Оптина пустынь — одно из самых намоленных мест, куда приезжали за советом достоевский и толстой

ПРЕПОДОБНЫЕ

Преподобный – это человек, исполнивший заповеди. «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5, 48). Преподобные очистили душу свою, и освятили ее так, что она по всем свойствам стала подобна Богу. Понятие о подобии предметов мы встречаем и в математике. Один треугольник маленький, другой – большой, но по свойствам своим этот маленький совсем похож или подобен большому, подобен, но не равен. И в природе мы часто наталкиваемся на случаи подобия предметов.

Люди, по свойствам души своей уподобившиеся Богу, называются преподобными. Раньше их жизнеописаниями интересовались, теперь эти книги основательно забыты, к великому нашему несчастью.

И правда, наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда – погибель. Те, кто последовали за Христом, преподобные Его, те и воцарятся с Ним.

Фарисеи и книжники осуждали Христа за то, что Он Себя называл Богом – «равен Ся творя Богу» (Ин. 5, 18). Господь в ответ на их порицание не сказал: «Я единосущный Отцу Бог», но возразил им: «Несть ли писано в законе вашем: Аз рех: бози есте (Пс. 81, 6) ?» (Ин. 10, 34). Это относилось к израильтянам. Фарисеи ничего не могли ответить на это и замолчали. Но каким образом человек уподобляется Богу, как можно применить к нему это название? У древних греков были боги, олицетворявшие собой разные свойства людей, как хорошие, так и порочные, но здесь не про таких богов говорится. Конечно, быть такими же, как Господь, не только из людей, но и из ангелов никто не может, но уподобляться Богу должен каждый человек, если хочет достигнуть Царствия Небесного. Святых, подражавших в высшей степени Богу, так и называют преподобными, но каким образом они похожи на Бога? Поясним это примером. Если взять несколько капелек воды, то хотя они будут малы, но по своим свойствам напоминают то озеро или реку, из которой они взяты. Так и святые заимствуют от Господа Его свойства: благость, любовь, милосердие – и тем уподобляются Господу.

Всем известен знаменитый композитор Моцарт. Имя его стяжало бессмертие. Однажды один немец, тоже музыкант, пожелал видеть Моцарта и отправился в Италию. Прибыл он в Милан и вдруг узнает печальную новость: «Моцарт умер». Музыкант был в большом горе, но его успокаивали:

— Умер отец, зато жив сын.

— А он похож на Моцарта?

— Вылитый отец!

— Ну хорошо, посмотрю на сына.

Ему показали, где его можно увидеть; он служил в банке. Музыкант пришел к нему и нашел его сидящим за прилавком.

— Вы ли сын знаменитого Моцарта? – спросил немец.

— Я, а что вам угодно?

— Ничего, я пришел только посмотреть на вас.

— Что же на меня смотреть?

— Вы так же любите музыку, как ваш отец? Наверное, уже написали какое-нибудь бессмертное произведение? – продолжал музыкант.

— Никакого, уверяю вас; вот единственная музыка, которую я люблю, – и Моцарт-сын взял горсть червонцев и бросил на прилавок, – всякую же другую музыку я терпеть не могу.

Разочарованный немец вернулся в Германию и рассказал собравшимся товарищам о своем посещении Моцарта. Все задумались, а один из слушателей произнес: «Да, не в отца». Действительно, сын был не в отца. Печальная история!

Мы, пожалуй, склонны осудить Моцарта-сына, но посмотрите лучше на себя. Все мы дети Отца Небесного и должны были бы походить на Него. Что на деле выходит? И про нас часто можно сказать: «Не в Отца!» А между тем, чтобы достигнуть Царствия Небесного, непременно нужно быть «в Отца», иначе туда не пустят. Вот святые были «в Отца». Они и называются преподобными, т.е. в высшей степени уподобившиеся Богу; а нам, грешным, хоть бы подобными-то быть, чтобы не лишиться вечной жизни.

На перепутье

С возрастом Николай стал задумываться о серьезных вещах, его волновали вопросы о том, что такое смерть, грех, загробная участь человека, страдания в аду. Когда наступила пора юности, он никак не мог найти свой путь в жизни. «Помню, что я часто даже в играх, которые любил, чувствовал неудовлетворенность, пустоту. Я не знал, куда мне поступить из гимназии, что выбрать, какую отрасль науки, какой сообразно с этим путь жизни. Ничто мне не нравилось так, чтобы я мог отдаться тому, что выбрал. Был у меня переворот в жизни, когда все вокруг было заражено социальными идеями в нашем юношеском кругу. Мне эта маска, которой прикрыто дело диавола, ведущее в пагубу, сначала как бы понравилась, хотя я и не мог ее совместить с верой в Бога, в которой и о которой я ничего не размышлял и не давал отчета…» Хотя в доме царила благочестивая обстановка, но глубоких понятий о вере и Церкви у Николая не было. Уже позже он сам будет удовлетворять духовную жажду, которую всегда чувствовал, чтением книг.

Окончив гимназию, Николай поступил в Московский университет, но проучился недолго. Он вспоминал: «В университете я успел проучиться немногим более полугода… После Рождества мои мысли и стремления к богоугождению начали несколько формулироваться, и я стал посещать университет хотя и ежедневно, но с некоторой целью… Под предлогом занятий в университете я уходил утром из дома. Приходил в университет и был там до 9 часов, а с 9 часов отправлялся в Казанский собор к обедне, предварительно заходя по дороге к Иверской, если там народу бывало не очень много. Отслушав литургию, стоя иногда даже всю литургию на коленях, я не спеша отправлялся домой и заходил по дороге в часовню Спасителя и, помолившись там, уже без задержек направлялся домой. Дома я, напившись чаю, садился читать Евангелие, которое и читал более месяца или месяц. Когда Евангелие было прочитано, я начал читать Апостол и «Путь ко спасению» епископа Феофана; читал иногда листочки и брошюрки духовного содержания». Со временем Николай стал вести дневник, эту привычку будет в дальнейшем поддерживать у него и старец Варсонофий, считая очень полезным ежедневно записывать наблюдения за своей внутренней жизнью. Вспоминая свою юность, старец по своему состоянию и настроениям причислял себя целиком к поколению молодых людей той эпохи — отметил и период увлечения социальными идеями, и формальное исполнение обязанностей христианина. Но из его же собственных слов видно, как исподволь возрастала в душе устремленность к Богу, как влекли его Церковь, богослужение. Сам он особо отметил, что «церковь (этому я придаю огромное значение; может быть, это была одна из самых главных причин, приведших меня в обитель и к Богу…) лет с 12—13 я не покидал, несмотря ни на что…» Видимо здесь сказалось и воспитание, влияние деда и матери.

Оптина пустынь Монастырь и история


Фото: Оптина пустынь Монастырь

Касательно того когда появились первые поселения существуют разные версии. Точнее, трудно точно сказать, когда именно тут появились первые подвижники, ведь согласно преданию под завершение 14 века сюда пришел разбойник по имени Опт, который раскаялся и постригся в монахи, став Макарием. При этом письменные свидетельства об общине относятся к 15 веку и также есть версия об основании общины князем Владимиром Храбрым.

Под завершение 17 века начинается строительство первой каменной церкви, а спустя небольшое количество времени Петр Первый сначала облагает пустынь тяжелым налогом и далее община упраздняется для того чтобы стать частью Белевского монастыря. Тем не менее, Екатерина Первая практически сразу восстановила статус пустыни. Потребовалось около ста лет для того чтобы из небольшого поселения территория превратилась в процветающий духовный центр, которым стала в двадцатых годах 19 века.

Хотя практически всегда на территории было относительно малое количество монашествующих (часто буквально от двух до десяти человек) был настоятель Оптиной пустыни – старец, обладающий святыми дарами и наставляющий других. По сути, именно с развития института старчества и настоятельства в пустыни и возможно вести отсчет современной истории этой обители.

Первым старцем считается Иеросхимонах Лев, который родился в 1768 году, а самым крайним на данный период – Архимандрит Исаакий II, который почил в 1938 году. Всего на данный период старцев 14, но сама традиция старчества не угасла, существуют также так называемые оптинские новомученики, но эти старцы до сих пор не канонизированы (процесс весьма длительный и требующий соблюдения множества формальностей) хотя и имеется множество зафиксированных свидетельств чудотворения. Вообще отличительной особенностью всех оптинских старцев и является какое-либо чудодейственное умение (так называемые дары святого духа) кто-то обладал прозорливостью, другие умели исцелять.

Конечно, все эти чудеса имеют большое воздействие на верующих и являются внешним проявлением подвижнического подвига, но не всегда следует акцентировать внимание именно на этой стороне. Ведь ценность также заключается и в самой строгой вере и сохранению чистоты помыслов

На протяжении веков монахи Оптиной пустыни молятся за всю страну и весь род людской, поэтому приезжающие туда паломники сразу ощущают присутствие благодати, об этом говорили и многие известные люди.

В окрестностях монастыря

Сегодня вокруг обители выстроилась целая деревня. В девяностые годы небольшой дом в окрестностях монастыря можно было купить всего за 50 тысяч рублей. Сегодня цены выросли в примерно в двадцать раз. Среди жителей близлежащих поселков немало тех, что приобрели дома и здесь исключительно из-за близости Оптиной пустыни. Многие селяне принимают на постой желающих посетить прославленный монастырь. Стоимость аренды жилья невысокая – от 300 рублей за койко-место.

Оптина пустынь окружают лес, деревня и целебные источники. В шестистах метрах от монастыря находится родник Пафнутия Боровского, который издавна считается целебным. Сюда ежегодно приходят тысячи паломников. Говорят, что родник действительно излечивает от недугов.

XVIII век

Петровские реформы не лучшим образом отразились на судьбе обители. Монастырь должен был платить оброк государству. Средства необходимы были для строительства новой столицы и войны со шведами. Ко второму десятилетию XVIII века обитель оказалась в бедственном положении. В 1724 году была упразднена. Деревянные постройки, находившиеся на ее территории, пришли в негодность.

Восстановление началось в 1741 году. Здесь построили деревянную колокольню и новый храм с двумя приделами. В 1764 году по приказу Екатерины Великой обитель вошла в число заштатных монастырей Крутицкой епархии. Спустя пять лет завершилось строительство соборного храма. Согласно историческим документам, в семидесятые годы здесь было всего два монаха.

Положение Оптины пустыни начало меняться к концу XVIII столетия, когда на монастырь обратил внимание митрополит Московский. Уже в 1797 году здесь было 12 монахов

В 1799-м обитель вошла в состав Калужской епархии.

Детство и юность

Родился Николай Беляев 26 сентября / 9 октября 1888 года в московской купеческой семье Митрофана Николаевича и Веры Лаврентьевны Беляевых. Всего у них было восемь детей — две дочери и шесть сыновей, Николай был четвертым ребенком. Дом Беляевых был богатым, по воспоминаниям старца детство его прошло почти в роскоши, ни в чем они не знали нужды. По традиции семья была благочестивой, но отец в большей степени стремился к исполнению обрядов, любил внешнюю красоту церковной службы, не вникая в глубину христианского вероучения. Такое внешнее благочестие было характерно для многих русских семей в то время, хотя даже оно уже становилось редкостью, сменяясь полным равнодушием к вере и Церкви.

Глубокой верой и истинным благочестием отличался дед Николая по матери, Лаврентий Иванович Швецов. Он был круглым сиротой, еще мальчиком его подобрал зажиточный купец и определил работать в своей лавке. Не имевший наследников купец так полюбил за религиозность, добросовестность в службе и порядочность Лаврентия, что со временем передал ему свое дело. Лаврентий Иванович разбогател, всю жизнь он занимался торговлей, главным принципом его при ведении дел была кристальная честность, он часто повторял: «Чужая копейка, внесенная в дом, как пожар, сожжет его». Лаврентий Иванович отвергал любое лукавство в делах, принцип «не обманешь — не продашь», он свидетельствовал: «Я за всю мою жизнь никогда никого не обманул ни разу, а дело мое шло всегда лучше, чем у других». Лаврентий Иванович любил богослужение, сам иногда пел на клиросе. В течение тридцати трех лет он был старостой церкви святых равноапостольных Константина и Елены в Кремле, в которой находилась чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Его религиозность передалась и дочери. Все вспоминали, что Вера Лаврентьевна отличалась молитвенностью, добротой, ровным, терпеливым характером. Митрофан Николаевич после женитьбы на Вере Лаврентьевне стал служить у ее отца, а со временем вся семья переехала в дом Шевцовых на Большой Ордынке. Старец Никон вспоминал, что был любимцем деда и бабушки и сам был очень привязан к ним. Смерть деда, а затем бабушки Марии Степановны явились первым потрясением в его жизни.

С детства Николая сопровождали знаменательные события. В год его рождения Беляевых посетил отец Иоанн Кронштадтский, он беседовал с Верой Лаврентьевной и подарил ей свою фотографию с памятной надписью, которая хранилась в семье как реликвия. Когда Николаю исполнилось пять лет, он тяжело заболел, врачи говорили, что он не поправится. Но мать не теряла надежды, она горячо молилась святителю Николаю Чудотворцу о выздоровлении сына. И совершилось чудо: болезнь оставила ребенка. Впоследствии старец Варсонофий так сказал об этом событии Николаю: «Конечно, это из ряда вон выходящий случай. Собственно, не случай, ибо все происходит с нами целесообразно… Вам была дарована жизнь. Ваша мама молилась, и святитель Николай Чудотворец молился за вас, а Господь как Всеведущий знал, что вы поступите в монастырь, и дал вам жизнь. И верьте, что до конца жизни пребудете монахом…»

Николай выделялся среди детей веселостью и бойкостью, был заводилой в играх, но с этим сочетались такие свойства характера, как выдержка и терпение. Достаток и благополучие, царившие в доме, не сделали его сердце равнодушным к чужой боли. Старец позже вспоминал на страницах дневника: «Помню, устраивалась у нас елка на Рождество: детское веселье, конфеты, блеск украшений — все это радовало меня. Но помню хорошо один вечер. Я один около елки. В комнате полумрак, горит лампа, и тень от елки падает на большую половину комнаты. И вот какая мысль у меня в голове: я сыт, одет, родители утешили меня прекрасной елкой, я ем конфеты, в комнате тепло… Но есть, я знаю, такие дети, у которых нет даже необходимого. Об елке и речи быть не может: они полураздеты, просят милостыню на морозе или голодные сидят в холодных подвалах…»

В воскресные и праздничные дни:

5:30 Ранняя Божественная Литургия (начало часов) Казанский храм
7:00 1-ая Средняя Божественная Литургия (начало часов) Владимирский храм
8:00 Молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия Введенский храм
8:00 2-ая Средняя Божественная Литургия (начало часов) Преображенский храм
9:00 Поздняя Божественная Литургия (начало часов) Введенский храм
10.00 Молебен с акафистом Калужской иконе Божией Матери Казанский храм
11:00 Заказные молебны святым (с водосвятием) Преображенский храм
12:00 Панихида Казанский храм
13:00 Молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия Введенский храм
14:30 Молебен с акафистом Собору Преподобных Старцев Оптинских Владимирский храм
17:00 Вечернее богослужение (9-й час в 16:45) Казанский храм

Исповедь в воскресные и праздничные дни: 5:30 — 11:30 в Казанском Храме,а также накануне (в субботу), во время вечернего богослужения после Полиелея (в 16:30 в Казанском храме читаются молитвы перед исповедью).

В летний период, при большом стечении народа воскресные и праздничные бдения могут совершаться одновременно в двух храмах — Казанском и Введенском.

Св. таинство Елеосвящения (соборование) совершается в посты: Великий, Петров, Успенский, Рождественский (начиная со второй седмицы) по пятницам в 14:00 во Владимирском храме.

Св. таинство Крещения совершается в храме прп. Иллариона Великого: для взрослых в воскресные дни в 13:30, для младенцев в субботу в 13:30. Готовящиеся ко святому Крещению, а также восприемники, должны пройти огласительную беседу, которая проводится по пятницам в 18:00 в том же храме.

Ежедневно, после вечерней трапезы, совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало крестного хода от храма Марии Египетской.

По субботам в 13:00 совершается лития в часовне убиенных иером. Василия, ин. Трофима, ин. Ферапонта на братском некрополе монастыря.

По субботам в 14:30 во Владимирском храме совершается соборный акафист Пресвятой Богородице.

В Преображенском храме после водосвятного молебна можно набрать святой воды.

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь

Старцы

Оптина пустынь – это прежде всего ее старцы. Их сегодня всего четырнадцать. В чем заключается сущность старчества? Среди монахов выбирается более опытный, который становится духовным отцом всей братии. Наставником он становится и для мирян, приезжающих сюда. Между Казанской церковью и Введенским собором находится некрополь. Здесь похоронены священнослужители. И именно в этой части пустыни находятся могилы оптинских старцев. Однако они пустые — мощи святых перенесены в раки.

Каждый из старцев чем-то прославился. Нектарий был предсказателем. Лев – врачевателем. Самым известным был третий по счету старец Оптиной пустыни – Амвросий. Не так давно в скиту восстановили его келью. Вход для мирян сюда закрыт.

Рай – это обретение свободы

Для современного молодого человека одной из главных ценностей является свобода. Люди боятся потерять личную свободу, болезненно воспринимают ее ограничение. Чтобы доверить свою волю старцу, нужно быть абсолютно уверенным в том, что этот человек действительно имеет духовный опыт и принесет пользу душе послушника. Но как не сомневаться в том, что твой наставник и есть тот самый старец, ради которого есть смысл ограничивать собственную свободу?

Если рассматривать жизнь в монастыре, то у нас есть старшие по послушанию, есть игумен. Кроме духовника, в общении с которым формируются отношения старца и ученика, есть много других составляющих элементов послушания, которые тоже необходимо исполнять. Ведь без послушания и смирения человек, даже светский, не может нормально проводить свою жизнь. С детства мы слушаем своих родителей, воспитателей, учителей, во взрослой жизни – начальников, близких или вообще советы людей опытных. Послушание в той или иной форме лежит в основе любых отношений. Ведь если руководствоваться только собственным разумом, проявлять упрямство, вступать в конфликты, то ни к чему хорошему это не приведет. Поэтому, какими бы ни были сомнения: если человек дал монашеские обеты, среди которых есть и обет послушания, он в любом случае должен проводить свою жизнь в соответствии с данными обетами. Только так он получает возможность обрести внутреннюю свободу. Другими словами, ограничивая свою внешнюю свободу, он раскрывает внутреннюю свободу духа, которая состоит в том, чтобы быть с Богом. Ведь рай – это и есть обретение свободы. В раю человек не определяет самостоятельно, что ему делать. Он вступает в личные отношения с Богом, и подобные вопросы за ненадобностью отпадают. В раю нет никаких других, лишних стремлений, но именно в этом и состоит обретение подлинной свободы, ради которой мы и были созданы. Это свобода общения с Богом. Если этой свободы нет, то есть рабство греху и демоническим силам. Послушание Богу – это как раз та самая свобода, к которой мы должны стремиться. Она отсекает саму возможность отойти от Господа, и именно поэтому человеку, чтобы посвятить себя единственной цели – быть с Богом, – надо отказаться от эгоистической свободы личного самоопределения.

Это звучит довольно вызывающе для человека, живущего в наши дни, – оказаться от свободы самоопределения…

Да, сейчас большинство людей руководствуются только собственными устремлениями. И, как мы видим, это приводит к многочисленным внутренним трагедиям. Почему, например, в современном обществе так сильно возросло число нервных и психических заболеваний, депрессий? Вот из-за этой самой псевдосвободы, в которой человек зачастую и не может найти своего счастья, мыкается всю жизнь в его поисках…

Информация для паломников и туристов

Как добраться

Электричкой или автобусом можно доехать от столицы до Калуги, далее рейсовым автобусом до Козельска, Калужской обл. Каждый день до этого маленького городка от станции Теплый Стан ходят маршрутки.На дорогу придётся потратить около 4-5 часов. Приехав в Козельск, можно поехать на такси или маршрутке, но есть и другой путь. В Оптину Пустынь следует идти пешком (путь составляет около 3 км) по лесной дороге, через речку Жиздру. Многочисленные храмы постепенно открываются взору, и суета современного мира остается позади.

Из многих церквей России в Оптину Пустынь устраиваются паломнические поездки, которые являются настоящим праздником для верующих. Еженедельно такие выезда организуют многие туристические фирмы.

Где остановиться

На территории обители есть гостиница для паломников с восьмиместными номерами и двухъярусными кроватями, цена за проживание здесь невысока. Удобства и чайник находятся на этаже. Стоимость проживания в сутки — 300 рублей. Бронирование мест возможно только для групп. Для паломников есть домики, в которых возможно одноместное, двух-, трех-, и четырехместное размещение. Стоимость одного места 1000, 800 и 600 рублей соответственно. Питаться можно в монастырской паломнической трапезной.

Есть несколько небольших новых гостиниц в Козельске. Забронировать места в них можно напрямую или через сайты бронирования гостиниц. Ценовая категория отелей от 1500 до 3000 рублей в сутки за номер.

Это важно: официальную информацию о престольных и великих праздниках, богослужениях, совершаемых требах и др., следует узнавать на сайте. Посетить Оптину Пустынь стоит всем: и верующим, и атеистам

Удивительная атмосфера этого места, его трагическая история, традиции не оставят равнодушными никого. Посетить службу, поклониться могилам великих старцев, набрать воду из трех источников на территории обители и просто посидеть в окружении тишины – ради этих прекрасных минут стоит сюда приехать. Найти любую информацию об Оптиной пустыни можно и в интернете, но ведь Википедия не сможет передать тот дух чистоты и особый аромат святости, который исходит от этих мест… Не зря в народных устах стали созвучны слова Оптина и оптима — ведь второе переводится с латинского в том числе и как «лучший, лучшее, лучшая». Так что лучше один раз увидеть…

Посетить Оптину Пустынь стоит всем: и верующим, и атеистам. Удивительная атмосфера этого места, его трагическая история, традиции не оставят равнодушными никого. Посетить службу, поклониться могилам великих старцев, набрать воду из трех источников на территории обители и просто посидеть в окружении тишины – ради этих прекрасных минут стоит сюда приехать. Найти любую информацию об Оптиной пустыни можно и в интернете, но ведь Википедия не сможет передать тот дух чистоты и особый аромат святости, который исходит от этих мест… Не зря в народных устах стали созвучны слова Оптина и оптима — ведь второе переводится с латинского в том числе и как «лучший, лучшее, лучшая». Так что лучше один раз увидеть…

Интересную информацию о монастыре смотрите в следующем видео:

«От креста своего не побегу!» Мученическая кончина старца

В 1929 году в Козельске было закрыто одновременно семь церквей — все, кроме Благовещенской. Большинство иеромонахов были отправлены в ссылку. Из оптинцев здесь оставалось еще несколько человек, в основном из престарелых иноков, и несколько молодых монахов. Продолжала вести подвижническую жизнь небольшая община сестер. Все эти иноки и инокини собирались вокруг еще остававшегося в Козельске старца Исаакия. В том же году по всей стране прокатилась новая волна репрессий и арестов. В августе 1930 года, накануне праздника Преображения Господня, были арестованы все оптинские иеромонахи вместе с преподобным Исаакием. Из Козельской тюрьмы монахи были направлены в Сухиничи, а затем в Смоленск. После окончания следствия преподобный Исаакий был освобожден, прибыл в город Белев Тульской области и поселился в доме священника Михаила Преображенского на Дворянской улице.

В это время в Белеве собралось много монашествующих из закрытых монастырей Калужской и Тульской епархий, здесь на покое жил и Белевский епископ Никита (Прибытков), викарий Тульской епархии. Преподобный Исаакий обрел здесь множество единомысленных братьев и сестер, приезжали к нему и духовные чада. Все они посещали храм святителя Николая Чудотворца в Казачьей слободе. Летом 1931 года к архимандриту Исаакию из далекой деревни на Севере, под городом Пинегой, приехала инокиня Ирина (матушка Серафима) и привезла весть о кончине отца Никона, рассказала о всех обстоятельствах его смерти.

Власти по-прежнему преследовали верующих, следили за каждым шагом. В 1932 году архимандрит Исаакий был в Брянске и там купил икону в ценном окладе. Его арестовали, привезли в Белев, судили, дали небольшой срок за «незаконную валютную операцию». Через пять месяцев отца Исаакия выпустили, но потребовали, чтобы он выехал из Белева. Он же мужественно и твердо ответил: «От креста своего не побегу!» — и остался в Белеве.

16 декабря 1937 года преподобный вновь был арестован вместе с епископом Никитой, четырьмя священниками, одиннадцатью монашествующими и тремя мирянами. Владыке Никите, как старшему, было предъявлено обвинение в том, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне и гибели существующего советского строя». Мучители добивались от арестованных признания в предъявленных им ложных обвинениях. Архимандрит Исаакий был тверд, отрицал все наветы и на вопросы давал краткий ответ: «В состав подпольного монастыря не входил и антисоветской деятельностью не занимался». 30 декабря 1937 года «тройка» вынесла всем арестованным приговор — расстрел. 8 января 1938 года, на второй день Рождества Христова, когда Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, приговор был приведен в исполнение.

В Тесницких лагерях под Тулой, на 162-м километре Симферопольского шоссе, в лесу тайно были похоронены тела новомучеников. Верующие люди знали и чтили это святое место, ныне здесь стоит крест, воздвигнутый братией Оптиной Пустыни.

Житие преподобномученика Исаакия завершает череду жизнеописаний оптинских старцев. Еще в древности христиане за особую честь почитали принятие мученического венца, страданий за Христа. Историю оптинского старчества венчает мученическая кончина последнего настоятеля обители. Старцы окормляли народ в годы видимого благополучия, принимая крест несения грехов и скорбей прибегающих к их помощи и молитве, остались они с народом и в годину лихолетья — и тогда главным их попечением было утешение страждущих, нуждающихся, потерявшихся в мире, где безбожие стремилось насадить ненависть, всеобщую рознь и хаос. Архимандрит Исаакий в тяжелейших условиях, до последнего вздоха не оставил своего послушания — управления братией, хоть и находившейся в рассеянии. Он стал достойным преемником оптинских старцев-настоятелей. Очень разных и в разное время совершавших свой подвиг, их объединяла общая характерная черта, поражавшая многих в начальниках над братией — глубочайшее смирение и истинно христианское послушание. Последнее десятилетие настоятельства отца Исаакия явило со всей очевидностью, что монастырь — это не стены и постройки, но молитвенное единение во Христе, способное противостоять любому напору зла и разрушения.

Дорога от областного центра

Итак, мы выяснили, в какой области и где находится Оптина пустынь. Также первые разделы статьи содержали информацию, как добраться до города Козельска. Теперь стоит коснуться вопроса о том, как попасть из областного центра в монастырь Оптина пустынь.

Где находится и как доехать до обители? От города Козельска до этого прославленного монастыря всего около трех километров. Данный путь можно проделать, вызвав такси. Благо в городе не одна служба извоза и машину не придется ждать слишком долго. Также до места назначения курсирует маршрутка, осуществляя несколько рейсов в день.

Однако, многие люди, побывавшие в этой лавре, настоятельно советуют добираться от Козельска до монастыря пешком. Такая прогулка не займет много времени, но принесет массу положительных впечатлений.

Паломник, проходящий этот путь пешком, постепенно ощущает, как за его спиной смолкает привычный городской шум, давая возможность для спокойного осуществления молитвы. Это прекрасный шанс подготовиться к посещению храмов, находящихся на территории обители.

Продвигаясь вперед по дороге, идущей по довольно живописным местам, путешественник будет наблюдать, как впереди него постепенно открывается панорама монастыря. Показать, где находится Оптина пустынь, сможет любой, встретившийся на пути, местный житель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector