Симонов монастырь в москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Симонов Монастырь

Успенская обитель появилась в Москве примерно в 1370 г. Ее основателем принято считать преподобнейшего Федора — племянника и вопитанника Сергия Радонежского. Землю под строительство мужской обители выделил один из местных крупных землевладельцев по фамилии Ховрин (в монашестве — Симон). Именно в его честь и был назван монастырь.

Архитектурный ансамбль Успенской обители начал формироваться ближе к 1379 г., когда началось возведение соборной Успенской церкви. Храм был открыт в 1405 г., после чего именно в нем хранились две самые ценные монастырские реликвии — лик Тихвинской Богоматери и крест, богато украшенный драгоценными камнями (подарок монастырю от царской дочери Марии Алексеевны).

Симонова обитель являлась монастырем-сторожем, выполнявшим оборонительную функцию на южных окраинах города. Данный монастырь считался наиболее укрепленным. Его стены не единожды подвергались вражеским атакам. Однако Симонов монастырь выполнял не только оборонительную функцию. При обители жили, работали и получали образование такие выдающиеся люди, как Максим Грек, патриарх Иосиф, митрополит Варлаам и многие другие.

Много веков назад этот монастырь входил в число самых почитаемых обителей. Сюда регулярно поступали солидные пожертвования, особенно от царя Федора Алексеевича.

Как ни печально, но на сегодняшний день уцелела лишь небольшая часть построек Успенской обители. От некогда почитаемого монастыря сохранилась трапезная палата и братский корпус, мастеровая палата и трапезная с храмом Св. Духа. Кроме этого остались некоторые фрагменты южной стены, например, «Солевая» башня, а также «Кузнечная» и угловая башня «Дуло», которая включала в себя смотровую вышку, каменный шатер и несколько боевых ярусов.

В 90-х годах прошлого века Успенская обитель была передана церкви, после чего началось постепенное возрождение монастыря. Сегодня здесь проходит масштабная реставрация хозяйственных построек, братского корпуса, переделанного под мастерские, а также трапезного зала.

Наряду с реставрационными работами в монастыре проводятся богослужения. Кстати, все службы в церкви правятся как голосом, так и жестами. Успенская обитель — это единственная община православных христиан-инвалидов по зрению и слуху. Именно их трудом и молитвами удается возродить древнейшую обитель.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Почему и когда закрыли Черногорию

Въезд всем туристам закрыли в марте 2021 года, как только выявили первый случай заболевания коронавирусом. Эта мера оказалась эффективной, и прошлой весной заболевших было мало, однако к осени количество случаев заражения возросло до 30 тысяч.

Когда откроют Черногорию, не было известно до середины туристического сезона 2021 года. С 1 июня власти составили «цветные» списки. Въезжающие из стран «жёлтого» списка должны были предъявить ПЦР-тест. В «зелёные» списки внесли государства, в которых ситуация с вирусом была стабильной. Для въезда из них справки были не нужны.

Россия значилась в «зелёном» списке, это означало открытие Черногории для россиян с начала августа и возможность посетить страну без справок и тестов, но прямых авиарейсов не было.

Появятся ли чартеры в Черногорию из регионов России

Данных по чартерным рейсам между странами пока нет. Подготовлена хорошая почва для реанимации отрасли туризма в Черногории: открытие границы с Россией и отмена ограничений, но не стоит ожидать плотного потока туристов россиян без прямого авиасообщения.

Сайты-агрегаторы могут публиковать рейсы на май и даже июнь. Мы же рекомендуем не спешить приобретать билеты: рейсы отменяют непредсказуемо, лучше дождаться стабилизации ситуации с авиаперевозками. Посмотреть актуальные для россиян предложения авиаперевозчиков и купить билеты можно в любой момент на нашем сайте. Откроют ли Черногорию так, чтобы россиянам можно было гарантированно улететь на отдых и желательно без пересадок, пока неизвестно.

Как только появится свежая информация, мы опубликуем её в этой статье. Следите за обновлениями, чтобы узнать, когда новые правила полностью вступят в силу и появятся прямые авиарейсы для россиян.

Посещение обители

Поскольку на сегодняшний день монастырь не действует, побывать на его территории можно в любое время. Если вы хотите не только полюбоваться сохранившимися остатками архитектурного комплекса обители, но и больше узнать о ее истории, ознакомиться со святынями, посетите монастырскую библиотеку, которая действует на территории. Открыта она ежедневно, кроме пятницы,

  • в будние дни – с 15.00 до 19.00;
  • в выходные – с 10.00 до 19.00;
  • по воскресеньям здесь проводятся православные беседы, начало которых – в 15.00.

Важно! Отправляясь в эту обитель, помните, что всем паломникам и туристам следует соблюдать определенную форму одежды: женщинам необходимо покрыть голову, надеть юбки или платья, которые закрывают колени, не оголять плечи; мужчинам нельзя находиться на территории в шортах, с оголенным торсом, в головных уборах

Использованные материалы

  • «Монастырь Симонов» // Сайт «Русское Православие»
  • Москва. Симонов мужской монастырь // «Народный каталог православной архитектуры»
  • «Симонов монастырь» // Библиотека сайта «Музей фресок Дионисия»
  • Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».

Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, М: Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 172.

Людмила Куликова. «Верный присяге». К истории мученичества Архиепископа Петра (Руднева)

. По материалам предоставленным о. Александром Яковлевым, свящ. Вознесенского собора г. Великие Луки // Православная интернет-газета «Благовестъ» (Самара):

Настоятели монастыря

  • архимандрит Феодор (1370—1388)
  • архимандрит Кирилл (1388— 1396?)
  • архимандрит Иларион (1396—1406)
  • архимандрит Сергий (Азаков) (1406—1423)
  • архимандрит Варфоломей (уп. в 1436)
  • архимандрит Геронтий (1444—1453)
  • архимандрит Аарон (1481—1482)
  • архимандрит Нифонт (1482—1484)
  • архимандрит Зосима (Брадатый) (1485—1490)
  • архимандрит Вассиан (1502— 1506)
  • архимандрит Варлаам (1506— 1511)
  • архимандрит Иоанн (1514—1520)
  • Гурий (Заболотский) (? — 1539)
  • архимандрит Савва (Чёрный) (1543—1544)
  • архимандрит Трифон (Ступишин) (1544—1549)
  • архимандрит Филофей (1560—1562)
  • архимандрит Иов (1571—1575)
  • архимандрит Сильвестр
  • архимандрит Павел (сентябрь 1612 — август 1613)
  • архимандрит Левкий (1620—1634)
  • Иосиф (Дьяков) (1639—1642)
  • архимандрит Мисаил (1666—1667)
  • Варсонофий (Чертков) (1667—1671)
  • архимандрит Павел (май 1671—1674)
  • архимандрит Гавриил (Домецкий) (1679—1691)
  • архимандрит Рафаил (Краснопольский) (1704—1708)
  • архимандрит Иосиф Туробойский (с 1708)
  • архимандрит Дорофей (Короткевич) (1710—1712)
  • архимандрит Петр (Смелич) (января 1713 — 31 июля 1725)
  • архимандрит Амвросий (Юшкевич) (10 июня 1734 — 1736)
  • архимандрит Лука (Конашевич) (20 октября 1735 — 1737)
  • архимандрит Гавриил (Краснопольский) (24 марта 1745 — 24 сентября 1771)
  • архимандрит Амвросий (Андреевский) (18 января 1772 — 4 марта 1783)
  • Иоанникий (Гаврилов) (до 6 октября 1776)
  • Дорофей (1783)
  • архимандрит Павел (Пономарёв) (27 ноября 1783—1785)
  • архимандрит Игнатий (Ушаков) (23 апреля 1795 — 3 августа 1796)
  • архимандрит Иоанн (Терликов) (1797 — 15 февраля 1810)
  • архимандрит Герасим (Князев) (15 февраля 1810 — 1821)
  • архимандрит Мельхиседек (Сокольников) (1821—1851)
  • архимандрит Аполлоний (Матвеевский) (1851—1861)
  • архимандрит Порфирий (Попов) (1861—1864)
  • архимандрит Гурий (Карпов) (13 сентября 1865—1866)
  • архимандрит Евстафий (Романовский) (1866—1881)
  • архимандрит Иоанн (Митропольский) (26 марта 1881 — 12 августа 1889)
  • архимандрит Андрей (Садовский) (1889 — 26 апреля 1893)
  • архимандрит Арсений (Изотов) (9 октября 1893 — 1894)
  • епископ Иоанн (Кратиров) (12 марта 1903 — 5 декабря 1908)
  • епископ Мисаил (Крылов) (21 ноября 1908 — 21 сентября 1917) (при нём в 1914—1916 наместником был архимандрит Филарет (Яценко))
  • архиепископ Назарий (Кириллов) (28 сентября 1917 — 27 сентября 1919)
  • архимандрит Петр (Руднев) (1920—1921)
  • митрополит Иаков (Пятницкий) (1921—1922)

Церковь и башни

Монастырь расположен в удивительно красивом живописном месте. Оно не раз вдохновляло многих писателей и поэтому на создание удивительных произведений. Например, описание Симонова монастыря можно найти в повести Карамзина «Бедная Лиза». В пруду именно возле его стен в финале утопилась главная героиня. Это надолго сделало монастырь весьма популярным среди поклонников и последователей сентиментализма.

Первая каменная соборная церковь при монастыре появилась в 1405 году. Она была названа в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ее строительство начали как раз в 1379-м. С тех пор Симонов Успенский монастырь считается одной из главных святынь Русской православной церкви.

Купол собора серьезно пострадал в 1476 году, когда в него ударила молния. Поэтому вскоре его пришлось серьезно перестраивать. За дело взялся итальянский архитектор, имя которого не сохранилось до наших дней. К 1549 году храм был отстроен заново. На старом фундаменте был возведен пятиглавый собор, ставший больше в размерах.

На исходе XVII столетия его расписали столичные мастера, тогда же в монастыре появился и резной иконостас в золоте. В нем находилась главная святыня Симонова монастыря — Тихвинская икона Богоматери. Именно ее вручил Сергий Радонежский Дмитрию Донскому, благословив его на победу в Куликовской битве.

Среди редких ценностей тут же можно увидеть золотой крест, усыпанный изумрудами и алмазами, его монастырю подарила царевна Мария Алексеевна.

Среди исследователей бытует мнение, что старые стены и башни монастыря строил один из самых известных русских зодчих Федор Конь. Тот самый, что построил смоленскую крепостную стену. Он всерьез занимался укреплением пограничных рубежей Руси во времена правления царя Бориса Годунова, который и заложил первый камень в смоленский кремль.

Потрудился Конь и в этом монастыре. Труд зодчего не прошел даром. В 1591 году монахи подверглись нападению крымского хана Газы II Гирея, но благодаря крепким стенам сумели выстоять против неприятеля.

Стены некоторых башен Симонова монастыря и самого монастыря сохранились и до наших дней, хоть и были построены в 1630 году. Когда сооружалась новая крепость, в ее состав включили некоторые фрагменты, над которыми работал еще Федор Конь.

Общая протяженность монастырских стен по окружности составляет 825 метров. Высота внушительная — около семи метров. Едва ли не лучше остальных до наших дней сохранилась башня Дуло, которая увенчана шатром с оригинальной дозорной башней. Еще две уцелевших башни называются Солевая и Кузнечная, они появились в 40-е годы XVII века. Тогда как раз велась масштабная перестройка стен и строений, сильно пострадавших в Смутное время.

В перечень зданий и сооружений Симонова монастыря входят и трое ворот. До наших дней сохранились северные, западные и восточные.

После знаковой победы над ханом Казы-Гиреем, которая состоялась в 1591 году, при монастыре была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. В 1834 году еще одна церковь, святого Николая Чудотворца, появилась над восточными воротами.

Важное решение для развития монастыря было принято в 1832 году. Православному комплексу потребовалась новая колокольня, деньги на которую пожертвовал купец Игнатьев

Первоначально был утвержден проект, сделанный архитектором Тюриным. Колокольню должны были построить в стиле классицизма, но позже от этой идеи отказались. Во многом из-за того, что в России все большую силу набирали традиции возвращения к исконной традиционной русской архитектуре. Так в 1839 году и появилась колокольня из пяти ярусов, проектировал которую уже Константин Тон.

Еще десять метров составляла звонница. Самый большой колокол в Симоновом монастыре весил целую тысячу пудов, это около 16 с половиной тонн. Как его удалось поднять на такую высоту в то время, для многих так и остается загадкой. Именно эта колокольня превратилась в один из доминантов для Москвы своего времени. Зрительно ей удавалось завершать картину живописной столицы в южной части города.

В 1929 году колокольню взорвали и велели разобрать на кирпич советские власти.

Примечания

  1. Рудаков В. Е. Симонов монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Никон, архимандрит. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца // Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. Репринт с издания 1904 года. — Изд. Троице-Сергиевой лавры, 1990. — С. 229.
  3. Клосс Б. Избранные труды. — М., 1998. — Т. 1. Житие Сергия Радонежского. — С. 45.
  4. Кучкин В. Начало московского Симонова монастыря // Культура средневековой Москвы XIV—XVII вв.. — М., 1995. — С. 119.
  5. Борисов Н. Сергий Радонежский. — 3-е. — Москва: Молодая гвардия, 2006. — С. 288. — (Жизнь замечательных людей).
  6. 1234Низовский А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. — «Вече», 2001. C. 464. ISBN 5-7838-0578-5
  7. 1234 [www.msk-guide.ru/page_160.htm Симонов монастырь]
  8. Шаблон:Книга:Нащокина М. B.: Архитекторы московского модерна
  9. 12 [www.bytic.ru/compsc/2002_dip/Moscow/Simon.htm Московские монастыри и храмы]
  10. По преданию, выкопан Сергием Радонежским.
  11. 12 [nashenasledie2008.ya.ru/replies.xml?item_no=1913&ncrnd=4832 Симонов монастырь на сайте «Наше наследие»]

Настоятели

  • свт. Феодор (1370 — 1386)

cвт. Геронтий (упом. 1447 — 1453)

Нифонт (1482 — 1484)

свт. Вассиан (Санин) (ок. 1502 — 1506)
Иоанн (1514 — 9 февраля 1520)
Филофей (1560 — 1562)
Павел (сентябрь 1612 — август 1613)
Левкий (1620 — 6 июля 1634)
Иосиф (Дьяков) (1639 — 1642)
Павел (май 1671 — 15 сентября 1674)
Рафаил (Краснопольский) (нач. 1704 — 1708)
Иосиф (Туробойский) (1708 — 1710 )
Дорофей (Короткевич) (1710 — 1712)
Кирилл (Флоринский) (? — июль 1741)
Павел (Пономарев) (27 ноября 1783 — 13 октября 1785)

Аполлоний (Матвеевский) (1851 — 1861)
Иоанн (Митропольский) (26 марта 1881 — 12 августа 1889)
Андрей (Садовский) (1889 — 1893)
Александр (Закке-Заккис) (16 апреля — 3 сентября 1893)

Иоанн (Кратиров) (12 марта 1903 — 5 декабря 1908)
Мисаил (Крылов) (4 декабря 1908 — ?)
Филипп (Перов) (не ранее 1912 — 1917)
Иаков (Пятницкий) (1921 — март 1922)
Петр (Руднев) (1923 — 1927 )

Расписание богослужений

Паломники могут посетить богослужения, которые проводятся по будням с 9:00. В пятницу, субботу и воскресение — Литургия, также с 9:00. В двунадесятые праздники и дни памяти великих святых читается акафист.

На заметку! Все службы ведутся голосом и жестами без сопровождения церковного хора.

Это место навевает романтическое и немного меланхолическое настроение. Живописные окрестности с многовековыми постройками позволяют окунуться в атмосферу жизни тех времен и прикоснуться к истории.

Документальный фильм о Симоновом монастыре

История

Мужской монастырь был основан вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского — свт. Федором, уроженцем города Радонежа на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именем Симон, от чего и происходит название монастыря. Монастырь и позднее сохранял связь с родом Ховриных (Головиных); здесь была усыпальница его представителей.

Считалось, что монастырь был основан в 1370 году. Современные исследователи относят основание к 1375—1378 годам или к весне-осени 1377 года.

В 1379 году монастырь перенесен на нынешнее место; на прежнем месте (в Старом Симонове) сохранилась церковь Рождества Богородицы, в которой в XVIII веке были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы — Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, сохранившиеся и поныне.

Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву. Из стен Симонова монастыря вышла известные церковные деятели: св. Кирилл Белозерский (1337—1427), митрополит Иона, патриарх Иосиф, митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн. В XVI веке в монастыре проживали и работали знаменитый деятель нестяжательства инок Вассиан и богослов Максим Грек.

За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз подвергался набегам, был разорён в Смутное время.

В прежние времена монастырь был одним из самых известных и почитаемых в ближайшем Подмосковье; сюда стекалось и огромное количество людей, и богатые материальные вклады. Особенной любовью монастырь пользовался у царя Федора Алексеевича (старшего брата Петра I), который имел здесь собственную келью для уединения.

В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор. Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем религиозном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина. При этом его первым настоятелем стал архимандрит Игнатий (Ушаков), перемещенный из Большого Тихвинского монастыря Новгородской епархии.

После установления советской власти в 1920 году монастырь был вновь упразднен. В 1923 году в монастыре был учреждён музей, просуществовавший до 1930 года. Директор музея, Василий Иванович Троицкий (1868—1944), наладил отношения с церковной общиной: разрешил службы в одном из храмов монастыря в обмен на предоставление сторожей и дворников за счёт общины. В 1920-е годы архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация построек монастыря.

В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. Были снесены пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также упразднено кладбище. На месте снесённых построек в 1932—1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.

В начале 1990-х остатки монастырских зданий передали церкви.

Некрополь


Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря, 1925 год В монастырском соборе похоронили Симеона Бекбулатовича — крещёного касимовского царевича. В 1606 году он был пострижен на Соловках и умер в Симоновом монастыре под именем схимника Стефана. Здесь же были захоронены сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич (Кассиан), князья Мстиславские, Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Головины и Бутурлины.

На территории Симонова монастыря находился обширный некрополь, в котором были похоронены поэт Дмитрий Веневитинов, писатель Сергей Аксаков, его сын Константин Аксаков, композитор Александр Алябьев, коллекционер Алексей Бахрушин, сподвижник Петра I Фёдор Головин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий — Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьёвы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские, Петрово-Соловово.

В 1930-х годах одновременно с монастырём уничтожили и некрополь. С разорённого кладбища на Новодевичье перенесли останки поэта Дмитрия Веневитинова и писателей Аксаковых. На месте захоронений устроили гальванический, а потом столярный цеха. После передачи монастыря Церкви, во время строительных работ 1990-х годов, некоторые останки были найдены и вновь захоронены.

Все могилы, находящиеся здесь, были разрушены и осквернены. Многие останки были обретены во время того, как вывозился строительный мусор отсюда. Проведена большая работа по идентификации и разделению останков человека от животных. После чего останки, которые соответствуют останкам человека, были здесь в некрополе с отданием необходимых почестей и обрядов захоронены. Протоиерей Андрей Горячев

История Симоновского монастыря

Первой значимой постройкой обители стал храм Успения, выстроенный из камня. Его заложили в 1379 году, и после окончания строительства он немногим уступал по размерам соборам Кремля, которые являлись самыми большими в Москве.

В 1485 году на территории обители была возведена Трапезная палата, а немногим позже и Преображенская церковь с высокой колокольней.

В 1593 году в Симоновском монастыре у входных ворот построили очередную церковь, а спустя еще 40 лет — в 1643 году — рядом с главным собором подняли церковь Знамения. Защитные кирпичные стены с устроенными сторожевыми башнями возвели в XVI столетии.

Новую трапезную с использованием фундамента и части стен прежней возвели в 1680 году по указу самодержца Федора Алексеевича. Руководил строительством зодчий Петр Петров. Однако и она вскоре была вновь перестроена под руководством архитектора Осипа Дмитриевича Старцева в стиле «нарышкинского» барокко.

С восточной части этого сооружения со временем появилась Тихвинская церковь, которую возвели благодаря Марии Алексеевне, приходившейся родной сестрой императору Петру I.

В период с 1832 по 1839 годы по проекту архитектора Константина Андреевича Тона на монастырской территории построили 90-метровую колокольню, получившую формы и декор русско-византийского стиля. Являясь самой высокой в Москве и превышавшей высоту колокольни Ивана Великого в Кремле (удивительно, что было дано разрешение на такое строительство со стороны светских властей), она стала доминантой этого района города.

Средства на колокольню, напоминавшую своим видом подобное сооружение на территории Новодевичьего монастыря, выделил московский купец Игнатьев.

История Симонова монастыря

Южное направление, наиболее опасное в плане вражеского нападения, занял Симонов монастырь — самый мощный и почитаемый на Руси. Из него вышли митрополиты Геронтий (1473) и Варлаам (1511), патриархи Иов (1588) и Гермоген (1606), основатели северных монастырей Кирилл и Ферапонт. Здесь трудились нестяжатель Вассиан, переводчик и богослов Максим Грек, учился росписи А.Рублев.


Картина «Вид Симонова монастыря близ Москвы» (А.Е. Маковская, 1888)

Старое и Новое

Симонов монастырь в 1370 г. основал воспитанник Сергия Радонежского Федор. Спустя 9 лет, он перенёс его ближе к Москве. Образовалось два Симоновых — Старое и Новое, некоторое время живших единой жизнью. В 1380 г на территории Старого захоронили погибших в Куликовской битве воинов, в их числе Ослябю и Пересвета. Некоторые исследователи считают этот факт недостоверными. Есть ли смысл так далеко везти убитых? Но захоронений на месте битвы не обнаружено, а в Старом Симонове их предостаточно. А если предположить, что в то время к павшим за Отечество относились более трепетно и не хотели оставлять их на краю враждебного Дикого поля? Да и расстояние 200 км в масштабах Руси не велико: два конных перехода.

Основная монастырская деятельность перешла в Новый монастырь. Приглядывать за могилами остались старцы-молчальники.

Ныне Старый Симонов забыт. От него сохранилась церковь Рождества (1509), находящаяся на территории не существующего .

Щит Москвы

Новый Симонов монастырь на протяжении нескольких веков обновлялся, меняя деревянные строения на каменные. В 16 веке мастер Ф. Конь выстроил каменные стены высотой 7 и длиной 825 м, способные выдержать пушечный обстрел. Симонов успешно отразил нападение крымчаков Казы-Гирея 1591 г., крестьянского войска И.Болотникова 1606. В Смутное время не устоял перед поляками и подвергся разорению. Подобное повторилось при наполеоновском нашествии.

В 1771 г. Екатерина 2 в ходе секуляризации (изъятие церковных владений в пользу государства), упразднила неприлично разбогатевший монастырь, преобразовав его в изолятор для заражённых чумой. Стараниями графа Мусина-Пушкина в 1795 г. монастырь восстановили.

Тайны монастыря

Сейчас от Симонова осталось несколько построек и южная стена с башнями — Кузнечная, Солевая и Дуло, по стенам которых вследствие обрушения подземных фортификаций бегут глубокие трещины.


Солевая башня Симонова монастыря

Хроники 16 века упоминают — при строительстве фундамента использовались некие валуны. Они видны у основания башен — странные черно-серые камни с отверстиями, царапинами, напоминающими обрывки надписей или рисунков — явно обломки какого-то загадочного монолита. Незадолго до подрыва монастыря в 1930 г. археологам удалось обследовать уже покинутую обитель. В Тайнинской башне наткнулись на засыпанный подземный ход, потайную комнату с небольшими окнами, использовавшимися для передачи световых сигналов.

Во всей истории Симонова чувствуется какая-то недоговорённость, тайна, скрытая не то временем, не то заинтересованными в этом людьми. А может просто что-то забыли неблагодарные потомки?

Реклама:

Некрополь

Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря, 1925 год

В монастырском соборе похоронили Симеона Бекбулатовича — крещёного касимовского царевича. В 1606 году он был пострижен на Соловках и умер в Симоновом монастыре под именем схимника Стефана. Здесь же были захоронены сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич (Кассиан), князья Мстиславские, Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Головины и Бутурлины.

На территории Симонова монастыря находился обширный некрополь, в котором были похоронены поэт Дмитрий Веневитинов, писатель Сергей Аксаков, его сын Константин Аксаков, композитор Александр Алябьев, коллекционер Алексей Бахрушин, сподвижник Петра I Фёдор Головин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий — Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьёвы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские, Петрово-Соловово.

В 1930-х годах одновременно с монастырём уничтожили и некрополь. С разорённого кладбища на Новодевичье перенесли останки поэта Дмитрия Веневитинова и писателей Аксаковых. На месте захоронений устроили гальванический, а потом столярный цеха. После передачи монастыря Церкви, во время строительных работ 1990-х годов, некоторые останки были найдены и вновь захоронены.

Все могилы, находящиеся здесь, были разрушены и осквернены. Многие останки были обретены во время того, как вывозился строительный мусор отсюда. Проведена большая работа по идентификации и разделению останков человека от животных. После чего останки, которые соответствуют останкам человека, были здесь в некрополе с отданием необходимых почестей и обрядов захоронены

  1. 12 Третьяков, 1994, с. 3.
  2. Крестовская, 2013, с. 65.
  3. Ионина, 2014, с. 306.
  4. 12345 Низовский, 2000.
  5. Ключевский В. О. Курс русской истории в 5 частях. — СПб., 1904—1922. — 1146 с.
  6. 12 Ионина, 2014, с. 307.
  7. Шитова, 2020, с. 41.
  8. Крестовская, 2013, с. 67.
  9. 12 Шитова, 2020, с. 49.
  10. Михайлов, 2010, с. 442.
  11. Михайлов, 2010, с. 446.
  12. 12 Шитова, 2020, с. 243, 282, 306.
  13. Шитова, 2020, с. 57.
  14. 12 Ионина, 2014, с. 308.
  15. Михайлов, 2010, с. 450.
  16. Шитова, 2020, с. 65.
  17. Шитова, 2020, с. 67—69.
  18. Шитова, 2020, с. 72—74.
  19. 12 Ионина, 2014, с. 309.
  20. Нащокина, 2005, с. 382—387.
  21. Крестовская, 2013, с. 68.
  22. 12 Михайлов, 2010, с. 452.
  23. Шитова, 2020, с. 477.
  24. Шитова, 2020, с. 80.
  25. Шитова, 2020, с. 81—82.
  26. Архнадзор. [https://redbook.archnadzor.ru/read#313 Сушило (Солодежня) в Симоновом монастыре Восточная ул., 4, стр 5](неопр.) .Красная книга Архнадзора: электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой .
  27. Антонов В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. — М., 1963. — Т. 1. — С. 253; Т. 2. — С. 140, 174—175, 291
  28. А. Н. Иоанникий (Гаврилов) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  29. Дорофей (архимандрит) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  30. Михайлов, 2010, с. 454.
  31. Успенский собор Симонова монастыря (неопр.) . РусАрх (2007). Дата обращения 29 августа 2020.
  32. Шитова, 2020, с. 160.
  33. Постоянная экспозиция икон открылась в Эрмитаже (неопр.) .Православие.Ru (08.03.2020). Дата обращения 9 марта 2020.
  34. Шитова, 2020, с. 182.
  35. Шитова, 2020, с. 184—189.
  36. Шитова, 2020, с. 204—205.
  37. Михайлов, 2010, с. 456.
  38. Шитова, 2020, с. 207.
  39. Шитова, 2020, с. 208.
  40. Шитова, 2020, с. 251—252.
  41. Паламарчук, 1992, с. 287—288.
  42. Шитова, 2020, с. 216—219.
  43. Михайлов, 2010, с. 457.
  44. Шитова, 2020, с. 249—253.
  45. Шитова, 2020, с. 267—272.
  46. Шитова, 2020, с. 311.
  47. Шитова, 2020, с. 130.
  48. Шитова, 2020, с. 103—105.
  49. Михайлов, 2010, с. 447.
  50. Шитова, 2020, с. 130—132.
  51. Шитова, 2020, с. 138—139.
  52. Шитова, 2020, с. 142.
  53. Шитова, 2020, с. 111.
  54. Некрополь Симонова монастыря (неопр.) (недоступная ссылка). Подмосковье без политики (18 марта 2016). Дата обращения 29 августа 2020. Архивировано 21 ноября 2017 года.
  55. Шитова, 2020, с. 309—310.
  56. «Вести-Москва» (т/к «Россия»): «Утраченное великолепие» (неопр.) . Interfax-Религия (3 февраля 2009). Дата обращения 29 августа 2018.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector