Шамординский монастырь: старинный женский монастырь с красивой архитектурой и природой

Содержание

  • 1 Пафнутьев-Боровский мужской монастырь
  • 2 Казанский женский монастырь (Калуга)
  • 3 Крестовский мужской монастырь
  • 4 Успенский Лихвинский Гремячев женский монастырь
  • 5 Мещовский Георгиевский мужской монастырь
  • 6 Спаса Нерукотворного пустынь
  • 7 Оптина Пустынь
  • 8 Калужская Тихонова пустынь
  • 9 Николо-Черноостровский монастырь
  • 10 Лаврентьев мужской монастырь
  • 11 Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь
  • 12 Казанская Амвросиевская женская пустынь (Шамординский монастырь)
  • 13 Шаровкин Успенский женский монастырь
  • 14 Свято-Успенский Ферапонтов мужской монастырь
  • 15 Успенская Феклина женская пустынь
  • 16 Богородично-Рождественская девичья пустынь
  • 17 Архиерейское подворье святых Жен-Мироносиц (Клыково)

Немного истории существования

В самом начале своего существования монастырь в селе Шамордино был определен Святейшим Синодом, как «Казанская женская община». Этот было в 1884 году. Располагалась община в имении Ключаревой, умершей вдовы надворного советника. Она была благочестивой и добродетельной: покровительствовала нескольким сиротам и престарелым бедным вдовам. Она приняла постриг и пожертвовала все свое состояние на создание женской монашеской общины.

Настоятельницей строящейся общины была назначена София Михайловна Болотова по рекомендации своего духовника преподобного Амвросия Оптинского.

Схимонахиня София

Преподобный Амвросий Оптинский

Монастырь в Шамордино создавался с начала 1884-го года. В общей сложности на создание всего монастырского комплекса ушло 7 лет: с 1884 г. по 1901 г. Финансирование строительства монастыря осуществлялось московским купцом Сергеем Васильевичем Перловым, а затем его женой Анной Яковлевной Перловой, которые были благотворителями монастыря. Помимо основных храмов монастырского комплекса, ими были построены и оборудованы типография и мастерские.

Супруги любили эту местность, эту обитель. Здесь же они построили для себя дом и приезжали сюда из Москвы. По завещанию купца, его похоронили при обители. А его жена, овдовев, подолгу жила в своем монастырском доме с детьми и внуками. Позже она приняла постриг и получила имя Амвросия.

Сергей Васильевич Перлов

Анна Яковлевна Перлова

В 1916 году под наставничеством игуменьи Валентины в монастыре проживало почти 700 монахинь и послушниц. Но уже в 1917 году после революции монастырь закрыли, купола разрушили, колокола и кресты отправили на переплавку, всю монастырскую ценную утварь разграбили, земельные угодья национализировали. Монастырь стал называться сельскохозяйственной артелью, а монахини и послушницы, которым еще было позволено жить в обители, вплоть до 1923 года, назывались членами этой сельскохозяйственной артели. В 1923 году артель распустили, а многих монахинь постигла печальная участь.

За все прошедшие смутные для православия годы — революции, Гражданской войны, советской власти, включая Великую Отечественную войну — монастырь методично разрушался, а помещения осквернялись: в них организовывались то склады, то гаражи, то еще что-то, не подобающее святому месту. Так продолжалось до 1990-х годов, когда потихоньку начали возрождать комплекс монастыря.

Непростая жизнь монастыря

В дальнейшем обитель развивалась и насчитывала к началу революции 1917 года более семисот послушниц и монахинь. В монастыре находился приют для девочек-сирот, работали богадельня и больница, осуществлялась разнообразная хозяйственная деятельность (работали несколько мастерских, развивалось производство сельскохозяйственной продукции).

Через год после революции Шамординский монастырь был закрыт новой властью. При этом церковные ценности были реквизированы и вывезены, а кресты и колокола сняты с куполов. Однако монахиням было до 1923 года разрешено проживать на бывшей монастырской территории, организовав сельскохозяйственную артель. Затем большинство монахинь подверглось репрессиям и высылке в отдаленные края по подозрению в контрреволюционной деятельности.

После того как монастырскую территорию покинули последние монахини, здания использовались не по назначению. В Казанском соборе размещался сельскохозяйственный техникум. В других помещениях было образовано общежитие и гараж. Часть построек была попросту разрушена. При этом был нанесен непоправимый ущерб церковным интерьерам. Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря в Калужской области находился госпиталь. По свидетельствам очевидцев тех событий, заживление ран у бойцов, находившихся здесь на лечении, происходило быстрее.

Церковь в монастыре Шамордино была освящена 1 октября 1884 года

Церковь  Шамординского монастыря освящена 1 октября 1884 года. Этот день и стал днем создания обатели. Софья Михайловна стала первой настоятельницей. Не богатое досталось достояние матушке Софии – деревянный дом с домашней церковью и несколько хижин для сестер.

Ни денег, ни имущества ни запасов толком не было, однако прибывало людей у Софьи. Присыла старей Амвросий к Софье Михайловне крепких и молодых, что работать могли, да и больных, увечных за уходом и помощью.

Насущным вопросом оставалось приобретение земельных участков для монастыря, но средств на это постоянно не хватало.

Монастырь в Шамордино порой переживал трудности, с которыми активно справлялась настоятельница матушка София. Фото: nzrt-opt.ru

Но, несмотря на все эти трудности, настоятельница София не забывала и о духовной жизни женской общины. Под руководством старца Амвросия Оптинского она устраивала духовную жизнь обители, подавала пример послушания и смирения.

Молитва была одним из главных монашеских деяний всех сестер. Матушка София поставила для себя одну большую цель — построить каменный собор.

Матушка Софья курировала строительство Казанского собора.

Казанский собор строился под наблюдением и при участии настоятельницы. Матушка София не только тратила все свои силы на устроение обители, но и все свои личные средства.

Были построены две деревянные часовни во имя святителя Амвросия и преподобного Тихона Калужского, налажена хозяйственная жизнь монастыря.

Построили водонапорную башню, кельи для сестер, устроили скиты, богадельню, открыли золотошвейную мастерскую и другие хозяйственные постройки. Начала свою работу иконописная мастерская.

Трапезная в Шамордино после постройки. Фото: optina.ru

Также при обители были построены детские ясли и после открыт приют с начальной школой.  В начальной школе учителями были сами сестры, они занимались с детьми чтением, письмом, изучали закон Божий.

Оптина Пустынь

Дата основания

: кон. XIV — нач. XV вв.

Статус

: действуюший

Адрес

: Калужская обл., Козельский р-н, г. Козельск, монастырь Оптина Пустынь

Телефон

: (48442) 5-01-15

: https://www.optina.ru/

Основан в кон. XIV — нач. XV вв. Согласно преданию, основатель — покаявшийся разбойник Опта, в монашестве — Макарий. Первоначально был общим — мужским и женским, затем — мужской. В 1724 приписан к Белевскому Преображенскому монастырю, но в 1726 вновь обрел самостоятельность. Начиная с 2-й четв. XIX в. и вплоть до закрытия крупнейший в России центр старчества, посещался многочисленными паломниками, многими выдающимися деятелями культуры и искусства. Закрыт в 1918, подавляющая часть братии репрессирована. К 1924 закрыты все храмы. Территория и здания в разное время использовались под краеведческий музей, детдом, санаторий, лесопильную артель, лагерь НКВД, лазарет, воинские части, ПТУ, жильё. После ликвидации музея в 1928 началось постепенное разрушение и разграбление обители. Четырёхъярусная каменная колокольня 1802-1804, фланкированная братскими кельями, была разрушена до нижнего яруса, ныне восстановлена без строгого соблюдения прежних форм. Ограда сер. XIX в. с семью башнями была разрушена частично, ныне восстановлена. В 1974 территория взята под государственную охрану, началась медленная реставрация зданий. Монастырь передан РПЦ в 1987, в 1988 возобновлен. К настоящему времени восстановлен, активно посещается паломниками.

В настоящее время имеет статус ставропигиального. Вблизи монастыря святые источники Амвросия Медиоланского, Пафнутия Боровского и Серафима Саровского.

Исторические личности в Шамордино

Лев Толстой

Шамординский монастырь связан с именем Льва Николаевича Толстого. Единственная и любимая родная сестра писателя Мария Николаевна постриглась в монахини в 1891 году. Ее духовником был преподобный отец Амвросий. Он сам подобрал место для ее кельи в Шамординском монастыре и нарисовал ее план.

Граф часто приезжал к сестре в Шамордино. После того, как Толстой навсегда ушел из дома, он последний раз приехал к сестре повидаться, через несколько дней он умер в дороге, на железнодорожной станции Астапово в Липецкой области.

Толстой не одобрял духовный путь сестры, сам он был отлучен от церкви в 1901 году. После его смерти монахине Марии не разрешили молиться за него. Только незадолго до ее смерти было дано благословение молиться за брата.

Булат Окуджава

После окончания литературного факультета Тбилисского института Булат Окуджава по распределению попал в Шамординскую среднюю школу, работать учителем русского языка и литературы.

Окуджава жил на территории монастыря вместе с первой женой Галиной и братом-школьником Виктором. Два годы работы здесь стали для Окуджавы испытанием: отсутствие дорог, электричества, водопровода, а также трудные отношения с директором школы. Был переведен в школу села Высокиничи, а потом в город Калугу.

История появления монастыря

История женского монастыря Шамордино началась с 1884 года, когда Святейшим Синодом был издан указ, по которому в селе организовалась женская община. Ее опекуном выступала вдова Ключарева.

Дальнейшая судьба общины связаны с Софьей Болотовой. Та подала прошение в калужскую консисторию епископов в 1884 году о принятии пострига и вступлении в общину. Болотова получила добро на постриг. Ритуал состоялся в начале сентября того же года. При постриге ей оставили имя София.

Первого октября трудами преподобного Амвросия был возведен первый храм в общине. После его освящения, общину реорганизовали, а монахиня София стала первой игуменьей.

Обитель была бедной, денег на содержание монахинь, которых ежегодно становилось все больше и больше, не хватало. Однако отыскались спонсоры, которые выделили средства на строительство храма Свято-Казанского. Также в селе были построены еще две новые церкви.

На протяжении нескольких следующих лет количество монахинь росло уже с большой скоростью. Сестры в монастыре занимались не только богослужением, но и делами милосердия. Так, на прилегающей к монастырю территории был открыт милосердный дом и школа для крестьян.

В 1888 году Матушка София заболела. После нескольких месяцев тяжелой болезни она была пострижена в Великую схиму, а 24 января следующего года умерла.

Чудотворные иконы и святые источники

Иконы и источники в Шамордино являются неотъемлемой частью достопримечательностей монастыря. Чудотворные иконы установлены в Казанском соборе. К сожалению, оригиналы этих икон утеряны, но об истории их появления в монастыре и чудотворной силе помнят до сих пор.

Икона Спорительница хлебов

Икона была написана по видению преподобного старца Амвросия монастырским иконописцем Даниилом. В миру — Дмитрий Михайлович Болотов, известный русский живописец, который в 1866 году принял постриг в Оптиной пустыни и прожил там до конца своей жизни (умер он в 1907 году). Он много работал и над росписью внутренних помещений разных построек монастыря, в частности, трапезной.

Преподобный Амвросий установил день празднования «Спорительницы» — 15 (28) октября, а через год он умер и в этот день был похоронен.

До сих пор, в этот день православные верующие отмечают праздник: совершаются праздничные молебны во славу образа Богородицы, сидящей на облаках с распростертыми руками над полями и урожаем.

По свидетельствам очевидцев, записанных в хронике монастыря, иконе приписывалась сила защищать поля от вредителей, давать богатые урожаи и оберегать людей от природных стихий.

После закрытия монастыря оригинал иконы исчез. Позже он был обнаружен в литовской деревне Михново под Вильнюсом, но до настоящего времени икону не вернули.

Икона Казанская Божья Матерь

Эта икона имеет удивительные свойства, о которых имеются записи в хронике монастыря: от святого образа исходил яркий свет, а лампадное масло, взятое от нее, излечивало недуги. Оригинал иконы был выкраден в 1960-х годах и с тех пор о ней ничего не известно.

Теперешняя икона написана монахом Арсением, настоятелем скита на горе-Афон. Осенью 1999 года она была передана в дар монастырю.

Святые источники

В окрестностях Шамордино всегда били большие и малые родники с чистой питьевой водой. Несколько родников было и на территории женского монастыря, которые обладали целебными свойствами; монахини заботились о чистоте родников. После упразднения монастыря родники засорились, заболотились, некоторые высохли.

В настоящее время действуют два источника: «Живоносный источник», недалеко от Троицкой церкви, и «Казанский источник», недалеко от Казанского собора.

Источники освящены, вода пригодна для питья и омовений.

«Живоносный источник»

«Казанский источник»

Шамординский монастырь

Как добраться

Адрес

: 249706, Калужская область, Козельский район, п/о Каменка, Шамордино, монастырь

Телефон справочной службы:

, звонить с 10.30 до 16.30 (кроме воскресенья).

Электронная почта:

https://www.shamordino-m.ru/

Проезд:

На автомобиле:

Козельск расположен в 280 км к югу от Москвы. Выезжаете на Киевское шоссе в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два: первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной. Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186-м километре шоссе. Нужно проехать этот мост, после него сразу будет указатель на Оптину пустынь. В конце моста будет висеть указатель — Козельск. Далее все время прямо и прямо, до монумента г. Перемышль, там по указателю, направо. Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву как раз ведут через Калугу.

Можно выехать как по Киевскому, так и по Калужскому шоссе. Они пересекаются в районе Обнинска около 100 км, далее еще 140 км по Киевскому шоссе.

Своим ходом:

Своим ходом: от метро «Теплый стан» рейсовым автобусом на г. Козельск., г. Сосенский или г. Хвастовичи

Автостанция ст.м. Теплый Стан: 427-9077 (справки), 101-3536 (справки, заказ мест)

Как добраться: выход из первого вагона при движении из Центра, в подземном переходе направо до конца, затем налево и 200 м по Новоясеневскому проспекту.

С расписанием движения автобусов из Москвы вы можете ознакомиться на сайте автостанции м.Теплый Стан.

С расписанием движения автобусов из Калуги вы можете ознакомиться на сайте автостанции.

С расписанием движения автобусов на Москву вы можете ознакомиться на сайте г. Козельска.

Перед поездкой рекомендуем позвонить на автостанцию для уточнения расписания движения автобусов, так как возможны сезонные изменения расписания, а так же перенос и отмена рейсов по техническим причинам. Автостанция Козельск: (код 48442)22502 Козельское АТП: (код 48442)22240

Электричкой:

Также можно доехать электричкой с Киевского вокзала до Калуги, далее рейсовым автобусом на г. Козельск., г. Сосенский, г. Ульяново или г. Хвастовичи.

С расписанием движения автобусов из Калуги вы можете ознакомиться на сайте автостанции.

Не доезжая до Козельска, остановиться в пос. Каменка возле указателя на Шамордино и далее 1 км направо до монастыря.

Храм «Утоли мои печали»

Церковь «Утоли мои печали» была построена на средства жены купца С. Перлова —Анны Яковлевны. Храм был пристроен к богадельне, в которой проживали около шестидесяти больных женщин. В настоящее время в здании бывшей богадельни находится трапезная, состоящая из кухни, обеденных залов для сестер и гостей.

За столовой находится построенная в 1906 году водонапорная башня. На территории также находится небольшая больница, состоящая из амбулатории, стоматологического и процедурного кабинетов. Имеется стационар, рассчитанный на десять мест. В больнице работают монахини, имеющие медицинское образование. На втором этаже здания лазарета находятся золотошвейная и швейная мастерские.

Административно монастырь расположен на территории Козельской епархии. Еще одной из достопримечательностей обители является дом купца С. Перлова, который много времени проводил в монастыре. После его смерти в обитель приезжала его супруга и подолгу останавливалась в доме с детьми и внуками. Незадолго до смерти Анна Яковлевна приняла постриг. В настоящее время дом купца С. Перлова полностью отреставрирован.

Монастырский комплекс

В состав комплекса входят:

  • Церковь Пресвятой Троицы;
  • Казанский собор;
  • Храм преподобного Амвросия Оптинского;
  • Церковь «Утоли моя печали»;
  • Больница;
  • Трапезная;
  • Водонапорная башня;
  • Дом Перлова.

Все постройки монастыря были выполнены в едином архитектурном стиле — «неорусской» стилистической ориентации русского стиля — из красного кирпича с богатой декоративной отделкой древнерусской архитектуры.

Архитектором монастыря в Шамордино был Сергей Владимирович Шервуд, автор многих подмосковных храмов, а также частных особняков в центре Москвы, сын идеолога русского стиля в архитектуре, Владимира Иосифовича Шервуда.

https://youtube.com/watch?v=KOSwiZE219k

Церковь Пресвятой Троицы

Церковь Пресвятой Троицы — первый храм монастырского комплекса. Изначально, храм был построен на месте, где сейчас расположен Казанский собор комплекса.

Храм Пресвятой Троицы освящался трижды:

  • 1 (14) октября 1884 года храм был освящен в первый раз во имя иконы «Живоносный источник», установленной в приделе храма;
  • в 1889 году, по благословению преподобного Амвросия, храм был перенесен на монастырское кладбище, а 5 июля 1890 года церковь освятили во имя Пресвятой Троицы (на его старом месте началось грандиозное строительство нового храма — Казанского собора), 15 (28) октября 1891 года в этой церкви отпевали умершего старца Амвросия;
  • 24 января 1892 года храм в третий раз был освящен уже во имя «Божией Матери Живоноснаго Ея Источника», а икона была установлена в приделе правой части храма,

28 июля 2006 года был отслужен молебен к началу восстановительных работ. Основные работы были завершены к осени 2008 года, над храмом возвели купол и установили кресты.

На старом кладбище, что за стенами храма, до сих пор покоятся останки многих монастырских монахинь и послушниц прежних лет.

Казанский собор: описание

Начало его строительства было благословлено преподобным старцем Амвросием. Но увидеть храм ему не удалось, через два года преподобный старец скончался, а строительство храма продолжалось еще восемь лет. Собор занимает большую площадь и имеет пятнадцать позолоченных куполов в православном луковичном стиле.

Этапы «жизни » собора:

  • в 1902 году 11 (24) октября храм был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери;
  • в 1923 году храм, как и вся обитель, был закрыт на долгие годы;
  • в конце 1990 года начались восстановительные работы храма;
  • в 2005 году 31 июля (13 августа) были освящены главный престол, правый и левый приделы;
  • в августе 2014 года были освящены правый и левый верхние приделы храма.

Написание икон, изготовление витражей, чеканки, пошив и вышивание плащаниц и хоругви, выполнялись в восстановленных мастерских обители, в которых трудились монахини.

Храм преподобного Амвросия Оптинского

Изначально жилищем старца Амвросия был домик-келья, в котором он и жил и принимал паломников, приходивших к нему за духовными советами. В этом же домике старец Амвросий умер.

По инициативе купца С. В. Перлова, чтобы сохранить домик, он был обстроен кирпичом в том же архитектурном стиле, в каком выполнены и другие постройки монастырского комплекса.

Церковь Утоли моя печали

Эта церковь примыкает к зданию богадельни, построенной для неизлечимо больных женщин. В первый раз церковь была освящена осенью 1902.

Во второй раз церковь была освящена в 1990 году после ее восстановления, а через несколько лет и здание Богадельни.

Здания больницы и трапезной

Больница была построена в 1905 году. Тут были амбулатория и больничные палаты, в которых лечились монахини, послушницы, паломники и рядом живущие жители.

Здание больницы восстановлено. На первом этаже разместились амбулатория и стационар, которые оборудованы современной медицинской техникой. Обслуживающий персонал больницы, включая врачей, медсестер и фельдшеров – это монахини с медицинским образованием и опытом работы. На втором этаже разместили мастерские: золотошвейную и пошивочную.

Трапезная была построена в 1893 году и оснащена новейшей для того времени хозяйственной техникой, а также столовой и чайной посудой высокого качества.

Здание Трапезной было восстановлено и освящено в 1997 году. В трапезной питаются монахини, послушницы и паломники.

Здесь же размещены различные цеха по переработке сельхозпродукции, получаемой с земельных угодий монастыря.

Водонапорная башня и дом С. В. Перлова

Башня расположена за зданием трапезной. Она была построена в 1906 году и обеспечивала водой весь монастырь. Эти же функции она выполняет и сейчас.

Купец С. В. Перлов любил обитель и вложил в ее строительство много финансовых средств.

Его дом восстановлен и снаружи выглядит так же, как при жизни семьи Перловых.

Казанская женская община в Шамордино была учреждена Священным синодом в 1884 году

22 августа 1884 года София Болотова подала прошение на имя епископа Калужского и Боровского Владимира с просьбой о том, чтобы вступить в женскую общину.

София стала первой настоятельницей Казанской Амвросиевкой женской пустыни. В 1987 году в соборе Тульских святых была прославлена. По сей день в монастыре чтят память схимонахини Софии Болотовой.

Схимонахиня София  стала первой настоятельницей Казанской обители. Фото: vidania.ru

Тогда преподобный Исаакий — настоятель Оптиной Пустыни и духовник Софии, преподобный Амвросий Оптинский просили епископа Владимира утвердить матушку Софию в настоятельницы.

Было написано рекомендательное письмо, где указали, что Софья Михайловна еще не проходила монашескую жизнь, но понимает и монашество, и хозяйственную часть, сестры расположены к ней и во всем слушаются.

Приятная атмосфера

Несмотря на более чем столетнюю историю, монастырь продолжает свою главную миссию — помогает обездоленным женщинам. На его территории есть больница, где проживают престарелые монахини. Сестринскую любовь и заботу здесь чувствуют абсолютно все.


Имеет и свою столовую Шамординский монастырь. Отзывы посетителей о кухне положительные. Паломники отмечают, что кормят здесь прихожан бесплатно и очень вкусно. Продукты послушницы выращивают сами. Очень нравится гостям и тот факт, что монахини едят вместе с туристами в одном зале. Так простые люди чувствуют себя еще ближе к духовной жизни.

Посетителям на выходе продают вкусные домашние пирожки с разной начинкой за небольшие деньги. Также можно приобрести магнит на память об этом необычном и интересном путешествие.

Другая Россия

Коптящие трубы заводов и мануфактур, рев фабричных гудков — вот образ России конца 19 века. Но совсем рядом с промышленной Москвой, в тихой Калужской губернии незаметно происходит то, что в православии называют «духовным деланием». По благословению оптинского старца Амвросия в 1884 г. основывают новый монастырь — Казанскую женскую пустынь. За считанные годы обитель быстро разрастается, принимая даже самых бедных и обездоленных женщин — тех, кому дорога в другие обители была закрыта. Благодаря щедрым пожертвованиям московского чаеторговца С. В. Перлова возводятся многочисленные мастерские, монастырская трапезная, больница и главное украшение пустыни — Казанский собор. Перед первой мировой войной пустынь стала домом для почти тысячи монахинь и принимала паломников со всей России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector