История основания софийского собора в новгороде

История

Так выглядел Софийский собор с контрфорсами и четырехскатной кровлей (до реставрации 1890-х годов). 1045 году в Великом Новгороде случился пожар. Огонь, частый и неуправляемый гость в древнерусских городах, уничтожил деревянную Софийскую церковь, выстроенную в конце X века, вскоре после крещения новгородцев. Известно, что церковь та была дубовая, «о тринадцати верхах». Стояла она вне стен тогдашнего кремля.

Еще не успело остыть пепелище, как новгородский князь Владимир Ярославич заложил — уже каменный и уже в детинце — новый собор. При закладке присутствовали, согласно летописным сведениям, и родители Владимира, великий князь

Ярослав Мудрый и великая княгиня Ирина (впоследствии она приняла постриг с именем Анна и, погребенная в Софийском соборе, была прославлена Церковью как св. Анна Новгородская).

Каменный собор во имя Софии, Премудрости Божией, возводился под непосредственным наблюдением князя и новгородского епископа — небезызвестного Луки Жидяты (+1059).

Один из первых русских архиереев (в то время существовал обычай поставлять на епископские кафедры греков), он по праву должен быть назван среди первых просветителей Руси. Увы, из всех его письменных трудов сохранилось только «Поучение к братии». А главным памятником его деятельности стал каменный Софийский собор, при нем основанный и при нем же освященный.

Строительство завершили в пять (по другим источникам — в семь) лет. Над собором, который следует при-знать одним из самых прекрасных храмов домонгольской Руси, трудилось множество мастеров. Среди них были и русские, и греки. В 1050 или 1052 году храм освятили. Если предположить, что произошло это именно в 1052 году, то освящение Софийского собора приобретает драматический оттенок: оно состоялось за месяц до кончины князя Владимира Ярославича.

С самой своей постройки Святая София была центром христианского просвещения в Новгороде. Положение первых новгородских христиан — и в первую очередь духовенства — видится довольно сложным. Как пишет историк Церкви А. В. Карташев, Новгород, а равно и другие окраинные города Киевской Руси, был населен «ревностными язычниками, так что, по некоторым археологическим признакам, первые епископы в них жили, так сказать, на военном положении: их дома и церкви представляли особую окруженную стеной крепость».

Уникальная фреска «Христос Пантократор» в центральном куполе Софии была уничтожена в 1941 году.

Христианизация Руси являлась продолженным действием, а не одномоментным актом. То тут, то там по местам — летописи сообщают нам об этом — новой «государственной инициативе» приходилось сталкиваться с сопротивлением язычников, и столкновения эти иногда бывали кровавы: толпа убивала или изгоняла епископов и миссионеров.

С присоединением в XV веке Новгорода к Москве святая София утеряла свое былое влияние. На протяжении сотен последующих лет собор оставался просто главным храмом города, а затем и Новгородской губернии.

К концу XIX века собор имел иные очертания, чем те, что были приданы ему строителями. Контрфорсы, пристроенные к стенам для пущей прочности, и четырехскатная кровля столь резко изменили его облик, что родились толки о фактическом «несуществовании» древней Софии. Однако реставрационные работы, проведенные в 1890-е годы под руководством академика архитектуры В. В. Суслова, «расчистили», насколько это было возможно, собор от позднейших наслоений. Впоследствии в адрес Суслова не раз звучали упреки в том, что реставрацию он провел небрежно, что «переделал Софию в духе своего времени». Но следует все же признать: начало исследованию древнего собора положил именно Суслов. А неумение опередить свою эпоху в том, что касается мастерства реставрации, нельзя ставить ему в упрек.

В 1929 году Софийский собор закрыли как «культовый объект» и преобразовали в музей, открыв для посетителей все помещения и первого, и второго ярусов. До серьезных научных изысканий тогда дело не дошло, они были осуществлены в послевоенный период, когда пришлось восстанавливать полуразрушенную оккупантами Софию. Причем первые работы, включавшие в себя схематические обмеры и оценку нанесенного ущерба, исследователям удалось провести осенью 1944 года, когда раны собора еще «дымились».

Памятная книжка для поклонниковъ Новгородской святыни. Новгородскій Софійскій соборъ какъ ​обильнѣйшій кивотъ или ​вмѣстилище нетлѣнныхъ мощей святыхъ угодниковъ Божіихъ и чудотворныхъ иконъ (1873 год, 110 страниц)

Архитектурные и культурные достопримечательности

Краткое описание Софийского собора в Новгороде. Ни один храм не может похвастаться подобным возрастом и сохранностью. Если называть строгие цифры, это 5 нефов, три апсиды, 2-этажные крытые галереи (позднее были заложены), 5 свинцовых глав в виде шлемов русичей и 6-я золотая глава над хорами для знати, весь собор 27 м длиной, 24,8 м шириной. Форма храма отсылает нас конкретно к XI в. Стены состоят из почти неотесанного цветного известняка, а вот арки и своды выложены кирпичом.

Ворота Софийского собора в Новгороде (Магдебургские и Васильевские). На протяжении столетий именно через западные ворота входили в собор. Памятные бронзовые двери обжились 4 названиями: их именуют Магдебургскими (по месту ковки), Корсунскими (по легенде, привезены из Корсуни), Сигтунскими (в память о походе на Сигтуну) или Плоцкими (первоначально предназначались храму в Плоцке)

Пройти мимо этих ворот просто невозможно: внимание приковывает их поверхность, полностью покрытая 48 сюжетами на библейскую тематику. Мне особенно нравится шведская версия происхождения ворот: мол, пошли в 1187 г

новгородские молодцы на столицу шведов Сигтуну и привезли домой завоеванные кованые ворота. И так жалели об их потере шведские короли, что несколько веков спустя хотели вернуть их домой, но безуспешно. Так и остались ворота на главном религиозном сооружении Новгорода. Делали их для Сигтуны немецкие литейники, портреты которых можно найти на воротах.Васильевские ворота уже побогаче: они медные, и рисунки из Евангелий на них нанесены в старинной русской технике (золотая наводка). Хотя они специально были заказаны для Софийского собора в Новгороде, их увез Иван Грозный, и теперь погладить их поверхность можно в Успенском монастыре.

Фрески Софийского собора в Новгороде. Этого богатства в соборе много и относятся росписи к разным временным пластам. Особо ценные нашлись только в XX в. в ходе реставрации: например, фреску на сухой штукатурке «Константин и Елена» родом из XI в. (есть ассоциация с Владимиром и Ольгой) прятали более поздние картины, а на центральном куполе можно разглядеть теперь росписи XII в., правда, это части фигур апостолов. По данным летописей, расписанным храм стал в 1109 г. Но то, что главным образом украшает Софийский собор в Новгороде внутри, – работа художников XIX в.

Голубь на кресте Софийского собора в Великом Новгороде. Свинцовая фигура этой птицы, украшавшая наивысший крест собора, одновременно является символом Святого Духа, сошедшего на Христа, и символом стабильности Новгорода. Тут ходит легенда: когда Иван Грозный громил Новгород в XVI в., на крест сел голубь и превратился в камень, если он оживет и улетит – город лишится защиты. Правда, однажды исчез голубь вместе с крестом. Было это во время Второй мировой: сбитый крест испанцы увезли на родину как военный трофей. Вернули после переговоров голубя на кресте только в 2004 г., и теперь он находится внутри Софийского собора.

Звонница Софийского собора в Великом Новгороде. Не стоит думать, что колокольня такая же старинная, как и собор. Вовсе нет, она перекроенная пару раз, начиная с XV в. Дальнейшие ее перестройки связаны с весом колоколов, которые можно потрогать и перед входом и внутри 5-пролетной звонницы. Купленный билет дает возможность увидеть Новгород с высоты, пройтись по ближайшей стене и посмотреть в башне, как выглядело в старину оружие.

История

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма «из дуба о 13 верхах» 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой. Храм имеет пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле середины XII века с большим количеством горельефов и скульптур.

Во время штурма Новгорода войсками Якоба Делагарди протопоп собора Амос Иванович погиб в сражении с шведскими солдатами.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие. Реставрацию собора осуществлял архитектор В. В. Суслов.

В 1922 году, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году собор был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Внутреннее убранство

В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.

В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.

На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.

Крест главного купола и легенда о голубе

Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

5 июля 1942 года, во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена.

Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. По приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.p>

Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне нацистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

  • Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ
  • Центральный купол собора с голубем
  • Голубь
  • Голубь, венчавший крест в советский период

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.

Интересные факты

Каждый приезжий, а тем более и житель Турции знает об этом музее. Сооружение полностью построено соблюдая все христианские нормы и правила. Этого при строительстве требовал Юстиниан. О храме имеются многочисленные факты и домыслы дошедшие до наших дней, вот некоторые из них.

Почему так назван

Собор, именуемый по-турецки Ayasofiya, называется так от слов Премудрость Божия, потому что sofia по-гречески означает мудрость. Многие ошибочно предполагают, что храм носит имя женщины. Полное название — Храм Премудрости Божьей. За время своей долгой жизни Собор еще называли Храм святой Софии и Великая церковь.

Святая София — премудрость божия у греков была выражением идеи сына божия, Логоса до воплощения в Иисусе Христе. На это указывает также праздник Святой Софии-24 декабря, прямо перед Рождеством Христовым.

Главный кот мечети

Посетившие Собор люди могут встретить в залах самого известного в Стамбуле кота. Он величественно вышагивает именно возле императорского места, чувствуя себя хозяином и хранителем мечети.

Может быть, этот необычный кот является воплощением бывшего правителя Юстиниана и поэтому его часто видят возле императорского места. Кот знаменит еще тем, что когда -то его погладил сам Обама.

Крещение княгини Ольги

В 955 году в Константинополе приняла крещение княгиня Ольга-первая правительница Киевской Руси, которая приняла христианскую веру.

Тогда мудрая княгиня Ольга перехитрила византийского императора, который хотел взять ее себе женой. Но Ольга отказала ему, сказав, что христиане не сватаются за язычников. Когда патриарх и царь окрестили княгиню, император снова стал просить ее руки. На этот раз она ему снова отказывает, потому что теперь она будет считать его своим отцом. Царь очень удивился ответу княгини, но смирился. Он одарил ее подарками, и княгиня довольная уехала к себе домой.

В 957 году Ольга снова приезжает в Константинополь вместе со своими подданными. Император охотно встречает ее как дорогого гостя, видит в ней равную себе и называет правителем Руси.

События раскола христианских церквей

Событие, произошедшее 16 июля 1054 года, разделило церкви на два лагеря. Во время церемонии кардинал, посланный папой римским, вручил патриарху Михаилу документ с обвинениями.

Список недовольства содержался на нескольких страницах, вот некоторые из них:

  • Одни обвиняли других в том, что разрешены браки служителям церкви, другие в свою очередь бранились о том, что нельзя поститься в субботу и носить перстни.
  • Говорилось и о том, что одни исповедуются в закрытых помещениях, а другие у всех на глазах.
  • Одни крестятся справа налево, а другие слева направо.
  • Великий пост у одних начинается в чистый понедельник, а у других в пепельную среду.

В результате чего одни стали считать других раскольниками.

Граффити Софии Новгородской

Фрагмент граффити в Софийском соборе

Граффити на стенах Софии Киевской были открыты в конце XIX века. Стратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века. В 1978 году в книге А. А. Медынцевой была опубликована 251 надпись из них 10 глаголических, остальные — кириллические. К 2012 году было известно о 22 глаголических надписях. Всего к 2014 году известно около 800 текстов. Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Новгородской эта граница приходится, в основном, на XIV век. С. А. Высоцкий считал, что надписи-граффити Софии Новгородской имеют более бытовой характер в сравнении с этим же материалом из . Обнаруженное в Новгородской Софии прорицание жреца воронов Якова Ноги в отношении Хотена Носа Алексей Гиппиус считает редчайшим осколком устной поэтической традиции, дошедшей до нас в «Слове о полку Игореве», в котором эпический певец Боян назван вещим.

Основные чудотворные святыни и мощи

В храмовых постройках находится 3 великолепных иконостаса и множество отдельных икон.

По преданию, именно икона Богородицы «Знамение» стала защитницей новгородского края в битве 1169 года между суздальцами и жителями Великого Новгорода. Суздальцы решили захватить земли вольного города и осадили его огромным войском. Все жители славного города понимали, что своими силами им не справиться и стали молиться, пребывая в покаянии и посте.


Икона Божией Матери «Знамение»

Через три дня настоятелю Иоанну было повеление установить икону «Знамение» на стене Новгорода. Во время выноса «Знамения» колокола собора Софии зазвонили сами по себе.

Как только святой лик появился на стене, в него вонзились вражеские стрелы, тогда произошло чудо, «Значение» само повернулось лицом к жителям Новгорода. Все увидели, как из глаз Божьей Матери катятся слезы. В то же время густая тьма спустилась на захватчиков, они в панике начали нападать друг на друга, вражеское войско в страхе бежало с новгородской земли.

Историки XX века провели анализ состояния иконы и подтвердили, что там есть следы от стрел. Отличительной чертой святого лика Божьей Матери Премудрости новгородской, относящейся к XV веку, является красный цвет, который символизирует очищающую и защищающую кровь Иисуса Христа.

Интересно! Особо чтимой является икона Божьей Матери «Тихвинская», украшающая Рождественский иконостас, как помощница и защитница при заключении Столбовского мира. Ризу для этого образа заказала сама царевна София Алексеевна.

Сам Вседержитель был основателем этой российской святыни. По преданию перед греческими мастерами, ведущими роспись свод церкви Спаса Вседержителя, было поставлено задание изобразить Спасителя с открытой рукой, благословляющей всех присутствующих в храме. Все было сделано по рисунку художника, но каково было удивление мастеров на следующий день, когда они увидели, что благословляющая рука сжата в кулак.

Трижды перерисовывали мастера образ Христа, и трижды чудо повторялось. Затем в помещении прозвучал голос, повелевавший оставить все как есть, ибо Сам Господь держит в Своей руке Великий Новгород.

Святой лик Богородицы «Успение» уникален тем, что в нем хранится часть мощей Нифонта. Список выполнен в 1914 году в Киеве-Печерской Лавре в качестве подарка Софии, поэтому в ней и поместили мощи святого.

Святитель Нифонт был архиепископом Новгородским, по его молитвам в 1135 году были прекращены распри между жителями Киева, Новгорода и Чернигова. Будучи архиепископом Софийским, способствовал возведению церкви Божьей Матери и много внимания уделял украшению внутренних помещений софийского сбора.

Мощи святителя хранятся в Киево-Печерской Лавре, хранителями их стали Антониевские пещеры.

Во время войны жители города вывезли икону из города, от страшной бомбежки именно состав новгородцев чудным образом не пострадал. Только в 1994 году святой лик был возвращен храму, а в 1995 году на нем укрепили «Звезду Девства».

Уникальной исторической ценностью Софии является Алексеевский крест, установленный на западных стенах архиепископом Новгородским Алексием.

Внимание прихожан привлекает высокий уровень исполнения креста, изготовленного в 1359-1376 годах. По одним сведениям, уникальную святыню изготовили в честь прекращения междоусобной вражды в самом Новгороде. По другой версии — в честь подавления бунта стригольников, третье предположение связывает появление креста с победой Куликовской битвы


Богослужение в Софийском соборе Великого Новгорода

Живые цветы украшают надгробия священных особ, среди которых:

  • княгиня Ирина, жена Ярослава Мудрого;
  • князь Владимир;
  • князь Мстислав;
  • князь Федор;
  • архиепископ Никита;
  • архиепископ Иоанн;
  • архиереи XVIII-XIX веков.

В свое время царь Борис Годунов подарил храму великолепное, полное величия паникадило.

Иконы Софийского собора в Новгороде

На сегодняшний день в божественном храме присутствуют несколько иконостасов: главный Успенский, а также Рождественский. Перед первым иконостасом можно узреть чудотворный лик Богоматери «Знамение».

А вот на втором иконостасе присутствуют сразу несколько божественных образов, которые также считаются чудотворными, а именно:

  • «Спас на престоле» — представленный лик был написан еще в 16 веке, поверх еще более древнего чудотворного образа, которое также сохранилось и посмотреть на которое можно через специально выполненные окошка небольшого размера.
  • образ «Тихвинская Богородица» – является наиболее почитаемым божественным ликом в православной религии. Такой образ является доподлинной копией такой же другой иконы. Принято считать, что такого рода список, всецело перенимает от оригинала все чудотворные свойства. Дата же его написания приходится приблизительно на конец 15-го века или начало 16-го века.

История строительства

Кратко историю строительства этого великого храма не расскажешь… В 1946 году князь Ярослав Мудрый посетил Великий Новгород, в котором правил его сын Владимир. Тогда же он приказал заложить Храм на месте сгоревшего деревянного в 989 году. Заложить новую постройку было решено немного севернее места нахождения старой. Строительство длилось пять лет до 1951 года. Тогда же собор был освещен и признан действующим. Изначально Храм не отличался кристально белыми стенами. Под действием Византийского направления при украшениях подобных построек, было решено стены храма не белить. Интерьер храма украшал известняк разных пород и множество фресок. Побелили стены только в 1154 году.

Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой

В восемнадцатом веке к двум фасадам были пристроены несколько контрфорсов. Это было сделано для укрепления стен с южной и северной стороны здания. Однако уже при реставрации в 1895 году стены были укреплены и пристройки убраны. Таким образом, сооружению вернули первоначальный вид. Работа проходила под руководством архитектора Н. С. Кудюкова.

Следующие изменения произошли после революции в 1922 году. Тогда, под действием специальной программы советской власти, все церковные предметы, имеющие ценность, были изъяты из Храма. В 1929 году его закрыли. Вместо него в здании был открыт антирелигиозный музей.

Нелегко зданию пришлось и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году он подвергся массовой бомбардировке. После попадания снарядов выстоял, но был сильно поврежден.

После войны в 1950 году здание было восстановлено. В нем открыли Новгородский музей-заповедник.

Важно знать: только после того как Советский Союз прекратил существование, в 1991 году, строению было возвращен титул Храма. Великий патриарх всея Руси Алексей второй освятил его лично.. В 2005 году была создана программа по реконструкции древних сооружений

В Новгородском соборе была произведена реконструкция, в ходе которой заново отстроились купольные строения

В 2005 году была создана программа по реконструкции древних сооружений. В Новгородском соборе была произведена реконструкция, в ходе которой заново отстроились купольные строения.

Фото и описание

Софийский собор Новгорода — известный памятник древнерусского зодчества. Значение этого собора в жизни древнего Новгорода было велико. Самостоятельность новгородской Софии была символикой вольного города Новгорода.

В 1045 году происходит закладка храма Софии Премудрости Божией, где присутствует прибывший из Киева в Новгород Ярослав Мудрый с княгиней. Строили собор до 1050 года. Его освятил епископ Лука, при этом данные разных летописей свидетельствуют, что событие это случилось в 1050 — 1052 гг.

Храм увенчивают пять куполов, которые в древности покрыли свинцовыми листами. Центральный купол был обит позлащенной медью в ХV веке. Маковицы выполнены в виде древнерусских шлемов. Стены были не беленые, за исключением апсид и барабанов, и покрыты цемянкой (природной краской). Внутри стены не расписаны, своды покрыты фресками. Оформление определилось воздействием архитектуры Константинополя. Настенный мрамор сочетался с мозаичными орнаментами сводов. Позже, в 1151 году, мрамор заменил известняк, а мозаику — фрески. Собор впервые расписали в 1109 году. От фресок средневековья остались фрагменты в центральном куполе и роспись в Мартирьевской паперти «Константин и Елена». Есть версия, что это изображение могло стать основой мозаики, поскольку фрески выполнены достаточно разбавленными красками. Фреска главного купола «Пантократор» уничтожена в годы войны. Основная роспись датируется XIX веком. В южной галерее известны захоронения выдающиеся новгородцев – епископов, князей, посадников.

В храм можно войти через Северные двери. Во время службы архиепископа открывают главные — Западные врата. В западный портал вмонтированы бронзовые врата, выполненные в романском стиле, с множеством скульптур и горельефов. Они были сделаны в Магдебурге в XII веке, и в этом же веке попали в Новгород из Швеции, как военный трофей.

С возведением храма новгородцы прониклись к нему особым отношением. «Где София, там Новгород», — говорили жители. Эта мысль получила развитие в XV веке, когда центральный купол пятиглавия вызолотили, а на его кресте поместили свинцового голубя, символизировавший Духа Святого. В легенде рассказывается, что Иван Грозный в 1570 году обошелся жестоко с новгородцами. В это время на крест Софии присел голубь. Он окаменел от ужаса, когда увидел с высоты страшное побоище. После Богоматерь открыла одному монаху, что Бог послал в утешение городу голубя, и до тех пор, пока не слетит с креста голубь — помощью свыше защищает город.

В древности в соборе была алтарная преграда. В неё входили дошедшие до нас образа: «Апостолы Петр и Павел» и «Спас на престоле» XI — XII веков. В соборе в XIV-XVI веках установили высокий иконостас. Серебристые отблески окладов, красочная яркость икон Рождественского и Успенского иконостасов привлекают взгляд, вознося его к высотам купола и сводам.

Архитектурное сооружение новгородского Софийского собора совершенно. Киевские и византийские зодчие, возведшие его, передали в XI веке через главную постройку сущность характера города Новгорода: грандиозность церковной мысли и её духовной мощи. Святая София Новгорода отличается от предшественника – собора в Киеве — строгостью форм и компактностью объемов. Собор длиной 27 м, шириной 24,8 м; с галереями длина 34,5 м, ширина 39,3 м. Общая высота от древнего пола, до центрального креста главы — 38 м. Стены толщиной 1,2 м выполнены из известняка разного цвета. Камни не отесаны и скреплены раствором извести с примесями толчёного кирпича. Арки, их перемычки и своды выложены кирпичом.

Собор хранит икону Матери Божией «Знамение» 1170 года. Икона защитила Новгород от нападения cуздальского князя Андрея. Для новгородцев это событие было очень значительно, установлено было даже празднование по особому чину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector