Почему возникли обновленческие движения в церкви
Содержание:
- Нововведения обновленцев на Втором Поместном Всероссийском соборе пошатнули его позиции
- Революция 1917 года
- Раскол в расколе
- Обновленчество постепенно угасало, а традиционное православие возвращало влияние, пока Церковь снова не объединилась в 1946 году
- Кто кому целует руку
- одобрение революции октября 1917 года
- Его славные деяния будут жить в веках
- Раскол из-за языка
- Оценка
- Благоволение коммунистов к церковным консерваторам
- В чем суть обновленчества, откуда взялись обновленцы и кто они были такие?
- влияния
Нововведения обновленцев на Втором Поместном Всероссийском соборе пошатнули его позиции
На нём обновленцы вынесли решение об извержении из сана патриарха Тихона. Также введены следующие изменения:
1923
в апреле этого года прошел Второй Поместный Всероссийский Собор который стал первым обновленческим
- упразднено патриаршество;
- вынесена резолюция о поддержке Советской власти;
- церковь перешла на григорианский календарь;
- узаконено второбрачие клириков;
- монастыри закрыли;
- женатых и безбрачных епископов стали считать равнозначными;
- высшее церковное управление преобразовали в Высший Церковный Совет;
- участники Собора в Сремских Карловцах отлучены от Церкви.
Собор в Сремских Карловцах — также известен как Первый Всезарубежный собор.
Его организовали в 1921 году после того, как Белое движение проиграло в Гражданской войне.
Это было по большей части политическое мероприятие, где озвучивались призывы к свержению нового режима мировыми державами для восстановления прежней власти на русских землях.
Эти решения не способствовали укреплению позиции обновленцев среди верующих. Курс нового руководства разочаровывал всё больше людей и вызвал критику среди управляющего духовенства. Например, архимандрит Палладий (Шерстенников) отмечал следующие негативные стороны новой церковной политики:
Палладий (Шерстенников)
архимандрит
Другие священнослужители тоже замечали, что саны, награды и титулы раздают, кому попало. Исчезло всякое представление о постепенном восхождении по службе. Новоиспечённые священники не хотели ждать годы.
Им позволяли «перескочить» через сан епископа сразу в архиепископы, лишь бы потешить самолюбие. В итоге представителей высшего духовенства накопилось до безобразия много.
Но образ жизни этих людей далеко не соответствовал обычному представлению о священниках. Напротив, всюду в рясах ходили пьяницы, которые не то, что слушать Бога, но даже долг свой перед паствой выполнять не умели.
Обновленцы раздавали церковные саны и титулы кому попало.
В 1923 году патриарх Тихон вышел из заключения. Его власть всё ещё признавалась Церковью, а он, в свою очередь, не признавал обновленчество. В итоге многие священники начали каяться.
Православная Церковь возрождалась в привычную, патриаршую. Советская власть не приветствовала это, не признавала, но и остановить не могла. Максимум, что смогли большевики, — объявить старую Церковь нелегальной.
Однако, позиция Советской власти — это не так страшно, как та участь, которая постигла обновленчество. Оно стало терять приверженцев и переживало кризис.
Революция 1917 года
После Февральской революции 1917 года обновленчество приобрело большую силу и популярность, но действовало пока в рамках единой церкви. Иные из обновленцев сочувствовали революции из идейных побуждений, считая нужным совместить христианство с его заповедью «не трудящийся да не ест!» и социализм. Другие надеялись сделать с помощью новых властей карьеру в церковной иерархии. Отдельные лица стремились прямо к политической карьере. Так, протоиерей Александр Введенский организовал «Рабоче-крестьянскую христианско-социалистическую партию», которая даже выставила свой список на выборах в Учредительное собрание осенью 1917 года.
Те и другие возлагали большие надежды на Поместный собор Православной Российской церкви, открывшийся в августе 1917 года в Успенском соборе Московского кремля. Обновленцев поддерживал член Временного правительства, обер-прокурор Синода В. Львов.
Большинство Собора заняло консервативную позицию. Восстановлением патриаршества Собор разочаровал обновленцев. Зато им понравился декрет Совета народных комиссаров об отделении церкви от государства. В нём они увидели возможность осуществления церковных преобразований при новой власти.
Во время гражданской войны большевикам было не до системной борьбы против традиционной церкви. Когда упомянутый Александр Введенский (будущий глава обновленческой РПЦ в сане митрополита) в 1919 году посетил председателя Петросовета и Коминтерна Г.Е. Зиновьева и предложил ему заключить «конкордат» между обновленческой церковью и советской властью, авторитетный большевик ответил, что это пока неуместно. Но если обновленцам удастся создать сильную организацию, она получит поддержку власти, заверил Зиновьев.
Раскол в расколе
Но движение обновленцев обладало рядом недостатков, которые позже очень сильно сказались на их деятельности и существовании вообще. Например, у обновленческой православной церкви отсутствовала четкая структурная организация. К тому же, многие обновленцы тянули одеяло на себя, что вело ко внутренним раздорам. Вот епископ Антони создал свой «Союз церковного возрождения» — организация, которая была намерена опираться на мирян, а не на клириков. А другие обновленцы присоединялись к Введенскому и Александру Боярскому, основавшим «Союз общин древнеапостолькой церкви».
Короче говоря, внутри обновленчества царила раздробленность: было множество кружков и группировок, которые по-разному смотрели на развитие церкви. Тогда как одни выступали за ликвидацию монастырей и института монашества в принципе, другие стремились к некому синтезу коммунизма и демократического уклада жизни первых христиан.
Карикатура на русскую православную церковь. (network.biz)
Обновленцы, стараясь закрепиться в сознании простых обывателей, продолжали борьбу против остатков патриаршества. Поместный Собор обновленцев, открытый в Москве в апреле 1923 года, объявил заключенного патриарха Тихона «отступником от подлинных заветов Христа». Но несмотря на это, патриарх Тихон того же года был освобожден из заключения, что было большим ударом по обновленческой церкви. Многие иерархи, клирики и священники каялись в своем грехе отступничества и переходили на сторону Тихона. Кризис внутри обновленческого нарастал все сильнее, ведь его лидеры из-за собственных амбиций не желали идти на компромисс друг с другом. Вскоре освобождённый патриарх запретил иметь с его противниками молитвенное общение вообще. Кто знает, как бы в дальнейшем развивалась борьба между двумя церквями, если бы не скорая смерть Тихона.
Обновленцы называли Тихона «отступником от подлинных законов Христа»
Преисполненные чувства энтузиазма от смерти патриарха, обновленцы провели новый собор, однако это было последним событием для этой церкви такого масштаба. Приглашенные на собрание единомышленники Тихона отказывались пойти на мировую. Да и такие резкие реформы как разрешение второбрачия и переход на григорианский календарь не встретили ожидаемой поддержки у населения.
Обновленчество неуклонно шло на спад. Массовые репрессии НКВД в 1930-е годы нанесли невосполнимый урон обновленцам, хоть они и охотно сотрудничали с властями. Еще позже Советы взяли курс на сближение с патриаршеством, оставив реформаторов вне зоны своего внимания. К осени 1944 года от всего этого движения остался единственный приход в Москве, где служил идейный вдохновитель течения Александр Введенский. Его смерть два года спустя ознаменует собой конец истории русской обновленческой церкви.
Обновленчество постепенно угасало, а традиционное православие возвращало влияние, пока Церковь снова не объединилась в 1946 году
В том же году большевики придумали новую стратегию — объединить все обновленческие организации, сделать их управляемой структурой, поддерживать её, поработать над привлекательностью обновленчества для верующих.
1924
в этом году Патриарх Тихон запретил в служители представителей Обновленческой Церкви
ВЦС переименовали в Священный Синод, поставили нового митрополита во главу. Но суть осталась прежней. Организацией всё так же управлял Александр Введенский, а Обновленческая Церковь более не желала идти на поводу у власти.
В 1924 патриарх Тихон пошёл на ещё более суровые меры, чем раньше. Отныне он запрещал в служители представителей Обновленческой Церкви.
Советская власть попыталась распространить обновленчество за границу, но смогла лишь немного преуспеть в США.
Лидеры обновленцев: Виталий (Введенский), Филарет (Яценко), Андрей (Расторгуев) и Александр Введенский
Даже смерть патриарха Тихона не смогла исправить дела Обновленческой Церкви.
1927
в этом году патриаршая церковь была легализована
1927 году патриаршая церковь была легализована. С этого момента советская власть уже не нуждалась в обновленцах. Их стали подвергать арестам и преследованиям. Уменьшалось и их территориальное влияние.
Постепенно Обновленческая Церковь разрушалась, какие бы шаги не предпринимала. Но, тем не менее, она смогла даже пережить Великую Отечественную войну. И всё же никакие потуги не помогли обновленцам вернуть власть.
После смерти Александра Введенского в 1946 году русская православная Церковь снова стала единой. Лишь единичные архиереи отказались принести покаяние. Но они уже не имели достаточно ресурсов, чтобы спасти положение. Последний обновленческий лидер, митрополит Филарет Яценко, умер в 1951 году.
Кто кому целует руку
Привычка приспосабливаться под требования любой государственной
власти никуда не исчезла. Более того, если в советский период власти насильно
подчиняли себе Православную Церковь, то сегодня сами православные стремятся
навязать государству свои услуги. Не решив проблему собственных воскресных
школ, настойчиво предлагаем заняться духовно-нравственным воспитанием светских
школьников. Не решив вопросов катехизации собственных прихожан, стремимся
ввести в армию капелланов.
Наверняка все видели тот видеоролик, где священник привычным
движением поцеловал руку Путину. Видели и гневную реакцию президента на
чрезмерные знаки внимания, ставшие нормой внутри церковной среды. Кстати
вспомним, что собственное изображение из храма Путин также попросил убрать.
Снова власть отказалась от тех излишних почестей, которые привычно воздала ей
церковная администрация.
Нынешняя эпидемия коронавируса многое изменит в нашем обществе.
Надежды многих православных на привилегированное место в социуме оказались
неоправданными: храмы закрыли наряду с другими эпидемиологически опасными
объектами. Мне кажется, сейчас самое время задуматься не только о
церковно-государственных отношениях, но и вообще о сложной церковной истории
последнего столетия. Если память новомучеников действительно важна для нас, то
надо честно говорить о том противостоянии, которое они вели не только с
государственной властью, но и с подконтрольной ей церковной иерархией.
Тогда можно будет задуматься о том, какими вообще мы видим
отношения Церкви и государства в новую эпоху. И, дай Бог, наконец продолжить
работу, начатую новомучениками на Поместном Соборе 1917–1918 годов. В этом, на
мой взгляд, и заключается реальное почитание их подвига.
одобрение революции октября 1917 года
Один из самых влиятельных деятелей обновленчества — о. Иоанн Егоров — приветствовал октябрьскую революцию 1917 года, осудил нейтралитет духовенства в классовой борьбе и подчеркнул, что главная обязанность духовенства – служение миру.
«Проект докладной записки во ВЦИК, исходящей от некоторой части духовенства и мирян православной церкви», составленный С. В. Калиновским в начале мая 1922 г., предусматривал «выделение из общей массы православного духовенства и мирян тех лиц, которые признают справедливость Российской социальной революции и лояльны по отношению к советской власти; ограждение их от церковных решений и судебных кар со стороны патриаршего управления».
Уже в первом программном воззвании обновленцев «Верующим сынам Православной Церкви России» (13 мая г.) содержится оценка октябрьского переворота и осуждение контрреволюции в Церкви:
- Живая церковь
Епископы Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич) в своем заявлении в Петроградский совет (сентябрь 1922 года) «признают социальную справедливость Октябрьской революции и считают капиталистический строй греховным… отрекаются от Карловацкого Собора и не имеют ничего общего с духовными вождями, ставшими на путь контрреволюции».
Его славные деяния будут жить в веках
Давайте посмотрим, как современники оценили его деятельность. Вот слово патриарха Алексия I перед панихидой по И. В. Сталину: здесь несложно увидеть, что патриарх говорил ровно то же, что нынешние строители главного храма Вооруженных Сил:
Публикация в Журнале Московской Патриархии, апрель 1953 г.
В том и проблема. Можно убрать Сталина из храма, но нельзя
убрать его из истории Российской Православной Церкви. Нельзя отделить дерево от
плодов.
Но никакого переосмысления так и не было сделано. Тогда в чем подвиг новомучеников, если правильным ответом было полностью подчиниться большевикам?
Раскол из-за языка
Вообще, нет ничего удивительного в том, что в православных храмах молятся на одном языке, а разговаривают на другом. Издревле во многих религиозных традициях есть свой, сакральный язык: авестийский в зороастризме, иврит в иудаизме, санскрит в индуизме, тибетский — в одноименном течении буддизма. Не осталось в стороне и христианство — в некоторых его направлениях тоже есть особый богослужебный язык.
“Требования времени” повлияли на те или иные конфессии в разной степени. И если, например, Эфиопская церковь все еще служит на древнем языке геез, то Римско-католическая все же отказалась от латыни как общеобязательной. Это произошло на Втором Ватиканском соборе сравнительно недавно — в середине 60-х годов прошлого века.
CC BY-SA 3.0 / Lothar Wolleh / Second Vatican Council Второй Ватиканский собор
Правда, отказ от традиционного языка одновременно с реформированием богослужения в Католической церкви пришелся по нраву далеко не всем. Например, во Франции из-за этого произошел раскол. Архиепископ Франсуа Лефевр возглавил движение против решений Второго Ватиканского собора. И за пару десятков лет к нему примкнули несколько сотен священников и тысячи мирян. Тем самым эволюционный, по замыслу Святого престола, процесс обернулся для него революцией, и в итоге все лефевристы были отлучены от Церкви.
В РПЦ тоже неоднократно пытались сменить богослужебный язык. Разговоры об этом начались еще во второй половине XIX века, когда вышел Синодальный перевод Библии. В 1907 году при Синоде создали специальную комиссию для перевода служб на современный язык. Предполагалось, что языковая реформа станет одной из главных тем обсуждения на Поместном соборе 1917-1918 годов. Однако повестку перехватила новая большевистская власть. Деятели созданной Советами ручной “Живой церкви” пытались совместить православные догматы с марксистским учением. В свои храмы обновленцы заманивали людей службами на русском языке. Так языковая реформа стала политическим вопросом — в том числе и в рамках борьбы с РПЦ.
В то же время — в начале 20-х годов — на Украине местное национальное правительство учреждает собственную “незалежную” церковь, последователи которой тоже служат “на мове”. В отличие от обновленцев в России, украинские раскольники действуют до сих пор, причем теми же методами. В своих публичных выступлениях они как призывали, так и призывают отказаться от “москальского”, то есть церковнославянского языка в храмах.
РИА Новости / Сергей Пятаков. Митинг представителей УПЦ Киевского патриархата в Ровно
Оценка
Хотя в его рядах было много искренних и преданных священнослужителей, обновленческое движение с самого начала обнаружило некоторые слабости, которые фактически подорвали его призыв к обновлению церкви. Его поддержка Советским правительством не способствовала продвижению его дела. Напротив, обновленцы встретили массовое сопротивление со стороны тихонитских церковников и мирян, которые считали Живую Церковь агентами советских спецслужб. Точно так же ослабление канонических ограничений в отношении клерикального брака привело многих к тому, что движение в целом было движимо в основном неудовлетворенными амбициями женатых священников. Сомнительный моральный статус многих обновленческих лидеров, таких как Введенский (трижды женат, имел много внебрачных связей) или Платонов ( агент ГПУ и, в конечном итоге, отступник ), запятнал имидж обновленческой церкви в глазах верующих.
Некоторые современные церковные историки рассматривают обновленческое движение как отход от более искренних и обоснованных попыток церковных реформ в начале 20 века. В то время как первоначально реформы действительно лежали в основе, по крайней мере, некоторой части обновленчества, позже именно вопрос бесконечной лояльности любой ценой советскому режиму стал главным разделителем. Когда, в конце концов, Патриаршая церковь нашла пути для некоторого сближения с Советской властью, смысл существование для раскола прекратило свое существование , и он пошел на спад.
Благоволение коммунистов к церковным консерваторам
Между тем, большевики видели, что обновленческая церковь пользуется довольно большой поддержкой верующих (на Соборе 1923 года было представлено больше 12 тысяч приходов) и, вместо того, чтобы убить, как они рассчитывали, церковь как таковую, придаёт ей новую жизнь. Обновленческую церковь было сложно обвинять в ретроградстве и косности, а ведь именно это и было теми болевыми точками, по которым била антицерковная пропаганда. Поэтому руководство большевиков принимает решение частично легализовать традиционную церковь с её консервативной иерархией и застойными обычаями.
Уже в июне 1923 года они освободили из заключения патриарха Тихона и разрешили служение его клирикам. Многие верующие стали возвращаться к традиционалистам. Какое-то время большевики разжигают конкуренцию между обеими церквами. Обновленцы пытаются заручиться поддержкой Константинопольского патриархата, созвать Вселенский собор православных церквей в Иерусалиме, отсуживают (при помощи советской дипломатии) ряд зарубежных приходов, созывают, наконец, в октябре 1925 года свой последний поместный собор. На нём уже виден упадок обновленческой церкви. С конца 20-х годов она влачит жалкое существование. В конце 30-х годов развёртываются репрессии против многих её иерархов, особенно тех, кто ранее сотрудничал с большевистской тайной полицией – НКВД убирает свидетелей. Обновленческие храмы в массе закрываются.
С началом Великой Отечественной войны обновленческая церковь, как и традиционная, переживает подъём. Но в 1943 году Сталин делает окончательный выбор в пользу традиционалистов. Усилиями государства в 1946 году обновленческая церковь исчезает, её уцелевшие клирики и прихожане переходят в РПЦ МП или отходят от религии.
Главной причиной краха обновленческого движения следует считать то, что оно оказалось тесно связано с большевистской охранкой и не могло дать людям духовной альтернативы установившейся над Россией диктатуре. В то время приверженность традиционному православию стала одной из форм пассивного сопротивления большевизму. Те же, кто лояльно относился к советской власти, в большинстве своём не нуждались в религии. При иных же условиях обновленчество могло иметь большой потенциал.
В чем суть обновленчества, откуда взялись обновленцы и кто они были такие?
Елена Горькова
Здравствуйте, батюшка. В чем суть обновленчества, откуда взялись обновленцы и кто они были такие? Где можно прочесть сергианскую декларацию?
Ответ отца Олега Моленко:
Суть обновленчества в неверии и гордыне, на основании чего обновленцы – или церковные модернисты – пытаются заменить неприятную и непонятную для них неизменяемую Церковь Божию на церковь человеческую, чем по сути разрушают Церковь Божию в данной церковной структуре, превращая ее в антихристову. Идеология обновленчества – церковный модернизм – происходит из протестантской идеологии, которая была незаметно усвоена под православным видом многими клириками Российской церкви еще до революции 1917г. Революция лишь позволила этим клирикам всплыть на поверхность и попытаться захватить власть в церкви. Вышли обновленцы из лона давно отступавшей от Христа Российской церкви весной 1922г.
Первоначально обновленчество существовало в виде реформаторских групп «Живая церковь», «Союз церковного возрождения», «Союз общин древлеапостольской церкви», «Народная церковь» и множества других более мелких образований подобного типа. Ими был создан общий орган руководства церковью – Высшее церковное управление (ВЦУ, позже ВЦС), призванное заменить патриарха. Каждая группа этих церковных революционеров-разрушителей разработала программу церковных «преобразований», рассчитанную на коренное обновление (т.е. уничтожение) Российской церкви, что всеми силами поддерживали большевики и прочие богоборцы. Патриарх Тихон поначалу принял обновленчество, убоявшись народу, но когда увидел, что его «самого» хотят упразднить, отошел от них, не признал их соборных решений 1923г. (поддержка Сов. власти, низложение патриарха) и предал их анафеме.
В конце 1923г. лидерами обновленчества было принято решение о роспуске обновленческих групп и объединении в обновленческую церковь, которую вскоре стали называть «православной». «Живая церковь» этому решению не подчинилась и продолжала функционировать самостоятельно. На смену ВЦС пришел обновленческий синод с «митрополитом» во главе: до 1925г. этот пост занимал Евдоким (Мещерский), до 1930 – Вениамин (Муратовский), а после – Виталий (Введенский). В 1925г. обновленцы созвали следующий «поместный собор», на котором рассчитывали примириться с тихоновцами, лишившимися своего лидера. «Собор» официально отказался от проведения реформ не только в области догматики и богослужения, но и в укладе церковной жизни. Практически это означало ликвидацию обновленчества как идейного течения. Неуспех обновленцев объяснялся тем, что из-за их открытых и грубых действий верующие не приняли их церковного «реформаторства», усмотрев в нем порчу православия и отказ от веры отцов и дедов.
Тогда на смену старым неудачным обновленцам, с помощью большевиков пришли новые тихие, хитрые и незаметные для большинства обновленцы – сергиане, т.е. последователи митрополита Сергия Страгородского, узурпировавшего власть в церкви. Они не называли себя «обновленцами» и сохранили церковные декорации отцов и дедов (для вящего обмана), но сделали то, что не удалось открытым обновленцам – разрушили Российскую церковь и подменили ее на лжецерковь «МП», в состав епископата и лидирующего духовенства которой вошло много старых «покаявшихся» за «шалости» обновленцев.
влияния
Обновленчество оказало и продолжает оказывать значительное влияние на церковную реформу, распространение модернизма и экуменизма в Русской Православной Церкви. Отношения с советскими и постсоветскими властями также выстраиваются по образцу, показанному обновленцами в дореволюционное и революционное время.
Многие обновленцы в разные годы перешли в Русскую Православную Церковь и сыграли там большую роль: митр. Сергий (Страгородский), митр. Сергий (Ларин), о. Сергий Желудков, А. Ф. Шишкин, Анатолий Левитин и др.
Разработки обновленцев стали основой для возрождения модернистского богословия и экуменизма в послевоенные годы. В этом отношении мирология является прямой идейной наследницей обновленчества. Модернистские секты в Русской Церкви также испытали значительное и в некоторых случаях определяющее влияние обновленчества: например, секта священника Георгия Кочеткова.
Наследникам обновленчества близка секуляризационная повестка дня обновленцев, которые, как и современные реформаторы, пытаются дать ответы на вызовы, которые ставит перед ними массовое общество, либеральное или тоталитарное.
Положительным опытом обновленцев считается их сотрудничество с Советской властью, и в том числе с репрессивными органами: «Раскол имел и позитивные итоги, так как обновленцы первыми выстроили взаимоотношения с советской властью… Вскоре примеру обновленцев последовал митрополит Сергий (Страгородский), легализовавший свой Синод и отдаливший, хоть и на короткое время, репрессивные меры в отношении большинства духовенства». Сотрудничество обновленцев с ВЧК-ОГПУ-НКВД считается наследниками обновленцев нормой для православного духовенства в 1920-1940-е годы.