Филофей (лещинский)
Содержание:
Использованные материалы
«Ὁ Ἅγιος Φιλόθεος ὁ Κόκκινος, Πατριάρχης Κωνσταντινούπολης», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, —
«Свят. Филоѳея Коккина, патриарха Константинопольского (1379)» // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. — Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, —
loan. Суparis. De transgres. palamit. I 2 // PG. 152. Col. 677; Plested. 2012. P. 96. См. О. А. Родионов. «Нил Кавасила» // Православная энциклопедия, т. 51, стр. 168. Подпись святителя Филофея в конце текста томоса: «Смиренный митрополит Ираклии председатель почетнейших и экзарх всей Фракии и Македонии Филофей.» См. Καρμίρης, Ι. Τὰ δογματικὰ καὶ συμβολικὰ μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκλησίας, τὸμ . Ά, 2η ἔκδ., Ἀθήνα, 1960, с. 406. «Τόμος της εν Κωνσταντινουπόλει Συνόδου (1351 μ.Χ.)», Μέρος Γ΄. // «Томос Константинопольского Собора (1351 года)». Ч. 3. — Греческий сайт «Ιερεύς Σωτήριος Αθανασούλιας». — , «Соборный томос, изложенный божественным и священным Собором, собравшимся против единомышленников Варлаама и Акиндина, в царствование благочестивых и православных царей наших Кантакузина и Палеолога» (1351). / Пер. с греч. и прим. А. И. Корнакова. – СПб.: Петроград, 2020, Изд. 1-е., стр. 58.
Родионов О. А., «Каллист I (патриарх Константинопольский)», Православная энциклопедия, т. 29, с. 523-527, , со ссылкой на Cantacus. Hist. 4. 38. T. 3. P. 275. 20 — 276. 2.
Монах Моисей Святогорец. Память святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, собеседника преподобного Сергия Радонежского —
Святитель Филофей Коккин, патриарх Константинопольский // Сайт «Святой Модест»
А.А. Михайлович. «Жизнь и труды святителя Филофея Коккина». / Литургические труды. Гимны. (Переведено на славянский язык). Прохоров Г.М. «К истории литургической поэзии…» — ; проф. Ф. И. Успенский. «Синодик в Неделю Православия». Сводный текст с приложениями. Против Варлаама и Акиндина. —
А.А.Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Житие / энкомий/ Прпмц. Анисия (12.01 / 30.12) —
А.А.Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Слово. В честь прп. Онуфрия
А. А. Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Свт. Афанасий I, патриарх Константинопольский. (06.11 / 24.10; в греческих источниках 10.11 / 28.10
А.А.Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Прпмц. Феврония (08.07 / 25.06)
А.А.Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Житие /энкомий/ Сщмч. Фока (05.10 / 22.09; перенесение мощей в Константинополь 04.08 / 22.07)
О. Н. А. «Никодим Афонский». // Православная энциклопедия, Т. 49, С. 714
(Rentel. 2005. P. 368); Ath. Pantel. gr. 770, XIV в. (см.: Красносельцев. Уставы литургии. . С. 4); (Красносельцев. 1889. . С. 36-78; он же. 1896); (Τρεμπέλας. Σ. 1-16)
«Диатакис», раздел «Диатакис патриарха Филофея Коккина» // Православная энциклопедия, Т. 14, С. 628-629 —
Тропарь, кондак, величание свт. Филофею Коккину. Источник – Ακολουθια του εν αγιοις πατρος ημων Φιλοθεου του Κοκκινου, Πατριαρχου Κονσταντινοπολεως. // Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva (ulita_n) —
Как отец Филофей (Зервакос) спас от казни 125 осужденных нацистами
В ночь с 14 на 15 мая 1944 года английская подводная лодка причалила к пустынному берегу о. Парос. Группа военных поднялась в деревню Ципидо. Англичане, застав немцев спящими, убили двух солдат, ранили начальника аэродрома лейтенанта Табэ, взяли в плен семерых немцев и покинули остров.
Утром немцы схватили молодого Николаоса Стелласа из деревни Левкес, обвинив его в пособничестве врагу, и повесили, соорудив виселицу на возвышенности – для острастки жителей близлежащих деревень. Затем военный комендант Пароса потребовал от глав общин прислать к нему молодых людей – 125 человек! – которые тоже должны быть казнены.
Главы общин, священники острова и игумен Лонговардского монастыря архимандрит Филофей (Зервакос) собрались на совет. Решили все вместе обратиться к коменданту с просьбой отменить приговор. Однако тот сразу же заявил, что не примет никого: его решение не подлежит обжалованию! Тогда были выбраны три человека – игумен Филофей, доктор Алипрандис и глава одной из общин г-н Каваллис, – которые отправились к коменданту крепости Пароса лейтенанту Зассэ и просили его ходатайствовать перед комендантом острова о помиловании приговоренных.
Зассэ отвечал:
– Я уже просил его не убивать столько неповинных мужчин, но он заявил, что тот, кто осмелится заступаться за них, будет публично наказан! Я могу посоветовать вам только одно: пусть игумен пригласит коменданта в монастырь, примет его с особенным вниманием, а потом попросит за обреченных. Может, тогда он и смилостивится
Я ему рассказывал много хорошего про монастырь, и он слушал с удовольствием.
Отец Филофей не стал терять времени: он немедленно пригласил коменданта острова посетить обитель. Тот по телефону сообщил, что прибудет в монастырь в следующее воскресение в сопровождении шести гражданских и военных должностных лиц.
В назначенный день комендант приехал со своей свитой. Был он строг и неприступен, как и подобало нацистским начальникам
Но сердечное внимание игумена и любовное отношение монахов смягчили его, и он стал вести себя человечнее. Комендант присутствовал и на вечерней службе, на которой, без его ведома, было совершено и особое моление за спасение осужденных на смерть
Служба кончилась, и немцы собрались уезжать. Отец Филофей раздумывал, как начать разговор о том, что волновало весь Парос. Помогла игумену Сама Матерь Божия, совершив чудо: комендант сказал игумену, что желал бы оказать ему услугу, выполнив его просьбу. Отец Филофей набрался смелости и попросил о разговоре с глазу на глаз. Он поблагодарил коменданта за его высокие чувства, а потом сказал:
– Я хотел бы, чтобы вы прежде обещали исполнить то, о чем я попрошу.
Комендант протянул ему свою руку и пообещал исполнить любое желание.
– Я прошу, – сказал игумен, – сохранить жизнь молодых людей, осужденных на смерть, ибо эта кара абсолютно несправедлива!
Но комендант отвечал:
– Проси все что хочешь, но только не это! Такой просьбы я исполнить не могу: это не от меня зависит. Есть приказ сверху, чтобы за каждого убитого немца казнить 50 греков, живущих там, где был убит немец. Если я не исполню этот, пусть и несправедливый, приказ, казнят меня самого. Так что проси что-нибудь другое.
Лонговардский монастырь на о. Парос
Игумен стал настаивать:
– Но было же обещано исполнить то, что я попрошу! Надо держать свое слово.
Комендант был непреклонен. И тогда отец Филофей решил пожертвовать собой.
– Хорошо, – сказал он, – будет другая просьба: пусть и меня включат в число осужденных на смерть!
Комендант был изумлен. Через пару минут он в волнении сказал:
– Я дарю их жизни тебе! Только ты должен предупредить жителей острова, чтобы таких инцидентов больше не было, потому что тогда я не пощажу никого!
Игумен пообещал, и немцы уехали из Лонговардской обители. Жители Пароса были спасены.
Перевел с новогреческого Геворг Казарян
15 мая 2019 г.
Переведено по: Харизмы и харизматы. Антология проявления благодатных даров: В 3-х т. Т. 3. Оропос: Изд. священной обители Параклита, 2009.
Литература
- Василий (Кривошеин). Богословские труды. Нижний Новгород, 1996. С. 54.
- Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. М.: Паломник, 1996. С.106–108, 227–236.
- Добрынина Э. Н. Неизданные тропари патриарха Филофея Коккина // Россия и христианский Восток. М., 1997. Вып. 1.
- Иванов С. А. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994 .
- Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика. М.: Институт ДИ-ДИК; Православный Свято-Тихновский Богословский институт, 2003. С. 457–475.
- Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С. 84.
- Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века: От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 году. СПб.: Алетейя, 1998.
- Медведев И. П. Русские как “святой народ”: взгляд из Константинополя XIV века // Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России. СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).
- Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV веке // ТОДРЛ. 1968. Т. 23.
- Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккиноса // История жанров в русской литературе X–XVII вв. Л.: Наука, 1972.
- Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л. 1978.
- Прохоров Г. М. Филофей Коккин о пленении и освобождении Гераклитов // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, Наука, 1979. Т. 33.
- Скабаланович М. Н. Толковый типикон. М.: Паломник, 1995. Вып. 1. (Репринт). С. 460.
- Соколов И. И. Лекции по истории Греко-Восточной церкви: В 2-х томах. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. Т. I. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.179–185.
- Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд: Краткий очерк / Пер. с англ. СПб.: Алетейя, 2000. (Византийская библиотека). С. 100-102.
- Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 369–374.
- Филофей Коккин // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. С. Аверинцев. М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.
- Филофей Коккин (Материалы к «Богословско-церковному словарю» // Богословские труды. М., 1990. Сб. 30.
- Фонкич Б. Л. Автографы константинопольского патриарха Филофея Коккина (рукописи Мюнхена, Вены, Москвы, Венеции и Ивирского монастыря) // Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 5. М., 2000.
-
Михайлович А. А. «Жизнь и труды святителя Филофея Коккина». Курсовая работа.
-
Άγιοσ Φιλόθεοσ Κόκκινοσ, Ο Οικουμενικόσ Πατριάρχησ, Монах Моисей Святогорец, синаксарь Ватопедского монастыря. Έκδοσις: Ιεράς Μεγίστης Μονής Βατοπαιδίου, Άγιον Όρος, 2007:
-
Άγιος Φιλόθεος ο Κόκκινος Πατριάρχης Κωνσταντινούπολης, сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής(Православный Месяцеслов) (греч.):
- «Память святителя Филофея, патриарха Константинопольского» // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. — Т. I. — С. 625-628
Обретение мощей
Святитель Филофей (Лещинский).С сайта http://www.tobolsk-eparhia.ru |
25 июля года рабочие, которые вели работы по укреплению фундамента в храме на глубине 0,75 метров наткнулись на дерево, которое оказалось деревянной балкой. Глубже был обнаружен край кирпичного склепа. После вскрытия его верхней арки обнаружили деревянный гроб. Через месяц после очистки склепа от земли и раствора в присутствии архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия гроб был вскрыт. Экспертная комиссия установила, что эти перезахороненные останки принадлежат митрополиту Филофею. Наличие епитрахили и серебряного креста указывали на принадлежность останков. На рассвете 21 октября прошлого года останки митрополита Филофея перенесены из Вознесенско-Георгиевского храма на другой берег Туры — в Свято-Троицкий монастырь.
Литература
- Смирнов С. К., История Московской духовной академии, М., 1879.
- Ковалевский А. Воспоминания в «Твер. еп. вед.», за 1882 г., № 16 и 19 и в Душеп. чтен., 1883, ч. II, кн. 6, с. 154-191.
- Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1882 г.
- Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 118.
- Токмаков И. Истор.-археолог. опис. церкви с. Оховец, Останкинского уезда, Твер. губ., 3-е изд. М., 1889, с. 68.
- Поселянин Е. На молитве. Петроград, 1916, с. 470.
- Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 20.
- Никонор, архиеп. (Бровкович) Минувшая жизнь, т. I. Одесса, 1913, с. 26, 27.
- Савва, архиеп. Хроника моей жизни, Св.-Тр.-Серг. Лавра, 1901, т. II и III; 1902, т. IV; 1905, т. V; 1904, т. V; 1906, т. VI; 1911, т. IX.
- Булгаков, с. 1403, 1405, 1414.
- Толстой Ю., № 323.
- Гатцук Календарь на 1883 г., с. 458.
- Денисов, с. 295, 414, 479.
- Дмитриевский А. Еп. Порфирий Успенский. СПб, 1906, с. 111.
- Владиславский В. Из воспоминаний о почившем в Бозе митрополите Киевском Филофее. Тверь, 1882.
- Списки архиереев, № 323.
- Памяти в Бозе почившего высокопреосвящ. Филофея, митр. Киевского. Киев, 1882.
- Письма Филарета, митр. Московского к высоч. особ. и др. лицам. Изд. Саввы, архиеп. Тверь, 1888, с. 138-159, 212, пр. 2, 281, пр. 2.
- Ж. П. Б., январь, с. 164-174, 181, 225.
- Юбилейный сборник, с. 262, 319, 565, 588.
- Труды К. Д. А., 1876, сентябрь, с. 339-340; 1877, февраль, с. 2, 42-43, 46; март, с. 61, 73, 78-79, 633; июль, с. 177-178, 190-192; август, с. 227; сентябрь, с. 259-260, 290; 1878, май, с. 106-107; июнь, с. 143-148, 155, 175; 1879, январь, с. 5-6; февраль, с. 34, 36-37, 51, 62-67, 69-80, 275; апрель, с. 83, 116; май, с. 133; июль, с. 162, 173-174; август, с. 179, 185-186, 189-190; 1881, май, с. 115-118, 130, 132, 137-141, 154-155; июнь, с. 167-169, 173-174; июль, с. 186-187, 197; октябрь, с. 233; 1882, июнь, с. 156-157, 159-161.
- Приб. к Ц. В., 1904, № 7, с. 244.
- Душеп. размышл., 1884, с. 361, 366, 375; 1885, с. 328-329; 1888, II, с. 477-479.
- Рус. палом., 1909, № 21, с. 397.
- Истор. вестн., 1885, сентябрь, с. 541; 1888, ноябрь, с. 8.
- Изв. Казан. еп., 1868, № 2, с. 33; 1870, № 3, с. 71; 1876, № 14, с. 409, 410; 1880, № 11, с. 271; № 23, с. 598; 1882, № 4, с. 65-66.
- Христ. чтен., 1868, май, с. 728; 1869, июнь, с. 980; 1872, май, с. 184; июнь, с. 207; 1875, июнь-декабрь, с. 530; 1876, ноябрь-декабрь, с. 529; 1881, июль-декабрь, с. 92-95.
- Прав. собес., 1875, апрель, с. 334-461.
- Самар. еп. вед., 1867, № 17, с. 57; 1868, № 19, с. 417.
- Твер. еп. вед., 1882, № 5-8, с. 16, 17, 19, 20, 22; 1883, № 13 и 14; 1884, № 13, 14 и 18.
- Киев. еп. вед., 1882, № 3.
- Твер. губ. вед., 1876, № 52.
- Церк. вестн., 1876, № 54.
- Дух. беседа, 1876, № 21.
- Моск. ведом., 1876, № 130; 1882, № 35.
- Моск. церк. вед., 1882, № 6 и 8.
- Яросл. еп. вед., 1882, кн. XXIII, с. 70, 158; 1883, кн. XXIV, с. 192.
- Душеп. чтен., 1882, ч. I, кн. 4.
- Прав. обозрен., 1876, май, с. 203; июнь, с. 384; 1880, ноябрь, с. 707; 1882, февраль, с. 392-394.
- Рус. старина, 1888, март, с. 715.
- Рус. архив, 1889, кн. 3-я, с. 491-492 (Рассказы из недал. старины); 1893, кн. 3-я, с. 45 и 47 (Московская дух. академия 1838-1842 гг.); 1900, кн. 3-я, № 10, с. 239; 1904, кн. 1-я, № 1, с. 99, 100.
- Журнал Московской Патриархии, 1945, № 1, с. 43.
- БЭЛ, т. X, с. 609-610.
- БЭС, т. II, с. 1330, 2150, 2247.
- ЭС, т. 35-а (кн. 70), с. 857.
- РБС, т. XXI, с. 133-134.
Что посмотреть
Филофей — камерный монастырь: его крепостная стена поднимается всего на 3 этажа, а внутренний двор исключительно компактен, здесь теснятся главный храм и 6 церквей. Как и прочие обители Святой горы, Филофей возведен из камня, лишь к последнему этажу пристроены деревянные кельи-балконы, подпираемые деревянными брусами. В монастырь попадают через небольшие ворота, над которыми построена надвратная церковь.
Кафоликон монастыря Филофей был возведен в 1746 г. на фундаменте более древней церкви, ведущей свою историю с первых дней существования обители, и освящен в честь Благовещения. Это яркий пример традиционной афонской архитектуры, следующей канонам первых византийских базилик, — строгий, сугубо утилитарный храм, аскетизм каменных стен которого разбавляет красно-белый контраст центрального купола на высоком световом барабане
Внутри стоит обратить внимание на фрески (их не назовешь древними, но они интересны тончайшей проработкой деталей), а рядом с собором — на чашу для святой воды из белого мрамора.
Главные реликвии монастыря — две чудотворные иконы Богородицы. Первая, «Сладкое лобзание», появилась в обители чудесным образом в 11 веке. Первоначально образ находился в Константинополе в семье патриция, однако с началом гонений на церковь владельцы были вынуждены избавиться от иконы, спустив ее на море. Образ начал быстро удаляться от берега и лишь двумя столетиями позже явился игумену Филофея с указанием, где его найти. Обнаружив икону на берегу моря, братия перенесла ее в храм, а на месте чудесной находки забил чудотворный источник, который и сегодня можно увидеть в Филофее. Другая икона Богоматери называется «Милостивая» и появилась в монастыре в 14 веке.
В числе других святынь Филофея нетленная десница Иоанна Златоуста, ступня целителя Пантелеимона, частица Животворящего Креста Господня и мощи многочисленных святых.