Монастырь давидова пустынь. святыни, расписание богослужений, история, фото

Информация для паломников

Давидова пустынь организует экскурсии для паломников по территории монастыря. Заказать их и узнать цену можно по телефону на официальном сайте обители. Минимальная паломническая группа должна быть не менее 6 человек. Снимать видео и делать фотографии разрешено, но только после согласования с настоятелем. Экскурсии проводятся с 11.00. до 15.00.

Можно организовать трапезу, но подтвердить ее необходимо за сутки до посещения монастыря, иначе она аннулируется. Стоимость – 250 руб. Также организуются паломнические туры, ближайший из которых Троице-Сергиева Лавра — г. Хотьково, 9 марта 2020 г. Примерная стоимость поездки 2000 руб.

Все установленные цены, являются пожертвованиями монастырю и могут меняться в зависимости от желания вносящего эту сумму, но не в меньшую сторону. Дополнительные пожертвования можно сделать на электронный кошелек «ВебМани» или «Яндекс Деньги», а также почтовым переводом на р/с обители.

Обязательно стоит посетить Святой источник в селе Талеж и искупаться в купели. Сила целебной воды избавляет от любого недуга. Воду из источника можно набирать в бутылки, чтобы забрать с собой. Территория охраняется. Посещения разрешены с 8.00 до 21.00. в любой день недели, кроме понедельника. Правила посещения те же.

Монастырь Давидова пустынь стоит того, чтобы посетить его. Яркие церкви, богатое убранство, мощи святых и древние иконы интригуют воображение. Преодоленные трудности сделали сильнее священнослужителей и укрепили веру прихожан.

Даже члены преступных группировок нуждались в нем и жертвовали средства на восстановление храмов, чтобы искупить свои деяния. Отдельного внимания заслуживает Талежский Святой источник, исцеляющий от любого недуга.

Оформление статьи: Владимир Великий

Никольская церковь

Ее история началась в первой половине XVIII века, когда было решено освятить новую церковь, вплотную примыкающую к Вознесенскому собору.

Однако уже в начале XIX века ее пришлось разобрать и перестроить вновь: было решено слегка «отодвинуться» от «соседа» и заодно построить кухню и братскую трапезную. После там же была сооружена духовная печь.

В конце XIX века начался пожар: в нем сгорели панихидный столик и икона Владимирской Богоматери, обгорел пол, а иконостас сильно закоптился. Все разрушения устранили, и в 10-х годах ХХ века церковь освятили вновь.

В Советском Союзе ее отдали под местный клуб: в нем устраивали дискотеки и антирелигиозные собрания. Купола были уничтожены – их восстановили только в конце ХХ века. Повторное освящение произошло в 2004 году.

Это интересно: в церкви можно поклониться мощам святого Николая Чудотворца, в честь которого она и названа, мощам евангелистов Матфея, Марка и Луки и других святых.

Никольская церковь, выполненная в стиле классицизма, окрашена в светлый персиковый цвет и украшена белоснежной лепниной, гирляндами, масками и мозаикой с изображениями серафимов. Само здание прямоугольное, сверху – полукруглая «крыша» (фронтон), барабан и один золоченый купол. На востоке к церкви прилегает полукруглая апсида, равная ширине основного здания.

История монастыря Вознесенская Давидова пустынь, Новый Быт, МО

Обитель была основана в 1515 году на высоком побережье Лопасни, на землях, которые в те времена принадлежали князю В. С. Стародубскому. Основатель ее – преподобный Давид Серпуховский, который был учеником преподобного Пафнутия Боровского. Он поселился в этих местах, будучи уже старцем, а с ним были 4 инока – 2 послушника и 2 монаха. При Серпуховском чудотворце – такую регалию тоже имел Давид Серпуховский — была икона Знамения Богоматери.

Игумен Вознесенский сразу установил здесь кельи, им были построены первые храмы во имя Вознесения Иисуса Христа, выполненные из дерева. У них был придел во имя Успения Пресвятой Богородицы и чудотворца Николая. Возле обители игуменом Вознесенским (так тоже называли преподобного Давида) была насажена липовая роща. Примечательно то, что все деревья сажались вверх корнями. Так Давид хотел показать, насколько велика сила Бога, и все деревья из этой рощи принимались землей и взрастали.

Почитаемым преподобный Давид стал после своей смерти. В 1602 году в синодике он назывался преподобным, тогда как по документам 1657 года его называют еще и чудотворцем.

Вознесенская Давидова пустынь существует уже немногим более 500 лет, и за это время ей пришлось пережить не только рассветы, но и времена смуты и невзгод. Сегодня с Божьей помощью, а также с помощью неравнодушных людей обитель продолжает восстанавливаться, строиться, активно развиваться. В ней в настоящее время хранится много святынь.

На сегодняшний день в монастыре пребывает 12 насельников. В настоятелях здесь сегодня игумен Сергий (фамилия Куксов). Каждый день в пустыни совершают литургию.

До революционного периода в Знаменском храме находился гроб прп. Моисея Угрина. Его сюда привез Митрополит Платон Левшин. Он не сохранился до сегодня, но воздать молитву можно частицам его мощей. Помимо них, здесь сохранено как минимум 200 частиц мощей Божиих Угодников, в том числе Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, св. Иоанна Предтечи, вмц. Пантелеймона, вмц. Варвары, ап. Андрея Первозванного, мц. Татианы, Киево-Печерских святых, а также многих других Божиих угодников в лице великих святителей, учителей.

Неподалеку от обители располагается ее подворье, а именно в деревне Талеж, находящейся в Чеховском районе Московской области. Именно в этих местах находится известный источник Давида, из которого течет родниковая вода с особенным вкусом и свойствами. К источнику преподобный Давид ходил пешком из обители.

Освящается родниковая вода молитвами Давида Серпуховского, а на территории родника действует храм в честь преподобного Давида. Здесь же на территории есть купальни для мужчин и для женщин. Всякий побывавший в этих местах отмечает, что здесь можно наполниться духовной силой, которая передается через воды источника при омовении.

Вознесенскую Давидову пустынь можно посещать. Если посетителями планируется фото- либо видеосъемка на территории обители, ее необходимо согласовать. Для этого нужно подать прошение об этом минимум за 3 дня до своего посещения монастыря.

Как доехать на общественном транспорте

Общественным транспортом из Москвы до пустыни можно доехать:

На автобусе На электричке
  • На междугороднем автобусе № 428 «Москва-Нерастанное-Чехов» от ст. метро «Южная» до остановки в пос. «Новый Быт», откуда до монастыря 210 м. пешком. Он ходит с периодичностью в 5 часов.
  • С автовокзала из Чехова автобусом № 36, он следует по маршруту каждый час, или № 36К – ходит через 4 часа.
От Курского вокзала следовать до ст. «Чехов», затем на автобусе № 36 или 36К.

Кроме автобуса и электрички можно воспользоваться услугами такси. Поездка обойдется примерно в 1000 руб. Или подобрать попутную машину по сходной цене на сайте «БлаБлаКар».

Собор Всемилостивого Спаса

Его также называют Спасским собором. Он появился только в 1900 году на месте трапезной церкви.

Как и прочие здания, он был передан советской властью под техникум. Восстановление началось в 90-х годах, освящение произошло в 2004 году, но восстановительные работы ведутся до сих пор.

Информация для туристов: тут расположены мощи Риз Христа и Богородицы, мощи князя Александра Невского и других святых.

Внешне собор выглядит очень нарядным: он покрашен в персиковый цвет и обильно украшен белыми декоративными элементами, а также вытянутыми окнами. В его основании лежит четырехугольник, сверху расположен массивный световой барабан и один темный купол. С севера и юга пространство украшено 4 маленькими куполами, с востока к нему примыкает апсида, с запада — трапезная.

Монастырь сегодня

В настоящее время монахи начали возрождать старые традиции социального служения. По мере своей возможности монастырь помогает и Чеховскому детскому дому, и районной больнице, и сельским школам, и детским садам.

Местный настоятель регулярно посещает городские мероприятия, где выступает и проводит беседы на духовные темы. Помимо прочего, монастырь регулярно отправляет посылки заключенным в места лишения свободы и принимает помощь от людей, желающих принять участие в таком социальном служении.

Обитель ждет тех, кто готов потратить свое время и силы на помощь ближнему своему, и принимает все формы поддержки. Помочь можно не только финансово. Есть длинный список предметов первой необходимости, которые отправляются в тюрьмы. Входят в них консервы, тетради, гигиенические принадлежности, книги и много чего еще. Помимо прочего, храмы нуждаются в постоянной поддержке. Любой, кто хочет отвлечься от суеты мира, может приехать в обитель и принять послушание на любой срок. Зачастую такая форма труда позволяет отдохнуть и привести мысли в порядок не хуже отпуска на морском берегу.

Информация для паломников и туристов

Давидова пустынь открыта в будни с 7:30, в выходные – с 6:00, закрывается после окончания вечернего богослужения. Церковная лавка открыта с 9:00 до 18:00 каждый день: тут можно приобрести свечи, иконы, литературу, аудио- и видеоматериалы о монастыре, а также заказать поминовения. Телефон лавки: 8 (495) 996-0745, 8 (49672) 41652.

Как добраться

Добраться до Давидовой пустыни можно по-разному. Из Чехова можно добраться своим ходом: для этого потребуется сесть на автобус на автовокзале и доехать до остановки «Новый Быт». Потребуются следующие маршруты:

  1. №36: ходит каждый час до остановки «НАТИ» в селе Новый Быт;
  2. №36К: ходит каждые 4 часа до остановки «Красные Орлы» одноименной деревни;

Важно: на остановке «Красные Орлы» находится Георгиевская часовня. От Ступино с автовокзала следует автобус №46

Он ходит каждые 5 часов

От Ступино с автовокзала следует автобус №46. Он ходит каждые 5 часов.

От Москвы можно доехать 3 способами:

  1. На электричке от Курского вокзала до Чехова (одноименная станция) и далее на указанных выше автобусах;
  2. От автовокзала на метро «Южная» на автобусе №428 – он следует до Чехова каждые 5 часов;
  3. На автомобиле необходимо будет проехать по Симферопольскому шоссе (М-2) или трассе «Москва-Дон» (М-4) до трассы А-108. С нее повернуть на Молодежную улицу – на ней есть указатель на Давидову пустынь.

Где остановиться

Остановиться можно в Чехове: возле автовокзала располагается несколько гостиниц:

  1. First»: в этой гостинице всего одно место, но она находится в нескольких минутах ходьбы от станции и автовокзала. Есть прачечная, неподалеку расположились несколько магазинов и кафе, рядом расположен музей Чехову. Стоимость ночи – около 2,5 тысяч рублей.

Адрес: улица Чехова, дом 4А, кв.34.;

  1. Хостел «Чехов»: в нем есть все, что нужно постояльцу – интернет, парковка, бассейн, баня, платный трансфер от и до аэропорта Домодедово. К услугам гостей несколько отдельных номеров и общих, регистрация круглосуточная. Стоимость начинается от 550 рублей за сутки.

Адрес: Весенняя улица, дом 26А;

  1. Гостиница «Олимпийская»: бизнес-отель имеет 3 звезды и подходит для проживания людей с ограниченными возможностями (на креслах-каталках). К услугам постояльцев интернет, химчистка, прачечная, тренажерный зал, парковка. Стоимость номера начинается от 3 тысяч рублей.

Адрес: Советская площадь, строение 2; телефон: +7 (4967) 26-90-48, -50.

Также в Чехове можно остановиться в гостиницах «Чехов Престиж», «Родник», «Русское поле», но, как показывают отзывы, они находятся намного дальше от вокзала. «Усадьба Пешкова» в одноименной деревне представляет собой дом отдыха, в котором можно остановиться надолго.

Экскурсии

Все экскурсионные программы проводятся по предварительному согласованию и заказу. Сделать это можно по телефонам 8-909-685-81-44 и 8-926-886-36-35, заказами занимается Елена Геннадьевна. Прогулки проводятся с 11 до 15 часов, фото и видеосъемка возможны только при согласовании с настоятелем.Минимальная стоимость экскурсии – 500 рублей, минимальная группа – 6 человек. Если группа более 10 человек, стоимость билета на взрослого составляет 50 рублей, на ребенка или пенсионера — 30 рублей. Если у группы есть свой экскурсовод, не являющийся представителем Давидовой пустыни, стоимость билета будет составлять 30 рублей.

Это интересно: указанные цены являются не точными – это пожертвования, которые могут быть изменены по желанию паломников, однако уменьшать их нежелательно.

Возможна организация трапезы, ее стоимость будет составлять 250 рублей на человека (200 рублей на ребенка младше 10 лет). Необходимо будет подтвердить трапезу за день до приезда, иначе заказ аннулируется

Расписание богослужений

Во все дни, кроме воскресенья, расписание выглядит следующим образом:

  1. 8:00 – Божественная литургия;
  2. 17:00 – Вечернее богослужение.

В воскресенье расписание меняется:

  1. 6:30 – ранняя Божественная литургия;
  2. 9:00 – поздняя Божественная литургия;
  3. 17:00 – Вечернее богослужение.

Главные праздники Давидовой пустыни связаны с обретением мощей святых. Главным праздником считаются памятные даты, связанные с преподобным Давидом, основателем монастыря – 2 и 31 октября, 23 мая (обретение мощей). Другие памятные даты связаны со святыми праздниками (Рождеством, Вознесением, Пасхой и т.д.), днями святых и возложением мощей.

Возьмите на заметку: у одного святого может быть несколько памятных дат: например, «отмечают» даты обретения Креста и Гвоздей, Воздвижения и изнесения Креста.

Давидова Пустынь расположена в 23 км от Серпухова и в 60 км от Москвы. Это величественный комплекс православных храмов и монастырей, в которых содержатся мощи более 200 святынь.

Подробнее о монастыре смотрите следующее видео:

Архитектор и внешняя отделка монастыря

Первым руководителем проекта, состоящего из 2 церквей, кельи и трапезной, был сам Давид, с благословения Иосифа Волоцкого. Имена дальнейших создателей архитектурного комплекса, к сожалению, не сохранились. Утрата документов при пожаре, неоднократное присоединение к другим монастырям, грабежи и разрушения лишили множества сведений о нем, которые невозможно воспроизвести.

Вознесенский собор – наиболее древний из храмов — построен в XVI веке из белого камня. Выглядит довольно сдержанно. Стены и фундамент двухъярусного пятиглавого строения сохранились со времен Ивана Грозного. Его верхняя часть опирается на 2 столба, которые удерживают 4 арки центральной части перекрытия.

Конструкция сложная, специалисты относят ее к XVI веку. Четверик опоясан декоративными кокошниками, под которыми расположились миниатюрные изразцовые фризы. Стены нижней части храма украшены наличниками килевидной формы.

Плотно прилегающая к Вознесенскому собору с запада Знаменская церковь, выкрашена в интенсивный оранжевый цвет. Она является духовным сердцем ансамбля, потому что в ней хранятся останки Давида Серпуховского.

Прямоугольный четверик с 2 прямыми скатами увенчан черным куполом. Стены с пилястрами украшены филенками, на окнах килевидные наличники, а фасад декорирован белым кокошником.

С севера от Вознесенского собора расположилась Никольская церковь, построенная в духе классицизма. Она тоже примыкает к храму почти вплотную, соединяясь с ним небольшим проходом. Здание имеет прямоугольную форму с полукруглым фронтоном. Венчает его барабан с черным куполом и главкой на нем, маскирующий диагональный свод из 4 лотков, не характерный для той эпохи.

Церковь окрашена в сочный персиковый цвет, декорирована лепными фризами, изображающими растительность, мозаичными панно и гирляндами. На одной из стен изображен шестикрылый серафим. В холодное время года здесь проходили службы.

Следом за Никольской церковью раскинулся нарядный пятиглавый Спасский собор. Розовое здание прямоугольной формы увенчано массивным барабаном с черным куполом и изобилует декоративными элементами.

С западной стороны к нему примыкает трапезная, а восточная сторона украшена аспидным выступом. Южная и северная часть храма декорирована ризалитами с 4 небольшими куполами. Барабан и само здание церкви имеют длинные продолговатые окна. Стены отделаны в псевдорусском стиле. Использована орнаментальная кирпичная кладка, кокошники и килевидные арки.

Ансамбль продолжает белоснежная Успенская церковь, исполненная в стиле барокко. Прямоугольное основание с полуциркулярными окнами, обрамленными прямоугольными же наличниками, продолжает восьмигранник, венчаемый покатой крышей и одноглавым черным куполом.

Окна восьмигранника заключены в фигурные наличники. С западной стороны к церкви примыкает трапезная, с востока – граненый аспидный выступ. По углам храм украшен пилястрами и колоннами. По дате постройки – это второе сооружение, после Вознесенского собора, и относится к середине XVIII века.

Позади основных церквей устроился Храм Всех Святых, последний из комплекса. Он построен в конце XIX века. Его внешний вид значительно выделяется на фоне остальных зданий ансамбля.

Вытянутое одноглавое строение, выкрашено в желтый цвет, купольный барабан расписан золотом. Окна обрамляют фигурные наличники. Под крышей его опоясывают декоративные элементы белого цвета. По центру стену разделяют белоснежные пилястры, завершенные абсидой.

Над главными воротами возвышается 70 м. колокольня приятного персикового цвета, с четырьмя ярусами разной формы. Четверик, являющийся въездными воротами, продолжает восьмигранник, на который взгромоздился цилиндрический третий ярус с колоколами. Последний ярус со всех 4 сторон занимают циферблатные часы. Венчает сооружение золотой купол с крестом. Фасад декорирован филенками и кокошниками.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.

Внутреннее убранство

Давидова пустынь — монастырь не только жизнерадостный внешне, но и блистающий убранством внутри. Восстановили и украсили золотом иконостасы во всех храмах ансамбля, обновили настенную живопись, отреставрировали иконы.

Отдельного внимания заслуживают стены Вознесенского собора, расписанные масляной живописью, боковые проемы, украшенные накладным мрамором и окна, отделанные итальянским мрамором.

Пол выложен цветной мозаикой. С правой стороны от алтаря резное изображение распятого Христа. Знаменская церковь украшена изображениями евангелистов и лепниной. В ней хранится посеребренная рака из металла с мощами преподобного Давида. В Храме Всех Святых интерес представляет потолочная роспись, изображающая образ Богородицы, и фрески западной стены храма.

В Спасском соборе привлекает взгляд вызолоченный иконостас в пять ярусов. Стены декорированы изображениями святых и растительным орнаментом. На стену Успенской церкви нанесена картина Коронования Богородицы.

Имеется икона Александра Невского, Тайной вечери и великомученицы Екатерины. Никольская церковь украшена позолоченными киотами, орнаментами и изображениями святых, а на верхней кафедре изображение Воскресения Христова.

Немного истории

Как утверждают историки, преподобный Давид принадлежал к княжескому роду Вяземских. Настоящее его имя — Даниил. В двадцатилетнем возрасте он решил уйти в Пафнутиево-Боровской монастырь, где и прожил более двадцати лет.

В 1515 году Давид основал обитель, ныне известную как Вознесенская Давидова пустынь.

Во времена царствования Ивана Грозного началось возведение большого каменного храма Вознесения Господня. Но ему не суждено было быть достроенным. Этому есть объективные причины. Вначале монастырь и его территория подверглась нападению литовцев и черкесов, которые сожгли и уничтожили многие ценности, разрушили уже существовавшие постройки и разграбили все припасы. По повелению патриарха Иоакима храм был полностью разобран. Иоаким распорядился на его месте возводить новый храм. Каменная церковь выросла над гробом Давида. Прежде на этом месте находилась деревянная часовня. Ее размеры были не слишком велики.

В самом конце XVII века на территории монастыря построили еще одну часовенку, рядом с Арбатскими воротами. Просуществовала она немногим более века. Затем на ее месте раскинулось монастырское подворье.

Свято-Вознесенская Давидова пустынь до середины XVIII века принадлежала разным монастырям. Основная причина такого положения – низкие доходы. Пустынь владела несколькими небогатыми вотчинами, приносившими очень мало денег. Средств совсем не хватало — даже на то, чтобы содержать храмы и монашескую братию. В 1765 году к пустыни была присоединена часовня, находящаяся у Москворецких ворот. Прежде она принадлежала прекратившей свое существование Морчуговской пустыни. В этой часовне имелась икона Всемилостивого Спаса.

В это же время Давидова пустынь получила еще одну часовню, которая находилась у Калужской заставы. В конце XVIII века в обители построили жилье для значительно увеличившейся братии. К началу XX века там проживало около ста монахов. Среди них был и Алексий, который в свое время предсказал окончание Севастопольской войны.

История Давидовой пустыни

Датой основания святого места считается 1515 год, когда преподобный Давид Серпуховский в сопровождении четырёх человек пришёл на берег реки Лопасня. Обратившись с молитвой к иконе Божьей Матери «Знамение», братья начали возведение первых построек.

Давид Серпуховский

Преподобный Давид являлся представителем древнего рода Вяземских. В двадцатилетнем возрасте он отправился в Боровской монастырь. Его настоятель — преподобный Пафнутий — видя искреннее желание молодого человека посвятить жизнь служению Богу, уже через год постриг Даниила Вяземского в монахи. Приняв постриг, юноша получил имя Давид.

Духовным наставником монаха стал игумен Иосиф, занявший это место после смерти старца Пафнутия. В истории религии он известен как преподобный Иосиф Волоцкий — великий православный святой.

В результате конфликта с монашеской братией игумен Иосиф в сопровождении шести монахов покинул Боровской монастырь чтобы основать другую обитель. Давид остался и 40 лет прожил отшельником в монастырской келье.


Икона преподобного Давида Серпуховского чудотворца

Основание монастыря

В 60 лет монах Давид уходит из Боровска в сопровождении четверых сподвижников. В излучине реки Лопасня они основывают новую обитель, построив два храма — церкви Вознесения Господня и святителя Николая — и кельи для монахов. Основатели монастыря получили личное благословение преподобного Иосифа Волоцкого, приходившего незадолго до кончины в обитель друга.

Пятнадцать лет руководил обителью её основатель. Известный своими способностями к исцелению, Давид Серпуховской и после смерти помогал страждущим, являясь к ним во снах. С 1602 года в церковных записях его стали называть преподобным, а с 1657 года чудотворцем.

Интересно! На монастырской территории сохранились следы липовой аллеи, которая, по преданию, была высажена основателем монастыря корнями вверх. Учёные отмечают, что это дерево не приживается на каменистой почве, содержащей большое количество мела. Но сила веры настоятеля и Божья помощь позволили саженцам прижиться в святом месте и вырасти.

Пустынь в царское время

Святая обитель за время существования переживала периоды подъёма и упадка. В 1619 году её разграбили и сожгли отряды гетмана Петра Сагайдачного. В царствование Михаила Фёдоровича Романова святое место возрождается к жизни, но доход, получаемый с небольших владений, не даёт монастырю обрести самостоятельность. В разное время он входил в состав Воскресенского, Новоиерусалимского, Чудова и Златоустовского монастырей.


Колокольня. Вознесенская Давидова пустынь

В монастырское подворье, располагавшееся в Москве, входили:

  • часовня у Арбатских ворот (с 1689 года);
  • владения на Ордынской улице (с 1664 года);
  • часовня Христа Спасителя у Москворецкого моста (с 1767 года).

В конце восемнадцатого столетия Свято-Вознесенская Давидова пустынь вступает в период расцвета: ремонтируются храмы и кельи, обновляются иконы, постоянно проводятся службы. На протяжении XIX века монастырь участвует в делах епархии и жертвует средства на благие дела в ней.

Советское время

После большевистской революции пустынь приходит в упадок. Монахи подвергаются гонениям и репрессиям. Церковные ценности распродаются, иконы сжигаются, а постройки переходят в ведение светской власти. В них размещаются сельскохозяйственный техникум, администрация посёлка и клуб, склады и гаражи. Советская власть, стараясь уничтожить характерные особенности культовых построек, разрушила купола храмов, уничтожила погост и сломала монастырскую ограду.

Возрождение обители в новое время

В 1992 году началось возрождение святого места. В посёлке Новый быт образовалась православная община, совершавшая коллективные молитвы в храме Всемилостивого Спаса. Официально пустынь возродилась в 1995 году. По решению Святейшего Синода настоятелем обители стал иеромонах Герман.


Интерьер собора во имя Всемилостивого Спаса в Давидовой пустыне

Монахи при помощи простых мирян и меценатов восстановили Свято-Вознесенскую Давидову пустынь. Сегодня в ней постоянно живут 12 монахов. Настоятелем является игумен Сергий.

В храмах монастыря постоянно проводятся литургии. А также проводятся экскурсии для групп паломников.

Наставники

В развитие обители свой вклад внесли многие духовные отцы:

  • Игумен Серпуховской – создал Давидову пустынь;
  • Игумен Паисий, был благотворителем братии и своих прихожан. Помогал всем, не различая по статусу. Дважды в год – на Пасху и Рождество, навещал больных и приносил для них пожертвования в виде денег и чая с сахаром.
  • Архимандрит Иоанникий заботился о восстановлении внутреннего вида монастыря: росписях стен, установлении иконостасов, украшении иконами, а также о церковной утвари, проведении песнопений и богослужений.
  • Архимандрит Валентин – полностью привел в порядок дела обители, увеличил братию, позаботился о новой церковной утвари, перестроил братский корпус и скотный двор, обустроил водопровод в кельях. Все сделано на его средства и небольшие пожертвования прихожан. При нем была создана воскресная школа, с бесплатными обедами для учеников.
  • Архимандрит Никон управлял монастырем в тяжелое время революционных и послереволюционных лет. Проводил литургии и богослужения, несмотря на гонения, отрицание религии, пропаганду атеизма и преследование духовенства. Его арестовали и продержали в «Бутырке» несколько месяцев. Более о нем ничего неизвестно, даже то, вышел он из тюрьмы живым или нет.
  • Архимандрит Иларий продолжил сражаться за религию. Но в борьбе с Советской властью и ее атеистическими настроениями он проиграл, и монастырь закрыли. Он стал последним духовным отцом обители.
  • Архимандрит Герман, назначенный настоятелем в 1995 г. занялся возобновлением пустыни. С помощью пожертвований прихожан он восстановил монастырь и братский корпус. Позаботился об их житейских условиях, провел первую литургию во вновь обретенном храме. При нем для монастыря вновь наступил «рассвет», но при очередном ограблении, настоятеля убили. Виновных не нашли.
  • Епископ Серпуховской, назначенный И.О. настоятеля монастыря, продолжал заботиться о храме до 2011 г., пока Священный Синод не определил на эту должность Сергия Куксова, который управляет им до сих пор.

Давидова пустынь — монастырь со сложной историей. Но, благодаря стараниям наставников, которые заботились о его развитии, украшении и продолжении святой деятельности, все трудности преодолены. Он богато украшен изнутри и снаружи, расширяется его территория. В дальнейшем планируется обновить липовую рощу, почистить пруд, отремонтировать воскресную школу и обновить храмовую роспись.

Правила посещения монастыря

Не следует опаздывать и отвлекать присутствующих. Посещать монастырь необходимо в скромной одежде, с длинными рукавами, без неподобающих рисунков и надписей. Женщина обязательно должна надевать длинную юбку или платье и иметь при себе платок.

Мужчинам головной убор в церкви положено снимать, разрешено приходить в джинсах. Шорты, майки, топы, футболки запрещены. Не стоит осквернять святое место. Соблюдение этих правил контролируют охранники. Одетых неподобающим образом посетителей в монастырь не пропустят.

На территории обители запрещается курить, сквернословить, мусорить, использовать мобильную связь. Телефоны рекомендуется заранее отключить. Нельзя снимать видео и фотографировать без благословения, а также заходить в хозяйственные помещения.

Святой источник

Неподалеку от святого монастыря, в небольшом селе Талеж, находится его подворье. Это место прославил уникальный источник. Давидова пустынь, по словам верующих, является поистине уникальным местом. Упомянутый родник освящен во имя преподобного Давида. На протяжении сотен лет он утолял жажду паломников. Со всех уголков земли Русской сюда шли православные, дабы испить живительной влаги. Она освящалась молитвами Давида, ходившего на этот источник пешком из пустыни. На подворье стоит храм преподобного, имеются купальни. Все, кто побывал в этом месте, уходят отсюда умиротворенными, с частицей Божьей благодати в душе.

Не позволять тангалашке радоваться

Не помню, на сайте ли Вознесенской Давидовой пустыни или на ее странице в «Фейсбук», которая появилась у обители, было опубликовано письмо, где сообщалось, что после празднования 500-летнего юбилея монастыря Вы приболели. Его авторы пожелали Вам скорейшего выздоровления. Вы тогда ответили: «Тангалашка не дремлет». Процитирую старца Паисия Святогорца: «Злобный тангалашка борется с человеком, особенно с восприимчивым и от природы жизнерадостным, стремящимся проводить жизнь духовную. В этом и состоит его работа, он хочет видеть нас печальными и радоваться. Но с какой стати мы должны позволять тангалашке делать это? Разве радость не лучше грусти? И любовь не лучше ли злобы?» Скажите, отец Сергий, что предпринимается в монастыре, чтобы тангалашка не видел монашествующих печальными?

Мы понимаем, что человек состоит из души и тела. Страдает душа – страдает тело, все взаимосвязано. И враг рода человеческого – нечистый дух, тангалашка, – старается воздействовать на душу через тело. Как я уже ранее говорил, существует определенная закономерность в духовной жизни: Господь посылает радость и утешение, затем наступает пора испытаний. Когда в сердце приходит благодать, ее надо бояться, потому что не всегда мы можем правильно ею распорядиться. А благодать Христова – это самое главное богатство здесь, на земле, и для правильного его распределения нужны опыт и мудрость, которых порой не хватает. После празднования юбилея обители мы осознавали, что Господь порадовал нас единением, молитвой. Думается, что и митрополит Ювеналий, возглавивший праздничную Божественную литургию и благодарственный молебен на монастырской площади, тоже испытал чувство радости от того, как прошло это долгожданное торжество. Потом я, действительно, заболел. Но когда монах, инок, послушник, трудник заболевает, он видит, что мы в монастырской семье друг от друга неотделимы. Один заболел – переживают все, все за него молятся. В начале нынешнего года Господь снова попустил мне болезнь: на Крещение Господне я не смог послужить в храме, на Сретение Господа нашего Иисуса Христа тоже пропустил службу. Но, слава Богу, за это время и общение с братией было, и явно ощущалась сильная молитвенная поддержка братии – особенно перед операцией и во время нее. Я за все благодарен Господу.

Что касается провокационной «работы» тангалашки, его желания видеть нас печальными из-за физических болезней, то мы стараемся этому противостоять, прибегая в том числе и к медицинской помощи. У нас есть трудник с фельдшерским образованием, хороший специалист. Также мы обращаемся в медицинское учреждение, если состояние здоровья того требует. Недавно, к примеру, договорились с благочинным Чеховского церковного округа, что вместе с духовенством благочиния большая часть братии монастыря пройдет медицинское обследование в рамках акции, которую инициирует государство. Человек обязан заботиться как о душе, так и о теле. И пример в этом нам показывает наше чиноначалие, которое следит за своим здоровьем, потому что здоровье – это дар Божий. Вспомним слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху».

Вознесенская Давидова пустынь в Новом Быте

Собор Вознесения Господня


В Вознесенском соборе (слева) частично сохранились стены храма, возведенные в 16 веке. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Храм начали строить во времена Ивана Грозного. И если в других монастырях первые постройки были чаще всего деревянные, то тут собор Вознесения Господня сразу начали возводить из камня. Через некоторое время строительство прекратилось, а начатое сооружение разобрали. На его месте поставили новое и открыли в 1682 году.

Знаменский храм


Самая яркая церковь в центральном ансамбле пустыни была построена позже всех. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Свое название церковь получила от иконы Божией Матери «Знамение». Храм несколько раз перестраивался: сначала тут стояла деревянная часовня, потом выстроили колокольню, и только в середине 19 века появился храм, дошедший до наших дней.

Колокольня


Колокольня выполнена в русско-византийском стиле. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Яркая многоуровневая колокольня высотой 70 метров возвышается над всеми храмами монастыря. На ней установлены семь колоколов и часы, которые проигрывают церковное песнопение с интервалом в 60 минут.

Никольская церковь


Никольская церковь (справа) богато декорирована. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Изначально ее построили вплотную к собору Вознесения Господня. Так храмовый комплекс выглядел в 18 веке. Но, спустя столетие, из-за бытовых нужд церкви «разъединили». Нужно было место под кухню и трапезную. Никольскую церковь снесли и построили чуть подальше от основного собора.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы


Белоснежная церковь Успения расположена рядом со Спасским собором. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Белая церковь стоит рядом со Спасским собором. В 1730-х годах возникла необходимость перестраивать церковь Успения Пресвятой Богородицы, поскольку она начала разрушаться. Пришлось переделывать полы и потолки, менять иконостас. Работы закончились в 1740 году.

Спасский собор


Спасский собор (слева) появился на мест, где раньше была трапезная. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Одна из самых ярких построек монастыря: розовая с белой отделкой и темными куполами, контрастирующими с основным зданием. На этом месте стояла трапезная, но в 1900-х годах произошла очередная перезастройка обители, и открылся Спасский собор.

Храм всех святых


Храм всех святых — это желтое двухэтажное здание, увенчанное куполом. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Желтое двухэтажное здание больше похоже на жилое помещение. Если бы не темный купол, возвышающийся над ним. Впрочем, в советские годы оно и не было церковью: тут разместили столовую сельскохозяйственного техникума. В начале 2000-х храм всех святых стал действующим и открылся для прихожан.

Святой источник

Находится не на самой территории монастыря, а в его подворье, селе Талеж. От Давидовой пустыни примерно 30 километров, ехать около получаса. Вода в источнике всегда холодная, +4 градуса. Тут можно набрать воды для питья и окунуться в купели

Обратите внимание, что источник открыт с 8:00 до 21:00

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector