Авва дорофей: душеполезные поучения, послания и интересные факты
Содержание:
- Краткое сказание о преподобном Дорофее
- Приметы и поговорки
- В ранние годы Дорофей переселился в Газу — пограничный город, где процветали философия и искусство
- Творения
- Житие: что нам известно из биографии святого Дорофея Палестинского
- Дорофей стал жить в монастыре, где принимал путников, прислуживал в лечебнице и общался с мудрыми людьми
- Автор книги: Авва Дорофей
- Жизнь в святой обители
- Книги: что входит в сборник «Душеполезные поучения»
- Изображения на иконах
- Поучения аввы Дорофея
Краткое сказание о преподобном Дорофее
Мы не имеем оснований для точного определения времени, в которое жил преподобный Дорофей, более известный в качестве писателя. Приблизительно же можно определить оное свидетельством схоластика Евагрия, который, в своей церковной истории, писанной, как известно, около 590 года, упоминает о современнике и наставнике преп. Дорофея Великом старце Варсануфии, говоря, что он «еще живет, заключившись в хижине» . Отсюда можно заключить, что преп. Дорофей жил в конце VI-го и начале VII-го века. Предполагают, что он был родом из окрестностей Аскалона. Раннюю молодость свою он провел в прилежном изучении светских наук. Это видно из собственных слов его, помещенных в начале 10-го поучения, где Преподобный говорит о себе: «Когда я обучался светским наукам, мне казалось это сначала весьма тягостным, и когда я приходил взять книгу, я был в таком же положении, как человек, идущий прикоснуться к зверю; когда же я продолжал понуждать себя, Бог помог мне и прилежание обратилось мне в такой навык, что от усердия к чтению я не замечал, что я ел, или пил, или как спал. И никогда не позволял завлечь себя на обед с кем-нибудь из друзей моих, и даже не вступал с ними в беседу во время чтения, хотя и был общителен и любил своих товарищей. Когда философ отпускал нас, я омывался водою, ибо иссыхал от безмерного чтения и имел нужду каждый день освежаться водою; приходя же домой, я не знал, что буду есть, ибо не мог найти свободного времени для распоряжения касательно самой пищи моей, но у меня был верный человек, который готовил мне, что он хотел. А я ел, что находил приготовленным, имея и книгу подле себя на постели, и часто углублялся в нее. Также и во время сна она была подле меня на столе моем, и, уснув немного, я тотчас вскакивал для того, чтобы продолжать чтение. Опять вечером, когда я возвращался (домой) после вечерни, я зажигал светильник и продолжал чтение до полуночи и (вообще) был в таком состоянии, что от чтения вовсе не знал сладости покоя».
Учась с такой ревностью и усердием, преп. Дорофей приобрел обширные познания и развил в себе природный дар слова, как о сем упоминает неизвестный писатель послания о книге его поучений, говоря, что Преподобный «был высок по дару слова» и подобно мудрой пчеле, облетая цветы, собирал полезное из сочинений светских философов, и предлагал это в своих поучениях для общего назидания. Может быть, и в этом случае Преподобный следовал примеру св. Василия Великого, наставления которого он изучал и старался исполнять на самом деле.
Из поучений преподобного Дорофея и его вопросов св. старцам, ясно видно, что он хорошо знал произведения языческих писателей, но несравненно более писания св. Отцев и Учителей Церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Климента Александрийского и многих знаменитых подвижников первых веков Христианства; а сожительство с великими старцами и труды подвижничества обогатили его опытным знанием, о чем свидетельствуют его поучения.
Хотя мы не знаем о происхождении Преподобного, но из бесед его с великими старцами видно, что он был человек достаточный, и еще прежде вступления в монашество пользовался наставлениями знаменитых подвижников св. Варсануфия и Иоанна. Это оказывается из ответа, данного ему св. Иоанном на вопрос о раздаче имения: «Брат! На первые вопросы отвечал я тебе как человеку, еще требовавшему млека. Теперь же, когда ты говоришь о совершенном отречении от мира, то слушай внимательно, по слову Писания:
Не знаем, какая причина побудила преподобного Дорофея оставить мир, но, рассматривая его поучения и в особенности вопросы св. старцам, можно заключить, что он удалился из мира, имея в виду только одно — достигнуть Евангельского совершенства чрез исполнение заповедей Божиих. Он сам говорит о святых мужах в 1-м поучении своем: «Они поняли, что, находясь в мире, не могут удобно совершать добродетели и измыслили себе особенный образ жизни, особенный образ действования, — я говорю о монашеской жизни, — и начали убегать от мира и жить в пустынях».
Приметы и поговорки
- Утром чувствуется резкий запах травы – к дождю.
- Много росы – к большому урожаю.
- Туман по воде стелется, значит грибов будет много.
- Если выполоть все сорняки утром на Дорофея, то они больше не появятся.
- Если в этот день стоит хорошая погода, значит будет хороший урожай зерна.
- Множество пауков предвещают жару, а стучащий дятел — дожди.
- В Дорофеев день снятся пророческие сны.
- Родившиеся 18 июня наделены «спесивым» нравом и часто не уверены в себе. Только после сорока они находят свой истинный путь и обретают веру в свои силы. Такие люди обладают способностями успокоить человека, вселить в него уверенность. Носить им следует топаз.
В ранние годы Дорофей переселился в Газу — пограничный город, где процветали философия и искусство
Хотя преподобный Дорофей прозван Газским, родился он в другом городе — Аскалоне. И сегодня на побережье Средиземного моря есть Ашкелон, хотя тоже не тот, что был изначально. В 1270 году город разрушил турецкий султан Бибарс, а гавань наполнил камнями. Сохранились лишь стены. Семь веков Аскалон стоял в безмолвии.
(Соф. 2:4)
К моменту рождения преподобного Дорофея Аскалон уже пережил рассвет, разрушение Навуходоносором II, эллинистический период. Будущий святой родился в великом, но увядающем городе, который был византийской автономией.
Разумеется, христианство уже распространилось на этих землях, хотя и не было единственной религией: Аскалон всегда населяли люди разных национальностей и вероисповеданий.
Авва Дорофей родился в городе Аскалон
Однако долго в Аскалоне Дорофей не прожил и уже в ранней молодости поселился в Газе. На этих землях утвердилось христианство, хотя это произошло не быстро и не мирно.
Газа — не последнее место в древнем мире: она славилась философами, поэтами, риториками, многими искусствами. В ней соприкасались самые разные культуры, и многие современники преподобного Дорофея искали симбиоз христианства и античной традиции.
Но времена были не спокойные. Пограничное положение Газы приводило к постоянным военным столкновениям. Персидский шахиншах Хосров II Парвиз неоднократно пытался завоевать город и даже ненадолго преуспел, тем же занимались арабы. Кстати, в 634 году они своего добились, но преподобный Дорофей до этого не дожил.
Творения
Преподобному авве Дорофею принадлежит 21 поучение, несколько посланий, 87 вопросов с записанными ответами преподобных Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка. В рукописях известны также 30 слов о подвижничестве и запись наставлений преподобного аввы Зосимы. Творения аввы Дорофея исполнены глубокой духовной мудрости, отличаются ясным, отточенным стилем, простотой и доступностью изложения. Поучения раскрывают внутреннюю жизнь христианина, постепенное восхождение его в меру возраста Христова. Святой авва часто обращается к советам великих святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Послушание и смирение, соединенные с глубокой любовью к Богу и ближним, являются теми добродетелями, без которых невозможна духовная жизнь, — эта мысль пронизывает все поучения аввы Дорофея.
Поучения аввы Дорофея являются начальной книгой вступивших на путь духовного делания. Простые советы, как поступить в том или другом случае, и тончайший анализ помыслов и движений души являются надежным руководством для тех, кто решил опытным путем читать творения аввы Дорофея. Иноки, начав читать эту книгу, не расстаются с ней всю жизнь.
Творения аввы Дорофея находились во всех монастырских библиотеках и непрестанно переписывались. На Руси его книга душеполезных поучений и ответов преподобных Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка по количеству списков была самой распространенной, наряду с Лествицей преподобного Иоанна и творениями преподобного Ефрема Сирина. Известно, что преподобный Кирилл Белозерский (+ 1427), несмотря на многочисленные обязанности игумена, собственноручно переписал поучения аввы Дорофея вместе с Лествицей преподобного Иоанна.
Поучения аввы Дорофея относятся не только к инокам: во все времена эту книгу читали все, кто стремился исполнить заповеди Спасителя.
Преподобный авва Дорофей, фреска, Оптина пустынь. |
- Поучения. М., 1652. То же. Вильна, 1767.
-
Душеполезные поучения и послания с приложением вопросов и ответов, данных на оные святыми старцами Варсонуфием Великим и Иоанном Пророком. М., 1756. То же. Изд. 2-е. СПб., 1862. (Разговор с великим старцем святым Варсонуфием и учеником его аввою Иоанном прозорливым. См. также: Христианское чтение. 1829. ХХХVI. С. 154 слл.). То же. Оптина пустынь, 1913.
- Книга, глаголемая Цветник, сочиненная священноиноком Дорофеем, содержащая заповеди Евангельские и святых отец поучения. Варшава, 1785. То же. Гродно, 1790, 1795.
- Книга Богоугодных трудов преподобного отца нашего Ефрема Сирина и аввы Дорофея. М., 1701.
- Святыя книги преподобных отец Ефрема Сирина и аввы Дорофея. Вильно, 1780.
- Святыя и Богодухновенныя книги святых и преподобных отец Ефрема Сирина и блаженного аввы Дорофея. М., 1652. То же. Клинцовский Посад, 1787. То же. Супрасль, 1791. То же. Яновская тип., 1817.
- Наставления (О самоотвержении. — О том, что не должно осуждать ближнего. — О смирении. — О страхе Божием. — О том, что не должно располагать собою по собственному разуму. — О том, что мы бодрственно и с известною целью должны идти по пути Божию. — Монастырскому эконому) // Христианское чтение. 1826. ХХIV; 1827. ХХV; 1829. ХХIII; 1830. ХXXIХ, ХL; 1831. ХLIII.
- Слова (О святом посте. — О злопамятстве. — О здании и согласии душевных добродетелей. — О совести. — О ужасе будущего мучения, и о том, что желающий спастись никогда не должен быть беспечен о своем спасении. — О лжи. — О перенесении искушений с спокойствием и благодарностью) // Христианское чтение. 1830. ХХVII; 1829. ХХХIV, ХХХV, ХХХVI; 1831. XLI, ХLII.
- Изъяснение некоторых речей святого Григория, поемых с тропарями во Святую Пасху и при воспоминании святых мучеников // Христианское чтение. 1830. ХХХVIII; 1831. ХLIII.
- Письма // Там же. 1830. ХХХVII, ХXХIХ, ХL.
- Поучения к добродетельной жизни // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 11. С. 20-24; № 12. С. 32-35.
- Поучение на Святую Пасху // Журнал Московской Патриархии. 1978. № 4. С. 25-27.
Житие: что нам известно из биографии святого Дорофея Палестинского
Даже время жизни наставника множества христиан с древности до сего дня определяется приблизительно. Большинствобогословов думают, что это VI век. Некоторые называют его родной город – Аскалон.
Дорога к святости
Судя по всему, Дорофей происходил из семьи состоятельной, ибо ему с юности, по его же собственным словам, было доступно образование, книги. А впоследствии, когда Дорофей ушел в монахи, его родной брат выделил немалые средства, чтобы построить в обители больницу для иночествующих.
Как, почему молодой человек решил уйти в пустыню, он никогда не распространялся. А в монастыре было не принято спрашивать. Известно только, что местом подвигов новоначального Дорофея стала известная обитель другого аввы, Серида. Сохранилось также имя старца, которому инок предал себя на послушание – Иоанн, называемый также Пророком за свойственные ему дары прозорливости. Под руководством этого наставника Дорофей пробыл более 10 лет.
Школа смирения
Все это время он обучался иноческому деланию. Это значит, что он не только открывал помыслы своему духовному отцу, читал Писание. Монах проходил школу смирения. Его, как новоначального, поставили прислуживать приходящим странникам, паломникам, а также больным братиям. Это оказалось лучшей, хотя болезненной для самолюбия, школой смирения. Раздражение братий, унывающих в болезнях, смущаемых болью, страхом.
Миряне, часто, вопреки известной поговорке, приходящие в монастырь «со своим уставом», то есть привычками, понятиями, которые иноки давно оставили. Все это пережил Дорофей, а потом, уже сам будучи известным учителем благочестия, часто передавал своим духовным чадам. Вот брат, чем-то раздраженный, срывает зло на Дорофее:
А бывало еще хуже:
В больнице святой работал долгие годы. Уставал так, что едва мог стоять службу, но стоял все равно. Просил братий будить его, чтобы не предаться сну, по его мнению, «сверх меры». Здесь не было ревности не по разуму, просто выдержать школу смирения без помощи Божией невозможно, а где еще получить ее, как не в храме, на молитве?
«Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его» — писал Дорофей об этом времени своей жизни, будучи уже аввой, известным старцем.
К этому времени скончался его духовный отец, почили другие братия, у которых он учился. Тогда Дорофей оставил место своего пострига, уйдя в другую обитель, возможно, не желая быть избранным игуменом, как хотели того братия. Источники свидетельствуют, что в пустыне из учеников Дорофея возник новый монастырь, где настоятельствовать святомувсе же пришлось. Именно здесь, в конце VI в., он, по-видимому, и отошел в Вечность, оставив множество учеников.
Ученик Досифей
Среди них – удивительный, простой монах по имени Досифей. Он пришел в обитель из мира, почти ничего не зная об иночестве. Под руководством прп. Дорофея он в краткое время достиг великого смирения, кротости, наконец, сподобился святости. Даже умер Досифей, тяжело болевший много месяцев, по послушанию, испросив разрешение оставить мир у настоятеля.
Таким был великий учитель смирения, таким остается сейчас, беседуя с христианами в своих творениях.
Дорофей стал жить в монастыре, где принимал путников, прислуживал в лечебнице и общался с мудрыми людьми
Семья у Дорофея была зажиточная. Об этом свидетельствует тот факт, что его брат смог на собственные деньги построить лечебницу при монастыре. Благодаря богатой культурной среде Дорофей набирался знаний. Есть версия, что он мог учиться у Прокопия Газского.
Прокопий Газский
Житель Газы, глава школы риторики. Занимался толкованием Ветхого Завета.
Оставил после себя немало работ с комментариями к Священному Писанию, многие из которых дошли до наших дней.
Из ряда других комментаторов его выделяет стремление найти синтез между античной и христианской культурой.
Уча Слову Божию, он обращался к античной мифологии.
Среди учеников Прокопия Газского более всех известен оратор Хорикий Газский и Авва Дорофей.
Предание не сохранило, почему Дорофей Газский решил принять монашеский постриг. Также неизвестно, сколько ему было лет, когда это произошло. Но сперва Дорофей просто переселился в окрестности монастыря аввы Серида в Газе.
В обитель Дорофей не торопился и жил за счёт большого наследства. Но, в конце концов, Дорофей стал послушником и келейником Иоанна Пророка на десять лет.
10 лет Дорофей Газский был послушником в обители аввы Серида
Иоанн Пророк
Святой, ученик Варсонофия Великого. 18 лет соблюдал обет безмолвия. Известен и другими подвигами. Стремился во всём походить на учителя и даже обрёл, подобно ему, дар предвидения.
Был современником аввы Серида — настоятеля Газкого монастыря. Предсказал, что умрёт сразу после него.
Однако игумен Елиан попросил Иоанна Пророка отсрочить уход в другой мир, поскольку нуждался в советах на новой для себя должности настоятеля.
Иоанн Пророк выполнил просьбу.
До сегодняшних дней дошла переписка Иоанна Пророка с его учителем — Варсонофием.
Дорофей Газский должен был принимать разных людей:
- странников;
- паломников;
- богомольцев.
Такова была его роль в монастыре. Он общался с людьми любых социальных статусов, вер, воззрений. Кому-то помогал советом и утешением, от кого-то сам научился чему-то. Так он развивался — в общении, знакомствах, обмене опытом. Сотни жизней, историй, событий проносились перед глазами Дорофея.
