Пора в оптину!
Содержание:
История монастыря
Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.
Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.
Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.
В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.
В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена
Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет
Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.
Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.
В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.
Полезное видео: поездка в Оптину пустынь часть 1
Территориально монастырь размещен в Калужской области, от самой Калуги около 75 километров, но ближе располагается город Козельск, до которого только пара километров. Пожалуй, чрезмерным является описание автомобильного путешествия, так как сейчас не составит труда пользоваться различными навигаторами и другими приборами. Всегда легко посмотреть геолокацию и узнать, где находится монастырь.
Поэтому рассмотрим другие варианты, то есть общественный транспорт. Из столицы схема выглядит следующим образом:
- автобус до самого монастыря отправляется от метро Теплый Стан, точнее, поблизости от этого метро действует одноименная автобусная станция, оттуда и нужно ехать;
- на выбор есть разные варианты, к примеру, рейс Москва – Козельск довезет примерно за пять часов до козельского автовокзала, а оттуда курсирует маршрутка № 2, которая идет непосредственно до Оптиной пустыни;
- также есть рейс Москва – Сосненский, который ходит не так часто, как предыдущий рейс, но довозит прямо до самого Оптинского монастыря.
Уточнять адрес ни у кого не потребуется, так как обслуживающие этот маршрут водители знают, куда направляется большинство приезжающих, и легко подскажут вам дорогу. Подобным образом и отыскать собственно монастырь не составит труда. Даже из самого Козельска (откуда расстояние до Оптиной пустыни минимальное) или Калуги вполне легко смогут довезти различные маршрутки и частники.
Для того чтобы доехать до Калуги, может воспользоваться железной дорогой. Нужно выбирать поезда, которые следуют до вокзала Калуга-1 и оттуда, соответственно, ехать до Козельска. Также возможен вариант доехать до самого Козельска на транзитном поезде, они следуют из разных стран и городов, но нужно уточнять текущее расписание, к примеру, на сайте РЖД.
Как нетрудно догадаться, в городе, где практически каждый знает, как доехать до Оптиной пустыни, развита некоторая туристическая индустрия для паломников монастыря на фоне высокого интереса людей к этому месту. Поэтому не составит труда найти адреса проживания и в самом Козельске, от которого не так далеко ехать.
Если вы приезжаете на длительный период, то вполне удобным может быть ездить из города на какие-то службы, день проводить в монастыре и возвращаться обратно. Тем не менее, есть и более удобный вариант, который позволяет каждый раз не искать, как доехать до Оптиной пустыни, и предполагает размещение на территории самой обители. На территории монастыря действует отель для священнослужителей и людей из мира.
Помимо этого есть возможность устроиться в Оптину пустынь трудником. Как правило, так приезжают верующие, которые хотят плотнее приобщиться к монастырскому укладу. Таким людям становится доступна регулярная служба в храмах, возможность ближе узнавать монастырь и его обитателей, но за проживание и еду нужно платить собственным трудом, то есть брать послушание на различные монастырские дела.
Современное состояние монастыря
Введенский собор
Сразу после передачи обители церкви, началось ее восстановление. Возглавил работы старец Илий. Речь шла не только о возвращении храмам их первоначального вида, но и о духовном возрождении обители, о возвращении Оптиной ее значения как важнейшего центра православия.
Сегодня на территории располагается 8 действующих церквей в прекрасном состоянии. Восстановлены, помимо храмов, и другие постройки:
- Введенский собор является главным храмом монастыря. Рака со святыми мощами преподобного Амвросия расположена в северном пределе, рака со святыми мощами о. Нектария — в трапезной;
- Владимирский храм был построен заново на месте не сохранившегося больничного храма. Этот храм-усыпальница семи великих старцев обители: Льва, Макария, Илариона, Анатолия, Иосифа, Варсонофия, Анатолия;
- Восстановлен и скит, где жили оптинские старцы. Но доступ в него закрыт для всех, кроме иноков, служащих богослужения день и ночь;
- Лазаретная башня соседствует с больничным корпусом. Здесь на сегодняшний день открыта гостиница для паломников.
А как же старцы? Есть ли они сегодня в обители?
Это интересно: старец Илия, проживший в обители 20 лет, сегодня является духовником святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, духовником Троице-Сергиевой лавры и Оптиной Пустыни. Учитывая почтенный возраст старца – ему 85 лет – и обремененность делами духовника, он практически неуловим и недоступен для простых людей.
Но слава обители по-прежнему велика. Сюда стремятся паломники, верующие, желающие стать трудниками монастыря, в поисках покоя и смысла жизни. С 14 июля 2021 года наместником монастыря является епископ Можайский Леонид.
Где находится
Оптина Пустынь находится в центральной области европейской части России, на территории Калужской православной епархии. Однако, по сути, она представляет собой ставропигиальный монастырь, так как подчинена непосредственно патриархату РПЦ.
Географически монастырь находится в Калужской области, в 72-х км от областного центра и в 2-х км от города Козельска. Рядом с соборным комплексом протекает река Жиздра, приток Оби.
Дорога к месту паломничества доставит путешествующему массу незабываемых впечатлений, так как на пути к монастырю открываются великолепные виды, отражающие гармоничное сочетание застенчивой красоты природы края с духовными началами православия.
Что представляет собой подворье Оптиной Пустыни
Подворье – Храм первоверховных апостолов. Получил собор необычный статус в 1997 году, и все потому что включает 3 придела и один приставной престол. По инициативе служителей храма регулярно организовываются выездные поездки в Козельск.
Наверняка вы слышали об Оптиной Пустыни, где есть успенское подворье. Но оно находится в Санкт-Петербурге и не имеет ничего общего с Московским. Достопримечательность Питерского подворья в том, что на его основе трудятся паломнический центр, Институт религиоведения. Посетив богослужение, миряне могут насладиться удивительным пением знаменитого мужского хора Оптиного подворья.
Рассвет монастыря
Золотая эпоха Оптиной пустыни наступила в девятнадцатом веке. Тогда настоятелем монастыря был назначен отец Авраамий. При этом мудром руководителе в обитель часто приезжал патриарх московский и всея Руси Филарет. В стенах лавры владыка находил духовный отдых и благоприятную для молитвы и христианской жизни обстановку. Именно эти два церковных деятеля по взаимному согласию решили принять в ряды монахов обители нескольких отшельников, которые жили в окружающих лесах. Эти люди активно занимались старчеством. То есть, они были духовными наставниками для множества православных верующих.
Молитвы
Оптинский молитвослов насчитывает множество молитв. Вы можете прослушать:
Вечерние молитвы Оптиной пустыни
Особенна трогательна Оптинская молитва матери о детях, в которой говорится о том, что мать должна быть готова отдать своих детей для служения Господа и принять Его волю, не желая им мирских благ, если в этом нет необходимости для их спасения. Оптинский молитвослов вы можете прочитать на сайте обители.
Широко известны молитвы Антония Оптинского:
Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.
О семье
В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.
За врагов
Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.
Шамординский монастырь
Рекомендовать место
62
9
Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь или Шамординский монастырь — женский православный монастырь. Изначально на месте, где теперь находится монастырь, было имение надворного советника Ключарева. Женскую общину основала его вдова, а официально ее учредили после смерти Ключаревой в 1884 году, в октябре того же года там появилась и первая церковь благодаря усилиям старца Амвросия.
Первой настоятельницей храма стала духовная дочь Амвросия монахиня София Астафьева-Болотова. После ее смерти это место заняла Евфросиния Розова, которая управляла обителью до 14 апреля 1904. При ней, в 1901 году, женская община получила статус монастыря и новое название — Казанская Амвросиевская пустынь. На следующий год епископ Калужский Вениамин освятил строительство Казанского собора монастыря, который возводился на деньги Сергея Перлова.
К 1918 году году в монастыре служили более 800 сестер, здесь была богадельня, больница, приют для девочек-сирот, а также несколько скитов. Монастырь пережил нелегкие времена, когда в 1923 году его закрыли. Тогда же часть сестер подверглись репрессиям: расстрелу или ссылке.
Монашеская жизнь возобновилась здесь только весной 1990 года. С этого момента и до мая этого года нас настоятельницей монастыря была игуменья Никона.
История обители
Монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни был основан в XV веке. До XVIII века его материальное состояние было тяжелым. В 1773 году в монастыре было всего два монаха, оба — глубокие старики. В конце XVIII века обстановка изменилась. Со всех сторон России стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания. В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся «пустынники» — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать «старец» (настоятель оставался администратором).
Со всех сторон к монастырю потянулись страждущие. Оптина стала одним из духовных центров России. От Козельска до Оптиной пустыни около двух километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идет вдоль прекрасной монастырской рощи. В 1832-1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни.
В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря — Введенский собор.Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке — Владимирская.
За монастырской рощей расположен Предтеченский скит. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь еще целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи(1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита.
Внешний вид скита довольно точно изображен Достоевским в «Братьях Карамазовых». Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запрещен. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, полный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия. И сегодня не перестает привлекать скит своей благодатной, молитвенной тишиной множество паломников, как и сотни лет назад ищущих духовного окормления и мудрого совета.
О современной подведневной жизни Предтеченского скита читайте на сайте Оптиной пустыни
С Оптиной пустынью связаны многие великие произведения русской литературы. В значительной степени на материале наблюдений за монастырской жизнью написан «Отец Сергий» Л.Н.Толстого. У писателя с Оптиной была особая родственная связь: его родная сестра М.Н.Толстая была настоятельницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино. Ф.М.Достоевский приехал в Оптину сразу после тяжелой драмы — смерти любимого трехлетнего сына Алексея в 1877 году. Он прожил в скиту недолго, но множество деталей и образов в «Братьях Карамазовых» возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился знаменитый на всю Россию Преподобный старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни.
Использована информация с сайта www.optina.ru
Паломничества
Паломническая группа ставит своей задачей ведение духовно-просветительской деятельности среди прихожан и не прихожан нашего Храма, организация ближних и дальних паломнических поездок по святым местам нашего края, страны, ближнего и дальнего зарубежья
Как доехать до Оптиной Пустыни на машине?
На личном транспорте из Москвы
Доехать до Козельска, а далее до монастыря Оптина Пустынь из Москвы — и просто, и сложно одновременно. Просто, потому как дорог много, сложно — по той же причине (проблема выбора). Можно выдвигаться либо по Киевскому шоссе, либо по Калужскому, либо через Подольск. Все они сходятся на кругу за Обнинском. Последние два, правда, несколько раньше. Из-за подмосковных пробок можно воспользоваться Симферопольским шоссе, через Серпухов и Тарусу. Но путь этот по вечерам темен и совершенно безлюден. Крюк получается большой и дорога не очень хорошая, посему, если не ставить целью посещение кольцовских пещер под Ферзиково, то эту дорогу лучше не использовать.
Например, выезжаем из Москвы до Козельска через Подольск до Обнинска. После обнинского круга по киевской трассе до поворота на новую объездную дорогу вокруг Калуги (налево на мост за д. Детчино, примерно 134 км от МКАД, указатель «Калуга-Тула»). Дальше, не заезжая в Калугу, по указателям, коих достаточно, на Козельск
После моста, проехав пост ДПС, метров через 800 будет правый поворот (налево трасса уходит на Тулу, а нам направо на Козельск).
— здесь поворачиваем направо
Эта дорога, соединяющая древние калужские города, известна с незапамятных времен. Почти все населенные пункты, стоящие вдоль нее, имеют очень богатую историю. Вскоре после этого поворота — круг в д. Секиотово со стелой «Калуга», здесь уходим влево.
— проехав по кольцу вокруг стеллы, поворачиваем налево
Через несколько километров, после поворота, будет указатель
Следующее историческое место на нашем маршруте — село Андреевское, названное так по имени героя Куликовской битвы, князя Андрея Калужского, Тарусского и Серпуховского.
Следом за Андреевским — село Корекозево, растянувшееся на несколько километров. В прошлом окрестные места называли монастырщиной, потому что в этих краях стояли пять монастырей. Во время правления Екатерины II все они за исключением древнейшего Лютикова монастыря, который находился на месте нынешнего села Корекозево, были упразднены. Этот монастырь-крепость построен зодчим Лютиковым по поручению князей Воротынских, отсюда и название. До революции здесь находились уникальные памятники архитектуры XVI века. В 1918 году монахи Лютикова монастыря оказали сопротивление представителям советской власти. Позднее монастырь был полностью разрушен.
Перед мостом через Оку — развилка дорог: прямо на Козельск, налево на Суворов и Тулу.
— здесь нам направо, далее — через мост. Будьте осторожны, не превышайте скорость, обгон на этом участке запрещен.
Сразу после поворота дорога поднимается на высокий холм, с которого открывается панорамный вид на город Перемышль и долину Оки. После моста доезжаем до круга, в центре которого стоит стела с надписью «Перемышль» (сам город несколько в стороне), здесь прямо.
— стрелка указывает на стеллу «Перемышль»
Дальше дорога, уже практически без ответвлений, ведет в Козельск. По пути, километров за 20 до Козельска, есть правый поворот к д. Шамордино и Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни. Монастырь построен архитектором Шервудом из красного кирпича, здесь много цветов и великолепный вид на пойму реки Серены. Обитель постепенно залечивает раны, нанесенные годами советской власти, с начала разорения в 1923 году и уничтожения сестер до обустройства в его стенах сельскохозяйственного техникума с комбайном в алтаре Казанского собора.
Уже за несколько километров на подъезде к Козельску замечаешь по левую сторону вдали через поле сияющие голубые с золотом купола Свято-Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь. Не пропустите левый поворот с указателем.
После поворота — наслаждаемся прекрасным видом на монастырь Оптина пустынь.
— здесь и далее можно начинать фотографироваться.
На обратном пути после Подольска можно уходить на близкое Симферопольское шоссе, чтобы избежать пробок на подъезде к Москве. Но можно ехать и по трассе Москва — Киев сразу до МКАД.
Маршрут Калуга — Козельск — Оптина пустынь — одно из основных туристических направлений Калужской области. Поэтому дорога хорошая на всем протяжении. Ситуация с заправками следующая: две АЗС на выезде из Калуги, две около Перемышля и одна в Козельске.
Оптинские старцы
Старцы представляют нам живую летопись монастыря. В 1996 году преподобные старцы пустыни причислены к лику местных святых. Самым известным для современников считается святой Амвросий, руководивший пустынью более 30 лет.
Сохранилось сотни писаний о чудесах проповедничества и исцеления Иеросхимонахом. Несший в мир любовь к Богу , почитание, уважение и необходимость неуклонной молитвы, он расширил и облагородил монастырь. Дар старчества он унаследовал у Леонида и Макария. В его правление в обители появился Шамординский женский приход. А его писания и письма распространяли христианскую мудрость по земле русской.
Смирение в людях воспитывал старец Макарий . Он начал издание книг местных старцев и перепечатку русских монахов.
Моисей записал свое имя как главный благотворитель обители. В его время пустынь стала домом не только для паломников, но и всех странников. Он активно восстанавливал старые храмы и строил новые соборы. Его брат игумен Антоний руководил работой скита на протяжении 14 лет. Он обучал юных монахов и старцев благочестию, сподвижничеству и милосердию.
Отец Макарий запомнился современникам своим стремлением обратить к вере заблудших душ. Он читал проповеди, разговаривал с каждым прихожанином и старался найти для них путь к Богу.
Отец Евфимий подарил пустыне замечательных учеников и проповедовал путь к Богу через послушание и круглосуточную молитву в уединении .
Даром утешения Бог наделил отца Анатолия. В писании говорится, что так как молился он не мог никто, сила его обращений к Богу в разы превышала все нынешние.
Святые Иссакий, Иосиф и Варсонофий руководили обителью в тяжелое время раскола и отказа от религии (1810-1913 годы).
Анатолий утешал прихожан и тех, кто стал жителями лесопилки в Советское время. В эти годы к монастырю не переставали приходить паломники и старцы
Нектарий говорил о важности смирения, даровавшего исцеление и чудотворение всем просящим. Больше всего гонений от безбожников пришлось на участь Никона и Исаакия II
Символом Оптиной пустыни сегодня является старец Илий – один из самых загадочных представителей российского духовенства . Отец Илий славится своим Божьим даром возведения храмов. Под его руководством соборы возводятся без отрыва от текущих работ. Сподвижник прошел тяжелые годы отказа от веры, десять лет провел в Афоне и никогда не терял уверенности в Божьем промысле.
Краткая история Введенской Оптиной пустыни
Древнее предание гласит, что мужской монастырь основал некий человек, носивший имя Опта. Он был разбойником, однако раскаялся в своих деяниях, став монахом и приняв имя Макарий. Поэтому монастырь называется по его имени. Однако эти данные не подтверждены, существуют и другие версии, а о периоде становления обители известно очень немногое.
Монастырь не единожды терпел разорения и каждый раз восстанавливался. На него нападали польско-литовские войска в XVII веке. Петр I наложил на обитель непомерные пошлины. Император Павел пожаловал обители мельницу, пруд и средства на развитие.
Духовное возрождение началось в 1821 году, в это время в монастыре был организован Скит имени Иоанна Предтечи. Первым старцем, в нем поселившимся, был отец Лев.
Строительство обители связано с XIV веком. Первые письменные упоминания об этом святом месте относятся к 17 веку. Согласно тем записям, пустыне было дано имя «Свечи и ладан», в память о царе Федоре Иоанновиче.
Удивительно, но во времена октябрьской революции обитель не пострадала. Большевики не тронули монастырь. Однако в 30-х годах на священнослужителей начались гонения. Монастырь был закрыт, в нем был открыт музей, затем дом отдыха и, наконец, концлагерь для польских пленных.
Во времена отечественной войны и после нее здесь находился госпиталь. И только в 1987 году мужской православный монастырь вернули Русской Православной церкви.
Испокон веков двери Оптиной пустыни гостеприимно открыты для всех страждущих. Всякий приходящий находил здесь заботу и понимание, всех путников сердечно принимали и давали наставления. К старцам съезжались паломники со всех уголков России, многим приходилось дожидаться приема неделями из-за большого наплыва людей.
Новая книга
В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова.
В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.
Молиться за ненавидящих и обидящих должно так: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, сестру мою возлюбленную (имя), и ее ради святых молитв помилуй и меня, окаянную грешницу”.