Ново-тихвинский женский монастырь в екатеринбурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Архитектурные памятники на территории обители

Современный монастырский ансамбль отличает цельность архитектурного решения. Он построен в русском стиле, но имеет отдельные элементы эклектики. Лицевая кладка всех его зданий сделана из красного кирпича, что и определило неофициальное название обители – Красная церковь.

Архитектурной доминантой всего комплекса является бесстолпный пятиглавый Введенский храм, который стоит прямо по центру огороженной монастырской территории. Он является памятником архитектуры начала XX века. Основной объем этой церкви — двухсветный куб с полукруглыми алтарными абсидами. Внутреннее пространство храма представляет собой прекрасно освещенный просторный зал.

Вход в Введенский храм

Церковную кровлю венчают пять массивных, чуть сплющенных луковичных глав. Ее входы декорированы арочными проемами. Окна на фасадах также украшены арками. Кроме того, храм богато декорирован самыми разными по размерам и формам колонками, ширинками, кокошниками, декоративными зубчатыми поясками и многоступенчатыми карнизами, в которых использованы мотивы византийского зодчества.

Помимо храма, в монастыре стоит дом притча, который был выстроен в восточной части участка в 1909 году. Этот дом выглядит очень оригинально. Он представляет собой здание в два этажа, поставленное углом, и отдаленно напоминает боярские палаты XVII века. К скругленному угловому выступу пристроена круглая башня, с живописным завершением в виде шатра, и внутри нее есть лестница. Прямоугольные окна дома притча отделаны наличниками и другими элементами, повторяющими декор Введенского храма.

Настенная роспись в Введенского храма

Монастырскую ограду построили в 1912 году. Она состояла их кирпичных столбов и металлических кованных решеток между ними. Интересно, что решетки в разных частях ограды имели различный рисунок. С трех сторон в ограждении были установлены богато декорированные ворота, а на двух углах – башенки, которые по убранству гармонировали с башней здания притча.

Когда в 1990-е годы приступили к созданию нового монастыря, опорные столбы ограды встроили в стены новых монашеских корпусов, а решетки сняли. В это же время над западными воротами появилась невысокая колокольня со звонницей, которую соорудили по проекту архитектора И.К. Русакомского.

Часовня Амвросия Медиоланского

История монастыря

На юго-востоке современного Иваново с начала XVIII века находился Успенский погост. В 1815 году монахи из Покровской обители с разрешения архимандрита Ксенофонта перенесли на это старое кладбище деревянный храм. И спустя пять лет при старой церкви соорудили колокольню, проект которой, выполненный в традициях зрелого классицизма, подготовил губернский архитектор Евграф Яковлевич Петров.

Однако шло время, и деревянная церковь старела и разрушалась. Поэтому Е.Я. Петров создал проект нового кирпичного храма.

Спонсорами дорогого каменного строительства выступили иваново-вознесенские промышленники – Николай Степанович Шодчин и Косьма Иванович Бутримов. Масштабные строительные работы растянулись на 9 лет. Достраивали здание уже на деньги Антона Николаевича Шодчина. Кладбищенская церковь была окончательно готова к осени 1843 года, и освящал ее архимандрит Поликарп.

Фасады храма декорировали в духе классицизма, и из старой деревянной церкви сюда перенесли несколько древних икон. Интересно, что для всех иконописных образов благотворители заказали оклады, сделанные из кованого серебра с позолотой. В 70-80-е годы XIX века к храму пристроили трапезное помещение и соединили его со зданием колокольни.

В начале 20-х годов прошлого века молодое советское государство проводило массовые изъятия дорогой церковной утвари из православных храмов. Успенская церковь не стала исключением, и из нее вывезли 288 кг серебряных изделий, многие из которых имели большую историческую и художественную ценность. Позже, в 1924 году ивановские власти описали личные вещи церковного старосты Николая Терентьевича Щапова и обвинили его в укрытии ценностей от реквизиции. Под этим предлогом договор аренды с православной общиной не продлили, а культовое здание передали местному отделению обновленцев, так называемой «Живой церкви».

На этом черная полоса в истории храма не закончилась. В 1933 году, когда советское государство активно боролось с религией, Успенскую церковь закрыли, а старый погост сравняли с землей. При этом надгробные плиты использовали для изготовления дорожных бордюров. На бывшей кладбищенской земле Меланжевый комбинат разбил свой парк культуры и отдыха и построил на бывших могилах танцплощадку, читальню и летний кинотеатр под говорящим названием «Балаган». Хотя место было отдано под массовые развлечения, горожане помнили его историю и стали именовать парк культуры «парком живых и мертвых».

С 1933 года в церкви и даже в ее алтаре сделали общежитие, в котором проживало порядка 180 человек (49 семей). За последующие несколько десятков лет храм продолжал разрушаться, а его внутреннее убранство полностью уничтожили. И хотя основной объем культового здания сохранился неплохо, в середине прошлого века церковные главы и боковые портики полностью снесли. А от прихрамовой колокольни оставили только нижний ярус и обустроили в этом помещении душевую. С 1950 года перестроенное здание церкви использовалось Ивгорэлетросетью — предприятием, обслуживающим электрические коммуникации Иваново.

Вид на церковь Николая и Александры, царственных страстотерпцев Успенского монастыря

Успенская церковь была одной из семи в Иваново, уцелевших в годы советской власти. И он стал последним из старых храмов, которые государство вернуло верующим. В 1992 году инициативная группа христиан зарегистрировала Успенский приход, а спустя три года здесь возобновили богослужения.

По указу ивановского архиепископа церковь вначале получила статус храма при монашеской общине. Потом весной 1998 года после проведенной реставрации распоряжением Патриарха Алексия была открыта Успенская мужская обитель.

Святоезерская Иверская женская пустынь

Адрес:

Ивановская область, Южский район, поселок Мугреевский, ул. Набережная, д. 2

Телефон:

8-(493)-472-47-90, 8-980-682-09-18, 8-915-821-32-22

По преданию, мужской монастырь «Святоезерская пустынь» был основан на рубеже XIV-XV вв. святителями Московскими Киприаном и Фотием. В 1764 году малолюдный мужской монастырь был упразднен и обращен в приход.

В 1863 году вновь состоялось открытие монастыря, но уже как женского.

После 1917 года монастырь был разрушен и разграблен.

В 1923 году религиозная община монастыря была восстановлена, в 1928 году обитель была окончательно закрыта, храмы обращены в складские помещения, келейные корпуса заселены рабочими-торфоразработчиками. В 1993 году архиепископ Амвросий (Щуров) благословил открытие прихода в одном из храмов бывшей пустыни, а в 1998 году направил в поселок Мугреевский для ведения работ по восстановлению монастыря монахиню Георгию (Диркс).

В 2001 году состоялось открытие женского общежительного монастыря «Святоезерская Иверская пустынь» Священным Синодом. В период до 2011 года монахиня Георгия управляла обителью численностью до 30 сестер. По благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Епископа Иосифа в настоящее время исполняющей обязанности настоятельницы монастыря является монахиня Силуана (Волкова).

История Введенской церкви

В 1900 году прошел сход крестьян Ушаково и Яма, и они приняли решение построить в посадской части города новый храм. Участок под церковь был выделен по распоряжению графа Сергея Дмитриевича Шереметьева, а средства для нее решено было собирать при помощи частных пожертвований. За сбор денег взялись строительная комиссия из крестьян, управляющий вотчинной конторой Шереметьевых К.Ф. Кнорре, а также Павел Никанорович Дербенев — городской голова тогдашнего Иваново-Вознесенска.

Свято-Веденский монастырь в городской застройке

Дербенев принадлежал к богатому роду владельцев текстильной промышленности, и его дед – Тимофей Васильевич организовал первую ткацкую мастерскую еще в 30-е годы XIX века. Стараниями семьи Дербеневых к началу XX века их мануфактурное производство в Иваново-Вознесенске сильно выросло, и на текстильных фабриках работали почти 6,5 тыс. человек. Кроме городского головы, честь спонсирования строительства принадлежит местным фабрикантам И.К. Маракушеву, Н.Г. и Н.Х. Бурылиным, И.А. Соколову, М.Н. Гарелину и П.И. Витовой. Деньги для храма давали также городские служащие, работники мануфактур и анонимные жертвователи.

Общий вид Свято-Веденского монастыря

Проект новой церкви выполнил Петр Густавович Беген — губернский архитектор, который построил много зданий в Владимирской губернии и в самом Иваново-Вознесенске.

Наконец, в 1901 году прошла торжественная закладка храма, и начались строительные работы, непосредственное руководство которыми поручили архитектору Алексею Федоровичу Снурилову.

Спустя шесть лет храм освятили. На деньги, пожертвованные промышленниками Бурылиными, в художественной мастерской А.И. Шорохова для новой церкви вырезали красивый трехярусный иконостас. А с юга-запада от основного здания поставили деревянную колокольню.

Вид Свято-Веденского монастыря с Шереметевского проспекта

В церкви обустроили три придела. Центральный посвятили Введению во Храм Божией Матери, а боковые – Святителю Николаю и великомученику Феодору Тирону. Новый храм получился очень красивым, и особенно впечатлял его пол, который покрывала разноцветная метлахская плитка. Из церковной летописи известно, что первым священником храма стал Михаил Степанович Кохомский.

Введенская церковь стояла на небогатой, рабочей окраине города, и у его приходской общины постоянно возникали проблемы со средствами. Из-за недостатка финансов храм не стали расписывать, а богослужебную утварь и необходимые стройматериалы прихожане приобретали в кредит.

Вид Свято-Веденского монастыря с улицы Спартака

В 1914 году община получила разрешение церковных властей и стала искать средства, чтобы построить каменную колокольню. Спустя два года штатный архитектор епархии Л.М. Шерер создал ее проект. Однако, власти сочли, что место выбрано неудачно, и колокольню так и не построили.

В 1918 году во Введенской церкви побывал патриарх Тихон (Беллавин) и провел здесь службу. К середине 30-х годов прошлого века власти передали отделениям обновленческой церкви сначала один из пределов, а потом и весь храм целиком. Но в 1938 году церковь закрыли, а ее внутреннее убранство и иконы были разграблены.

Вид на монастырскую колокольню на фоне церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы

В середине Великой Отечественной войны по инициативе горожан предпринимались попытки возобновить богослужения, но это так и не было сделано. Более 50 лет храм, как культовое здание, бездействовал и использовался для областного государственного архива. Церковные службы стали проводится здесь только с 1990 года.

Интересные факты

  • В Веденском монастыре был крещён Николай Андреевич Римский-Корсаков: «27 апреля 1844 года в Тихвинском Введенском монастыре крестили сына действительного статского советника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его супруги Софьи Васильевны и нарекли младенца Николаем». Сейчас на территории монастыря располагается архив музея им. Н. А. Римского-Корсакова.
  • Во время настоятельстваигумении Серафимы в 1861 году в монастырь поступила Мария Солопова (из дворянского рода Солоповых), призванная к монашеству видением Тихвинского образа Богоматери. На протяжении многих, около 10 лет, выполняла своё послушание, а также обучала детей в монастырской школе. Во Введенском монастыре 13 мая 1870 года послушница Мария приняла иноческий постриг с именем Аркадия. Будущая настоятельница Леушинского монастыря Игумения Таисия назвала Введенский Тихвинский монастырь «своей монастырской колыбелью».
  • При Игуменье Рафаиле во Введенском монастыре был открыт приют для девочек-сирот в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года. При открытии в приют было принято 12 девочек, а к 1914 году насчитывалось уже 23 воспитанницы.
  • 19 июня 1859 года монастырь посетил император Александр II. Государь посетил Введенский собор и настоятельские кельи. В память о своем посещении император прислал в обитель блестящие священнические облачения, золотой крест для Игумении из кабинета Его Величества, превосходные четки из разноцветных камней с алмазными украшениями для Казначеи монастыря — монахини Софии.
  • Монастырь посещали сестры Лохвицкие: Надежда (Тэффи) и Мария (Мирра), приезжавшие из Петербурга к своему дяде — тихвинскому купцу второй гильдии, городскому голове Иосифу Владимировичу Лохвицкому, похороненному около Введенского собора. 23 августа 1892 года, во Введенском соборе состоялось венчание Марии Александровны Лохвицкой и выпускника юридического факультета императорского Санкт-Петербургского университета Евгения Эрнестовича Жибера.

Информация для паломников и туристов

На святое место регулярно приезжает большое количество туристов и паломников, чтобы помолиться и приложиться к святыне, или чтобы полюбоваться красотами храма, узнать больше о монашеской жизни, об истории сего монастыря.

Здесь проводятся таинства, служат молебны, совершают заупокойные богослужения. Также в нём проводятся освящения, а ещё можно передать церковную записку о просьбе помолиться за здравие или за упокой.

В святой обители проводятся различные экскурсии, есть место для ночлега, если вы решите на некоторое время остановиться в обители. Большинство информации находится на официальном сайте монастыря http://tihvinskii-monastyr.ru.

Пожертвования

Братия собирает пожертвования на нужды обители, на которые затем и существует, а также содержится и реставрируется Успенский храм. На сайте есть подраздел «Благотворительность», здесь указано всё то, что требуется братии для того, чтобы восстановить в былом величии Тихвинский монастырь. Здесь вы сможете найти банковские реквизиты, на которые можно перечислить деньги.

Обратите внимание: есть нужда не только в денежных пожертвованиях. Братия также примет в дар различное оборудование, продукты питания и топливо.. В этом разделе также указаны контакты эконома монастыря, по которым вы сможете с ним связаться, чтобы сделать какие-то уточнения или договориться о передаче вещей, если вдруг решите что-то пожертвовать

В этом разделе также указаны контакты эконома монастыря, по которым вы сможете с ним связаться, чтобы сделать какие-то уточнения или договориться о передаче вещей, если вдруг решите что-то пожертвовать.

Благодарность – обязанность православного человека

Человек часто, получив желаемый дар, отворачивается от Небесных Покровителей. Это по сути является огромным грехом, ибо нельзя к Господней вере подходить мерилом стяжательским. Пресвятая чутко относится к нашим земным бедам и просьбам, всякую истовую молитву не оставляет без внимания. Человеку, получившему требуемое, следует в благодарность восхвалять Благодетельницу и неустанно славить молитвой.

  • Обязательно ставят в храме свечи у Богородичного образа.
  • В памятные для Богоматери дни зажигают лампады в своих домах у ее иконы.
  • Благодаря ее за милость, принято давать материальное пожертвование сиротам и калекам, дабы узрела она вашу доброту к слабым и не отвергла мольбы в следующий раз.

«Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога наше¬го, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, на¬ипаче же нам, христоименитым людем российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, яко и ныне удивила еси неизреч.

Чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери считается ровесницей самой Богородицы. Написал ее евангелист Лука. Образ не раз удивлял человека своими чудесами и вообще он имеет большое значение для России. Икона выполнена в стиле Одигитрия, когда изображается общение Иисуса со своей Матерью. Божий сын одной рукой показывает благословляющий жест, а во второй у него находится священный свиток. Праздник, посвященный этой иконе, принято отмечать 9 июля.

Какова история Тихвинской иконы Божией Матери?

После написания Лука отправил икону в свой родной город Антихио, откуда ее перенесли в Иерусалим, а затем, в Константинополь. Там для нее был построен очень красивый храм, который известен, как Влахернский. Когда началось гонение за иконами, образ Богородицы замуровали в стену монастыря Пантократора. Со временем ее вернули в храм, но после каким-то странным образом икона явилась на Руси возле Тихвина.

После чудесного явления иконы купцы посетили собор Софии и рассказали о случившемся. Патриарх провел параллель и сказал о том, что это именно икона из Влахернского храма. В монастыре икону Тихвинской Божьей Матери повесили таким же образом, как она стояла в Константинополе.

Чудесное явление иконы на Руси произошло в 1383 году. В летописях можно найти информацию, что образ появился над водой в Ладожском озере, весь в лучезарном свете. В следующий раз явление произошло на некотором расстоянии от Тихвина. Значение Тихвинской иконы Божьей Матери для людей огромно, поскольку образ проявился многочисленными чудесами и исцелениями. На месте, где возник лик, был построен деревянный храм, который несколько раз горел, но при этом икона никаким образом не пострадала. В 1510 году вместо деревянного храма был построен собор из камня. Это событие также прославилось чудом. По окончании строительства по непонятным причинам обрушились своды, которые привалили 20 рабочих. Все были уверены, что они умерли, но после того, как разобрали завалы, оказалось, что все люди были живы и абсолютно здоровы.

С оригинального изображения было сделано много списков, которые также ознаменовались чудесными проявлениями. Одно из наиболее известных происшествий случилось со списком, который на данный момент находится в городе Каракол. Согласно существующей информации в этот образ прямо в упор было выпущено несколько путь, но они отскакивали от лика, оставляя только небольшие царапины.

В чем помогает Тихвинская икона Божьей Матери?

Этот образ считается покровителем младенцев и подростков. Молитвы, которые родители читают перед этой иконой, помогают наладить отношения с собственным чадом. Согласно преданию этот образ Богородицы помогает детям выбрать друзей, оградиться от врагов и плохого влияния со стороны. Возле Тихвинской иконы Божьей Матери читают молитву о легких родах, помещая образ рядом с собой. Женщины обращаются к ней, если имеют проблемы с зачатием. Рассчитывать на помощь могут люди, которые искренне верят в Бога, а также произносят молитвы от чистого сердца.

Молитва перед Тихвинской иконой Божьей Матери помогает при лечении различных душевных расстройств, к примеру, депрессии, стресса и т.д. Еще помогает образ в лечении различных заболеваний. Есть свидетельства, что искренние молитвы помогли многим избавиться от паралича и эпилепсии. Издавна используют икону для защиты земель от вторжений врагов. Именно поэтому рекомендуется иметь такой образ дома, чтобы защититься от непрошеных гостей, врагов и различного негатива. Икона является мощным оберегом семьи и жилища. Приобрести образ можно в церковной лавке или сегодня популярностью пользуются вышитые своими руками иконы.

Как добраться

Сделать это можно четырьмя способами:

На собственном автомобиле.

Если вы решили добраться на личном автотранспорте, то вбейте адрес для GPRS навигатора: Ленинградская область, город Тихвин, ул. Красноармейская, дом 12. Если такового не имеется, тогда нужно следовать следующим указаниям: по Мурманскому шоссе М118 едете до поста ДПС (Иссада), затем поворачиваете направо и выезжаете на трассу А118, ведущую на Вологду. По ней вы и доберётесь до Тихвина примерно за 3 часа;

На одном из рейсовых автобусов.

От одного из питерских автовокзалов (набережная Обводного канала, д. 36) каждый день отходят автобусы. Вы можете добраться при их помощи

Внимание: уточняйте расписание и рейсы автобусов на кассе или на сайте автовокзала;

На поезде.

Из Москвы или другого города можно доехать до Петербурга, а затем на электропоезде с Московского или Ладожского вокзалов до обители. Предварительно уточните расписание поездов на вокзале;

С паломническими группами.

Вы можете обратиться в одну из турфирм, организующих поездки для паломников на один-два дня в Тихвинский монастырь. Вместе с группой паломников вы будете доставлены в обитель на автобусе без пересадок. Организацией таких поездок занимаются несколько фирм, сотрудничающих с общиной, все контакты которых вы сможете найти на официальном сайте. Время поездки занимает от 3 до 7 часов, в зависимости от избранного вами транспорта и маршрута его пути.

Пожертвования

Братия собирает пожертвования на нужды обители, на которые затем и существует, а также содержится и реставрируется Успенский храм. На сайте есть подраздел «Благотворительность», здесь указано всё то, что требуется братии для того, чтобы восстановить в былом величии Тихвинский монастырь. Здесь вы сможете найти банковские реквизиты, на которые можно перечислить деньги.

Обратите внимание: есть нужда не только в денежных пожертвованиях. Братия также примет в дар различное оборудование, продукты питания и топливо

В этом разделе также указаны контакты эконома монастыря, по которым вы сможете с ним связаться, чтобы сделать какие-то уточнения или договориться о передаче вещей, если вдруг решите что-то пожертвовать.

История обители

История общины насчитывает 457 лет со дня его основания по указу Иоанна Грозного 11 февраля в 1560-ом году. Главной святыней обители стала икона Тихвинской Божьей Матери, заступницы и путеводительницы земли русской. Лавра является не только святыней для всех православных людей и источником силы духа для всего русского народа. Когда-то служила оборонительным рубежом защиты от захватчиков.

Тихвинская обитель, находясь на северо-западе Руси, служила ещё и дозорным пунктом во время Ливонской войны, которую вёл Иван Грозный. Осаждали крепость и шведы в 1613 году, однако, благодаря храбрости тех, кто его защищал, так и не смогли взять неприступные стены. Пережил монастырь и страшные времена Смуты в начале 17-го века.

20 век был особенно тяжёлым для общины. Когда произошла революция, большевики монастырь разграбили, все ценности вынесли, обитель закрыли. Во время Великой Отечественной войны она стала ареной, где Красная армия вела жестокий бой с немецкими захватчиками.

В 1945 году состоялась передача церкви Тихвинской Божьей Матери «Крылечко» для богослужений русскому православному сообществу. Этот храм стал единственной действующей церковью на территории двух районов: Тихвинского и Бокситогорского. А в 1995 монастырь передали в полное владение Русской Православной Церкви, Успенский собор восстановили.

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. История

В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV-XVI вв., ее появление в новгородской земле относится к 1383 году. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки. Икона семь раз являлась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. На месте последнего явления иконы в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой. Древность иконы подчеркивали ее связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери.

С середины XVI века чудотворную Тихвинскую икону Богоматери стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией, из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 год на берега реки Тихвинки, за 70 лет до падения Восточной Римской империи, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лидского образа, сделанного патриархом Германом в начале VIII века. Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы на реке Тихвинке. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году и взятия Константинополя турками, явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней утративших благочестие Рима и второго Рима (Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы — Святой Руси, ставшей третьим Римом. В 1507-1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор. С этого времени чудотворная икона стала именоваться Тихвинской. В XVI веке Тихвин становится известным местом для паломников. В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 году, накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство — Иоанн IV, который основывает здесь в 1560 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах икона была экспонатом местного краеведческого музея. До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где ее как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 года в Ригу, Либаву, Яблонец-над-Нисоу, американскую зону оккупации Германии. В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится. В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящен. В 2004 году икона была торжественно возвращена на ее историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.  

Введенская церковь в Иваново

Церковь в честь введения Богородицы во храм составляет основную часть Свято-Введенского женского монастыря. Эта церковь является памятников архитектуры. Построена она была на средства главы города по проекту русского архитектора немецкого происхождения Петра Бегена.

Из-за цвета здания за этой церковью закрепилось название «Красная церковь». Изначально в храме располагалось три престола, которые были посвящены Введению Богородицы, Святому Николаю Чудотворцу и Великомученику Феодору Тирону.

Знаменательно, что именно в Введенском храме в Иваново в 1918 году служил первый после восстановление патриаршества в России Патриарх Московский и всея России Тихон.

Введенский женский монастырь

Однако позже этом храм постигла та же участь, что и многие церкви при советской власти: в 1935 году храм был передан государству, кресты с церкви сняли, убранство храма и иконы были разграблены, а прихожане перестали его посещать. Долгие годы в храме располагался Областной государственный архив.

Первая попытка вернуть храму прежнее назначение была сделана в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году верующие собирали подписи и писали письма с просьбами открыть храм вновь. Однако власти своего мнения не поменяли.

Храм удалось вернуть только в 1990 году. Это состоялось после того, как 4 женщины из православной общины объявили голодовку, продолжавшуюся 16 дней. Под напором общественности Введенский храм был передан Русской Православной церкви. Вскоре при храме образовалась небольшая община, а из нее и возникла на месте прежнего партийного архива женская обитель. В 1991 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II учредил указ о создании Свято-Введенского женского монастыря.

Введенский женский монастырь

После возвращения храма верующим прихожане и благотворители отреставрировали Введенскую церковь, а рядом с храмом возвели несколько двухэтажных зданий, колокольню со звонницей, которые теперь являются единым архитектурным ансамблем.

Строительство храма не завершено и по сей день. В его архитектуре в основном угадываются восточные настроения.

Алексей Ванин

История Тихвинской иконы

Тихвинская Икона Божьей Матери Одигитрия попала к нам из Царьграда. Согласно древней легенде, за несколько лет до падения этого города, в 1383 году, сия икона «испарилась» по воле Божьей и очутилась на Руси, где явился рыбакам образ Богоматери, парящей над гладью Ладожского озера

Важно, что патриарх Константинополя, услышав рассказы новгородских купцов и посмотрев на срисовки с иконы, подтвердил, что эта икона является той иконой, которая покинула Константинополь за кровь, распри и гордыню, воцарившиеся в нём. В Тихвин же икона попала после того, как Дмитрий Донской разбил войско Мамая

Стоит отметить: в 1941 году, оккупировав обитель, немцы вывезли из неё всё, что смогли: всю оставшуюся утварь, иконы и образы (среди них была и та самая икона Божьей Матери).

При быстром отходе немцев образ был увезён в Псков, а оттуда переслан в Ригу, затем в Либаву, позже в Яблонцы, а уж оттуда он попал в зону оккупации американцами Германии. Оттуда образ был вывезен епископом Иоанном в Чикаго, в Соединённые Штаты Америки. Его сыну, Сергию, епископ завещал вернуть икону в Россию, как только в России наступят благополучные времена.

Это важно: в 2003 году, после переговоров, на Родину наконец-то вернулась и главная святыня этого места – Икона Тихвинской Божьей Матери Одигитрия. Ныне икона на территории России существует во множестве списков, почти все из них признаны чудотворными

Оригинал иконы в 2004 году был торжественно возвращен в Успенский Тихвинский монастырь, а списки обрели множество храмов и часовен, например, Храм-часовня Тихвинской Иконы Божией Матери в Кронштадте.

История

Есть легенда об основании Тихвинского женского монастыря, относящаяся ко времени осады Цивильска войсками Разина в 1671 г. «Разбойники» не смогли взять город наскоком. Войска стояли под стенами, ожидая, пока припасы закончатся и горожане сдадутся сами. Множество мирных жителей Цивильска, не надеясь спастись от разинских войск, собирались бежать в Чебоксары.

Народные волнения были успокоены одной благочестивой горожанкой, Иулианией Васильевой. Ей было видение Божией Матери Тихвинской. Царица Небесная сказала своей рабе, что казаки не возьмут город. Жителям следует «сидеть во граде крепко». А после осады нужно построить за городом монастырь во славу Божией Матери. Вскоре к городу подошли правительственные войска под командованием воеводы Д. Барятинского, и Цивильск был спасен.

Строительство Вознесенской церкви и создание монастыря

Между реками Малый и Большой Цивиль первая деревянная церковь была построена еще в 1675 г. Храм назывался Вознесенским. Он имел единственный придел в честь покровительницы Цивильска Тихвинской иконы Богоматери. Рядом с храмом в скором времени появились и кельи. По преданию церковь выстроил по обету и на собственные средства стрелец Степан Рязанов.

Для нового монастыря была писана икона Тихвинской Божьей Матери, копия чудотворного образа, который находился тогда в Цивильске, в Троицком соборе. Она также проявила чудотворные качества, и была часто носима по селениям и городам Казанской и окрестных губерний. По имени этой иконы монастырь в XVIII в. был переименован в Тихвинский.

Вознесенский Тихвинский мужской монастырь

Поначалу обитель была мужской. Но в 1723 г. произошло объединение монастырей с малыми вотчинами, и насельники переехали в Геронтиеву пустынь. Некоторое время (около 10 лет) Тихвинский монастырь был женским, но уже в 40-х годах XVIII в. в нем снова появляются иноки мужчины. В те времена Вознесенская церковь уже была каменной. Кроме нее на территории монастыря были: пять келий, хлебопекарня, погреба и амбары. Также хозяйство состояло из 9 дес. пахотной земли и 150 дес. сенокоса. Постоялый двор и торговля свечами также давали общине дополнительный доход.

К концу века монастырь значительно расстроился. Появились каменные кельи, двухэтажный дом игумена, часовни. Росло и хозяйство: прибавились рыбные ловли, перевоз через Волгу и различные угодья. Но спустя век обитель пришла в запустение. Тогда, по предложению казанского Архиепископа Антония, монахи и имущество были снова переведены: на этот раз в Козьмодемьянский монастырь. По настоянию горожан на намоленном месте была основана женская обитель.

Тихвинский Богородицкий женский монастырь

Женский монастырь устраивался на средства благотворителей: купцов Никитина из Казани, Мальцева из Москвы и Ефремова из Чебоксар. Сначала была приведена в порядок Вознесенская церковь, построены дом для игуменьи и кельи для сестер. Затем отстроили приют и школу для девочек, трапезную, больницу и хозяйственные строения. В завершение, в 1880 г. была привезена из с. Абашева в разобранном виде церковь Св. Харлампия, ныне утерянный памятник деревянного зодчества.

Основная святыня Богородицкого женского монастыря — икона Тихвинской Богоматери. Ее празднование совершается каждый год 9 июля. Кроме того, почитаются Толгская и и Владимирская иконы Божией матери, архистратиг Михаил и сщмч Харлампий. В монастыре есть части мощей Матроны Московской, святителя Тихона, сщмч Иллариона.

В 1886 г. Вознесенский храм разобрали, и на его месте выстроили Тихвинскую церковь на три престола. К началу XX в. монастырь в Цивильске снова стал зажиточным. Он имел различные угодья, доходные дома (оставленные в наследство прихожанами), мельницу, златошвейную мастерскую, скит на пустоши в Оползино.

После революции монастырское имущество было по большей части национализировано. В стенах обители организовали квартиры для служащих, дом младенца, ферму для племенного разведения скота. Сестры в 1923 г. были зарегистрированы властями как религиозная монастырская группа. Через два года после этого богослужения прекратились.

Колокольня Тихвинского собора была разобрана, а сама церковь перестроена. В ней располагались в разные годы швейное училище, детский дом, госпиталь.

Возрождение монастыря началось в 1997 г., после соответствующего указа Синода. Монашеская жизнь начала возрождаться в 1998 г. В деле восстановления Тихвинского монастыря важную роль сыграла игумения Агния, возглавлявшая монастырскую общину в те времена. В краткие сроки были отстроены все здания и сам храм. Зимняя деревянная церковь сщмч Харлампия была выстроена заново. Главная святыня, образ Тихвинской Божьей Матери была возвращена и заняла подобающее место.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector