисовна Соколова, 1939 года рождения, — доктор педагогических наук, профессор, работает в Оренбургском государственном педагогическом университете (ОГПУ) имени В. П. Чкалова.

В 1987 году Ярослав Соколов закончил среднюю школу № 2 Оренбурга. В том же году поступил в МИФИ, откуда был отчислен по собственному желанию в 1989 году. С 1989 года по 1991 год проходил срочную службу в мотострелковых войсках. С 1991 по 1993 год работал гидом-переводчиком в Москве. Затем пять лет учился в ОГПУ имени Чкалова на учителя французского и английского языков и окончил университет с отличием.

С 1999 по август 2000 года занимался частной практикой – учитель иностранных языков, переводчик.

После – год работал преподавателем английского и французского языков в ОГУ. С 2001 по 2002 годы был ассистентом кафедры французского языка и МПФЯ ОГПУ имени Чкалова, откуда уволился по собственному желанию, и 10 сентября 2002 года поступил в число насельников Свято-Андреевского мужского монастыря Оренбургской епархии.

Постриг состоялся чуть более чем через год. 3 ноября 2003 года схиархимандрит Серафим (Томин) постриг Ярослава Соколова в монашество с именем Варнава в честь апостола Варнавы. 13 декабря 2003 года митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин (Мищук) рукоположили отца Варнаву в сан иеродиакона, а 13 декабря 2005 года – в сан иеромонаха. До 2015 года отец Варнава нёс послушание письмоводителя в Свято-Андреевском мужском монастыре.

В 2015 году отец Варнава закончил Оренбургскую Духовную Семинарию. Он начал преподавать в высшем духовном учебном заведении литургику, одновременно исполняя послушание духовника Оренбургской православной гимназии имени Святого Праведного Иоанна Кронштадтского.

20 августа 2015 года его назначили настоятелем храма Пресвятой Богородицы села Верхняя Платовка Новосергиевского района Оренбургской области с сохранением в числе братии Свято-Андреевского мужского монастыря.

4 января 2016 года Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин (Зарицкий) назначил отца Варнаву древлехранителем Оренбургской Епархии.

В феврале 2016 года отца Варнаву (Соколова) причислили к братии при Димитриевском храме города Оренбурга. 8 ноября 2016 года его рукоположили в сан игумена образованного Димитриевского монастыря.

Существует три степени священства: епископы (митрополиты, архиепископы), иереи, диаконы.

Епископы, Архиепископы

Епископ — высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области). Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования. Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.

Иереи, Протоиереи

Иерей — это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу. Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита. Особо достойные архимандриты могут стать епископами.

Диаконы, Протодиаконы

Диакон — это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может., соответственно участие диакона в богослужении не обязательно. Помимо помощи священнику, задача диакона — призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента (орарь), если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом (старшим диаконом). Если диакон монах, то его называют иеродиаконом (а старший иеродиакон будет называться архидиакон).

Настоятель монастыря в Киевской Руси

Для Киевской Руси 988 год стал великим – именно тогда князь Владимир крестил свой народ. Спустя несколько лет появились первые монастыри, послужившие приютом для всех, кто хотел посвятить всего себя Богу.

Чем же отличался настоятель монастыря в Киевской Руси от своего коллеги из католической церкви? Прежде всего заметим: православный устрой, позаимствованный из Византии, не предусматривал наличия системы орденов и святых воинов. Русские монахи были простыми верующими, ведущими аскетический образ жизни.

Поэтому главной задачей настоятеля такого монастыря было поддержание морального и материального состояния обители. То есть в духовном плане он следил за тем, как монахи выполняют свои обязанности (соблюдают ли они пост или таинство молитвы) и так далее. Что касается материальной стороны вопроса, то настоятель монастыря должен был вести учет расходов, следить за состоянием зданий, запасаться припасами, а при необходимости договариваться о помощи с синодом или местным князем.

Звания иереев

из белого духовенстваИерей

Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.

Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.

из черного духовенства

Иеромонах

Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах или настоятель монастыря.

Игумен (греч. ведущий)

в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах.  При оставлении должностинастоятеля звание игумена сохраняется. Награждённымсаном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.

 

В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.

Диакон помогает епископу или священнику в совершении богослужений и таинств.

Участие диакона в богослужениях не обязательно.

Кто такой настоятель монастыря? Обязанности

В обязанности настоятеля входит контроль за всем происходящим. Следит за соблюдением всех канонов церкви. Он должен заботиться о духовном развитии и совершенствовании служителей. Именно настоятель монастыря должен смотреть, чтобы причащались монахи. Также он обязан следить за тем, дабы они как можно чаще посещали храм и очищали свои души от грехов, чтобы они поменьше заботились о мирских делах и отдавали себя всецело и полностью на служение Всевышнему. Также настоятель монастыря отвечает и за материальные блага (например, за внешнее состояния храма). Он печется о хозяйстве и следит за тем, чтобы монастырь не пришел в упадок. Глава в храме принимает иностранных, и не только, гостей, также высокопоставленных чинов и других представителей церквей. Делает он это на свое усмотрение.

Следовательно, можем подвести итоги и сказать, что настоятель монастыря — это человек, который полностью посвящает свою жизнь Всевышнему и служению своей общине.

Главной целью настоятелей становится спасение как можно большего количества душ. Они выполняют очень тяжелую работу не только физически. Духовная ноша тоже довольно-таки тягостна. Но настоятель, который занимается своим делом по призванию, никогда не унывает. Так как верит в то, что за его мирские страдания ему воздастся после смерти.

Настоятель должен принуждать… к взаимоуважению!

— Кто должен быть в центре общины? Обязательно ли это священник?

— Чаще всего да, но если в общине есть человек, вокруг которого она объединяется, это прекрасно. И честь и слава тому священнику, который понимает, что сам он не может быть таким центром в силу каких-то своих особенностей и позволяет дополнять свои недостатки другому. А вот когда священник считает, что он все понимает и делает лучше всех — это беда, общины не будет.

Это может быть очень хороший священник, прекрасный духовник, очень мудрый человек. Но община — это связь не через священника, не через «единый центр». Это связь людей друг с другом. И мне кажется, возникновению братских отношений между ними чаще всего мешает именно нежелание священника смиряться и просто дружить. А умение дружить, как известно, начинается с умения слушать другого. И признавать, что и его мнение может быть правильным. А у нас у священника на приходе часто возникает иллюзия, что есть два мнения: его и неправильное. И общины в таком приходе не будет.

— А может в одном храме, где много штатных священников, быть несколько общин: у отца Павла своя, у отца Алексея своя, у отца Игоря третья?

— Это неизбежно. Вообще, психологи считают, что нормальный диалог, когда собеседники слышат друг друга, возможен только у такого количества людей, которое может усесться за один стол. Это где-то 10—15 человек. Вот и община не случайно начиналась с общей трапезы, переходящей в евхаристию. А когда в храме 200 или 500 человек, настоятель должен являть великое мастерство и мудрость, позволяя каждому из служащих на этом приходе священников группировать вокруг себя тех людей, которым он близок. Одни читают авву Дорофея и «Лествицу», другие — протопресвитера Александра Шмемана и митрополита Сурожского Антония, и надо не дать этим людям войти в конфронтацию друг с другом.

Мастерство настоятеля в том, чтобы обозначить эти полюсы. А если он говорит: нужно читать только эту газету, смотреть только эти передачи, придерживаться только таких политических взглядов, общины не будет. Все рассеются и разойдутся.

Ведь что больше всего мешает любви? Гордыня человеческая. Когда я уверен, что я всегда прав и духовная жизнь может быть только такой, какой ее представляю я. Но на самом деле священник с годами понимает, что любой человек находится в постоянном развитии и в разные периоды его жизни он разный. Священники это знают по себе. Человек растет, у него меняются интересы, увеличивается глубина запросов, поиска Бога.

— А может ли община существовать без священника, без учителя?

— Она может продолжить существовать после его смерти. Так, после смерти отца Алексея и отца Сергея Мечевых их община существовала в течении многих десятилетий. И костяк этой общины дожил до возрождения храма святителя Николая в Кленниках, где она зарождалась.

— Так как же объединить прихожан одного храма?

— Конечно, есть люди, совершенно по-разному культурно ориентированные. Их трудно даже усадить за один стол, вовлечь в общий разговор. И надо создавать в приходе какие-то, как это сейчас говорят, «хабы» — такие «транспортные узлы», где эти люди будут группироваться. Вот, допустим, евангельский кружок: туда вполне можно собрать таких разных людей, чтобы они там могли услышать друг друга, сдружиться и остаться в приходе.

Мы должны объединять людей понимая их язык, культуру, запросы. Причем, это касается и священников. Мне вот удается разговаривать с молодежью, а с пожилыми сложно. А есть священники, которые прекрасно общаются с пожилыми людьми. И это нормально. Настоятель же должен, как сказать, принудить всех уважительно относиться друг к другу и не пренебрегать друг другом.

 

Отец Федор в одном из летних лагерей прихода. Фото Веры Шмыковой

В православии сану аббата соответствует сан игумена

Если настоятель католик имеет сан аббата, то настоятель мужского монастыря в православии носит сан игумена. В ряде поместных церквей, в том числе Русской до 2011 года, используется также как иерархическая награда.

Изначально игумен не обязательно был священником, позже их стали избирать только из числа иеромонахов либо посвящать избранного игуменом монаха в пресвитера.


Братия Свято-Успенского монастыря г. Александрова с игуменом Серафимом (Семилетовым). В православии сан игумена соответствует католическому сану аббата. Фото: 151722.selcdn.ru

В 1764 году, в ходе секуляризационной реформы русские монастыри были распределены по трём классам; главу монастыря третьего, низшего класса стали называть игуменом.

Отличие его от архимандрита (настоятеля монастыря первого или второго класса) заключалось в том, что при богослужениях он облачается в простую монашескую мантию и набедренник.

Тогда как архимандрит облачается в мантию со «скрижалями», наперсный крест, палицу и митру. Игумен у католиков на классы не делиться.

Игумен

это настоятель монастыря 3-го, низшего класса

В связи с тем, что общее число монастырей сильно сократилось, сан игумена стал наградой для монашествующего духовенства. Он сан соответствовал протоиерею в белом духовенстве и не обязательно связывался с управлением монастырём. Данная практика закрепилась в XX веке, когда после революции были закрыты все монастыри в СССР.

Она расширилась после Великой Отечественной войны, когда действовало незначительное их число. При этом только игумен, являвшийся начальником монастыря, обладал правом ношения посоха.


Игуменские посохи. Игуменский посох может носить только тот игумен, который управляет монастырем. Фото: rezba33.ru

В 2011 году Архиерейский собор Русской православной церкви, приняв предложение патриарха Кирилла, отменил впредь сан игумена как иерархическую награду и постановил посвящать в игумены не только иеромонахов, но и архимандритов и даже архиереев, если они вступают в управление монастырём.

Одновременно с саном игумена должен быть вручён посох. При оставлении должности настоятеля (наместника) монастыря звание игумена будет сохранено за человеком в память о понесённых трудах

Нарушение авторских прав

В Кирове против настоятеля храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отца Георгия возбудили уголовное дело о нарушении авторских прав. По версии следствия, священник руководил ООО «Вера, Надежда, Любовь и София», которое использовало нелицензионное программное обеспечение «1С предприятие» и Microsoft, из-за чего правообладателю был нанесен ущерб в размере 206 тысяч рублей.«Как рассказал отец Георгий, проблемы у него и его фирмы начались после смерти митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа в 2011 году и прихода на его место из Хабаровской епархии владыки Марка. По словам отца Георгия, новый глава начал «зачистку» местного духовенства и назначил своих людей из Хабаровска и Комсомольска», — писал «Коммерсант». Уголовное дело закрыто за недостаточностью доказательств; клирик подал жалобу в ЕСПЧ.

Экстремизм

Проповеди отца Василия из села Иваньково в Тульской области суд признал экстремистскими. Как отмечал прокурор региона Олег Черныш, речи священника были размещены на диске с названием «Православие или смерть». Кроме того, отец Василий был автором шести видеороликов, в частности, «Чипирование», «Американское шоу» и «Гробы для американцев». Все они также признаны экстремистскими материалами.

Священник Андрей Евстигнеев, служивший в кафедральном соборе Сошествия Святого Духа в Саратове, был временно запрещен в служении за грубость в отношении прихожан. Это произошло после того, как во время крещения девочки отец Андрей спросил у ее родственников: «Зачем вы выбираете жидовские имена?». Тетя девочки написала заявление в СК с требованием возбудить против священника уголовное дело по статье 282 УК, однако, насколько известно, следователи не нашли в этом высказывании иерея состава преступления.

Уголовное дело по 282-й статье было возбуждено в отношении архимандрита Вятской епархии отца Серафима, который, посещая исправительную колонию №7 в поселке Восход Нижегородской области, не только исповедовал осужденных, но и раздавал им видеокассеты и записки, повествовавшие о «врагах Православия — жидомассонах». Кроме того, он передал заключенным признанный экстремистским материалом фильм Константина Душенова «Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа». 

Кто такой настоятель католического монастыря?

С течением веков роль храмов в католическом христианстве несколько раз видоизменялась. В какое-то время монастыри перестали быть просто общинами для монахов. Они стали территориально-административными единицами. И правящий настоятель в них отвечал уже не только за благоустройство своей общины, ему принадлежали все земли, которые подпадали под его управление. Следовательно, должность из церковной превратилась в общественную, куда многие правители разных чинов пытались пристроить своего родственника.

То есть можно смело утверждать, что настоятель католического монастыря или, как их еще принято называть, аббат стал не только духовной, но и коммерческой личностью. Изначально аббатами называли исключительно настоятелей. Но со временем так стали именовать всех монахов. По иерархии католической церкви аббаты выполняли разные обязанности. Одни не подчинялись никому и управляли монастырями на свое усмотрение, другие же, наоборот, без указаний вышестоящих епископов не могли ступить и шагу. Еще одной особенностью было то, что аббатами могли быть представители знати. Также в церкви существовали звания военных монахов и разные ордена.

Чин архимандрита появился в исторических документах в V веке или чуть раньше

Впервые чин архимандрита упомянут в Антиохийском Патриархате. Уже в V веке  почти весь греческий Восток имеет в своём составе архимандритов.

В актах Третьего Вселенского Собора (431 год) мы можем найти прошение от имени архимандрита и прочих монахов.

Архимандриты постоянно фигурируют и во многих исторических документах:

  • Их упоминает Кирилл Александрийский в переписке с Римским папой Целестином;
  • В 448 году на Константинопольском Соборе в монофизитстве обвиняют архимандрита Евтихия. Этот документ подписывают 23 монастырских начальника — все с титулами архимандритов;
  • Император Зенон пишет в вероисповедальном послании «Энотикон»:


Зенон
император Византии

И ещё там же:

Архимандрит XVII века Иоаникий (Галятовский)

Архимандрит — это настоятель православного монастыря

Начнём с ответа на первый вопрос. Никакого «мандрита» в православной иерархии действительно нет.

Слово «архимандрит» образовано другим способом. На греческом оно пишется так: ἀρχιμανδρίτης — и состоит из двух частей:

  • ἄρχων— вождь, руководитель, начальник, глава;
  • μάνδρα— овчарня, в смысле то место, где держат овец, либо «хлев», «ограда».

Сразу стоит поосторожничать и избежать дословного перевода.

«Вождь хлевов» — это, конечно, издержки разницы в языках. Подразумевается, что архимандрит — это человек, который главный в месте, где обитают заблудшие овцы. Это явный намёк на слова Иисуса Христа:

Мф 18:12

Овцы — символ по нынешним меркам для русского обидный, но для своей эпохи это была прекрасная иллюстрация. Итак, верующие — это овцы, которые держатся в стаде.

Его хозяин — Бог, ну а представители духовенства — своего рода сменные пастыри, которые заботятся о христианах и представляют Всевышнего на земле.

Архимандрит по положению близок католическому аббату.

Архимандрит — это управляющей группой таких овец, общиной монахов. Нам сегодня понятно слово «монастырь», но в своё время уместнее было говорить именно об общинах.

Так что архимандрит — это монах-священник из чёрного духовенства, почти всегда настоятель монастыря.

У католиков есть аналогичный титул — аббат, то есть руководитель аббатства. А ещё есть аббатиса, то есть настоятельница, а по-нашему — игуменья.

Архимандрит Тихон (Секретарёв)

История

Известно, что первоначально монахи не могли принимать священный сан. Это было связано с тем, что они жили отшельнической жизнью и не могли заниматься пастырской, общественной деятельностью, с которой было сопряжено служение священника. Поэтому для первых веков христианства иеромонах — это что-то немыслимое, противоречивое. Однако в дальнейшем, когда монахи стали сплачиваться и образовывать свои общины, выраставшие в монастыри, у них возникла потребность и в своих лидерах, и в своих священниках. Поэтому некоторых из них стали избирать и представлять к рукоположению. Так появились первые священники из отшельников. Проповедь иеромонаха была ограничена монастырской братией и изредка пришедшими к ним паломниками. Древние обители располагались в пустынных, безлюдных местах, а потому миряне там появлялись нечасто. Впрочем, уже в раннем Средневековье все чаще начинают появляться монастыри в пригородах и даже внутри самих городов. Чаще всего они основывались правящими лицами – монархами, баронами и другими аристократами. Жизнь иеромонаха в такой обители, в отличие от его братьев на периферии цивилизации, была связана с политикой не меньше, а иногда и больше, чем со священническим и духовным служением. В современном мире монашествующие уже не прячутся от мира, как раньше, и поэтому очень много монастырей располагается в городской черте. Кроме того, если раньше сана священника удостаивались лишь избранные братья из числа насельников обители, то сегодня в мужских монастырях практически 100 % монахов являются священниками. Исключения из этого правила, конечно же, имеются, но тенденция именно такова.

Аббат в системе церковного права Католической Церкви занимает особое положение

До причисления монахов к духовенству аббат имел право и обязан был наблюдать за соблюдением орденских правил, управлять монастырскими имениями и требовать от монахов безусловного послушания. Аббаты обладали над монахами обширной властью.

Так нередко применялись даже телесные наказания, да и в начале XX века аббаты и аббатисы ещё пользовались правом подвергать своих подчинённых не только временному, но и пожизненному заключению за тяжкие преступления. У бенедиктинцев апелляция на карательный приговор аббата подаётся епископу или Папе.

Седьмой Вселенский собор (икона XVII века, Новодевичий монастырь). Седьмой Вселенский Собор или Второй Никейский дал аббатам право посвящать подчиненных им монахов в низшие церковные должности. Фото: upload.wikimedia.org

После Второго Никейского собора аббатам было предоставлено право посвящать своих монахов в низшие должности.

На церковных соборах в Риме в 826 году и в Пуатье в 1078 году было впервые определено, что аббат должен иметь священнический сан, а Вьеннский собор распространил это решение на всю католическую церковь.

Все аббаты принадлежат к прелатам церкви, занимают в иерархии место непосредственно после епископов и имеют право голоса на соборах.

Аббатисы таких прав не получили, потому, что женщины в католичестве не могут совершать какие-либо священнодействия. Аббаты освобождённых монастырей не признают над собою никакой власти, кроме власти Папы Римского.

Сан аббата до недавнего времени мог получить и светский человек.

Начиная с VII века, епископы нередко вмешивались в права аббатов, ставили, по своему усмотрению, на места настоятелей своих любимцев, а при освобождении этих мест даже оставляли аббатства за собой.

В VIII — IX веках должность аббата становится одной из ключевых в политической системе средневекового Запада и особенно Священной Римской империи. Григорианская реформа положила этому конец и вывела аббатов из подчинения светской власти императоров.

Генеалогическое древо династии Каролингов. Уже Каролинги стали награждать саном аббата светских лиц за военные заслуги. Фото: upload.wikimedia.org

В VIII и особенно в IX веке, по прихоти королей или по соображениям необходимости, он сан аббата стал переходить к светским коммендаторам на правах аббата (лат. abbas in commendam). Уже Каролинги начали раздавать аббатства своим приверженцам в награду за их верность или за военные заслуги.

Результатом этого стало то, что до X века включительно крупнейшие монастыри в пределах иерархии римской церкви имели во главе своей, по большей части, светских аббатов или аббатграфов (лат. Abbacomites, Abbates milites), собиравших для себя доходы этих духовных учреждений.

Эта практика была осуждена в XVI веке Тридентским собором. В кодексе канонического права 1983 года понятие комменды полностью ликвидировано.

Католический священник, его права и обязанности

Католический священник – это служитель католического культа. В католицизме, как и в православной церкви, священники принадлежат ко второй степени священства. Основой церковного культа являются видимые проявления Божией благодати – таинства, которыми называются действия, установленные Иисусом Христом для благотворного спасения людей. Символика таинств помогает верующим постичь Божию любовь к человеку. Согласно церковному учению, участвуя в таинствах, человек получает чудотворную помощь свыше.

Католическая церковь, равно как и православная, допускает семь таинств: крещение, конфирмацию (миропомазание), евхаристию, елепомазание, покаяние, брак и священство. Священник православной и католической церкви имеет полномочия совершения пяти таинств, кроме священства (хиротонии) и миропомазания (для этого необходимо специальное разрешение епископа диоцеза, в котором служитель инкардинирован). Посвящение в католические служители происходит посредством рукоположения епископа.

Католический священник может относиться к черному или к белому духовенству. Черное духовенство подразумевает монашество – в соответствии с обетом аскетического образа жизни в окружении монашеской общины (либо в отшельничестве). Белое духовенство – это служение на территории епархии. По совокупности литургических обычаев в латинском католическом обряде для всех священников обязательным правилом является целибат – обет безбрачия. Литургические обряды восточно-католической церкви целибат относит к обязательным правилам только монашествующих священников, а также епископов.

Согласно церковным традициям католического духовенства, одежда католического священника – это сутана, длинная верхняя одежда с длинными рукавами, которую служитель должен носить вне богослужения. Сутана застегивается на пуговичный ряд, имеет воротник-стойку и длину, достигающую пят. Цвет определяется согласно иерархическому положению. Сутана священника должна быть черного цвета, у епископа – фиолетового, кардинал носит пурпурную сутану, а папа – белую.

Католический священник во время литургии должен быть обязательно облачен в белую альбу, орнат и столу. Альба – это длинное одеяние католических и лютеранских клириков, которое они перепоясывают веревкой. Альба шьется из тонкой шерсти, хлопка или льна. Орнат (казула) – это символически расшитый плащ священника, являющийся его главным одеянием во время литургии. Стола – это шелковая лента длиной до 2 метров и шириной до 10 сантиметров, с нашитыми на ней крестами. Кресты на столе должны быть расположены на ее концах и в центре.

Католический священник Папа Римский носит и роччету – белую плиссированную короткую одежду, обшитую кружевом. Этот элемент облачения выглядит как рубаха с узкими рукавами длиной до колен. Одевается роччета поверх сутаны. Папа Римский, кардиналы, епископы и аббаты еще носят моццету – короткую накидку с капюшоном. Моццету положено носить с сутаной. Ее цвет зависит от сана священника, епископы носят фиолетовую, кардиналы – алую. Папа Римский носит разновидности моццеты, одну – атласную и другую – бархатную темно-красную, украшенную мехом горностая.

Литературный и монашеский труд Иеромонаха Романа

С середины девяностых годов отец Роман несёт монашеский подвиг в скиту Ветрово в Псковской области, где в двухтысячных годах на какое-то время затворялся от мира и держал связь с другими монахами только с помощью записок.

На данный момент опубликовано более двадцати сборников стихов иеромонаха Романа Матюшина, а также более десяти альбомов с песнями автора.

Песни отца Романа исполняются такими известными артистами, как Максим Трошин, Ирина Скорик, Кубанский казачий хор.

Жанна Бичевская, Сергей Безруков и Олег Погудин записали альбомы песен, написанных иеромонахом Романом. Безруков вспоминает, что во время записи альбома работники студии приезжали в скит отца Романа, но пообщаться с ним не удалось, так как тот в это время исполнял обет молчания. Письменное же разрешение на использование его произведений получить удалось. Сам иеромонах считает, что авторских прав существовать не должно, так как стихи и песни даруются человеку Господом.

Служители церкви, которые не имеют священного сана и помогают в служении.

Ипподиаконы

Ипподиаконы — это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения.

Уставщики

Уставщик — это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу (при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл) и при необходимости самостоятельно читает или возглашает (выполняет функцию канонарха).

Монахи

Монах — насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.

Схимонах — монах, который дал еще более серьезные обеты перед Богом по сравнению с обычным монахом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector