Вознесенский монастырь: святыни из-под спуда памяти

В 90х годах 20 века начали проводить работы по изучению гробниц великих княгинь и цариц

В 1990 годах началась работа по изучению гробниц великих княгинь и цариц.

Как стало известно, в них были похоронены первая супруга Петра I, Софья Палеолог — жена русского князя Ивана III, а также царевна Феодосия — дочь царя Михаила Федоровича. Также захоронена жена Василия Шуйского.

2004

в этом году прошли исследования захоронений в подземной палате рядом с Архангельским собором

Было исследовано 32 могилы, в результате их были получены данные о внешности погребенных и об обряде погребения. Были отреставрирована одежда и обувь, которую нашли в тех саркофагах.


На фото изображены те самые гробницы рядом с Архангельским собором, по которым была создана одежда и обувь людей того времени

В 2014 году президент Владимир Путин предложил воссоздать исторический облик Московского кремля и восстановить Вознесенский монастырь.

Эксперты Юнеско выступили против этого строительства.

В мае 2021 года директор музея Московского кремля твердо заявила, что никакие построек не планируется. В 2021 году был демонтирован 14 корпус кремля, и на этом участке проведены археологические раскопки.

В мае 2021 года был разбит сквер, а летом в Архангельском соборе была проведена выставка, посвященная Вознесенскому монастырю.

В декабре 2021 года на Ивановской площади появились археологические окна с найденными частями фундамента Вознесенского монастыря.

К сожалению, не один из когда-то стоявших храмов не восстановили. И мы можем наблюдать красоту этих монастырей и храмов только со страниц истории.


Вот что сейчас мы можем видеть заместо того Вознесенского монастыря и ближайших к нему церквей. 2021 год

Возможно, никто из проходивших мимо этих мест, даже и не подумал, что раньше на этом месте стоял знаменитый третий по счету монастырь в Москве.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Архитектурные особенности и интерьеры собора

Главный касимовский храм возведен в традициях псевдорусского стиля с элементами псевдоготики. Любопытно, что это – один из первых храмов в России, построенный в стиле эклектики. В качестве прототипа Н. И. Воронихин взял гатчинский собор.

Касимовский храм представляет собой базилику, вытянутую с запада на восток. До наших дней от пятиглавого собора сохранилась лишь центральная глава, которая возвышается над аккуратным восьмигранном барабане. С восточной стороны собор похож на величественную башню Московского кремля. Однако, если подойти к нему поближе, становится понятно, что он невелик по размеру.

Оформление храма очень необычно. В эклектичном декоре фасадов архитектор применил традиции не только русского, но и татарского зодчества. Шатровое завершение украшено красивым ложными закомарами.

Внутри можно увидеть резные трехъярусные иконостасы, новые иконы и настенные росписи. Кроме того, паломники и туристы приходят сюда посмотреть на живописные картины, написанные по главным сюжетам Евангелия.

Архитектурный ансамбль площади Ермака

Вознесенский Собор в Новочеркасске — доминанта площади Ермака (бывшая Соборная пл.) — главной площади города, от которой начиналось строительство Новочеркасска.

Ансамбль площади состоит из собора, занимающего центральное место и 4 памятников, расположенных вокруг него:

  • От площади, которая занимает территорию 7,5 га, расходятся лучи-улицы: Красный Спуск (к берегу Аксая), проспект Платовский (дорога на г. Аксай и г. Ростов) и Ермаковский проспект (выезд из города к трассе М4-Дон).
  • С правой стороны от центрального входа в 1904 г. установлен памятник исследователю Сибири казачьему атаману Ермаку Тимофеевичу. Проект памятника разработал скульптор М. О. Микешин, постройку осуществил В. А. Беклемишев. На постаменте выбита надпись: «Ермаку донцы 1904 1581».
  • Слева от входа (южная сторона) в 1911 г., во время перезахоронения праха генерала Якова Петровича Бакланова, торжественно открыли памятник знаменитому участнику Кавказских войн, который первоначально был установлен на его могиле на кладбище Воскресенского монастыря в Санкт-Петербурге (архитектор Н. В. Набоков). В годы советской власти памятник подвергся разрушению, и был восстановлен в 1995 г.
  • С восточной стороны в 2005 г. установили памятник «Примирения и Согласия». В центре композиции — казачка и мальчик перед 7-метровым крестом, по кругу расположены камни с названиями казачьих войск. Идея навеяна трагедией казачества во времена Гражданской войны, когда общество раскололось на красных и белых. Открытие памятника — символ единства казаков, независимо от политических взглядов.
  • Памятник основателю города Матвею Платову был в 2003 г. установлен в самом начале проспекта его имени, напротив центрального входа в собор. Конная скульптура воплотила динамичный образ героического «вихрь-атамана».

История

До основания Новочеркасска главным храмом Донского войска служил Воскресенский войсковой собор в Черкасске.

Вознесенский собор был заложен и освящен при основании города Новочеркасска в 1805 году, в праздник Вознесения. Фактически же строительство началось только 1 октября 1811 года. Автором проекта был архитектор Алоизий Руска. Перед строительством храма были проведены большие землеустроительные работы по выравниванию прилежащего к будущему храму проспекта (ныне Платовский проспект).

После того, как в 1818 году братья Руски покинули Россию, строительство собора продолжил архитектор Амвросимов. В 1846 году при сведении главного купола неожиданно обрушилась часть храма. То же самое произошло в 1863 году со вторым вариантом собора, строившимся по проекту И. О. Вальпреде.

В 1891 году казаками было принято решение приступить к строительству третьего варианта собора, проект разработал академик архитектуры А. А. Ященко. 24 марта 1891 года проект был высочайше утверждён. Строительство и оформление храма было полностью завершено к 1904 году, однако здание в целом освятили и открыли только 6 мая 1905 года.

Новочеркасский войсковой Вознесенский кафедральный семиглавый собор был построен в ново-византийском стиле. Он вознесся на высоту около 75 метров, уступив по размерам только храму Христа Спасителя и Исаакиевскому собору. По своим габаритам собор вписывается в прямоугольник 62х70 метров, вмещает около 5 000 прихожан. Размеры храма: длина от линии внешних стен — 52 метра, с порталом — 65 метров; ширина — 36 метров, с порталами — 62 метра; высота от земли до яблока креста — 56 метров, с яблоком и крестом — 61 метр. На каждом портале предусматривалось разместить по 6 колонн высотой 13 метров и диаметром 1,5 метра.

Затраты на строительство составили около 2 миллионов рублей. На колокольне разместили 9 колоколов общим весом около 33-х тонн. Колокола поднимали их вручную канатами.

Первоначально все купола собора были покрыты червонным золотом, а главный крест инкрустирован горным хрусталем. Работы по золочению куполов проводила фирма Семена Абросимова из Санкт-Петербурга. Высота центрального купола с крестом достигает 74,6 метров. На фасаде собора в 1902 году установила часы диаметром около 2-х метров. Часовой механизм был внутри собора.

В советское время с куполов было снято позолоченное медное покрытие, взамен храм должны были покрыть листами железа, но долго этого не делали и здание постоянно подвергалось действиям природной стихии — заливалось, засыпалось снегом, также была выведена из строя система отопления. В 1903—1923 годах ключарем собора был священномученик Захария (Лобов). В 1934 году Вознесенский собор был закрыт, само здание использовалось как склад.

Собор был вновь открыт в 1942 году, во время немецкой оккупации. В послевоенные годы в подвальных помещениях находился продуктовый склад, а наверху шли церковные службы.

С 1986 года по 1994 год в Новочеркасском Вознесенском кафедральном соборе служил архимандрит Модест (Потапов). А в 1989 году был назначен настоятелем Новочеркасского Вознесенского кафедрального собора.

В 2001 году начались крупномасштабные реставрационные работы. В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора реставрация фасада здания была успешно завершена. Оборудована система подсветки и проекций библейских сюжетов на фасад

В 2010—2011 годах купола были вновь покрыты золотыми листами, а в крест вставлен камень из горного хрусталя.

В 2014 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ко дню Святой Пасхи 2014 года храму Вознесения Господня усвоен статус Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора. Новочеркасский собор стал вторым Патриаршим собором в России. До этого единственным Патриаршим собором был Успенский собор Московского Кремля.

Лица, в нём погребённые

Основная статья: Некрополь Вознесенского монастыря

Вознесенский собор был также усыпальницей для женщин царского рода. В нём находилось множество могил: «интересно, что под полом храма оказалось почти в два раза больше захоронений (около 70), чем было надгробных памятников в его интерьере (35) — память о многих могилах, особенно удельных княгинь и детей, утрачена давно».

Среди похороненных в соборе были Софья Витовтовна (жена Василия I), София Палеолог (жена Ивана III), несколько жен Ивана Грозного, начиная с Анастасии Романовны и кончая Марией Федоровной Нагой — матерью царевича Дмитрия, великая княгиня Евдокия Алексеевна (дочь Алексея Михайловича), царица Мария Владимировна (первая жена Михаила Феодоровича) и Наталья Кирилловна (мать Петра I), Агафья Семёновна Грушецкая жена Федора III. Последнее погребение в соборе датировалось 1731 г., когда умерла царевна Прасковья Ивановна (дочь царя Ивана Алексеевича).

История строительства

Строительство собора берет свое начало в 70-х годах XIX века, но тогда лишь велась переписка между епископами Туркестанской епархии о необходимости создания православной церкви. Только в 1903 году, после освещения фундамента, началось непосредственное возведение будущего собора. Строительство продолжалось чуть дольше трех лет и завершилось в 1907 году. Внутреннее убранство рисовали в художественных мастерских Киева и Москвы, главным инженером строительства был Андрей Зенков, возводили собор по проекту архитектора Константина Борисоглебского.

До 1927 года собор использовался по своему прямому назначению. Затем в годы советской власти, богослужения были под запретом, как и во многих православных сооружения в то время. В 1929 году в здании собора разместили Центральный государственный музей Казахстана. Затем на протяжении лет в здании размещались разные общественные организации, а в колокольне разместили антенну для первой во всем Казахстане радиостанции. Также при советской власти пытались демонтировать кресты, но после несчастного случая с одним из рабочих, который сорвался с высоты и разбился насмерть, кресты решили оставить. Сейчас они украшают собор точно так же, как и сто лет назад.

В 1976 году были выполнены первые реставрационные работы. В 1995 году правительство Республики Казахстан вернуло собор Русской православной церкви, в этом же году была проведена повторная реставрация и затем возобновили богослужения. В 2017 году Вознесенский собор снова реставрировался, в ходе работ были восстановлены фрески.

Константин Павлов

Во время Октябрьской революции были разрушены стены и купола храмов

В 1917 году осенью во время Октябрьской революции были разрушены стены и купола храмов.

Члены священного собора, после обстрела монастыря писали о разрушениях:

Монахиням велели оставить обитель и поселиться временно в церкви Лефортовской больницы.

Некоторую часть икон и драгоценности успели тайно вынести из обители и спрятать их на подворье.

Ценности все равно были найдены и отправлены в Оружейную палату.

Некоторые ценности были перенесены в собор двенадцати апостолов.

Кельи монастыря стали использовать как общежитие, в котором проживал обслуживающий персонал Кремля. В храме во имя святой Екатерины устроили гимнастический зал.

В 1918 году учредили специальную кремлевскую комиссию о сохранении кремлевских зданий. Его руководители были архитекторы Иван Рыльский и И. И. Дюмулен.

В монастыре вознесенском было решено отремонтировать все повреждения, а также обновить купола и штукатурку.

Но, к сожалению, финансирования на это дело не хватило. Поэтому задуманное вовсе не осуществилось.

Восстановили только те места, которые были сильно повреждены от обстрела.

В 1918 году в декабре из монастыря изъяли одну из церковных ценностей — икону храма Богоматери Одигитрия.

Ее передали сначала в Мироваренную палату Патриаршего дворца, затем отправили в Государственный исторический музей и Государственную Третьяковскую галерею.


Икона Божией Матери «Одигитрия» первой четверти 15 века. Именно ее удалось спасти во время обстрела Вознесенского монастыря. Она была спасена и в конце осталась в Третьяковской Галерее

В 1920 году работы по поддержке и сохранение зданий кремля были восстановлены.

Постепенно состояние здания стало ухудшаться, грунт в монастыре совсем просел и стены корпусов совсем развалились. Но восстановительных работ проведено не было.

Вскоре на различных заседаниях были подняты такие вопросы, о сносе монастыря и постройки там военной школы.

Многие были против этого, но в 1929 году монастырь взорвали. Саркофаги с останками из усыпальницы были перенесены в Архангельский собор. Также были спасены и вынесены 4 иконы.

1929

в этом году монастырь взорвали, вместо него — военная школа

К сожалению, при сносе монастыря не смогли установить замерки, по которым был построен храм.

На месте разрушенного храма построили корпус военной школы.

Экспозиция «Вознесенский монастырь в Московском Кремле» в Архангельском соборе

В Архангельском соборе Московского Кремля в начале августа 2016 г. состоялось открытие выставки «Вознесенский монастырь в Московском Кремле», в экспозицию которой вошли поистине уникальные старинные церковные предметы.

Вознесенский монастырь — не сохранившаяся до наших дней женская обитель в Московском Кремле. Здание находилось с левой стороны от Спасской башни и почти вплотную примыкало к кремлевской стене.

По преданию, Вознесенский монастырь был основан княгиней Евдокией, дочерью великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича и женой великого князя Московского Дмитрия Ивановича. В мае 1407 г. Евдокия Дмитриевна удалилась в Вознесенский монастырь и приняла постриг с именем Евфросинии Московской, а после кончины была погребена по собственному указанию в соборе Вознесения Господня, который находится при монастыре. С того времени на протяжении более трех веков в Вознесенском соборе хоронили женщин, являвшихся представительницами московского великокняжеского и царского рода.

III Международный конный фестиваль «Иваново поле»

На протяжении многих веков Вознесенский монастырь вместе с Московским Кремлем переживал пожары, разорения и нашествия, однако, каждый раз, подобно Фениксу из пепла, возрождался и отстраивался вновь.

В 1917 г. революционные события в стране раз и навсегда изменили судьбу монастыря. Так, в 1918 г., после того, как в Кремль переехало советское правительство, обитель была закрыта, а спустя 11 лет, в 1929 г., было принято решение о сносе Вознесенского монастыря вместе с находившимися рядом с ним Малым Николаевским дворцом и Чудовым монастырем, чтобы на их месте построить Военную школу им. ВЦИК.

Несмотря на многочисленные попытки сохранить старинные памятники, предпринятые ведущими архитекторами и специалистами музея, все здания были полностью разрушены. И только ценой героических усилий сотрудников Музеев Кремля в минимальные сроки удалось спасти бесценные иконы и различные богослужебные предметы, а также выполнить обследование и фотофиксацию захоронений, провести архитектурные обмеры сооружений. Гробницы же покоившихся здесь цариц и княгинь были перемещены в подземную палату Архангельского собора.

На выставке представлены редкие экспонаты из Вознесенского женского монастыря, среди которых — богослужебные предметы и иконы из шестиярусного иконостаса монастырского собора, которые были написаны примерно в 1679 г., и мн др.

История Вознесенского войскового кафедрального собора

18 (30) мая 1805г. при основании г.Новочеркасска был заложен деревянный собор в честь Вознесения Господня. Церковь задумывалась как соборный храм Войска Донского.

Историки условно разделяют историю собора на несколько этапов:

1. 1811-1846 гг.

Строительство каменного собора началось только в октябре 1811 г. Однако не в честь Вознесения Господня, как он был заложен и освящен в 1805 года, а во имя Св. Благоверного Александра Невского. По одной из версий, это произошло в благодарность за милость Александра I Войску Донскому. Позднее храм вернет себе прежнее имя.

Первый проект храма по просьбе Донского атамана М.И.Платова разработал архитектор Алоизий (Луиджи) Иванович Русско (Руска). Возглавил работы по строительству его брат Иероним Иванович Русско (Руска).

По представленному проекту, собор в Новочеркасске должен был напоминать Собор Св. Петра в Риме.

Строители храма постоянно ощущали нехватку средств. Строительные работы велись только тогда, когда были деньги. Также тормозило строительство постоянная смена архитекторов и проволочки с разрешением в Петербурге принципиальных проектных вопросов.

В 1846 г. во время возведения куполов произошло обрушение здания, одной из причин которого было признано использование пористого местного известняка (“грушевский”) для удешевления строительства.

2. 1850-1863 гг.

Новый проект собора был составлен архитектором К.А. Тоном (автором проекта храма Христа Спасителя в Москве). Составленная смета расходов не удовлетворила Николая I, повелевшего удешевить строительство.

Архитектор И.О.Вальпреда сделал новый проект. Предполагалось, что собор будет состоять из пяти приделов; длина храма должна была составить более 82 м, а высота — более 70 м. Колокольня должна была достигать 84 м. Собор был заново заложен в 1850 г.

Однако и здесь работы шли медленно. На строительство поставляли недорогой кирпич; подрядчиками в работах выступали сами же казаки. Комиссии, обследовавшие собор, не находили никаких изъянов в работе строителей, но, тем не менее, в 1863 г. обрушился главный купол и часть одного малого купола с несколькими сводами. Причиной этого несчастья комиссия признала поспешность в проведении работ по завершению главного купола.

Несмотря на это, собор было решено достраивать. Однако эти работы приостановились: денег на окончание строительства не хватало, новую смету долгое время не могли составить и, к тому же, вновь решили сменить архитектора. В итоге, с 1880 по 1882 гг. недостроенное здание собора было разобрано.

3. 1893-1904 гг.

Третий проект храма разработал архитектор А.А.Ященко. После утверждения проекта в 1891 г. строительство возобновилось. На строительных работах справедливо решили не экономить. Старый фундамент углубили. Была создана специальная лаборатория для проверки прочности строительного материала.

Однако строительству на первоначальном этапе вновь не везло. После смерти Ященко работы возглавил архитектор И.П.Злобин.

Все строительные работы старались тщательно контролировать. Обнаружилось, что в фундаменте не хватало кирпича, и возведение здания по прежнему проекту могло вновь привести к трагедии. В итоге, в Петербурге решили сменить руководителя проекта. Строительные работы возглавил военный инженер К.Х. Лимаренко. Лимаренко переделал проект Ященко, уменьшив общий вес здания.

Работы активно возобновились в 1897 г., а в 1904 г. собор в Новочеркасске был наконец-то достроен. 6 мая 1905 г. собор был торжественно открыт. Он мог вместить одновременно до 5 тыс.чел. Высота внутри храма составила 51,2 м, высота снаружи — 74,7 м, длина внутри — 72,5 м, длина снаружи — 76,8 м, ширина внутри — 57,6 м, ширина снаружи 62 м, диаметр купола внутри – 18 м, и купола снаружи — 21,5 м. Первоначально все купола собора были покрыты червонным золотом; главный крест инкрустирован горным хрусталем. В соборе имелось 2 подвала: один был приспособлен для хозяйственных нужд, другой – под войсковой архив и усыпальницу военачальников Войска Донского.

Церковь Богоявления на Городке была построена в 19 веке

Церковь Богоявления на Городке — это еще один храм города Звенигорода, который был построен в 19 веке. Изначально Богоявленский храм был деревянным. Если присмотреться, то можно увидеть некую связь с Успенским собором. Что же это за связь?

Возведен Богоявленский был для того, чтобы в Успенском соборе снижалось количество служб, и на то время храм Богоявления успешно справлялся со своими функциями.

В настоящее время в храме можно увидеть фрески самого Андрея Рублева.

История Богоявленской церкви на Городке довольно печальна, так как в 30 годы 20 века храм был сожжен.

В 2001 году был заложен новый каменный храм в честь Богоявления Господня. Освятили храм в 2003 году.

В настоящее время храм считается действующим и открыт для прихожан. Храм можно посетить по адресу: Одинцовский район, город Звенигород, городок 2.

Как добраться

До Вознесенского Кафедрального собора можно добраться на метро, ближайшая станция — «Жибек жолы», линия «А». Далее по улице Гоголя в сторону парка имени 28 гвардейцев Панфиловцев, на территории которого и находится собор.

Также можно добраться на наземном общественном транспорте. До остановки «Арасан» кешені ходят автобусы № 16, 66, 112, 126. Но удобней всего доехать до остановки «Парк 28-ми гвардейцев Панфиловцев», до нее ходят автобусы № 13, 16, 22, 66, 126, 129 и троллейбусы № 1, 9, 11, 12, 19. Еще одна остановка близ собора — «улица Гоголя». До нее можно добраться на автобусах № 13, 16, 17, 22, 42, 71, 117, 126 и на троллейбусах № 1 и 12.

Рядом с собором есть парковка, это очень удобно если вы предпочитаете перемещаться на личном или арендованном автомобиле.

Еще один способ добраться до Вознесенского Кафедрального собора — это такси. В Алмате поддерживаются известные приложения Яндекс. Такси и Такси Максим, а также пользуется популярностью сервис «Лидер».

Вознесенский Кафедральный Собор. Алматы

Годы атеизма

В годы атеистического безумия при Советской власти не обошли беды стороной и Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске. В тридцатые годы храм был закрыт, службы прекратились, с куполов были сняты и медные листы, и кресты. В красивейшем храме России Советы устроили склад горючих материалов. В 1942 году храм был открыт для служб, когда город находился в оккупации.

После Второй Мировой войны в подвалах собора хранили продовольствие: муку, зерно, сахар, пивной солод. В верхнем храме все же иногда по большим церковным праздникам проводились службы. Спасительным для Вознесенского храма в Новочеркасске стал 1953 год. После кончины Иосифа Сталина разрушавшееся здание, имеющее историческую и архитектурную ценность, попало в поле зрения ученых. Оценив значимость объекта, власти дали добро на проведение внутренних и фасадных ремонтных работ. В 1974 году храм стал памятником архитектуры сначала местного значения, а в 1995 году – федерального.

Во время Октябрьской революции были разрушены стены и купола храмов

В 1917 году осенью во время Октябрьской революции были разрушены стены и купола храмов.

Члены священного собора, после обстрела монастыря писали о разрушениях:

Монахиням велели оставить обитель и поселиться временно в церкви Лефортовской больницы.

Некоторую часть икон и драгоценности успели тайно вынести из обители и спрятать их на подворье.

Ценности все равно были найдены и отправлены в Оружейную палату.

Некоторые ценности были перенесены в собор двенадцати апостолов.

Кельи монастыря стали использовать как общежитие, в котором проживал обслуживающий персонал Кремля. В храме во имя святой Екатерины устроили гимнастический зал.

В 1918 году учредили специальную кремлевскую комиссию о сохранении кремлевских зданий. Его руководители были архитекторы Иван Рыльский и И. И. Дюмулен.

В монастыре вознесенском было решено отремонтировать все повреждения, а также обновить купола и штукатурку.

Но, к сожалению, финансирования на это дело не хватило. Поэтому задуманное вовсе не осуществилось.

Восстановили только те места, которые были сильно повреждены от обстрела.

В 1918 году в декабре из монастыря изъяли одну из церковных ценностей — икону храма Богоматери Одигитрия.

Ее передали сначала в Мироваренную палату Патриаршего дворца, затем отправили в Государственный исторический музей и Государственную Третьяковскую галерею.


Икона Божией Матери «Одигитрия» первой четверти 15 века. Именно ее удалось спасти во время обстрела Вознесенского монастыря. Она была спасена и в конце осталась в Третьяковской Галерее

В 1920 году работы по поддержке и сохранение зданий кремля были восстановлены.

Постепенно состояние здания стало ухудшаться, грунт в монастыре совсем просел и стены корпусов совсем развалились. Но восстановительных работ проведено не было.

Вскоре на различных заседаниях были подняты такие вопросы, о сносе монастыря и постройки там военной школы.

Многие были против этого, но в 1929 году монастырь взорвали. Саркофаги с останками из усыпальницы были перенесены в Архангельский собор. Также были спасены и вынесены 4 иконы.

1929

в этом году монастырь взорвали, вместо него — военная школа

К сожалению, при сносе монастыря не смогли установить замерки, по которым был построен храм.

На месте разрушенного храма построили корпус военной школы.

История Вознесенского монастыря в Кремле

Первая церковь во имя Вознесения Господня была возведена из дерева, но уже в 1407 году Евдокия Дмитриевна, ставшая к тому времени монахиней Вознесенского монастыря, повелела построить ее из камня.

В иночестве Ефросиния Московская пробыла несколько недель и ушла из жизни в июле этого же года. Погребение состоялось в строящемся по ее наставлению соборе.

Стоит отметить, что преподобную москвичи стали почитать после ее смерти как покровительницу города.

Богоугодное дело по развитию обители продолжила уже невестка Евдокии Дмитриевны Софья Витовтовна, но, к сожалению, смогла поспособствовать только возведению стен главного собора, который в 1415 году выгорел дотла. Лишь в 1467 году, спустя пол века, его восстановил архитектор Василий Ермолин по настоянию супруги Василия II Темного Марии Ярославны.

Через шестнадцать лет Вознесенский собор вновь выгорел, после чего было принято решение разобрать его из-за ветхости. К новому строительству приступили лишь в 1519 году во времена правления Василия III. Предполагают, что руководил работами зодчий Алевиз Новый.

В 1588 году, уже при самодержце Федоре Иоанновиче, собор вновь перестраивают по подобию Архангельского собора Кремля.

В последующие годы культовое здание неоднократно горело и в связи с этим бедствием реконструировалось. Правда, во время сильных пожаров 1737 и 1812 годов огонь постройку практически не повредил.

Главной реликвией монастырского храма являлась древняя икона во имя Божией Матери Одигитрии, или, как ее называли еще, Путеводительницы. Существовала версия, что святой образ был спасен некогда княгиней Евдокией в год нашествия на Москву войск Тохтамыша в 1382 году. Спустя 100 лет икона сгорела во время одного из пожаров, и новый образ Богоматери на обгоревшей доске написал известный иконописец Дионисий. В настоящее время реликвия хранится в фондах Третьяковской галереи.

Помимо Вознесенского собора на территории обители со временем появились две церкви.

В 1634 году по указу Михаила Романова была возведена церковь во имя Михаила Малеина, считавшегося покровителем царской особы. Возвели культовое здание в довольно короткие сроки — за пять месяцев. Руководили работами зодчие Семейко Белый и Бажен Огурцов. Колокольню, размещавшуюся у Спасских ворот одноименной башни, подняли в XVII веке.

Вторая церковь во имя великомученицы Екатерины была построена в 1808 году на месте обветшавшей Георгиевской церкви. Инициатором строительства стал митрополит Платон. Проектные работы исполнил зодчий Карло Росси.

Культовое здание возвели в неоготическом стиле. Его размеры незначительно уступали Вознесенскому собору. Легкость и некую нарядность Екатерининскому храму придавали изящно выполненный декор и многочисленные башенки. Истинным украшением интерьера стал иконостас, который был потерян для потомков при разрушении Вознесенского монастыря при правлении большевиков.

В древние времена Вознесенский собор обители стал усыпальницей для женской половины царского рода. Здесь были захоронены супруга Василия III Софья Витовтовна, супруга Ивана III Софья Палеолог, жены царя Иоанна Грозного Анастасия Романовна и Мария Федоровна, дочь царя Алексея Михайловича Евдокия, супруги Михаила Федоровича Мария Владимировна и Наталья Кирилловна (мать императора Петра Великого), супруга Федора III Агафья Грушецкая. Последнее захоронение датировалось 1731 годом и принадлежало дочери Ивана Алексеевича Прасковье.

История Вознесенского собора в Звенигороде

Известно, что в XVI веке на месте нынешнего храма находилась небольшая деревянная церковь, точная дата постройки которой неизвестна.

Церкви уделялось особое внимание, так как она располагалась на пути следования русских государей в Саввино-Сторожевский монастырь, который был на протяжении нескольких столетий негласной православной резиденцией русских правителей

В XVIII веке при составлении городского плана Звенигород был поделен на кварталы. В результате этого распределения Вознесенский собор оказался в самом центре, в окружении густонаселенных улиц

Это дало собору еще большее количество прихожан и внимание властей

В конце XVIII века Звенигород получил статус уездного города. По существовавшим тогда правилам в таком городе должен был быть большой каменный храм. Так в 1792 году на месте деревянной церкви появился новый каменный храм в честь Вознесения Господня.

Вознесенский собор в Звенигороде был возведен в стиле классицизма. Это был одноглавый четверик с трапезной и четырехъярусной колокольней. Храм имел три придела, главный из которых был освящен в честь Вознесения Господня, а два других — во имя Толгской иконы Богоматери и Николая Чудотворца.

Рядом, за оградой, были построены деревянные дома, выходившие фасадами на храм. Они являлись собственностью служащих прихода. В одном находилась церковная школа и просфорня, во втором жило духовенство храма, а другие сдавались внаем. Дома были расположены в одну ровную линию и отделяли церковное здание от торговой площади.

Остальная территория холма возле храма предназначалась для открытых богослужений, крестных ходов и праздничных мероприятий.

Начало нового строительства

Но не мог город Новочеркасск прожить без храма Божьего, да и казаки недаром слывут людьми упорными. Неудачи, преследовавшие возведение собора, не умалили их решимость довести дело до конца, и в 1889 году в столице был высочайше утверждён проект нового – третьего по счёту — храма. Его автором стал житель Новочеркасска, донской войсковой архитектор А.А. Ященко. Незадолго до этого он стал академиком, и эта работа была его дебютом в новом звании. Однако и тут не обошлось без вмешательства злого рока. Когда начали закладку фундамента, донской зодчий скоропостижно скончался, и Новочеркасский собор продолжал строиться уже без него.

Тот же рок сыграл злую шутку и следующему руководителю работ – А.П. Злобину. Ему, как и его предшественникам, пришлось давать показания следственной комиссии. Обнаружились всё те же нарушения технологических норм и подозрительно низкое качество материалов. На этот раз только чудо уберегло строителей от нового обрушения. Под страхом вечных мук в будущей жизни и уголовного суда в этой высокое городское начальство приняло меры, и дело, наконец, вошло в нужную колею.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector