Рпац

Поведение в присутствии архиерея

Церковный этикет – это то, что должен знать каждый православный христи

Попадая на торжество, фуршет или званый обед, нужно помнить о том, как себя вести и соблюдать следующие правила:

Придя на прием, нужно подойти для личного благословения духовными лицами. Человек, не вхожий в церковь, может приветствовать священнослужителя обычным пожатием руки.
Трапеза начинается с общей молитвы. Лица другого вероисповедания должны во время молитвы сохранять тишину.
Разрешается произносить тосты в честь кого-либо из присутствующих, завершать свое послание нужно словами: «Многая лета!».
Опоздание без причин на мероприятие считается оскорблением, поэтому лучше распланировать все свое время заранее. Первыми на прием приходят люди, принадлежащие низшей иерархической степени, они же уходят последними.
Задерживаться и употреблять чрезмерное количество спиртного на трапезе неприлично

Вставать из-за стола раньше положенного тоже не рекомендуется.
На протяжении всего мероприятия следует уделять внимание рядом сидящему человеку, особенно если это женщина, однако знакомиться за столом не принято.
Не рекомендуется разговаривать с набитым ртом, накладывать в тарелку большое количество еды.
Не допускается на трапезе вольное поведение, громкие разговоры, смех и неприличные беседы.
Не одобряется появление женщины в короткой юбке, декольтированной блузке или в штанах, при этом платок повязывать не обязательно.
Посещая мероприятие с участием священных лиц, лучше соблюдать умеренность во всем.

Роль епископа в различных конфессиях христианства

Как Православная, так и Католическая церковь объявляют о том, что законно и действительно восхождение священника в высший чин исключительно через апостольское преемство. Другими словами, архиерей получает полную власть совершать таинства только с благословения церковного служителя, приобретшего такое право в роду от апостолов.

  • Архиерей имеет силу совершать любое из таинств. Только ему разрешено проводить процессию рукоположения (хиротонии) для младшего и среднего звена церковных монахов.
  • Имя архиерея превозносится во всех монастырях за богослужением. Храмы, находящиеся на территории епархии епископа, обязаны подчиняться его воле.
  • Любой священник должен дождаться одобрения своего архиерея, чтобы приступить к выполнению церковного таинства. По византийской традиции разрешение представляется в виде платка с изображением одного из мучеников.
  • Обет безбрачия для возводимого в архиереи стал обязательным с VII века. Если он имел жену, приходилось разлучаться по общему согласию.

Архиерей в православной традиции

В 988 году князь Владимир принимает христианство от греков. Первым митрополитом становится Михаил. История Руси пестрит случаями разногласий между священнослужителями и князьями.

  • В середине XII века произошёл инцидент, когда Юрий Долгорукий изгнал архиерея Климента, поставленного на это место не по праву преемственности.
  • Во время киевского раскола церкви новгородская епархия отделяется от столицы по инициативе патриарха Константинополя. Новгородцы стали избирать епископов из местных священников на собственном вече.
  • В середине XIII века от церковного запада Руси отделяется московская епархия. Киев остаётся под прямым надзором Константинополя.
  • Для возведения в сан православного архиерея, кандидату должно быть не менее 35 лет. Такое положение было обнародовано в византийском сборнике правил «Номоканон».
  • В период с 1700 по 1917 год распоряжения по рукоположению епископа и перемещению его в другие епархии были под надзором Священного синода. В настоящее время московская церковь берёт курс на расширение числа архиереев для улучшения управления. Уровень жизни священнослужителей постепенно поднимается в связи с нагрузкой, а множество ограничений искореняется. Некоторые московские архиереи имеют свой личный транспорт и богатый особняк.

Епископ в католицизме

Здесь у верховного священнослужителя есть власть совершать миропомазание — процесс дарования духовных сил. К тому же католический архиерей имеет возможности и права совершать любое таинство. Папа Римский обладает несравненным авторитетом и тем, кто является царём Святого Престола. Его считают прямым преемником апостола Петра.

В 1964 году создаётся коллегия епископов по управлению Церкви. Папа Римский провозглашается президентом, без которого не может существовать сам институт священнослужения.

Архиерей в протестантизме

В отличие от православия и католицизма, здесь епископы признаются временными главами административных церковных общин и не имеют особых привилегий. Протестанты отрицают различие между архиереем, пресвитером и дьяконом, так как разница не обнаруживается в Священных Писаниях. Они утверждают, что со временем духовная сила преемственности от Иисуса Христа снижается.

После Реформации таинство приняло форму служения, а не жертвоприношения духа. В протестантизме архиерейство, играющее важнейшую роль управления, не определяют в отдельную касту. Отличие епископа от простого пастора заключается только в возможности первого посещать приходы подчинённой ему епархии. Богослужения протестантов проводятся без пышного убранства, статуй и образов святых. Архиерей скромно следит за поведением прихожан и в нужное время проводит причастия.

Это интересно: Армянская апостольская церковь: рассмотрим вопрос

Как обращаться к священнику?

К обыкновенному монаху подходят со словами: «честной брат» или «отец». С церковными людьми ведите себя скромно и серьёзно. При знакомстве любой православный священник должен назвать свой сан. К архидьякону обращаются: «отец» (имя), к иерею: «Ваше Преподобие». Слово «батюшка» обладает приватным характером и практически не используется в официальном письме или встрече. Монахиню московской церкви разрешено называть «сестрою», а термин «матушка» подойдёт только к настоятельнице.

Ваше письмо к православному священнику должно иметь в составе:

  1. Обратный адрес и сам адресат. Вы должны знать полный сан лица, к которому обращаетесь. Если необходимо уточнить фамилию, помещайте её в круглые скобки.
  2. Собственно заявление в письме. Текст московскому или любому другому священнослужителю пишут в произвольной форме, в зависимости от случая. Обращение к архиерею должно основываться на уважении и серьёзности.
  3. Обязательный комплимент, который покажет ваше расположение к архиерею. Помните, что вы просите помощи у человека духовного сана.
  4. Каждый, кто отсылает обращение в православную (московскую, новгородскую, новосибирскую) церковь, оставляет личную подпись и дату.

Оценка и значение

Протоиерей Александр Шмеман в середине XX века писал:

Епископ Андрей (князь Ухтомский) писал, говоря о общем состоянии церковности в русском обществе в конце синодальной эпохи: «Церковного общества у нас почти не существует. Иначе говоря, нет Церкви как общества, а имеется только толпа христиан и то лишь числящихся христианами, а на самом деле о Церкви не имеющих понятия. <…> Самая церковная молитва обратилась теперь только в служение молебнов и „панихидок“, а сколько-нибудь литургийно-общественного настроения совсем нигде нисколько не заметно. Таковы отрицательные заслуги русского цезаропапизма в истории и жизни русской церкви. Цезаропапизм боролся вообще с общественностью, поэтому сам цезарь погиб в неравной борьбе и погубил церковную общественность и изуродовал всю нашу социальную жизнь.»

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Иоанн 1:5)

Этот сайт был временно восстановлен (мирянином) в надежде, что те, кто будет его читать (духовенство и миряне РПАЦ), будут действовать так, как просит их совесть. Сайт был на распродаже и закрыт…

Уважаемые священнослужители и миряне, просмотрите, пожалуйста, этот видео до конца (сделанный в 2012 году):

28 февраля 2012 г. – Обращение архиепископа Григория митрополиту Суздальскому Феодору и Синод Русской Православной Автономной Церкви (РПАЦ)

Мы, Синод Истинной Православной Церкви Америки, приветствуем вас в это время Великого Поста.

Мне было очень грустно узнать о кончине Владыки Митрополита. Да помилует Бог его душу.

По случаю сорокового дня кончины митрополита Валентина я считаю, что сейчас подходящее время попросить вас и ваш Синод рассмотреть вопрос об исправлении многих и различных неканонических действий, которые митрополит Валентин предпринял против меня и Церкви в Америке. .

Для Церкви в России очень важно исправить эти нарушения святых Канонов, потому что это законы Бога, которым мы, как иерархи, дали обет подчиняться. В свете всего, что произошло с РПАЦ после того, как митрополит Валентин совершил эти преступления, вам следует задуматься над темным прошлым вашей истории и желанием исправить его

Несомненно, мы, епископы, обязаны исправлять любое беззаконие в Церкви, которое в наших силах исправить, если мы надеемся обрести милость перед Судом Христовым.

Ниже приводится список нарушений, которые необходимо исправить:

  1. Вы должны признать, что митрополит Валентин не имел канонической, непосредственной и личной юрисдикции над всеми епископами и их епархиями. Это папское нововведение, и он не имел права вмешиваться в мою епархию в нарушение святых канонов; 8-го 3-го Вселенского Собора, 9-го Антиохийского, 64-го и 67-го Карфагена.
  2. Вы должны признать, что Митрополит Валентин не имел права ссылаться на Консисториум Русской Книги (Книгу Консистории), выступать в качестве Папы, потому что это противоречит канонам Церкви и был осужден Русской Церковью при Святом Патриархе Тихон.
  3. Вы должны осудить действия митрополита Валентина, который неканонически украл отца Андрея из моей епархии и монастыря и рукоположил его во епископа. Это свергнутый священник, который по сей день продолжает вызывать скандалы не только в вашей церкви, но и в своем личном характере. Его рукоположение в епископа должно быть признано вами и РПАЦ недействительным, поскольку он всего лишь простой монах, поскольку он был справедливо и канонически низложен.
  4. Вы должны осудить действия митрополита Валентина в распространении смехотворных и клеветнических обвинений против меня, которые митрополит знал как ложные, исключительно с целью дискредитации моего характера, обвинения в том, что я давал ему взятку 40 000 долларов в одно время, а в другое время. раз с 30 000 долларов, обвиняя меня в подделке документов и в попытке быть епископом Китая!
  5. Вы должны признать, что вы незаконно приняли 180 гаитян и их «священников» в Церковь, но они никогда не принимали святое крещение, и тем самым внесли неприемлемую традицию в Православную Церковь, противоречащую Канонам.
  6. Вы должны признать, что митрополит Валентин пытался уничтожить мое епископство, отстранив и «уволив» меня полностью без канонической причины.
  7. Вы должны признать, что сохранение отца Владимира Шискова в качестве администратора Северной Америки было ошибкой, поскольку свидетельством отца Диониси МакГоуэна и отца Фотиоса Розборо было явно доказано, что он крипто-киприанит, причащающийся экуменистам.

Пришло время и возможность исправить все вышеперечисленные ошибки митрополита Валентина, в которых вы, возможно, участвовали по незнанию. Это возможность исправить положение и вернуть РПАЦ на верный курс верности святым канонам. Если бы это было возможно, наши церкви могли бы снова войти в общение.

Прошу вас, пожалуйста, примите во внимание то, что я говорю. С любовью во Христе Спасителе нашем,

С любовью во Христе Спасителе нашем,

+ Архиепископ Григорий

Более:

Современное положение

В настоящий момент юрисдикция ГПЦ распространяется на всю территорию Грузии, а также на часть своей паствы в областях Турции, Армении и Азербайджана недалеко от государственных границ. Ее символом является крест со слегка опущенными боковыми перекладинами – «крест святой Нино». Богослужение ведется на грузинском языке.

Вот уже более 40 лет предстоятелем Грузинской церкви является католикос-патриарх Илия II. Членами церкви являются в большинстве своем грузины, а также представители других народов: русские, абхазы, греки, армяне-халкидониты. По поводу последних напомним, что Армянская апостольская церковь в том числе по политическим причинам отделилась от Вселенской православной церкви в 451 году, когда из-за военных действий ее легаты не смогли приехать на Четвертый (Халкидонский) Вселенский собор, осудивший монофизитскую ересь.

Монофизитство признает только одну, Божественную, природу Иисуса Христа, а не две, Божественную и человеческую, как учит православная церковь. Армяне не приняли учение, выработанное на Халкидонском соборе, поэтому их церковь называется дохалкидонской или монофизитской и этим отделяется от православных церквей, в том числе русской и грузинской. Интересно, что поначалу и Грузинская церковь придерживалась той же позиции, что и армянская, так как видела в решениях четвертого Собора возврат к осужденной ранее ереси несторианства. Однако в 607 году признала решения Халкидона и порвала с армянами.

В отличие от Конституции РФ, в грузинской Конституции закреплено доминирующее положение ГПЦ, поэтому православие играет важную роль во внутренней жизни страны. Например, государство приурочивает помилование осужденных к большим церковным праздникам. Также замечательной традицией является ежегодное крещение младенцев лично Илией II.

Кто такой архиерей в православной традиции

Это синонимичное понятие, употребляемое так же часто и в том же значении, как «иерарх», «архипастырь». Он является сановником православной церкви. Духовное лицо такого ранга совершает все таинства и руководит жизнью церковного сообщества.

В соответствии с христианским вероучением архипастырь через таинство рукоположения получает апостольскую благодать, принятую от Иисуса Христа. В русской православной традиции иерархических ступеней такой высоты достигают представители монашествующего духовенства, поскольку для них является обязательным соблюдение обета безбрачия.

Происхождение слова

Слово «архиерей» происходит от древнегреческого «верховный жрец, первосвященник» («архи» — начало, начальственный; «иерей» — священник).

Значение понятия

Архипастырское служение сродни схимническому постригу и предполагает полное отречение от собственной воли. Все иерархи (за исключением викариев) управляют епархиями. В древности они были разделены на епископов, архиепископов и митрополитов соответственно административным полномочиям. В современной церкви эти звания сохраняются в качестве почетных. Из их числа избирается патриарх, который руководит Поместной церковью до конца жизни.

Церковь в соответствии с христианским вероучением должна пребывать до скончания веков. Поэтому власть, дарованная Иисусом Апостолам, не должна была окончиться с их смертью, она осталась частью церкви навечно. Апостолы передали свои полномочия лицам, получившим наименование епископов (блюстителей). К ним перешли высший надзор и управление в христианских общинах. В столицах их называют митрополитами (от греч. «митрополия» — столица).

Все архипастыри между собой равны, но самые старейшие из них носят титул архиепископов и пользуются особым уважением окружающих.

Официально принятое обращение:

  • к епископам — «Ваше преосвященство»;
  • к архиепископу или митрополиту — «Ваше высокопреосвященство»;
  • к патриарху — «Ваше Святейшество», неофициально можно обращаться «Владыко».

Названия церкви

В данный период не существовало единообразного (официально или юридически зафиксированного) наименования православной церковной организации на территории России, и в разных источниках встречаются такие варианты, как то: Российская православная греко-кафолическая церковь, Православная кафолическая греко-российская церковь, Российская Церковь, Русская Церковь, Российская Православная Церковь, Российская Православная кафолическая Церковь, Греко-Российская Церковь, Православная Греко-российская Церковь, Российская Восточно-православная Церковь, а в XVIII веке также и Российская Церковь греческого закона. Во внутренних правительственных документах совокупность органов церковного управления, находящихся в ведении российского Святейшего Правительствующего Синода, именовалась ведомством православного исповедания. В документах Всероссийского церковного собора (1917—1918) церковь в России, как правило, именуется «Православная Российская Церковь».

Христианство в Армении и Грузии

Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.

Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан. Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии. Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.

Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.

Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.

Также отличия заключается в следующем:

  1. В совершении евхаристии.
  2. Производимое на католический манер исполнение креста.
  3. Отличия некоторых праздников по датам.
  4. Использование при богослужении, как у католиков, органа.
  5. Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».

В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.

Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980—1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.

Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.

Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.

Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных. Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.

В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:

  1. Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
  2. Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
  3. Епархия Восточной Европы.
  4. Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
  5. Епархия в Южной Америке.
  6. Австралийская.

ГПЦ именуется — Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь. В международной транскрипции — Georgian Apostolic Autocephalous Orthodox Church.

Официальная периодическая печать

С 1859 года начала создаваться местная (епархиальная) периодическая (повременная) печать; первым таким изданием были «Херсонскія Епархіальныя Вѣдомости», с идеей которых выступил ранее Херсонский архиепископ Иннокентий (Борисов) († 26 мая 1857). Создание центрального официального органа сдерживалось рядом обстоятельств и соображений, в числе которых были опасения возможного вовлечения такого издания в журналистскую полемику, что стало характерной чертой журналистики периода «гласности» в царствование Александра II. С 1859 года «начальственные распоряжения по ведомству православного исповедания» — документы от имени Святейшего Синода — размещались в еженедельном журнале «Духовная Бесѣда», издававшемся при Санкт-Петербургской семинарии и в 1862 году перешедшем в частные руки протоиерея Иоанна Яхонтова.

27 ноября 1874 года Синод принял решение о печатании своих материалов в официальной части журнала «Христіанское Чтеніе» (издавался ежемесячно Санкт-Петербургской Академией с 1821 года); издание получило отдельный статус под названием «Церковный Вѣстникъ, издаваемый при Санкт-Петербургской духовной академіи: Офиціальный органъ Святѣйшаго Всероссійскаго Синода и состоящихъ при ономъ центральныхъ учрежденій» (еженедельный журнал), первый номер которого вышел в январе 1875 года. Журнал сохранял официальный статус до 1888 года; с 1916 года с подзаголовком: «<…> издаваемый Миссіонерскимъ Совѣтомъ при Святѣйшемъ Сѵнодѣ».

С 1888 до 1918 года центральным официальным органом было еженедельное издание «Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ» с прибавлениями.

С января 1890 года выходил «Вѣстникъ военнаго духовенства» на одинаковых с епархиальными «Ведомостями» основаниях; в 1911 году был переименован в «Вѣстникъ военнаго и морского духовенства» и издавался до июня 1917 года.

Апостол Андрей в Грузии

По преданию, Грузия (Иверия) — апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения Господа нашего Исуса Христа апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился святой апостол Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы.

Одна из грузинских летописей повествует о посольстве в Иверию св. ап. Андрея. По вознесении Господа на небо Апостолы с Марией, Матерью Исуса, вошли в Сионскую горницу, где и ожидали пришествия обещанного Утешителя. Здесь Апостолы бросили жребий, чтобы определить, куда и кому следовало идти для проповеди. Пресвятая Дева Мария сказала им:

Был брошен жребий. Пресвятой Деве досталась в удел Иверская земля (Грузия). Владычица с великой радостью приняла жребий и собралась было в путь, но явился Ей сам Господь Исус со словами:

После этого божественного явления Пресвятая Дева Мария призвала к себе св. апостола Андрея и передала ему слова Господа. Апостол ответил:

Св. Андрей обошел с христианской проповедью многие города и селения Грузии. В г. Ацкури, который находится недалеко от современного города Ахалцихе, своими молитвами святой  апостол воскресил недавно умершего сына одной вдовы. Увидев чудо сие, жители города с верою приняли Cвятое Крещение. Ап. Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием своим оставил здесь икону Пресвятой Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа).

Кроме св. ап. Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Также древнейшие источники сообщают о проповеди в Восточной Грузии св. апп. Варфоломея и Фаддея (священник Н. Покровский, цит. соч., с. 27).

«По древним преданиям, — читаем в «Истории Русской Церкви» митрополита Макария, — Закавказье посетили с проповедью пять святых апостолов: четыре из числа двенадцати (св. Андрей, св. Матфий, св. Варфоломей и св. Симон Кананит — прим. ред.) и один от семидесяти — святой Фаддей. Св. Андрей, обходя берег Черного моря, проповедовал в странах прибрежных, лежащих на пути его, в Колхиде и в Абхазии. В последней он оставался долго, особенно в знаменитом городе Севастополисе (ныне г. Сухуми, столица Абхазии — прим. ред.). Отсюда через Кавказские горы, где пришлось похоронить ему своего святого спутника Симона Кананита, святой благовестник направился к зихам, жившим у Азовского моря. В Иверии Св. Андрей благовествовал только в ее западной части, что подтверждают местные летописи, тогда как Великую Армению и Албанию он не посещал. Святой Матфий проповедовал также в Колхиде. Об этом мы узнаем из многочисленных свидетельств Дорофея, епископа Тирского (507-522), и Никиты Пафлагонянина (ок. 873), которые говорят, что Матфий, причисленный к дванадесяти апостолам вместо Иуды, благовествовал, скончался и погребен в первой Эфиопии (под Эфиопиею древние разумели и Колхиду). Из свидетельств Софрония (ок. 390) и Экумения (X в.) узнаем также, что святой Матфий проповедал и погребен в той именно Эфиопии, где находились реки Апсар и Гисс, а обе эти реки находятся в Колхиде (митрополит Макарий. История Русской церкви. Том 1. Отдел 1. Глава 4).

Факт проповеди св. апостолов в Грузии подтверждают как местные, грузинские хроники, так и греческие и латинские церковные авторы — Ориген (2-3 вв.), Дорофей, епископ Тирский (4 в.), Епифан, епископ Кипрский (4 в.), Никита Пафлагонский (9 в.), Экумен (10 в.) и др. О приходе св. апостолов в Иверию говорят и археологические факты. Они ясно свидетельствуют, что в I-III вв. в Грузии существовали христианские церкви и даже общины

Также немаловажно отметить, что в  творениях Иринея Лионского (2 в.) среди христианских народов часто упоминаются Иберы, т.е. грузины

Примечания

  1. , 1870.
  2. , 1902, с. 505.
  3. , 1902, с. 496.
  4. , 1902, с. 507.
  5. Михайлова Н. В. Некоторые аспекты проблемы правового регулирования взаимодействия государства и Русской православной церкви по сохранению памятников православной религиозной культуры // Вест. Моск. ун-та МВД России. — 2012. — № 7. — С. 17.
  6. Михайлова Н. В. Некоторые аспекты проблемы правового регулирования взаимодействия государства и Русской православной церкви по сохранению памятников православной религиозной культуры // Вест. Моск. ун-та МВД России. — 2012. — № 7. — С. 18.
  7. Цит. по: Епископ Уфимский Андрей. Цезаропапизм наизнанку. // «Церковно-общественная мысль: Прогрессивный орган военного и морского духовенства» под редакцией Протопресвитера военного и морского духовенства Г. И. Шавельского. — Киев, 1917. — № 5 (25 сентября). — с. 3.
  8. Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пгр., 1917.

Взаимоотношения между Русской и Грузинской Церковью

Обе Церкви прошли различные этапы взаимоотношений, среди которых был как разрыв отношений, так и сближение Церквей. На протяжении многих столетий созидалось уважение и взаимопонимание между двумя православными Церквями. Дружба русских и грузинских народов началась еще в эпоху противостояния обеих стран Золотой Орде.

Более сильная и могущественная Россия часто шла на помощь единоверной Иверии. Так, грузинский царь Александр I прибегал к помощи и просил о покровительстве великого князя  Ивана III (1462—1505). Царь называл великого князя “надеждой христиан, подпорой бедных и ревностным обетником святого Николая”. Сын Александра I ярко описывал плачевное состояние христианской Грузии и с надеждой обращался к православной России.

Развитию отношений вплоть до XIX века содействовали русские и грузинские монастыри на Афоне. С этими святыми обителями обе Церкви имели прочные связи и через них часто общались между собой.

Укреплению дружеских отношений также служили святыни, которые страны привозили в разное время из Грузии в Россию и наоборот. Например, копия Иверской чудотворной иконы Богородицы была привезена в Россию в XVII веке. Икона со временем стала предметом глубокого почитания в православной России.

Более 200 лет Грузия входила в состав Российской Империи, что также сказалось на отношениях между Церквями, о чем сказано выше.

После конфликта между двумя странами в августе 2008 года, казалось бы, отношения должны охладеть. Но на встрече патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II в 2013 году было озвучено обоюдное мнение, что братские связи между грузинами и русскими всегда были и остаются. При этом между Церквями сохраняется духовное и каноническое единство. Архиереи высказали надежду, что политические отношения между странами наладятся.

Статистика

К 1882 году православных церквей в России считалось 40 596, сверх того часовен и молитвенных домов 14 167. Всего приходского духовенства в священнослужительских должностях состояло до 45 000, в том числе свыше 37 000 протоиереев и священников и 7 000 диаконов, кроме того, число псаломщиков и причетников простиралось до 40 000 (Катков, М.Н.)

В 1914 году, по официальным данным обер-прокурора Святейшего синода, общее число представителей белого духовенства и церковнослужителей (протоиереев, священников, дьяконов и псаломщиков) составило 112 629 человек. В России также действовали 1 025 монастырей и общин: 550 мужских (с 11 845 монахами и 9 485 послушниками) и 475 женских (с 17 283 монахинями и 56 016 послушницами). Доходы церкви измерялись десятками миллионов рублей. Например, в 1913 году доход православных монастырей и архиерейских домов составил 89,5 млн руб., а расходы — 23 млн руб.

В 1917 году численность лиц православного исповедания в Империи составляла около 117 миллионов (более двух третей всего населения); имелось 67 епархий; действовало около 80.800 храмов и часовен, 1025 монастырей (с 94.629 монашествующими), 35.000 начальных церковных школ, 185 епархиальных училищ, 57 семинарий, 4 духовные академии, 34.497 библиотек; численность священнослужителей превышала 66.000 человек. На кафедрах внутри Империи находилось 150 архиереев (в том числе, 8 архиереев Грузинского экзархата). За границей (в США, Японии, Китае и Урмии) служило 7 архиереев и 20 пребывало на покое. Итого, общее число архиереев составляло 177 человек.

В каком году страна приняла новую веру?

Впервые христианство проникло на территорию Грузии так давно, что даже конкретной даты не сохранилось. В той части страны, что именовалась некогда Колхидой, многие столетия проживало христианское население, но в официальных источниках зафиксирована цифра 523 – как год, когда страна приняла новую веру.

Древние легенды гласят, что первыми проповедниками христианства в Грузии были апостол Андрей и Симон Канаит.В истории каждого народа и государства существуют эпохи судьбоносных перемен, каким для Грузии стал 4 век н.э., времена правления царя Мириана, когда Иберия приняла на своей земле гонимую римлянами христианку Нину. Хотя в то время в Грузии уже имелись христианские общины, массового распространения религия не получила, особенно в среде знати.

Святая Нино обладала способностью исцелять больных именем Христа и поэтому снискала благорасположение царской четы. Мириан и его супруга Нана приняли христианскую веру, и после этого христианство стало распространяться по всей стране.

Крещение Грузии

Получив благословение патриарха и матери, Нина отправилась в дорогу. По пути в Иверию святая Нина чудом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись её спутницы — царевна Рипсимия, её наставница Гаиания и 35 девушек, бежавших в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284–305).

Добралась Нина до Иверии в 319 году. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Очень скоро Нина стала известной в окрестностях, оказывая помощь многим страждущим. Узнав о силе её молитв, люди стали приходить к ней. Многие из них уверовали в Бога и приняли крещение.

От тяжкого недуга святая Нина исцелила грузинскую царицу Нану, которая также приняла крещение и стала ревностной христианкой. Царь Мириан, несмотря на чудесное исцеление супруги, внимая язычникам, возненавидел святую Нину и даже хотел предать её смерти. Но однажды на охоте его застала гроза, и он ослеп от молнии. Царь дал обещание принять христианство, если его зрение возвратится. Святая Нина исцелила сторонника язычества, и Мириан вместе со своей свитой принял крещение.

Летописи повествуют, что святой Нине, по её молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).

По прошествии нескольких лет, в 324 году, христианство окончательно утвердилось в Иверии. Через несколько лет Нина отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию.

Сказания и мечты о стране Иверии

В 12 лет Нину поручили на воспитание старице Нианфоре, которая часто рассказывала ей об Иверии (нынешней Грузии), тогда ещё языческой стране. Услышав её рассказы, Нина захотела посетить Иверию.

Однажды Пречистая Дева явилась к Нине во сне и вручила крест, сплетённый из виноградной лозы, со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

В другой раз Нине явился Спаситель и дал ей свиток, в котором было на­пи­сано: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector