Молитва шестопсалмие

Псалом 87

Авторы этого псалма — сыновья Кореевы, левиты, служением которых было исполнение псалмов и духовных гимнов при Иерусалимском храме. Святые отцы видят в 87 псалме пророчество о страданиях Христа, а в звучащей в нём молитве человека, которому угрожает скорая смерть, — прообраз Гефсиманской молитвы.

Привменéн — «причислен, приравнен».

Свобóдь — «свободный, отпущенный, оставленный».

Я́звеннии — «изъязвлённые, умершие от ран».

Ктому́ — «впредь, больше».

Сень — «тень».

Прéдан — в оригинале псалма: «заключён под стражу».

Нищета — «бедствие, нужда».

Едá — «разве».

Врáчеве — в древнееврейском тексте refaim — духи мёртвых в древних иудейских представлениях. Слово происходит от rafa’ — «слабый», а не от rofe’ — «врач», как ошибочно предлагает церковнославянский текст.

Воскреся́т — воскреснут.

Исповéдятся — «прославят». Исповедати — «открыто признавать, объявлять, воздавать славу, хвалить».

Повéсть — то же, что исповесть (см. выше). Едá повéсть кто во грóбе ми́лость Твою — «Разве прославит кто в могиле милость Твою?»

У́тро (и у́тро моли́тва мóя предвари́т Тя), а также зау́тро — «утром, с утра».

Вску́ю — «зачем».

Отрéеши — «отвергаешь».

Вознéс же ся = вознéсся же: «превознёсся».

Гнéви — в церковнославянском языке у слова гнев «гнев, ярость» существовало множественное число.

Страстéй — «страданий».

Духовный смысл

Даже досконально изучив историю, содержание и композицию Шестопсалмия, не всегда удается сразу постичь духовный смысл. В нем, равно как и в Псалтыре, прослеживаются два основных направления духовного рассмотрения:

  1. Мессианская тема.
  2. Духовно-нравственная составляющая.

Темы неразрывно между собой связаны. Мессианская тема раскрывается тем самым, что царь Давид, будучи пророком, постоянно, на протяжении всей своей жизни, заявлял о всевышнем, Его власти, Страшном суде.

Каждый из упомянутых псалмов так или иначе содержит пророчество о Мессии. Это выглядит, как отдельные стихи пророческого характера, затейливо вплетенные в тексты Шестопсалмия. В духовно-нравственной теме отражено то же пророчество – псалмопевец показывает в псалмах мировоззрение человека-христианина.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Правила поведения во время чтения

Даже если человек только начал воцерковляться и пришел на вечернее богослужение впервые, он без подсказки поймет начало шестопсалмия. В храме гасят свет и свечи на подсвечниках. Чтец читает псалмы в центре храма, держа в руке свечу, а остальное помещение погружается во мрак.

Существует ряд правил поведения во время чтения. Нельзя разговаривать, ходить по храму. Нужно слушать внимательно, с благоговением, стоять ровно, словно предстоя перед Иисусом Христом.

В середине чтения не полагаются поклоны крестные знамения, так как во время Суда Господь придет не для того, чтобы принять распятие, а чтобы судить.

Совет автора

Святой Паисий Святогорец рекомендовал устремлять ум к Страшному суду. Шестопсалмие читается на утрене. Имеет ряд особенных требований к чтению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

История написания псалма 6

Слова в начале псалма указывают, что он был создан для музыкального исполнения, аккомпанементом которому служили восьмиструнные инструменты. Это свидетельствует о его регулярном пении в Иерусалимском храме. Надпись подтверждает также авторство царя Давида, который в то время претерпевал жизненные трудности.

Помазанник терпел гонения от собственного сына, который подговорил высокопоставленных чиновников предать законного правителя. Давид был слаб здоровьем, а также переживал семейные проблемы, которые стали расплатой за грех с Вирсавией.


Первая кафизма псалтыря содержит 6 псалом

Духовный смысл шести уникальных псалмов

В письмах святителя Григория Нисского говорится о том, что для святых отцов неважно авторство посланий, время их написания, самое главное, что при чтении Шестопсалмия действует Дух Святой, цель Которого не познакомить нас с историческими событиями и переживаниями авторов, а преобразовать души христиан. Святые отцы выделяли основные аспекты, которые связаны между собой и способствуют спасению человека

Святые отцы выделяли основные аспекты, которые связаны между собой и способствуют спасению человека.

Духовно-нравственная тема и аспект мессианства звучит в Шестопсалмии. Пророк Давид описывал не только приход Миссии, но и делал ударение на Страшном суде.

Пророческое описание мира, нравственное воспитание праведника, мессианская тема стала причиной того, что Псалтырь вошел в богослужения Церкви, открывая нам Христа — Спасителя, в сиянии Которого раскрывается тайный смысл существования человека и святых посланий.

Особенности композиции

Главными особенностями являются:

  1. Шестопсалмие состоит из двух частей, в качестве связующего звена используется славословие в небольшом количестве.
  2. Чередование радостных и грустных псалмов (в некоторых толкованиях их называют утренними и вечерними, мажорными и минорными). Причем пик радости приходится на конец мажорной нечетной триады, а грусти – в середине четной. От этого, как считают исследователи, зависит общий оптимистичный тон Шестопсалмия, даже, несмотря на стенания.
  3. Единство Шестопсалмию предает то, что первый и последний его псалмы сходи более, чем все остальные.

Немаловажное значение играют вставки слов между псалмами, хотя толкователи не склонны придавать им какую-то важность. Причем они оказывают влияние как на саму композицию, так и на общий смысл Шестопсалмия

Эти слова являются связующими звеньями, объединяющими псалмы воедино. Они же придают мелодичность Шестопсалмию, отчего оно превращается буквально в непрерывную длинную молитву.

Об исцелении от болезней

1. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью:

Пс. 102

2. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями:

Пс. 27

3. Да исцелит Господь страдающих головными болями:

Пс. 125

4. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями:

Пс. 122

5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем:

Пс. 5

6. Немым, да даст им Господь дар речи:

Пс. 58

7. Страдающим болезнями сердца или почек:

Пс. 44

8. Страдающим болезнями печени:

Пс.12

9. При зубной боли:

Пс. 37

10. Да излечится страдающая выкидышами:

Пс. 67

11. Об исцелении избитых злыми людьми и пострадавших в драке:

Пс. 146

12. О людях, тяжело раненых от преступников:

Пс. 36

13. О прекращении кровотечения:

Пс. 145

14. Да защитит Господь людей от змей, чтобы те не жалили:

Пс. 123

15. Когда человек укушен бешеной собакой или другими животными:

Пс. 63

Псалом 3

Святые отцы понимают этот псалом пророчески — как голос Христа во время Его крестных страданий.

Ся умнóжиша — «умножили себя», сейчас бы мы сказали «умножились». Особенность церковнославянского языка — свободное расположение постфикса «-ся/сь» у возвратных глаголов, который формально даже совсем не постфикс, а местоимение «себя». Ся может находиться в предложении где угодно, даже через несколько слов от глагола, к которому относится. Одним словом, будьте на чеку, когда его встретите.

Мнози — многие.

Несть — «нет». Слово происходит от сокращения не есть («не имеется»).

Тем (Не убóюся от тем людéй, óкрест напáдающих на мя) — «множеств». В церковнославянском тма («тьма») было очень точным числительным. Оно означало «десять тысяч». Эта единица пришла из военной терминологии. Тьмой называли войско из десяти тысяч солдат. Военачальник такого гарнизона назывался темником. В древнееврейском подлиннике псалма стоит просто «множеств».

Как и легион у римлян, тьма у славян в разные столетия претерпевала изменения в численности воинов. В данном случае тоже не принципиально, сколько точно людей окружило псалмопевца. Главный смысл слова тма — подчеркнуть, что противник достаточно серьёзен и представляет реальную угрозу.

Окрест — «вокруг».

Всуе — «напрасно».

Краткое толкование и главная мысль

Текст передает глубокие переживания и страдания псалмопевца, который, отчаявшись, просит о прощении и помощи. Толкование молитвы обращенной к Всевышнему лучше рассматривать по частям:

  • Стих 1 – 3. Давид осознает вину за совершенный грех с Вирсавией и просит не наказывать его в час отчаяния. В мольбах он взывает о снисхождении по милости Божьей, не вспоминая свои достижения. Показывая, что это ничто перед ликом всемогущего Творца.
  • Стих 4 – 5. Строки в полной мере показывают страдания царя не только от физической болезни, но и духовной. Это результат несоблюдения Божьих заветов.
  • Стих 6. Давид просит о помиловании, чтобы он мог прославлять Всевышнего и выполнить свое земное предназначение.
  • Стих 7 – 8. Показаны страдания автора, чьи глаза опухли и стали абсолютно сухими от пролитых слез.
  • Стих 9 – 11. Сквозь строки прослеживается полученная от Всевышнего надежда на прощение. Поскольку характер изложения резко меняется, что свидетельствует о снизошедшем с небес откровении на псалмопевца.


Греховная связь с Вирсавией


Страдания царя


Покаяние в содеянном грехе

Правила чтения

Как уже упоминалось в самом начале, шестопсалмие требует особенного подхода к чтению. Чтение в середине храма способствует созданию наиболее торжественной атмосферы. То же самое можно сказать и о выключенном освещении, потушенных свечах. Полумрак должен помочь собравшимся верующим проникнуться читаемым, предотвратить отвлечение на посторонние предметы. Новички не сразу могут вникнуть в суть происходящего и иногда пребывают в недоумении – для чего проводятся все эти манипуляции. Постепенно до них тоже дойдет скрытый смысл всех этих действий.

По уставу при чтении шестопсалмия должно выражаться особенное благоговение — не нужно совершать лишних движений, шепота, не говоря уж о разговоре. Считается, что шестопсалмие должно читаться, как молитвы, а не как кафизмы.

Допускается домашнее чтение шестопсалмия, возможно также прослушивать его на аудионосителях.

Волшебный мир магии и эзотерики или ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ

Каждый человек хочет прикоснуться к чему-то особенному и ранее неизведанному, открыть для себя новые границы понимания, соприкоснуться с чем-то сверхъестественным и малознакомым. Потому, каждый кто находится в поисках высоких духовных практик, кто желает заглянуть «за занавес», со временем все же получает ответы. Обращаясь к глубинам мироздания, следует сказать о том, что во все времена шла речь о волшебниках, чародеях и целителях, мистических явлениях, необъяснимых событиях и о многом другом, что находится за гранью понимания. Со временем люди сумели объединить все свои практики и интересы к загадкам Вселенной через путь самопознания. И сегодня это называется одним словом — эзотерика

Однако, стоит сразу обратить внимание на то, что магия и эзотерика — это две кардинальные противоположности. Несмотря на то, что они напрямую работают со сверхъестественными вещами, эзотерика исповедует чистые практики, у которых нет отрицательных последствий

Магия, в свою очередь, подразумевает работу с заклинаниями, использованием реквизитов и обращением к Силам Света или Силам Тьмы. Эзотерика предпочитает этого не касаться, она проповедует обращение к энергетическим потокам, которые способны преобразить жизнь каждого, кто научится к ним «подключаться». Итак, для того чтобы понять жизненную необходимость эзотерики, изучить ее законы и научиться владеть ею в совершенстве, следует более детально познакомиться с ней и понять, как она работает.

В первую очередь стоит сказать о том, что при помощи эзотерики можно притянуть удачу. Для этого достаточно направить свои мысли в данную сторону и запрограммировать себя на то, что феноменальная удача обязательно произойдет в ближайшее время. Ввиду того, что мысли материальны, можно ни на минуту не сомневаться в том, что все задуманное осуществится в ближайшие сроки. Потому, можно с уверенностью сказать о том, что главное правило эзотерики — это вера в себя, в свои силы и в то, что при помощи положительного мышления и внутреннего настроя на прием светлых волн, можно добиться феноменального успеха.

Денежная удача также не заставит себя долго ждать, если регулярно питать свой разум правильными мыслями. Так, стоит взять одну из купюр в своем кошельке, разместить ее перед собой, положить на нее ладонь, закрыть глаза и представить себе, как эта купюра притягивает к себе другие средства, как она словно магнит, влечет к себе деньги, как кошелек становится все толще и толще, как прибыль приходит с различных сторон… Таким образом, визуализируя картину своего успешного финансового будущего можно быть на 100% уверенным в том, что оно обязательно наступит, и будет именно таким, каким родилось в воображении.

Ввиду того, что эзотерика учит познавать мир через самопознание и самосовершенствование, будет намного проще понять тех или иных представителей современного общества в определенной ситуации. Находясь в абсолютно гармоничном состоянии, будучи наполненным внутренней силой, можно не сомневаться в том, что удача в бизнесе придет внезапно и неожиданно, или же проблематичная ситуация решится сама собой, словно по мановению волшебной палочки. Эзотерика учит смотреть на мир светлыми и чистыми глазами, возрастать духовно, взращивая в своем сердце любовь и гармонию и можно не задумываться о приходе успеха, ведь он будет все время находиться рядом, сопровождая одухотворенную личность на каждом шагу, приумножая его доход, наполняя его необъятной силой, радостью и безграничным умиротворением.

Когда, где и каким образом читаются Ексапсалмы?

Всем православным христианам знаком момент во время вечернего богослужения, когда в храме приглушается свет. На середину церкви выходит чтец и трижды торжественным и одновременно суровым голосом возглашает:

Так начинается чтение Шестопсалмия.


Чтец читает Шестопсалмие

6 псалмов прочитывают по окончании вечерни и в начале утрени. Шестопсалмие становится связующим звеном этих частей службы. После возгласа «Слава в вышних…» чтец дважды произносит

и переходит к чтению 3, 37, 62 псалмов. В середине чтения произносится так называемая «Слава»:

В этот же момент из алтаря к царским вратам выходит священник и тихо произносит 12 «утренних» молитв на освящение каждого часа дня. Затем читаются 87, 102 и 142 псалмы, после чего чтение Шестопсалмия завершается очередной «Славой».

Электрические светильники выключаются, свечи во время чтения гасятся, двери церкви закрываются. Пространство храма освещается лишь лампадами, чтец держит в руках свечку. Во время Шестопасалмия молящимся предписывается строгая дисциплина: необходимо сосредоточиться на словах текстов, ровно встать на своем месте, приклонить голову, и тем более – воздержаться от перемещений без необходимости.

Ексапсалмы читаются на каждой службе, исключая богослужения Пасхальной недели.


Священник читает Псалтырь

Житие царя Давида по Шестопсалмию

В надписаниях указывается, что автор этих псалмов – царь Давид, он же псалмопевец и пророк. Период его жизни – за 1000 лет до Рождества Христова. В псалмах же речь идет о том, что Давид с юного возраста подвергался гонениям врагов, весь его жизненный путь был усеян опасностями, искушениями и скорбями.

Упоминается, что Давид никогда не терял веры в Бога, даже в минуты смертельных опасностей. При этом царь всегда проставлял Всевышнего – тон является основным для всех шести псалмов. Безоговорочное доверие и упование на Господа сквозит в каждой строчке.

  1. В 62 -м — период, когда Давид нашел убежище от лютого врага в Иудейской пустыни. Враг этот завидовал Давиду и опасался за свой собственный трон – это был царь Саул. По некоторым же сведениям этот псалом отражает восстание сына Давида Авессалома. Это восстание Давид воспринял, как наказание Господне. Поэтому он не видел за собой права силой подавить мятеж вероломного сына, а предоставил все на суд Господа. Именно по этой причине он не поднял свои войска против сына, а совсем не от недостатка храбрости или от отсутствия воинов. В этой ситуации Давид увидел для себя один возможный выход – спастись бегством.
  2. В 37 псалме наиболее отчетливо можно услышать покаянный мотив. В период написания этого текста только готовилось восстание Авессалома.
  3. 87-й очень близок к предыдущему по содержанию. Его автор – Еман Израильтянин, которого Давид сделал начальником одного их хоров. Еман входил в самое близкое окружение Давида, хорошо его знал и с радостью разделял все тяготы жизни царя. Это все и нашло отображение в этом псалме.
  4. 3 и 142 псалмы – это непосредственно восстание Авессалома, причем описано оно весьма красноречиво, особенно то, как сын преследовал убегающего отца своего. Весь текст пронизан основной мыслью – Давид твердо уповал лишь на волю господа, но не на собственные человеческие силы.
  5. 102 псалом – принадлежит перу самого Давида, но относится к более позднему периоду, когда тот уже вошел в достаточно преклонный возраст. Этот текст можно назвать благодарностью Богу за избавление от Вавилонского рабства.

Это интересно: Щербинское кладбище (видео)

ШЕСТОПСАЛМИЕ. Псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142 Слушать и читать на русском языке.

ШЕСТОПСАЛМИЕ. Псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142 Слушать и читать на русском языке.

Шестопса́лмие — в Православии важная часть утрени, состоящая из шести псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. В этих псалмах изображаются грозящие нам опасности и выражается надежда на милосердие Божие.Шестопсалмие читается на каждой утрене, за исключением дней Светлой седмицы.

Богослужение утрени посвящено молитвенному воспоминанию основных новозаветных событий. Время шестпсалмия символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом в мир Спасителя мира. Свечи погашены.

Горящие лампады напоминают мерцание звезд той Вифлеемской ночи, когда родился в вертепе Богомладенец. Поэтому шестпсалмие (греч. ексопсалмос) предваряется ангельским песнопением, которое слышали в ту ночь пастухи: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2, 14).

Шестопсалмие — это образ Страшного суда. В начале шестопсалмия читаются три псалма, описывающие сотворение мира, его грехопадение и нынешнее состояние. После молитвенного восхваления Господа, разделяющего шестопсалмие пополам, следуют три псалма, описывающие состояние людей в вечности, которая наступит после Страшного суда: воздаяние праведным в Царствии Небесном и грешникам в вечных муках.

Шестопсалмие, безусловно, является обязательной и важной частью утренней службы, поскольку сама эта служба полностью посвящена научению людей тому, как жить праведно, чтобы заслужить Царствие Небесное. Что касается традиции гасить свет в храме во время чтения шестопсалмия, то здесь имеет место несколько видоизмененное исполнение церковного устава и правил Типикона

В прежние времена перед иконостасом должно было висеть паникадило (от греч. πολυκάνδηλον — многосвечие), на котором обычно находилось несколько маленьких свечей и одна большая. Эти свечи, большие и маленькие, во время службы гасили и зажигали в определенном порядке. Сейчас свечей на паникадилах нет, потому во время чтения шестопсалмия стали гасить весь свет в храме

Что касается традиции гасить свет в храме во время чтения шестопсалмия, то здесь имеет место несколько видоизмененное исполнение церковного устава и правил Типикона. В прежние времена перед иконостасом должно было висеть паникадило (от греч. πολυκάνδηλον — многосвечие), на котором обычно находилось несколько маленьких свечей и одна большая. Эти свечи, большие и маленькие, во время службы гасили и зажигали в определенном порядке. Сейчас свечей на паникадилах нет, потому во время чтения шестопсалмия стали гасить весь свет в храме.

Полностью погашенный свет помогает людям сосредоточиться на молитве во время этой части богослужения, безусловно, очень важной

Psalm 37

O Lord, rebuke me not in thy wrath: neither chasten me in thy hot displeasure.
For thine arrows stick fast in me, and thy hand presseth me sore.
There is no soundness in my flesh because of thine anger; neither is there any rest in my bones because of my sin.
For mine iniquities are gone over mine head: as an heavy burden they are too heavy for me.
My wounds stink and are corrupt because of my foolishness.
I am troubled; I am bowed down greatly; I go mourning all the day long.
For my loins are filled with a loathsome disease: and there is no soundness in my flesh.
I am feeble and sore broken: I have roared by reason of the disquietness of my heart.
Lord, all my desire is before thee; and my groaning is not hid from thee.
My heart panteth, my strength faileth me: as for the light of mine eyes, it also is gone from me.
My lovers and my friends stand aloof from my sore; and my kinsmen stand afar off.
They also that seek after my life lay snares for me: and they that seek my hurt speak mischievous things, and imagine deceits all the day long.
But I, as a deaf man, heard not; and I was as a dumb man that openeth not his mouth.
Thus I was as a man that heareth not, and in whose mouth are no reproofs.
For in thee, O Lord, do I hope: thou wilt hear, O Lord my God.
For I said, Hear me, lest otherwise they should rejoice over me: when my foot slippeth, they magnify themselves against me.
For I am ready to halt, and my sorrow is continually before me.
For I will declare mine iniquity; I will be sorry for my sin.
But mine enemies are lively, and they are strong: and they that hate me wrongfully are multiplied.
They also that render evil for good are mine adversaries; because I follow the thing that good is.
Forsake me not, O Lord: O my God, be not far from me.
Make haste to help me, O Lord my salvation.

Шестопсалмие в богослужении

Важность шестопсалмия подчеркивает тот факт, что его читают на каждой утрене в течение всего года, кроме Светлой Седмицы. Чтение его установлено в начале утрени, которая символизирует новозаветное время, по окончании вечерни, символизирующей, соответственно, ветхозаветный период

По словам православных толкователей, в этом чтении отражается величайшее событие – пришествие Господа.


Одна из важнейших частей утрени – шестопсалмие

Шестопсалмие представляет собой особый чин, одно целое, имеющее структуру и характер. Псалмы выбраны равномерно со всей Псалтири. Некоторые толкователи считают, что так символизируется прочтение Псалтири, как это бывало ранее, во время всенощного бдения.

Текст псалма 6 на русском языке

1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.

2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.

3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;

4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?

5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,

6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?

7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.

8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.

9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,

10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.

11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.

Царь Давид был выдающейся исторической фигурой и псалмопевцем. На своем жизненном примере он показал, что в любых трудностях можно обращаться за помощью к Всевышнему. Главное искренне раскаяться в прегрешениях и уповать на прощение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Особенности композиции

Главными особенностями являются:

  1. Шестопсалмие состоит из двух частей, в качестве связующего звена используется славословие в небольшом количестве.
  2. Чередование радостных и грустных псалмов (в некоторых толкованиях их называют утренними и вечерними, мажорными и минорными). Причем пик радости приходится на конец мажорной нечетной триады, а грусти – в середине четной. От этого, как считают исследователи, зависит общий оптимистичный тон Шестопсалмия, даже, несмотря на стенания.
  3. Единство Шестопсалмию предает то, что первый и последний его псалмы сходи более, чем все остальные.

Немаловажное значение играют вставки слов между псалмами, хотя толкователи не склонны придавать им какую-то важность. Причем они оказывают влияние как на саму композицию, так и на общий смысл Шестопсалмия

Эти слова являются связующими звеньями, объединяющими псалмы воедино. Они же придают мелодичность Шестопсалмию, отчего оно превращается буквально в непрерывную длинную молитву.

Псалом 142

В самом конце шестопсалмия звучит молитва царя Давида о помощи, которую он написал во время предательства собственного сына. В нём звучат слова покаяния и смирения. Святитель Афанасий Великий советует молиться словами этого псалма в самых трудных обстоятельствах жизни. Как образец покаяния псалом также читается в дни Великого поста — на Великом повечерии.

Внуши́ — «вонми, выслушай».

В тéмных (посади́л мя есть в тéмных, я́ко мéртвыя вéка) — «в потёмках». Царь и псалмопевец Давид вынужден был скрываться от своего сына в пещерах, куда не проникал солнечный свет — таких же, в каких по иудейскому обычаю погребали умерших.

Век — мир в значении «территория, пространство».

Уны́ — «уныл».

Поучи́хся (поучи́хся во всех дéлех Твóих) — «размышлял».

Исчезé — «оскудел».

Ров — «яма, темница, могила».

Зáутра — «с утра».

Слышану сотвори мне заутра милость Твою — в древнееврейском: «Дай мне услышать утром о милости Твоей».

Вóньже (в оный же) — «в который».

Взях (я́ко к Тебé взях ду́шу мóю) — «вознёс».

Изми́ — «изыми, избавь».

Зéмлю прáву — «землю праведную (справедливую, исполненную правды)».

Живи́ши — «сбережёшь, спасёшь, ободришь, даруешь новую жизнь».

Потреби́ши — «уничтожишь».

Вся стужáющыя души́ мóей — «всех притесняющих душу мою».

Шестопсалмие в богослужении

Ежедневно во время утренней службы в храмах читается шестопсалмие – это шесть особенно подобранных псалмов, читающихся в строго установленном порядке: 3, 37, 62, 87, 102, 142. В общем церковном хоре шестопсалмие можно определить по минорному звучанию и созданию особенно строгой обстановки. В церкви закрываются царские врата, тушатся свечи и свет, все собравшиеся верующие стоят неподвижно, а чтец торжественно произносит псалмы с середины храма. В этих словах звучит молитва скорби, покаяния и надежды.

Шестопсалмие считается обязательным для утреннего богослужения, так продолжается круглый год, за исключением Пасхальной недели

Этот факт говорит об огромной важности шестопсалмия. Считается, что в нем отражено наиболее важное событие в жизни человечества — пришествия Господа в мир

В нынешнем виде шестопсалмие вошло в богослужение приблизительно в 7 веке. Упоминания об этом можно встретить в уставах монастырей и в записях многих священников той эпохи. По некоторым сведениям считалось, что в какой-то степени шестопсалмие может заменить собой весь Псалтырь. До сих пор точно не известно, кем было установлено шестопсалмие. Также доподлинно не известно, почему в него входят именно эти шесть псалмов. Однако то, что их что-то объединяет, — это установленный факт.

Псалом 37

Господи! да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене: яко стрелы Твоя унзоша во мне и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих: яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца; весь день, сетуя, хождах, яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых, и смирихся до зела: рыках от воздыхания сердца моего. Господи! пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися; сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа; и ближнии мои отдалече мене сташа, и нуждахуся ищущии душу мою; и ищущии злая мне — глаголаху суетная, и льстивным весь день поучахуся. Аз же, яко глух, не слышах, и яко нем — не отверзаяй уст своих; и бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения. Яко на Тя, Господи, уповах; Ты услышиши, Господи, Боже мой. Яко рех: да некогда порадуют ми ся врази мои, и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша; яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем. Врази же мои — живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды. Воздающии ми злая возблагая оболгаху мя, зане гонях благостыню. Не остави мене, Господи, Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою. Господи спасения моего! Не остави мене, Господи, Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего!

Psalm 87

O Lord God of my salvation, I have cried day and night before thee:
Let my prayer come before thee: incline thine ear unto my cry;
For my soul is full of troubles: and my life draweth nigh unto the grave.
I am counted with them that go down into the pit: I am as a man that hath no strength:
Free among the dead, like the slain that lie in the grave, whom thou rememberest no more: and they are cut off from thy hand.
Thou hast laid me in the lowest pit, in darkness, in the deeps.
Thy wrath lieth hard upon me, and thou hast afflicted me with all thy waves. Selah.
Thou hast put away mine acquaintance far from me; thou hast made me an abomination unto them: I am shut up, and I cannot come forth.
Mine eye mourneth by reason of affliction: Lord, I have called daily upon thee, I have stretched out my hands unto thee.
Wilt thou shew wonders to the dead? shall the dead arise and praise thee? Selah.
Shall thy lovingkindness be declared in the grave? or thy faithfulness in destruction?
Shall thy wonders be known in the dark? and thy righteousness in the land of forgetfulness?
But unto thee have I cried, O Lord; and in the morning shall my prayer prevent thee.
Lord, why castest thou off my soul? why hidest thou thy face from me?
I am afflicted and ready to die from my youth up: while I suffer thy terrors I am distracted.
Thy fierce wrath goeth over me; thy terrors have cut me off.
They came round about me daily like water; they compassed me about together.
Lover and friend hast thou put far from me, and mine acquaintance into darkness.

Псалом 102

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его! Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его! Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя; избавляющаго от истления живот твой; венчающаго тя милостию и щедротами; исполняющаго во благих желание твое; обновится, яко орля, юность твоя. Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым — хотения Своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам; яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Яко же щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко Той позна создание наше: помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава — дние его; яко цвет сельный, тако отцветет. Яко дух пройде в нем — и не будет, и не познает ктому места своего, Милость же Господня — от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на небеси уготова престол Свой, и царство Его всеми обладает. Благословите Господа, вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящий слово Его, услышати глас словес Его! Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящий волю Его! Благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте владычества Его! Благослови, душе моя, Господа. На всяком месте владычества Его, благослови, душе моя. Господа!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector