Они очень разные: чем отличаются армяне и азербайджанцы

Содержание:

Заслуги Фонда Гейдара Алиева в области религии

Между Фондом Гейдара Алиева и Святым престолом было подписано «Двустороннее соглашение о реставрации римских катакомб»

Фонд Гейдара Алиева, возглавляемый первой леди страны, послом доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО Мехрибан Алиевой, проводит большую работу по строительству и восстановлению мечетей, святилищ, христианских и иудаистских храмов. Фонд осуществляет весьма значительные проекты по сохранению и пропаганде азербайджанских мультикультуральных традиций. Эти проекты реализуют не замкнутое развитие Азербайджанского мультикультурализма в рамках одной страны, а его функционирование в мире в условиях религиозного и культурного разнообразия. В рамках успешно осуществляемого проекта «Адрес толерантности — Азербайджан», в мечетях, церквях, синагогах ведутся ремонтно-восстановительные работы. Наряду со строительством и восстановлением Фондом исламских храмов, введение в эксплуатацию в Баку Православной церкви и образовательного центра для еврейских детей, реставрация римских катакомб и церквей в регионах Франции, возведение в Астрахани памятника Святому князю Владимиру, создание образовательного центра «Хабад-Ор-Авнер» для проживающих в Баку еврейских детей, выставка в различных странах мира фотографий всемирно известного фотографа Реза Дегати, отражающих религиозную толерантность в нашей стране, служат именно расширению отношений дружбы и взаимного уважения различных народов и конфессий. Благодаря ещё одной услуге Фонда, Азербайджан попал в историю как первая мусульманская страна в мире, организовавшая выставку в Ватикане. А это может быть расценен как один из высочайших примеров всемирного мультикультурализма.

Какая вера у азербайджанского народа?

» Прочее »

Вопрос знатокам: какая вера у азербайджанцев?

Ислам является основной религией в Азербайджане. Абсолютное большинство населения Азербайджана принадлежит к шиитской ветви ислама (джафаритский мазхаб) , меньшинство — к суннитской (в основном ханафитский мазхаб) .

Приблизительно 85 % населения Азербайджана являются мусульманами-шиитами и 15 % мусульман-суннитов. В Азербайджане функционируют синагоги, иудаистские общины являются одними из самых активных и влиятельных религиозных объединений Азербайджана.

Посёлок Красная Слобода, расположенный в Губинском районе Азербайджана, является единственным местом компактного проживания евреев на всем постсоветском пространстве.

https://youtube.com/watch?v=ssNYFW5BFdA

Православие не сильно распространено в республике, но на данный момент в стране функционируют 6 православных храмов, 3 из которых находятся в Баку. Католичество в Азербайджане стало распространяться в начале XIV века. В мае 2002 года в жизни Католической Церкви в Азербайджане произошло знаменательное событие — Баку с официальным визитом посетил папа римский Иоанн Павел II. В Азербайджане существует 25 поместных общин ЕХБ, а также зороастрийские общины

Согласно действующей Конституции, Азербайджан является светским государством. В Азербайджанской Республике религия отделена от государства и представлена совокупностью различных религиозных течений и конфессий, распространенных среди этнических групп, населяющих страну и проживающих по всей территории Азербайджана. Большая часть населения Азербайджана исповедует шиитский ислам.

Шии́ты (от араб. شيعة‎‎ ; — «приверженцы, партия, фракция» ) — направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда.

Вера — это имя женское.Вера — ведаю ра, светлые знания. Именно, настоящие, полезные знания о мире.

В основном мусульмане, но есть и христиане . Как в Турции.

Здрасьте Мусульмане онЕ !!!

по корану каждый выбирает свою веру ни зависимо от национальности например любая русская девушка может принять как христианство так и ислам так же и другие от нации мало что зависит

Официально Азербайджан — светское государство, но большинство верующих граждан этой страны исповедуют ислам шиитского толка.

Верующие азербайджанцы — мусульмане (исповедуют ислам) , в основном шииты; сунниты главным образом на севере Азербайджана. На Севере Индии живёт обособленное азербайджаноязычное меньшинство (потомки переселенных из Азербайджана Шахом Аббасом азербайджанцев-немусульман) , исповедующее зороастризм.

Вместе с тем сохранялись многие древние общие верования и представления.

Среди них особое место принадлежало культу огня, являвшемуся пережитком зороастризма, сохранялись верования, связанные с культами солнца и луны, почитание могил, камней, деревьев, источников.

Показателен тот факт, что из всех праздников азербайджанцами наиболее почитаем праздник Новруз байрам – имеющих немусульманское, зороастрийское происхождение. В быту широко были распространены многочисленные обереги и амулеты. Более подробно см. здесь

Основная религия Азербайджана – ислам. Он распространен здесь со времен арабского нашествия в средние века. До этого предки азербайджанцев исповедовали языческие религии (огнепоклонство) , зороастризм, манихейство, христианство.

Не так давно, с падением советского режима в Азербайджане начался период исламского возрождения. Стали открываться мечети, религиозные институты. Большинство мусульман Азербайджана составляют приверженцы шиитского направления. Меньшая часть представлена суннитами.

Главный религиозный орган – Управление мусульман Кавказа.

христианство в Азербайджане до ислама

Ислам [ править ]

Внешнее видео
День Ашура в Азербайджане
Азербайджанский народ празднует Ид аль-Адха
Поминовение мухаррама в Баку

До недавнего времени ислам в Азербайджане был относительно номинальным. Хотя подавляющее большинство азербайджанцев идентифицировали себя как мусульмане, опросы в позднесоветскую и раннюю постсоветскую эпохи в целом показали, что менее четверти тех, кто считал себя мусульманами, «имели хотя бы базовое представление об основах ислама», согласно данным исследователи Эмиль Сулейманов и Майя Эрманн. Согласно опросу, проведенному в 2000 году, менее 7 процентов респондентов считали себя «твердо верующими», в то время как только 18 процентов признались в соблюдении салата (ритуальной молитвы, одного из столпов ислама). [ необходима цитата ]Таким образом, для многих азербайджанцев ислам имел тенденцию к более этнической / националистической идентичности, чем чисто религиозная.

По оценкам, четыре пятых мусульман в Азербайджане — это шииты из ветви двунадесятников . Остальные — сунниты, принадлежащие к ханафитской ветви и населяющие в основном северные и западные районы республики. Народный ислам широко практикуется, но существует мало свидетельств организованного суфийского движения. [ необходима цитата ]

После распада Советского Союза все религиозные организации впали в депрессию и раскололись на части, в то время как Религиозная организация мусульман Закавказья во главе с ахундом Аллахшукюра Пашазаде избрала Шейх-уль-ислам в 1980 году, усилив свою деятельность и попыталась распространить свое влияние на весь Кавказ. под названием Управление мусульман Кавказа. Меры по реализации этих попыток были предприняты на десятом съезде мусульман Кавказа, состоявшемся в Баку в 1998 году. Открытие представительств УМК в Грузии и Дагестане было одним из значительных шагов в этой области. [ необходима цитата ]

Председатель CMD обеспечивает последовательные контакты с исламскими организациями и умудряется установить тесные религиозные отношения с соседними мусульманскими странами. На сегодняшний день CMD удовлетворяет религиозные потребности исламских общин Азербайджана, наблюдает за надлежащим выполнением ритуалов (в соответствии с шариатом ), прогрессирует в обучении религиозных работников через Исламский университет Баку , основанный в 1991 году, и отвечает за все религиозные мероприятия. происходящие в стране. Факультет теологии Бакинского Государственного Университета был учебный ислам и богословских ученых с 1992 года [ править ]

За годы независимости в Азербайджане укрепилось поклонение святым, и наряду со старыми были созданы новые святые места. Бахайлизм создал собственное собрание и ежегодно расширялся. [ необходима цитата ]

Государственно-религиозные отношения регулируются Государственным комитетом Азербайджана по работе с религиозными объединениями, учрежденным указом президента Гейдара Алиева в 2001 году.

В последнее время часть азербайджанской молодежи все больше привлекает ислам. [ неудавшаяся проверка ] Кроме того, некоторые молодые женщины в Азербайджане решили одеться в исламскую одежду, несмотря на связанные с этим риски, включая упреки со стороны сотрудников университета за ношение хиджаба .

  • Мечеть Биби-Эйбат в Баку .

  • Новруз в Азербайджане .

Регулирование государственно-религиозных отношении и законодательная база[править | править код]

После обретения государственной независимости (18 октября 1991) в Азербайджане была обеспечена свобода совести и вероисповедания граждан, законодательные акты в этой области были приведены в соответствие с нормами международного права. В Конституцию, принятой в 1995 году, были включены пункты, регулирующие государственно — религиозные отношения и обеспечивающие свободу вероисповедания.

В соответствии со статьей 18 Конституции страны, «В Азербайджанской Республике религия отделена от государства. Все вероисповедания равны перед законом. Запрещаются распространение и пропаганда религий (религиозных течений), унижающих достоинство личности или противоречащих принципам человечности. Государственная система образования носит светский характер». Кроме того, в соответствии со статьей 48 Конституции, которая закрепляет свободу совести, «Каждый вправе свободно определять свое отношение к религии, исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять свои убеждения по отношению к религии. Совершение религиозных обрядов является свободным, если не нарушает общественный порядок или не противоречит общественной нравственности. Вероисповедание и религиозные убеждения не оправдывают правонарушения. Никто не может принуждаться к выражению (демонстрации) религиозного верования и убеждения, совершению религиозных обрядов или участию в них».

Азербайджанская Республика находится в числе правительств, подписавших Европейскую конвенцию «О защите прав человека и основных свобод». Согласно статье 9 о «Свободе мысли, совести и религии» этой Конвенции, «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц».

Принятый в 1992 году Закон «О свободе вероисповеданий» создает гарантии для осуществления свободы вероисповедания в Азербайджанской Республике в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики и международными договорами, участницей которых является Азербайджанская Республика, определяет статус религиозных образований, их права и обязанности, регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью религиозных образований.

В соответствии со статьей 1 главы 1 Закона «О свободе вероисповедания», «Каждый обладает правом исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии».

Согласно законодательству, граждане могут индивидуально или совместно с другими изучать богословие и получать религиозное образование на любом языке. На основании взаимного согласия, родители могут воспитывать детей в соответствии с собственными религиозными убеждениями и отношением к религии.

Помимо этого, Закон «О свободе вероисповедания» регулирует деятельность религиозных центров и управлений, религиозно — образовательных учреждений, определяет правила государственной регистрации и упразднения религиозных образований.

92,5% азербайджанцев — мусульмане

Кроме мусульман есть и представители других религий — православные, католики, протестанты, иудеи.

Какая вера в Азербайджане наиболее слабо распространена? По результатам общенационального социологического опроса о количестве и качестве верующих в Азербайджане, проведенного в 2004 году, азербайджанцы-мусульмане составляют 55,6%, мусульмане-шииты — 28,5%, мусульмане-сунниты — 8,4%, православные азербайджанцы — 2,1%, азербайджанцы христиане других конфессий — 0,8%, по 0,3% приходится на иудеев, нурчу и ваххабитов.

Меньше всего среди населения Азербайджана бахаистов, баптистов, а также хенефи и ибрагими — по 0,1% респондентов опроса. Всего опросили 1200 человек, это были совершеннолетние жители 12 городов и районов страны.

Непохожие языки

Речь армянина и азербайджанца просто отличить на слух. Армянский
язык относится к индоевропейской языковой семье, он очень древний, с примесью
слов, который остались от урартов. Он совершенно непонятен всем соседям, ничего
схожего среди других языков нет. По своему звучанию он немного напоминает
греческий.

Азербайджанский язык относится к алтайской группе. По мнению
большинства лингвистов, фактически он представляет собой диалект туркменского
языка. По звучанию он также схож с турецким. Более того, турки или туркмены вполне
смогут понять азербайджанца — многие слова в этих языках схожи.

1.3. Иудаизм – древняя религия с множеством последователей

1.3.1. История азербайджанского иудаизма насчитывает около 1300 лет.

Главный принцип иудаизма очень схож с основным догматом ислама – Бог един, и единственен. Бытует даже мнение, что ислам во многом скопировал основные положения иудейского вероучения. Не будем сейчас рассуждать, так это, или нет; просто отметим, что сходства между исламом и иудаизмом есть, и довольно значительные. Различий, несомненно, тоже много, даже сами объекты поклонения разные: в исламе – Аллах, в иудаизме – Яхве.

Принципы иудаизма:

Иудаизм – уникальное учение. Именно иудеи первые начали поклоняться Богу, как Личности.

  • Бог – живая, действующая Личность, проникающая во все дела человечества, и руководящая ими.
  • «Бог – совершенен. Он – есть абсолютное Совершенство во всех отношениях. Он Всемогущ, Всеведущ, Всевидящ».
  • «Бог дал людям Тору – совершенный Закон, который необходимо в точности соблюдать, чтобы наследовать вечную жизнь».

1.3.2. Иудеи Азербайджана — 16 тысяч жителей республики

Иудеи в Азербайджане делятся на три общества:

  • община горских евреев (субэтническая группа евреев, населяющих преимущественно северную часть Азербайджана),
  • европейские евреи (или евреи-ашкенази, как их ещё именуют)
  • грузинские евреи.

Удивительно, но даже в самые страшные для евреев времена, когда буквально весь мир проявлял антисемитские настроения, евреи Азербайджана жили в относительном спокойствии. Этот факт можно считать доказательством цитаты о «спокойной обстановке, способствующей религиозной терпимости и свободе вероисповедания», приведённой выше. И сегодня, как и всегда, евреи активно участвуют в общественно-политической, культурной и экономической жизни страны.

Вера Бахаи [ править ]

Вера Бахаи в Азербайджане пересекает сложную историю региональных изменений. До 1850 г. в Нахчыване были утверждены последователи предшествующей религии бабизма . К началу 20-го века община бахаи, ныне сосредоточенная в Баку , насчитывала около 2000 человек и несколько местных духовных собраний бахаи . Это способствовало благоприятному вниманию местных, региональных и международных лидеров мысли, а также давних ведущих деятелей религии. Однако в рамках официальной доктрины оГосударственный атеизм во время советской власти, община бахаи почти исчезла , хотя она была немедленно восстановлена ​​после того, как перестройка ослабила контроль над религиями. Община бахаи Азербайджана переизбрала свое Национальное духовное собрание в 1992 году. К 2007 году современное население бахаи Азербайджана, сосредоточенное в Баку, вернуло свой пик, который был до советского периода. , с около 2000 приверженцев, из которых более 80% были новообращенными. Однако община бахаи в Нахчыване, где впервые были основаны верующие азербайджанцы, подвергалась серьезным преследованиям и притеснениям еще в 2006 году . хотя это также может быть связано с пунктами 1–3 статьи 18 Конституции Азербайджана, подтверждающими, что все религии равны перед законом, но пропаганда религий, умаляющая человеческую личность и противоречащая принципам гуманизма, запрещена.

Религиозное разнообразие в Азербайджане

Азербайджан является многонациональной и многоконфессиональной страной. Так, в разные времена язычество, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и многие другие верования распространились в стране и оказали друг на друга взаимное влияние. К началу 2020-х годов многие исторически распространенные религии в Азербайджане продолжают свое существование, в то же время на территории страны свободно действуют и распространяются новые религиозные течения.

На территории Азербайджане действуют разные конфессии, однако среди них ислам занимает доминирующее положение. По приблизительным подсчётам 95 % населения Азербайджана составляют мусульмане, 5 % — представители других религий (иудаизм, христианство, бахаи, и тд.), атеисты и агностики. Примерно 85 % мусульман страны составляют представители шиитского направления, а 15 % — суннитского, при этом для большинства жителей страны мусульманская идентичность, как правило, основывается на культуре и этнической принадлежности, а не на религии. Традиционно села вокруг Баку и Ленкоранского района считаются оплотом шиизма. В некоторых северных районах Азербайджана проживают сунниты.

Из иных конфессий, в Азербайджане подавляющее большинство составляют представители русской православной церкви, а также различные христианские секты. В Азербайджане также имеются представители протестантских направлений — адвентисты, баптисты, пятидесятники, свидетели Иеговы.

Помимо молитвенных домов, в республике функционируют исламские, христианские и иудаистские образовательные учреждения, в том числе Бакинский исламский университет, факультет Религиоведения Бакинского государственного университета. На факультете Международных отношений Нахчыванского государственного университета студенты обучаются по специальности «религиоведения». Также функционируют 10 исламских колледжей, воскресные школы при православных церквях, библейские курсы протестантских общин, курсы иврита, религии и культуры евреев, и тому подобное.

Преступления на религиозной почве

Согласно докладу «Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью»(ЕКРН), в Азербайджане религиозная ненависть и нетерпимость в ряде случаев являлась мотивом преступлений на почве ненависти.

1.7. Секты и нетрадиционные общины страны огней.

1.7.1. Идолопоклонство

Древние народы, населявшие эти земли задолго до прихода Сасанидов с их зороастризмом, Византии с её христианством и Халифата с его исламом, были язычниками, или идолопоклонниками.

Первобытные племена, жившие на территории нынешнего Азербайджана, поклонялись многим богам, каждый из которых управлял определённой стихией. Силы природы настолько пугали первых людей, что было принято обожествлять их.

1.7.2. Манихейство

В период распространения христианства в мире появилась ещё одно учение, о котором стоит упомянуть. Речь идёт о манихействе. Религия возникла в третьем веке нашей эры в, уже упомянутом выше, государстве Сасанидов. Базировалось манихейство на специфическом понимании Библии, однако со временем впитало и элементы буддизма и зороастризма.

В Азербайджан его, как нетрудно догадаться, доставили Сасаниды.

Официальная религия жителей Армении

Армяне стали первым народом на земле, официально принявшим христианство в качестве государственной религии. Сегодня более 95% жителей этой страны являются членами ААЦ и исповедуют христианскую религию. В Конституции государства Армения указано, что население страны вправе выбирать религию, а также практиковать и менять свои религиозные убеждения, так что официальной религии принятой на государственном уровне в стране нет. Армения — светской государство.

Республика Армения

Страна занимает около 30 000 км² площади, граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. Национальная денежная единица — драм. Численность постоянного населения на конец 2021 года составляет около 3 миллионов человек.

Статистика о религиях в Армении

Согласно данным переписи населения, проведённом в 2011 году, религиозный состав населения в процентах следующий:

  • 95% населения принадлежит к ААЦ;
  • 1% — к протестантам;
  • 0,5% — к католикам;
  • 0,5% — православные;
  • 0,3% — езиды;
  • 0,25% — мусульмане;
  • 0,23% — иудаисты;
  • 0,2% — бахаисты;
  • 1,22% — атеисты;

Как видно из статистических данных, в Армении преобладает христианская религия, в основном в Армении проживают представители Армянской Апостольской Церкви.

Другие религии страны: религиозные меньшинства Армении

Среди ряда национальных меньшинств в стране наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции. Также имеется тенденция к сокращению доли и численности религиозных общин, не распространённых среди этнических армян.

Буддизм

В стране живёт несколько десятков буддистов, а в Ереване имеется небольшая буддистская община, состоящая из армянской интиллигенции. Армянские буддисты избегают публичности, предпочитая собрания на дому.

Езидизм

Езиды проживают к северо-западу Еревана, в селениях Арагацотна. В армянской провинции Армавир действует езидский храм «Зиарат».

Ислам

Эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы, живущие на территории Армении. Исламская община насчитывает несколько тысяч человек. В Ереване имеется действующая мечеть.

Язычество

Среди армян имеется и неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию. Свои обряды они регулярно проводят в храме Гарни.

Атеизм

Нерелигиозность, в том числе атеизм, не представлена в Армении в какой-либо институциональной форме. Однако, атеисты в стране есть, их около 1% населения.

Православные христиане в Армении

На территории страны сегодня действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии РПЦ в которых служат два священника и один диакон. Православная община насчитывает около 15 тысяч человек, туда входят русские, украинцы, греки, большая часть ассирийцев.

Свобода вероисповедания в Армении

Конституцией государства закреплено право его жителей на свободу вероисповедания. Также армяне имеют право практиковать или менять свои религиозные убеждения. Большинство же жителей армении считают национальной религией — христианство.

Армения и Азербайджан религия

Азербайджанцы представляли в Армении национальное меньшинство, которое было значительным последние два века, вплоть до этнополитического конфликта в Нагорном Карабахе. В ходе конфликта большинство азербайджанцев покинуло Армению. Религия большинства азербайджанцев — ислам, большинство армян — христиане, принадлежащие Армянской Апостольской Церкви.

Армяне и грузины — два главных христианских народа Кавказа, но отношения между ними неоднозначны. В Армении проживает несколько сотен грузин. Религия грузин — христианство, но они не прнадлежат ААЦ.

христианство

Лютеранский Церковь Спасителя в Баку.

Христиане, численность которых оценивается в 280 000–450 000 человек (3,1–4,8%) в основном русский и Грузинский Православный и Армянский Апостольский (почти все армяне проживают в районе Нагорного Карабаха). Также есть небольшой этнический азербайджанец Протестантский община, насчитывающая около 5000 человек, в основном мусульманского происхождения.

Восточная Православная Церковь

В Азербайджане также одиннадцать Молокан общины, связанные со старыми обрядами православия. В этих общинах нет церкви; их догмы закреплены в специальной книге ритуалов. Они выступают против церковной иерархии, которая имеет особую власть.

Церковь Святого Григория Просветителя

Церковь Святого Григория Просветителя (Азербайджанский: Müqəddəs Qriqori kilsəsi, Армянский: Սուրբ Գրիգոր Լուսաւորիչի Եկեղեցի) был построен в 1871 году. В 1869 году Бакинский военный губернатор Михаил Петрович Колюбакин выделил землю под строительство церкви по проекту Карла Гиппиуса, брата известного художника Отто Густавовича Гиппиуса (Евстафиевича) и архитектора Баку город и губернаторство. Первой работой Карла Гиппиуса была церковь Святого Карла в Таллинне, а второй — церковь Святого Григория Просветителя в Баку. Большую часть своей жизни он посвятил строительству церквей. В 1903 г. во дворе церкви были построены библиотека и школа. Он выжил благодаря советской государственной атеистической политике 1920-х и 1930-х годов, когда все армянские церкви в Баку, кроме одной, были разрушены. В 2002 году храм был передан Президентской библиотеке, которая находится неподалеку, и сейчас здесь находится ее архив.

Албано-Удинская Церковь

Примерно 6000 из 10000 человек Уди этническая община проживает в Азербайджане, в том числе 4400 человек, проживающих в Nij поселок, Габалинский район.

католическая церковь

Есть крошечный Католик община в Баку и окрестностях, насчитывающая менее тысячи членов.

Министр иностранных дел Ватикана Джованни Лайоло посетил Баку 19 мая 2006 г. В ходе визита, продлившегося до 25 мая, он встретился с Президентом Ильхам Алиев и председатель канцелярии Кавказа, Шейх Аллахшукюр Пашазада обсудить связи между Азербайджаном и Ватикан.

Джованни Лайоло сделал следующие заявления: «Мы удовлетворены уровнем дружеских связей между Азербайджаном и Ватиканом». «Азербайджан действительно является местом слияния религий и культур. Мы высоко ценим существующую здесь толерантность. И мы очень рады интенсивному развитию Азербайджана. Ватикан заинтересован в расширении отношений с Азербайджаном, и цель моего визита в Баку состоит в в проведении обмена мнениями о дальнейшем развитии наших связей ».

Католическая церковь в Баку была снесена в сталинские времена, но в сентябре 2005 года начали строить новую, а летом 2007 года открыли ее.

Государственный комитет по работе с религиозными образованиями[править | править код]

Логотип Государственный комитет по работе с религиозными организациями Азербайджана

Государственный комитет по работе с религиозными образованиями является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий в Азербайджанской Республике осуществление государственной политики в сфере религии. Государственный комитет был создан 21 июня 2001 года. В соответствии со статьей 48 Конституции Азербайджанской Республики, главными задачами комитета являются создание благоприятных условий для осуществления свободы вероисповедания, обеспечение контроля над соблюдением законодательных актов, связанных со свободой вероисповедания и государственная регистрация религиозных образований.

Традиционные угощения

На пороге дома азербайджанской семьи следует оставить обувь и следовать всем указаниям хозяина. Первыми на стол подаются стаканы, из которых принято пить чай. Своеобразным символом азербайджанского стола стали стаканы “Армуду”, которые по своей форме напоминают фигуру восточной женщины.

Правда, в переводе с местного языка их название значит “груша”, что, хочу заметить, соответствует внешнему виду посуды. Из-за оригинальной формы чай в стаканах достаточно быстро охлаждается, однако долгое время остаётся свежим.

“Армуду” – неотъемлемая часть азербайджанского чаепития, у которого есть свои принципы и особенности. Кстати, чай азербайджанцы предлагают всем, подчёркивая своё уважительное отношение к человеку. Исключением станет только враг, которого не желают видеть в своём доме.

За чаем следуют вторые блюда, которые также следует есть по-особенному. Например, брать что-либо левой рукой не позволяется (эта рука у мусульман считается “нечистой”). А вот рис и ряд других схожих блюд вполне можно есть, набирая в щепотку (без столового прибора) или с помощью кусочка хлеба.

Чай в Азербайджанских чашках армуду

Азербайджанские традиции гостеприимства

Какие бы события не происходили в доме у азербайджанской семьи, все уходит на задний план, если в доме появляется гость. Принимают его здесь с искренним радушием и всегда с настоящим размахом. При этом отказ от приглашения в гости не принят обществом, здесь он может быть принят как оскорбление. Но если человек, которого пригласили в гости, по каким-то причинам не может этого сделать, он может договориться с хозяином дома, чтобы перенести визит на другое время.

Переступив порог азербайджанского дома, нужно, прежде всего, снять обувь, какой бы она ни была. Далее принято следовать указанием хозяина. Обычно следует обмен небольшими подарками, поэтому приходящий в гости обычно имеет при себе какие-то мелкие сувениры. Отказываться от подарков нельзя.

Хозяйка и другие присутствующие женщины накрывают стол яствами, но сами при этом могут отказаться принять участие в трапезе. Настаивать на этом не принято, более того, нельзя уделять слишком много внимания женской половине дома, это будет принято неодобрительно.

Зарубежных гостей может удивить то, что сначала к столу может быть подан чай. Это не следует расценивать, как намек на краткость трапезы, дело в том, что чаепитие в стране давно вышло за привычные гастрономические рамки и стало символом гостеприимства. Однако в больших городах этот обычай, особенно по отношению к иностранцам, может и не соблюдаться.

После чаепития подходит время подачи горячих блюд, свежей зелени и различных овощей, а под конец трапезы на стол подаются фрукты и сладости. Многие блюда из тех, что в Европе едят с помощью приборов, в Азербайджане принято есть руками, например, рис. Его просто берут щепоткой. Продолжительность обеда с гостями доходит до трех часов и более.

Различие

Тем не менее, о родстве православной и армянской церквей говорить не имеет смысла. Стоит хотя бы вспомнить тот факт, что православная церковь в наше время очень неоднородна во внутренней структуре. Так очень авторитетными, практически независимыми от Вселенского Патриарха (формальный глава православной церкви), является Русская православная, Иерусалимская, Антиохийская, Украинская церкви.

Армянская апостольская же церковь является единой, даже несмотря на наличие автокефальной армянской церкви, ведь она признает покровительства над собой главы апостольской церкви.

Отсюда сразу можно перейти к вопросу о руководстве этих двух церквей. Так главой православной церкви является Константинопольский патриарх, а армянской апостольской — Верховный Патриарх и Католикос всех армян.

Наличие абсолютно разных титулов у глав церкви свидетельствует о том, что это совершенно разные институты.

Нельзя не отметить различие традиционной архитектуры этих двух церквей. Так, армянские соборы представляют себе продолжение и дальнейшее развитие традиционной восточной школы строительства. На это во многом повлияли не только культурные предпосылки, но также климат и основные строительные материалы. Армянские церкви, которые возводились еще в средние века, как правило, приземисты и имеют толстые стены (причиной этому являлось то, что они часто были и фортификационными сооружениями).

Православные церкви хоть и не являются примером европейской культуры, но и выглядят совершенно не так, как армянские. Они обычно тянутся ввысь, купола их традиционно озолочены.

Кардинально различаются обряды, а также время проведения праздников и постов у этих церквей. Так, армянский обряд имеет национальный язык, священные книги. В нем принимает другое количество человек, нежели в православном. Что примечательно, последний до сих пор не имеет такой связи с народом, что в первую очередь связано с языком богослужений.

Напоследок самое главное различие, которое и послужило причиной халкидонского раскола. Армянская апостольская церковь придерживается мнения, что Иисус Христос — это одно лицо, то есть он имеет единую природу. В православной традиции он имеет двойную природу — объединяет в себе и бога, и человека.

Эти различия настолько весомы, что эти церкви считали друг друга еретическими учениями, и были наложены взаимные анафемы. Положительные изменения были достигнуты лишь в 1993 году, когда представители обеих церквей подписали соглашение.

Таким образом Армянская апостольская церковь и православная имеют одни истоки, а также в меньшей степени различаются друг от друга, чем армянская от католической или католическая от православной, на деле являются разными и абсолютно независимыми духовными институтами.

Тюркизация

Самое раннее крупное тюркское вторжение в район, ныне известный как Азербайджан, началось и ускорилось в период сельджуков. Миграция турок-огузов из нынешнего Туркменистана, что подтверждается лингвистическим сходством, оставалась высокой в течение всего монгольского периода, так как многие войска под Ильханами были тюркскими. В период Сефевидов тюркификация Азербайджана продолжалась под влиянием Цизильбаша, тюркской армии, которая была основой империи Сефевидов. Само название Азербайджана происходит от дотюркского названия провинции Азарбайджан или Адарбайджан и иллюстрирует постепенный сдвиг языка, поскольку названия мест пережили тюркификацию, хотя до этого и существовали в иной форме.

Большинство ученых считают лингвистическую тюркизацию преимущественно нетюркоязычных коренных народов и ассимиляцию небольших групп тюркских племен наиболее вероятной версией происхождения азербайджанского народа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector