История собора

История собора

Здание Морского собора святителя Николая Чудотворца, более известного в народе как Никольский морской собор, было основано в 1903 году и посвящено памяти погибших в боях русских моряков. Строительство его продолжалось 10 лет. Хотя потребность в просторном храме на территории Кронштадта высказывалась еще в 30х годах XIX века, идея эта была одобрена Императором только к концу столетия. Лишь в 1897 году был объявлен сбор пожертвований на возведение храма. Комитет, ответственный за строительство Никольского собора возглавил сам адмирал Макаров. 

Место для возведения храма было определено на Якорной площади, которая была достаточно просторна, чтобы вместить не только монументальный собор, но и парковую зону вокруг него. Высота храма при его проектировке определялась дополнительными условиями – он должен был стать не только культовым сооружением, но и морским ориентиром. При подходе судов к Кронштадту первым в глаза должен был бросаться крест Никольского собора. Поэтому храм является самым высоким зданием на острове – учитывая крест, высота его превышает 70 метров. Кроме того, благодаря своему расположению на возвышенности, в случае большого наводнения собор должен был стать спасительным убежищем.

В 1901 году был утвержден проект архитектора Василия Косякова, а в 1903 году при закладке собора присутствовал сам Николай II. Спустя 10 лет храм был освящен — также в присутствии Императора. 

С приходом Советской власти, Никольский собор постигла участь многих российских церквей. В 1929 году богослужения в нем были прекращены, а здание передано под культурно-просветительские нужды. В том же году здесь открылся кинотеатр имени Максима Горького. Крест и позолоченные элементы отделки были конфискованы, фрески закрашены, церковное имущество разворовано. Не пощадила Советская власть и мемориальных мраморных плит, на которых для вечного поминовения в храме были выбиты имена погибших в бою русских морских офицеров и матросов за все 200 лет существования Русского флота. 150 плит пошли на различные подсобные нужды – вплоть до изготовления сидений для общественной бани. Обезглавленный и потерявший величие интерьеров, храм-кинотеатр получил в народе имя «Максимка». В более позднее время в интерьер храма была добавлена сценическая площадка со зрительным залом на 1300 мест, а также здесь разместилась часть экспозиции Военно-морского музея.

В 2002 году храм вновь был передан в лоно Русской православной церкви, ему был возвращен крест, начались реставрационные работы. В 2005 году возобновились богослужения. В день столетия собора, в 2013 году он был снова освящен, получил епархиальную независимость и статус главного храма Российского флота. Стоит отметить, что собор Николая Чудотворца является не только крупнейшим морским собором современной России, но и последним морским собором Российской Империи.

строительство

Оригинальные интерьеры 1914 года. Алтарь возвышается на платформе высотой 4 м (13 футов). Основание главного купола установлено на высоте 52 м (171 фут).

Мраморный экран с иконками

27 октября 1901 года 14-тысячный гарнизон Кронштадта был вызван для закладки фундамента на Якорной площади. Земляные работы и работы на бетонном и гранитном фундаменте продолжались до 1902 года; стены были заложены в массовом порядке 8 мая 1903 г. с участием императора.

Несмотря на общественные беспорядки, кульминацией которых стала революция 1905 года в России, в 1907 году собор был полностью завершен. отопление и вентиляция работали в 1908 году, что позволило круглогодично работать над отделкой. В 1907 году братья Косяковы перешли на изготовление подробных чертежей и инструкций для мастеров и поставщиков внутренней отделки. 19 августа 1908 года они подарили Романовым переработанный альбом этих рисунков. Николай и Александра ответили многочисленными поправками и изменениями, которые были внесены к весне 1909 года.

Летом 1909 г. была завершена внешняя отделка и сняты леса. Здание было облицовано черным гранитом (основание и колонны) и желтым кирпичом (стены) с терракотовыми вставками. Внутри иконостас выполнен из уральского мрамора . Четыре портала были украшены мозаичными изображениями Богородицы , Святителя Николая, Петра, Павла, Иоанна Рильского и Митрофана Воронежского работы Фомы Райляна . Большинство интерьерных картин выполнено школой Михаила Васильева; иконы написал Апполон Троицкий. Прилегающий парк спроектировал Е.Г. Гильбих.

Собор был оборудован автономным центральным отоплением и центральной системой вакуумной очистки , в которой использовалась сложная сеть коллекторов и клапанов под давлением . В электрическом освещении задействовано 5 тысяч лампочек.

Освящение собора состоялось 10 июня 1913 года в ходе публичной церемонии, на которой присутствовали Николай II и его семья. Общая стоимость достигла беспрецедентной суммы в 1 955 000 рублей, не считая натуральных пожертвований и неоплачиваемого труда моряков и мирных жителей.

Конкурсы

В 1897 году флот объявил международный архитектурный конкурс на проект Кронштадтского собора и учредил фонд для финансирования строительства. Как правило, для России проект спонсировался государством, предназначался для ВМФ штата, но изначально финансировался за счет личных пожертвований военнослужащих ВМФ и общественности. С 1898 по 1913 год со всех военнослужащих Балтийского флота на финансирование строительства взималось 1/400 зарплаты; Это составило 280 тысяч рублей без учёта действительно добровольных пожертвований. Позже, по мере развития проекта, стало очевидно, что частных пожертвований недостаточно, и государственная казна покрывает большую часть расходов.

В конкурсе были определены размеры собора по количеству прихожан — 1 тыс. Человек, 16 саженей на квадратный метр . Это было намного меньше, чем современные соборы, построенные в провинциальных городах ( Нижний Новгород — 2 000 прихожан, Харьков — 4 000), больше наравне с « гарнизонными церквями», построенными на Кавказе и в Конгресс-Польше ( Кельце — 900 прихожан). Заказчик был хорошо осведомлен о новых строительных технологиях и приветствовал их использование, поскольку это помогало сбалансировать бюджет. Цокольный этаж был зарезервирован только для котлов и хранилища топлива, что позволило сэкономить на строительстве второй «зимней (то есть отапливаемой) церкви». Спецификации не предписывали конкретного архитектурного стиля . Напротив, они настаивали на сокращении затрат и запрещали использование такой «роскоши», как мозаика или роспись на внутренней поверхности купола. Эти ограничения провалили первый конкурс. Только три архитектора осмелились участвовать, повторно использовав уже знакомые прошлые проекты; все три были отклонены.

Второй конкурс 1897 года также потерпел неудачу; единственный проект, достойный исполнения, был слишком мал для намеченной цели. Наконец, в 1898 году военно-морской флот снял некоторые ограничения по размеру и стоимости; на этот раз здание должно было быть достаточно большим, чтобы его можно было видеть с большого расстояния; «Крест собора должен быть первым предметом, видимым для приближающихся кораблей». Antony Томишко , автор Крестов , выиграл этот конкурс, представив Россию Revival проект следующего Константин Thon «s русско-византийской традиции.

Николай II обычно одобрял проект; Иоанн Кронштадтский призвал к немедленному началу строительных работ. Однако новоназначенный командир Кронштадтской базы адмирал Степан Макаров счел черновик Томишко художественно слабым и маловатым для этой цели. Он попросил Императора пересмотреть свой выбор; После почти двухлетних задержек Николай согласился отказаться от черновика Томишко в июне 1900 года.

Мощи св. прав. Феодора Ушакова

Святой праведный воин Феодор Ушаков – (13  февраля 1745 — 2  октября 1817) —

русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом (1790—1792);

командующий российскими военно-морскими силами в Средиземном море (1798—1800).

Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен.

В личности великого русского флотоводца сошлись высокое служение Церкви и доблесть православного воинства, обретя конкретное воплощение через исполненную драматизма прекрасную и величественную жизнь стратега и тактика морского боя, выдающегося дипломата, подлинного воина Христова, освященную истинной духовностью. В народе всегда глубоко почитался подвиг воина, исполненного непоколебимой веры мужества и христианского сострадания к ближним. Милостивый печальник народных нужд, суровый и требовательный по отношению к себе, но снисходительный и щедрый в обращении к подчиненным, – таким был адмирал, отец родной для всех, кто нуждался в его покровительстве, он всегда был окружен особой любовью. 4–5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец.

Никольский собор в наши дни

Какая она сегодня, котлинская жемчужина? Изначально Никольский морской собор был выполнен в терракотовых тонах, однако современное здание решено было сделать в белом камне. По мнению реставрационной комиссии, белый камень должен был подчеркнуть особую торжественность и величие Морского собора. Массивное строение совсем не выглядит тяжеловесным. Напротив, органично вписанный в ландшафт площади, храм как бы парит над землей.

Фото: Богослужение в Морском соборе

Главный купол храма венчает крест в штурвале — признак принадлежности к морской стихии. Орнаментальное изображение  цепей и якорей по окружностям куполов — отсыл к историческому месту, на котором воздвигнут храм.  Образ Богородицы украсил северный вход.  Южные врата увенчан ликом преподобного святителя Митрофания. Западная же стена украшена изображениями Святых Апостолов.

Внутреннее убранство исполнено в традиционных для византийских храмовых традиций  тонах: золотом, голубом и жемчужном. Алтарь возвышается на четырехметровой высоте от пола. Иконостас выполнен из белого и розового мрамора, добытого на Южном Урале. Алтарь и южные и северные своды хор украшены сценами  жития Святых. Особого внимания заслуживает пол. Те самые изображения морской флоры и фауны, которые, казалось бы, утрачены навсегда, снова поражают воображение прихожан и туристов.

Видео: Как выглядит собор Николя Чудотворца в Кронштадте после реставрации

Исторические сведения о храме

В 1728-1731 гг. по указу Петра Первого для моряков была выстроена первая деревянная церковь Богоявления, которая простояла свыше века и в последствии была разобрана из-за сильной обветшалости. После чего эту молельню заменили на другую и также деревянную.

Вице-адмирал Казнаков Н.И. – командир местного порта и военный губернатор в 1896 г. обратился с прошением к Николаю II о строительстве святилища в память о погибших на службе моряках, тех кто своей деятельностью прославил российский флот. На возведение молельни начался сбор средств. Сам инициатор строительства храма, планировал сооружение величественного святилища, которое бы соответствовало значимости города, являющимся колыбелью флота России.

По проведению нескольких конкурсов был избран подходящий проект, созданный Василием Косяковым – гражданский инженер, чья работа получила утверждение от его Высочества.

Для проведения строительных работ была выбрана площадь, где находился склад под хранение старых корабельных якорей. Молельню решили разместить таким образом, чтобы неподалеку от нее оставалось еще место для устройства парка и проведения парадов. Нововозведенный храм должен был стал своего рода ориентиром видимый для всех судов, что возвращаются к родным берегам за несколько километров от города.

Обязательно к прочтению:  Кафедральный Свято-Екатерининский собор

Святилище возводилось на протяжении 10 лет (в период с 1903-1913 гг.) на средства, выделенные Морским ведомством, а также на народные деньги. Над его оформлением по тем временам были приглашены лучшие мастера своего дела. Была освящена богомольня в 1913 г. в июне месяце в честь Св. Николая, который являлся заступником всех мореплавателей и путешественников. Однако спустя 15 лет в 1929 г. храм подвергся разорения, а в последствии был закрыт и свыше 70-ти лет его помещения использовались для различных целей.

Полезные статьи:

ПРЕПОДОБНЫЙ СТИЛИАН — ПОКРОВИТЕЛЬ И ЦЕЛИТЕЛЬ ДЕТЕЙ
Вы когда-нибудь встречали такую интересную икону, на которой изображен святой монах, держащий на руках младенца? Да, икона эта очень редка, и святого такого мало кто знает … но это у нас, в России. А в Греции и на православном Кипре этого святого все знают и очень почитают!!! П�… Читайте далее

ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО
В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью в такт играющее песне и привычно придерживая карман, �… Читайте далее

Просто крещеный
Просто крещеный — это когда в твоей машине висят иконы, но ты куришь в этом же автомобиле и произносишь мат (молитву дьяволу) и хулу на Господа!Просто крещеный — это когда ты посещаешь Храм Божий только на Пасху и Рождество.Просто крещеный — это когда суть Пасхи заключа�… Читайте далее

Молись святому Николаю Чудотворцу и святому Спиридону Тримифунтскому. Ведь они скорые помощники и молитвенники наши.
Молись святому Николаю Чудотворцу и святому Спиридону Тримифунтскому.
Ведь они скорые помощники и молитвенники наши. Им дана особенная благодать помогать находящимся в бедах, даже в безвыходных положениях. Помогут они и тебе. Конечно, со своей стороны ты делай что нужно.
… Читайте далее

Только в 2013 г. самый крупный и главный российский собор вновь открыл свои двери для прихожан.

Новости

  • Архимандрит Алексий (Ганьжин) поздравил членов клуба кавалеров ордена Александра Невского с 30-летием

    28 марта 2021 года в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, настоятель Ставропигиального Никольского морского Собора Кронштадта архимандрит Алексий (Ганьжин),… Подробнее »

    29 марта 2021 13:16

  • Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, наградил архимандрита Алексия (Ганьжина) знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом»

    Заседание по размещению монумента, посвященного 100-летию Кронштадтского мятежа, прошло 15 марта 2021 года в конференц-зале Ставропигиального Никольского морского Собора Кронштадта. В ходе заседания обсуждались фрагменты… Подробнее »

    16 марта 2021 14:01

  • Архимандрит Алексий (Ганьжин) освятил закладной камень на начало созидания монумента посвященного 100-летию Кронштадтского мятежа

    15 марта 2021 года, в день празднования иконы Божией Матери «Державная», состоялось памятное мероприятие по закладке камня на начало созидания монумента, посвященного 100-летию Кронштадтского мятежа.… Подробнее »

    16 марта 2021 10:25

  • Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Николаевском соборе Кронштадта

    В Неделю мясопустную, о Страшном Суде, 7 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Николаевском морском соборе Кронштадта.
    Его Высокопреосвященству сослужили секретарь… Подробнее »

    8 марта 2021 20:38

  • В праздник Сретения Господня архимандрит Алексий (Ганьжин) совершил Божественную Литургию

    15 февраля 2021 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, архимандрит Алексий (Ганьжин) в Ставропигиальном Никольском морском Соборе Кронштадта совершил Божественную… Подробнее »

    16 февраля 2021 12:40

  • Настоятель Собора архимандрит Алексий (Ганьжин) принял участие в освящении храма

    В понедельник седмицы 35-й по Пятидесятнице, преподобного Макария Египетского, 1 февраля,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил храм святителя Спиридона Тримифунтского в Адмиралтействе и совершил… Подробнее »

    2 февраля 2021 09:48

  • Военнослужащие ВМФ приняли участие в торжественном богослужении в праздник Святого Богоявления

    19 января 2021 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в Ставропигиальном Никольском морском Соборе Кронштадта настоятель Собора,… Подробнее »

    20 января 2021 12:23

  • Состоялась рождественская встреча депутата Государственной Думы Михаила Романова с детьми школ Кронштадта, изучающих Основы Православной культуры

    16 января 2021 года, в субботу пред Богоявлением, в Ставропигиальном Никольском морском Соборе Кронштадта состоялась Рождественская встреча депутата Государственной Думы, заместителя председателя Комитета Государственной Думы… Подробнее »

    17 января 2021 19:01

  • Настоятель Собора архимандрит Алексий (Ганьжин) совершил торжественное Рождественское богослужение

    В ночь с 6 на 7 января 2021 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, настоятель Ставропигиального Никольского морского Собора Кронштадта,… Подробнее »

    7 января 2021 14:42

  • Архимандрит Алексий (Ганьжин) совершил Божественную Литургию в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского

    02 января 2021 года, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского настоятель Ставропигиального Никольского морского Собора Кронштадта, благочинный Кронштадтского округа архимандрит Алексий (Ганьжин) совершил Божественную… Подробнее »

    3 января 2021 09:24

  • Архимандрит Алексий (Ганьжин) совершил Божественную Литургию в Новогоднюю ночь

    В полночь 01 января 2021 года благочинный Кронштадтского округа Санкт-Петербургской Епархии, настоятель Ставропигиального Никольского морского Собора Кронштадта архимандрит Алексий (Ганьжин) совершил Божественную Литургия и молебное… Подробнее »

    1 января 2021 22:57

  • Архимандрит Алексий (Ганьжин) поздравил воспитанников Воскресной школы с Рождеством Христовым

    В Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец, 27 декабря 2020 года благочинный Кронштадтского округа Санкт-Петербургской Епархии, настоятель Ставропигиального Никольского морского Собора Кронштадта архимандрит Алексий (Ганьжин)… Подробнее »

    28 декабря 2020 18:05

Красавица-часовня Тихвинской иконы Богородицы

Более века назад, в 1899 году рядом с кронштадтским храмом святого Андрея Первозванного (слева от него) появилась часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери.

Идея о её возникновении существовала уже давно, но в то время большая сумма денег нужна была на ремонт самого храма, поэтому её отложили, но не забыли.

И вот время пришло! Почти 5 000 рублей пожертвовал на строительство часовни А.Таратин. Он был священником Андреевского храма, а после протоиереем. Ещё 1 000 преподнесла в дар кронштадтская благотворительница Н.Дементьева и тоже 1 000 рублей дал сам собор.

Часовню возвели примерно за год, а осветил её Иоанн Кронштадтский. В кладку здания была заложена табличка с надписью о том, кто и когда принимал участие в её возведении.

Сама же часовня была удивительной красоты! Ещё изначально предполагалось, что она станет уменьшенной копией старшего брата — собора Андрея Первозванного. У входа внутрь стояли колонны на высоких пьедесталах. Фронтон имел форму треугольника, и был украшен изображением Всевидящего Ока в сиянии.

Окна строения украшали витражи. Деревянный иконостас был белым с добавлением позолоты, он состоял из 3 ярусов. Там было 7 икон, в их числе была, конечно, и Тихвинская икона Божьей Матери.

Но часовню постигла одна участь вместе с храмом: оба здания были разрушены в годы советской власти. И только в начале 21 века было принято решение о восстановлении церквушки.

А в ноябре 2009 года полностью возродили и освятили часовню Тихвинской иконы Божией Матери в Кронштадте.

Возрожденная часовня красива как снаружи, так и внутри. Для трехъярусного иконостаса, как и раньше, белого с золотым цвета изготовили 14 икон.

Всего в часовне — 19 икон. Среди них очень редкой является та, на которой изображен Иоанн Кронштадтский с Андреевским собором в руке. Икона эта была написана на горе Афон, потом передана в Кронштадт.

Рядом с часовней (справа от входа) находится могила жены Иоанна Кронштадтского: Елизаветы Константиновны Сергиевой, которая умерла через несколько месяцев после смерти своего знаменитого супруга.

Часовня находится на пересечении улицы Ленина и Советской. Открыта она с 9 до 20 часов ежедневно. Координаты Тихвинской часовни в Кронштадте: 59.9958, 29.76568.

Мы посетили дом-музей св. Иоанна Кронштадтского и часовню Тихвинской иконы Божией Матери в Кронштадте 9 января 2021 года. А затем отправились еще в один воссозданный Кронштадтский храм Владимирской иконы Божьей Матери.

Зимним днем, среди заснеженных деревьев — он выглядел просто сказочно! Посмотрите расположение достопримечательностей Кронштадта, а также других интересных мест на карте города (нажмите «+», чтобы приблизить объекты или «-«, чтобы отдалить).

В Санкт-Петербурге есть огромное количество самых разнообразных вариантов жилья. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель. А еще лучше остановиться на несколько дней в Кронштадте, чтобы спокойно прогуляться по всем интересным и памятным местам острова. А их здесь, поверьте, не мало!

Все достопримечательности Санкт-Петербурга и его окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Самый крупный в дореволюционной России

Идея строительства на острове Котлин вместительного морского собора родилась еще в 1830 годах. С ней выступил член Святейшего Синода, первый протопресвитер военного и морского духовенства Александр Алексеевич Желобовский, по инициативе которого уже строились сотни войсковых церквей. Однако высочайшее разрешение в 1897 году получило лишь ходатайство адмирала и генерал-адъютанта Николая Ивановича Казнакова, и начался сбор добровольных пожертвований. Собор должен был стать достойным памятником погибшим морякам Российского флота.

Разработкой проекта занимался архитектор Василий Антонович Косяков. В работе над ним участвовали гражданские инженеры Владимир Шаверновский и Александр Виксель. Поскольку собор задумывался как ориентир с моря, то в проекте предусмотрели соответствующую высоту купола. И первое, что должны были видеть с приближающихся к Кронштадту судов, это его крест. 21 мая (3 июня по новому стилю) 1901 года Николай II утвердил проект.

Морской собор святителя Николая Чудотворца стал последним и одновременно крупнейшим из всех аналогичных соборов дореволюционной России. Местом его возведения избрали Якорную площадь. Прежде тут находились старые якоря, а теперь она была свободной, что позволяло разбить вокруг будущего храма парк и оборудовать территорию для крестных ходов. Дата начала строительства – 1 (14) сентября 1902 года. Перед этим состоялся молебен, который в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова совершил протоиерей Иоанн Кронштадтский. На закладке храма 8 (21) мая 1903 года были Николай II и императрица Александра Федоровна, его мать вдовствующая императрица Мария Федоровна, великие князья Михаил, Алексей и Владимир Александровичи.

Окончание торжественной церемонии увенчал салют в 31 выстрел, произведенный с орудий крепости и находившихся на рейде кораблей. В тот же день государь и представители императорской фамилии посадили в сквере, что вокруг храма, 32 годовалых дубка. В 1907 году собор в целом был готов, оставались только внутренние работы. Строительство обошлось в немалые по тем временам деньги – 1 млн 876 тыс. рублей. 10 (23) июня 1913 года в присутствии августейших особ и тысяч верующих церковь была освящен протопресвитером военного и морского духовенства отцом Георгием Шавельским. Ему сослужил настоятель Адмиралтейского собора Санкт-Петербурга митрофорный протоирей Алексий Ставровский. Службы в храме, состоявшем в приходе Морского Богоявленского собора г. Кронштадта, проводились вплоть до 1927 года.

Памятник адмиралу Феодору Ушакову

На Якорной площади Кронштадта в сквере возле Морского собора появился памятник святому праведному воину Феодору Ушакову 10 сентября 2015 года.

Церемония открытия  началась с Божественной литургии в Морском соборе, которую совершил епископ Гатчинский и Лужский Митрофан в сослужении епископа Рыбинского и Угличского Вениамина, настоятеля собора архимандрита Алексия (Ганьжина) и военного духовенства Санкт-Петербургской епархии.

На ней присутствовали полномочный представитель президента России Александр Беглов, председатель Кронштадтского морского собрания контр-адмирал Александр Спешилов, призвавший присвоить Кронштадтскому морскому кадетскому корпусу имя Федора Ушакова, главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, потомок адмирала Александр Ушаков и около тысячи моряков.

Операция

Дмитрий Медведев с супругой на гулянии в Морском соборе.

Собор в таком виде проработал всего 16 лет. Он был закрыт 14 октября 1929 года коммунистическим режимом, а его ценности были национализированы в государственную казну. Небольшая часть этих реликвий экспонировалась в Военно-морском музее и Русском музее .

В 1930–1931 годах коммунистические власти разрушили собор: его кресты и колокола опрокинули и увезли в литейные цеха . Один колокол весом 4726 килограммов (второй по величине) остался на месте — либо из-за технических трудностей, либо намеренно, в качестве сигнала тревоги. Внутренние мраморные предметы, в том числе иконостас и мемориальные доски с именами погибших моряков, были вырваны, сломаны или разрезаны и использованы для обычных строительных нужд. Небольшое количество мемориальных досок оказалось в Музее Военно-Морского Флота и « списано » в 1970 году.

Подвесной потолок, 1956 г. постройки (фото до ремонта)

В 1932 году неф собора был переоборудован под кинотеатр, получивший легкомысленное название « Новая звезда» (на английском языке , транслитерированный кириллицей ), но вскоре переименованный в более подходящее имя Максима Горького ; В 1939 году кинотеатр был повышен до Дома офицеров (сродни общинном центре ) из Кронштадта гарнизона. Во время Второй мировой войны он был закрыт; купол получил три прямых артиллерийских попадания. Послевоенная «реконструкция» 1953–54 годов окончательно превратила собор в действующий концертный зал. На этот раз строители добавили подвесной потолок, который изолировал неф от купола; он оставался на месте до конца 2007 года. Сокращение военнослужащих в 1960-х сделало концертный зал ненужным; в 1980 году собор вновь открылся как филиал Центрального музея военно-морского флота.

Русская православная церковь пыталась вернуть собор во владение в 1990-х годах. Первый крест, который переустановили на главный купол, был сделан в 1996 году, но не был установлен из-за финансовых проблем. Вторая попытка, в 2002 году, с использованием тяжелого вертолета, чуть не закончилась катастрофой: семиметровый крест упал с купола и не подлежал ремонту; человеческих травм не было. Третий крест был успешно установлен 24 ноября 2002 года. Три года спустя, 2 ноября 2005 года, церковь совершила первую с 1929 года Божественную литургию в Морском соборе. В сентябре 2008 года собор снова начал функционировать, но службы совершались только в особых случаях.

Затем собор подвергся капитальному ремонту, реставрации и усовершенствованиям и был повторно освящен 30 мая 2013 года Патриархом Кириллом к столетнему юбилею собора . В своем выступлении по поводу повторного освящения президент России Дмитрий Медведев сказал, что собор выглядел «лучше, чем 100 лет назад».

Архитектура

Фасад, выходящий на Якорную площадь

Один из порталов

Иконостас. Современный вид

Интерьер. Современный вид

Каменный собор, в целом, повторяет в плане приём, использованный при сооружении храма Святой Софии в Константинополе. При этом соотношение частей храма отличается от прототипа.

Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.

Фасад собора облицован кирпичом и терракотой и украшен гранитными цоколем и колоннами порталов, а также, в небольшом количестве, майоликой и мозаикой. Иконы на фасадах были исполнены в мозаичной мастерской В. А. Фролова:

  • Западный центральный портал украшен мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя сюжетами из жизни святителя Николая Чудотворца, символами евангелистов и орнаментами.
  • Над боковыми порталами главного входа, находятся иконы святых, которым посвящены приделы: слева — святых апостолов Петра и Павла;
  • справа — святителя Николая чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского.

Над северным порталом — образ Божией матери;
Над южным порталом — святителя Митрофания.

Главный купол и купола звонниц украшены медными рельефными орнаментами, вызолоченными по мардану.

В восточной части находятся ещё два входа, предназначавшиеся для духовенства, с богато декорированными бронзовым орнаментом дверями.

Над главным внутренним пространством господствует центральный купол диаметром около 27 метров. Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами.

Роспись была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор работы художника М. М. Васильева. Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески.

Остальные части храма были окрашены ровным колером. Хоры поддерживаются колоннами, которые увенчаны капителями и, как и наличники внутренних дверных проёмов, покрыты искусственным мрамором. Карнизы покрыты лепными орнаментами. Стены в нижней части были обнесены высокой панелью из цветного мрамора, где на черных досках предполагалось высекать имена погибших чинов флота.

Алтарная часть приподнята в высоту на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н. А. Попова по проекту В.А. и Г.А. Косяковых был исполнен из белого мрамора с мозаичными вставками. Над главным престолом возвышалась мраморная сень. Боковые приделы святых Петра и Павла и преподобного Иоанна Рыльского не были отделены от главного. В левой части солеи находилась мраморная кафедра для проповедей. Она была декорирована колонками и мраморными панелями, а также изображением Святого Духа в виде голубя. Иконостас был уничтожен в 1929 году и был полностью воссоздан по эскизам, архивным фотографиям и материалам.

Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.

В восточной части хор находились парадная ризница и место для хора. Там же хранились иконы с упраздненных судов. На первом этаже размещались ризница и библиотека.

Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Всего витражей в соборе было пять, два имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России.

Западное окно с изображением «Деисуса» воссоздано по сохранившейся черно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции — Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя — решены в духе работ В. М. Васнецова, самого популярного и востребованного церковью художника в начале ХХ века. Два других окна первого яруса: «Распятие с предстоящими» с северной стороны и «Чудесный улов» с южной — созданы заново в соответствии с духом эпохи и стилистикой церковной настенной живописи начала ХХ века.

Воссозданием этих огромных стеклянных полотен в 2011—2012 годах занималась петербургская мастерская Алексея Яковлева.

Морской собор является памятником всем чинам Российского флота, база которого в Кронштадте создана Петром I.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector