Старые церкви в армении

Содержание:

Арагацотнская область

  • Монастырь Тегер, XIII век — с. Техер
  • Церковь св. Иоанна, X век — с. Бюракан
  • Церковь Ваграмашен, XI век
  • Церковь Кармравор, VII век
  • Церковь Святого Креста, IV век — г. Апаран
  • Церковь Артаваздик, VII—XIII вв — с. Бюракан
  • Усыпальница армянских царей IV век — с. Ахдзк (старое название-с. Дзорап)
  • Церковь св. Степаноса, VII век — с. Кош
  • Хачкар, 1175 года — с. Кош
  • Часовня, X век — с. Кош
  • Надгробный памятник, XII—XIII века — с. Кош
  • Каравансарай, XII—XIV вв — с. Аруч
  • Аручаванк, VII век — с. Аруч
  • Церковь VII века — с. Арташаван
  • Сагмосаванк, XIII век — с. Сахмосаван
  • Ованаванк, V—XIII вв — с. Оганаван
  • Памятники Аштарака, VII—XIII вв — г. Аштарак
  • Церковь Манканоц, VII века — с. Ошакан
  • Часовня, XII век — с. Ошакан
  • Мост, 1706 года — с. Ошакан
  • Церковь, V в. — с. Дерек
  • Касахская базилика, V в. — г. Апаран
  • Церковь, VII в. — с. Лусагюх
  • Аствацнкал, XIII в. — с. Артаван
  • Часовня, XIII в. -с. Артаван
  • Церковь, IX—X вв. — с. Заринджа
  • Церковь Катогике, VII в. — г. Талин
  • Церковь Богородицы, VII в. — г. Талин
  • Церковь св. Иоанна, VII в. — с. Мастара
  • Церковь, VII в. — с. Гарнаовит
  • Церковь, VII в. — с. Иринд
  • Церковь, V в. — с. Ашнак
  • Церковь Христафора, VII—XIII вв. — г. Талин
  • Памятники (крепость, церковь), IX—XIII вв. — г. Талин
  • Церковь Св. Григория, XII век, г. Талин

История Армянской церкви в России

В России первая христианская армянская епархия образовалась в 1717 г. Центр ее располагался в Астрахани. Этому способствовали дружественные отношения, сложившиеся между Россией и Арменией в то время. В эту епархию вошли все существующие тогда христианские армянские церкви страны. Первым ее предводителем стал архиепископ Галатаци.

Собственно Армянская Апостольская церковь была учреждена в России через несколько десятилетий после этого, в эпоху правления Екатерины Второй – в 1773 г. Ее основателем стал Католикос Симеон Первый Ереванци.

В 1809 году указом императора Александра Первого была основана Армянская епархия Бессарабии. Именно эта церковная организация контролировала территории, отвоеванные у турков в Балканской войне. Центром новой епархии стал город Яссы. После того как по Бухарестскому мирному договору Яссы оказались за пределами Российской Империи, он был перенесен в Кишинев. В 1830 году Николай Первый отделил от астраханской московские, санкт-петербургские, новороссийские и бессарабские церкви, образовав еще одну армянскую епархию.

К 1842 году в России уже было построено и открыто 36 приходских, кафедральных и кладбищенских церквей. Большая их часть принадлежала Астраханской епархии (23). В 1895 году ее центр был перенесен в город Новая Нахичевань. К концу 19 века были объединены также среднеазиатские армянские общины. В результате образовались еще две епархии – Бакинская и Туркестанская. В это же время центром Астраханской епархии становится город Армавир.

Монастыри Армении — Нораванк

В паре километров от стен Нораванка мы ночевали в палатке. И утром, пока туристы не заполонили своими машинами парковку перед монастырем, пошли выяснять, чем же интересна эта обитель Армении. Оказалось, очень интересное место.

Во-первых, очень оригинальное архитектурное решение – главная церковь монастыря двухэтажная и входы на этажи отдельные. Забраться на второй этаж – тот еще аттракцион. Ступени узкие, перил нет и в помине. Забраться нужно. И набраться смелости, чтобы спуститься вниз. Это намного сложнее и страшнее, чем ползти вверх. Я сползала долго. Какой-то половозрелый крымчанин – еще дольше.

Вторая оригинальность Нораванка – ротонда. И в одной церкви за все время поездки по Армении мы ротонд не встречали. Прямо перед входом в церковь – пазл из могильных плит. Есть и хачкары, куда ж без них?…

Нораванк был построен в XII-XIV веках в ущелье. Скалы красноватого цвета и сейчас окружают монастырь. На территории монастыря три постройки – церкви Сурб Карапет (Сурб Карапет = Святой Иоанн), Сурб Аствацацин (Святая Богоматерь) и часовня Сурб Григор (Святой Григорий). Ротонда и лестница украшают церковь Святой Богородицы, построенной в 1339 году и считающейся шедевром творчества армянского скульптора Момика.

Википедия:

«Знаменитый мастер Момик влюбился в красавицу-дочь одного из сюникских князей. И девушка полюбила Момика. Встревоженный князь вызвал к себе мастера и объявил: «Отдам тебе дочку в жёны, только если ты один, без чужой помощи, за три года построишь для меня красивый монастырь». Момик принял условие и приступил к работе. Прошло неполных три года и Момик возвёл невиданной красоты монастырь. Работы осталось самая малость. Узнав про это, князь подослал своего слугу к Момику. Исполняя княжеский приказ, тот прокрался на купол нового монастыря и столкнул мастера с большой высоты. И последний обтёсанный Момиком камень — стал его надгробием. Однако легенда скорее всего является вымыслом. Первые известные работы Момика датируются 1283 годом (миниатюры в сборнике молитв), а последняя (Нораванк) — 1339 годом. Соответственно стаж у Момика был как минимум 56 лет и прожил он более 70 лет. Конечно, любви все возрасты покорны, но все же маловероятно, чтобы князь пообещал выдать дочь за старика»

Не совру, если скажу, что Нораванк – самый удивительный монастырь Армении. Он затмил даже больший по размерам Татев. Ставим ✮✮✮✮✮. От Еревана до Нораванка – 122 километра. Координаты:N 39° 41.133′ E 45° 13.948′

Если вы собираетесь в Армению, то перед поездкой советуем прочитать:

Монастыри Армении – Агарцин

Монастырь Агарцин случился на нашем пути перед заездом в Дилижан. «Агарцин» переводится как «игра орлов». Это целый комплекс построек 10-13 веков. Наше мнение – очень туристическое место, на территории монастыря даже организован музей. Но красиво очень. И сам монастырь красив, и местность окружающая вполне достойна. Заезжать советуем.

Монастырь Агарцин стоит в так называемом Дилижанском заповеднике. Дорога к нему – исключительной красоты асфальтированный серпантин, проезжабельный на любой машине (так как место это в Армении крайне популярное).

В монастыре сохранились четыре основные постройки:

  • Сурб Аствацацин (Храм Святой Богородицы) 11 века, самая крупная постройка монастыря;
  • Сурб Григор (церковь Святого Григория), 10 век, самая древняя постройка;
  • Сурб Степанос (церковь Святого Стефана), 13 век, самая маленькая постройка;
  • Есть еще трапезная, датируемая 13 веком.

Когда-то, не так давно, на территории Агарцина росло огромное дерево, возраст которого насчитывал более 700 лет. Но после удара молнии от дерева остался лишь кусок ствола. Жаль.

Координаты монастыря: N 40° 48.119′ E 44° 53.410′. Месту ставим ✮✮✮✮✮ и всем советуем.

Монастыри Армении — Севанаванк

Второе название Севанаванка – Черный монастырь. Вот где толпы туристов – так это здесь. Особенно в выходной день или в хорошую погоду. Монастырь стоит на берегу Севана и, естественно, является обязательным пунктом остановки у всех туристических автобусов. И еще вам в камеру будут постоянно попадать невесты и женихи – свадьбы в Севанаванке играются одна за другой.

Когда-то это место было островом (сейчас – полуостров), на который в 8 веке прибыли несколько монахов. Монахи поставили часовню и основали монастырь. В средние века здесь было много строений – гостевые дома, трапезная, склады и даже типография. Сейчас сохранились две церкви – Сурб Аракелоц и Сурб Астватсамайр и изрядное количество остатков фундаментов.

Месту ставим ✮✮✮✮, и заезжать советуем лишь в том случае, если ваша цель – посмотреть в Армении как можно больше достопримечательностей из путеводителей. И сувениров купить — тут их море. Хотя, если вам повезет не попасть в час-пик (как повезло нам), то место интересное. Координаты: N 40° 33.851′ E 45° 0.639′

Если вы успели проголодаться, то на парковке у монастыря можно и перекусить. Но кафе (палатки с рекламой Пепси) самые обычные, приготовление еды поставлено на поток. Советуем отъехать по берегу Севана немного дальше и поесть в другом месте.

Нораванк

Меня невероятно впечатлила дорога к монастырю Нораванк: она идет по ущелью, между вздымающихся с обеих сторон горных склонов. Разноцветные камни – от серого до ярко-красного, ярко-зеленая сочная земень местами, желтый мох, снежные вершины в отдалении – даже на фоне весенней прохладной погоды все выглядело так звонко, ярко.

Да и сам монастырь, примостившийся на боку горы, с дороги выглядит отлично.

Именно Нораванк стал моим любимым монастырем на этот раз. За гораздо большее изящество конструкции по сравнению с другими монастырями, за обилие цветущих вишен, фрезий, нарциссов;

за возможность выйти за стену и пойти себе гулять в горы,

откуда с тропы можно посмотреть на Нораванк с высоты – совсем иначе выглядит все вокруг.

Для многих самое примечательное в Нораванке – вот эта узенькая консольная лестница, по которой можно добраться до второго этажа и спуститься, замолив таким образом все свои грехи.

Народ, кстати, с удовольствием этот аттракцион проделывает. Высокая вероятность сверзнуться со скользких из-за дождливой погоды ступеней никого не останавливала. Можете себе, кстати, представить нечто подобное где-нибудь в Европе? Все давно огорожено ленточками, загородочками и табличками «по лестницам не лазить!».

Что еще посмотреть? Традиционные хачкары справа от входа в монастырь,

изображения типичных армянских крестов на стенах монастыря снаружи,

каменные надгробные плиты внутри церкви – на них можно наступать, да.

Монастырь датируется 13–14 веками, монастырские стены – 17–18 веками.

Находится тут.
Вход бесплатно.

С чем объединить посещение:
С посещением виноделен в Арени. Можно прокатиться одним днем из Еревана, можно приехать вечером в Арени, отведать местного вина и переночевать в гостях у местных жителей, как сделали мы, а с утра наведаться в Нораванк пораньше, пока тургруппы из Еревана не подъехали – т.е. где-то до 11 утра. Тогда впечатлений от посещения будет точно больше.

Христианство Армении: особенности Армянской апостольской церкви

Армянская Апостольская Церковь называет себя истинно христианской, принявшей веру от Иерусалимской и Византийской Церквей. Однако, сохранить христианское вероисповедание в первозданном виде армянской церкви не удалось. В 506 году Армянская церковь официально отделилась от Византийской, что кардинальным образом повлияло на историю страны, её политическую и общественную деятельность.

Литургические особенности Армянской Апостольской Церкови:

  • Для причащения используется опресночный хлеб, а вино не растворяется водой;
  • Литургия осуществляется по воскресеньям и по особым случаям;
  • Миропомазание совершается сразу после крещения;
  • Таинство соборования проводится только над священнослужителями и сразу после смерти.

Место армянской церкви в христианском мире

Армянская диаспора считается весьма многочисленной в христианском мире. Епархии ААЦ расположены на всех континентах, а количество зависит от числа верующих в отдельно взятой стране. К примеру, на территории Африки ААЦ представлена лишь одной епархией, в то время, как в Европе их больше десяти. В России обоснованы Ново-Нахичеванская и Епархия Юга России. Современная Православная церковь России поддерживает дружеские отношения с Армянской Апостольской Церковью. Но евхаристического диалога ААЦ и РПЦ все же не имеют. А это подразумевает под собой невозможность православному человеку молиться в армянском христианском храме.

Армянский обряд в церкви

Одним из важнейших обрядов, характерным только для армянского христианства, является Матах, или приношение в благодарность к Богу. Смысл состоит в приношении милостыни бедным или больным людям. Любой желающий в качестве какой-либо просьбы или благодарения Бога может дать Матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся. Причём, родных или богатых людей приглашать на Матах запрещено.

Структура армянской церкви

Высшую ступень иерархической лестницы в ААЦ занимает Католикос. В его власти: благословение новых законов и новых праздников, освящение миро, основание новых епархий. Следующий церковный сан — это епископ, он обязан принять монашеский постриг и иметь учёную степень. Епископы возглавляют епархии.

Основное звено церковной жизни составляют священники. Они ответственны за духовное воспитание верующих, совершение богослужений и осуществление Таинств. Дьяконы и чтецы призваны оказывать помощь священникам.

Армянский церковный календарь

Так же, как и католики, последователи армянского христианства придерживаются григорианского летоисчисления. Большинство праздников армянского церковного календаря являются переходными, то есть отмечаются в определенный день недели. Соответственно, дата празднования меняется из года в год. Основой календарного цикла ААЦ является Пасха, или, по-армянски — Затик. День рождения Христа армяне отмечают, согласно христианского порядка — 6 января.

Уже много веков между Армянской Апостольской Церковью и русским православием нет церковного единства, но это не разрушает близость духовных идеалов и общую систему ценностей. Крупнейшая армянская диаспора в России имеет богатую историю, продолжающуюся уже более двухсот лет. В ряде крупных городов на юге России воздвигнуто множество армянских церквей. На территории РФ зарегистрированы 27 общин ААЦ, они входят в состав Ново-Нахичеванской и Российской епархии с центром в Москве. Армяне в России продолжают традиции Армении и относятся к Армянской Церкви.

Какое христианство в Армении — православное или католическое

Когда говорят об армянской церкви, предполагают её автономность и отличие как от православия, так и от католицизма. Исторически сложилось, что всё это — разные ветви христианства, поэтому есть ряд отличий в обрядах и вероучениях. Армянская относится к Древневосточным церквям или Дохалкидонским. Однако, в Армении проживают и православные христиане, и католики.

Справка: Армянский патриарх называется католикос, что означает высший соборный предстоятель, но к католицизму данный факт не имеет никакого отношения.

Религия армян — в чем отличие от православия

Православие признаёт все 7 Вселенских соборов. Армянская церковь — только три первых дохалкидонских вселенских собора:

  • В Никее в 325 году;
  • В Константинополе в 381 году;
  • В Эфесе в 431 году;

Главной особенностью армянской церкви, отличающей её от православной, является признание только лишь божественной сущности Иисуса Христа, тогда как православие признаёт обе сущности — божественную и человеческую.

Какие ещё догматические установки отличают армянскую церковь от православной?

  • В Армянской церкви на литургии используется пресная просфора Ншхар, а в Православной — квасная;
  • Крестное знамение армяне осуществляют слева направо, так же, как и католики, тогда как православные — справа налево;
  • На армянским кресте редко можно увидеть распятие Христа, зато там есть растительные элементы — ветви и листья, которые символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть;
  • В отличие от Православных, в армянских храмах нет иконостаса, и все священнодействия на алтаре совершаются на глазах молящихся, кроме служб на Страстной Седмице;
  • Все христианские праздники православные верующие отмечают согласно юлианского численника, а армяне — по григорианскому календарю. Соответственно, Рождество и Пасха наступают в разные дни;
  • В ААЦ 5 высших духовных степеней и санов. Католикос — это высший сан, далее идут епископ, священник, дьякон и чтец. В православии лишь 3 высших сана: епископ, пресвитер и дьякон;
  • Пост у армян начинается за 70 дней до Пасхи и длится 5 дней, он носит название Арачаворк.
  • В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется пробовать сыр и яйца по воскресеньям;

Основные отличия Армянской церкви от других ортодоксальных церквей

Религия армянского народа своеобразна, она словно бы находится в иной плоскости христианства. Армянская Апостольская Церковь близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно. Например, стены в армянских храмах украшают картин, а службу сопровождает орган. Все богослужения в ААЦ традиционно ведутся на древнеармянском языке — грабаре. В русской церкви литургическим языком является церковнославянский, а в католической — латинский и национальные церковные языки.

Армянские христиане не молятся перед иконами, в церквях находится лишь малое их количество. В своих домах верующие обращаются с молитвой к распятию Христа. в молитвенных словах и песнях в Армянской церкви превозносится лишь одно из лиц триединого Бога, в то время как в русской православной церкви славится вся Божественная Троица. Церковные праздники ААЦ проходят согласно григорианского календаря и, чаще всего, совпадают по датам с католическими.

Лайфхак: как я экономлю на страховке

Хорошую работающую страховку и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис Cherehapa — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать именно то, что лучше всего подходит вам:

P.S. Добавляйтесь в группы в и В контакте vk.com/allmyworld.ru, а также подписаться на обновления сайта по почте, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Хорошего вам отдыха в Армении! Ваш Роман Мироненко, 2015—2021.

Где находится и как доехать?

Сурб-Хач располагается в довольно живописном месте – он словно потерян в предгорном лиственном лесу. Возле него нет никаких жилых строений и автотрасс, местечко крайне уединенное и спокойное. Сюда не доходят никакие шумы города, слышны лишь трели птиц и церковная мелодия, доносящаяся из храма.

Обитель располагается в Кировском районе Старого Крыма, но это лишь общий адрес. Для того чтобы найти верную дорогу, нужна большая конкретика. Самым лучшим ориентиром можно назвать подножие Монастырской горы. Она располагается между известными крымскими курортами – Судаком и Феодосией.

Пешие путешественники обычно сходят на станции Старый Крым, после чего перемещаются вдоль трассы в западном направлении. В том месте, где она пересекается с улицей Ленина, следует свернуть в направлении горы и по самому первому переулку выйти из села (это примерно 700 метров). После перехода через небольшую речушку Чурук-Су следует пойти по дороге, которая и поднимает путников к историческому и духовному сокровищу всего армянского народа.

О том, как добраться до монастыря Сурб-Хач в Крыму, смотрите в следующем видео.

Курский священник отказался крестить ребенка

В чем различие между православием и армянским христианством? Русская православная церковь считает, что в Господе две природы — божественная и человеческая. Армянская апостольская церковь придерживается мнения, что в Боге только одна природа.

Может ли такое различие во взглядах стать яблоком раздора в споре двух православных церквей? Оказывается, не просто может, а является.

27 мая 2020 года куряне Арсен и Кристина приехали в Троицкий храм, чтобы договориться о крещении их сына, маленького Микаэля.

Крестной матерью ребенка должна была стать русская женщина, крестным отцом — армянин по имени Тигран Хачатрян.

Но отец Григорий отвел крестных родителей в сторону и сообщил, что армянин не может быть отцом по Богу в Русской православной церкви, потому что его самого крестили в Армении.

А раз его крестили в Армении, значит, он — еретик, как и все православные армяне. Не зная, что ответить, семья и священник договорились, что крестным отцом будет другой, крещенный в России человек.

Тогда Арсен с Кристиной и Микаэлем в сопровождении всех своих родственников и приглашенных поехали в храм Серафима Саровского, где маленький Микаэль без всяких проволочек и проблем был принят в лоно Русской православной церкви.

Такой случай — уже не первый в Курской области. Однако надо отметить, что в большинстве подобных ситуаций священники разрешают крещенным в Армении быть крестными родителями.

Так все-таки стоит ли считать представителей древнейшей христианской общины еретиками из-за отличного взгляда на природу Бога? Чтобы разобраться, родители ребенка обратились к руководителю Миссионерского отдела Курской епархии Тиграну Хачатряну. Кстати, полному тезке предполагаемого крестного отца Микаэля.

«На тему разделения церквей мне пришлось защищать кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургской академии. К большому сожалению, по канонам Православной церкви крестными ребенка не могут быть лица, крещенные в Армянской церкви.

Камнем преткновения в вопросе теологии между Русской церковью и Армянской стало такое понятие, как монофизитство. Именно так называется учение, сущность которого заключается в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Русская православная церковь.

За этим следует другое определение — евхаристическое общение. Этот термин означает, что двое священников могут совместно служить литургию, если их каноны и догматы совпадают.

Между РПЦ и Армянской церковью нет евхаристического общения, поэтому представителям Армении, принявшей православие почти на 700 лет раньше Руси, отказывают в праве быть крестными родителями на территории современной России.

Базилика Рождества Христова — христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Она находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви.

Одна из древнейших церквей, апологет православия, разрешает всем христианам мира молиться под одной крышей, не разделяя православных на «еретиков» и «правильных» верующих.

Настанет ли когда-нибудь такое же единение между Армянской и Русской православными церквями?

Главное отличие между ААЦ и Православной церковью

В 451 году по инициативе римского императора Маркиана проводился Халкидонский собор, на котором были приняты новые догмы христианства:

  • в Спасителе гармонично объединяются два начала – Божественное и человеческое;
  • монофизитство, признающее наличие у Христа только духовной сути, является еретическим направлением.

При проведении Халкидонского собора представители Армении отсутствовали, поэтому в дальнейшем они отказались принять новые постулаты и отделились от общей традиции. Уже на протяжении многих веков армяне придерживаются собственной точки зрения о природе Мессии. Они считают, что в период своего пребывания на земле Иисус Христос не имел такого же тела, как обычные люди, а сохранял свою Божественную суть.

Сегодня ААЦ является единственной структурой, придерживающейся древних религиозных догм. По этой причине ее рассматривают как уникальную, аналогов которой не существует во всем мире. ААЦ принято считать разновидностью дохалкидонских или древневосточных церквей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector