Религия в грузии

Происхождение

Большинство историков и ученых Грузии, а также антропологов, археологов и лингвистов склонны соглашаться с тем, что предки современных грузин населяли Южный Кавказ и Северную Анатолию с периода неолита . Ученые обычно называют их протокартвельскими (прото-грузинскими, такими как колхи и иберы) племенами.

Грузинский народ в древности был известен древним грекам и римлянам как колхи и иберы . Восточно-грузинские племена тибаренцев-иберийцев образовали свое царство в 7 веке до нашей эры . Однако западные грузинские племена ( колхидские племена ) основали первое грузинское государство Колхиду (около 1350 г. до н.э.) до основания Иберийского царства на востоке. По мнению многочисленных ученых Грузии, образование этих двух первых грузинских царств Колхиды и Иберии привело к консолидации и единообразию грузинской нации.

По словам известного исследователя Кавказа Кирилла Туманова , мошиане также были одним из первых протогрузинских племен, которые вошли в состав первого раннегрузинского государства Иберия . В древней еврейской хронике Иосифа Флавия грузины упоминаются как иберы, которых также звали Тобел (Фубал). Дэвид Маршалл Ланг утверждал, что корень Тибар дал начало форме Ибер, которая заставила греков взять название Иберийский в конце концов для обозначения восточных грузин.

Диауэхи в ассирийских источниках и даочи в греческом жили в северо-восточной части Анатолии , региона, который был частью Грузии. Это древнее племя многие ученые считают предками грузин. Современные грузины до сих пор называют этот регион, который теперь принадлежит современной Турции, Тао-Кларджети , древним грузинским царством. Некоторые там до сих пор говорят на грузинском языке.

Колхи в древнем западногрузинском царстве Колхида были еще одним протогрузинским племенем. Впервые они упоминаются в ассирийских летописях Тиглатпилесара I и в летописях урартского царя Сардури II, а также включены в западногрузинское племя месхетинцев .

Иберийцы , также известные как тиберийцы или тиберанцы, жили в восточно-грузинском королевстве Иберия .

И колхи, и иберы сыграли важную роль в этническом и культурном формировании современной грузинской нации.

По словам ученого-кавказоведа Кирилла Туманова :

Религия осетин сегодня

История народа довольно сложна, точно так же обстоит вопрос с религией. Кто же такие осетины — мусульмане или христиане? Сказать очень сложно. Северная Осетия осталась закрытой для исследований, и о ней известно не так много. Специалисты подсчитали, что приблизительно 20 % населения на севере — верные сыны Аллаха. В основном религия эта стала подниматься после распада СССР, многие молодые люди Северной Осетии начали исповедовать ислам в основном в форме ваххабизма. Некоторые думают, будто духовенство хочет держать под контролем религиозную деятельность мусульман, и что само оно жестко контролируется ФСБ, хоть и негласно.

Какая вера у грузин: православные традиции Грузии

Несмотря на догматическое единство Православия, разные православные народы обладают своими самобытными религиозными традициями. На территории Западной Грузии до сих пор распространены обряды славословия Христу. Это священные песнопения, исполняемые молодыми людьми. Верующие встают лицом к востоку и поют духовные песни. Обычно такой обряд проходит на Рождество, в последнюю неделю перед Великим Постом, в Чистый понедельник, на Пасху и Вознесение.

В Чистый понедельник существует народная традиция просить у Бога хорошего урожая в летний сезон. При этом строят башни из снега (мурквами), вокруг снежных сооружений водят хороводы.

В праздник Пасхи традиционно принято закалывать ягненка или поросенка. Дети посещают окрестные дома, поют пасхальные песнопения и собирают в шапки яйца, угощения, деньги. Пасхальные гуляния длятся много дней подряд.

Особенное отношение у грузин веками формировалось и сохраняется к Пресвятой Деве Марии. Среди церковных праздников, посвященных Богородице, особое место занимает Успение. Множество храмов освящены в честь Успения Божьей Матери. Их также называют Сиони (от Сионской горницы – место земной жизни и Успения Богородицы).

Из святых грузины наиболее выделяют Георгия Победоносца. Его считают покровителем Грузии. Сложно найти хоть одну грузинскую семью, где не было бы родственника с именем Георгий.  

Современное состояние Церкви в Грузии

По данным социальных опросов в 2009 году большинство граждан (91% опрошенных) доверяли Церкви. Верующие грузины не просто “верят в душе” или иногда заходят в храм “свечку поставить”, а активно участвуют в церковной жизни приходов. В храме на богослужениях присутствует много молодежи и молодых семей.

В настоящее время патриарший престол в Грузии занимает Католикос Илия II. Его активное служение привлекло в ряды священнослужителей и монашествующих молодую грузинскую интеллигенцию. Патриарх-Католикос Илия II пользуется большим авторитетом среди населения. Для поддержания демографии в стране он пообещал стать крестным каждого третьего ребенка в семье. Свое слово патриарх сдержал. И теперь крестным отцом более чем у 14 тысяч детей является предстоятель Грузинской Церкви.

Протоиерей Павел Великанов описывает свою поездку в Грузию:

Грузинская Православная Церковь ведет активную миссионерскую деятельность. Восстановлена духовная академия, финансируется за счет государства.

Но в последние десятилетия в Грузии ощущается влияние либерального Запада. Населению, как и во многих других странах, навязываются антихристианские ценности. Идет пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений. В Тбилиси светская власть одобрила проведение гей-парада. Это вызвало негодование среди большинства населения, произошли столкновения между активистами ЛГБТ и их противниками. Патриарх-католикос Илий II выразил обеспокоенность происходящим. После столкновений 17 мая 2013 года патриарх объявил 17 мая Днем защиты святости семьи.

История крещения грузинского народа

Грузинскую Православную Церковь по праву считают одной из древнейших христианских Церквей. В православном предании территория современной Грузии считается уделом Пресвятой Богородицы. Именно Ей выпал апостольский жребий идти на проповедь Евангелия в Грузию. Согласно традиции, первую епископскую кафедру в этих землях основал апостол Андрей Первозванный. Он посетил несколько грузинских городов, где проповедовал христианство и крестил уверовавших людей. По молитвам апостола происходило множество чудес и исцелений. Однако некоторые язычники не приняли Единого Бога и после ухода апостола Андрея на последователей христианства начались гонения. Многие новообращенные были замучены и убиты.

В начале IV века в Иверию из Иерусалима с проповедью пришла юная христианка Нина, впоследствии причисленная к святым в лике равноапостольных. Во сне Нине явилась Пречистая Дева. Богородица преподнесла Нине крест из виноградной лозы и указала путь для проповеди христианства. Страной, куда направилась равноапостольная Нина, стала Иверия (территория на севере Грузии). В городе Мцхета она устроила себе скромное жилище, проповедовала Христа и исцеляла больных.

Однажды к Нине принесли страдающую от болезни царицу Нану. По молитвам святой царица получила исцеление от недуга и после этого стала христианкой. Царь Мириан, поклонявшийся языческим богам, хотел убить Нину. Он считал дерзостью проповедь христианского вероучения. Но царь внезапно ослеп, никакие языческие ритуалы не помогли ему обрести зрение. Тогда Мириан пообещал в случае исцеления также принять христианство. Царь начал молиться “Богу Нины” и тут же прозрел.

Царь отправил письмо римскому Императору Константину и его матери Елене, в котором изъявил желание креститься. В Грузию был направлен епископ Иоанн, священник Иаков и дьякон. Так правитель Грузии принял христианство и был крещен грузинский народ.

Святые грузинской православной церкви

Грузинская церковь за века своей истории обзавелась целым сонмом угодников Божиих – святых. Первой своей заступницей и любящей матерью грузины называют Пресвятую Богородицу: не зря Грузия считается ее уделом. Первым иерархом Грузинская церковная традиция называет апостола Андрея, в связи с чем иерархи ГПЦ с древности называются «сидящими на престоле апостола Андрея Первозванного». А среди всех грузинских святых отдельно стоят самые любимые – святая Нина, просветительница Грузии, и Великомученик Георгий Победоносец, которого предание называет двоюродным братом (в других источниках – племянником) святой Нины. Народная традиция даже объясняет латинское название Грузии – Георгия (Georgia) именем Георгия Победоносца. Однако это не так: название произошло от персидского названия грузин — «гург».

Жребий Пресвятой Девы Марии

Христианство в Грузии зародилось во времена первых апостолов. Иверия досталась Божьей Матери по жребию, когда первые апостолы выбирали страны для проповеди Христа. Но по воле Бога эта миссия была возложена на апостола Андрея.

Согласно преданию, там же вели проповедническую деятельность апостолы Матфей, Фаддей, Симон Каннаит, принявший там мученическую смерть. Становление христианства было непростым. В самом начале своего развития оно почти на протяжении трёхсот лет подвергалось гонениям. Царь Фарсман 1-й в первом веке устроил жестокие преследования на христиан, ссылавшихся на каторжные работы в Тавриду.

История становления православия в Грузии заслуживает особого внимания, потому что все события, связанные с крещением грузин, имеют конкретные исторические даты, а отдельные факты происходивших чудес, связанные с этим явлением, взяты не из легенд и преданий, а из реально произошедших событий, засвидетельствованных очевидцами. Официальное признание православие в Грузии получило в 324 году. Связано это великое событие с именами:

  1. Святой Нино Каппадокийской. Её проповедничество способствовало принятию крещения грузинами.
  2. Царя Мириана, обратившегося к вере благодаря святой Нине и чудесному исцелению от поразившей его слепоты при обращении его к Господу.
  3. Святой царицы Наны.

Святая Нино родилась в г. Каппадокии в семье в христиан и с детства получила соответствующее воспитание. Ещё в юности, спасаясь от гонений императора Диоклетиана в 303 г., она в числе 37 девушек-христианок бежала в Армению, где чудом избежала гибели, а затем в Иверию, где и проповедовала Христа.

Грузинские иконы

Среди икон Грузинской православной церкви первое место также занимают образы Девы Марии. В России получила известность чудотворная Грузинская икона Пресвятой Богородицы. По преданию, она имеет грузинское происхождение, во время военных действий ее украли персы. По молитвам перед этой иконой было совершено множество чудес в разных городах России, нынешнее местонахождение ее неизвестно.

Не менее почитаема икона царицы Тамары. Во время ее правления страна достигла своего наивысшего расцвета. Царица Тамара наладила не только экономические и социальные связи государства, но и религиозные. Благоверная царица была милосердна не только к своему народу, но и к врагам, за что и была причислена к лику святых в 1213 году.

Во многих грузинских храмах и в виде фресок, и на иконах можно увидеть большое количество иконописных изображения святой Нины и Георгия Победоносца.

Грузинская церковь отличается своеобразной иконописью и архитектурой. Грузинским храмам свойственно наличие классического купола в виде высокой пирамиды (шатра). Интересно, что такие купола пришли в Грузию не из Византии, а являются, скорее всего, примером влияния персидской зороастрийской архитектуры. Пирамида считалась священным символом огня, как и традиционные русские «луковичные» купола напоминают свечу – символ молитвы.

Апостол Андрей в Грузии

По преданию, Грузия (Иверия) — апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения Господа нашего Исуса Христа апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился святой апостол Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы.

Одна из грузинских летописей повествует о посольстве в Иверию св. ап. Андрея. По вознесении Господа на небо Апостолы с Марией, Матерью Исуса, вошли в Сионскую горницу, где и ожидали пришествия обещанного Утешителя. Здесь Апостолы бросили жребий, чтобы определить, куда и кому следовало идти для проповеди. Пресвятая Дева Мария сказала им:

Был брошен жребий. Пресвятой Деве досталась в удел Иверская земля (Грузия). Владычица с великой радостью приняла жребий и собралась было в путь, но явился Ей сам Господь Исус со словами:

После этого божественного явления Пресвятая Дева Мария призвала к себе св. апостола Андрея и передала ему слова Господа. Апостол ответил:

Св. Андрей обошел с христианской проповедью многие города и селения Грузии. В г. Ацкури, который находится недалеко от современного города Ахалцихе, своими молитвами святой  апостол воскресил недавно умершего сына одной вдовы. Увидев чудо сие, жители города с верою приняли Cвятое Крещение. Ап. Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием своим оставил здесь икону Пресвятой Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа).

Кроме св. ап. Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Также древнейшие источники сообщают о проповеди в Восточной Грузии св. апп. Варфоломея и Фаддея (священник Н. Покровский, цит. соч., с. 27).

«По древним преданиям, — читаем в «Истории Русской Церкви» митрополита Макария, — Закавказье посетили с проповедью пять святых апостолов: четыре из числа двенадцати (св. Андрей, св. Матфий, св. Варфоломей и св. Симон Кананит — прим. ред.) и один от семидесяти — святой Фаддей. Св. Андрей, обходя берег Черного моря, проповедовал в странах прибрежных, лежащих на пути его, в Колхиде и в Абхазии. В последней он оставался долго, особенно в знаменитом городе Севастополисе (ныне г. Сухуми, столица Абхазии — прим. ред.). Отсюда через Кавказские горы, где пришлось похоронить ему своего святого спутника Симона Кананита, святой благовестник направился к зихам, жившим у Азовского моря. В Иверии Св. Андрей благовествовал только в ее западной части, что подтверждают местные летописи, тогда как Великую Армению и Албанию он не посещал. Святой Матфий проповедовал также в Колхиде. Об этом мы узнаем из многочисленных свидетельств Дорофея, епископа Тирского (507-522), и Никиты Пафлагонянина (ок. 873), которые говорят, что Матфий, причисленный к дванадесяти апостолам вместо Иуды, благовествовал, скончался и погребен в первой Эфиопии (под Эфиопиею древние разумели и Колхиду). Из свидетельств Софрония (ок. 390) и Экумения (X в.) узнаем также, что святой Матфий проповедал и погребен в той именно Эфиопии, где находились реки Апсар и Гисс, а обе эти реки находятся в Колхиде (митрополит Макарий. История Русской церкви. Том 1. Отдел 1. Глава 4).

Факт проповеди св. апостолов в Грузии подтверждают как местные, грузинские хроники, так и греческие и латинские церковные авторы — Ориген (2-3 вв.), Дорофей, епископ Тирский (4 в.), Епифан, епископ Кипрский (4 в.), Никита Пафлагонский (9 в.), Экумен (10 в.) и др. О приходе св. апостолов в Иверию говорят и археологические факты. Они ясно свидетельствуют, что в I-III вв. в Грузии существовали христианские церкви и даже общины

Также немаловажно отметить, что в  творениях Иринея Лионского (2 в.) среди христианских народов часто упоминаются Иберы, т.е. грузины

Роль Российской Империи

Благоденствие Грузии продолжалось до середины XIII века, с приходом татаро-монгол начался упадок. Век спустя страна разорена войсками Тамерлана, еще через столетие – распадется с образованием Картлийского, Кахетинского, Имеретинского царств, а также княжества Самцхе-Саатабаго. Распад Грузии произошел в кратчайшие сроки.

Спустя шестнадцать столетий от Рождества Христова на территории Грузии развернулась активная борьба между Ираном и Турцией, желающими господствовать в Закавказье. Правительство Грузии просило Россию оказать военную помощь, однако Российская империя стала оказывать покровительство Карталинско-Кахетинскому царству только после подписания русско-грузинского трактата в 1784-м году.

Под влиянием европейских государств Турция стремилась воспрепятствовать выполнению Российской империей взятых на себя обязательств по отношению к грузинскому народу, в результате чего была разорена Восточная Грузия. Противостояние завершилось в августе 1787-го года объявлением Турцией о начале войны с Россией, которая в то время вела военные действия на балканском фронте. Российская империя была не готова воевать на два фронта, поэтому войска были выведены с грузинских территорий, как того в ультимативной форме требовала Турция. Таким образом, страны Европы, действуя через турков, способствовали нарушению Россией взятых на себя обязательств по отношению к Грузии, которая вскоре начала распадаться в результате внутренних междоусобиц.

По согласованию между Императором Павлом I и царем Георгием XII в 1799-м году было восстановлено действие ранее заключенного трактата, однако выполнение российской стороной своих обязательств носило формальный характер. После ввода в Грузию войск и смерти царя Георгия Карталинско-кахетинское царство было присоединено к территориям Российской империи, а царская семья была принудительно доставлена в Россию. Грузинская церковь также потеряла свою независимость, это произошло в 1811-м году.

История происхождения грузинского народа

История происхождения населения Грузии складывалась, как мозаика из множества источников. Это археологические раскопки, кропотливое изучение летописей, языковые и генетические исследования. Вкупе они показали, что древние предки грузин были коренными жителями Кавказа. Основа этого народа — местные карвельские племена, постепенно объединявшиеся, укрупнявшиеся, частично дополняющиеся пришлыми народами, и снова распадавшиеся на новые общности.

Прокарвельский язык, например, стал исчезать во II тыс. до н. э., когда из него начал выделяться сванский. В VIII в. до н. э., эта же участь постигла мегрело-чанские языки, значит, что-то разделило народы, и каждый стал жить и развивать свой язык самостоятельно.

Например, восточногрузинские племена, спустившиеся к Черному морю, вклинились в западногрузинские племена, разделив их на две части. Те постепенно сформировали мегрельскую и лазочанскую группы, что хорошо прослеживается и сейчас.

В Западном Закавказье сформировались племена колхов и саспейров. Первым принадлежал южный берег Черного моря до Трапезунта, вторым – верховья реки Чороха. Затем в IV в. до н. э. колхи, присоединив соседей, создали полноценное Колхидское царство. То самое, куда за золотым руном ходили аргонавты во главе с Ясоном.

Восточногрузинские племена, чуть позже в III в. до н. э. создали собственное царство – Картлийское, в районе Мцхета. Это не менее известная, благодаря античным авторам, Иберия. Кстати, она со временем завоевала и Колхиду, что сделало ее соседом Кавказской Албании, чей народ, по данным генетиков тоже поучаствовал в этногенезе грузин. Примерно к VIII-X веку нашей эры, три близкородственных объединения племен: карты, мегрело-чаны и сваны окончательно объединились, и сформировался тот грузинский народ, который мы знаем сейчас.

Интересно, что удаленность Грузии от основных миграционных путей способствовала заметной демографической однородности населения. Темные волосы, крупный нос с горбинкой, карие глаза, смуглое лицо — вот как люди, не бывавшие на Кавказе, представляют себе грузин.

Между тем около 30% из них являются голубоглазыми блондинами со светлым оттенком кожи. Что, впрочем, характерно и для других горцев – аварцев, чеченцев и т.д., среди которых много рыжеволосых, золотоволосых и русоволосых людей, а такого ярко-голубого или зеленого цвета глаз, не встретишь и у славян. Это становится настоящим открытием для тех, кто впервые приезжает на Кавказ.

Народы Грузии окончательно присоединились к России в 1801 году. Этому предшествовало немало военных и политических коллизий – крупные государства региона отчаянно пытались завладеть Кавказом.

Небольшое христианское государство имела дилемму – попасть под власть Персии или Турции, что означало исламизацию или уйти под руку православной Российской империи и сохранить, если не независимость, то свою веру. Они выбрали второе, и, несмотря, на не всегда продуманные действия российских чиновников и прочие трудности, отлично вписались в эту многонациональную империю, сохранив веру, менталитет, национальную идентичность.

Вместе с другими российскими народами они пережили все трудности XIX – XX веков, дав стране выдающихся полководцев, ученых, культурных деятелей, а также одного из самых талантливых руководителей — Иосифа Виссарионовича Джугашвили – Сталина, которого грузинский народ не прекратил почитать, даже когда, после развенчания «Культа личности», от него отвернулись все остальные.

Сейчас, несмотря на то, что известна вся правда об этом политическом деятеле, его популярность на территориях бывшего СССР активно растет. Секрет ее прост – люди начали оценивать его по оставленному наследию, трезво и взвешенно. Примерно как китайцы своего Мао Цзэдуна – да, были ошибки и серьезные, но в целом для страны и народа сделал куда больше хорошего, чем плохого.

Некоторые исследователи считают, что в конце XX века, после развала СССР, Грузия пошла своим путем, странным и извилистым, разрывая связи со старыми друзьями и пытаясь приобрести новых. Итог: авантюристы у власти, гражданские войны, потеря двух крупных регионов, разрыв торговых связей с Россией.

Другие же, наоборот, дают высокую оценку проделанной грузинскими властями работе по борьбе с коррупцией и сближению с ЕС. Европейские власти оценили это, и в начале 2017 года отменили визы для граждан Грузии. Нынешний президент Георгий Маргвелашвили и все высшее политическое руководство страны не скрывает своих целей — вступление в ЕС и НАТО.

Список используемой литературы

  • Григол Перадзе , «Литературная деятельность грузинских монахов в монастыре Ивирон на горе Афон», Revue d’histoire ecclésiastique , Париж, 1927.
  • Григол Перадзе, Пребизантийские литургические памятники на грузинском языке , Le Museon, Лувен, 1932.
  • Коллектив, включая Эли Мелиа , Четыре разных подхода к Библии, еврейский, католический, православный, протестантский , издательство Beyaert Publishing, Брюгге, 1966.
  • Коллектив, включая Эли Мелиа, Единство церквей в их общем союзе с Христом , Международная академия религиозных наук. Издания ISTINA, Париж, 1967.
  • Жорж Харачидзе , Словарь мифологий и религий традиционных обществ и древнего мира  : «Грузия. Религия и мифы горных грузин ». Издатель Ив Боннефой, Фламмарион, Париж, 1981.
  • Обзор этики и теологии № 141, Церкви и права человека , коллектив, включая Эли Мелиа. Éditions du Cerf, Париж, 1982.
  • Коллектив, включая Эли Мелиа, Экуменический совет церквей, Ванкуверская ассамблея , издательство ISTINA Publishing, Париж, 1984.
  • Б. Дюпюи, «Архимандрит Григол Перадзе (1899-1942)», Revue du Centre d’études ISTINA , Париж, 1954, ISSN 0021-2423: INIST-CNRS Cote INIST 1642, 1990.
  • Отец Эли Мелиа (1915-1989), Revue du center d’études ISTINA , Париж, 1954, ISSN 0021-2423: A. Kniazeff, ссылка INIST-CNRS: INIST 1642, 1990.
  • Коллектив, История христианства , том 3, страницы с 1169 по 1239: Церковь в грузинском мире Бернадетт Мартин-Хисард. Éditions Desclée — Mame, Paris, 1998. ( ISBN  2-7189-0633-2 ) .
  • Коллектив, История христианства , том 4, страницы с 549 по 603: «Церковь в грузинском мире (612-1054)» Бернадетт Мартин-Хисард. Éditions Desclée — Mame, Paris, 2000. ( ISBN  2-7189-0614-6 ) .
  • Жорж Харачидзе, Религиозная система языческой Грузии , Éditions la Découverte and Syros, Париж, 2001.
  • Марина Гиоргадзе, Бернар Ауттье, Мари-Жозеф Пьер, Бернар Пудерон, Apologie, d’Aristide  : Éditions du Cerf, Collection Sources Chrétiennes, Париж, 2003 г. ( ISBN  2-204-06734-2 ) .
  • Архимандрит Гавриил, Фол-ан-Христос Грузии (1929-1995) , перевод Кетевана Душуашвили. Издания Сербского православного монастыря Святых Клера и Маурина, Lectourne, 2006.
  • Байрам Бальчи и Рауль Мотика, Религия и политика на постсоветском Кавказе. Традиции, заново изобретенные под воздействием внешних воздействий , Французский институт анатольских исследований, Мезоннёв и Лароз, Париж, 2007 г. ( ISBN  978-2-7068-1967-4 ) .
  • Бидзина Чолокашвили, Мученик детей Колы , Éditions Mare et Martin, 2007. ( ISBN  978-2-84934-039-4 ) .

Искусство Грузии

Для большинства туристов, наиболее привлекательным является искусство Грузии. В становление культуры страны огромный вклад внесли великие художники, поэты, кинематографисты, музыканты и драматурги.

Впервые литературные произведения начали появляться еще в 5 веке до нашей эры, а музыкальные композиции более 15 веков назад. Многие литературные произведения переведены на русский язык и признаны истинными шедеврами. Кинематограф появился в стране в начале 5 века, так первый фильм был представлен вниманию общества в 1912 году, что поставило Грузию в один ряд с ведущими странами мира

Христианство в Армении и Грузии

Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.

Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан. Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии. Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.

Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.

Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.

Также отличия заключается в следующем:

  1. В совершении евхаристии.
  2. Производимое на католический манер исполнение креста.
  3. Отличия некоторых праздников по датам.
  4. Использование при богослужении, как у католиков, органа.
  5. Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».

В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.

Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980—1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.

Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.

Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.

Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных. Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.

В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:

  1. Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
  2. Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
  3. Епархия Восточной Европы.
  4. Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
  5. Епархия в Южной Америке.
  6. Австралийская.

ГПЦ именуется — Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь. В международной транскрипции — Georgian Apostolic Autocephalous Orthodox Church.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector