Монастыри грузии

Содержание:

История

Учреждение

В году, согласно императорскому распоряжению, вместо него был назначен экзарх Иверии, получивший право быть членом Святейшего Синода. 30 июня года был учреждён Синодальный Грузинский Экзархат. Первым экзархом Грузии был назначен грузин, архиепископ (позже митрополит) Мцхетский и, с года, Имеретинский (в связи с упразднением Имеретино-Абхазского (Западногрузинского) Католикосата) Варлаам, кн. Эристави. Последующие Экзархи — из русских архипастырей. Кроме кафедрального наименования правящий архипастырь титуловался еще и Экзархом Грузии и являлся Членом Святейшего Синода.

Упразднение

Принимались попытки установить в Грузии Русский экзархат, для русских и абхазских приходов, однако жёсткая позиция грузинской иерархии не позволила этого осуществить.

Сразу после избрания католикоса .

В апреле года не дождавшись нормализации сложившегося положения, патриарх Тихон назначает митрополита Кирилла на Казанскую кафедру. С этого времени Грузинский Экзархат перестал существовать.

Расторгнутое грузинами в году молитвенно-каноническое общение с Православной Российской Церковью восстановилось в конце года.

Могнинская церковь св. Георгия

Эта величественная церковь была построена в 1532 году благодаря стараниям и финансовым средствам граждан Манденова, Бастамова и Башинджагова. По словам специалистов-историков создатели ориентировались на Эчмиадзинский храм как на прототип. Почему церковь назвали Могнинской? Французский путешественник Жан Шарден делится с легендой, услышанной у местных жителей, указывая, что «Могнин — это название села около Еревана, где долгое время хранился череп святого Георгия, а когда святыню перенесли в отстроенный храм, то и использовали название местности».В советскую эпоху был превращен в музей народного искусства, который был закрыт в 1980 году. После этого церковь продолжительное время не использовалась как религиозное сооружение и постепенно разрушалась. В 2009 году произошел частичное обрушение церкви, что привело к катастрофическим последствиям. На данном этапе решается вопрос о сохранение Могнинской церкви как значимого памятника культуры и проведение грамотных восстановительных и реставрационных работ.

В каком году страна приняла новую веру?

Впервые христианство проникло на территорию Грузии так давно, что даже конкретной даты не сохранилось. В той части страны, что именовалась некогда Колхидой, многие столетия проживало христианское население, но в официальных источниках зафиксирована цифра 523 – как год, когда страна приняла новую веру.

Древние легенды гласят, что первыми проповедниками христианства в Грузии были апостол Андрей и Симон Канаит.


В истории каждого народа и государства существуют эпохи судьбоносных перемен, каким для Грузии стал 4 век н.э., времена правления царя Мириана, когда Иберия приняла на своей земле гонимую римлянами христианку Нину. Хотя в то время в Грузии уже имелись христианские общины, массового распространения религия не получила, особенно в среде знати.

Святая Нино обладала способностью исцелять больных именем Христа и поэтому снискала благорасположение царской четы. Мириан и его супруга Нана приняли христианскую веру, и после этого христианство стало распространяться по всей стране.

Крещение Грузии

Получив благословение патриарха и матери, Нина отправилась в дорогу. По пути в Иверию святая Нина чудом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись её спутницы — царевна Рипсимия, её наставница Гаиания и 35 девушек, бежавших в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284–305).

Добралась Нина до Иверии в 319 году. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Очень скоро Нина стала известной в окрестностях, оказывая помощь многим страждущим. Узнав о силе её молитв, люди стали приходить к ней. Многие из них уверовали в Бога и приняли крещение.

От тяжкого недуга святая Нина исцелила грузинскую царицу Нану, которая также приняла крещение и стала ревностной христианкой. Царь Мириан, несмотря на чудесное исцеление супруги, внимая язычникам, возненавидел святую Нину и даже хотел предать её смерти. Но однажды на охоте его застала гроза, и он ослеп от молнии. Царь дал обещание принять христианство, если его зрение возвратится. Святая Нина исцелила сторонника язычества, и Мириан вместе со своей свитой принял крещение.

Летописи повествуют, что святой Нине, по её молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).

По прошествии нескольких лет, в 324 году, христианство окончательно утвердилось в Иверии. Через несколько лет Нина отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию.

Сказания и мечты о стране Иверии

В 12 лет Нину поручили на воспитание старице Нианфоре, которая часто рассказывала ей об Иверии (нынешней Грузии), тогда ещё языческой стране. Услышав её рассказы, Нина захотела посетить Иверию.

Однажды Пречистая Дева явилась к Нине во сне и вручила крест, сплетённый из виноградной лозы, со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

В другой раз Нине явился Спаситель и дал ей свиток, в котором было на­пи­сано: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

Экскурсия в Кахетию

Для тех, у кого нет прав, боязнь водить арендованный авто или и то, и другое есть индивидуальные экскурсии в Кахетию из Тбилиси на один день — это самый лучший способ, чтобы с одной стороны, решить проблему транспорта, сэкономить на ночёвке и вернуться в Тбилиси в тот же день, с другой — получить максимум удовольствия от общения с местным жителем. То, ради чего и стоит ехать в Грузию.

Хороших экскурсий много, но лично ме импонирует Михаил и его очень крутая авторская экскурсия по Кахетии — можно уехать на целый день дегустировать вино в Алазанской долине и успеть осмотреть самобытные кахетинские монастыри. От самого Михаила все просто в полном восторге! Достаточно почитать отзывы.

Групповые экскурсии — вариант, но, честно говоря, уже компромиссный. Но тоже вариант. Программа сильно урезана до одного монастыря и одной дегустации. По отзывам неплохая экскурсия в Кахетию.

На заднем плане церковь Богородицы Капникареи в Афинах

Католицизм в Грузии

Одной из распространенных религий в Грузии является католицизм, который исповедуют католики. К этой группе относятся верующие Армянской Католической церкви и Римско-Католической. Чаще всего представители конфессии населяют крупные города и составляют приблизительно два процента от общего количества жителей.

Ислам в Грузии

Мусульманская появилась в ряду конфессий в том числе и из-за большого количества вторжений на территорию исламских государств и арабов и арабских войск (в основном в XV-XVIII века). К последствиям вторжений относится рост числа населения исповедующих мусульманство. Мусульмане составляют примерно 10% от всех жителей. Ислам представлен многим национальностями: азербайджанцы, аджарцы, лезгины и многие другие. Всего на территории страны 130 зарегистрированных мечетей. В Квемо Картли находится большая их часть – 50. Мусульманская община делится на две части – шииты и сунниты.

В этой стране не имеет значения к какой вере вы себя относите. Множество религий мирно уживаются по соседству друг с другом из-за влияния исторических и культурных факторов. Исповеданияверы – признание словом и делом своих религиозных принципов характерно для местного народа. Действующие на территории Грузии конфессии делают таким особенным колорит этой страны, украшая величественными сооружениями ее города – мечети, церкви, католические храмы. Толерантность в вопросах вероисповедания в этой стране позволяет развиваться религиозным культурам всех мировых религий. Действующие религиозные памятники и святыни привлекают сотни тысяч туристов и паломников каждый год.

Какие мусульманские народы живут в Грузии

Помимо правоверных из числа этнических грузин, ислам в Грузии представлен азербайджанцами, чеченцами-кистинцами, лезгинами, турками-месхетинцами, аварцами а также татарами, лакцами, мусульманами-абхазами… Есть даже армяне-мусульмане, именуемые хемшилами. И, конечно, анатолийские турки, арабы и персы, которых, впрочем, не так много. На сегодняшний день количество мусульман в трехмиллионной Грузии составляет, по разным оценкам, до полумиллиона человек. Большинство — местные азербайджанцы, проживающие на юго-востоке страны.

Лазы

Вторые же по численности — собственно грузины-мусульмане Аджарии, в основном сунниты. Они проживают в горных районах бывшей автономии. Их число, по некоторым данным, составляет свыше 100 000 человек. Правда, далеко не все аджарцы — мусульмане. Множество представителей этого субэтноса являются православными христианами. Количество лазов в Грузии не слишком большое, основная часть этих грузин-мусульман проживает на территории современной Турции, там их число достигает нескольких сотен тысяч человек. Точных данных нет, так как в Турции не ведется учет этнической принадлежности граждан. Кстати, президент страны Реджеп Тайип Эрдоган является потомственным лазом. Широко разошлось его высказывание по этому поводу:

Реджеп Тайип Эрдоган

С лингвистической точки зрения лазы близки к мегрелам, однако по религии в отличие от последних, в основном мусульмане-сунниты. В Турции этот субэтнос грузин проживает в восточных районах Причерноморья.

Месхи

Месхетинские этнографические группы ныне расселены в грузинском регионе Самцхе-Джавахети и в северо-восточной Турции. К месхам относят проживающих в Аджарии аджарцев, которые сформировались в виде отдельной этнографической группы в высокогорном ущелье реки Аджарисцкали. Порой их путают с турками-месхетницами, которые были депортированы Сталиным с Кавказа летом 1944 году. Между ними есть этнические различия. Большинство специалистов считают турок-местехинцев (сами себя они называют турки ахыска) потомками автохтонного населения региона Месхетия, смешавшихся с тюркскими племенами. В результате они и сами стали тюркоязычными. В отличие от месхетинцев, которые говорят на одном из грузинских диалектов.

Дарьяльский монастырь

Среди удивительной природы, на высоте 2 170 метров у подножья горы Казбег располагается потрясающий древнейший духовный центр Грузии — Дарьяльский монастырь.

Согласно преданию, пастухам явилась Пресвятая Богородица и повелела построить на этом месте храм. Люди послушались и начали его возведение, но при завершении строительства не хватило камней. Однажды, проснувшись утром, строители увидели полностью завершенный храм. По другой версии на место строительство храма «указал» черный ворон, бросивший кость на пике горы.

Археологи предполагают, что возведение храма осуществлялось под руководством Имеретинского, Кахетинского и Картлинского царей, как символ распространения православия в горной Грузии. Ориентировочно постройка относится к X столетию, об этом свидетельствует характерные архитектурные формы и тонкий орнамент на камне. Внутри храма находится красивейший иконостас VI века с изображением святой равноапостольной Нины. Летопись храма свидетельствует о хранении духовных ценностей Грузии в момент нашествия персов. Монахи хранили частицы Гвоздя и животворящего Креста, на котором был распят Спаситель, Креста святой равноапостольной Нины.

Символ Грузии

Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо.

Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела.

Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба.

Вход на территорию собора

Стены собора

Стены вокруг собора

Икона Троицы. Такая техника очень популярна в Грузии

Купол собора

Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов

Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов

Фреска «Страшный суд»

Интерьер храма. Слева — башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом

Купол собора

Традиционный грузинский орнамент — виноградная лоза

Придел св. Николая

Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного

Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного

Интерьер собора. Могила князя Грузинского Ильи Александровича, внука царя Георгия III. + 5 января 1885

Икона собора Двенадцати Апостолов

В соборе

В соборе

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Фрагменты креста: Рождество Христово

Фрагменты креста: Сретение Господне

Крещение Господне

Фрагменты креста: Благовещение Пресвятой Богородицы

Фрагменты креста: архангелы Гавриил и Михаил

Фрагменты креста: слева от креста изображена святая Нина

Фрагменты креста: справа от креста изображен царь Мириан

Алтарный крест

Потолок собора

Фреска «Спас Вседержитель»

В углу храма проходит исповедь

Часовня Гроба Господня

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Фреска: святые равноапостольные Константин и Елена

Фреска: Спас Благое Молчание

Фреска: Исцеление расслабленного

Фреска: Спас Вседержитель

Фрески

Троица. Современная икона

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

В соборе

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

Башня над Хитоном Господним: Распятие Христово (фрагмент росписи)

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

Окно часовни Гроба Господня

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Колодец

Современная икона прп. Марии Египетской

Современная икона св. Иоанна Предтечи

Вознесение святого пророка Илии на огненной колеснице. Пророк Илия передает свою милоть пророку Елисею

Могила царя Ираклия I

Почти в каждом храме Грузии есть чтимый список Иверской иконы

Патриаршее место

Жены-мироносицы (фреска)

Христос и самарянка

Исцеление слепого (фреска)

Фреска «Отечество»

Фреска Собор Двенадцати Апостолов

Фреска Троица

Фрагмент росписи храма: царь Давид Псалмопевец

Икона «Слава Грузии»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»: знаки Зодиака

Пророк Илия

Пророк Илия. За иконостасом в этом месте хранится его милоть

Фрагменты центрального иконостаса

Фрагменты центрального иконостаса

Спаситель. Икона из центрального иконостаса

Фрагменты Царских врат центрального иконостаса

Фреска Спас Вседержитель в алтарной части храма

Внешние украшения храма

Прихрамовая территория

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Прихрамовая территория

Прихрамовая территория

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Колокольня собора

Каждое слово, сказанное стоящим в нише, будет слышно внизу

Двенадцать лучей символизируют двенадцать апостолов, двенадцать месяцев

Собор Светицховели

Купол собора

Вид на монастырь Джвари от собора Светицховели

Храм Метехи, Успенская церковь

Визитная карточка Тбилиси — каменный всадник на высоком берегу Куры в самом центре старого города и за ним — древний храм. Памятник основателю Тбилиси святому царю Вахтангу Горгасали, давшему Грузинской Церкви независимость от Антиохии, был открыт недавно, в 1967 году, а Метехская Успенская церковь основана ещё в XII веке. По преданию, в этом храме молилась царица Тамара.

В конце XIII века святыня пережила сильный пожар. В 1235 году храм пострадал от монголов, был отстроен, но во время персидского погрома в 1795 году опять горел, пропала храмовая икона. В разное время святыню восстанавливали. Нынешнее здание из красного кирпича XVI-XVII века в XIX веке служило казармами казачьего полка. Когда в середине ХХ века сносили остатки находящейся рядом древней крепости, церковь едва не обрушилась. Лишь в конце 80-х годов прошлого века Метехи отреставрировали и вернули Грузинской Православной Церкви.

На территории Церкви Метехи покоятся останки мученицы княгини Ранской Шушаники. Храм также связан с именем святого мученика Або Тбилисского, небесного покровителя столицы Грузии.

В заключении

Свет Христа в древнюю Грузию принёс апостол Андрей Первозванный, учеником Миссии. Покров Святой Девы Марии на протяжении веков оберегает людей этой благодатной земли и их Церковь. Защита Богородицы помогла пережить полчища монгольской орды, персидских и османских завоевателей. Сонм великомучеников возвысил и освятил Христианскую Церковь. И сейчас Грузия – современная, открытая страна, которая чтит вековые традиции. Восстановление древних храмов и монастырей, строительство новых соборов, христианские святыни, влекут в Грузию паломников и туристов со всего мира. Последние две тысячи лет истории Грузии доказали, что её народ и Церковь имеют полное право быть независимыми и жить по своим устоям.

м

Вероисповедание


Грузия стала православной страной в далеком 337 году (по иным данным в 326 году). Это вторая (после Армении) страна, которая приняла веру в Христа на государственном уровне. До этого в стране были распространены языческие традиции. Грузины очень набожны, некоторые религиозные праздники имеют статус национальных.

Справка! На великие православные праздники распространена практика помилования заключенных.

Сколько раз страна меняла веру?

Выгодное географическое положение, богатство и красота природы Грузии привлекали многих завоевателей. Она подвергалась нападениям со стороны:

  • арабов;
  • персов;
  • османов;
  • монголов.

На протяжении многих веков страна вела кровопролитные войны с исламом.

В восьмом веке арабы во главе с беспощадным Мурваном напали на Грузию, подчинили множество земель и раздробили страну, что привело к исламизации некоторых территорий.

В десятом столетии в ряде мест Грузии был насажден ислам. Однако среди самих грузин сохранялось православие. Грузия самоотверженно защищала свою веру. Согласно летописи, в 1226 году сразу 100 тысяч человек приняли мученическую смерть за отказ пройтись по иконам, положенным на мост по приказу персидского шаха Хорезмшаха Джалалетдина.

Официально Грузия меняла свою религию лишь единожды, в четвертом веке, когда отказалась от язычества и приняла православие.

Забавные прозвища

Иногда в Грузии можно встретить мужчин со смешными именами. Вызывают улыбку такие, как: Чичико (человечек), Авто (производное от Автандил — солнечный), Мама (отец), Гора или Гуля (производные от Георгий). Забавно звучат мегрельские имена: мужское Заза (Бог да умножит) или женское имя Туту (безопасность).

Интересные метаморфозы претерпевают русские имена, адаптированные под грузинский язык: Валико (Валентин), Андро (Андрей), а вот имя Алексей произносится, как в православных святцах — Алексий.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Правильный подход к выбору наречения человека значительно влияет нрав, судьбу, будущую жизнь в общих чертах. Активно продвигает в развитии, формирует положительные качества нрава и поведения, укрепляет здоровье, бессознательно избавляет от негативных черт облика.

Грузинские имена – главная составляющая в культуре народа. Существует множество интерпретаций, что означают наименования, в реальности же на каждого человека влияние того или иного имени индивидуально. Астрология и нумерология отметили — имя имеет серьезное влияние на судьбу с древних веков . Поэтому родители очень серьезно относятся к подбору прозвища своего наследника или наследницы.

Храм Метехи. Пятьсот лет скорби

Вскоре, после кончины царицы Тамары, рассвет Грузинского царства сменили скорбные времена. Сначала набеги монголов, потом ордынцев, а за ними и турки-османы. Завоеватели стремились насильственно обратить народ в мусульманство. Незадолго, вторжения со стороны персов, которые сотни лет хотели уничтожить православие.

Но не только мусульманский народ вторгался в судьбу Православной церкви. Сломать веру грузин хотели и католики. Многократно Папы Римские направляли своих представителей к царям, с желанием переманить их на сторону Католической церкви.

Долгие столетия гонений привело к расколу Грузинской церкви и страны. Сформировалось два Католикосата: Старый – с центром в Мцхете и Новый – в Бичвинте, а потом в Кутаиси.

Храм Метехи – это свидетель набегов монгол и персов. Церковь была построена вновь в 1278-1284 гг. при правлении царя Димитрия II. Изначально, это была придворная церковь. Потом, она стала частью крепости, которая уже при Царской России оказалась тюрьмой. Не один раз разрушали храм и вновь отстраивали. В ХХ в. тюрьму снесли русские власти, но церковь удалось спасти.

Официальная религия жителей Армении

Армяне стали первым народом на земле, официально принявшим христианство в качестве государственной религии. Сегодня более 95% жителей этой страны являются членами ААЦ и исповедуют христианскую религию. В Конституции государства Армения указано, что население страны вправе выбирать религию, а также практиковать и менять свои религиозные убеждения, так что официальной религии принятой на государственном уровне в стране нет. Армения — светской государство.

Республика Армения

Страна занимает около 30 000 км² площади, граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. Национальная денежная единица — драм. Численность постоянного населения на конец 2021 года составляет около 3 миллионов человек.

Статистика о религиях в Армении

Согласно данным переписи населения, проведённом в 2011 году, религиозный состав населения в процентах следующий:

  • 95% населения принадлежит к ААЦ;
  • 1% — к протестантам;
  • 0,5% — к католикам;
  • 0,5% — православные;
  • 0,3% — езиды;
  • 0,25% — мусульмане;
  • 0,23% — иудаисты;
  • 0,2% — бахаисты;
  • 1,22% — атеисты;

Как видно из статистических данных, в Армении преобладает христианская религия, в основном в Армении проживают представители Армянской Апостольской Церкви.

Другие религии страны: религиозные меньшинства Армении

Среди ряда национальных меньшинств в стране наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции. Также имеется тенденция к сокращению доли и численности религиозных общин, не распространённых среди этнических армян.

Буддизм

В стране живёт несколько десятков буддистов, а в Ереване имеется небольшая буддистская община, состоящая из армянской интиллигенции. Армянские буддисты избегают публичности, предпочитая собрания на дому.

Езидизм

Езиды проживают к северо-западу Еревана, в селениях Арагацотна. В армянской провинции Армавир действует езидский храм «Зиарат».

Ислам

Эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы, живущие на территории Армении. Исламская община насчитывает несколько тысяч человек. В Ереване имеется действующая мечеть.

Язычество

Среди армян имеется и неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию. Свои обряды они регулярно проводят в храме Гарни.

Атеизм

Нерелигиозность, в том числе атеизм, не представлена в Армении в какой-либо институциональной форме. Однако, атеисты в стране есть, их около 1% населения.

Православные христиане в Армении

На территории страны сегодня действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии РПЦ в которых служат два священника и один диакон. Православная община насчитывает около 15 тысяч человек, туда входят русские, украинцы, греки, большая часть ассирийцев.

Свобода вероисповедания в Армении

Конституцией государства закреплено право его жителей на свободу вероисповедания. Также армяне имеют право практиковать или менять свои религиозные убеждения. Большинство же жителей армении считают национальной религией — христианство.

Армения и Азербайджан религия

Азербайджанцы представляли в Армении национальное меньшинство, которое было значительным последние два века, вплоть до этнополитического конфликта в Нагорном Карабахе. В ходе конфликта большинство азербайджанцев покинуло Армению. Религия большинства азербайджанцев — ислам, большинство армян — христиане, принадлежащие Армянской Апостольской Церкви.

Армяне и грузины — два главных христианских народа Кавказа, но отношения между ними неоднозначны. В Армении проживает несколько сотен грузин. Религия грузин — христианство, но они не прнадлежат ААЦ.

Интересные факты и религиозные праздники христианской Грузии

Одной из религиозных достопримечательностей Грузии является церковь Светицховели, что означает «Животворящий столп», она расположена в городе Мцхета.

Особенностью этого места является невероятная предыстория. Все началось с того, что некий Элиоз купил в Иерусалиме хитон Христа и привез его на родину, в город Мцхету. Когда хитон оказался в руках у его сестры, она скончалась от избытка чувств. Однако даже после смерти, хитон невозможно было изъять из рук женщины, так как она его крепко сжимала. Поэтому пришлось похоронить женщину вместе со святыней.

Знаменитый храм на горе — Джавари

Через некоторое время, на могиле вырос кедр, который впоследствии срубили, чтобы построить церковь. А из самого дерева сделали колонну, однако установить ее на место не удавалось, так как она парила в воздухе.

Уладить сложившуюся ситуацию удалось лишь Святой Нино с помощью молитвы. Так и образовалась чудесная церковь Светицховели. 14 октября – это праздник в честь «мироносного господнего столпа и Ризы Господней». Есть еще одна легенда о Светицхевели, которую можно прочитать здесь.

Недалеко от церкви Светицховели расположен храм Джвари. Он стоит на пригорке, где в свое время Святая Нино установила первый христианский крест из виноградной лозы, связанной ее собственными волосами.

Также существуют и другие религиозные достопримечательности Грузии, разбросанные по всей стране. Для более подробного рассмотрения прославленных святых мест Грузии существуют специальные экскурсии и туры.

Становление христианства на территории Грузии протекало нелегко. Христиане, как и в любой другой стране, подвергались гонению.

Так, в 1226 году произошел акт самопожертвования, масштабы которого не знают сравнению до сих пор. 100 000 человек приняли мученический венец, отказавшись выполнить приказ Хорезмшаха Джалалетдина – осквернить святые иконы, собранные на мосту. В этот период были казнены дети, старики и женщины. Память этих людей чтят 31 октября.

Память Святой Нино чтится 14 января и 19 мая – эти праздники считаются святыми для Грузинской церкви. Остальные христианские праздники празднуются в общепринятые даты: 7 января – рождество, 19 января – крещение и т.д.

Архипастыри

  • Варлаам (Эристави) (8 июля 1811 — 14 мая 1817)
  • Феофилакт (Русанов) (14 мая 1817 — 19 июля 1821)
  • Иона (Васильевский) (1 октября 1821 — 5 марта 1832)
  • Моисей (Богданов-Платонов) (12 марта 1832 — 13 июля 1834)
  • Евгений (Баженов) (1 сентября 1834 — 12 ноября 1844)
  • Исидор (Никольский) (12 ноября 1844 — 1 марта 1858)
  • Евсевий (Ильинский) (1 марта 1858 — 8 декабря 1877)
  • Иоанникий (Руднев) (8 декабря 1877 — 27 июня 1882)
  • Павел (Лебедев) (6 июля 1882 — 29 сентября 1887)
  • Палладий (Раев) (29 сентября 1887 — 18 октября 1892)
  • Сщмч. Владимир (Богоявленский) (18 октября 1892 — 21 февраля 1898)
  • Флавиан (Городецкий) (21 февраля 1898 — 10 ноября 1901)
  • Алексий (Опоцкий) (10 ноября 1901 — 1 июля 1905)
  • Николай (Налимов) (1 июля 1905 — 9 июня 1906)
  • Никон (Софийский) (9 июня 1906 — 28 мая 1908)
  • Иннокентий (Беляев) (7 декабря 1909 — 9 сентября 1913)
  • Пимен (Пегов) (1912) в/у
  • Григорий (Яцковский) (9 сентября 1913 — 4 октября 1913) в/у, еп. Бакинский
  • Алексий (Молчанов) (4 октября 1913 — 20 мая 1914)
  • Пимен (Пегов), 2-й раз (20 мая — 26 июня 1914) в/у, еп. Эриванский
  • Питирим (Окнов) (26 июня 1914 — 23 ноября 1915)
  • Платон (Рождественский) (5 декабря 1915 — 13 августа 1917)

Кавказский Экзархат

  • Платон (Рождественский) (13 августа 1917 — 22 февраля 1918)
  • Сщмч. Кирилл (Смирнов) (1 апреля 1918 — апрель 1920)

Главные церковные праздники

  1. Мцхетоба-Светицховлоба – 14 октября – великий праздник, в основе которого лежит обретение Грузией хитона Господня. В честь обретения такой реликвии был построен храм Светицховели. В этот день проходит праздничная служба и проводится массовое крещение.
  2. Тамарооба – 14 мая – один из главных национальных праздников в честь мудрой царицы Тамары. Она причислена к лику святых.
  3. Нинооба – 1 июня – праздник, посвященный прибытию Святой Нино в Грузию.
  4. День Святого Георгия – 23 ноября. Святой Георгий очень почитаем в Грузии. В этот день все храмы звонят в колокола, а верующие преклоняют колени в молитвах. Это официальный выходной день.
  5. Рождество – 6 января – один из самых важных христианских праздников. В Рождественскую ночь принято зажигать свечу и ставить её у окна.
  6. Пасха – значимый христианский праздник. К этому дню проращивают пшеницу, пекут куличи и красят яйца. Начиная со страстной пятницы по понедельник включительно, в стране устанавливаются выходные дни. В понедельник принято ходить на кладбище и поминать усопших.

Несомненно, Грузия – это страна с необычайно интересной историей. Её культура, семейные ценности и традиции неразрывно связаны с православием. Несмотря на это, коренное население Грузии отличается исключительной терпимостью по отношению к другим конфессиям.

Церковь Св.Троицы Цминда Самеба

Цминда самеба – собор православной веры в Грузии, который возвели к годовщине 2000-летию Христа Спасителя. Этот собор входит в пятерку самых высоких храмов в православной епархии. Собор Цминда самеба представляет собой комплекс, который состоит из основного здания, отдельной башни с колоколами, помещения монастыря, резиденции старшего патриарха, семинарии, академии Духовенства.

Цминда самеба располагает девятью часовнями, в честь святых. Большая их часть находится под землей, в самом нижнем уровне здания, который уходит на почти 14 метров под землю. В качестве напольного покрытия применен мрамор с мозаикой. На стенах находятся фрески, картины и даже дорогостоящие иконы.

христианство

Страница из редкой грузинской Библии , датируемой 1030 годом нашей эры, изображающая воскресение Лазаря.

Согласно православной традиции, христианство впервые проповедовали в Грузии апостолы Симон и Андрей в I веке. Это стало государственной религией Картли (Иберия) в 337. Превращение Картли в христианство зачисляется св.Нино из Каппадокии . Грузинская Православная Церковь , первоначально часть Антиохийской Церкви , получила свою автокефалию и разработала свое доктринальное специфику постепенно между 5 и 10 веками. Библия была также переведена на грузинский язык в 5 — м веке, как грузинский алфавит был разработан для этой цели. Как и везде, христианская церковь в Грузии имела решающее значение для развития письменного языка, и большинство самых ранних письменных произведений были религиозными текстами. С первых веков нашей эры в Грузии широко практиковались культ Митры , языческие верования и зороастризм .

Христианство постепенно вытеснило все прежние религии, кроме зороастризма, который стал в некоторой степени второй установленной религией в Иберии после мира в Ацилисене в 378 году, который навсегда поставил грузин на передовую линию конфликта между исламским и христианским миром . Грузины оставались в основном христианами, несмотря на неоднократные вторжения мусульманских держав и длительные периоды иностранного господства. После того, как Грузия была присоединена к Российской империи , то Русская Православная Церковь взяла на себя грузинскую церковь в 1811 году.

Грузинская церковь восстановила автокефалию только после того, как в 1917 году закончилось русское правление

Однако советский режим , правивший Грузией с 1921 года, не считал возрождение грузинской церкви важной целью. Советская власть принесла с собой жестокие чистки грузинской церковной иерархии и частые репрессии в отношении православного богослужения

Как и везде в Советском Союзе, многие церкви были разрушены или превращены в светские постройки. Эта история репрессий способствовала включению религиозной идентичности в сильное националистическое движение и поискам грузин для выражения религии вне официальной, контролируемой государством церкви. В конце 1960-х — начале 1970-х годов лидеры оппозиции, особенно Звиад Гамсахурдиа , критиковали коррупцию в церковной иерархии. После того, как Илия II стал патриархом (католикосом) Грузинской православной церкви в конце 1970-х годов, грузинское православие пережило возрождение. В 1988 году Москва разрешила патриарху начать освящение и открытие закрытых храмов, и начался масштабный процесс реставрации. Грузинская православная церковь вновь обрела большую власть и полную независимость от государства после восстановления независимости Грузии в 1991 году. Это не государственная религия, но ее особый статус признан Конкордатом 2002 года .

Помимо Грузинской православной церкви, христианство в Грузии представлено последователями Армянской апостольской церкви и Русской православной церкви , а также Грузинской католической церкви, которая в основном следует латинскому или армянскому обряду.

Исследование 2015 года оценивает примерно 1300 верующих христиан из мусульманского происхождения в стране, большинство из которых принадлежат к той или иной форме протестантизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector