Десятинная церковь
Содержание:
- Исторические сведения о происхождении
- Значение церкви — от учебы до царского титула
- Примечания
- Первый храм (996—1240)
- Софийский собор. Единственный сохранившийся древнерусский храм с византийскими мозаиками
- Князь Владимир задумал возвести храм на особом месте
- Десятинная церковь в Киеве: Символ объединения или яблоко раздора
- Средневековая церковь
- Венец русской храмовой архитектуры
- Дальнейшая судьба церкви
- Первые деревянные храмы Киевской Руси
- Наша работа опирается на исследования
- Первая реставрация и изучение памятника
- Реконструкции[править | править код]
- Технология строительства
- Итоги
Исторические сведения о происхождении
Главный исторический документ, который называется «Повесть временных лет», кратко говорит о том, что князь Владимир решил возвести храм Пресвятой Богородицы в 989 году. Точно никто не может сказать, когда началось строительство и почему она так названа, но все историки берут за основу 990 или 991 год. В 996 году произошло освящение новой церкви. Некоторые свидетельства указывают, что собор возведён на месте, где язычники казнили первомучеников Иоанна и Фёдора.
Через 40 лет князь Ярослав Мудрый построил Собор Святой Софии или Софийский Собор, из-за чего значение Десятинной церкви значительно снизилось. Информации о её дальнейшей судьбе практически нет. Есть подтверждения фактов нападения:
- Князь Мстислав Андреевич в 1169 году разграбил храм.
- То же самое сделал Рюрик Ростиславович в 1203 году.
Церковь с трудом перенесла землетрясение, перестройку и пожар. Полное разрушение произошло после нападения армии хана Батыя при осаде Киева в 1240 году. Городские жители спрятались в соборе в поисках спасения от вражеских войск. Стены сооружения не выдержали под натиском стенобитных орудий и упали, похоронив всех, кто был внутри.
Кроме своего основного назначения, храм использовался в качестве усыпальницы. На его территории покоились мощи Климента, Анны, Владимира и Ольги, которую перенесли позже.
Значение церкви — от учебы до царского титула
Храмы Древней Руси влияли на определения фамилий, улиц, дорог, городов. Все объекты, которые связывались со святым местом, быстро перенимали на себя наименование храма, церкви.
В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма – центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения.
Храм играл большую роль в православном культе. Убранство помещений, обряды, иконы давали верующему надежду на спасение его души. Кроме того, каждый мог насладиться красотой храма.
Немалый толчок дало Православие становлению искусств. Их развитие происходило внутри храмов. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором всей культуры и поклонения. Именно поэтому некоторые важные события, не имеющие отношения к церковной жизни, проходили под куполом святыни. К ним относятся: помазание царей на престол, соборование, оглашение царского указа
Не стоит забывать и о немаловажном значении храмов в обучении людей грамотности
Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, располагались архивы, мастерские, библиотеки. Чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы.
Примечания
- Леонід Маковець. Географічний покажчик. Київ. Літопис руський за Іпатським списком
- Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн (рус.). Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви. Проверено 7 сентября 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
- ↑ 12В. Болоцких, В. Деев, В. Кузнецов. История России. Том 1. IX—XVIII века. Учебное издание. — Litres, 2017. — 389 с. — ISBN 9785040331154.
- Г. Ю. Ивакин, Д. Д. Ёлшин. Церковь Рождества Богородицы Десятинная митрополита Петра Могилы: история, археология, изобразительные источники (рус.). Спілка археологів України. Проверено 1 июня 2011. Архивировано 10 августа 2011 года.
- Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X-XI вв.). — Directmedia, 2013. — С. 237. — 605 с. — ISBN 9785446000159.
- ↑ 1234Ю. С. Асеев. Архитектура древнего Киева. — Будивельнык, 1982. — С. 26-30. — 168 с.
- ↑ 12Петр Петрович Толочко. Древний Киев. — Наукова думка, 1983. — С. 53-54. — 336 с.
- Повесть временных лет. — Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Т. 2. — Стб. 89-112
- ↑ 123 Россия: иллюстрированная энциклопедия / Никифоров Ю. А.. — ОЛМА Медиа Групп, 2006. — С. 176. — 600 с. — ISBN 9785948498973.
- Десятинна церква – перший кам’яний православний храм Київської Русі (укр.). Моя планета . myplanet.com.ua. Проверено 22 декабря 2021.
- Ивакин Г. Ю., Ёлшин Д. Д. Церковь Рождества Богородицы Десятинная митрополита Петра Могилы: история, археология, изобразительные источники
- Котышев Д. К вопросу об интерпретации «языческого капища» в Киеве // Вестник церковной истории. 1-2(45-46). 2021. С. 117-126
- Андрей Юрьевич // Все монархии мира (рус.). Проверено 29 мая 2011. Архивировано 10 августа 2011 года.
- Десятинная церковь (рус.). Проверено 29 мая 2011. Архивировано 10 августа 2011 года.
- Макарий (епископ Винницкий). История русской церкви. — Типография Императорской академии наук, 1857. — Т. 1. — С. 46. — 328 с.
- Архипова Е. И. Резной камень в архитектуре древнего Киева (конец X — первая половина XIII вв.) / П. П. Толочко, О. Шолуденко. — Киев: ИД «Стилос», 2005. — С. 24. — 286 с. — ISBN 966-8518-25-X.
- ↑ 12Борис Дмитриевич Греков, Институт археологии (Академия наук СССР), Михаил Илларионович Артамонов, Институт истории (Академия наук СССР). История культуры древней Руси: Домонгольский период. Общественный строй и духовная культура. — Изд-во Академии наук СССР, 1951. — 582 с.
- Десятинная церковь (рус.). www.nedaleko.ua. Проверено 22 декабря 2021.
- Михаил Константинович Каргер. Древний Киев: очерки по истории материальной культуры древнерусского города. — Издательство Академии наук СССР, 1958. — 708 с.
- Капличка на території Десятинної церкви стоїть незаконно?, Українська правда — Київ (31.05.2011). Проверено 22 декабря 2021.
- Korrespondent.net . На месте Десятинной церкви построят храм УПЦ МП (рус.) (14 января 2011). Проверено 22 декабря 2021.
- Целовальник: На фундаменте Десятинной церкви ночью работали археологи (рус.). ZN.ua (26 мая 2011). Проверено 1 июня 2011. Архивировано 10 августа 2011 года.
- Заява Всеукраїнського громадського об’єднання «Спілка археологів України» щодо відбудови Десятинної церкви (укр.). Спілка археологів України (30.05.2011). Проверено 1 июня 2011. Архивировано 10 августа 2011 года.
- ЮНЕСКО выступает против восстановления Десятинной церкви, LB.ua . Проверено 22 декабря 2021.
- В ЮНЕСКО не поддержали «восстановление» Десятинной церкви, pressplus.ru (24.07.2011).
- Г. Ю. Івакін., В.К. Козюба, О. В. Комар, О. В. Манігда. Дослідження території, прилеглої до Десятинної церкви. Археологічні дослідження в Україні 2011. — Київ, 2012.
Первый храм (996—1240)
История
Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года (иногда описывается как копия работы А. ван Вестерфельда, что ставится под сомнение историками) Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году, о чём в летописи сообщалось:
В иных летописных списках годом заложения церкви называют также 990 и 991 годы. Строилась русскими и греческими зодчими 6 лет в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема — каменного северо-восточного дворцового здания, раскопанная часть которого находится на расстоянии 60 метров от фундаментов Десятинной церкви. Неподалёку археологами найдены остатки здания, считающегося домом церковного причта, построенным одновременно с церковью (так называемый терем Ольги). Церковь освящалась дважды: по завершении строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром.
Фундамент церкви во время раскопок в 2008 году
Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». Перед западным входом Ефимовым были обнаружены остатки двух пилонов, предположительно служивших постаментами для бронзовых коней, привезенных из Херсонеса. Первым настоятелем церкви был один из «корсунских попов» Владимира — Анастас Корсунянин, которому, согласно летописи, в 996 году князь Владимир поручил сбор церковной десятины.
Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В ней хранились мощи священномученика Климента, папы Римского, утопленного в Корсуни. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где похоронили христианскую супругу Владимира — византийскую царевну Анну, умершую в 1011 году, а затем и самого Владимира, умершего в 1015 году. Также сюда перенесли из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского. Во время нашествия монголов княжеские мощи были спрятаны. По преданию, Пётр Могила их отыскал, но в XVIII веке останки вновь исчезли.
В первой трети XII века церковь перенесла неупомянутый в летописи значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти меры, вероятнее всего, представляли собой восстановление храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.
В 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под тяжестью забравшихся на своды местных жителей, пытавшихся спастись от монголов, однако Ю. С. Асеевым высказывалось предположение, что здание рухнуло после применения осаждающими стенобитных орудий.
Второе освящение
Причины повторного освящения, проведённого митрополитом Феопемптом в 1039 году, доподлинно неизвестны. В XIX веке высказывались предположения, что после пожара в Киеве в 1017 году церковь претерпела значительную перестройку. Некоторые современные историки оспаривают их, считая это недостаточной причиной. М. Ф. Мурьянов полагал, что основанием второго освящения мог послужить еретический или языческий акт, но более достоверной причиной в настоящее время считают установление празднования ежегодного обновления храма, характерного для византийской традиции и включавшего обряд освящения (эта версия была предложена А. Е. Мусиным). Существует и иное мнение, что повторное освящение могло быть вызвано несоблюдением византийских канонов во время первого освящения.
Софийский собор. Единственный сохранившийся древнерусский храм с византийскими мозаиками
Отделка мозаикой — техника довольно сложная и дорогая. Но киевские князья пытались равняться с византийскими императорами, и потому ряд столичных храмов, как и византийских, был украшен мозаикой. Увы, до наших дней дошел только один такой храм — собор св. Софии. Конечно, мозаикой отделывались также и другие церкви города: уже упомянутая Десятинная церковь, Успенский собор Киево-Печерской Лавры и Михайловский Златоверхий собор. Но от этих убранств почти ничего не осталось. Только некоторые мозаики Михайловского Златоверхого собора были сохранены, и ныне их можно увидеть на хорах Софийского собора и в Третьяковской галерее в Москве. А вот в Софийском соборе все мозаики находятся на своем месте. Об этом смотрите наш специальный материал.
Князь Владимир задумал возвести храм на особом месте
Летописец Нестор писал о том, что князь Владимир
Нестор Киевский
древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков
В древних преданиях сказано, что возведение будущего каменного храма князем Владимиром было задумано на особом месте. Когда-то там жили и приняли мученическую смерть от язычников христиане Иоанн и его сын Федор.
Еще, будучи язычником, князь Владимир пожелал принести Перуну человеческую жертву. Чтобы выбрать человека для этой жертвы, бросили жребий, и он указал на Федора.
Но когда обратились к Иоанну с требованием, чтобы тот отдал своего сына, Иоанн не только не отдал Федора, но и произнес проповедь об истинном Боге, где резко обличил язычников. Тогда разъяренная толпа бросилась на него и разрушила дом Иоанна, под обломками которого погибли отец и сын.
Позже в храме были захоронены кости братьев Владимира — Ярополка и Олега, павших в сражение за княжеский трон. Кроме того, их кости были крещены. В Десятинной церкви была похоронена и первая христианская правительница Руси, святая равноапостольная княгиня — Ольга.
Ольга, княгиня Киевская. Была похоронена в Десятинной церкви
В наши дни у нас нет возможности достоверно знать, какой вид имела первая каменная церковь на Руси, возведенная древнегреческими мастерами, но достоверно известен тот факт, что строительства такого храма, как «Десятинна церква в Киеве» в те времена не было на всей территории Древнерусского государства.
Она величаво выделялась своими размерами и имела важное религиозное значение. Храм впечатлял высотой в 35 метров, и внутреннее его помещение было 32х42 метра
Спустя только 40 лет превзойти по значимости и великолепию Десятинную церковь смогла разве что София Киевская, построенная Ярославом Мудрым.
Вид десятинной церкви. Реконструированное изображение
Город Владимир с княжескими дворцами и Десятинной церковью
12 (25) мая 996 года первый каменный храм был освящен в честь Пресвятой Богородицы и получил название — «храм Успения Пресвятой Богородицы». Этот день считается «днем ангела» церкви.
Церковь состояла из трех престолов. Первый престол предназначался самой Богородице, второй — Святителю Николаю, третий — св. Клименту. Так же собор Святой Богородицы хранил икону Святителя Николая, привезенную из Корсуня князем Владимиром.
Самой значимой святыней храма стала чудотворная икона Богородицы. Этот чудотворный образ был доставлен из Корсуни вместе с приданым супругой князя Владимира — Анной.
Существует несколько версий, что происходило с иконой Богородицы в дальнейшем, но она покинула древний Киев и в 1382 оказалась в Польше под названием «Чудотворный образ Ченстоховской Божьей Матери».
Икона «Ченстоховская Божья Матерь». Самая значимая икона Десятинного храма
В Соборе Святой Богородицы наряду с другими святынями, хранились святые мощи св. мч. Климента и ученика его Фивы.
По истечении времени церковь Богородицы стала местом семейного захоронения древнерусских князей. В ней нашли свое место упокоения: князь Владимир и его жена Анна.
В 1044 великим князем Ярославом Мудрым были перенесены тела братьев князя Владимира — Олега и Ярополка Святославовичей. Там были захоронены киевские князья Изяслав Ярославич, Ростислав Мстиславич и первый митрополит Киева Михаил.
Десятинная церковь в Киеве: Символ объединения или яблоко раздора
В 996 году, 12 мая в Киеве был освящён первый на Руси каменный храм — Десятинная церковь. Она была воздвигнута в 989-996 годах Владимиром Святославичем, Крестителем Руси на месте кончины русских святых первомучеников Феодора Варяга и его сына Иоанна на Старокиевской горе, и имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. На её содержание шла десятая часть княжеских доходов, отчего обиходным названием церкви стало «Десятинная». Раскопки, эпизодически производимые начиная с XVII века (по инициативе митрополита Петра Могилы в 1630-х годах, и вплоть до исследований 2005-2010 гг., сделанных специалистами Института археологии НАН Украины), показали, что построена она была по классической архитектурной модели византийского искусства после иконоборческой эпохи, над строительством и убранством трудились мастера из Константинополя при участии в строительстве южных славян — болгар. Храм был богато украшен мозаиками и элементами резного мраморного декора. При входе стояли статуи бронзовых коней, привезенных из Херсонеса. Первым настоятелем церкви был один из «корсунских попов» Владимира — Анастас Корсунянин. Здесь находилась княжеская усыпальница, где похоронили христианскую супругу Владимира — византийскую царевну Анну, умершую в 1011 году, а затем и самого Владимира, умершего в 1015 году; сюда же перенесли из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно крещённых братьев Владимира – Ярополка и Олега Древлянского.
Десятинную церковь, последний оплот киевлян, разрушили в 1240 году орды хана Батыя. В память об утраченной святыне по инициативе митрополита Петра Могилы в первой трети XVII века над юго-западным углом древнего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Предположительно, руины Десятинной церкви в XVII веке. Рисунок, приписываемый Абрахаму ван Вестерфельду (1620/21 – 1692)
Новый мощный храм на том же месте, с именем Десятинной церкви был построен в половине XVIII века, и освящён 15 июля 1842 года в честь Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Киевским Филаретом, архиепископом Житомирским Никанором и епископом Смоленским Иосифом.
Отстроенная в 1842 году Десятинная церковь. Справа от неё на снимке виднеются купола Андреевской церкви.
При советской власти, в 1928 году, вторая Десятинная церковь была снесена, а в 1936 году её остатки окончательно разобрали на кирпичи. В новейшее время вновь был поднят вопрос о восстановлении древней святыни. В 2006 году на территории около Десятинной церкви был установлен храм-скиния, через год на месте временного храма-скинии был установлен деревянный храм, который 25 июля того же 2007 года освятил Предстоятель УПЦ МП Блаженнейший Митрополит Владимир. На заседании Священного Синода УПЦ МП 9 июля 2009 года было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря и назначении его наместником архимандрита Гедеона (Харона). Главным управлением градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды Киева было объявлено, что на руинах Десятинной церкви построят платформу, на которой будет новая церковь, принадлежащая Украинской православной церкви Московского патриархата. Но позже эти слова были взяты обратно, и отказ от строительства мотивирован подписанными Украиной конвенциями. Международная комиссия ЮНЕСКО выступила против планов строительства храма на фундаменте Десятинной церкви. Таким образом, судьба Десятинной церкви становится делом будущего: лучшего, хочется надеяться, будущего, в котором не иностранцы, не полуграмотные депутаты и не уличные радикалы будут решать судьбу наших церковных святынь.
Фундамент Десятинной церкви на Старокиевской горе. Современное состояние.
Заглавное фото: Десятинная церковь в Киеве. Реконструкция
Средневековая церковь
По приказу Владимира в этой церкви перезахоронены останки его бабушки княгини Ольги , первой христианской правительницы Руси . Владимир и его жена, , сестра византийского императора Василия II , также были похоронены в Десятинной церкви.
Церковь серьезно пострадала во время пожара 1017 года, была восстановлена Ярославом и освящена заново в 1039 году. В 1044 году Ярослав превратит церковь в мавзолей киевских князей, а останки Ярополка и Олега будут крещены и погребены.
В 1171 и 1203, церковь была уволена и в 1240 году она была использована киевлянами в качестве последнего прибежища в то время как город был быть разорен ордами от Батыя , когда он , наконец , разрушились от огня. Чернигов «s СПАСИТЕЛЯ (1036) представляет собой сохранившуюся структуру должен воспроизводить размеры и внешний вид оригинальной Десятинной церкви.
Десятинная церковь 17 века перестроена стараниями митрополита Петра.
Венец русской храмовой архитектуры
А сам Иван Грозный отметился строительством знаменитого храма Василия Блаженного. Зодчим его был пскович Барма Постник, религиозный человек с глубоким ощущением славянских корней. Царь потребовал от него создать что-то невиданное, необычайное – и русскому архитектору это удалось. Несмотря на полную асимметрию своих девяти куполов, храм выглядит очень гармонично, а цветовое разнообразие и орнаменты создают праздничное настроение.
По легенде, царю Ивану Васильевичу храм настолько понравился, что он приказал… ослепить архитектора, чтобы он нигде не мог больше сотворить подобного чуда.https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/kto-post…-rusi-5b7907cb5d4ed100a9277ec8
Дальнейшая судьба церкви
Некоторое время церковь так и оставалась в руинах. Позже на ее месте воздвигли небольшую поминальную церковь. По некоторым данным, строительство проходило под эгидой митрополита Петра Могилы в 1630 году. Ближе к 1842 году была проведена реконструкция здания. Его переименовали в храм Успения Богородицы.
При советской власти храм подлежал обязательному снесению. В 1928 году здание, как и многие другие культурные и архитектурные памятники, было разрушено. А уже в 1936 году его фундамент в буквальном смысле разобрали по кирпичикам. Как видите, по ряду причин самое старое каменное здание не сохранилось до нашего времени.
Первые деревянные храмы Киевской Руси
hostingkartinok
Первые христианские храмы наши предки строили из дерева. В это время на Руси мастера-зодчие практически все строили из дерева. Славянские ремесленники умели очень профессионально, для того времени, обращаться с этим материалом. Для наших предков дерево являлось главным строительным материалом. Так что не удивительно, что большая часть церквей были из дерева. Сразу же после принятия христианства на Руси, князь Владимир приказал построить Васильевскую церковь. Эта церковь – первый православный храм на Руси .
Васильевская, потому что при крещении князь принял новое имя – Василий. Изначально церковь воздвигли из дерева, на холме, где до этого стоял Перунский истукан, один из основных славянских языческих богов. Позже, на месте старой деревянной церкви, воздвигли каменный храм. Что примечательно, из дерева храмы строили только русские мастера-зодчие. Греки и иностранные зодчие не строили из дерева. В основном в качестве строительного материала брали те породы древесины, которые были характерны для данной местности. В письменах того времени говорится, что с помощью строительных материалов, храмы из дерева возводились очень быстро и практически не имея под рукой сложных проектов. В своем большинстве деревянные храмы были однокупольные.
Наша работа опирается на исследования
В 2005 году государство приняло новое решение о судьбе Десятинной церкви. Вышел указ о музеефикации фундаментов и о принятии решения насчет воссоздания храма по окончании раскопок. Музеефикация – это придание памятнику истории и культуры такого состояния, когда он готов к экспонированию, к посещению туристами и паломниками. И многое на сегодняшний день уже сделано.
В 2005-2014 годах был выполнен большой объем научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ. В 2011 году прошел всеукраинский конкурс на музеефикацию и ревалоризацию Десятинной церкви. Милостью Божией наш проект стал победителем этого конкурса.
Комплексные археологические раскопки, проведенные в 2005-2011 годах дали неоценимые свидетельства об этом памятнике, позволили составить его целостную характеристику. Например, раньше считалось, что сначала строилось шестистолпное ядро, а потом Десятинная церковь обстраивалась галереями.
Однако выяснилось, что храм сразу строился с галереями, это изначальный замысел. Ведь на тот момент это был великокняжеский кафедральный собор. И сам собор входил в ещё более сложный комплекс, полное название которого сейчас звучит как памятник археологии национального значения «Детинец древнего Киева VIII-X веков с фундаментом Десятинной церкви X века».
Теперь мы знаем, где в пятне Десятинного храма археологический слой есть, а где его нет. По результатам археологических исследований Институт археологии НАН Украины определил возможные места установки опор для музеефикации Десятинной церкви. Ведь у нас же не Каир и не Иерусалим, мы не можем демонстрировать аутентичные археологические остатки под открытым небом. Поэтому обязательно должно быть создано помещение, где будет поддерживаться соответствующий температурно-влажностный режим, обеспечиваться должная вентиляция. Это позволит сохранить памятник.
Кроме того, существует множество археологических находок, сделанных на месте Десятинного храма, которые сейчас разрозненно хранятся по разным музеям, частично в Софии Киевской, в Национальном музее истории Украины. Даже в Эрмитаже есть материальные фрагменты, которые принадлежали Десятинной церкви. И, конечно же, логично, чтобы это все экспонировалось в одном месте и давало полное представление об этом памятнике.
Были проведены и научно-технологические, топогеодезические, инженерно-геологические исследования, сделано комплексное инженерное обследование состояния остатков фундаментов Десятинной церкви и прилегающей к памятнику застройки.
Специалисты провели историко-архивные и библиографические исследования, систематизировали письменные свидетельства о Десятинной церкви, и ее окружении, а также об истории исследований, которые здесь велись в разное время.
В декабре 2011 года была произведена временная консервация фундаментов Десятинной церкви, которая делает возможными дальнейшие работы по комплексной музеефикации.
Наша идея состоит в том, чтобы сохранить весь археологический материал: как остатки Десятинной церкви князя Владимира, так прочие археологические слои, в том числе остатки храма Стасова XIX века. Это позволит живо продемонстрировать всю историю храма.
Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман
Первая реставрация и изучение памятника
Возросший во второй половине 19 века интерес к отечественной старине способствовал началу исследовательских и реставрационных работ.
В 1903—1904 годах была проведена первая научная реставрация Спаса на Нередице под руководством архитектора П. П. Покрышкина. При этом был почти полностью восстановлен первоначальный внешний облик храма.
Спас на Нередице. Акварель Н. Мартынова. 1862 г.
Оригинальный облик нередицкой церкви был искажен, как это часто происходило в течение веков: надстроены стены, расширены окна, сделана четырехскатная кровля и глава луковичной формы вместо шлемовидной, положен новый пол из плит. Переделки верхних частей здания были вызваны, возможно, пожаром 1543 г. Но, несмотря на изменения, сохранность Нередицкого храма по сравнению с другими каменными постройками Новгорода 12-13 вв. была очень хорошей.
Спас на Нередице в 1911 г. (Фотография с сайта novgorodmuseum.ru)
В ходе реставрационных работ было укреплено основание храма и обновлены обветшавшие части стен и барабана, разобрана позднейшая пристройка с западной стороны, восстановлены древние проёмы, открыты 24 древних окна, отреставрирована крыша, а четырехскатная кровля была заменена на первоначальное позакомарное покрытие.
Рядом с церковью тогда стояла небольшая шатровая трехъярусная колокольня постройки 18 века. (Остатки колокольни сейчас скрыты деревянным коробом.)
После реставрации Николай Рерих, как будто предчувствуя что-то, писал, обращаясь к художникам: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни».
Прекрасное представление о первоначальной системе Спасо–Нередицкой росписи позволяют составить акварели художника Л. М. Браиловского, исполненные в 1904-1908 гг.
В 1910 году была организована специальная экспедиция Санкт–Петербургского университета и Русского Археологического общества, посвященная изучению и фотографированию фресок.
После 1918 года начинается систематическое копирование фресковых росписей Спаса на Нередице
Большое внимание уделялось поддержанию сохранности росписей
В 1920-х гг. при Российском институте истории искусств была организована копировальная мастерская древнерусской живописи, и в 1925 году сотрудниками и слушателями института были исполнены лучшие копии с нередицких фресок. Их отличительная особенность – точное следование оригиналу в передаче пропорций, цветовых сочетаний, фактуры и манеры живописи древнерусских мастеров.
Реконструкции[править | править код]
Церковь, построенная митрополитом Петром Могилою
Второй храм (1630-е—1828)править | править код
По инициативе митрополита Петра Могилы в 1630-х годах над юго-западным углом древнего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память об утраченной святыне, в которой была выставлена одна из древнейших икон с образом св. Николая, по преданию, привезённая Владимиром из Корсуня.
Третий храм (1842—1928)править | править код
Десятинная церковь в XIX веке
В 1824 году митрополит Евгений (Болховитинов) поручил расчистить фундамент Десятинной церкви. Киевским археологом-любителем К. А. Лохвицким, а затем петербургским архитектором Н. Е. Ефимовым был впервые открыт план фундаментов, найдены остатки мраморов, мозаик, фресок. 2 августа 1828 года освятили начало строительства новой церкви, которое доверили другому петербургскому архитектору Василию Стасову. Храм был построен в русско-византийском стиле и не повторял первоначальной архитектуры древней Десятинной церкви. В ходе строительства была полностью разобрана церковь митрополита Петра Могилы XVII в., а также около половины сохранившихся к тому моменту фундаментов храма X века. Строительство храма обошлось в 100 тысяч золотых рублей. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 года новую Десятинную церковь Успения Богородицы освятили митрополит Киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф.
В 1908—1911 гг. фундаменты оригинальной Десятинной церкви (там где они не были повреждены стасовским зданием), были раскопаны и исследованы. Остатки фундамента были изучены лишь в 1938—1939 годах после окончательного сноса новой церкви.
При советской власти, в 1928 году, вторая Десятинная церковь, как и множество других памятников культуры и искусства, была снесена, а в 1936 году её остатки окончательно разобрали на кирпичи.
26 ноября 1996 года Национальный банк Украины ввёл в оборот две юбилейные монеты «Десятинная церковь» (из серебра и из медно-никелевого сплава), посвящённые тысячелетию возведения Десятинной церкви в Киеве.
Планы строительства нового храмаправить | править код
Серебряная монета, посвящённая тысячелетию возведения Десятинной церкви в Киеве
В 2006 году на музейной территории около Десятинной церкви был установлен храм-скиния, в законности которого высказывались сомнения. В 2007 году на месте временного храма-скинии был установлен деревянный храм, который 25 июля того же года освятил предстоятель УПЦ МП митрополит Владимир (Сабодан). 9 июля 2009 на заседании Священного Синода УПЦ МП было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря и назначении его наместником архимандрита Гедеона (Харона). В январе 2010 года начальник Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды Киева Сергей Целовальник сообщил, что на руинах Десятинной церкви построят платформу, на которой будет новая церковь, принадлежащая Украинской православной церкви Московского патриархата. Позже, однако, им было заявлено об отказе от строительства новых объектов на фундаментах в связи с подписанными Украиной конвенциями. При этом конкурсная комиссия по определению дальнейшей судьбы остатков фундамента Десятинной церкви огласила победителями конкурса два проекта, один из которых предусматривает восстановление храма, а другой — сохранение фундаментов как археологического памятника с постройкой часовни неподалёку. Инициатива УПЦ МП не нашла полной поддержки общества и подвергалась критике в связи с тем, что информации о внешнем виде храма не сохранилось и аутентичная реконструкция невозможна.
24 июня 2011 года Международная комиссия ЮНЕСКО, а также ИКОМОС выступили против планов строительства храма на фундаменте Десятинной церкви.
С 2011 года фундамент Десятинной церкви открыт для просмотра всеми желающими.
Технология строительства
Принято считать, что храм раньше имел впечатляющие размеры. При этом он выступал в роли композиционного центра всего города.
Сооружение возведено по византийской технологии. Главный её принцип заключается в перекрытии свободного пространства здания сводами.
Определённые нюансы, например, применяемые материалы, кирпичная кладка фундамента наталкивают на мысль, что для строительства привлекались самые умелые византийские мастера. Также на некоторых кирпичах нанесены кириллические буквы, что может свидетельствовать об участии в возведении южных славян. Историки считают болгар наиболее вероятными кандидатами.
Итоги
С приходом христианства в Киевской Руси повсеместно стали строить храмы. За основу брали византийские храмы, но на Руси они возводились с учетом славянской культуры, добавлялось много от нашей бытности. Некоторые из храмов Руси были, возможно, и масштабнее византийских. Помимо каменных, возводились в неисчислимых количествах деревянные храмы. Которые являли собой верх совершенства в деревянном зодчестве. Дерево всегда было, пожалуй, самым главным материалом для строительства в Киевской Руси. И в этом мы можем убедиться на примере деревянных храмов. Потому что во все времена, и сейчас тоже, русский народ испытывал интерес к деревянному зодчеству.
Читайте какие столицы были в Древней Руси