Как поститься, чтобы это не было лицемерием? отвечает протоиерей павел великанов

Ну не имею я права на родительское собрание прийти с непомытой головой, грубо говоря. Речь не о лоске, не о тщеславии

Помните слова: «Если же соль потеряет свою силу, то чем сделаешь ее соленою» (Мф. 5:13)? Среднестатистическая многодетная семья – это все равно «соль миру», потому что мир не стыдится говорить о XXI веке как о постхристианском времени. Конечно, хотелось, чтобы многодетность популяризировалась в обществе, чтобы люди рожали хотя бы двоих, троих детишек, но не идеализировалась или романтизировалась, о чем и напомнил нам о. Павел.

По резонансу на выше упоминаемую публикацию понимаю: снять с себя полностью ответственность за рекламу или антирекламу на этом поприще не могу. Ну не имею я права на родительское собрание прийти с непомытой головой, грубо говоря. Речь не о лоске, не о тщеславии.

Например, когда я лежала с ребенком в «Охматдете», главврач мне сказала:  «Спасибо, что поломали мой стереотип о многодетных семьях. Я вижу, как вас проведывает семья, как все опрятно одеты и улыбка не сходит с их лица. Это не та печальная картина, которую доводилось не единожды наблюдать». И все равно я постоянно теряюсь в сомнениях, а что если бы у ребенка было пятно на куртке, то главврач не снизошла бы к пониманию, что я человек, а не робот, и могла недоглядеть, лежа в больнице? Неужели мама с одним-двумя всегда «на высоте»? Не знаю, я пока в поиске среднего, царского пути. Всем не угодишь, с комплексом «отличницы» тоже порой непросто позволить себе расслабиться и завалиться спать, когда белья накопилось до потолка.

– Не кажется ли Вам, что секрет «легкости» Вашего восприятия многодетного образа жизни отчасти кроется и в самодисциплине, выработке терпения, выносливости, которым Вас научил балет?

– О да! Группироваться он меня точно научил. (Смеется.) Даже если физически я была подготовлена к нагрузкам, то радоваться «любой» погоде  меня научил не балет. Многому способствовали родители: они любили нас с сестрой безусловной любовью

Я их не боялась, что немаловажно. Воспоминания детства согреты солнечным светом их доверия ко мне, их верой в меня

Родители заразили меня оптимизмом, любовью к жизни, наш дом был всегда переполнен друзьями, разговорами о книгах, театре, музыке. Наверное, все это может в человеке благополучно зачахнуть в браке, если он не встретит «своего» человека. Я понимаю, что благодаря этим словам у меня можно смело диагностировать «созависимость», но я действительно слабо представляю, как можно самореализоваться в обществе, если тыл не прикрыт. Отношения в паре не могут, на мой взгляд, не влиять на всю нашу жизнь. И от того, что мы предпочтем, что станет для нас  приоритетом, зависит, какие плоды мы соберем. «Сама по себе» любовь не падает на голову. Над нею трудятся, ее стяжают, ее «нудят» до гробовой доски.

Биография

Родился 20 августа 1971 года в Алма-Ате. Отец — профессор, доктор медицинских наук; мать — преподаватель, кандидат химических наук.

В 1988 году закончил с медалью школу № 2 города Кисловодска с углублённым изучением английского языка.

В 1990 году поступил в Московскую духовную семинарию (МДС), которую закончил в 1994 году, и в том же году поступил в Московскую духовную академию (МДА).

В 1998 году окончил академию со степенью кандидата богословия, защитив кандидатскую диссертацию на тему: «Православная оценка влияния технократической цивилизации на внутренний мир современного человека».

15 марта 1997 года был рукоположён в сан диакона, а 21 сентября 1997 года — в сан пресвитера.

С 1998 года является преподавателем основного богословия в МДС.

С 1999 по 2002 год — преподаватель основного богословия в Сретенской духовной семинарии.

С 1999 по 2001 год — преподаватель основного богословия на факультете образования военнослужащих Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.

С 1999 по 2003 год — художественный консультант художественно-производственного предприятия Русской православной церкви «Софрино».

С 2001 по 2002 год — преподаватель истории русской религиозной мысли в МДА и МДС.

С 2003 года — секретарь учёного совета МДАиС.

18 октября 2005 года «за усердные труды на ниве духовного просвещения» архиепископом Верейским Евгением (Решентниковым) возведён в сан протоиерея.

С 2005 года — автор еженедельной передачи «Религиозная энциклопедия» на «Радио России» (цикл «Мир. Человек. Слово»), а также участник «Пастырских бесед».

С 2005 года — доцент МДА.

В апреле 2007 года назначен главным редактором научного богословского портала «Богослов.Ru».

С августа 2009 года — руководитель совместного образовательного интернет-проекта «Радио России» и портала «Богослов. Ru» «Мир. Человек. Слово».

27 июня 2009 года решением Священного синода включён в состав Межсоборного присутствия (комиссия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, комиссия по вопросам богословия, комиссия по вопросам организации церковной миссии, комиссия по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ — секретарь комиссии). Член информационной группы Межсоборного присутствия.

С ноября 2009 года — член экспертного совета Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации.

С 9 июня 2010 по январь 2013 года — проректор по научно-богословской работе МДА. С 2010 по 2013 год был председателем научно-методического совета МДА.

С 2011 года — член объединённого экспертного совета фонда «Православная инициатива».

С 2011 года — член экспертного совета издательского совета Московской патриархии.

В апреле 2013 года указом патриарха Кирилла назначен настоятелем Пятницкого подворья при Свято-Троицкой Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде.

С 2013 года является членом коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке.

С 2013 года — автор программ «Радио Вера» «Евангелие дня», «Частное мнение».

С 2014 года преподает курс «Современные вызовы христианской вере» на магистратуре МДА.

Решением учёного совета МДА от 27 декабря 2018 года назначен заведующим кафедрой богословия. 17 октября 2019 года в связи со сменой ректора согласно Уставу МДА переизбран заведующим кафедрой богословия.

В ноябре 2019 года назначен на должность первого проректора Сретенской духовной семинарии.

Владеет английским и новогреческим языками.

Отец четверых детей.

Нужно любить друг друга, а не формально исполнять букву Закона

И мне страшно даже подумать, как бы я жила, если бы не встретила батюшку. До нашей первой встречи, как оказалось, мы оба читали акафист Святителю Николаю, чтобы он послал своими молитвами каждому из нас спутника жизни по душе и ради ее спасения. Молитва творит чудеса, мы просто в них не верим.

К слову сказать,  родители мужа прожили душа в душу 43 года, и на нем это отобразилось в полной мере. Он видел и знает «как». А еще я учусь у него решимости. Менять себя. Я намного ленивее в этом вопросе. (Думаю, это побочный эффект моего нарциссического образа жизни до брака, на сцене.)  Как бы мы ни поссорились, какой бы крах ни потерпели наши отношения – все временно. Конфликт оказывается новым витком наших отношений, и уже на следующий день муж приложит максимум усилий, чтобы мы с детьми были счастливы. Рядом с ним стыдно лежать на диване и не работать над собой.

– Что, на Ваш взгляд, самое главное в семье?

– Нужно любить друг друга, а не формально исполнять букву Закона. Православие, как «гастрономическое», так и «репродуктивное», не оправдается на Страшном суде исполнением одной лишь буквы, мне кажется. А вообще, лишний раз убеждаюсь: молчание – золото. Рано пока высокомудрствовать. Пора варить борщ. 

Вокруг немало православных семей, где мужья словно заигрались в «Домострой» и обнесли свою семью, как гетто, колючей проволокой из евангельских цитат

Фото: Сергей Рыжков

После выхода публикации мне на почту посыпались письма от знакомых многодетных матерей, переполненные надеждой. «Неужели я теперь смогу прочесть это своему мужу и он оставит меня в покое?» Нет, это не слова женщины, мечтающей о карьере или норковой шубе. Это писала мать семерых детей. Ее вес максимум 45 килограмм. Она еле жива. Нет физических и душевных сил на то, чтобы привести к общему знаменателю свою веру и свои возможности. Она постоянно страдает от собственной уязвимости и незащищенности, когда муж бросает в ответ: «Не нравится? Уходи!» В финансах их семья не нуждается, но она испытывает потребность в бесценном – в любви и взаимопонимании.

Вокруг немало православных семей, где мужья словно заигрались в «Домострой» и обнесли свою семью, как гетто, колючей проволокой из евангельских цитат. А в глазах матерей – отчаяние. Какие дети вырастут в подобной атмосфере? Как сказал один близкий мне человек: «Вокруг несчастной женщины одни трупы».Многодетность – это несказанная радость, но и подвиг. Кто-то считает, что талант. Скажем так, если у вас двухкомнатная квартира, полностью  заставленная детскими кроватками, и другой жилплощади на горизонте не предвидится – то при чем тут талант?

Кажется, о. Алексий Уминский, замечательный публицист и проповедник, очень коротко и емко сказал: «Требовать от каждой семьи многодетности – то же самое, что от каждого монаха – исихазма». У каждого своя мера. А мы готовы забросать камнями осуждения всех без разбору.

– У каждого своя мера – это ключевой тезис

И о нем важно помнить

– А разве  в монашестве не так?  Кто-то уезжает на Афон, кто-то становится отшельником, аскетом, но ведь сколько монахов-миссионеров, окормляющих молодежь и личным примером «инфицирующих» ее верой! Повторюсь, у каждого своя мера талантов и сил для их реализации.

Если мы думаем, что поднимем 100-килограммовую штангу, то должны предвидеть и то, как мы ее поставим обратно. Иначе она упадает на голову или ногу – и будет больно. Или покалечит, не дай Бог.Или, например, родители решили усыновить детей, успешно прошли психологические тренинги, были предупреждены обо всех проблемах, с которыми так или иначе им предстоит столкнуться. Но со временем осознали, что не «тянут» тяжелого ребенка, и возвращают его в детский дом. Я была знакома с такой священнической семьей, которая усыновила брата и сестру, имея своих троих детей. Матушка говорила всем окружающим на высокой ноте, что так должен поступать каждый человек, живущий на Земле. Прошло три года. Она проплакала их на кухне. Дети оказались с тяжелейшей наследственностью и издевались над ней цинично и безобразно. Служба опеки убедила ее вернуть детей обратно.

Взгляды

В апреле 2019 года в интервью журналисту и блогеру Кате Капрановой заявил, что «корпус канонического права, в котором много места посвящено вопросам семьи, брака, пола, сегодня трещит по швам» и не может быть успешно приложен к реалиям современной жизни. Кроме того, священник в интервью высказался за возможность вступления клириков во второй брак.

Выступает за всестороннее реформирование церковной жизни, в первую очередь, тех её элементов, которые относятся к области традиции и не имеют для современного человека смысла. При этом протоиерей призывает к обдуманному подходу к наболевшим вопросам, приводя в пример неудачный опыт попытки обновления церковной жизни в первой половине XX века.

Подвергает критике практику современной исповеди, говоря об обесценивании понятия покаяния до произнесения списка грехов священнику, или просто «выворачиванию» души наизнанку и совету священника, что, по его мнению, противоречит сущности покаяния как капитальной реконструкции человеческой души.

церковные должности

С по — художественный консультант ХПП РПЦ «Софрино».

Член Межсоборного Присутствия (созыв и ). Член комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, комиссии по вопросам богословия, комиссии по вопросам организации церковной миссии, комиссии по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ (секретарь комиссии). Член Информационной группы Межсоборного Присутствия.

С ноября — член Экспертного совета Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации.

С — член Объединенного экспертного совета фонда «Православная инициатива».

С — член Экспертного совета Издательского Совета Московской Патриархии.

Если мы думаем, что поднимем 100-килограммовую штангу, то должны предвидеть и то, как мы ее поставим обратно.

Если нет обоюдного согласия иметь детей, «сколько Бог пошлет», то, мне кажется, супружеское ложе станет источником ненависти, отвращения и страха, что в свою очередь не может не отразиться на семейной атмосфере

– К каким проблемам может привести такая нерассудительность, на Ваш взгляд? 

–  Если нет обоюдного согласия иметь детей, «сколько Бог пошлет», то, мне кажется, супружеское ложе станет источником ненависти, отвращения и страха, что в свою очередь не может не отразиться на семейной атмосфере. Дети видят мать (она чаще выступает в роли «потерпевшей» от такого рода домашнего насилия), которая ропщет, унывает, постоянно раздражается, выясняет отношения с мужем. Вот почему не могу не согласиться с профессором Осиповым в том, что если дети видят и слышат, как родители ссорятся, то это является смертным родительским грехом.

«Двое в плоть едину», думается, о другом. О любви, о нежности, о дружбе, об источнике  жизненных сил, а не о законничестве и вынужденном послушании.

– В Вашей семье дети появлялись по обоюдному согласию?

– Мы еще до свадьбы все обсудили и «намечтали» минимум семерых. Другое дело, что слабо понимали, каково оно жить на «повышенной» скорости. Но мы же люди определенного сословия, и я понимала, что, соглашаясь на брак с семинаристом, по-другому и не будет. Наши дети, это я с уверенностью могу сказать, плод нашей любви, а не визитная карточка, не побочный эффект супружества, не своеобразный пропуск в рай. Мы о них мечтали. Но, как писал Виктор Астафьев, дети также наш «суд на миру».

И хотя меня иногда упрекают в подаче некой «глянцевой» обложки материнства, якобы я скрываю трудности, отвечу словами Аристотеля: «Счастье на стороне тех, кто всегда доволен». Мне легко давалось быть довольной – помогали муж, родители, друзья, со временем появилось просторное жилище и микроавтобус. Ну ни разу Господь не посрамил нашего упования и на руках пронес через все трудности.  Испытаний было предостаточно: пятерых родили на съемной квартире, семь из восьми – патологические роды, батюшка перенес операции и был чудом исцелен, но это уже другая история. И она не про нытье, а про путь христианина, который проходит каждый из нас.

Сегодня, в такое кризисное время уверенно скажу, что иметь много детей – это непозволительная роскошь, ведь при всей экономии с трудом получается сводить концы с концами. Муж не бизнесмен, а священник. Он не может пойти и заработать деньги.

Да, нам тяжело. Всей стране тяжело, всему миру тяжело. Слава Богу, не голодаем, есть, во что одеться, что обуть на ноги. Не как у моей прабабушки две юбки: одна на праздник, одна на каждый день.

Главное – не роптать, радоваться жизни и любить ее.

Можно долго жаловаться, но мы ни на секунду ни о чем не пожалели. Когда жалуешься, комментаторы тут как тут – а чего тогда рожали? Безответственность преступна! Дети-то почему должны мучиться, если у вас «не все дома»? И понеслось… Доверие Богу не разложить на формулы, на молекулы, и не объяснишь в двух словах – почему рожали. Часто сталкиваешься с беспардонной вовлеченностью в чужую жизнь. Отсутствует элементарное уважение к выбору ближнего, иногда даже неправильному, на наш взгляд. Неужели Господь не хочет всем спасения и не справится без нашего комментария?

Даже верующий муж – живой человек. И если он идет по улице и глазами раздевает всех женщин, то вся система дает сбой

Но все же акцент хотелось бы сделать на другом. Мы все же старались любить друг друга и стерли сердца в кровь, прежде чем понемногу смирились друг перед другом, поняли, что в прощении – великая сила, научились дарить свободу другому быть таким, какой он есть, и, конечно же, меняться ради нашей любви. Все эти двадцать лет мы воевали, заново влюблялись и неустанно благодарили Бога за то, что Он нас познакомил. Будет Его милость – продолжим в том же духе. Но когда наши дети спрашивают, сколько должно быть детей в их семьях, то я боюсь прошить им предустановку в сознании, которая в итоге может покалечить их семейную жизнь. Достаточно нашего личного, родительского примера в выборе – между комфортом и постоянной тревогой. Скорее, мы чаще говорим с ними о том, что и один ребенок – дар. Сколько вокруг бесплодных людей, мечтающих хотя бы об одном! Милость Божья, если наши дети повстречают единомышленников (об этом родителям следует сугубо молиться) и родят минимум троих. Или максимум. Если сил хватит на больше, мы с папой только поддержим. Целомудрие молодых людей в реалиях современности меня сегодня больше волнует, откровенно говоря.

– Вопросы интимных отношений в пост должны решать между собой исключительно супруги по обоюдной договоренности?

– Безусловно. Не только женщины, мужчины тоже порой претерпевают от «святости» собственных жен. Она, к примеру, категорически отказывает в интимной близости мужу, потому что пост. По Закону – она права. Но даже верующий муж – живой человек. И если он идет по улице и глазами раздевает всех женщин, то вся система дает сбой. Христос не менее категорично говорит, что даже если в мыслях, то «уже прелюбодействовал с нею», то есть с той, на которую воззрел с вожделением.

Брак – это школа воздержания. И если плохо сдал экзамен, не надо бравировать двойкой или считать ее нормальной оценкой. Личная самоуверенность всегда опасна

С покаянием, с сокрушенным сердцем, старательно и со вниманием к Учителю станем продолжать учебу

– Интересно, что же движет теми, кто переоценивает свои силы? Эмоции?

– Не думаю. Чаще это искреннее желание соблюсти заповедь Божью: плодитесь и размножайтесь. Не слышала, чтобы кто-то был посрамлен или высказал сожаление, что родился Петя или Даша. Кощунственно было бы грести всех под одну гребенку. Рядом с детьми невозможно прожить не умиляясь, не изменяясь самому, не освящаясь их добротой и всепрощением. Мы не говорим сейчас о неблагополучных семьях (алкоголиков и т. п.).

Решения в интимной области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника

Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашимˮ (1 Кор. 7:5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника

Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может “вместитьˮ высокие требования воздержания, от тех, кому это не “даноˮ (Мф. 19:11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи». 

Мне кажется, отец Павел коснулся несколько табуированной темы, которая подразумевает индивидуальный подход в рассмотрении каждой трудноразрешимой ситуации. Лично меня удивило иное: извинения, с которыми администрация сайта удалила интервью. Я не заметила в нем ни слова призыва к поголовному уклонению от деторождения. Батюшка предлагает честно ответить на вопрос:

«Если человек начинает жить на пределе сил и возможностей, если перестает воспринимать свою многодетность как благословение Божие, если начинает тяготиться этим, то возникает большой вопрос: а появится ли у детей, которые воспитаны в такой семье, хотя бы минимальное желание пойти по стопам своих родителей?» И для меня это главный оценочный критерий  родительской состоятельности – что мы посеяли, какой плод принесет наш образ жизни?

Речь, безусловно, не о том, что все дети должны учиться в Гарварде и есть черную икру на завтрак. Но посмотреть с ребенком в обнимку классный фильм или задать ему вопрос «О чем ты мечтаешь?», чтобы потом час слушать ответ – это непозволительная роскошь, когда полный завал на кухне, счета за свет не оплачены и опять надо ехать в супермаркет за продуктами. И такой «невыслушанный» ребенок в будущем создаст семью, куда перекочуют по наследству все его обиды и страхи. Я знаю пары, где у женщин по «непонятным» причинам замирали одна за другой беременности, а потом оказывалось, что их мужья, будучи травмированы в детстве, панически боятся ответственности родительства. Одного мама в младенчестве бросила, другого жестоко бил отец.

И вопрос даже не в том, что духовник или вторая половинка могут наложить «бремена неудобоносимые» на своего супруга, а наша прежде всего неадекватная оценка собственных сил и возможностей зачастую приводит к беде. Христианская, да и любая другая жизнь должна быть осознанной, а не «ветром принесенной».

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Чтобы при погружении в православную жизнь не сломать позвоночник

– Вы говорите именно об интеллектуальных поисках. Но вера не обязательно связана с ними.

– Но ничто не оправдывает наше бездействие, то, что мы не хотим рассказать о содержательной стороне нашей веры! Вера – это определенное расположение души человека, некая внутренняя ориентация человека по жизни. Есть люди, которые приходят к ней через осознанность, через интеллект, «от ума». Я думаю, на них, в первую очередь, и нацелен наш ресурс. А есть те, кто приходит к вере путем переживаний, болезней, скорбей, жизненных кризисов – они тоже найдут у нас немало интересного.

Я не стал бы противопоставлять веру знанию как таковому, потому что они дополняют друг друга. Как два крыла. Если у вас глубокое знание, но мало веры, вы далеко не улетите и можете впасть в состояние высокомерия. Если у вас сильная вера, но очень слабые знания, точно так же можете кружиться по кругу на одном крыле, удивляясь, почему вы не ощущаете духовного роста, развития, изменения качества ваших отношений с ближними, с самим собой, с Богом. Хороший полет будет, если одинаково хорошо работают два крыла.

– Что за проект вы запустили, кто его адресат?

Когда увидели, что есть запрос от людей, стремящихся получить общие, но при этом достаточно глубокие представления о том, что происходит в Церкви, чему Церковь учит – мы поняли, что надо создавать «Академию веры». Это просветительский проект, и его задача – предложить новый формат представления информации о богословии как таковом.

Презентация проекта «Академия веры». Фото: А. Ширяева / kursmpda.ru

Наша задача показать, что богословие – учение Церкви о жизни, о Боге, о человеке – может быть доступным и интересным. Мы учимся рассказывать о самом главном для нас таким языком, который был бы понятен современнику

Именно поэтому мы большое внимание в нашем проекте уделяем визуализации – это инфографика, интерактивные игры, различные тесты. Через представление информации в разных форматах, как мне кажется, мы можем дольше удержать внимание человека и с разных сторон помочь ему усвоить то, что окажется трудным для восприятия, если давать его прямолинейно

Поэтому наш адресат, во-первых, это человек думающий, способный к рефлексии, к размышлению, ему интересны не только сами по себе те или иные формы, но он прежде всего хотел бы пробраться сквозь эти формы к содержанию. Вторая характерная черта нашей аудитории, на мой взгляд – это порядочность, честность. Человек не должен испытывать неловкость от того, что он скажет: а вот это я не готов принять, или предложенный ответ меня не удовлетворяет. Третья черта нашего читателя – любопытство, любознательность.

Как-то неожиданно было после «Богослова.RU», где постоянно шли живые дискуссии, увидеть портал «Академия веры», академически-познавательный.

– Да, портал «Богослов», такой, каким мы его создавали 11 лет назад, был задуман нашей редакцией прежде всего как среда, внутри которой идет научная богословская жизнь. Поэтому он и требует регулярных обновлений, дискуссий, обратной связи. А проект «Академия веры» – это завершенный проект, к которому мы возвращаемся только в случае выявления каких-то ошибок.

Если человек, пришедший на портал «Академия веры», прошел все 40 блоков, получил разносторонние знания, почувствовал «вкус богомыслия» – наша задача выполнена. Дальше мы планируем развивать «Академию веры», фокусируясь на каких-то более узких вопросах, которые могут быть представлены в том же самом формате. В «Академии веры» – четыре уровня: грамматик, ритор, философ, богослов. В каждом из этих уровней 10 блоков, в каждом блоке – видео, инфографика, короткие тексты, тесты, интерактивные игры, интересные факты, которые мы назвали «удивляемся», и неоднозначные ситуации под рубрикой «недоумеваем».

Мы планируем дальше сохранить этот подход – легкость в подаче информации. Но теперь акцент будет делаться на подробной разработке одной узкой темы. Например, тема, связанная с пониманием богослужения. Вопрос, что такое христианское богослужение, внутри «Академии веры» мы разбираем в нескольких блоках. И затем можно двигаться дальше: раскрывать многообразие всей проблемы, начиная с самых простых внешних описательных форм и двигаясь дальше, вглубь.

Мы не противопоставляем «Академию веры» «Богослову». Это совершенно разные проекты с разными задачами, и мы намерены возродить портал «Богослов.RU» – но уже в обновленном виде. Поэтому и разместили объявление о том, как и куда можно перечислять пожертвования тех, кому наш портал интересен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector