Пимен (патриарх)
Содержание:
- Участие в ВОВ
- Бревно в своем глазу
- Материнский обет
- Экуменическая и общественная деятельность патриарха Пимена
- Оценки жизни и деятельности
- Семья будущего патриарха
- Награды
- Каналоармеец, санинспектор, завуч
- Использованные материалы
- Молитвословия
- Популярное за 7 дней
- Тихий творец больших дел
- Биография после избрания предстоятелем РПЦ
- Вера, надежда, любовь
- «Антисоветской агитацией не занимаюсь»
- Покаяния двери отверзи мне
- Литература
- Сочинения
- Герой и дезертир
Участие в ВОВ
В советский период монахов призывали на службу на общих основаниях. Исключением не стал и Пимен. Патриарх прослужил в РККА с 1932 по 1934 год. Таким образом, когда его призвали в ряды действующей армии в 1941-м, он уже имел определенную военную подготовку. Старший лейтенант Извеков участвовал в боевых действиях и неоднократно был ранен. Когда в 1943 году его после контузии отправили в госпиталь, командование части ошибочно посчитало его без вести пропавшим. После окончания лечения Извеков не вернулся на фронт, так как узнал об указе, освобождавшем священнослужителей от призыва. Однако его арестовали как якобы прикрывающегося саном священника, и в январе 1945 года был вынесен приговор о его заключении в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет.
Осужденного священника доставили по этапу в Воркуто-Печорский лагерь, расположенный за Полярным кругом. Там очень пригодилась специальность, которую имел Пимен. Патриарх в годы срочной службы в армии получил квалификацию медработника, и начальство назначило его санитаром. К счастью, заключение продлилось недолго, и Сергея Извекова выпустили по амнистии для ветеранов войны в сентябре 1945 года. К этому времени его здоровье было основательно подорвано, и по возвращении в столицу у него обнаружили туберкулез позвоночника. Таким образом, вплоть до конца зимы 1946 года иеромонах Пимен находился на стационарном лечении.
Бревно в своем глазу
Есть такая ревность у современных христиан – с праведным гневом обличать ошибки и грехи ближним и дальних. Этот злодей и мерзавец, тот отступник и еретик, а ты вообще – не спасешься… Знакомо? Наверное, да, и, к сожалению, в том числе и на собственном примере. Бывает, пропитаешься весь такой благодатью, да как увидишь замирщенного брата с его незнанием церковного этикета, богослужебного устава, календарных указаний, так и пойдешь его поучать или за глаза ругать почем зря. Может, и дома такое случается у особо ретивых верующих, а порой и в обществе – все им надо заметить да приметить, как же у кого все неправильно, нехорошо и не спасительно. И их совсем не удивляет, что после таких систематических выпадов на них лично, а порой и на всех христиан со стороны «пострадавших» от «гнева праведного» и «обличений» ложится вековой печатью клеймо, совершенно несоответствующее званию последователя Христа.
Так вот, когда однажды серьезного и уважаемого старца Пимена, умудренного опытом затворничества и молитвы, поста и удаления от мира спросили: «Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?», то старец, на удивление, не призвал вопрошавшего организовать по этому случаю церковный самосуд. Что же ответил великий подвижник? «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн». Подвижник лишь подтвердил одно из негласных правил христианской веры и необходимости быть максимально строгим к себе и довольно снисходительным к окружающим
Пусть все наше пристальное внимание будет направлено на себя, все обличения будут адресованы себе и с христианским идеалом и образцом нам также стоит сравнивать именно себя. Мы внезапно заметим, что пылу обличать окружающих резко поубавиться и перед нами откроется бездна собственного несовершенства
И что интересно, к нам, находящимся в таком состоянии покаяния и смирения, внезапно потянутся окружающие.
Материнский обет
Патриарх Пимен, в миру Сергей Михайлович Извеков, был человеком спокойным и рассудительным. И, когда Александр Исаевич Солженицын строчил ему письма с призывом бороться с государственным атеизмом, Пимен без каких-либо эмоций отправлял послания в корзину.
Впоследствии те священнослужители, которые получат в новой России возможность зарабатывать на алкоголе и сигаретах, ввезенных без пошлины, о Пимене будут вспоминать, презрительно сжав губы. Но человек, возглавлявший РПЦ в течение двадцати лет, больше думал о душе, а не о бюджете.
Патриарх Пимен (Извеков) (в центре), архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) (слева на втором плане), Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (справа на втором плане) и патриарх Иерусалимский Диодор (справа) во время божественной литургии в Богоявленском соборе Москвы в честь тысячелетия крещения Руси. Фото: РИА Новости/ Олег Макаров.
Его жизнь была полна головокружительных поворотов, в которых биографы путаются по сей день. Тем более что сам Пимен не любил много говорить о прошлом.
Сергей Михайлович Извеков родился 23 июля 1910 года в селе Кобылино Бабичевской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье механика Михаила Карповича Извекова. Впрочем, очень часто в качестве места его рождения указывают Ногинск, где жила семья Извековых. Мать Сергея была набожной женщиной. Кроме старшей дочери Марии, все дети Извековых умирали во младенчестве. И тогда Пелагея Афанасьева дала обет: если родится сын, то жизнь его будет посвящена служению Богу. Так что в каком-то смысле судьба Сережи была предопределена заранее.
Экуменическая и общественная деятельность патриарха Пимена
С года — член Всемирного Совета мира и Советского комитета защиты мира, член советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом. В том же году от Русской Православной Церкви принимал участие в Варшавской сессии Всемирного Совета мира.
В году присутствовал на Всемирной Ассамблее мира в Берлине.
В марте года возглавил делегацию Русской Православной Церкви на погребении патриарха Болгарского Кирилла. В том же году был участником Ассамблеи Всемирного Совета Мира в Будапеште.
В связи с вступлением на Московский патриарший престол в период с 28 апреля по 25 мая года он посетил Александрийский, Антиохийский, Болгарский и Иерусалимский Православные Патриархаты. Был на Афоне.
В октябре того же года посетил Сербскую, Элладскую и Румынскую Православные Церкви, а с 8 по 10 ноября совершил официальное путешествие в Грузию и Армению и имел встречи с Главами Грузинской Православной Церкви и Армянской Апостольской Церкви.
С 31 января по 5 февраля года посетил Чехословацкую Православную Церковь.
С 16 по 19 сентября того же года присутствовал на заседаниях Всемирного Совета Церквей в Женеве.
С 17 по 23 января года посетил Эфиопскую Церковь по приглашению императора Эфиопии Хайле Селассие I и Эфиопского патриарха Абуны Теофилоса.
С 3 по 10 мая года находился с дружественным визитом в Финляндской Республике.
С 21 по 27 ноября того же года он возглавил делегацию Русской Православной Церкви, принимавшей участие в юбилейных торжествах по случаю 50-летия освящения Софийского патриаршего кафедрального храма-памятника благоверного князя Александра Невского в Болгарии.
С 1 по 3 ноября года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на праздновании 50-летия Патриаршества и 90-летия автокефалии Румынской Православной Церкви, проходившем в Бухаресте.
С 23 января по 3 февраля года находился в Индии с официальным визитом по приглашению предстоятеля Ортодоксальной Сирийской Церкви Востока патриарха-католикоса Василия Мар Фомы Матфея I.
«Наше участие в экуменическом движении, — говорил патриарх Пимен, — основывается на стремлении в единомыслии с другими поместными Церквами свидетельствовать Православие христианскому миру и на вере в то, что действия Святого Духа через молитвы и деятельную любовь христиан всего мира могут уврачевать грех разделения и привести к единству в Церкви Христовой. Мы с радостью видим крепнущее экуменическое братство, основанное на христианской любви и стремлении к единению в Церкви Христовой. Русская Православная Церковь принимает в этом деятельное участие своей верой, накопленным веками духовным опытом и христианской любовью» .
«Мы не ослабевали в укреплении наших экуменических связей, стремясь, насколько это возможно, содействовать приближению вероисповеданного единства ныне разделенного христианства во исполнение завета Христа и Господа нашего «да будут все едино» (Ин. 17, 21). В христианском единстве и взаимной братской любви мы усматриваем, по слову апостольскому, исполнение закона (Рим. 13, 10) и устремляемся к этому, славя едиными устами и единым сердцем имя Единородного в Троице славимого Бога» .
Оценки жизни и деятельности
Прп. Пимен Угре́шский. Икона (до 2007 г.), Московская иконописная школа |
Он умел требовать и, наказывая строго, любил и утешить человека достойного из братии и умел щедро наградить и поощрить. Он всегда носил в кармане множество серебряных монет, и когда при встрече с ним просил у него прохожий, нищий, рабочий или странник, он не отказывал никогда и давал столько, сколько почитал нужным и достаточным.
В постные дни и во время положенных постов отец Пимен, согласно с уставом, умеренно употреблял надлежащую пищу и в продолжение великой четыредесятницы, хотя и строго воздерживался от рыбы, но не удручал себя чрезмерным воздержанием, а говаривал: «Дай Бог соблюсти в точности и то, что нам положено по уставу, не мудрствовать, а в простоте исполнять».
Отец Пимен был всегда усерден к церковному богослужению, строго придерживался устава церковного и не дозволял никаких отступлений ни в самой службе, ни в часах богослужения, которые, однажды установленные, никогда не были изменяемы. Сам он, пока дозволяло ему здоровье, всегда приходил к утрене, начинавшейся в три часа по будням, а в воскресные и в праздничные дни часом или получасом ранее; сам назначал, кому из иеромонахов или иеродиаконов читать Шестопсалмие, выбирал из Пролога чтение по шестой песне и оставался до конца, но на раннюю обедню молиться не оставался, а приходил к поздней. Весьма часто в будни он сам читал кафизмы или канон, не очень громко, но так внятно и явственно, что во всей церкви слышалось каждое его слово. Чтение его отличалось простотой и плавностью: он не понижал и не возвышал голоса, читал мерно и неспешно. Он не одобрял тех, которые при чтении, как он выражался, виляют голосом.
«Читай просто и внятно, а голосом не виляй; слово божественное имеет свою собственную силу и не требует, чтобы мы старались своим голосом придавать ему выражение; я почитаю это даже за самомнение, будто я могу своим чтением произвести более впечатления, чем смысл того, что Церковь положила читать; слово Божие более подействует, чем наш голос».
Он был благочестив, не суемудрствуя и не сомневаясь в учениях святой Церкви или святых отец. Ему часто случалось говорить мирянам в ответ на какое-нибудь сомнение или на извинение, что они не исполняют в строгости устава Церкви:
«Нам тут сомневаться не в чем, этому учит святая Церковь, и извинять себя не можем своими мудрствованиями; почитайте-ка, что об этом говорят святые отцы, вот и увидите, а они Богу угодили, да и поумнее были многих ваших теперешних ученых умников, которые только мудрствуют и сами заблуждаются, и других вводят в соблазн и в грех
От своих дел никто из нас не оправдится, а если чувствуешь, что делаешь отступления, так не оправдывай себя, а смиряйся, сознавай, что ты согрешил и живешь худо, не так, как следует, не по божественному слову, и прибегай к милосердию Божьему, а не говори: экая важность, что я это делаю или этого не делаю. Очень велика важность; ты не хотел знать, что об этом говорили святые отцы, прославленные угодники Божий, которые были не нам чета, ты делал заведомо отступления от устава Церкви, стало быть, ты отступник и не исполнил закон Христов, стало быть, ты повинен чему? Знаешь ли? Ни много ни мало, только геенне огненной
Так кайся, а не оправдывайся. Сознай свою слабость, проси прощения у Бога, а не смей говорить: экая важность! Сугуб грех имаши. Так-то, сударик, больше Церкви, выше святых не будешь».
И в этом духе отец Пимен очень часто говаривал мирским людям, нисколько не стесняясь значительностью лица.
«Если мы говорить не будем, кто же скажет? Не спрашивают — не навязывай своих убеждений, не лезь с непрошеными советами; а если спросили тебя, дали тебе повод говорить, желают услышать слово на пользу, тут нечего стесняться и деликатничать; говори дело, как есть, не на лицо зряще. Господь с тебя же взыщет: мог сказать правду, предостеречь брата твоего от греха и погибели и не сделал этого из пустого, глупого мирского угождения. Двум господам слугой не будешь: служи Богу, а не человеку; а рассердится на тебя за правду, что тебе от этого? И он человек такой же, как ты; дурно ему, а не нам, мы сказали слово истины, не человекоугодствовали».
Семья будущего патриарха
Родителями будущего патриарха были Михаил Карпович Извеков и Пелагея Афанасьевна Извекова, в девичестве Иванова. Его отец родился в селе Кобылино, расположенном недалеко от Калуги, в 1867 году, и большую часть своей жизни проработал механиком на фабрике А. Морозова, действующей в поселке Глухово. Что касается матери Сергея Извекова, а именно это имя носил в миру будущий патриарх Пимен, то она, будучи глубоко верующей женщиной, часто совершала паломничества в российские православные монастыри. Мальчик Сережа был последним из 6 детей в семье, причем на момент его рождения в живых осталась только его старшая сестра Мария, а родителям было около 40 лет.
Награды
Церковные:
- наперсный крест с украшениями (декабрь 1947 года)
- право ношения двух наперсных крестов с украшениями и служения с посохом (от патриарха Алексия, 1950-е годы)
- ношение двух панагий (12 апреля 1970)
- ордена Русской Православной Церкви равноап. кн. Владимира и прп. Сергия Радонежского 1-й степени
- орден Александрийской Православной Церкви св. ап. Марка
- орден Антиохийской Православной Церкви свв. первоверховных апп. Петра и Павла
- орден Иерусалимской Православной Церкви Животворящего Креста Господня
- орден Грузинской Православной Церкви св. равноап. Нины
- орден Болгарской Православной Церкви прп. Иоанна Рыльского 1-й степени (во время пребывания в Софии по поводу 50-летия освящения Александро-Невского кафедрального собора, ноябрь 1974 )
- орден Синайской Православной Церкви св. Екатерины
- большой орден Финляндской Православной Церкви Святого Агнца с командорской звездой
Светские:
- почетная и именная медаль Советского фонда мира, а также золотая медаль «Борец за мир» (за деятельность в защиту мира, 1970)
- орден СССР Трудового Красного Знамени, трижды (указом Президиума Верховного Совета СССР
- орден Дружбы ЧССР
- Финский орден Белой Розы (от президента Финляндии Урхо Калева Кекконена)
- Ливанский орден Ливанского Кедра 1-й степени (от президента Ливана)
Каналоармеец, санинспектор, завуч
В 1937 году, в период «Большого террора», Пимена арестовали вновь, отправив на принудительные работы на строительстве канала Москва — Волга. Для многих окончание стройки стало днем освобождения, но Пимен попал в число тех, кому определили новое место для отбывания наказания: Узбекистан. В Андижане оценили хорошее образование, которое имел опальный монах, и вскоре товарищ Извеков стал санитарным инспектором по качеству общественного питания. Чуть позже его назначили заведующим областным Домом санитарного просвещения, благодаря чему он снова смог побывать в Москве, куда поехал на конференцию работников санпросвещения.
В 1940 году Сергей Извеков поступает на литературный факультет Андижанского вечернего педагогического института. Из санпросвещения он перешел в обычное просвещение, став завучем школы № 1 в Андижане. Может быть, постепенно стал бы Извеков заслуженным учителем, но начало Великой Отечественной войны вновь поменяло его судьбу. В августе 1941 года он был призван на службу.
Использованные материалы
-
Биография на сайте Русское Православие:
-
Сафонов Димитрий, диакон «20-летний исповеднический путь иеромонаха Пимена (Извекова): к 20-летию со дня преставления Святейшего», портал Богослов.RU:
- Владислав Цыпин, протоиерей «История Русской Православной Церкви», глава «Русская Православная Церковь 1970-1980»
-
Мария Тасалова «Патриархи ХХ века: Пимен — молитвенник», журнал Татьянин день, 28 января 2009 года:
Выписка из личного дела Извекова С.М. Ростовское епархиальное управление. 4 июня 1949 г. Церковно-исторический музей Данилова монастыря.
ЖМП. 1957, № 12, с. 18
Патриархи Московские. М., 2001. С. 101.
Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.1.
Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим. Былое пролетает… на сайте Богородское краеведение:
Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим. Былое пролетает…
Яснопольская В. Счастливый случай // Мироносицы в эпоху ГУЛАГа: сборник / Сост. и коммент. П. Г. Проценко. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2004. С. 531.
Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.1-2. Дата призыва здесь указана — январь 1932 года
Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.2.
Калинина Л. От «застоя» к возрождению: судьба Патриарха // Московское строительство. 2001. № 27
Дионисий (Шишигин), архим. Былое пролетает…
Трудовая книжка Извекова С.М. Церковно-исторический музей Данилова монастыря
Павлова Нина, «Кто на Голгофе?», Москва, 1995, № 3, с. 200. См. также публикацию в сборнике Современное обновленчество — протестантизм «восточного обряда» , Москва: «ОДИГИТРIЯ», 1996,
Миллер Т. А., «Святейший Патриарх Пимен», Альфа и Омега, 2003, № 3 (37), с. 250.
Спаси и сохрани. Свидетельства очевидцев, М., 2006, с. 181. Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает…
Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает…
ЖМП, 1944, № 12, с. 18.
Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш». 1939-март 1946. Архив Сталина: Документы высших органов партии и государственной власти. / Сост. В.Н. Хаустов, В.П. Наумов, Н.С. Плотникова. М.: Международный фонд «Демократия», 2006. С. 471-472.
Журнал Московской Патриархии. 1991. № 9. С. 29. Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает…
Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает… со ссылкой на: ЦАМО, Опись 758053. Д.169. Л. 97.
Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает… со ссылкой на: АУИН МЮ РФ по РК в городе Воркуте. Справка УФСБ РФ по Республике Коми от 04.08.2006 года № 10/2-565.
Имеются другие свидетельства о послевоенной судьбе будущего патриарха: «Летом 1945 года в нашу квартиру позвонил военный в форме майора. Бабушка его радостно встретила. Это был Сергей Михайлович Извеков – будущий патриарх Московский и Всея Руси – Пимен. Он только что прибыл в Москву» : (К хронологии жизни патриарха Пимена (Извекова). Плохова Александра «Прошу мне не тыкать!» // Вохонский край. Виктор Ситнов: Краеведческий калейдоскоп. Выпуск 7. 2008 г. – Павловский Посад. 2007. С. 44-65. Цитата по ).
По другим сведениям, не позже середины апреля:«к Пасхе 1947 года», которая отмечалась 13 апреля
Иоанн (Крестьянкин), архим., «Слово в день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 10 июня 1990 года», сайт Благодатный Огонь,
ЖМП. 1971, № 9, с. 11
ЖМП. 1973, № 7, с. 6
См. ЖМП, № 1, 6.
Темелски Христо, «Църковните ордени и медали на Българската православна църква», портал Двери БГ, 19 ноября 2008,
Молитвословия
Тропарь, глас 2
Мона́шеское житие́ от ю́ности возлюби́в/ и во оби́тель Угре́шскую всели́вся,/ мона́хов мно́жества собра́л еси́/ и всем тре́бующим благотвори́л еси́,/ и́хже сердца́ согрева́я и тяготы́ нося́,/ па́стырь до́брый яви́лся еси́,/ Пи́мене преподо́бне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 4
Оби́тель Угре́шскую возлюби́в, преподо́бне Пи́мене,/ и па́стырь и строи́тель тоя́ бы́л еси́,/ во все́м во́ли Бо́жией повину́яся,/ мона́хом чинонача́льник и о́браз смире́ния яви́лся еси́.// Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ ду́ши на́ша.
Ин кондак, глас 1
Тобо́ю, преподо́бне о́тче Пи́мене,/ оби́тель Угре́шская благоволе́нием Бо́жиим процве́тшая,/ па́мять твою́ ны́не пра́зднует/ и лику́юще зове́т:/ сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость, сла́ва Венча́вшему тя́,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.
Популярное за 7 дней
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Тихий творец больших дел
Алексия не стало весной 1970 года, а 2 июня 1971 года на Поместном соборе Русской православной церкви Пимен единогласно был избран патриархом Московским и Всея Руси.
С точки зрения властей он был правильным главой церкви: клеймил империалистов, поддерживал мирное строительство социализма, выступал в защиту жертв расовой нетерпимости. Лояльность позволяла Пимену укреплять положение РПЦ внутри СССР, а также вести активную международную деятельность, которую советское руководство видело частью общего внешнеполитического курса.
Говорят, что ротный Извеков на фронте готов был скорее подставить под пули себя, нежели лишний раз рисковать людьми
Став патриархом, Пимен вел себя так же: проявляя лояльность к власти, он старался сохранить паству и осторожно расширять возможности. Благодаря этому Пимен смог решить вопросы, которые до него боялись поднимать
Это именно он добился передачи комплекса Данилова монастыря под создание административного центра Московского патриархата. При этом разрешено было создать монашескую общину, что для 1983 года казалось событием революционным.
Осень патриархов. Худшие фильмы выдающихся отечественных режиссеров
Подробнее
Биография после избрания предстоятелем РПЦ
На момент смерти Патриарха Алексея Первого митрополит Пимен являлся старейшим по хиротонии из постоянных членов Синода. Поэтому, согласно действующим канонам, именно он вступил в должность Местоблюстителя Престола Патриарха. Так как в 1970 году праздновался 100-летний юбилей “Вождя мирового пролетариата”, советские власти запретили проводить в Москве поместный собор. В связи с этим Пимен Патриарх Московский занял этот пост лишь 30 мая 1971 года.
Его служение в качестве предстоятеля РЦП совпало с трудным периодом в жизни Церкви, так как советское государство стремилось к жесткому контролю деятельности религиозных организаций
В связи с этим от священников требовалось проявлять большую осторожность, что и делал Пимен. Патриарх понимал, что только так можно избежать гонений
В частности, он оставил без ответа “Великопостное письмо” А. Солженицына, так как считал, что церковь не должна вмешиваться в вопросы общественной жизни страны. Однако в случаях, касающихся непосредственно РЦП, твердо выражал свою позицию.
Со временем ему удалось укрепить авторитет церкви. Например, первым из Московских Патриархов с речью в ООН в 1982 году выступил именно Пимен. Патриарх успел принять участие и в важнейшем событии в жизни РЦП — торжествах по случаю 1000-летия крещения Руси.
Вот такой, довольно сложной, была мирская жизнь предстоятеля.
Вера, надежда, любовь
Христианство, в общем-то, стоит на этих трех истинах, а если обратиться к словам Христа – так только на любви. Действительно, именно отношением к Богу и ближним определяется наша вера. Только мы об этом часто забываем. Мы недовольны кем-то и чем-то, легко проявляем агрессию и считаем, что имеем на это право, особенно, если для того есть повод. Например, нам нанесли оскорбление. Иногда достаточно просто нейтрального действия со стороны другого человека, чтобы мы расценили это как посягательство на нашу честь и достоинство. Поистине, гордыня человеческая не знает предела…
Преподобный Пимен учил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям». Боязнь Бога – это, иными словами, и есть любовь. Слово «страх» часто приходится использовать потому, что оно, к сожалению, более понимается человеком, ставит ему некоторый удерживающий от совершения зла барьер. Не доросли мы до любви. Но здорово, если именно любовью к получается руководствоваться в своих повседневных действиях и принятии решений. А молитва – это первое дело веры и ее двигатель. В молитве происходит наше общение с Богом, мы познаем Его, просим что-то, получаем благодать. Ну, а что касается делания добра – это и есть та самая надежда. Ведь погибшая надежда лишает человека творческой энергии. Человек без надежды уже не будет делать добрых дел – потому у него опустились руки, он больше, как это говорят, «не верит в людей», остывает. И только тот, кто еще не потерял веру в существование доброго начала во всех без исключения людях, живет этой надеждой, а значит, способен творить добро вопреки злобе людской, которой в мире становится все больше. Авва Пимен говорил по этому поводу: «Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Он и сам явил отличный пример подобного убеждения. Был случай, когда преподобный, переходивший из одного монастыря в другой (по причине бегства от умножавшейся славы среди людей), узнал, что местный старец недоволен его приходом. Пимен собрал учеников и пошел к этому подвижнику, чтобы разделить с ним братскую трапезу и подружиться. Старец не выходил из кельи, на что преподобный заявил, что не уйдет, пока тот не выйдет и не потрапезничает с ним. Пимен долго стоял под палящим зноем. Когда же старец вышел, согласившись на предложение, то отметил, что преподобный Пимен имеет славу в своих добрых делах большую, чем говорят люди.
И это довольно показательный пример для нас, современников, о том, как стоит строить отношения с ближними, даже теми, кто нас не любит. Поверьте, если бы мы все начали жить по этим, на самом деле, простым и понятным правилам Пимена Великого, мир изменился бы уже через неделю.
«Антисоветской агитацией не занимаюсь»
С малых лет мать возила мальчика по святым местам, и вскоре это стало для него делом само собой разумеющимся. Став постарше, он начал совершать паломничества в одиночку.
Будучи школьником, Сергей пел на клиросе в Богородском Богоявленском кафедральном соборе. В 1925 году, после окончания школы, он переехал в Москву и вскоре принял постриг в рясофор с именем Платон в Сретенском монастыре. Двумя годами позже 17-летний молодой человек принял монашеский постриг с именем Пимен в честь преподобного Пимена Великого в Пустыни Святого Параклита, ските Троице-Сергиевой лавры.
Это был весьма серьезный выбор с учетом того, что власть в этот период вела активную борьбу с влиянием церкви. И новоявленный иеромонах испытал все на себе.
Весной 1932 года его арестовали в первый раз. Пимен отверг причастность к какой-либо антигосударственной деятельности, заявив: «Антисоветской агитацией я никогда не занимался и не занимаюсь… Воспитанием молодежи в антисоветском духе я не занимался».
Выпускник школы Серёжа Извеков. 1925 год. Фото: Commons.wikimedia.org
4 мая 1932 года его освободили, но через полгода вновь забрали, на сей раз в… Красную армию. Два года он прослужил в Белоруссии, освоив специальности фельдшера и ветеринара. После демобилизации в конце 1934 года иеромонах вернулся к служению в храме Богоявления в Дорогомилове.
Покаяния двери отверзи мне
Из древности к нам дошли сведения о длительных практиках епитимьи за те или иные грехи, длившиеся годы, а иные – десятилетия. Сегодня эта история в основном в прошлом, но встречаются адепты 3-5-10 лет отлучения от причастия и пребывания в покаяния за те или иные проступки перед Богом. Ни в коем случае не умаляя церковного предания, нужно сказать, что всему в истории человечества было свое время. Епитимья как инструмент дисциплины и педагогики в Церкви нужна, но как мы видим, ее сроки достигают на практике максимум 40 дней, что можно вместить в рамки разумного. Мы помним, что Бог пребывает вне времени. Время требуется человеку. Но с другой стороны, если мы говорим о покаянии, невозможно в количественном значении его оценить. Если человек покаялся искренне – нужны ли ему 3-5-10 лет покаяния? Вопрос, скорее, к человеческой совести. Если ты чувствуешь, что тебя тяготит греховное прошлое – продолжай работать над этим, молись и проси у Бога прощения. А если чувствуешь, что «отпустило», и тебя эта история более не беспокоит, то зачем?
Еще одним из вопросов к Пимену Великому было: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?». Ну, наверное, раз тяжко, надо вспомнить все самые строгие правила, сложившиеся в Церкви к IV-V векам… Но авва Пимен отвечает иначе: «Этого много. Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние». В этом ответе нет даже года или 40 дней. Три дня – просто нужно быть искренним в своем намерении и приложить максимум усилий для духовной работы. В конце концов, наша память имеет свойство притупляться, и если мы будем каяться за какой-то грех 3-5-10 лет (хотя не исключено, что это оправдано и стоит того), не получится, что наша епитимья примет характер механического действа и станет «бременем неудобоносимым»? В своем ответе старец намекает, что дело не в сроках, а в том, как мы сами себя чувствуем после принесенного покаяния.
Литература
- Журнал заседаний Свящ. Синода № 13 от 26/Х11-1957 г.
- -«- -«- -«- № 2 от 5/III-1959 г.
- -«- -«- -«- № 23 от 14/Х1-1961 г.
- ЖМП. 1954, № 5, с. 7.
- -«-, 1957, № 12, с. 6-8, 17-20.
- -«-, 1958, № 1, с. 24; № 2, с. 16-17; № 4, с. 12; № 5, с. 25; № 6, с. 11; № 8, с. 8-10; № 9, с. 7-8; № 10, с. 23; № 11, с. 10, 19; № 12, с. 9.
- -«-, 1959, № 1, с. 12-14; № 5, с. 18; № 6, с. 39; № 7, с. 18; № 8, с. 16, 18, 25; № 9, с. 13, 17, 20, 43, 50; № 10, с. 18, 26, 28; № 11, с. 8, 9, 10, 11; № 12, с. 13, 15.
- -«-, 1960, № 2, с. 39, 53; № 3, с. 9, 10; № 4, с. 26, 28; № 5, с. 30, 33; № 6, с. 27-29, 35; № 7, с. 8, 9; № 8, с. 7, 8, 15, 17, 21; № 9, с. 5, 11, 17, 20; № 11, с. 4, 7, 8, 16; № 12, с. 4-9, 17.
- -«-, 1961, № 1, с. 5-7, 11-15, 18, 20; № 2, с. 13, 27-31, 33; № 3, с. 8, 12, 63; № 4, с. 5, 7; № 5, с. 9, 31; № 6, с. 37; № 7, с. 6, 7, 28; № 8, с. 9, 12, 13; № 10, с. 4, 23; № 12, с. 3.
- -«-, 1962, № 1, с. 23, 24.
- -«-, 1963, № 1, с. 5, 20-23, 27-29; № 2, с. 14-20, 34, 35; № 5, с. 13; № 6, с. 9, 10; № 7, с. 9, 14, 23; № 8, с. 13; № 9, с. 24, 25; № 10, с. 23, 26, 27; № 11, с. 3-7, 11, 15.
- -«-, 1964, № 1, с. 4, 12, 14; № 2, с. 48-52; № 4, с. 1.
- -«-, 1965, № 1, с. 5.
- -«-, 1966, № 1, с. 27-28; № 5, с. 4; № 6, с. 1, 34; № 7, с. 30; № 8, с. 1; № 9, с. 21; № 10, с. 16.
- -«-, 1967, № 2, с. 31; № 7, с. 25; № 9, с. 12, 29.
- -«-, 1968, № 2, с. 15, 27; № 6, с. 32; № 9, с. 12; № 11, с. 11; № 7, с. 27; № 12, с. 17.
- -«-, 1969, № 1, с. 29; № 6, с. 16; № 8, с. 1; № 9, с. 5.
- -«-, 1970, № 2, с. 43; № 11, с. 4, 5; № 5, с. 6; № 6, с. 1, 11-54, 64-66; № 7, с. 11; № 10, с. 6, 44.
- -«-, 1971, № 2, с. 6-11, 12; № 4, с. 5, 25; № 6, с. 21-23; № 7, с. 75-76; № 9, с. 35.
- -«-, 1972, по 1985 включительно номера с 1 по 12.
Сочинения
- Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием (кандидатское сочинение)
- Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова (стипендиатский отчет)
- На торжествах интронизации Патриарха Иерусалимской Церкви.// ЖМП. 1957, № 4.
- По святым местам Палестины.// ЖМП. 1957, № 3.
- Благотворное влияние Лавры преп. Сергия на формирование пастырского самосознания у питомцев духовных школ.// ЖМП. 1958, № 4.
- Англиканские монахи — гости Русской Православной Церкви.// ЖМП. 1958, № 7.
- Иноческий постриг.// ЖМП. 1959, № 5.
- Кафедральный собор в Смоленске и икона Божией Матери Одигитрия.// ЖМП. 1967, № 9, с. 23-27.
- Выступление на первом заседании 2-й рабочей группы Конференции представителей всех религий в СССР, 2 июля 1969 г.// ЖМП. 1969, № 10, с. 36-37.
- Речь при наречении во епископа Саратовского и Волгоградского.// ЖМП. 1965, № 2.
- Воскресение из мертвых. (Слово на Пасхальной неделе).// ЖМП. 1978, № 4, с. 34-37.
- Неуслышанные молитвы.// ЖМП. 1978, № 6, с. 37.
- Ходатаица о мире.// ЖМП. 1978, № 8, с. 56.
- Слово злое и слово доброе.// ЖМП. 1980, № 10, с. 27.
- О трезвости.// ЖМП. 1981, № 3, с. 37-38.
- Из истории Смоленской епархии // Журнал Московской Патриархии. М., 1984. № 10. стр. 6-9.
- Памяти военных лет // Журнал Московской Патриархии. М., 1985. № 7. стр. 42-46.
- Тишина мирного духа // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 1. стр. 38-39.
- Снисходительность // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 3. стр. 40-41.
- Здоровье // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 6. стр. 36-37.
- Красота природы // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 10. стр. 37-38.
- Всегда с Богом // Журнал Московской Патриархии. М., 1990. № 8. стр. 49.
- Время // Журнал Московской Патриархии. М., 1992. № 6. стр. 7.
- Дела Божии // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 4. стр. 51.
Герой и дезертир
В гипотезах о военной судьбе будущего патриарха можно запутаться: тут вам и героические эпосы, и истории о дезертирстве по принципиальным соображениям. Но наиболее правдоподобной и подтвержденной фактами является та, согласно которой имевший образование Извеков был направлен на ускоренные офицерские курсы, после которых получил звание младшего лейтенанта и должность командира взвода. В марте 1942 года он был назначен помощником начальника штаба по тылу 519-го стрелкового полка, который находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандования. В мае часть Извекова перебросили на фронт. Он участвовал в тяжелых боях, попадал в окружение, был контужен, но вернулся в строй.
Старший лейтенант РККА С. М. Извеков. Фото: Commons.wikimedia.org
В августе 1943 года, будучи уже старшим лейтенантом, командиром роты, Извеков пропал без вести под Харьковом. А нашелся он в ноябре 1944 года в Москве, на Сущевском валу. Люди, близкие к Пимену, объясняют это так: под Харьковом он был ранен, отправлен в госпиталь, после чего, узнав об изменении отношения власти к церкви, решил на фронт не возвращаться. За подобное самоволие Извекова отдали под трибунал, который приговорил его к 10 годам лагерей.