«что я хочу от церкви?»

«Надо привыкнуть жить так, как сейчас»

— Пандемия — это попытка нас вразумить?

— Конечно, это испытание. Я ее воспринимаю в том числе как какой-то личностный урок. Потому что я очень нетерпеливый. Очередь из пяти человек или автомобильная пробка — это для меня катастрофа. Я раздражаюсь, меня колотит. А с пандемией не поспоришь, не поругаешься, хотя я не был готов к тому, что это будет так долго, и еще долго-долго-предолго. И непонятно, когда и чем все это кончится.

И не начнется ли что-то другое. Я часто вспоминаю Откровение Иоанна Богослова. Эта книга про то, как человек должен воспринимать мировые катастрофы. И можно к ним отнестись так: «Ну вот, мы сейчас переждем это время, а потом опять все будет хорошо». 

Но Апокалипсис последовательно показывает, что одно время умножает другое. Это последовательность событий, к которым никто не хочет быть готовым. Что после пандемии может наступить еще что-то худшее — нет, с этой мыслью жить невыносимо. 

— Действительно, невыносимо. Поддерживает только то, что мы сейчас зажмуримся, сожмем зубы, перетерпим — и будет как раньше.

— А ты просто привыкни жить так, как сейчас живешь, попробуй воспринять это как норму и жить во всей полноте. Попробуй что-то сделать уже сейчас, не откладывая на потом. К концу года все мы измучены и думаем, что сейчас начнется новый год и что-то изменится. Но это же иллюзия.

Протоиерей Георгий Митрофанов: «Дело не в ковиде, масках и ложках, а в кризисе церковного сознания»

Надо просто принять эту данность нашей сегодняшней жизни. Мы не голодаем, храмы открыты, парки открыты, даже театры работают. Да, страшно пойти и заразиться, с кем-то это все время происходит. 

Но нельзя жить в постоянном страхе и панике, потому что они становятся оправданием тому, что мы больше не делаем никакого внутреннего усилия, чтобы жить по Евангелию. Дескать, сейчас у меня молиться не получается, мне сейчас так уныло, так тяжко, люди вокруг умирают, но ведь это же кончится… И вот тогда я начну причащаться.

Мы словно поставили себя на паузу. Но беда не ставит себя на паузу, ведь ничто ужасное из жизни никуда не делось. Война в Карабахе или то, что происходит в Беларуси, — все это, конечно, не дает покоя. Ты ничего не можешь сделать, а там так много и близких друзей, и священников, которые нуждаются в молитве и в помощи. 

— Что с финансами прихода в этот период? Треб меньше, свечи не покупают, но и расходов меньше, наверное?

— Расходы все те же самые.

— Откуда деньги-то брать — элементарно на отопление? 

— Для многих храмов это огромная проблема. В нашем храме она решена так. У нас есть список постоянных прихожан и их ближайших родственников, за каждого мы молимся во время Литургии, и все они молятся друг за друга. Каждый член прихода имеет обязанность вносить регулярное пожертвование. Сумма не назначается и не оговаривается, человек сам решает, какой ежемесячный денежный перевод на содержание прихода ему по силам. 

Слава Богу, в пандемию эти пожертвования почти не сократились. И вот эта вот ниточка — хоть я не хожу в храм, хоть я не ставлю свечей, хоть я не причащаюсь, но по-прежнему содержу приход — она осталась. Это позволяет выживать.

— А из Патриархии есть помощь?

— Московская епархия отменила взнос на викариатство, Святейший Патриарх отменил по Московской епархии сбор за квартал. И более того, московские священники (точно знаю только про них) получили материальную помощь в размере 100 тысяч. Также были выплаты на тех священников, у которых детям не исполнилось 18 лет.

Это было в тот самый период, когда были все храмы закрыты, Великий Пост, Пасха, Троица оказались с экономической точки зрения мертвым сезоном. Именно в этот момент пришла помощь от Святейшего Патриарха. За что ему огромная благодарность. 

Детство Алексея

В детстве Алексей мало отличался от своих сверстников. В школе, как и все дети советского времени, вступил в ряды пионеров. Мальчик не отличался усердием в учебе, но был любознательным.

Происхождение и рождение

Родился будущий священник 3 июля 1960 года в Москве. Его дед был прокурорским работником. Во времена правления Сталина работал в НКВД, занимал должность ревизора в лагерях. Узнав о крещении внука, он сильно возмущался. Но когда дед, будучи в преклонном возрасте, умирал, то шепотом повторял только одно слово: «Господи!»

Семья

Алексей рос в неверующей семье. Родители принадлежали к советской интеллигенции. Отец работал инженером, состоял в партии. Мать преподавала французский язык в школе. И хотя разговоров о вере дома не возникало, родители привили сыну понятия правды, добра и справедливости.

Проекты с участием Алексея Уминского

Помимо пастырского служения и литературной деятельности, отец Алексей принимает участие в различных проектах на телевидении. Поначалу он выступал в качестве ведущего в ряде телепередач. В настоящее время отец Алексей является ведущим программы «Православная энциклопедия». В ней принимают участие различные общественные деятели, духовные лица, публицисты, обсуждающие различные вопросы, связанные с православием и христианством в целом. Личный весьма богатый жизненный опыт отца Алексея, прошедшего извилистый путь от комсомольского деятеля до православного священника, интересные собеседники делают телевизионную программу привлекательной для самых широких слоев зрителей. В каждой программе ведущий и приглашенные им гости обсуждают какую-либо одну актуальную проблему современного православия. Ценностью телевизионной программы, ведущим которой является отец Алексей, является присутствующий в ней дух свободы. Гости имеют возможность свободно высказывать и аргументировать свои суждения по многим важнейшим вопросам жизнедеятельности современной православной церкви в России и в ближнем зарубежье.

Таким образом, отец Алексей Уминский безо всякого преувеличения может быть назван талантливейшим представителем современного российского духовенства. Разносторонние грани таланта отца Алексея ставят его в один ряд с выдающимися отечественными деятелями православия.

Личная жизнь священника

Об этой стороне жизни отца Алексея известно совсем немного. Живёт он со своей семьёй в обычной девятиэтажке, как и большинство современных горожан. Матушка работает врачом и тоже служит людям, как говорит Алексей Уминский (священник). Дети его уже достаточно взрослые: старший сын живёт самостоятельно, а младший – студент. Он учится на историческом факультете и пока делит свой кров с папой и мамой.

Ещё один сын Алексея Уминского – Демиан — трагически погиб в юном возрасте. Об этом также известно очень мало. Демиан был очень талантливым юношей, любил церковь и все, что с ней связано. Мальчик с детства мечтал быть священником. Видимо, поэтому в его послужном списке было и пение на клиросе, и алтарная служба, и даже колокольный звон. Все, за что Дема брался, он всегда делал творчески, с душой.

Дело священника — свидетельствовать о Христе

Чудным образом пришел Алексий Уминский к священству. Будучи 18 летним, во время паломнической поездки в Псково-Печерский монастырь он на службе услыхал проповедь отца Иоанна (Крестьянкина).

Несмотря на свою известность, отец Иоанн серьезно и ответственно подходил к своему послушанию и готовился к проповедям очень тщательно. Слова, которые прозвучали во время проповеди, внезапно обозначили для юноши цель и смысл его жизни.

Отец Иоанн говорил, что дело священника — свидетельство о Христе.

Эта цель, как вспоминает Алексий Уминский, звучала так отчётливо и в уме и в сердце, что у него не осталось сомнений – он непременно станет священником. Алексий поделился этими мыслями со своим духовником, на что тот ответил, что такого решения ждал от него уже давно.

Вот так, чудесным образом, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) благословил Алексея Уминского на священство.

Во время исповеди священник подобен строгому, но любящему отцу.  Ведь речь идет о Спасении и Жизни Вечной его духовных чад

Отец Алексий был в мае 1990 года рукоположен, и определен служить диаконом в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клин. В этом же году, в сентябре, его рукополагают в священники, и следующие три года он служит настоятелем Успенского собора города Каширы.

Свое служение в Кашире батюшка вспоминает как время, которое стало для него не простым испытанием.

В тоже время отец Алексий признателен своим прихожанам. Они заложили в его душе наиглавнейшее для священника качество – любовь к людям.

Главное чего ждут прихожане от своего священника это понимания и сострадания.

Далее следует перевод в Москву. С 1993 по настоящее время отец Алексий Уминский несет служение настоятелем церкви Живоначальной Троицы в Хохлах. Кроме этого батюшка шесть лет возглавлял Свято-Владимирскую православную гимназию, даже сегодня, уже покинув свой пост, он остается ее духовником и преподавателем Закона Божия.

«Все стоят в масках и не болтают. Тишина идеальная»

— Что испытывает священник, который служит в пустом храме?

— Это прекрасно, и это бывает с любым человеком. Он приходит на какую-нибудь раннюю службу — и вдруг оказывается, что вся Литургия для него открыта, а он особенным образом открыт для Бога. Тишина и немноголюдность бывают удивительно хороши. 

Священнику и без ковида часто приходится служить в пустом храме, в будние-то дни в центре Москвы. Мы все привыкли. Это огромное наслаждение, когда в храме есть три-четыре человека, и они молятся вместе с тобой. Не то что кто-то пришел «постоять» Литургию, кто-то — встретить друзей, кто-то детей в воскреску привел, кто-то — на чаепитие. В этом нет ничего плохого, это нормально, но в храме наступает иногда такой шум, что деваться некуда. Во время причащения священников в алтаре должна быть полная тишина, а у людей — переменка. 

Сейчас все стоят в масках и не болтают. Тишина идеальная. Расставлены стульчики, можно посидеть, всем хватает места. И все, кто приходят сейчас в храм, молятся и причащаются. 

— Так что же мы тогда переживаем, что люди в храм перестали ходить? Наоборот, тишина, сосредоточенность, ушло все лишнее.

— Переживаем, потому что все случилось неправильным образом. Как только внешних обстоятельств не будет, этого тоже не будет. Человек не станет делать то, что ему не свойственно. 

Да, иногда священнику бывает очень хорошо послужить в пустом храме, потому что там очень маленький круг молящихся, но он — настоящий. Это не значит, что надо всех других как-то выгонять. Храм — это место, где людям хорошо, даже если они не понимают до конца, почему это так. Даже если они не умеют себя держать в таком духовном напряжении, чтобы все время быть как свеча горящая. Да и священник таким не бывает. Мы все люди. Поэтому чего требовать от других… 

Протоиерей Алексий Уминский. Фото: Анна Данилова

Я просто говорю о том, что сейчас есть какая-то странная ситуация. Все вроде правильно, но оно произошло каким-то неестественным образом, помимо нашей воли. Чему-то она может научить, конечно, но мы быстро забываем такие уроки. 

«Нельзя дать чуме нас победить»

— Давайте все-таки вернемся к Рождеству. У вас в храме это всегда самое веселое время — с аукционом, с чаепитиями, с рождественской ярмаркой. Неужели всего этого не будет?

— Я думаю, что все это разрешится каким-то способом. Мы обязательно проведем Рождественские службы, постараемся, чтобы Рождественская радость коснулась всех. Будем служить каждый день в течение всех святок. Обязательно устроим вертеп, как обычно, во дворе храма. А еще пройдут онлайн наши концерты, аукцион и лотерея в пользу бездомных — уже сейчас начали собирать вещи в пользу приюта «Теплый прием». 

У нас, кстати, работает воскресная школа онлайн, и дети не прогуливают! Сейчас нет киноклубов, и поэтому я могу каждую неделю встречаться с нашей молодежной библейской группой. Все стараются поучаствовать в зуме, а если кто не может, смотрит потом записи. 

У нас даже идет читка по зуму, мы готовимся репетировать онлайн «Шар и крест» Честертона в нашем приходском театре. В конце концов, когда кончится пандемия, у нас уже будет готовый спектакль, останется только несколько раз порепетировать на сцене. 

Надо что-то делать! Нельзя дать чуме нас победить и заморозить. Нельзя проиграть эту войну.

— Тем более, что людей все меньше. Стольких уже нет с нами.

— Я про это даже боюсь говорить. Столько смертей, и не только из-за ковида. Три недели назад не стало очень близкого мне человека, отца Сергия Махонина, директора гимназии «Радонеж». Мы с ним долгое время были вместе, потому что занимались одним и тем же делом — были директорами и духовниками православных школ, когда они только-только открывались. В феврале у него умерла матушка, а сейчас он сам скончался во сне от сердечного приступа.

Причащал в ПНИ, приводил хиппарей в храм и был честным. Каким нам запомнился протоиерей Всеволод Чаплин

Я не могу не вспомнить отца Всеволода Чаплина, с которым мы всегда были антагонистами. И тем не менее, его смерть — одна из первых в бесконечной череде смертей священников, о которой мы тогда еще не подозревали, — стала для меня очень серьезным переживанием. Это был человек глубоко неординарный и очень искренний. Многие его высказывания вызывали отторжение, но в них никогда не было конъюнктуры. Он был честен, он действительно так думал.

Отец Дмитрий Смирнов, которого я очень любил. В последние годы многие слова отца Дмитрия вызывали у меня огромное огорчение и непонимание. Но при этом я никогда не забывал, что он абсолютно свободный человек, с очень широкой душой, с независимым внутренним миром. Вот две потери, когда скорбишь по людям, взгляды которых тебе были абсолютно не близки, но которые вызывали уважение цельностью и верностью самим себе. 

Что говорится в Катехизисе святителя Филарета Московского о таких как у отца Алексия Уминского лжеучениях

А там говорится следующее: «Важное преимущество Кафолической Церкви в том, что ей, собственно, принадлежат высокие обетования (обещания), что врата адова не одолеют ей, что Господь пребудет с ней до скончания века, что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во вся роды века, что, следовательно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешитъ в истине веры или впасть в заблуждение. “Несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины, ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих отцев и учителей Церкви, предохраняет ее от всякаго заблуждения” (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл.12)»

Из этого следует, что учение Церкви – истина. Отдельные люди и группы людей, вступающие в противоречие с этим учением, отраженным в Катехизисе, называются у православных еретиками. У святителя Филарета написано, что ересь – это когда люди «к учению веры примешивают мнения, противоречащие Божественной Истине».

А апостол Павел говорит в послании апостолу Титу: «Еретика, после первого и второго вразумления отвращайся». 

Благодатный Огонь

Поддержка сайта «Благодатный Огонь»:Карта Cбербанка: 5332 0580 7018 9424ЮMoney (Яндекс-Деньги): 410012614780266

Писательская деятельность

О. Алексий входит в состав редколлегии журнала «Альфа и Омега». Известен он еще и как православный писатель.

Нравственное богословие

Книга «Основы духовной жизни», пожалуй, является самым известным произведением священнослужителя. Она представляет собой беседы о. Алексия, основанные на поучениях аввы Дорофея.

Приведены рассуждения на темы, оформленные в виде глав:

  1. «О памяти смертной».
  2. «О совести».
  3. «О страхе Божием».
  4. «О свободе и воле».
  5. «О смиренномудрии».
  6. «О лжи».
  7. «О борьбе со страстями».
  8. «О молитве».

В главе «О лжи» автор затрагивает тему ложной духовности. Например, протоиерей считает, что нельзя проводить молебны и панихиды сразу после Литургии. Некоторые люди приходят на них только затем, чтобы с нетерпением дождавшись окончания Евхаристии, просить Бога и святых о своем. Но важнее и выше Литургии ничего нет.

Также священнослужитель указывает на большое количество подаваемых на молебны и панихиды записок. Но вот людей, участвующих в этих богослужениях, очень мало.

Произведение написано понятно и доступно для современного человека.

Педагогические труды

Протоиерей особое внимание уделяет публикациям о детях в церкви. В статье «Размышление о школе и детях» он пишет об образовании и воспитании, противопоставляет православную и государственную школы (и не всегда последняя проигрывает)

В публикации «Детская исповедь» священник затрагивает проблемы формального перечисления грехов, понимания ребенком этого Таинства.

Как приобщать детей к церковной жизни, чтобы те, став взрослым, остались по-настоящему верующими людьми? Как правильно говорить с ребенком о вере? Как наладить отношения с подростком и помочь ему преодолеть кризис (в том числе и ослабление веры)? Ответы на эти и многие другие вопросы можно узнать из педагогических трудов о. Алексия.

Произведения, посвященные воспитанию детей в православной вере:

  1. «Ребенок в церкви: заметки о высшем искусстве.» 2012.
  2. «Ребенок в семье и церкви. Как не навредить детской вере.» 2016.
  3. «Подросток в семье и церкви: преодоление зон недоверия.» 2017.

Протоиерей также читает лекции о педагогике в различных учреждениях.

Другие книги автора

Протоиерей Алексий Уминский является автором многих произведений. В них он затрагивает важные для каждого православного христианина темы о вере, о молитве, о духовной жизни. Часто в своих трудах писатель приводит цитаты из Евангелия, слова апостола Павла, святых отцов.

Произведения протоиерея:

  1. «Тайна примирения. Беседа с прихожанами об исповеди», 2007.
  2. «Практический справочник по православию», 2008.
  3. «О чем говорит Христос: разговор о Евангелии со священником Алексеем Уминским», 2012.
  4. «Человек и церковь: путь свободы и любви», в соавторстве с Этери Чаландзия, 2013.
  5. «Божественная литургия: к чему готовит нас таинство Крещения?», 2013.
  6. «Что я хочу от Бога», 2013.
  7. «Что я хочу от церкви: о христианстве и духовном потреблении», 2014.
  8. «Свеча — огонь любви. Как правильно поставить свечу?», 2015.
  9. «Мы с тобой одной крови», 2015.
  10. «Великий пост. Объяснение смысла, значения, содержания», 2016.
  11. «Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста: издание для народного пения с объяснениями протоиерея Алексея Уминского», 2017.
  12. Семейное кино, 2021.

Книжное издание «Тайна примирения» возникло из пастырских бесед настоятеля. В ней священник пишет, что Таинство исповеди может не совершиться, если у человека нет настоящего покаяния и твердой решимости бороться с грехами. Мы успокаиваемся после исповеди, ничего не меняем в своей жизни, а потом происходит «полный откат назад».

Покаяние и исповедь — об этом рассуждает священнослужитель в своем произведении, написанном для нашего времени.

Биография священнослужителя

Будущий священнослужитель родился в столице в 1960 г., в юные годы отличался любознательностью и любовью к учебе. Родители Алексия не верили в Бога, отец трудился инженером, а мать — школьным учителем. Они привили сыну понятия справедливости и правды, но редко поднимали вопросы религиозного характера. Юноша поступил в комсомольскую партию, являлся усердным активистом, не пропускал собраний.

Протоиерей Алексий Уминский

Изменения в его мировоззрении начались после того, как его приняли в педагогический институт на факультет иностранного языка:

  • В высшем учебном заведении Алексея прельстила свободолюбивая манера поведения студентов. Здесь молодой человек познакомился с культурой хиппи, расцвет которой произошел в 70-е годы XX столетия. А. Уминский отпустил длинные волосы и одевался в джинсовую одежду, посещал автостопом российские города, иногда имел дело с милицией.
  • В институте он обрел друзей, почитавших законы христианства. Алексей познакомился с Евангелием и другой православной литературой, это помогло молодому человеку обрести веру в Бога. В возрасте 19 лет он прошел обряд Крещения. После окончания педагогического института будущий священнослужитель с большим желанием 8 лет проработал в должности учителя французского.
  • В 1988 г. А. Уминский ощутил желание пойти по иноческому пути после того, как побывал на проповеди отца Иоанна. Через два года его возвели в сан диакона, а после нескольких месяцев службы в одной из церквей города Клина он был рукоположен в священнослужителя.
  • А. Уминский вспоминает, что для Отечества этот период оказался тяжелым, новоявленного батюшку зачастую шокировало то, что говорили на исповедях миряне о грехах. Он рекомендует молодым клирикам в первые месяцы службы не давать конкретных советов, а пытаться слышать просьбу, молиться за прихожан и проявлять сочувствие.
  • В 1993 г. А. Уминский перешел на службу во Владимирский храм Москвы. Вскоре батюшка получил должность управляющего духовной гимназии. В 1994 г. отца Алексея назначили настоятелем Троицкого собор в Хохлах, где он служит по настоящее время. Священник проявлял активное участие в деле возвращения этого церковного здания РПЦ. В 2002 г. батюшка получил сан протоиерея.

На заметку! В начале 90-х родители Алексия также приобщились к традициям христианства, сын лично обвенчал отца и мать. А. Уминский служит на правах белого духовенства, что позволяет ему вступать в бракосочетание. Со своей женой он познакомился в те времена, когда работал учителем в школе. Супруги родили двух сыновей, к сожалению, старший погиб в юном возрасте. Семья живет в скромной квартире в обыкновенной многоэтажке.

Это интересно: Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь в Пермском крае

Восстание протоиерея против церковных таинств


Уже давно отец Алексий начал выступать за то, чтобы в Русской Православной Церкви взяли пример с Элладской Православной Церкви и разрешили причащаться без предварительной исповеди. Как будто обязательность исповеди перед причастием — это не благо, а наказание для нас. Иеромонах Василий (Росляков), убитый в Оптиной пустыни в 1993 году, по молитвам которого сейчас совершаются чудеса, не считал участие в таинстве покаяния тяжкой и бессмысленной повинностью, и исповедовался каждый день даже тогда, когда уже был в сане священника. А теперь протоиерей Алексий Уминский уже настолько осмелел, что заявил на встрече с молодежью, о которой во всех подробностях рассказали в статье модернистского портала «Православие и мир», что таинство покаяния (исповедь) — это вообще сомнительное таинство. Из соответствующей статьи «Правмира» выяснилось, что отец Алексий не сомневается только в трех таинствах — таинстве крещения, таинстве священства (которое он при этом смешивает с таинством миропомазания) и таинстве причастия. Это просто нонсенс, что священник, не запрещенный в служении, идет против православного Катехизиса, которым признается наличие семи таинств.

Сначала этот известный модернист подробно рассказал молодежи, почему таинство покаяния и таинство брака сомнительны. Например, отец Алексий заявил: «А таинство покаяния только у христиан существует? А царь пророк Давид в Ветхом Завете 50-й псалом оставил, который является образом покаяния». При этом почему-то он не сообщил, что пророк Давид даже несмотря на этот псалом после смерти ушел в ад, где его Христос и встретил после Своей крестной смерти, а затем уже отправил в рай, тогда как люди, чьи грехи снимаются с души во время исповеди, после своей кончины отправляются в Царство Небесное.

А затем отец Алексий сказал: «И поэтому я бы хотел сосредоточиться на трех таинствах, которые, без сомнения, являются таковыми, потому что они по-настоящему меняют человеческую жизнь и приобщают человека к Богу. Таинство крещения — это таинство, которое делает человека христианином. Таинство рукоположения, хиротонии, которое является таинством миропомазания первым. Потому что миропомазание как образ хиротонии появилось достаточно поздно, а изначально Дары Святого Духа подавались апостолами через рукоположение. Миропомазание по смыслу ничем не отличается от рукоположения. И таинство Евхаристии».

Тут, конечно, не содержится прямых фраз о том, что я, дескать, презираю четыре таинства из семи, а два таинства смешиваю в одно. Но в этом нет ничего удивительного. Еретики всех веков отличались лживостью и изворотливостью. Архимандрит Рафаил (Карелин) так говорит о повадках современных нам еретиков-модернистов: «Модернисты, высказывая свои мысли, стараются не раскрывать их до конца, чтобы не выдавать свою антиправославную сущность. Поэтому у модернистов чувствуется отрывочность и незаконченность концептуальных взглядов».

При этом следует вспомнить, что протестанты отвергают все таинства кроме таинства крещения. Так что протоиерей Алексий Уминский идет в этом вопросе по стопам еретиков-протестантов.

политика

В школьные годы был очень активным комсомольцем: «Видимо открылись какие-то организаторские способности, я продвинулся по комсомольской линии, был председателем комсомольского штаба Перовского района, и даже имел награды от ЦК ВЛКСМ».

Представитель либеральной политики, участие в которой считает обязательной для Церкви.

В декабре 2010 года подписал письмо в поддержку М. Ходорковского, где процесс над олигархом именуется «судилищем, которое навлекло несмываемый позор на отечественную судебную и правоохранительную системы».

В декабре 2010 года обвинил Церковь в молчании по политическим вопросам: «Мне кажется, что сейчас настал очень активный период в жизни церкви, когда она обязана вмешиваться, обязана возвышать свой голос, обязана требовать от государства конкретных решений по разным вопросам… Конечно, государству выгодна молчащая церковь, которая только строит храмы, открывает приходы, которая занимается только тихой благотворительностью и низовой миссией. Это все очень миленько, приятненько, потому что это никак не влияет ни на политику, ни на экономику, ни на что».

О. Алексий Уминский признает: «Нам пора высказывать свои позиции. В этом нет ничего политического, демонстративного, чего-то такого, что могло бы смутить наши души». Но в том-то и дело, что этот акт, как его описывает о. А. У.: «влиять на политику и на экономику»,- будет политическим по существу. Не во власти Церкви менять смысл понятий и называть политическое неполитическим.

Для о. А. Уминского вмешательство Церкви в политику — это ее религиозный долг. Он поясняет: «Церковь все-таки своей миссией распространяется на все человечество. А в России наша Поместная Церковь распространяется на всю нашу страну. Мы должны всех наших людей постараться привести ко Христу… У многих создается впечатление, что церковь не для них, а для каких-то других людей — чокнутых, несчастных, то есть церковь — это общество иных людей. Они и церковь — совершенно разные миры

Важно, чтобы эти люди сегодня поняли и услышали, что каждый из них церкви дорог и нужен, и каждому из них в тяжелую минуту церковь протягивает руку без вопроса, станешь ты верующим или не станешь»

По этому учению, мирское попечение о неверующих объявляется религиозным долгом, поскольку Церковь распространяется не только на верующих, а на «весь мир», «всех людей». Церковь и светское массовое общество не принадлежат более к различным мирам, а христиане — такие же люди, как и все прочие.

Тем самым о.А.У. лишает деятельность Церкви религиозного содержания

Для него, как он пишет, не важно, станет ли человек верующим или нет: «Каждому в тяжелую минуту церковь протягивает руку без вопроса, станешь ты верующим или не станешь». Это выглядит парадоксом, но именно такова абсурдная и противоречивая логика политического воззрения на мир

Чтобы влиять на окружающий мир, надо участвовать в политике, а участвуя в гностической политике, христианин растворяется в общественном монолите, внутри которого ничего нельзя сделать иначе, чем через принятие гностических воззрений и отречение от религиозной сущности человека.

В 2021 году подписал «Открытое письмо священников в защиту заключенных по „московскому делу“».

В 2021 г. подписал «Письмо священников и мирян к христианам Беларуси».

Социальная и церковная деятельность

Отец Алексей проповедует евангельское знание простым и доступным народу языком, подкрепляя сказанное доводами понятными примерами.

В его проповеди о почитании отечественных новомучеников протоиерей отмечает, что в народном уме изменился способ восхваления святых людей: отныне миряне упускают самое важное и очаровываются второстепенным. А. Уминский недоумевает, когда видит обращение к иконам как к простым лекарственным и психотерапевтическим средствам, которые только исцеляют конкретный недуг

Однако священный образ не приносит пользы, если человек не трудится над собой при помощи молитвы и не идет по пути самопожертвования.

Отец Алексей является частым гостем телевизионных передач. В программе «Православная энциклопедия» он ведет диалог с уважаемыми людьми на тему религии, культурного феномена и истории. В 2011 г. протоиерей участвовал в российском документальном фильме, где реконструировались события, описанные в Библии.
Священнослужитель работает в редакции журнала под названием «Альфа и Омега». Батюшка написал множество литературных трудов о вере, церковной деятельности. В своем главном литературном труде «Основы духовной жизни» А. Уминский рассматривает вопросы совести, страха перед волей Творца, молитв, смирения и т.д. Протоиерей пишет статьи на педагогическую тематику, где проводит сравнение государственной системы образования и духовной.

Отец Алексей служит настоятелем в Троицком соборе, расположенном в Хохлах, ведет писательскую и миссионерскую деятельность, появляется на телевидении и радио. Протоиерей создал множество полезной литературы, где изложил свои взгляды на вопросы веры, христианства и современного мира. Батюшка проповедует простым языком, является открытым и откровенным человеком.

На заметку! Протоиерей нередко выступает перед простым народом в качестве религиозного просветителя. Его проповеднический подход рассматривает различные аспекты настоящего времени. Он проявляет перед слушателями христианское добродушие и аскетическую строгость.

Отец Алексей не стесняется отвечать даже на самые трудные политические вопросы, четко формулируя собственный взгляд на проблематику. Протоиерей свободно рассуждает о событиях, происходящих в мире, всегда особо подчеркивает колоссальный авторитет РПЦ на территории Отечества.

Проповедь протоиерея Алексия Уминского

Дело священника — свидетельствовать о Христе

Чудным образом пришел Алексий Уминский к священству. Будучи 18 летним, во время паломнической поездки в Псково-Печерский монастырь он на службе услыхал проповедь отца Иоанна (Крестьянкина).

Несмотря на свою известность, отец Иоанн серьезно и ответственно подходил к своему послушанию и готовился к проповедям очень тщательно. Слова, которые прозвучали во время проповеди, внезапно обозначили для юноши цель и смысл его жизни.

Отец Иоанн говорил, что дело священника — свидетельство о Христе.

Эта цель, как вспоминает Алексий Уминский, звучала так отчётливо и в уме и в сердце, что у него не осталось сомнений — он непременно станет священником. Алексий поделился этими мыслями со своим духовником, на что тот ответил, что такого решения ждал от него уже давно.

Вот так, чудесным образом, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) благословил Алексея Уминского на священство.


Во время исповеди священник подобен строгому, но любящему отцу. Ведь речь идет о Спасении и Жизни Вечной его духовных чад

Отец Алексий был в мае 1990 года рукоположен, и определен служить диаконом в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клин. В этом же году, в сентябре, его рукополагают в священники, и следующие три года он служит настоятелем Успенского собора города Каширы.

Свое служение в Кашире батюшка вспоминает как время, которое стало для него не простым испытанием.

В тоже время отец Алексий признателен своим прихожанам. Они заложили в его душе наиглавнейшее для священника качество — любовь к людям.

Главное чего ждут прихожане от своего священника это понимания и сострадания.

Далее следует перевод в Москву. С 1993 по настоящее время отец Алексий Уминский несет служение настоятелем церкви Живоначальной Троицы в Хохлах. Кроме этого батюшка шесть лет возглавлял Свято-Владимирскую православную гимназию, даже сегодня, уже покинув свой пост, он остается ее духовником и преподавателем Закона Божия.

Путь священничества

К нему Алексей Уминский пришёл удивительным образом. Однажды в 18 лет, оказавшись на службе в Псково-Печерском монастыре, услышал проповедь Иоанна Крестьянкина. Следует заметить, что отец Иоанн всегда очень трепетно относился к этой своей обязанности и готовился очень прилежно. Слова, прозвучавшие на проповеди, вдруг открыли для молодого человека цель его жизни. Она, по словам самого Алексея Уминского, прозвучала так отчётливо в голове и в сердце, что сомнений не оставалось – он должен быть священником. Удивительным образом на признание будущего отца Алексея отреагировал его духовный отец, сказав, что давно ждал от него этого решения.

Восхождение на этот непростой путь начиналось непросто, поскольку Алексей Уминский в то время не имел ни соответствующего образования, ни опыта. Однако было огромное желание и благословение.

Получение опыта

На пути к служению Богу Алексею пришлось преодолеть ряд препятствий. Он получил духовное образование. Сложнее было набрать необходимый опыт. В этом ему помогло изучение трудов отцов церкви и огромное желание стать священником православной церкви. Алексей был удивлен, когда, придя к своему духовнику и высказав желание стать священником Русской православной церкви, он услышал, что тот уже давно ждал этого решения.

Первым городом, куда был направлен молодой священник с женой и маленьким ребенком, стала подмосковная Кашира. В городе в этот период была непростая криминальная ситуация, люди боялись вечером ходить по улицам. Неоднозначно назначение отца Алексея было воспринято его женой. Пребывание в городе растянулось на целых три года. Именно в этот период отец Алексей сформировался как священник. Он научился такому качеству, незаменимому для человека, посвятившего жизнь служению Богу, как любовь к людям. Отец Алексей утверждает, что именно с понимания и сочувствия начинается взаимодействие с прихожанами. Годы работы в Кашире стали для отца Алексея периодом дальнейшего духовного и профессионального становления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector