Дионисий
Содержание:
- ДИОНИСИЙ (художник)
- Иконопись
- Начало пути светского иконописца
- Литература
- Творческое наследие
- Общение с Пафнутием Боровским
- Помпа и проагон
- Основные направления деятельности Дионисия и их результаты.
- «Белозерский» период
- Происхождение имени Дионисий
- Судьба
- Преподобный Дионисий Радонежский, дата памяти 25 мая
- Московский период
- Дионисий
- Что это за праздник
- Сельские дионисии
- Литература
- Известные люди и святые с именем Дионисий
ДИОНИСИЙ (художник)
ДИОНИСИЙ
(ок. 1440 – после 1503), русский художник, мастер фрески и иконописи. Также по теме: ИКОНА ПРАВОСЛАВНАЯ
О биографии Дионисия практически ничего не известно. Первый крупный заказ он получил между 1467 и 1476, когда украсил фресками и иконами церковь Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре; Дионисий работал здесь под началом старшего мастера, Митрофана, однако завоевал уже достаточный авторитет, поскольку летопись упоминает обоих художников как «пресловущих паче всех» (т.е. славнейших). Известно также, что он писал фрески и иконы в Успенском соборе Московского Кремля (1481, совместно с Тимофеем, Ярцом и Коней), что свидетельствует о его высокой репутации при дворе великого князя московского Ивана III, а также в церкви Успения Богоматери Иосифа-Волоколамского монастыря (после 1485, совместно со своими сыновьями у учениками – Феодосием и Владимиром – и старцем Паисием) и в Павлово-Обнорском монастыре (близ Грязовца на Вологодчине; 1500). Среди этих произведений, сохранившихся на месте либо перенесенных в музеи, бесспорно принадлежащими кисти Дионисия считают: фрески Похвальского и Петропавловского приделов, жертвенника и алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, а также иконы – Богоматерь Одигитрию
из Вознесенского монастыря Кремля (1482),Митрополита Алексея в житии (обе – в Третьяковской галерее) иМитрополита Петра в житии (Успенский собор Московского Кремля),Распятие иСпаса в силах из Павлово-Обнорского монастыря (обе иконы – в Третьяковской галерее).
Для стиля Дионисия типичны более грациозные (в сравнении со стилем Рублева) и значительно более удлиненные по пропорциям фигуры, прохладные (в особенности во фресках) колористические гаммы с преобладанием изысканных светлых оттенков, тяготение к идеальной красоте ликов, как правило, лишенных этнической – греческой или русской – характерности. Явственней всего эти черты, вкупе с декоративным чутьем мастера, проступают в самом масштабном его творении – в исключительно хорошо, практически без поновлений сохранившихся росписях собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря, которые он создал в 1502 вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром (что касается икон из этого собора, то самые ценные их них находятся ныне в Третьяковской галерее и Русском музее). Сюжетно здесь доминируют сцены земной жизни Богородицы вкупе с символическими мотивами из ее акафиста (созданного в 6 в. Романом Сладкопевцем); все в целом слагается в зрительный гимн Свет неизреченно Родившей
, исполненный удивительной духовной гармонии и грациозного благородства форм. Краски буквально излучают свет, во многом благодаря тому, что белый цвет впервые в древнерусском искусстве обретает самоценное звучание.
Также по теме:
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Будучи человеком вполне мирским (известен исторический анекдот о том, как он согрешил в Пафнутьевой обители тем, что принес туда жареную баранью ногу, т.е. еду в высшей степени не монастырскую), Дионисий, тем не менее, прославился среди современников как «изящный и хитрый» изограф. Его высоко ценил преподобный Иосиф Волоцкий, возможно, именно ему адресовавший свое Послание иконописцу
(конец 15 в.), написанное в защиту икон против еретиков.
Влияние мастера породило в 16 в. целую традицию или «школу Дионисия», к которой принадлежал, в частности, его сын Феодосий (известнейшее произведение последнего – росписи Благовещенского собора Московского Кремля, 1508).
Также по теме:
ИКОНА
Иконопись
Постигая ремесло, Дионисий сначала писал под руководством опытных мастеров. Такова была 10-летняя работа над росписью церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре, после которой живописец обрел репутацию мастера своего дела. В 1481 году художнику поручают почетную миссию — создать иконостас в Успенском соборе Московского Кремля.
Фреска Дионисия «Богоматерь Одигитрия (Смоленская)» / Википедия
Отношение заказчиков к живописцу иллюстрирует тот интересный факт, что за работу тот получил крупный задаток в 100 целковых. В помощь себе Дионисий взял трех художников, а сам занялся деисусным чином — наиболее ответственной частью работы. Уже здесь он проявил себя как “мастер преизящный”, олицетворяющий черты московского иконописного стиля — изящную удлиненность пропорций, праздничность и светлость красок, красоту ликов.
Иконы Дионисия относятся к периоду расцвета Московской Руси, недавно сбросившей угнетавшее ее столетиями татаро-монгольское иго. 1482 годом датируется икона “Богоматерь Одигитрия”, также написанная для Кремлевского собора. Другими работами, сохранившимися по сей день, стали “Сошествие во ад”, “Крещение Господне”, “Распятие”, “Спас в силах”.
Судьба фресок Дионисия печальна: большинство из них подверглось разрушению. Настенные росписи мастера, авторство которых не вызывает сомнений — это фрески в храме Рождества Богородицы на территории Ферапонтова монастыря. В монументальной работе художнику помогали сыновья и подмастерья.
Росписи полны светлого и радостного настроения, которое сопутствует прославлению Пресвятой Богородицы — все изображения посвящены фрагментам ее жизни, включая сюжеты из акафиста. Гармония чистых, нежных красок, среди которых преобладают зеленоватые и золотистые тона, вторит эмоциональному строю образов.
Фреска Дионисия «Сошествие во ад» / Википедия
За сохранность древних фресок можно благодарить бедность удаленного северного монастыря, который не мог позволить себе “подновлять” стены, а потому росписи остались почти в первозданном виде.
Творчество Дионисия сродни откровению, через которое земной мир вступает в общение с миром невидимым. Иконы художника выражают духовные искания эпохи, представляя высокие образцы жанра религиозного искусства. Шесть работ древнерусского мастера демонстрируются в экспозиции государственной Третьяковской галереи.
Начало пути светского иконописца
Биография Дионисия, считавшегося ведущим московским иконописцем, полна загадок. По предположениям ученых, Дионисий родился в конце 1430 — начале 1440-х годов и, согласно синодику, происходил из известного дворянского рода Чириковых, начало которому положил Петр Ордынский, татарский царевич, принявший православную веру. А вот учителем Дионисия принято называть иконника Митрофана. Они вместе трудились над одной из самых ранних работ Дионисия – росписью церкви Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре в 1467 году. Ростовский архиепископ Вассиан Рыло упоминал имя Митрофана первым, поэтому, надо полагать, руководил работами именно он.
Как бы то ни было, роспись Пафнутьева Боровского монастыря сыграла в судьбе Дионисия решающую роль. Вероятнее всего, именно после знакомства царя Ивана III с этой работой, Дионисий и члены его артели получили заказ на оформление иконостаса Успенской церкви в Москве (1481 год). И это при том, что в отличие от большинства иконописцев того времени, Дионисий не был монахом и даже не соблюдал посты. Однажды, вопреки запрету игумена Пафнутия, Дионисий принес в монастырь зажаренную с яйцами баранью ногу. Яйца оказались несвежими, и иконописец тяжело заболел. Только после того, как Дионисий покаялся перед Пафнутием, он пошел на поправку.
Литература
- Maassen Fr. Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande. Graz, 1870. S. 422-440;
- Krusch B. Die Einführung des griechischen Paschalritus im Abendlande // NA. 1884. Bd. 9. S. 99-169;
- Amelli A. Prolegomena de codicis Novariensis XXX collectione Dionysio-Hadriana. Pars 2: Collectionis Dionysio-Hadrianae excerpta // Spicilegium Casinense. Monte Cassino, 1888. T. 1. P. LXXI-LXXX, 197-252;
- Ecclesiae occidentalis monumenta juris antiquissima / Ed. C.-H. Turner. Oxf., 1899;
- Van de Vyver A. Cassiodore et son oeuvre // Speculum. 1931. Vol. 6. P. 244-292;
- idem. Les «Institutions» de Cassiodore et sa foundation а Vivarium // RBen. 1941. T. 53. P. 59-88;
- Schwartz Ed. Kanonensammlungen der alten Reichkirche // ZSRG. K. 1936. Bd. 56. S. 1-14;
- Wurm H. Studien und Texte zu Dekretalensammlung des Dionysius Exiguus. Bonn, 1939;
- idem. Decretales selectae ex antiquissimis Romanorum pontificium epistulis decretalibus // Apollinaris. R., 1939. Vol. 12. P. 40-93;
- Courcelle P. P. Les letters grecques en Occident: De Macrobe à Cassiodore. P., 1943;
- Van Hove A. Prolegomena ad Codicem juris canonici. Mechliniae, 1945. P. 157-161;
- Rambaud-Buhot J. Denys le Petit // DDC. 1949. T. 4. P. 1131-1152;
- Peitz W. M. Dionysius Exiguus-Studien: Neue Wege der philologischen und historischen Text- und Quellenkritik / Hrsg. H. Förster. B., 1960;
- McCarthy D. P. The Emergence of Anno Domini // Time and Eternity: The Medieval Discourse / Ed. G. Jaritz, G. Moreno-Riano. Turnhout, 2003. P. 31-53;
- Петр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских Соборов. М., 2005.
Творческое наследие
До VI столетия труды святого Дионисия Ареопагита были известны только богословам Александрийской церкви. Общецерковное признание и толкование началось с конца VI века.
Богословские творения Дионисия Ареопага оказали огромное влияние на формирование христианских философских воззрений. Спустя 11 столетий (в XVI веке) они подверглись тщательному анализу и критике, в результате чего многие богословы усомнились в авторстве и времени написания Ареопагитиков (текстов, приписываемых Дионисию).
Особенно остро реагировали на богословские труды католические и протестантские философы. Но для православных Ареопагитики сохранили свое значение, как часть мировоззрения на христианскую религию. Дионисий проявил себя как самостоятельный мыслитель и изобретатель новых богословских терминов.
Иоанн Дамаскин, Фома Аквинский приняли философские взгляды Дионисия и использовали их в своих трудах и спорах с представителями еретических течений.
В «Сборник Ареопагитиков» входят труды:
- «О божественных именах»;
- «О церковной иерархии»;
- «О небесной иерархии»;
- «О Таинственном Богословии»;
- послания Гаию служителю;
- Дорофею литургу;
- Сопатру иерею;
- Поликарпу иерарху;
- Титу иерарху;
- Демофилу служителю;
- Иоанну Богослову.
В книге «О Небесной иерархии» Дионисий перечислил и охарактеризовал ангельские чины, начиная от Серафимов и заканчивая ангелами (Собор Небесных Сил бесплотных). В сочинении «О церковной иерархии» выражена сущность церковных служб, основанных на священноначалии, которому должны подчиняться все христианские церкви.
Дионисий Ареопагит в своих сочинениях разъясняет, что приблизиться к Богу без веры человеку невозможно. Крещение и Евхаристия дают возможность получить Благодать Божью. Святые таинства имеют двойственную природу: духовные по сути и чувственные по образу. Имена (названия) в молитвенных обращениях, церковных службах, богословских трудах выполняют роль ступенек на пути Богопознания.
В Русской Православной Церкви о трудах афинского философа стало известно от Иоанна Дамаскина. Перевод Ареопагитик с греческого был сделан афонским монахом в 1371 году. Благодаря сочинениям Дионисия Ареопагита русские православные философы познакомились со взглядами и традициями средневекового мистицизма и неоплатонизма.
Общение с Пафнутием Боровским
Работая в монастыре, Дионисий еще застал в нем его основателя Пафнутия Боровского, православного святого, монашеский подвиг которого длился целых 63 года. Согласно преданию, описывающему краткую биография иконописца Дионисия, тот дважды на себе испытал чудодейственную силу его молитв.
Сначала преподобный исцелил героя нашей статьи, когда у того сильно разболелись ноги по неизвестной причине, а затем, когда он впал в недуг, нарушив заповедь, установленную самим Пафнутием. Она обязывала всех, кто находился на территории монастыря, не вносить мясную пищу в обитель. Мирянам мясо есть разрешалось, но только за пределами монастыря. Дионисий же посмел нарушить это правило.
По всей видимости, он просто позабыл о нем, потому что был сильно увлечен и поглощен своей работой. Но как только он проглотил самый первый кусок запретной на территории этого монастыря пищи, он тут же обо всем вспомнил. Описывая кратко иконописца Дионисия, нужно отметить, что он искренне переживал из-за случившегося. Его тело тут же покрылось сыпью, только Пафнутий, простив его, прочитав молитвы, смог помочь побороть этот недуг.
Помпа и проагон
Считается, что помпа занимала большую часть первого дня празднования. Когда солнце садилось, наступало время для комоса — веселого праздничного шествия.
На второй и третий день проходили состязания детских и мужских дифирамбических хоров. Затем, в течение 3-4 дней проводились драматические агоны, и это была кульминация праздника.
В дифирамбических хорах принимали участие знаменитые поэты (Пиндар, Симонид) и лучшие флейтисты. В завершение этих соревнований совершалось жертвоприношение — в жертву приносили молодых бычков. Мясом угощали всех присутствующих.
А далее начинался пир. Это было не только веселое, но и достаточно опасное время, поскольку толпы пьяных людей, изображающих свиту Диониса, в угаре были способны даже на преступление.
На следующий день, когда в городе более-менее наводился порядок, драматурги объявляли названия ставящихся пьес. Они выбирались судьями по жребию (проагону). Примерно в середине 5 века н.э. проагоны проводились у подножия Акрополя.
Основные направления деятельности Дионисия и их результаты.
Результатом данной деятельности стали росписи:
- Собор Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре(1467-1477)
- Успенский собор в Москве( 1481)
- Работа в Иосифо-Волоколамском монастыре: роспись церкви Успения Богоматери
(фрески не сохранились, так как собор был полностью перестроен в 17 веке)
Росписи и иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (совместно с сыновьями Феодосием и Владимиром)
Другим направлением деятельности Дионисия стала иконопись. Он создавал и отдельные иконы, и целые иконостасы. И здесь проявились его особенности черты иконописания: произведения носили праздничный характер, даже парадность, отражая эпоху расцвета Руси. Краски светлы, фигуры изящны, а лики прекрасны. Образы чисты, смиренны, призывающие к духовному очищению.
Результат данной деятельности – множество икон, созданных мастером. Правда, дошло до нас лишь их небольшое количество. Вот некоторые из икон.
- Сошествие в ад, 1495—1504 гг. Русский музей.
- Распятие, 1500
- Митрополит Алексий с житием( Третьяковская галерея)
- Митрополит Пётр с житием (музеи Московского Кремля)
- Икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля, 1492 («Апокалипсис или откровение Иоанна Богослова, видение конца мира и страшного суда».
- «Богоматерь Одигитрия» из Вознесенского монастыря в Московском кремле, 1482
Таким образом, Дионисий — один из талантливых иконописцев, художников эпохи расцвета централизованного государства. Его росписи, иконы — свидетельство неповторимой, индивидуальной манеры, ставшей образцом для его последователей. Его творения — это песнь в красках, прославляющая добро и красоту. Идея величия России, восхваление её, прославление её истории – всё это сделало произведения Дионисия настоящим достоянием России и всего мира. Не случайно 2002 год, когда исполнилось 500 лет росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, ЮЕЕСКО объявило годом Дионисия.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Сошествие в ад. 1495—1504 гг. Русский музей.
Распятие. 1500
Алексий, митрополит Московский с житием, начало 16 века.
Митрополит Пётр с житием , 1480-е годы (музеи Московского Кремля)
Богоматерь Одигитрия», Вознесенский монастырь Московского Кремля, 1482
Икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля, 1492
Евангельские сцены, роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1495-1496.
Ферапонтов монастырь 1397г. Вологодская область.
Ферапонтов монастырь. Слева направо: собор Рождества Богородицы (1490), колокольня (17 в.) и церковь Благовещения (1530—1534).
Николай Чудотворец..Собор Рождества Богородицы (1495-1496)). Фрески Дионисия.
Успенский собор в Москве.1475-79.Автор проекта Аристотель Фиораванти.
Фрески Дионисия в Успенском соборе.
Голова неизвестного святого. Фреска в Соборе Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре(1467-1477)
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь( основан в 1448). Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Калужская область.
«Белозерский» период
Знакомство и общение с преподобным Иосифом, который в то время считался одним из самых авторитетных людей в богословском отношении, многое дал Дионисию. Особенно это заметно на его работах, которые исследователи относят к «белозерскому» периоду. По мнению искусствоведов, его начало можно отнести к 1490 годам, а вот самыми поздними из дошедших до нас икон считают так называемые «северные письма» Дионисия, которые датируют 1500 годом. Их иконописец писал для Павло-Обнорского монастыря, который расположен неподалеку от Вологды.
В 1502 году Дионисий создает фрески для Богородице-Рождественского собора, расположенного на территории Ферапонтова монастыря. В этом ему помогают сыновья. А вот уже следующий год официально многими считается годом его смерти, хотя есть основания полагать, что прожил он значительно дольше.
Еще один интересный момент о судьбе Дионисия. Считается, что незадолго до своей кончины он принял постриг инока, проведя остатки своих дней в монастыре, как говорили в те далекие времени в богомыслии и безмолвии.
С уверенностью сегодня можно заявлять, что Дионисий был одной из самых выдающихся личностей того временного периода.
Происхождение имени Дионисий
Как и многие другие традиционные христианские имена, Дионисий – наследие греческой традиции. Зародилось это имя задолго до христианства, при этом означало принадлежность носителя богу Дионису.
Из греческого языка это имя перешло в большинство языков индоевропейской группы.
В России это имя, благодаря православной традиции и святцам, широко распространено, но претерпело некоторые изменения. Дионисий – устаревшая форма. Сейчас так называют младенцев лишь при крещении, а в обычной жизни используют мирскую форму – Денис. По статистике, из десяти тысяч младенцев-мальчиков 172 ребенка – Денисы. Такие данные лишь подтверждают тенденцию возрастания популярности исконных православных имен.
Судьба
Про средневековых мастеров иконописи известно не так много. О них говорят в первую очередь их работы. Однако о Дионисии известно больше, чем о великих предшественниках — Феофане Греке и Андрее Рублеве. Родился будущий художник около 1444 года, предположительно, в семье боярского сословия. Однако сведения о роде и месте рождения иконописца не сохранились.
Фреска Дионисия «Святитель Николай Чудотворец» / Википедия
Неизвестно также, у кого Дионисий учился иконописному мастерству, однако предполагают, что в 1460-е годы тот трудился под началом мастера Митрофана. К 40 годам художник возглавлял собственную артель, с которой занимался росписью соборов Московской Руси. Дионисий с командой расписывал отдельные церкви и комплексы храмов, входящих в состав монастырей, и его жизнь представляла собой череду переездов с места на место.
Личная жизнь мастера сокрыта толщей столетий, однако известно, что его сыновья Феодосий и Владимир также занимались иконописью и даже входили в отцовскую артель. Из житий становятся известны некоторые факты из биографии художника. Например, что, работая в Пафнутьево-Боровском монастыре в 1460-70-е годы, он познакомился с преподобным Пафнутием, который исцелил его от болезни, ниспосланной живописцу за непослушание.
Преподобный Дионисий Радонежский, дата памяти 25 мая
Он родился в городе Ржеве и был современником первого русского патриарха Иова. Мальчик рано остался сиротой и получил образование в монастыре, после чего принял постриг. Вскоре его назначили настоятелем Старицкого Успенского монастыря. Сюда же был сослан самозванцем Святитель Иова. Он был встречен здесь преподобным Дионисием, так как подобает святительскому сану.
В 1610 году архимандрит Дионисий был избран настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. В то время в стране царила смута. Лавра находилась в осаде. Преподобным Дионисием была организована оборона монастыря. Он стал соавтором воззвания к русскому народу, которое всколыхнуло освободительное движение.
Преподобный занимался и исправлением богослужебных книг. Но враги обвинили святого Дионисия в искажении переводов. После клеветы его арестовали и подвергли пыткам. Все издевательства святой переносил со смирением. Пересмотреть приговор для преподобного Дионисия стало возможным только после возвращения из плена патриарха Филарета. Святого полностью оправдали. В 1633 году он мирно отошел ко Господу.
Икона Преподобного Дионисия Радонежского
Московский период
После аннексии чужих земель князь Иван III начинает постройку соборов, чтобы придать своему Кремлю столичный размер. Но с Церковью Успения не задалось: ее возводили псковские зодчие Мышкин и Кривцов, но, как это у нас часто водится, качественные строительные материалы расхитили, отчего почти законченная конструкция рухнула. Царь решил пригласить иностранных зодчих, и выписал из Италии известного болонского архитектора Аристотеля Фиорованти. Тот начал работу в 1475 году. Картели же Дионисия, куда входили, помимо самого мастера, некие «Коня, Ярец да поп Тимофей», выделили авансом 100 целковых. Когда фрески были написаны и пришли царь с боярами принимать работу, то, как пишет скупой на поэтические сравнения летописец, они, «видя многочудные росписи, мнили себя, аки на небесях стоящими…».
Дионисий
Годы жизни: ок.1440-1502(?)
Дионисий — один из лучших иконописцев московской школы конца 15-начала 16 веков, продолжатель традиций Андрея Рублёва. Его деятельность совпала с прекрасной эпохой правления Ивана 3, когда Россия освободилась от монгольского ига, расширила свои территории, стала одной из могущественных стран. Это период деятельности итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, соборы которого расписывал Дионисий. Он создавал произведения, которые отражали культурный подъём России в период образования централизованного государства. Дионисий работал в период духовного подъёма , когда шло активное градостроительство, воздвигались великолепные храмы, создавались замечательные произведения искусства , прославляющие могущество страны.
Что это за праздник
Дионисии — второй по значимости праздник (после Панафинеи). Фактически дионисии состояли из двух праздников: сельские (малые) дионисии и большие (городские) дионисии, которые проходили в разное время года.
Примерный график мероприятий:
- понедельник (9 элафеболиона) — чтение дифирамбов (в рамках больших дионисий);
- вторник (10 элафеболиона) — комедии;
- среда (11 элафеболиона) — чтение трилогий, трагедий и сатирических пьес;
- четверг (12 элафеболиона) — чтение трилогий, трагедий и сатирических пьес;
- пятница ( 13 элафеболиона) — чтение трилогий, трагедий и сатирических пьес;
- суббота (14 элафеболиона) — фестиваль пандии (заключительная часть дионисий).
Также дионисии были неотъемлемой частью дионисийских мистерий.
Элементы дионисий встречались на минойском Крите, начиная с середины 2 в до н.э. Нет никаких свидетельств того, что это была новая традиция ахейских варваров. К этому времени были установлены традиции протодионисийского культа. По этой причине можно говорить о дионисиях как о древнейшей, доиндоарийской религии Крита.
Дионис — вечно новый бог, но при этом — очень древний. В библиотеке Пилоса была обнаружена табличка, на которой было начертано имя этого божества.
Культ Диониса имеет родопское происхождение: дионисийские мистерии проходили уже в эпоху Ликурга. В 5 в до н.э., Фивы (согласно преданию, именно там был зачат Дионис) был главным центром поклонения этому божеству.
Сельские дионисии
Первоначально это был сельский праздник в Аттике. Вероятно, фестиваль проводился в честь выращивания виноградных лоз. Некоторые историки, культурологи и мифологи полагают, что это древнейший праздник, изначально не связанный с Дионисом.
Сельские (малые) дионисии отмечались зимой, в месяце Посейдеоне. Деревенское население праздновало дионисии в честь первого разлива и дегустации свежего вина.
Одно из живых и колоритных описаний фестиваля дал Аристофан в своей комедии “Ахарняне”. Он описывает торжественную процессию с целью жертвоприношения, в которой принимали участие несколько уважаемых семей.
На сельских дионисиях население веселилось вовсю. Танцоры танцевали, сопровождая эффектные “па” смешными телодвижениями, и шутили (многие из этих шуток были на грани фола). Эти деревенские увеселения, как ни странно, были предтечей драматической поэзии.
Странствующие актеры, собравшиеся в труппы, разыгрывали пьесы. Обычно брались за основу пьесы, которые уже ставились в городе, и имели успех, но странствующие актеры показывали ее по-своему — так, чтобы сюжет был понятен простодушным сельским жителям.
Одним из самых забавных увеселений на сельских дионисиях были асколии. Потехи ради мальчики-подростки на одной ноге прыгали по мехам, вымазанным маслом.
Одновременно в столице Греции и в Элевсине проводился фестиваль алоя (пожинки). На этом празднике Дионис чествовался одновременно с Деметрой и Персефоной.
В разных городах Аттики празднества проводились в разные дни. При этом за весь сезон зрители могли посещать сразу несколько праздников. Афинские граждане имели возможность выехать за город, если в другое время у них не было такой возможности.
В месяце гамелионе праздновали ленеи — особый фестиваль, который был своеобразным продолжение сельских дионисий. Изначально ленеи были сельским фестивалем ленейского округа, но с течением времени его начали праздновать и в Афинах, и в афинских окрестностях. Центром фестиваля был пир, который устраивался за счет государства. Щедро лилось вино, разыгрывались трагедии и комедии.
Литература
- Акафист Пресвятой Богородице. Дионисий иконник / замысел, фотографии, оформление книги — Ю. И. Холдин; ст., комм. — Б. Н. Любимов, Е. В. Данилова : Книга-альбом. — М.: Фонд «Фрески Руси». — 2007. — 176 с. — (Проект «Свет фресок Дионисия — миру»). — ISBN 978-5-903092-04-8.
- Голейзовский Н. К. Дионисий и князь Андрей угличский // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2005. — № 4 (22). — С. 103—118.
- Голейзовский Н. К. О датировке местной иконы «Димитрий Прилуцкий с деянием» из вологодского Спасского Прилуцкого монастыря // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2003. — № 3 (13). — С. 63—71.
- Лившиц Л. И. О границе понятий «дионисиевский стиль» и «стиль Дионисия» // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. — М.: Сев. паломник», 2005. — С. 126—162.
- Лифшиц Л. И., Попов Г. В. Дионисий. — М.: Сев. паломник, 2006.
- Мельник А. Г. Неизвестный шедевр круга Дионисия // Кириллов : Краеведческий альманах. — Вологда: Легия, 1998. — Вып. III. — С. 186—192. — ISBN 5-89791-008-1.
- Мельник А. Г. Икона круга Дионисия в собрании Ростовского музея // Ферапонтовский сборник. VI. — М.: Индрик, 2002. — С. 167—174. — ISBN 5-85759-210-0.
- Недошивин Г. Дионисий: русский художник второй половины XV — начала XVI века. — М.-Л.: Искусство, 1947. — 32, с. — (Массовая библиотека тираж = 15 000).
- Нерсесян Л. В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. — М.: Сев. паломник, 2002. — 132 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94431-027-8.
- Чугунов Г. И. Дионисий. — Л.: Художник РСФСР, 1979. — 48 с. — (Массовая библиотечка по искусству).
- Холдин Ю. И. Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого / текст Е. В. Даниловой. — М.: Издат.-фотографич. центр ИФА, 2002. — 420 с.
- Холдин Ю. И. Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи, XIV—XV вв. : Проспект-каталог выставки произведений фотографического искусства. — М.: Фонд «Фрески Руси», 2006. — 176 с. — (Проект «Свет фресок Дионисия — миру»). — ISBN 5-903092-02-0.
- Художественное наследие Дионисия : Каталог выставки : Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 21 августа — 20 сентября 2002 года / ред. М. Н. Шаромазов. — М., 2002.
- Hughes L. Art and Liturgy in Russia: Rublev and His Successors // Cambridge History of Christianity. — Vol. 5. Eastern Christianity / Ed. by M. Angold. — Cambridge, 2006. — P. 276—301.
- Dulgheru E. Taboric Light in Russian Visual Culture: From the Frescoes of Dionisy to the Photographies of Yuri Holdin // Triune God: Incomprehensible but Knowable — The Philosophical and Theological Significance of St Gregory Palamas for Contemporary Philosophy and Theology / Ed. by Constantinos Athanasopoulos. — Cambridge, 2015. — P. 292—300.
Известные люди и святые с именем Дионисий
Святые с именем Дионисий
Преподобный Дионисий Олимпийский (90-е гг. XV в.—1541)
Основатель одного из старейших монастырей в Македонии. Долгое время он подвизался иноком на Афоне. Строгая подвижническая жизнь привлекала к нему множество людей. Преподобный особенно прославился тем, что умел найти общий язык с самыми настоящими уголовниками. Однажды он тихой и мудрой беседой склонил преступника, который думал ограбить его келию, к покаянию и полной перемене жизни. Получив разрешение турецких властей, преподобный Дионисий основал на горе Олимп монастырь. День его памяти 24 января.
Преподобный Дионисий Радонежский (ок. 1570–1633)
после страшной жизненной трагедии — смерти жены и детей — он стал настоятелем Старицкого монастыря. В 1605 году, после воцарения Лжедмитрия I в Москве, в обитель под конвоем был доставлен Патриарх Иов. Преподобному Дионисию было велено держать Предстоятеля «в озлоблении скорбном», однако настоятель указ проигнорировал и тайно обеспечивал узника всем необходимым. В период 1610–1612 годов он рассылал грамоты, в которых призывал собрать ополчение и выступить против иноземных захватчиков. В этот же период святой стал игуменом Троице-Сергиевой лавры и принял активное участие в обороне монастыря во время его осады войсками Лжедмитрия II. После окончания Смуты он много потрудился для восстановления обители. День памяти совершается 25 мая.
Известные люди с именем Дионисий:
Денис Фонвизин (1745–1792)
В начале своей литературной карьеры активно занимался переводами. Через некоторое время Фонвизин начинает писать собственные сатирические произведения. Особым успехом пользовалась его комедия «Бригадир», которую он читал императрице Екатерине II. В 1782 году он достиг пика своей литературной карьеры, написав комедию «Недоросль».
Денис Мацуев (род. 1975)
Пианист Денис Мацуев во время выступления на концерте в честь 150-летия Московской консерватории в Большом зале консерватории, 2015. Вячеслав Прокофьев/ТАСС
известный российский пианист. С самого детства воспитывался в обстановке классической музыки, с отличием окончил Московскую государственную консерваторию. В 1998 году, когда ему было 23 года, победил на престижном Международном конкурсе Чайковского, после чего начались гастроли по всему миру. На сегодняшний день Мацуев — единственный, кто сумел за один вечер сыграть сразу три концерта Чайковского.