Его брат помог устроить монастырскую больницу, где Дорофей усердно прислуживал.
Значительный вклад в формирование взглядов преподобного Дорофея сделал авва Зосима. В своё время это был известный и повсеместно уважаемый отшельник. Он не только знал Марию Египетскую, а лично её причастил и похоронил.
Автор книги: Авва Дорофей
«Душеполезные поучения» преподобного Аввы Дорофея – это бесценное сокровище духовной мудрости. Благодать Божия, которой был преисполнен Авва Дорофей, по слову Спасителя соделалась в нем неиссякаемым «источником воды, текущей в жизнь вечную». В книге все христиане – и иноки, и миряне – найдут множество спасительных и душеполезных советов и наставлений.
Авва Дорофей очень доступно и просто говорит о том, что необходимо для каждого человека: о хранении совести, о том, как переносить искушения, как проходить путь Божий разумно и внимательно, о созидании душевного дома добродетелей. Оптинские старцы так говорили о книге Аввы Дорофея: «Соединяя в своих поучениях глубокое ведение сердца человеческого с христианскою простотою, преподобный Дорофей предлагает ясное духовное зеркало, в котором каждый может увидеть самого себя и вместе найти вразумление и совет, как исправить свои душевные немощи и мало-помалу достигнуть чистоты и безстрастия».
Читая эту книгу, мы можем от самого святого Аввы Дорофея получить ответы на множество вопросов духовной жизни, с которыми сталкиваемся каждый день.
Краткое сказание о преподобном Дорофее
Мы не имеем оснований для точного определения времени, в которое жил преподобный Дорофей, более известный в качестве писателя. Приблизительно же можно определить оное свидетельством схоластика Евагрия, который, в своей церковной истории, писанной, как известно, около 590 года, упоминает о современнике и наставнике преп. Дорофея Великом старце Варсануфии, говоря, что он «еще живет, заключившись в хижине» . Отсюда можно заключить, что преп. Дорофей жил в конце VI-го и начале VII-го века. Предполагают, что он был родом из окрестностей Аскалона. Раннюю молодость свою он провел в прилежном изучении светских наук. Это видно из собственных слов его, помещенных в начале 10-го поучения, где Преподобный говорит о себе: «Когда я обучался светским наукам, мне казалось это сначала весьма тягостным, и когда я приходил взять книгу, я был в таком же положении, как человек, идущий прикоснуться к зверю; когда же я продолжал понуждать себя, Бог помог мне и прилежание обратилось мне в такой навык, что от усердия к чтению я не замечал, что я ел, или пил, или как спал. И никогда не позволял завлечь себя на обед с кем-нибудь из друзей моих, и даже не вступал с ними в беседу во время чтения, хотя и был общителен и любил своих товарищей. Когда философ отпускал нас, я омывался водою, ибо иссыхал от безмерного чтения и имел нужду каждый день освежаться водою; приходя же домой, я не знал, что буду есть, ибо не мог найти свободного времени для распоряжения касательно самой пищи моей, но у меня был верный человек, который готовил мне, что он хотел. А я ел, что находил приготовленным, имея и книгу подле себя на постели, и часто углублялся в нее. Также и во время сна она была подле меня на столе моем, и, уснув немного, я тотчас вскакивал для того, чтобы продолжать чтение. Опять вечером, когда я возвращался (домой) после вечерни, я зажигал светильник и продолжал чтение до полуночи и (вообще) был в таком состоянии, что от чтения вовсе не знал сладости покоя».
Жизнь в святой обители
В монастыре, кроме выполнения послушаний, он изучал наставления и жития святых отцов церкви, занимался тем, что устраивал в обители посетителей монастыря. По этой причине ему приходилось общаться с людьми самого разного возраста, статуса и положения, многим из которых необходимы были утешение и защита. Это позволяло ему учиться смирению и обогащать свой жизненный опыт.
Около десяти лет провел он в святой обители, успел построить за это время лечебницу, где работал сам. Все это время он был послушником преподобного Иоанна Пророка, а после его смерти ушел из обители аввы Серида в пустыню. Вскоре к нему стали приходить паломники — в итоге у аввы появился собственный монастырь, где он прожил всю оставшуюся жизнь, наставляя своих учеников. За это долгое время авва Дорофей создал большое количество нравственных наставлений.
Книги: что входит в сборник «Душеполезные поучения»
От подвижника осталось не так уж много сочинений. Впрочем, часть из них просто не дошли до нашего времени. Среди ныне известных христианам текстов:
- 10 посланий;
- 21 поучение;
- записанные ответы на вопросы преподобного его духовных наставников – Иоанна Пророка и Варсонофия Великого: их сохранилось всего 87.
Интересный фактПервые переводы сочинений святого на славянский язык появились едва ли не в первые годы после Крещения Руси. Известно, что они постоянно переписывались при монастырях. Например, Кирилл, известный игумен Белозерской обители (XV в.) переписывал Дорофея сам, и очень любил это занятие.
С появлением книгопечатания творения святоговыдержали в России не один десяток изданий, тоже часто с участием монастырей. Так, в 1895 г. Оптина Пустынь подготовила книгу, объединившую большинство творений святого отца под названием «Душеполезные поучения». Именно под таким названием обычно выходят сборники аввы Дорофея в последующие годы.
21 поучение
Включает в себя краткие слова, которые касаются:
- отвержения мира;
- отсечения своей воли;
- неосуждения ближнего;
- борьбы со страстями;
- терпения искушений;
- изречения на разные случаи жизни.
Изображения на иконах
Прп. Дорофей Палестинский
Святой изображается в традиционной иноческой одежде. Иконы доносят до нас его прижизненный облик седого старца с густой бородой, и, конечно, удивительную доброту в глазах.
Неизменная принадлежность икон – свиток в руках. Ведь духовные наставления и есть та память, которую оставил о себе преподобный. Иногда свиток пишется развернутым, в этом случае на нем начертаны слова преподобного. Есть также вариант иконы, когда в руках святого пишется закрытое Евангелие. Рука преподобного приподнята в характерном ораторском жесте, означающем «я говорю».
Наставления на каждый день недели
Некоторые выдержки из поучений содержатся в часто переиздаваемой книге св. Дорофея, «Как возрастать духовно», содержащей 7 наставлений, по одному на каждый день седмицы.
Каждая краткая беседа состоит из небольших изречений
Слова преподобного посвящены борьбе со страстями, причем особое внимание уделяется тем, от которых происходит множество других грехов. Это:
- гнев;
- осуждение;
- сребролюбие.
Страсти это пагубные, но советы святого дышат кротостью, участием и так свойственными ему при земной жизни добротой, сочувствием к людям, больным грехом.
Поучения аввы Дорофея
Преподобный авва оставил после себя несколько посланий, более двадцати поучений и 87 ответов своего духовного отца Иоанна Пророка и преподобного Варсануфия Великого на различные свои вопросы. Кроме того, были опубликованы письма, написанные рукой аввы Дорофея. Все эти произведения изложены ясным, отточенным и одновременно простым языком, они отличаются доступностью и мудростью. Сквозь все тексты авторства аввы проходит мысль о том, что необходимыми добродетелями для духовной жизни являются смирение в сочетании с любовью к Богу и к ближнему своему. Манера изложения безыскусствена и очень хорошо отражает характер преподобного. Как описывал его один из учеников, к братии авва обращался стыдливо, приветливо и с большим смирением. В обращении с людьми он был добродушен и прост – именно это является началом единодушия, основы других добродетелей.
Его сочинения были и остаются популярными. Раньше они в обязательном порядке переписывались во многих монастырях, а сейчас их регулярно переиздают. Наверное, не найдется ни одного православного монастыря, в библиотеке которого не было бы издания поучений аввы. Известны случаи, когда известные святители Руси переписывали его книги от руки. Так происходит потому, что хотя тексты и адресованы инокам, на самом деле советы, наставления и душеполезные поучения аввы Дорофея представляют собой основу для каждого, кто вступил на путь духовного совершенствования и стремится исполнять Божьи заповеди. Его книги становятся надежным путеводителем для достижения этой цели, их можно назвать своеобразной азбукой. Произведения аввы высоко оценивали преподобный Феодор Студит и оптинские старцы.