Святыни собора богоявления в елохове и его история

Храм в честь Богоявления Господня в с. Богоявление Подворье епархиального женского монастыря

1680 г. – в селе богоявление построена деревянная церковь Богоявленич Господня.

1700 г. – царь Петр I дарит Терющевскую волость (в состав входило с. Богоявление) имеретийскому царевичу Арчилу.

1774 г. – «Богоявленская церковь с приделом святого Николая Чудотворца с новыми бревнами, перестроена к освящению, во всем подготовлена» и освещена архимандритом Оранским Димитрием.

1799 г. – большой пожар уничтожил почти все село.

1812 г. – через село Богоявление из Нижнего Новгорода в Арзамас шло народное ополчение, из Арзамаса в Нижний Новгород везли тяжелораненых пленных.

1821 г. – начало строительства новой каменной церкви по проекту О.Монферрана

1822 г. – староста Евдокимов от имени помещика села князя Г.А. Грузинского пишет прошение епископу Нижегородскому и Арзамасскому Моисею о помощи в строительстве и получил одобрение владыки.

1826 г. – церковь каменная, с каменной колокольней, построена тщанием князя Грузинского и прихожан. Престолов было три: главный, в летнем храме – во имя Богоявления Господня, освящен в 1846 г; в правом теплом приделе – во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освящен в 1828 г; в левом – во имя Святителя и Чудотворца Николая, освящен в 1830 году. В 1902 году построены трапезная и каменная церковная ограда с железными решетками и дверями. Доходы церкви были кружечные и от земли.

Церкви принадлежало: земли усадебной с погостом церковным – 3 десятины, в расстоянии ½ от церкви. Всего 36 десятин. Земля малоплодородная. Сдавалась крестьянам.

1853 г. – после смерти князя Грузинского его дочь графиня А.Г.Толстая дает вольную крепостному из села Богоявление Козину Ивану Андреевичу. Иван Козин уходит послушником в Гефсиманский скит Троице-Сергиевской лавры под именем о.Исидора. Иеромонах о.Исидор был духовным отцом священника и ученого Павла Флоренского, о котором написал книгу «Соль земли».

1859 г. – в Богоявлении открыто духовное приходское училище. Первым преподавателем был дьякон Василий Славницкий.

1879 г. – роспись храма осуществил художник Александр Шмидт, ученик Арзамасской Ступинской школы.

1892 г. – село посетил А.П.Чехов, ехавший в деревню Белая. В январе А.П.Чехов приехал в Нижегородскую губернию помочь голодающим вследствие неурожая 1890 – 1892 гг. крестьянам.

1892 г. – в селе по инициативе местного пристава А.Н. Быкова в октябре была построена часовня, в память чудесного избавления наследника Цесаревича Николая Александровича от грозившей опасности в Японии в 1891 году.

1909 г. – по инициативе священника Рафаила Певницкого было создано потребительское общество, целью которого было снабжать членов более дешевыми продуктами, товаром, сельхозорудием, а также выделением ссуд по низким процентам.

1914 г. – по инициативе Нижегородской Епархии священником Рафаилом Певницким был создан попечительский совет для оказания материальной помощи семьям, чьи кормильцы воевали на фронтах Первой мировой войны.

1922 г. – священник Рафаил Певницкий получает сан протоиерея.

1937 г. – церковь закрыта. Священника П.П.Кряжева и дьякона И.П.Лабутова арестовывают и приговаривают к смертной казни.

1958 г. – пожар в церкви, в результате сгорела колокольня.

1988 г. – церковь Богоявления Господня первой в районе стала восстанавливаться.

1991 г. – владыка Алексий I сопровождал мощи Серафима Саровского и останавливался в Богоявлении около церкви. Он обратился с приветственным посланием и благословением.

2000 г. – церковь Богоявления Господня получает статус памятника истории и культуры Нижегородской области.

2012 г. – при церкви открылся церковно-краеведческий музей.

2013 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил Богоявленский храм для освящения колоколов и провел службу в летнем храме. После его приезда церковь перевели в Архиерейское подворье.

Архитектура Богоявленского собора

Елоховскому храму удалось выстоять, и если наполненная религиозная жизнь собора была на виду у мира, то сейчас настала пора определить и его значение как национального памятника архитектуры.

Церковь во имя Богоявления Господня была основана в XVII веке. Первоначально она являлась деревянной. В 1722 — 1731 годах был построен каменный храм с приделом, посвященным Благовещению Пресвятой Богородицы.

В 1790 – 1792 годах к храму пристраивают придел во имя святителя Николая чудотворца и перестраивают Благовещенский придел. Эта церковь особенно близка каждому русскому человеку тем, что в ней на восьмой день от рождения крестили Александра Сергеевича Пушкина.

В 1845 году была построена каменная церковь, которому свойственна стилистика позднего классицизма и ампира. Несмотря на то, что Е.Д. Тюрин создал Елоховскую церковь в рамках европейской ордерной культуры, он не отступил и от традиционного в православном зодчестве куба, завершенного каноническим пятиглавием.

Богоявленский кафедральный собор в 1882 году

В решении внешнего убранства собора Тюрин продолжал следовать требованиям академического канона: в нем подчеркнуты пропорциональные соразмерности частей архитектурных объемов, найдено удачное соотношение основного здания с каноническим пятиглавием.

При этом архитектор замечательно преобразовал характерные для храмов средневекового периода барабаны куполов в репрезентативные павильоны-ротонды с большими проемами окон. Их мелкие переплеты создают ощущение легкости и воздушности.

Разделяющие их пары колонн полностью закрывают простенки между ними, усиливая эффект движения вверх. Центральный купол словно парит среди себе подобных других четырех куполов, определяя основную вертикальную ось сооружения.

Северная и южная стены собора во имя Богоявления Господня декорированы выступающими порталами-ризалитами с колоннадами и парными пилястрами, как бы поддерживая антаблемент. Вверху между ними – широкое полуовальное окно, которое несут две круглые колоннады. Эта декорация придает зданию Церкви легкость и нарядность.

Колокольня собора представляет собой удивительной красоты вертикальное сооружение, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками.

Нижний регистр колокольни носит торжественный характер: каждая из трех сторон увенчана арками, над которыми расположены треугольные распластанные фронтоны, поддерживаемые парами круглых колонн-столбов.

На втором и третьем ярусах по углам размещены по одной круглые колонны. Их словно «вжимают» под углом широкие пилястры, которые в свою очередь фланкируют арки звонов. Последний регистр колокольни освобожден от декоративных элементов. Он увенчан легкой золоченой маковкой с крестом.

Благодаря сквозным аркам-звонам и тонкому белому архитектурному декору это удивительное сооружение приобретает прозрачную легкость и невесомость.

Основные колокола собора сохранились, кроме одного – большого. Трещина, образовавшаяся в многотонной массе металла, исказила чистоту его тона. Колокол пришлось заменить на другой, отлитый в 1900 году и приобретенный в Большом театре России.

К западной стене храма примыкает сохранившаяся трапезная конца XVIII века. Ее вытянутые вдоль улицы стены прорезаны прямоугольными окнами с треугольными фронтонами. Их разделяют белые пилястры. Углы торца трапезной, связанного временем создания с первым ярусом колокольни, мягко скошены и украшены горизонтальными прорезанными линиями.

Первые дополнения были произведены в 1889 году архитектором П.П. Зыковым. Он украсил ее сдержанный облик рядом деталей: широким и приземистым фигурным куполом, опирающимся на глухой железный барабан, протяженным аттиком вдоль фасада с выделенным в центре его трехарочным портиком.

Входя в храм через просторный притвор колокольни, молящиеся попадают в широкую трапезную с низкими сводами, опирающимися на два четырехугольных столпа. С основным храмом трапезная соединена небольшим проходом, на стенах которого помещены восемь икон.

Ближайшие похожие организации

Подворье Патриарха Московского всея Руси бывшего Никольского монастыряНикольская ул., 11 корп.13 стр.190 метров

Успения Пресвятой Богородицы Храм на Чижевском ПодворьеНикольская ул., 8/1 стр.190 метров

Заиконоспасского и Никольского Монастырей в Китай-Городе Патриаршее ПодворьеНикольская ул., 7 корп.9 стр.1150 метров

Храм пророка Божия Илии на Новгородском подворьеул. Ильинка, 3/8 стр.2200 метров

Храм святого Иоанна Богослова под ВязомНовая площадь, 12 стр.2360 метров

Покровский собор, Храм Василия БлаженногоКрасная площадь, 2410 метров

Храм Максима Блаженногоул. Варварка, 4510 метров

Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в Старых ЛучникахЛубянский проезд, 9 стр.2530 метров

Храм Георгия Победоносца на Псковской горкеул. Варварка, 12650 метров

Храм Рождества Иоанна Предтечиул. Варварка, 15 стр.1680 метров

Святой Мученицы Татианы Домовый ХрамБольшая Никитская ул., 1780 метров

Подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыряТверская ул., 6 стр.6840 метров

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском ВражкеГазетный переулок, 15860 метров

Храм Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом двореРоманов переулок, 2/6 стр.8880 метров

Часовня Богоявления Господняул. Рождественка, 15/8 стр.3900 метров

Храм Святителя Николая в Звонаряхул. Рождественка, 15/8 стр.3900 метров

Интерьеры церкви

Трепетное чувство охватывает каждого, вступившего в пространство главной части собора. Взоры прихожан устремляются вверх – навстречу образу Троицы Новозаветной. Ее изображение венчает зеркало купола центральной ротонды храма.

Свет, льющийся мощным потоком из окон, кажется увеличивает пространство соборной церкви во имя Святого Богоявления и освещает изображенные по кругу барабана образы русских святых – заступников державных:

  • святых равноапостольных великого князя Владимира и великую княгиню Ольгу,
  • святого благоверного князя Александра Невского,
  • святого благоверного Московского князя Даниила,
  • преподобного Сергия Радонежского,
  • святителя Тихона Задонского,
  • святителей Михаила, Петра, Алексия, Ионы, всея России чудотворцев,
  • святителя Димитрия Ростовского и блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.

Величественная ротонда, опирающаяся на паруса с изображениями святых апостолов и евангелистов Иоанна Богослова, Марка, Луки и Матфея, словно покрывает храмовое пространство целиком.

Архитектурная роль ротонды становится доминирующей в интерьере собора. Опорой этой масштабной и удивительно красивой конструкции служат гигантские опорные арки. Их поддерживают четыре мощных четырехгранных столпа со скошенными углами, пара которых скрыта от глаз молящихся иконостасом. Столпы принимают на себя всю тяжесть сводов собора.

Восточную стену храма украшает восемнадцатиметровый сложной формы иконостас. Его пышный позолоченный растительный орнамент выполнен в традициях русской резьбы. Удлиненные образа иконостаса с полукруглыми завершениями написаны по академическим канонам Русской Православной Церкви XIX века (так называемый свето-теневой стиль).

За последние тридцать лет в Богоявленском соборе произошли некоторые изменения, вызванные жизненной необходимостью. В 1970‑х годах была осуществлена реконструкция ранее не достроенной апсиды, в которой значительно расширили пространство главного алтаря.

Реставрационные работы в Богоявленском соборе ведутся практически постоянно с 1970‑х годов. За это время удалось промыть, укрепить и тонировать огромную площадь настенной живописи, реконструировать его дворы и прилегающие строения.

В 1987 году началась трудоемкая работа по реставрации главного иконостаса, и сегодня, благодаря стараниям искусных мастеров, он удивляет и радует прихожан своим величием.

Московский Богоявленский монастырь основал святой благоверный князь Даниил Александрович

Московский Богоявленский собор основал святой благоверный князь Даниил Александрович.

1296

год основания Богоявленской обители

Копийная книга монастырских актов говорит о том, что Богоявленская обитель была основана в 1296 году.

Историки же говорят о том, что, скорее всего, это произошло одновременно с основанием Данилова монастыря.


Князь Московский Даниил Александрович (1278 — 1303). Портрет из «Титулярника» 1672 год. Святой благоверный князь Даниил Александрович считается основателем Московского Богоявленского монастыря

В 1298 — 1299 году первый Московский князь начал укреплять южные рубежи княжества. Причиной этому стало нашествие «Дюденевой рати».

В рамках выполнения фортификационных работ, направленных на защиту дороги к Кремлю и были возведены Даниловская и Богоявленская обители.

Московский Богоявленский собор начали строить после нашествия на Москву «Дедюневой рати».

На это святой благоверный князь получил благословение святителя Максима, митрополита Киевского и вся Руси.

Первоначально монастырь строился деревянным. Кроме того, в это же время посреди Посада на возвышенности построен деревянный храм в честь Богоявления Господня.

Храм имел придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и кельи.


«Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век». А.М. Васнецов. 1918 год. Московский Богоявленский собор, часть монастырского комплекса, — самый большой собор Московского Посада в Средневековье

Так как главный вход в обитель находился с западной стороны, где вёлся торг, в первое время монастырь в народе назывался «что за Торгом». Позже его стали называть «что за Ветошным рядом», так как в торговом ряду, находящемся рядом с монастырём, торговали старыми тканями.

Жизнь Богоявленского монастыря была организована по келлиотскому особожительному уставу. Предание говорит о том, что одним из первых игуменов обители был старший брат преподобного Сергия Радонежского Стефан.

Тульская область

Богоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьКремль. Собор Богоявления ГосподняБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьУспения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Богоявления Господня)Богоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьТроицы Живоначальной, церковь (с приделом Богоявления Господня)Богоявления Господня, церковь

Когда был разрушен

Недостроенный храм стал жертвой антицерковных гонений начала XX в. Закрытию и разрушению его предшествовала ликвидация самого села. Известно, что при попытке советских властей закрыть Богоявленский, а на селе устроить колхоз, здесь начался крестьянский бунт. Подавить его удалось только военной силой: часть жителей погибли, многих арестовали.

С 1930-х на селе все же возник колхоз имени Первого мая.

А закрытая церковь сначала стала зернохранилищем, потом мастерской и даже скотным двором. Уже к началу 1930-х защищать церковь от закрытия было физически почти некому: оставшихся жителей стали планомерно оселять в ближайшие деревни.

Вот воспоминания одного жителя одного из ближайших сел, знакомого с историей закрытия Богоявленского (особенности орфографии сохранены): «Из тех кто участвовал в разорении храма никто не умер своей смертью. Некоторые надгробные плиты с могил священников были взяты на подпорки для домов — эти дома сгорели… Сейчас и ближайшее село Большое Ляхово почти всё вымершее и поля в запустении. БОГ поругаем не бывает!»

К 1960-м от села почти ничего не осталось. Когда началось «укрупнение» колхозов, большую часть жителей переселили отсюда в ближайшее село Большое Ляхово (последнюю семью – с 1980-х).

История

Богоявленский монастырь был основан в Китай-городе еще при . Младший сын благоверного , получив в свое владение Москву, старался украсить её храмами и монастырями, одним из которых стала Богоявленская обитель.

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, Москва

В этом монастыре, расположенном в настоящее время на площади Революции, главным был храм Богоявления Господня. Первоначально деревянный, после пожаров 1340 года он был возведен в камне и стал одним из первых каменных сооружений, возведенных за пределами Кремля.

По преданию, первым настоятелем монастыря был брат — игумен Стефан. С храмом также связано и имя очень почитаемого в России святителя Алексия Московского, который принял здесь постриг и проводил монашескую жизнь.

Храм Богоявления несколько раз был сильно поврежден, но восстанавливался:

  • в 1451 году во время нашествия татарского царевича Мазовши большей частью выгорел, но был восстановлен вскоре;
  • после Великого московского пожара 1547 г. и нашествия Девлет-Гирея 1571 г. монастырь и храм снова пришлось отстраивать заново;
  • после Смутного времени вся обитель сильно пострадала, и центральный монастырь Москвы новым русским государям пришлось отстраивать вновь.

После всех событий Богоявленский храм был построен с нуля в 1624 году. Став главным храмом Москвы и усыпальницей представителей рода Романовых, он претерпел полную перестройку в стиле «нарышкинского барокко» в период с 1686 по 1694 года. Именно тогда он приобрел тот вид, который имеет в настоящее время.

Другие православные храмы в честь Богоявления:

При монастыре размещался большой некрополь, где были погребены представители таких знатных фамилий, как Шереметьевы, Голицыны, Меньшиковы, Репнины. Среди захоронений была могила отца святителя Алексия Московского Фёдора Бяконта. К сожалению, все надгробия над этими захоронениями были утрачены в советский период.

Интересные факты и загадки в истории собора

Богоявленский собор тесно связан с именем А.С. Пушкина. В его стенах в 1799 г. крестили новорожденного Александра. А на его 100 л. юбилей митрополит Московский, ныне священный мученик Владимир, провел Панихиду по усопшему поэту. На этой службе присутствовал московский генерал-губернатор с супругой.

А в 1991 г. в церкви установили мемориал А.С. Пушкину, упомянув о его крещении в Богоявленском храме. Часто богослужения в Елоховской церкви проводил Патриарх Тихон, но в назначенное время – 7.04.1925 г. – оно не состоялось. Тихон неожиданно скончался.

Прихожане потребовали отменить решение, собрали 5000 подписей и храм был сохранен. Неоднократно делались попытки переделать или закрыть церковь, но она выстояла. Собирались организовать здесь книгохранилище, кинотеатр, музей, казарму, но каждый раз прихожане рьяно отстаивали ее. Даже во время репрессий они не боялись ставить подписи и полные данные о себе, ради сохранения храма.

Закрытие, планируемое на 22.06.1941 г. не состоялось по причине начавшейся войны. После обращения митрополита Сергия о защите нашего Отечества, власти оставили собор в покое.

Существует предание, что именно в приходе этого храма рожден Василий Блаженный, хотя первые данные о нем появились значительно позднее рождения юродивого. В 1990 г. при соборе создан храм для крещения имени Василия Блаженного. Во время строительства и реставрации собора, богослужения не прекращались тоже, их проводили в приделах храма.

Современное состояние

Закрытие храма в честь Богоявления Господня пришлось на 1919 год. С этого времени началось его разрушение. В 1941 году недалеко от храма упал сбитый немецкий бомбардировщик. Взрывной волной была разрушена верхняя часть храма. Но в 1980 годах началась реставрация храма, она надолго затянулась.

Только после передачи храма Русской православной церкви в 1991 г. реставрационные работы ускорились. Вскоре храм Богоявления Господня в Богоявленском переулке был полностью восстановлен, в том числе и Алексеевский придел в своем изначальном виде.

Напольные и подвесные киоты в храме Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря

В настоящее время в храме совершаются регулярные богослужения.

Внимание! Расписание богослужений храма Богоявления Господня на площади Революции следующие:

  • утреня и литургия совершается ежедневно в 8.30 за исключением понедельника и вторника;
  • вечерня или перед праздниками начинается в 17.00;
  • по праздникам и воскресеньям начало в 9.30.

Республика Удмуртия

Вознесения Господня, собор (с приделом Богоявления Господня)Богоявления Господня, церковьВоздвижения Креста Господня (старая), церковь (с приделом Богоявления Господня)Богоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьВознесения Господня, церковь (с приделом Богоявления Господня)Богоявления Господня (старая), церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьМало-Дивеевский Серафимовский женский монастырь. Церковь Петра и Павла (с приделом Богоявления Господня)Илии Пророка, церковь (с приделом Богоявления Господня)Троицы Живоначальной (старая), церковь (с приделом Богоявления Господня)Богоявления Господня, церковь

Судьба храма в эпоху советской власти

В период 1905-1906 годах власти монастыря разобрали надвратную церковь Иоанна Предтечи семнадцатого века, чтобы соорудить на том месте доходный дом. С приходом советской власти монастырский комплекс был закрыт, усыпальница дворян — разграблена, Разобрана башня монастырской ограды семнадцатого века, колокольня, Алексеевский предел и остальные постройки.

В свое время многие организации и объединения использовали помещения храма под собственные нужды. Так, например, здесь находилось государственное общество «Союзхлеб», исторический музей и Московская книжная палата. В верхнем храме даже устраивали общежитие для учащихся академии горного дела, а в нижнем храме располагались лабораторные помещения Научно-исследовательского института.

Ни одна из них не заботилась о сохранности святыни, они меняли и перестраивали внутреннее пространство по своему желанию — в 30-е годы сняли главу, установили межэтажные перекрытия. Во время Великой отечественной немецкий бомбардировщик упал рядом с храмом, сам он не пострадал, но была разрушена одна из монастырских построек. На ее месте было возведено здание Министерства безопасности, которое заняло кельи и корпус настоятелей. В это время в нижнем храме устроили котельную.

В 80-х годах Богоявленский храм передали академическому русскому хору, которым руководил А. В. Свешников. Дирекция хора обратилась к мастерам архитектурно-реставрационной мастерской, которой руководил в то время Н. И. Даниленко, для подготовки проекта восстановления храма. Именно по проекту Даниленко восстановление собора проводится по сей день.

Помимо архитектурных исследований, в храме работали археологи, открывшие уникальные слои, начиная с 13 века. В них прекрасно сохранились остатки столпов и стен собора 14 века, а также более поздних пристроек, захоронения 13-18 веков.

Как добраться

Посмотреть варианты проезда для адреса

Проложить маршрут

ОТСЮДА
СЮДА

Площадь Революции — 60 метров

Театральная — 200 метров

Лубянка — 420 метров

Охотный ряд — 450 метров

Остановки наземного транспорта

Театральная площадь — 380 метров

Метро Лубянка — 400 метров

Метро Лубянка – Центральный детский магазин — 490 метров

Красная площадь — 480 метров

Подворье Патриарха Московского всея Руси бывшего Никольского монастыряНикольская ул., 11 корп.13 стр.190 метров

Успения Пресвятой Богородицы Храм на Чижевском ПодворьеНикольская ул., 8/1 стр.190 метров

Заиконоспасского и Никольского Монастырей в Китай-Городе Патриаршее ПодворьеНикольская ул., 7 корп.9 стр.1150 метров

Храм пророка Божия Илии на Новгородском подворьеул. Ильинка, 3/8 стр.2200 метров

Храм святого Иоанна Богослова под ВязомНовая площадь, 12 стр.2360 метров

Покровский собор, Храм Василия БлаженногоКрасная площадь, 2410 метров

Храм Максима Блаженногоул. Варварка, 4510 метров

Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в Старых ЛучникахЛубянский проезд, 9 стр.2530 метров

Храм Георгия Победоносца на Псковской горкеул. Варварка, 12650 метров

Храм Рождества Иоанна Предтечиул. Варварка, 15 стр.1680 метров

Святой Мученицы Татианы Домовый ХрамБольшая Никитская ул., 1780 метров

Подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыряТверская ул., 6 стр.6840 метров

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском ВражкеГазетный переулок, 15860 метров

Храм Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом двореРоманов переулок, 2/6 стр.8880 метров

Часовня Богоявления Господняул. Рождественка, 15/8 стр.3900 метров

Храм Святителя Николая в Звонаряхул. Рождественка, 15/8 стр.3900 метров

Внутреннее оформление храма

Ввиду того, что храм был сооружен бесстолпным, его внутренний объем кажется более свободным и просторным. Лишенное купольного свода потолочное перекрытие усиливает это ощущение, так же как и наличие девяти больших оконных проемов.

Внутри церкви расположено три престола

. Основной престол является посвящениемБогоявлению или Крещению Господне. Престол, находящийся в южном приделе, служившем также и теплой зимней церковью, сооружен в память оПреподобном Дм. Прилуцком . В наше время он переосвящен в честь ярославских князей — Василия и Константина. Находящийся в северном приделе престол посвященСтрашному суду .

Все стены храма расписаны ярославскими мастерами, работой которых руководили, как считается, местные «бригадиры» Д.Плеханов

иФ.Игнатьев . Роспись сводов отличает монументальный размах и интенсивный цветовой колорит.

Фрагменты стеновой росписи

Богатейшим расписным ковром смотрятся храмовые стены, сохранившие насыщенный красочный колорит иконописных и растительно-декоративных фресок

. Наиболее часто здесь встречаются оттенки золотистого, голубого и красного цветов. А расписанные стены в основном иллюстрируютжизнеописание Христа на основе Евангелие. Около 100 сюжетов показывают ключевые моменты жизни и страданий Иисуса, начинаясь известной проповедью Иоанна Крестителя и заканчиваясь событием Тайной вечери.

Крест Голгофы над иконостасом

Сдержанность тематического иконописного повествования выделяет эту церковь из других ярославских храмов. Но, как и в других храмах, стеновая роспись расположена ярусами – здесь их девять

. Верхние шесть ярусов — тематически-сюжетные – идут полосами шириной от одного до двух метров. Далее следует традиционный растительныйорнамент , после которого идет полоса храмовойлетописи , заканчивающаяся полотенчатымподзором . Оконные откосы выполняют здесь роль столпов. Они посвящены жизнеописанию апостолов.

Сомкнутый потолочный свод

основного храма четко разделен на четыре части, соответственно четырехскатному кровельному покрытию. Образующиеся таким образом треугольники содержат крупные иллюстративные картины евангельских празднеств:Воскресение ,Вознесение иУспение . Центральное место отведено Предвечернему совету с изображением Христа и Саваофа, Троицы и Богоматери, Иоанны Предтечи и Голгофского креста, задающего центральную ось иконостасу.

Роспись потолочного свода

Шестиярусный церковный иконостас, который как считается, находится здесь с самого начала, вполне может конкурировать с росписью стен по красоте и мастерству исполнения. Выполнен он и установлен уже в начале 18 столетия

и являет собой пример модного тогдаукраинского барокко . Его позолоченная резьба с виноградными гроздьями очень стильно сочетается с фресковыми стенами и создает ощущение гармонии, покоя и незыблемой красоты. Фигуры ангелов, украшающие центральную иконостасную часть, несколько грубоваты и близки к народному творчеству. В начале19 века нижний ярус иконостаса был переделан.

Иконостас

Святынями храма является список «Неупиваемой чаши». Также особо почитаются частицы мощей и иконы святых Пантелеймона и Матроны Московской, Николая Угодника, Ярославских Василия и Константина, и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector