Патриархи русской православной церкви

Иов одобрил Годунова

После смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году Борис Годунов и без того фактически управлявший государством, стал царём. Сама процедура его избрания была весьма долгой и полной интриг. Фактически, Годунова пришлось «упрашивать» на царство, после, в том числе, одобрения патриархом Иовом его кандидатуры.

Линия московских Рюриковичей на Фёдоре Иоанновиче пресеклась потому, что ещё в 1591 году при до сих пор и не выясненных обстоятельствах погиб единственный прямой наследник, царевич Дмитрий, самый младший сын Ивана Грозного. Однако ходили слухи, что убили царевича люди, подосланные Годуновым.

Борис Годунов провел расследование, официальное заключение которого гласило, что царевич, страдая «падучей» (эпилепсией) сам упал на нож. Этот эпизод важен не только в контексте дальнейшего развития логики Смутного времени, но и потому, что свою роль в легитимизации этих следственных выводов сыграл Иов, который, ничего не прибавляя и не убавляя, подписал протоколы следствия.

В этом историки и усматривают личную лояльность патриарха к Годунову. Но, как покажет, дальнейшая история, с Иовом всё было несколько сложнее.

Патриаршество в России восстановили в 1917 году

В Русской Православной Церкви до конца XVII века прошло 11 соборов. При этом за Синодальный период с 1700 по 1917 год не созвали ни один собор. В результате за 200 лет накопилось огромное количество вопросов в церковной жизни, требующих разрешения.

Именно поэтому император Николай II 16 января 1906 года учредил Предсоборное присутствие, задачей которого стало подготовка проведения Поместного собора.

Президиум Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 г . Первый Поместный Собор за 200 лет с момента петровских реформ церкви работал в помещении Успенского собора Московского Кремля в годы Октябрьской революции и гражданской войны

Сам Всероссийский Поместный собор открылся в 1917 году 15 августа.

Работал он в помещении Успенского собора Московского Кремля. Кроме российского священничества на собор 1917 года прибыли также епископ Хушский Никодим (Мунтяну) от Румынской Церкви и архимандрит Михаил от Сербской церкви.

Всего на него съехалось более полутысячи участников со всей России, 227 — от иерархии и духовенства, 299 — от мирян.

200
столько лет в России не было Патриарха

Собор заседал более года и, несмотря на то, что он стал выдающимся событием церковной жизни в России всех вопросов решить он не смог. При этом главный вопрос о восстановлении патриаршества всё-таки решили.

Здесь всё прошло не совсем гладко, ведь шла Первая мировая война, которую после Октябрьской революции сменила Гражданская.

Священномученик Митрофан (Краснопольский), епископ Астраханский. Отец Митрофан первым поставил перед Поместным собором 1917 — 1918 годов вопрос о восстановлении в России патриаршества

Вопрос об избрании Патриарха вместо Священного синода поставил 11 октября 1917 года председатель Отдела высшего церковного управления епископ Астраханский священномученик Митрофан. Его инициатива вызвала бурные споры.

Членов Собора волновала опасность возникновения раскола, а также возникновения в России папизма. Здравый смысл восторжествовал и впервые в истории Русской Церкви за 200 лет православные избрали себе патриарха.

Христианство на Руси

Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.

  • И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе

В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.

Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.

Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.

Влияние святителя на царя и формирование государства

Управление Русской Церковью для патриарха Иова совпало с временами кризисов государственной власти и междоусобиц. Деятельность его очень часто была связана не только с управлением церковным, но и гражданским. Хотя сам святитель старался не участвовать в решении государственных дел, понимая, что это не его сфера влияния.

Патриарх твердо стоял на сохранении Православия и укреплении Русской Церкви. Он был против Лжедмитрия и поддерживал Б. Годунова. Многие обвиняли патриарха в том, что он молчит, видя нестроения. Бунтовщики в результате свергли патриарха, незаконно поставили Игнатия, который впоследствии был лишен сана. Царский престол занял князь Василий Шуйский, который должен был избрать патриарха. Формально им оставался Иов, но в силу немощи и слепоты, не мог управлять Церковью. Освященным собором патриархом был избран митрополит Гермоген.

Два патриарха Иов и Гермоген просили прощения у русской паствы, читая покаянную грамоту. Это событие состоялось 20 февраля 1607 г. в Успенском соборе Кремля. Патриарх Иов возвратился в Старицкий монастырь как простой монах, где мирно отошел к Богу 19 июля 1607 г.


Памятник Святителю Иову в Свято-Успенском монастыре (Старица)

Что такое «материнская» церковь?

Вселенский патриарх Варфоломей І Фото из открытых источников

«Материнская» церковь, или церковь-мать – это автокефальная церковь (в основном патриархаты), которая может выдавать разрешения на создание поместных церквей, ранее входивших в ее юрисдикцию.

На звание «материнской» церкви для Украины есть два претендента – Московский и Константинопольский патриархаты.

В настоящий момент официальная позиция властей Украины, высказанная президентом Петром Порошенко, следующая:

«Князь Владимир Великий принял христианскую веру от Константинопольской церкви, и поэтому именно от нее Украина ждет признания автокефалии для поместной церкви».

Нетрадиционные патриархаты

Кроме патриархатов, сложившихся исторически, существует ряд церквей и религиозных течений, которые используют титул патриарха в своей религиозной иерархии. В большинстве своём это церкви, возникшие на протяжении последнего столетия и нередко не разделяющие ряд традиционных консервативных христианских позиций. К таковым относятся: Чешский гуситский патриарх Томаш Бутта

  • Американская православная католическая церковь
  • Апостольская католическая церковь
  • Ассамблея Иерусалима
  • Католическая Апостольская Национальная церковь Бразилии
  • Католическая Апостольская церковь Антиохии
  • Международное объединение харизматической епископальной церкви
  • Чехословацкая гуситская церковь

Смутное время. Сопротивление Лжедмитрию и низложение.

Во время богослужения в Успенский собор ворвалась толпа вооруженных людей, которые схватили Иова, сорвали с него ризы, одели в черную рясу и отвезли в Старицкий Успенский монастырь.

Скончался 19 июня г. и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня.

В г. по указу царя Алексея Михайловича, нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления.

Кроме разного рода грамот, утешительных посланий и поучений, написанных Иовом, до нас дошла его «Повесть о честнем житии благоверного и благородного царя Федора Ивановича», отличающаяся панегирическим характером, но интересная по заключающимся в ней характеристикам царей Федора и Бориса, к которым Иов относится с чрезвычайным сочувствием.

Почитание Патриарха Иова в лике святых отмечается в различных дореволюционных рукописях и агиографических изданиях. Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова. В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине) день кончины Патриарха Иова воспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же по благословению архиепископа Димитрия была написана икона Тверских святых, на которой был изображен Святейший Патриарх Иов. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло в наши дни. Сначала по благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было включено в Собор Тверских святых (), а на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября года было установлено общецерковное почитание святого.

Тропарь

Да торжествует Церковь Христова / и да радуется град Москва, / яко возсия светильник земли Российския, / во исповедании истины непоколебимый Иов Патриарх, / егоже молитвами. Господи, / вся соблазны мира сего и ереси искорени, / люди во благочестии настави / и утверди в Православии.

Две грамоты Иова

Слухи, тем не менее, в народе ходили, и усиливались тем больше, чем сильнее назревали проблемы в Русском государстве при Годунове. А проблемы были и с неурожаями, и с неразрешёнными последствиями разделения земель периода опричнины, да и сама легитимность «неприрожденного» царя вызывала народные подозрения и опасения. В свою очередь, царь Борис, понимая шаткость своего положения, инициировал репрессивные процессы, угадывая вокруг как и Иван Грозный, измены и заговоры.

И вот в 1603 году на политическую арену вышел Лжедмитрий I, провозгласив себя чудесно спасшимся царевичем. На его сторону встали поляки, имевшие виды на Москву и на доминирующую роль во всем славянском мире, и иезуиты, которые видели в нем возможность, для заключения Русской Церкви в унию.

Иову тогда было уже 78 лет, но именно он выступил против. Первое, что сделал патриарх, это послал две грамоты, одну – Раде Короны Польской, в которой Иов и сообщал, что Лжедмитрий, это на самом деле, беглый монах-расстрига, Григорий Отрепьев. Именно от Иова и пошла эта версия личности самозванца.

А вторая грамота была адресована военному главе Речи Посполитой, князю Константину Ивановичу Острожскому, с призывом опознать в самозванце Отрепьева, поскольку князь был лично знаком с расстригой, и арестовать его. Но полякам, в общем-то, не было особого дела до личности Лжедмитрия, они уже поставили на него, и не собирались отказываться от планов на Москву.

Деятельность

В истории России годы пребывания Иова у вершины духовной власти были отмечены активным распространением христианской веры в Поволжье и Сибири, канонизацией Василия Блаженного, распространением грамотности.

Иов занимался книгопечатанием, стремился к тому, чтобы как можно больше людей познакомилось с заветами Христа, всеми доступными ему способами старался укрепить на Руси православие. Поскольку выполнение этой задачи облегчалось при условии обучения людей грамоте, патриарх выступал за просвещение.

Он и сам занимался написанием богословских трактатов. Сохранились его обращения к народу, к верующим. К нему за помощью и поддержкой в трудную минуту обращались высшие лица государства. Так, Ирина, сестра Бориса Годунова, получила от него пространное утешительное послание после смерти единственной, долгожданной и горячо оплакиваемой дочери. Иов перешел с «высокого» книжного слога, которым обычно составлял свои послания, к простому народному языку, утешая царственную особу.

Иов успевал и оказывать помощь частным лицам, и заниматься важными для государства делами. По его инициативе появились на Руси 4 митрополии: Казанская, Новгородская, Крутицкая, Ростовская. Это облегчало высшей духовной власти задачу наблюдения за подвластными ей территориями. Везде строились каменные храмы. Сам Иов вкладывал в строительство личные средства, пожалованные ему царями.

Понимая, что единство церковной и светской властей могут обеспечить целостность и относительную стабильность государства, Иов оказывал всяческую помощь и поддержку Годуновым – сначала Борису, затем его сыну Федору.

Деградация Византии

Дело в том, что после захвата Константинополя турками-османами началась деградация Вселенского Патриархата. Султаны меняли патриархов на своё усмотрение, как перчатки. В Москве Вселенскую Церковь стали воспринимать, как «слабую, зависимую», а то и откровенно «рабскую» по отношению к иноверцам-магометанам.

При этом Вселенская Церковь страдала имущественно, древние Восточные Церкви все чаще ходили на Русь с «протянутой рукой». Но одновременно представители этих Церквей кичились своей древностью, величием и самостоятельностью, в отличие от «православного новодела», Московской митрополии.

Кроме того, вселенскими патриархами очень часто становились откровенно недостойные люди, политические интриганы, а то и попросту повесы и транжиры, каковым, к примеру и оказался Патриарх Феолипт, на момент правления которого и пришлось начало «великой Московской интриги» по провозглашению патриаршества на Руси.

Иов Московский

Иов. Портрет работы Виктора Шилова.

ИОВ МОСКОВСКИЙ, патриарх (ск.
19.06.1607), в миру Иоанн, первый патриарх Московский и
всея Руси, родился во 2-й четверти XVI в. в городе
Старице, Тверского края, в семье благочестивых
горожан. Еще отроком Иоанн знал многие
библейские тексты наизусть и стремился к
монашеству, но отец настаивал на его женитьбе.
Иоанн попросился на исповедь к своему духовнику
в Старицкий Успенский монастырь, где сразу же
принял постриг с именем Иов. Пятнадцать лет
провел он в обители, став в конце концов ее
настоятелем. В 1571 св. Иова переводят в Москву
настоятелем вначале
Симонова, а потом Новоспасского
монастыря.
Через десять лет свт. Иов уже
становится епископом Коломенским, а затем
Ростовским. В 1587 Собор епископов возводит его на
кафедру митрополитов Московских и всея Руси, а 26
января 1589 св. Иов избирается первым патриархом
Московским и всея Руси. При св. Иове были открыты
новые обители и построено множество храмов. В
годы Смутного времени св. Иов смело обличал
Лжедмитрия. За это патриарх был схвачен в
Кремлевском Успенском соборе и отправлен в
ссылку — в свой родной Старицкий Успенский
монастырь.
Там и провел свои последние годы,
тяжело болея и полностью ослепнув. В 1652 мощи
святителя были перенесены в Успенский собор Московского
Кремля,
где они и пребывают ныне.

Память свт. Иову отмечается 19
июня/2 июля и 5/18 апреля (перенесение мощей в 1652).

ИОВ (?, г. Старица — 1607, там же) — первый рус. патриарх. Род. в семье посадских людей. Обучался в Успенском монастыре в Старице и около 1553 постригся в монахи. В 1566 Старица стала опричной резиденцией Ивана
IV, который после «перебора людишек» содействовал получению И. места настоятеля монастыря. В 1571 И. был переведен в Москву и назначен настоятелем Симонова монастыря. В 1575 И. стал настоятелем Новоспасского монастыря. Участвовал в деятельности Собора 1580 в Москве, где решался вопрос о монастырских вотчинах. В 1581 И. был поставлен епископом Коломенским. Человек средних способностей

И., лично преданный Борису Годунову, обращал на себя внимание тем, что мог выразительно наизусть читать длиннейшие молитвы «аки труба дивна, всех веселяя и услаждая слухи сердца слышателей». При царе Федоре Ивановиче, когда фактическим правителем был Борис Годунов, И

в 1586 стал архиепископом Ростовским и в том же году — всеросс. митрополитом в Москве. Понимая необходимость упрочения авторитета сильной церкви, Борис Годунов добился согласия константинопольского патриарха Иеремии на установление патриаршества в России. В 1589 И. «учинен святейшим патриархом всея Руси». И. использовал все свое влияние и сыграл Главную роль в утверждении Бориса Годунова на престоле. И. не дал согласия Годунову на открытие в Москве ун-та с чужеземными преподавателями, т.к. считал, что влияние иностранцев и иноверцев может принести «разность в мыслях», опасную для церкви, и, в свою очередь, предлагал недостаток в просвещении восполнить распространением «святоотеческого учения и церковного предания». Под руководством И. проходили исправление и подготовка к печати богослужебных книг. Содействовал И. прославлению некоторых рус. святых: с 1588 определил праздновать память Василия Блаженного, установил церковный праздник в честь Иосифа Волоцкого и др. И. способствовал строительству новых храмов и монастырей и миссионерской христианской деятельности в новоприобретенных Астраханском ханстве и Сибири. В 1591, после загадочной гибели царевича. Дмитрия, И. принял некриминальную версию, во всем поддерживая Бориса Годунова. При нашествии Лжедмитрия 1 и внезапной смерти Бориса Годунова 1 июня 1605 в Москве произошло восстание. Тщетно умолял москвичей И. сохранить верность присяге. Ворвавшаяся в Успенский собор толпа с оружием и дрекольем «внидоша во святый олтарь и меня, Иева патриарха, из олтаря взяша и во церкви и по площади таская, позориша многими позоры». Боярин П.Ф. Басманов проклял И. перед всем народом, назвав предателем по отношению к настоящему государю. И. был отправлен в Старицкий монастырь, где и умер. Был причислен к лику святых в 1989.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
 

Симонов мужской монастырь, настоятелем которого был Иов.
Иллюстрация с сайта
http://www.pravoslavie.ru/ 

Литература

Игумен Феофилакт (Моисеев). Святитель Иов — первый русский патриарх // Богословские труды. М., 1990. Сб. 30;

Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990.

Карьерный рост

Если понятие «карьерный рост» применимо к духовным лицам, то можно сказать, что Иов быстро шел по ступенькам карьерной лестницы, при этом не имея каких-то тайных притязаний на занятие важных постов. Он просто честно и ревностно выполнял свои обязанности.

Однажды в обитель прибыл Иван Грозный. Его визит, вероятно, не был случайностью: Старица являлась одним из центров учрежденной Грозным опричнины

Для биографии будущего святого это событие имело исключительно важное значение: суровый царь почтил своим вниманием старательного молодого монаха. Он понравился государю честностью, добросовестностью при исполнении возложенных на него обязанностей, благочестием. Вскоре после царственного визита Иов был назначен игуменом Старицкого монастыря

Вскоре после царственного визита Иов был назначен игуменом Старицкого монастыря.

Спустя некоторое время Иов становится архимандритом

1571 год стал еще одной важной вехой в биографии святителя: его пригласили в Москву, предложив занять пост настоятеля Симонова монастыря. Иов дал согласие

Позже Иов стал епископом Коломенским, а затем – архиепископом Ростовским.

Незадолго до наступления тяжелого для России Смутного времени будущий патриарх стал ближайшим соратником Бориса Годунова. Наконец, был избран собором епископов в митрополиты.

В 1589 году стал 1 русским святейшим патриархом.

Смутное время. Сопротивление Лжедмитрию и низложение.

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время.

Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедмитрий I назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих, но Лжедмитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая ввести в России унию. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен.

Во время богослужения в Успенский собор ворвалась толпа вооруженных людей, которые схватили Иова, сорвали с него ризы, одели в черную рясу и отвезли в Старицкий Успенский монастырь.

В 1607 г. Иов приезжал в Москву, по требованию Василия Шуйского, «разрешить клятвопреступление народа русского», изменившего своему законному царю Борису, дал это разрешение, возвратился в свой монастырь.

Скончался 19 июня 1607 г. и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня.

В 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича, нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления.

Кроме разного рода грамот, утешительных посланий и поучений, написанных Иовом, до нас дошла его «Повесть о честнем житии благоверного и благородного царя Федора Ивановича», отличающаяся панегирическим характером, но интересная по заключающимся в ней характеристикам царей Федора и Бориса, к которым Иов относится с чрезвычайным сочувствием.

Почитание Патриарха Иова в лике святых отмечается в различных дореволюционных рукописях и агиографических изданиях. Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова. В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине) день кончины Патриарха Иова воспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же по благословению архиепископа Димитрия была написана икона Тверских святых, на которой был изображен Святейший Патриарх Иов. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло в наши дни. Сначала по благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было включено в Собор Тверских святых (1979), а на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года было установлено общецерковное почитание святого.

Тропарь

Да торжествует Церковь Христова / и да радуется град Москва, / яко возсия светильник земли Российския, / во исповедании истины непоколебимый Иов Патриарх, / егоже молитвами. Господи, / вся соблазны мира сего и ереси искорени, / люди во благочестии настави / и утверди в Православии.

Скандалы

Патриарх Кирилл достаточно нередко оказывался в центре громких скандалов. Его обвиняли в крупномасштабной торговле табачной и алкогольной продукции в начале 90-х, наряду с налоговыми махинациями.

По словам священнослужителя и его сторонников, подобные обвинения являются провокацией. Люди распространяющие такую информацию стремятся якобы просто очернить репутацию патриарха. При этом Кирилл ни разу не подавал в суд на журналистов, которые предъявляли ему подобные обвинения.

Одновременно с этим, патриарха критиковали и продолжают критиковать за роскошный образ жизни, который противоречит церковным канонам.

Весной 2021 г. разразился скандал в Болгарии. Владыка заявил, что глава этой страны, Румен Радев, намеренно занижает роль России в освобождении Болгарии от османского ига. В ответ болгарский премьер-министр сказал, что человек, некогда служивший в КГБ, не имеет права указывать кому-либо, что говорить и как поступать.

Молитвы

Тропарь святителя Иова
глас 5
Православия поборниче,/ веры Христовы исповедниче,/ первоиерарше Церкве Русския,/ святителю отче Иове,/ за ны Христа Бога моли:/ веру отеческую утвердити,/ грехов оставление нам даровати// и подати миру велию милость.

Кондак святителя Иова
глас 7
В годину лютых искушений/ многострадальному Иову подобяся,/ в жертву живу и непорочну/ себе Христу принесл еси,/ обратив паству к покаянию,/ терпеливе Иове святителю,/ моли и нам за вся благодарити Господа/ и всегда воздавати// славу Богови.

Тропарь святителя Иова
глас 5
Православия поборниче,/ веры Христовы исповедниче,/ первоиерарше Церкве Русския,/ святителю отче Иове,/ за ны Христа Бога моли:/ веру отеческую утвердити,/ грехов оставление нам даровати// и подати миру велию милость.

Тропарь святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси
глас 3
Да торжествует Церковь Христова/ и да радуется град Москва,/ яко возсия светильник земли Российския,/ во исповедании истины непоколебимый Иов Патриарх,/ егоже молитвами. Господи,/ вся соблазны мира сего и ереси искорени,/ люди во благочестии настави/ и утверди в Православии.

Кондак святителя Иова
глас 7
В годину лютых искушений/ многострадальному Иову подобяся,/ в жертву живу и непорочну/ себе Христу принесл еси,/ обратив паству к покаянию,/ терпеливе Иове святителю,/ моли и нам за вся благодарити Господа/ и всегда воздавати// славу Богови.

Кондак святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси
глас 6
Светильник Церкве Русския/ и пастырь добрый явился еси,/ святителю отче Иове,/ молитвою твоею ко Господу/ храни землю Российскую/ и спаси души наша.

Тропарь святителей Московских
глас 4
Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Московских
глас 3
Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

Величание
Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

Хронологический список московских патриархов

Первый Патриарший период (1589—1721)

Первый Патриарший период (1589—1721)
Патриарх Мирское имя Период патриаршества Изображение
Иов Иван 23 января 1589 — июнь 1605
Игнатий (в Московском патриархате не включается в список Патриархов) 30 июня 1605 — май 1606
Гермоген Ермолай 3 июня 1606 — 17 февраля 1612
Филарет Фёдор Никитич Романов 24 июня 1619 — 1 октября 1633
Иоасаф I 6 февраля 1634 — 28 ноября 1640
Иосиф Дьяков 27 мая 1642 — 15 апреля 1652
Никон Никита Минин (Минов) 25 июля 1652 — 12 декабря 1666
Иоасаф II 10 февраля 1667 — 17 февраля 1672
Питирим 7 июля 1672 — 19 апреля 1673
Иоаким Иван Петрович Савёлов 26 июля 1674 — 17 марта 1690
Адриан Андрей 24 августа 1690 — 16 октября 1700

Второй Патриарший период (1917 — наст. время)

Патриарх Мирское имя Период патриаршества Изображение
Тихон Василий Иванович Беллавин 21 ноября (4 декабря) 7 апреля
Сергий Иван Николаевич Страгородский 8 сентября 15 мая
Алексий I Сергей Владимирович Симанский 2 февраля 17 апреля
Пимен Сергей Михайлович Извеков 2 июня 3 мая
Алексий II Алексей Михайлович Ридигер 10 июня 5 декабря
Кирилл Владимир Михайлович Гундяев 1 февраля настоящее время
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector