Святыни и убранство собора в елохове. достопримечательность недалеко от отеля концерт
Содержание:
- Архитектор и внешняя отделка собора
- История храма
- Архитектурный ансамбль Богоявленского собора, фрески
- Возобновление служб
- Правила посещения собора
- История[править]
- Историческая справка
- Архитектура
- История
- Архитектура
- История
- История названия
- Собор во времена Великой Отечественной войны
- Современное обустройство
- Внутреннее убранство
- История храма
Архитектор и внешняя отделка собора
По просьбе прихожан в 1835 г. храм начали отстраивать заново. Архитектором был Евграф Тюрин. Треть расходов на строительство возместил Василий Щапов. Купец регулярно выделял средства в пользу православного храма, до самой смерти. Строительство закончилось в 1845 г. Проект был создан в стиле ампир. Пятикупольное здание, высотой 56 м., в центре купольная ротонда.
Интересно, что купола имеют широкие и высокие оконные проемы с тонкими переплетами, за счет чего возникает ощущение, будто главный купол парит в воздухе. Ротонда в центре украшена расписным узором над окнами. С севера и юга собор декорирован колоннадой и пилястрами. Множество декоративных элементов в проекте Тюрина скрывает тяжеловесность кубического здания и придает красивый вид.
В 1853 г. здание было освящено митрополитом Филаретом. А в конце 50-х гг. по проекту Петра Зыкова заново возвели верхние колокольни. В 1889 г. по его же проекту был создан граненый купол, расположили его над трапезной, соединенной с основным зданием небольшим проходом. На боковых фасадах выстроены ступенчатые аттики. Вдоль южного и северного фасада выложен трехарочный портик.
Отделка трапезной дополнена фигурными розетками, капителями пилястр и оконными наличниками. Стены колокольни украшены сквозными арками и круглыми колоннами. Верхушка здания – крест и маковка – украшений не имеет. В 1970-х гг. доделаны центральные капители, не оконченные при строительстве нового проекта. Главный алтарь расширен, восстановлена лепнина и живопись на трапезной и куполах.
Колокольня насчитывает 17 колоколов, общей массой более 6 т., главный из которых отлит в 1900 г. на заводе Самгина. В настоящее время собор выкрашен в светло-зеленый цвет, который великолепно оттеняет белоснежные украшения. Темный металл куполов покрыли позолотой, отдав дань новым веяниям.
История храма
Первые воспоминания о нем датированы 1694 годом. До 1711 года это был деревянный храм с приделом в честь Благовещения. В 20-х годах 18 века было принято решение Петром 1 о перевоплощении храма в камень. Деньги были выделены из пожертвований царевны Прасковьи Ивановны. Летом 1731 года было произведено освящение храма.
Через пол столетия провели капитальную перестройку храма. в начале 19 века была возведена колокольня. Все последующие года собор периодически восстанавливали и занимались облагораживанием внешнего и внутреннего вида. Высота храма от фундамента и до креста на центральном куполе составляет 56 м. Вместительность храма рассчитана на 3000 человек.
Название храма тесно связано с А.С.Пушкиным. он был крещен в данном храме. А через столетие праздновался его юбилей. На входе даре разместили мемориальною доску о том, что в данном храме было проведено крещение над великим поэтом.
Полезные статьи:
ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ОБИДНО?
Что делать когда обидно и когда не можешь справиться с обидой? Как-то оптинский старец Никон получил письмо с оскорблениями и руганью. У старца мелькнула мысль: «А кто это мог написать? От кого письмо? » Но он тут же взял себя в руки: «Никон, это не твое дело, не надо допытывать… Читайте далее
Как должна поступить мать, которая любит детей?
Я сегодня с одной маманей разговаривал, чувствую, она глазами хлопает, ни шиша не понимает. Дети выросли, обнаглели, не работают, не хотят учиться, за квартиру не платят, она их кормит. Как должна поступить мать, которая любит детей?
А ещё хамят, младший ей говорит: «А ты здесь �… Читайте далее
«Родительские проклятия действуют очень сильно».
Знайте, что проклятие, даже (просто) негодование родителей действуют очень сильно. И даже, если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у детей нет потом ни одного светлого дня в их жизни: вся их жизнь одно сплошное мучение. Потом такие де… Читайте далее
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!!! ДО СЛЁЗ, ДО ГЛУБИНЫ ДУШИ!
Жил в старой деревне отшельник-горбун,
Его опасались, его не любили.
Шли слухи о нём, будто он — злой колдун,
И люди его стороной обходили.Бродил он с картофельным ветхим мешком,
В пальто многолетнем, изъеденном молью.
И если его провожали смешком,
Он тихо вздыхал, без о… Читайте далее
В начале 30-х годов в храм передали церковную утварь, а также иконы из закрытых монастырей, которые располагались неподалеку. Во времена проведения антрирелигиозной борьбы несколько раз возникали решения о закрытии храма, но каждый раз этого избегали. В 1941 году духовенство собора обратилось к прихожанам с прошение о помощи в сборе денег для армии и все откликнулись. Было собрано немало денег, которые передали для нужд солдат.
Обязательно к прочтению: Мужские и женские действующие монастыри Москвы
С тех пор все последующие годы собор находился в обычном режиме. Туда привозили святыни из других храмов, передавали иконы и мощи для хранения. Со временем он стал Кафедральным собором столицы.
Архитектурный ансамбль Богоявленского собора, фрески
Архитектурный соборный комплекс состоит из здания церкви, трапезной, соединенной с ним проходом, и колокольни.
В Богоявленской церкви 3 престола, благодаря чему можно провести 3 литургии одним днем:
- Главный престол – в честь Богоявления.
- Престол в приделе Благовещения, созданным в 1720 г. при строительстве каменной церкви.
- Престол в приделе Николая Чудотворца, появившемся в 1792 г., после перестройки здания.
Собор украшен множеством фресок. Все расходы оплачены прихожанскими пожертвованиями. Стены главного алтаря расписаны живописцем Куликовым. Перекрытия трапезной декорируют евангельские рисунки маслом. Южный фронтон колокольни украшен фреской на тему явления ангела святой Деве Марии. На барабане центрального купола, с северной стороны, разместилась «Тайная вечеря».
А на южном фронтоне собора изображены Лука и Иисус в момент встречи с воскресшим Иешуа. Вход в храм покрыт фреской «Сошествие Духа Святаго». На южной стене Благовещенского придела изображен князь Владимир с княгиней Ольгой. Придел Николая Чудотворца имеет пристроенную к нему часовню.
Возобновление служб
По словам прихожан, они ждали возобновления служб. «Последние месяцы я провела дома, когда узнала, что сегодня утром здесь пройдет служба, очень обрадовалась. Эти дни я молилась дома, но в храме, конечно, совершенно другая атмосфера <…> Очень непривычно находиться в храме в медицинской маске и перчатках, но это разумное требование, учитывая, что риск заразиться еще есть», — рассказала жительница Москвы Елена Афанасьева.
По словам работников, в ближайшие дни все службы будут начинаться в 8 утра и проходить в Преображенской церкви. По их окончании церковь для верующих будет закрываться.
Сам храм Христа Спасителя открыт ежедневно с 10 до 17 часов, но первые службы пройдут здесь в преддверии дня Святой Троицы (или Пятидесятницы). В субботу, 6 июня, пройдет Всенощное бдение, а непосредственно в день праздника, 7 июня, будет отслужена Божественная литургия. До этого момента прихожане смогут зайти в храм, купить и поставить свечи, а также подать записки о здравии и упокоении родных и близких.
«Все эти дни мы ждали сообщения о возобновлении служб и подготовились к этому событию — при необходимости будем раздавать маски и перчатки, на полу храма сделали яркую желтую разметку в виде квадратов, на которые необходимо будет ориентироваться, чтобы соблюсти рекомендуемое расстояние. Надеемся, что ситуация постепенно наладится и мы войдем в обычный риВо время службы, — а она началась сегодня рано, в 7:20, — было сложно оценить количество прихожан. Но их было больше сотни», — рассказал ТАСС священник (максимальная вместимость Елоховского собора — 3 тыс. чел.).
Работник храма, измеряющий температуру на входе, рассказал ТАСС, что рад возобновлению богослужений. По его словам, психологически вынужденную изоляцию духовенству было воспринимать сложно: священник «обязан служить, обязан помогать — а он не может этого делать».
Для клира собора, как сообщил один из священников, новость о его открытии, поступившая во время вечерней службы 1 июня, стала приятной неожиданностью, так как служить без прихожан духовенству было тяжело. Он отметил, что Елоховский собор никогда не закрывался, даже в советское время. Тем не менее в храме, по его словам, все было готово для того, чтобы принять верующих: во время службы сотрудники прихода раздавали средства индивидуальной защиты — перчатки и маски — прихожанам, у которых их не было, а на входе каждому входящему в собор измеряли температуру.
Елоховский собор стал первым в Москве, понесшим утрату из-за коронавируса: его настоятель протоиерей Александр Агейкин умер от вызванных инфекцией осложнений 21 апреля, а вскоре умер протодиакон Евгений Трофимов. Также переболел коронавирусной инфекцией один из клириков, который сообщил корреспонденту ТАСС, что отправляется сдавать кровь для переливания заразившимся, так как у него после выздоровления были обнаружены антитела.
Правила посещения собора
Посещая храм нужно помнить:
- нельзя опаздывать и протискиваться между молящимися людьми за свечкой, лучше прийти на 10 мин. раньше;
- входить в храм мужчинам нужно с обнаженной головой, а женщине обязательно покрывать ее платком или накидкой;
- в церкви нельзя разговаривать, сотовые телефоны рекомендуется заранее отключить;
- к иконе запрещается прикладываться накрашенными губами, отказаться стоит и от другой косметики, украшений и парфюмерии;
- одежда должна быть скромной, опрятной, без вырезов, разрезов и страз, обязательно с длинными рукавами и юбкой ниже колен;
- в пасхальное богослужение уместна одежда светлых тонов, в остальные дни необходимо предпочитать темные оттенки;
- женщинам запрещено приходить в храм в брючной одежде и джинсах, мужчинам джинсы не возбраняются, но лучше предпочесть брюки;
- майки, футболки, шорты нельзя надевать в церковь даже в сильную жару;
- при входе, начиная и оканчивая молитву, прикладываясь к иконам или кресту, нужно совершать крестное знамение;
- зайдя в церковь, необходимо подойти к иконе у «Царских врат», трижды осенить себя крестным знамением и приложиться к иконе, поцеловать край одежды святого, перекреститься и уйти в сторону;
- всю службу рекомендуется стоять;
- если открыты «Царские врата» сидеть не разрешено никому, даже немощным;
- руки должны быть опущены вдоль тела, нельзя совать их в карманы, запрокидывать за спину или скрещивать на груди;
- на выходе перекреститься, обернувшись на алтарь.
Эти несложные правила нужно соблюдать в любой церкви. Грубое движение или вопросы отвлекают верующих от богослужения. Нужно уважать чувства людей.
История[править]
В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.
Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.
Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.
А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.
В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.
Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.
Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.
И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.
После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.
А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.
В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.
Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.
Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.
Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.
Историческая справка
Богатую историю скрывают под собой стены немолодого храма. В ней были и взлеты, и падения, и даже полное разрушение.
Возникновение названия собора
Согласно преданиям, на территории села Елох увидел мир новорожденный, ставший впоследствии юродивым Василием Блаженным. Возможно, храм создавался на честь явления Богородицы или чудес Господних, являемых через этого святого мужа.
Основание и строительство
Впервые о церкви в селе упоминание появилось в 1698 году, о чем гласила запись, сделанная 24 августа того года в книгах Патриаршего Казенного приказа. Со временем храм из простой древесины обветшал, что привело к необходимости создания каменного здания.
Строительство заняло несколько лет. Первый камень был заложен в 1717 году, но воздвигнуть строение удалось лишь в 1722 году. Так началась история каменного собора Богоявления в неприметном, маленьком селе возле столицы огромной страны.
Реставрации и расширения
Начало реставрации храма, а также его расширение пришлось на 1790-1792 г. В эти месяцы была осуществлена стройка вокруг храма, перестраивались трапезная и приделы, посвященные Благовещению, а также Николаю Святителю. Тогда же подверглась изменениями и колокольня. В стенах храма в 1799 году обрел свое имя во Христе и великий русский писатель А. С. Пушкин.
Время шло, столица росла, и на храм обратили внимание власть имущие. Решено было старую церковь перестроить заново
К вопросу о новом воплощении храма приобщился и известный архитектор Е.Д. Тюрин. Он и создал новый проект пятикупольного собора.
На воздвижение нового храмового здания необходимо было потратить 200 тысяч рублей, что по тем временам было просто неимоверной суммой. Треть ее взял на свои плечи известный меценат Щапов. Эта личность была известна в стране благодаря щедрым пожертвованиям на многие храмы. Купец второй гильдии, он занимал место ктитора с 1850 года и до самой кончины в 1864 году.
Старое здание разобрали в 1837 году, очистив место для нового здания. Быстро вознеслись в небеса 5 новых куполов. Уже в 1845-ом под сводами снова зазвучали первые песнопения.
Освящать храм прибыл Филарет (Дроздов), состоявший на то время в сане Митрополита Московского и Коломенского. Уже тогда, 18 октября 1853 года, он восхищался зданием, отмечая его размер, красоту и изящество, несмотря на то, что этот собор был всего-навсего небольшим окраинным приходом, приютившимся на восточных землях столицы.
Внешний вид и внутреннее убранство храма не раз еще подвергались переделкам. К тому же, многие события оставили свой след как на самом здании, так и на духовной его составляющей:
- Архитектор П. П. Зыков (2-й) руководил созданием новой трапезной в 1889 г.
- Праздник Сретение в 1925 году ознаменовался прибытием патриарха Тихона. Он сам совершил литургию и благословил прихожан.
- К 1929 году живопись куполов состарилась и требовала основательного обновления. Реставрацией ее занялся архитектор И. С. Кузнецов.
- С 1938 года стал кафедральным столичным собором, поскольку собор Богоявления, располагающийся в Дорогомилове, был закрыт 2 июля того года.
- Храм несколько раз пытались закрыть, но постоянно что-то мешало. Так, даже после воскресной литургии 22 июня 1942 года сделать этого не удалось, поскольку всех огорошила новость о том, что фашистские войска начали военные действия против страны.
- Резкое изменение статуса настигло собор в холодные февральские дни 1945 года. 25 февраля он был признан Патриаршим собором. Основной кафедрой, где постоянно проводили священнодействия Патриархи Московские и всея Руси, собор оставался несколько десятилетий. Потом, в 1991 году, передал он этот статус обратно кремлевскому Успенскому собору.
- В 1945 году под сень собора из Кремля перенесли мощи митрополита Московского святителя Алексия.
- В 70-е – 90-е годы ХХ века, когда ктиторство было возложено на Н. С. Капчука, было проведено ряд реставрационных работ и изменений. В те дни все купола были покрыты свежей позолотой, алтарь расширили, были созданы новые пристройки во дворе храма. Кроме того, в здании были установлены лифты и пробиты новые проходы. Это значительно исказило внешний вид храма с северной стороны.
Архитектура
Выстроено здание в стиле ампир. Основная часть имеет форму куба, с пятью куполами, установленными в верхней части. Купола имеют форму ротонд, в которых установлены оконные проемы. Ротонда в центре украшена искусной росписью. С севера и юга сооружение декорировано пилястрами и порталами. Сверху находятся широкие полукруглые окна, покоящиеся на двух колоннах. Строение, благодаря многочисленным элементам, имеет легкий и воздушный вид.
Арки, проходящие сквозь колокольню, делают строение изящным и грациозным. На углах верхних ярусов расположены круглые колонны. Верхний ярус не декорирован, наверху установлены маковка, покрытая сусальным золотом, а также крест. Внутренние помещения соединяется с трапезной небольшим проходом. Фасад сбоку декорирован аттиками, во внутреннем дворике построена крестильня, в котором пройти обряд крещения могут взрослые и дети.
История
Богоявленский монастырь был основан в Китай-городе еще при князе Данииле Московском. Младший сын благоверного князя Александра Невского, получив в свое владение Москву, старался украсить её храмами и монастырями, одним из которых стала Богоявленская обитель.
Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, Москва
В этом монастыре, расположенном в настоящее время на площади Революции, главным был храм Богоявления Господня. Первоначально деревянный, после пожаров 1340 года он был возведен в камне и стал одним из первых каменных сооружений, возведенных за пределами Кремля.
По преданию, первым настоятелем монастыря был брат преподобного Сергия Радонежского — игумен Стефан. С храмом также связано и имя очень почитаемого в России святителя Алексия Московского, который принял здесь постриг и проводил монашескую жизнь.
Храм Богоявления несколько раз был сильно поврежден, но восстанавливался:
- в 1451 году во время нашествия татарского царевича Мазовши большей частью выгорел, но был восстановлен вскоре;
- после Великого московского пожара 1547 г. и нашествия Девлет-Гирея 1571 г. монастырь и храм снова пришлось отстраивать заново;
- после Смутного времени вся обитель сильно пострадала, и центральный монастырь Москвы новым русским государям пришлось отстраивать вновь.
После всех событий Богоявленский храм был построен с нуля в 1624 году. Став главным храмом Москвы и усыпальницей представителей рода Романовых, он претерпел полную перестройку в стиле «нарышкинского барокко» в период с 1686 по 1694 года. Именно тогда он приобрел тот вид, который имеет в настоящее время.
При монастыре размещался большой некрополь, где были погребены представители таких знатных фамилий, как Шереметьевы, Голицыны, Меньшиковы, Репнины. Среди захоронений была могила отца святителя Алексия Московского Фёдора Бяконта. К сожалению, все надгробия над этими захоронениями были утрачены в советский период.
Архитектура
Выстроено здание в стиле ампир. Основная часть имеет форму куба, с пятью куполами, установленными в верхней части. Купола имеют форму ротонд, в которых установлены оконные проемы. Ротонда в центре украшена искусной росписью. С севера и юга сооружение декорировано пилястрами и порталами. Сверху находятся широкие полукруглые окна, покоящиеся на двух колоннах. Строение, благодаря многочисленным элементам, имеет легкий и воздушный вид.
Арки, проходящие сквозь колокольню, делают строение изящным и грациозным. На углах верхних ярусов расположены круглые колонны. Верхний ярус не декорирован, наверху установлены маковка, покрытая сусальным золотом, а также крест. Внутренние помещения соединяется с трапезной небольшим проходом. Фасад сбоку декорирован аттиками, во внутреннем дворике построена крестильня, в котором пройти обряд крещения могут взрослые и дети.
История
Храм Богоявления Господня величественно возвышается над застройками Китай-города, притягивая внимание своей нарядной архитектурой с колонками, балясинами и карнизами. Центральная апсида и восьмерик украшены крупными иконами
Святыня была построена как часть бывшего Богоявленского монастыря. Старейшая мужская обитель Москвы была основана, согласно монастырским актам, в 1296 году. Тогда были воздвигнуты кельи и первый храм из бревен в честь Богоявления Господня с приделом в честь Благовещения Девы Марии. Первым зданием монастыря из белого камня стал Богоявленский собор, построенный в 14-15 веках. В 1451 году на Московский посад пришла орда царевича Мазовши, которая сожгла большую часть построек, сильно пострадал и собор.
Уже восстановленный при Василии Втором, разросшийся при Иване Третьем, монастырь вновь пострадал от великого московского пожара в 1547 году. После похода крымского хана Давлет-Гирея на Москву, обитель была вновь отстроена уже Иваном Грозным. Особенно большие потери монастырь понес в Смутное время, поэтому, сразу с восхождением царя Михаила Федоровича на престол, приступают к восстановлению и обустройству обители. В 1624 году строится и новое каменное здание храма Богоявления.
Пожар, который случился в 1686 году, вновь уничтожил обитель. И вновь она была полностью восстановлена. На этот раз, архитектурный ансамбль монастыря был построен в стиле русского барокко. После того, как были добавлены новые кельи, с благословения владыки Адриана в 1692 году началось сооружение новой церкви. Среди тех, кто финансировал восстановление монастырского комплекса и храма, значатся члены семей князей Голицына и Долгорукова, и сама царица Наталья Кирилловна.
Нижняя церковь Богоявленского собора во имя иконы Казанской Богоматери освящалась зимой 1693 года, верхняя церковь — три года спустя в честь Богоявления Господня. Предел освятили в 1697 году в честь владыки Московского Алексия. Через 40 лет монастырские постройки были вновь повреждены в городском пожаре.
Восстанавливали обитель уже при игумене Герасиме, благодаря которому в 40-х годах 18 века, над воротами была построена церковь Бориса и Глеба со звонницей. Монастырскому комплексу все также покровительствовали князья Долгоруковы и Голицыны.
Через пять лет храм получил северный предел во имя Георгия Победоносца, а через семь лет — южный во имя Сподвижника Иакова. Кроме того, была добавлена звонница. В 1782 году церковные интерьеры были отреставрированы и украшена настенными росписями, новые части декорировали лепниной.
Особый расцвет для монастыря начался, когда с Афонского монастыря привезли мощи мученика Трифона, Пантелеимона и других святых, а также икона Божьей Матери. Ларь с мощами был установлен в соборном храме.
История названия
По московскому преданию еще в XIV столетии был густой ольховый лес и протекали речка Ольховка и Ольховец Ручей (сейчас заключенный в трубы). Как сказано в словаре Даля, название ольха и елох имеют один корень. Очевидно, это и дало название селу Елох, расположившемуся невдалеке от леса, известное еще со времени правления Димитрия Донского.
Знаменито тем, что здесь в 1469 году родился и прожил долгие 83 года Василий Блаженный, человек, который не боялся обличать даже Ивана Грозного, указывая на жестокость правителя. Проводили в последний путь святого с почестями, похоронили у Троицкой церкви на Красной площади, которую с тех пор получило имя Василия Блаженного.
Собор во времена Великой Отечественной войны
В Богоявленском соборе был организован сбор пожертвований на нужды обороны. Кроме того, церковь фронту оказала значительную материальную помощь — более 6 миллионов рублей. В годы войны отмечается необыкновенный подъем религиозных чувств верующих.
Современник тех событий, прихожанин Богоявленского собора писал, что в дни Великого поста 1942 года все стремились исповедаться и причаститься, желающих говеть было так много, что священники вынуждены были причащать и за преосвященными литургиями — по средам и пятницам. В обычные же дни для причастия, особенно в некоторые субботы, причастников собиралось так много, что служба начиналась в 6.30 и заканчивалась в 16.00-17.00.
Иконостас Богоявленского кафедрального собора
После исторической встречи со Сталиным в Кремле 8 сентября 1943 года на архиерейском соборе митрополит Сергий был избран Святейшим Патриархом. К сожалению, жить ему оставалось недолго.
В ночь с 4 на 5 апреля 1942 года городские власти разрешили проведение пасхальной службы в Богоявленском соборе, на которую собралось 6500 москвичей. А 18 мая 1944 года в дни Святой Пасхи собор вновь не мог вместить всех прихожан: на этот раз люди пришли проститься со Святейшим патриархом Сергием, который был погребен в Никольском пределе.
Современное обустройство
Очень серьезная реставрация собора началась в 1969 году, после избрания старостой Капчука Н. С., который возглавил ремонтные и восстановительные работы, затянувшиеся на 20 лет. В результате сделано очень много: полностью заменено сусальное золото и поставлены бронзовые ограды на кафедре и солее. Все полы заменены мраморными.
А под алтарем и солеями (в христианских храмах — возвышение пола перед иконостасом или алтарной преградой) пол поднят. Промыта настенная живопись, написаны новые витражи, построены реставрационные мастерские. Всего не перечислить. Собор прекрасен и достойно вписывается в обновленный центр Москвы. Но мнения о проведенной реставрации самые разные – от восторженных похвал до оценки «самоварщина». Елоховский собор в Москве (фото в полной мере передает необыкновенную красоту и пропорциональность одного из центральных культовых сооружений столицы) является национальным памятником архитектуры.
Внутреннее убранство
В октябре 1846 года прихожане обратились в Святейший Синод за разрешением украсить внутреннюю часть нового, только что отстроенного сооружения. С помощью прихожан интерьер богато украшен, в оформлении преобладают золотые цвета.
Потолочные перекрытия и стены богато расписаны тонкой росписью. К 1853 году с восточной стороны был сооружен многоярусный иконостас сложной формы высотой 18 метров. Мастера иконописи специально написали 65 образов. Войдя в помещение, человек невольно устремляет взгляд вверх – к образу Троицы Новозаветной, изображенной в купольной части центральной ротонды.
Величественная ротонда в интерьере играет доминирующую роль, опирается на громадные опорные арки, которые поддерживаются четырехгранными столпами и держат свод. Святому Богоявлению посвящен главный алтарь, есть еще два придела – с левой стороны установлен в честь Николая Чудотворца, правый – в честь Благовещения Богоматери. Роспись соборных стен сделана в первой половине 20 столетия мастерами из Мстеры, который является крупнейшим центром иконописи.
История храма
Первые воспоминания о нем датированы 1694 годом. До 1711 года это был деревянный храм с приделом в честь Благовещения. В 20-х годах 18 века было принято решение Петром 1 о перевоплощении храма в камень. Деньги были выделены из пожертвований царевны Прасковьи Ивановны. Летом 1731 года было произведено освящение храма.
Через пол столетия провели капитальную перестройку храма. в начале 19 века была возведена колокольня. Все последующие года собор периодически восстанавливали и занимались облагораживанием внешнего и внутреннего вида. Высота храма от фундамента и до креста на центральном куполе составляет 56 м. Вместительность храма рассчитана на 3000 человек.
Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Всех Святых на Соколе — расписание богослужений
Название храма тесно связано с А.С.Пушкиным. он был крещен в данном храме. А через столетие праздновался его юбилей. На входе даре разместили мемориальною доску о том, что в данном храме было проведено крещение над великим поэтом.
В начале 30-х годов в храм передали церковную утварь, а также иконы из закрытых монастырей, которые располагались неподалеку. Во времена проведения антрирелигиозной борьбы несколько раз возникали решения о закрытии храма, но каждый раз этого избегали. В 1941 году духовенство собора обратилось к прихожанам с прошение о помощи в сборе денег для армии и все откликнулись. Было собрано немало денег, которые передали для нужд солдат.
С тех пор все последующие годы собор находился в обычном режиме. Туда привозили святыни из других храмов, передавали иконы и мощи для хранения. Со временем он стал Кафедральным собором столицы.