Внутреннее убранство и внешнее устройство православного храма

Содержание:

Из чего состоит храм (Православная церковь)


Из чего состоит храм

Что такое притвор?

В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь, выставленная на продажу. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан.

Как называется место перед иконостасом? Что такое солея?

Это место называется солея — возвышение перед алтарной частью храма. Солея состоит из амвона и клироса. — К На солею нельзя ступать вне особых случаев (например: Причастие).

Что такое амвон?

— это выдвинутый внутрь храма выступ в середине солеи. Амвон предназначен для чтения Священного Писания проповедей и некоторых других священнодействий.

Что такое иконостас и царские врата в храме?

— это обычно сплошная стена, отделяющая алтарь от главного помещения православного храма и составленная из икон. Царские врата это большие центральные двери иконостаса.

Можно ли входить женщинам в алтарь?

Женщинам в алтарь вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с позволения священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священника.

Что находится в алтаре православного храма (церкви)? ,

В середине алтаря находится Престол, который применяется для приготовления святых даров (причастия). В престоле присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест. В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены находится Жертвенник. Высота жертвенника равна высоте престола. Жертвенник применяется для приготовления святых даров. Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и о упокоении. Что такое горнее место? Горнее — значит главное. В горнем месте в алтаре православного храме устанавливают богатое кресло для священников высокого ранга (архиереев). Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа.

Первый каменный храм в Киевской Руси: каким он был и куда исчез

Десятинная церковь. Реконструкция Ю. С. Асеева. / Фото: bigenc.ru

Точная дата построения первого каменного храма в Древней Руси известна с абсолютной точностью — это 12 мая 996 года. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, более известную как Десятинную, возвели в Киеве по приказу князя Владимира Святославича, который пожертвовал десятую часть личных средств на её сооружение и содержание.

Фундамент церкви заложили ещё в 989 году на месте гибели руських первомучеников Феодора Варяги и его сына Иоанна. Церковь была сооружена русскими мастерами при пособничестве византийцев. В 1007 году храм был отделан мозаикой, фресками и оснащен крестами, различной утварью, привезенными из Херсонеса.

Десятинная церковь представляла собой крестово-купольную постройку с шестью куполами, хотя её первоначальный экстерьер так и не удалось воссоздать. Стоит отметить, что святилище освящали дважды: сразу же после окончания строительства и в 1039 году во время правления Ярослава Мудрого. По некоторым данным, во время первого обряда не были соблюдены определенные каноны.

Восстановленный фундамент Десятинной церкви в Киеве / Фото: rublev.com

В 1011 году здесь была захоронена Анна Византийская, жена Владимира Великого, а в 1015 — и сам князь. В 1169 году церковь Успения Пресвятой Богородицы была разграблена войсками Андрея Боголюбского, а в 1203 году на нее напала армия Рюрика Ростиславича. В середине XIII столетия храм был уничтожен до основания.

Раскопки Десятинной церкви впервые были проведены по инициативе митрополита Петра Могилы в 30-х гг. XVII века. В 1842 году на месте уничтоженного храма была возведена церковь в русско-византийском стиле по проекту Василия Стасова. Она простояла вплоть до 1928 года.

В ходе раскопок, проведённых в 1938-39 гг., были обнаружены фрески, фрагменты мозаик и каменные усыпальницы. На данный момент эти экспонаты находятся на содержании заповедника «Софийский собор» в Национальном историческом музее Украины и Государственном Эрмитаже России.

Центральный престол всегда освящали в честь того, кому посвящен храм

Например, если центральный придел освящен в честь святителя Николая, то и храм будет именоваться Свято-Никольским.

Или же, если храм освящен в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, то храм будет именоваться Воскресенским.

Или же, если храм посвящен Казанской иконе Божией Матери, то храм будет именоваться Свято-Казанским. И так, далее.

Количество дополнительных приделов может быть и 2 и 3.

Дополнительный церковный придел, освящаются обычно в честь особо почитаемых святых той местности, в которой и построен храм.

Их количество может варьироваться о одного до нескольких. В древности, делали обычно так: строили небольшой храм, в честь Господа или Божией Матери, освящали его, а уже потом, постепенно пристраивали со всех сторон трапезные части, из которых, и делали дополнительные приделы к храму.

Само собой, что не в каждом храме есть дополнительные приделы, иногда в храме лишь один центральный придел.

Возникает закономерный вопрос: зачем созданы дополнительные приделы, неужели не достаточно одного, главного, центрального? Ответ на данный вопрос прост.

Согласно канонам Церкви, то есть тем правилам, которых придерживаются все православные люди, нельзя совершать больше одной Божественной Литургии на одном престоле.

Нельзя совершать за одни сутки две литургии в одном алтаре.

А так как во многих храмах, из-за большого количества прихожан совершается за день две, и более литургий в день, особенно в особо почитаемые дни памяти святых, или крупных — двунадесятых праздников, то и были созданы приделы, в которых как раз и совершаются литургии.

Православный храм: алтарная часть

Восточное пространство храма занимает алтарная часть. Она возвышена над остальной частью храма («алтарь» с латинского — «высокий»). Символически это место пребывания Бога.

Иконостас отделяет алтарную часть от храма. Это деревянная конструкция имеет специальные углубления, в которые помещены образы святых. Эти иконы располагаются рядами (ярусами) и называются чинами.

Иконостас символически является границей между видимым и невидимым мирами. Также иконостас служит молитвенным образом, по сути, самой большой иконой в храме.

Изначально алтарь не был ничем визуально отделен от верующих. Границей служили колонны и низкие решетки. Только с 5-7 веков на них стали размещать иконы.

Возвышенная площадка перед алтарем называется «солея». Напротив Царских врат полукруглый ее выступ называется амвоном (по-гречески — «возвышение»). С амвона священник произносит проповеди или обращается к молящимся в храме. Также на амвоне читается Евангелие во время Литургии, возглашаются ектении (особые прошения). Стоя на амвоне, священник причащает прихожан, подходящих к нему.

Полезный совет

Облик

иконостаса определяет восприятие храмового убранства

Поэтому особенно важно, чтобы он соответствовалархитектуре храма. В старинных церквях иконостасы, как правило, воссоздают в соответствии с тем, как они выгляделидо разрушения

Впрочем, не всегда. Как известно, в XVIII – XIX веках церковное искусство находилось под серьезным влиянием искусства светского. Поэтому нередко настоятели храмов принимают решение сделать новый иконостас более соответствующим традиции церковного благочестия: с крупными, написанными вканоничной стилистике иконами. В любом случае, если храм является памятником архитектуры, при воссоздании его убранства следует быть очень внимательными, чтобы не вступить в противоречие с действующим законодательством.

Из истории

Первые алтарные преграды, известные нам, появились в IV

веке по Р.Х. Они представляли собой невысокийпарапет , решетку. Нечто подобное было вантичных общественных учреждениях, где места судей и писарей были отделены решеткой от помещения для посетителей. Со временем на этот парапет в храме стали устанавливать иконы. Он делался все выше и декоративнее.

Появление иконостаса, скрывающего происходящее в алтаре от мирян, связывают с именем святителя Василия Великого

. Житие святителя сообщает: «Имел святой Василий Великий и такой благодатный дар. Когда он во время Литургии возносил Святые Дары, то золотой голубь с Божественными Дарами, висевший над святым престолом, движимый силою Божией, сотрясался три раза. Однажды, когда Василий служил и возносил Святые Дары, обычного знамения с голубем, который своим сотрясением указывал сошествие Святого Духа, не было. Когда Василий размышлял о причине сего, то увидел, что один из дьяконов, державших рипиды, смотрел на женщину, стоявшую в церкви. Василий повелел тому диакону отступить от святого жертвенника и назначил ему епитимию <…>. С того времени святой Василий повелел устроить в церкви пред алтарем завесу и перегородку <…> » (Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых, т. 1). Из этой цитаты следует, что по указанию свт. Василия на иконостасе появилась завеса –катапетасма . Мы видим ее и сегодня над Царскими вратами.

С течением столетий формировалась общая для разных стран схема размещения основных образов в иконостасе. Увеличивалось количество рядов. Усложнялся декор. К XVII

веку в России повсеместно распространились пятиярусные тябловые иконостасы.

После Петровских преобразований, когда Церковь в России была фактически подчинена государству, храмовое зодчество в большинстве случаев стало следовать в фарватере модных в то время в светской архитектуре стилей. Появились иконостасы, выполненные в стилистике барокко

, затем –классицизма ,готики ,модерна . Внаши дни создаются иконостасы в самых разных стилях, начиная свизантийского .

Описание частей алтаря и значения каждой из них

Фото: Foma.ru

Каждый алтарь, размещенный внутри православной церкви, состоит из горнего места, Святого престола, запрестольного креста, семисвечника, жертвенника и иконостаса.

Горнее место

Фото: Azbyka.ru

Если говорить о Горнем месте, то стоит отметить, что является оно самой восточной частью алтаря, предназначается для архиерея, который может там сидеть в моменты проведения богослужений. На горном месте символически расположили архиерейский трон, а по бокам расставили лавки для священников.

Святой престол

Фото: Kamensk-eparhiya.ru

Что же касается Святого престола, то он является небольшим столом, расположенным в самом центре алтаря. На престоле располагаются священнические предметы, совершается Евхаристия, стоит дарохранительца, куда священник ставит Святые Дары. Семисвечник в церкви располагается напротив Царских врат, он является символом семи Божьих духов и семи церковных Таинств.

Запрестольный крест

Фото: Iconexpo.shigri.ru

Запрестольный крест является большим, на нем отображено распятие и, его можно переносить, используя во время крестных ходов. Вместе с этим крестом располагается и икона Богородицы, которую также выносят из храма во время крестного хода. Этот крест расположили за престолом, стоит он напротив Царских врат, именно в правом углу престола, в то время, когда выносную икону Богородицы располагают в левом углу.

Жертвенник

Фото: Izografsp.ru

Стол, расположенный у северной стороны алтаря, принято называть жертвенником, поскольку именно на нем готовят вино и хлеб, предназначенные для Евхаристии. Также, на этом столе хранятся все сосуды, предназначенные для Евхаристии.

Иконостас

Фото: Foma.ru

Стена, отделяющая алтарь от остальной части храма, называется иконостасом, и имеет следующие особенности:

  • иконостас состоит из нескольких рядов икон во всю ширину храма;
  • в иконостасе есть три двери – северные и южные врата дьяконские, а также Царские врата;
  • Царские врата в иконостасе являются символом Рая;
  • за иконостасом располагается специальная завеса, разделяющая престол и царские врата;
  • перед иконостасом располагается полукруглое возвышение, называемое амвоном, на котором читается Евангелие и возглашаются проповеди;
  • перед иконостасом есть возвышение во всю ширину церкви, они называется солея.

Новгородско­псковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат

Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).

Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.

Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.

Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Канон и творчество

О традициях проектирования Царских врат и задаче зодчего рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «Царские врата — это врата Рая, Царствия Небесного. Из этого мы и исходим при их создании. Царские врата должны быть размещены строго по центру, по оси храма (за ними должен быть Престол, дальше — горнее место). Царские врата — обычно самая украшенная часть иконостаса. Украшения могут быть самые разные: резьба, золочение; на барочных иконостасах вырезали виноградные лозы, райских животных. Встречаются Царские врата, на которых все иконы помещены в рамки-храмы, увенчивающиеся многочисленными главками, что символизирует Небесный Град Иерусалим». Царские врата, как святыня, могут переходить из одного храма в другой. «Иногда смотришь, а Царские врата не из общего ансамбля. Потом выясняется, что это врата XVI века, их в советское время бабушки спрятали перед закрытием или разрушением храма, а теперь эти врата опять на своем месте, а иконостас новый», — продолжает Андрей Анисимов. Как правило, на Царских вратах изображаются четыре евангелиста и Благовещение. Но внутри этих тем возможны варианты. «Может быть изображено только Благовещение в рост, — поясняет архитектор. — Если врата маленькие, вместо евангелистов могут быть размещены их символы-животные: орел (символ апостола Иоанна Богослова), телец (апостол Лука), лев (апостол Марк), ангел (апостол Матфей). Если в храме кроме основного алтаря еще два придела, тогда на центральных Царских вратах могут изобразить Благовещение и евангелистов, а в боковых приделах — на одних вратах Благовещение, а на других — святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — авторов чинопоследований Божественной литургии». Над вратами чаще всего помещается изображение Тайной Вечери, но может быть Христос, причащающий апостолов («Евхаристия») или Троица. Иконография Царских врат (Благовещение и Евангелисты) показывает нам путь, которым можно войти в Райские врата — путь спасения, который открывается Благой вестью о рождении Спасителя и раскрывается в Евангелии. У зодчего при проектировании Царских врат остается поле для творчества. Царские врата, как и иконостасы, могут быть деревянными, каменными, мраморными, фарфоровыми, железными. «Для промышленника Демидова самым дешевым материалом было железо — он делал иконостасы из железа. В Гжели — иконостасы из фарфора. В Греции, где много камня, алтарная преграда из камня. В греческом иконостасе Царские врата низкие, по грудь, проем между вратами и аркой — большой. При закрытых Царских вратах, но при отдернутой завесе видно Престол, горнее место, то, что происходит в алтаре, хорошо все слышно».

Алтарь

Главной частью храма является алтарь. В этом священном месте приносится Бескровная Жертва и пребывают Тело и Кровь Христовы. На символику устройства алтаря повлияло видение небесного храма Иоанном Богословом (Книга Откровения, глава 4).

Центральное место в алтаре занимает престол (четырехугольный стол). К нему могут прикасаться только священнослужители. Храм без престола — простое здание. Престол покрывается белым полотном (символизирует Плащаницу), а сверху — парчой (царская одежда Иисуса Христа, сидящего на небесном престоле).

На престоле размещаются священные предметы. Это антиминс (по-гречески «вместопрестолье»), являющийся знаком полученного благословения от епископа на совершение богослужений. В антиминс вшиваются частички от мощей святых как память о том, что раньше Литургия совершалась над гробами мучеников. На антиминс ложится губка для собирания частиц Святых Даров (символ губки с уксусом, которую подносили к устам Христа при распятии). Евангелие на престоле символически напоминает о присутствии самого Господа. Крест с распятием — орудие спасения людей.

На престоле ставится дарохранительница в виде металлического сосуда в форме церковки. Здесь хранятся особо заготовленные Святые Дары (запасные) для причащения больных. Также на престоле стоит дароносица, предназначенная для переноса Святых Даров, когда нужно причастить больных вне храма.

Что такое земский собор

Чтобы понять суть этого понятия, необходимо обратиться к смыслу власти. Правитель должен опираться на какую-то силу, чтобы его приказы исполнялись. У тирана есть войско и полиция, у президента — избирательная система, народ и парламент. На Руси XVI века правители предпочитали советоваться с определенными группами населения при принятии важных решений, влияющих на все население. Народ собирали по месту жительства специальными распоряжениями. Московские правители слали гонцов во все концы страны с требованием посовещаться с представителями служилого и торгового класса. То есть, обычных крестьян не слушали. На земский собор приглашались люди состоятельные, имеющие влияние в своем квартале или цехе. Наверное, таким нехитрым образом зарождалась демократия. Земские соборы действовали довольно долго, порядка ста пятидесяти лет.

Чем отличается церковь от мечети: краткое сравнение

Основное различие между мечетью и церковью заключается в следующем: мечеть – это не обычный молитвенный дом. Это именно то место, где проводятся местные праздники, а также ночуют уставшие путешественники.

Также эти строения отличаются следующими показателями:

Архитектура. Мечеть, как правило, обладает квадратными или круглыми абрисами, напоминая внешностью дворец. В мечети обязательно присутствует минарет – это высокая башня, которая с самого начала была маяком и охранным постом. Также вместо обычного креста в мечети устанавливается полумесяц. Плюс мечеть не имеет лишних элементов мебели. Место, где люди молятся, смотрится скромно.


Отличие церкви от мечети

Традиции. В обычной мечети присутствует главное помещение, которое ведет на Мекку, плюс 3 вспомогательные комнаты и 4 айвана. Важный момент – женщины никогда не молятся с мужчинами. Все потому, что женщины имеют право молиться в любом месте, а вот мужчины – лишь в мечети.

Типы приходских храмов:

«Домовый храм»

Может располагаться внутри какого-либо здания, (университета, больницы и т.д.), но особенностью является лишь внешнее расположения храма, внутреннее же убранство и устройство полностью соответствует обычному храму. Обычно количество священников не более 1 чел. Службы совершаются в выходные дни и по праздникам.

«Приходской храм»

Как правило, это храм небольшого и среднего размера, как правило однопрестольный, штат священнослужителей составляют не более 2-3 человек. Службы совершаются в выходные дни и по праздникам.

«Храм соборного типа»

– это храм большого размера, зачастую 3-х престольный. Штат священнослужителей 5 и более чел. Службы ежедневные. В большие праздники и в воскресенье совершаются по 2 литургии (ранняя и поздняя).

«Собор»

– храм большого размера, зачастую 3-х престольный. Собором он называется потому, что в нем находится кафедра правящего Архиерея, он там часто служит. Штат священнослужителей 8 и более человек. Службы ежедневные. В большие праздники и в воскресение совершаются 2 литургии (ранняя и поздняя).

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм – это метафорический образ Ноева ковчега, который был построен для спасения человечества от страшной погибели. Со времен зарождения христианства церкви возводятся для мирян, чтобы те могли спасти свои души от греха. Практически каждый день в храмах проводятся великие Таинства, богослужения или праздничные службы, и любой крещеный человек может принять участие в священнодействии.


Внешнее устройство православного храма

По традиции храмовые здания строятся главными воротами на запад, а алтарем – на восток. Такое расположение символизирует божественный путь от тьмы к свету, по которому Бог ведет каждого верующего в Него. Кроме того, вновь возведенный собор освящается и нарекается по имени какого-нибудь святого или в честь православного празднества (Покровский, Исаакиевский, Владимирский и др.).

Формы храма

В храмовой архитектуре существует четыре вида строений:

  • крестообразное – символизирует Крест, на котором был распят Иисус Христос, спасший Своей жертвой все человечество;
  • прямоугольное – является аллегорией Ноева ковчега, как символа спасения;
  • круглое – знаменует бесконечность православной церкви;
  • восьмиконечное – означает Вифлеемскую Звезду, зажегшуюся на небе в Рождественскую ночь.

Сегодня практически все соборы устроены в форме прямоугольника или креста, однако раньше зодчие активно возводили церкви и по другим геометрическим схемам.

Купол храма

Обязательным архитектурным элементом всех православных церквей является купол, венчающийся крестом. Количество голов при этом всегда нечетное и может достигать тринадцати единиц:

  • одна – означает единство Господа;
  • три – являются знаком Святой Троицы;
  • пять – знаменуют Спасителя и четырех апостолов, написавших Евангелие;
  • семь – по числу главных церковных Таинств;
  • тринадцать – символизируют Иисуса Христа и Его двенадцать учеников.


Разновидности церковных куполов

Церковные колокола

Устройство любого православного собора не обходится без колоколов. Именно они оповещают мирян о самых важных событиях церковной жизни. Звонница, как правило, возводится над главным входом или рядом с храмовым зданием. По характеру колокольного звона можно определить его значение:

  • благовест – медленный, размеренный звон, созывающий на великие праздники или торжественные богослужения;
  • трезвон – удары во все колокола, как символ радости от православного празднества;
  • перезвон – поочередный перебор, означающий погребальную службу.

Крест на храме

Сколько бы ни было на соборе глав, все они увенчаны православными крестами. Последние бывают нескольких видов:

  • четырехугольный – вертикальную балку под прямым углом пересекает горизонтальная;
  • шестиугольный – похож на предыдущий, однако ниже расположена еще одна, наклонная балка с приподнятым левым концом;
  • восьмиконечный – это тот же шестиугольный крест, однако над горизонтальной балкой присутствует небольшая табличка с выгравированными словами: «Иисус Назарей, Царь Иудейский».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector