Печёрский вознесенский монастырь в нижнем новгороде

Содержание:

Архитектура, внешний вид

Печерский Вознесенский монастырский ансамбль в дошедшем до наших дней современном виде был возведен в камне в середине XVII века.

Это делали такие мастера:

  • царским подмастерьем Антипом Константиновым Возоулиным;
  • Федором Опариным;
  • старцем Изосимой;
  • костромскими и балахнинскими каменщиками.

Кроме Вознесенского храма ими были построены шатровые церкви в честь:

  • Святого Евфимия Суздальского;
  • Успения Божьей матери;
  • Преподобного Макария в келейном корпусе.

Монастырский комплекс живописно смотрится с разных сторон: как с реки, так и с горы. Центром архитектурной композиции стал главный 5-главый собор, освященный в честь Вознесения Господня. Стиль постройки очень напоминает Успенский кремлевский храм в Москве, но отличается трапезной палатой и обширным крыльцом с шатровой колокольней с северной стороны.

Просторная алтарная часть состоит из 3 апсид. Собор возвышается на известковой белокаменной подклети, обнесен галереей из большемерных кирпичей. Шатровая колокольня пристроена к собору на архаичном основании, имеет двоичные арочные окна итальянского стиля. Само строение имеет ощутимый наклон, напоминая о Пизанской башне. На колокольне установлены часы с мелодичным музыкальным боем.


Печерский Вознесенский монастырь, Нижний Новгород — архитектура и внешний вид.

Над главными Святыми вратами монастыря построена в то же время шатровая каменная церковь, посвященная Евфимию Суздальскому. Она считается уникальным, единственным в стране строением данного типа, дошедшего до наших дней. По стилю напоминает Архангельский кремлевский собор в Нижнем Новгороде. Изысканное пропорциональное здание выполнено в виде восьмерика с шатровым завершением.

Теплая Успенская церковь построена тем же нижегородским архитектором, но несколько в другом стиле. Ее отапливаемые помещения имеют перекрытые сомкнутые своды, а наружная шатровая часть выполняет чисто декоративную функцию. По трем сторонам четверика оформлены закомары, поделенные лопатками на 3 прясла. Окна декорированы тесанными кирпичными наличниками.

Следующий ярус возведен в виде низкого восьмерика, завершенного шатровым куполом. Крытые галереи соединяли храм с Вознесенским собором и казначейским корпусом. Покровская церковь построена гораздо позднее над вторыми воротами монастыря, но сгорела в начале XIX столетия, была заново отстроена через 50 лет.

Она объединена с восточным келейным 2-этажным корпусом общей двускатной крышей, увенчанной небольшой главкой с крестом. В середине XVIII столетия заново отстроили в камне монастырскую ограду с декоративными башнями. К концу следующего столетия возвели заново главные Святые врата.

Современное состояние

Печерская обитель была возобновлена в 1994 году. С 1999 года наместником монастыря является архимандрит Тихон (Затёкин).

Настоятелем Печерского монастыря является правящий архиерей Нижегородской епархии. Им с 2003 года является митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Братия монастыря к 2004 году насчитывала 14 человек. На территории монастыря располагается музей истории Нижегородской епархии.

В начале декабря 2007 года установлен каркас иконостаса в Успенской церкви и велась сборка его деталей, а в трапезной части храма выполнялись шпаклёвочные работы. 31 декабря 2008 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил Успенскую церковь.

В 2009 году к празднику Успения отреставрирована икона XVIII века «Успение Божией Матери». При реставрации на пожертвования прихожан был сделан новый оклад.

Несколько раз монастырь посещал Патриарх Кирилл. Во время первого посещения 10 сентября 2009 года Патриарх передал в дар обители Казанскую икону Божией Матери с памятной надписью.

15 марта 2010 года по благословению архиепископа Георгия в Успенской церкви впервые за 80 лет был совершён постриг.

31 декабря 2010 года архиепископ Георгий совершил чин освящения надвратного храма в честь преподобного Евфимия Суздальского. Реставрация храма продолжалась около двух лет. За это время иконописцами из Владимира церковь была расписана в стиле древнего владимиро-суздальского письма. Образцом для росписи стал Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, где покоились мощи преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца.

В мае 2013 года установлен памятник Государю Императору Александру II Освободителю в честь 400-летия Дома Романовых и в память пребывания Государя вместе со своей супругой Государыней Императрицей Марией Александровной в Нижегородском Печерском Вознесенском монастыре в 1858 году

31 декабря 2014 года Великим чином был освящен нижний храм Успенской церкви. Храм был освящён в честь Собора Радонежских святых.

Интересные факты и легенды

Есть неподтвержденные сведения, что основанием монастырь обязан Святому Благоверному Великому князю Георгию Всеволодовичу в начале XIII столетия. Святой Дионисий, будучи возведенным в сан Патриарха, по возвращению из Константинополя был взят в плен литовским князем, где после годового заточения он скончался.

В обители некоторое время подвизался будущий патриарх и реформатор русской церкви Никон. Печерская обитель была запечатлена в своем историческом виде на картине великого русского художника-пейзажиста А.К. Саврасова. На территории монастыря имеется старинный некрополь с захоронениями насельников обители и архимандритов.

Кроме того здесь нашли последний приют знатные горожане, князья и бояре разного времени: Трубецкие, Приклонские, Шаховские, губернатор Руновский и многие другие. В советские годы кладбище подверглось серьезному разорению, в настоящее время могилы и надгробия по мере сил восстанавливаются.

На территории обители оформлена аллея в честь 400-летия дома Романовых с бюстами большинства представителей царской династии, выполненных скульптором Аполлоновым А.А. Планируется также создание памятной аллеи в честь Рюриковичей и Патриархов русской православной церкви.

Режим работы и расписание богослужений

Печерский Вознесенский монастырь открыт для посетителей ежедневно с 7-30 до 19-30 ч. Богослужения в храмах обители совершаются ежедневно, начинаются они с полуночницы в 7 ч.

Режим работы:

  1. В будние дни Божественная Литургия начинается с 8 ч., в воскресенье с 9 ч.
  2. Начало вечернего богослужения в 17 ч.
  3. По средам и пятницам каждую неделю служится молебен о болящих. Начало в 12 ч.
  4. В пятницу в 19 ч. после вечернего богослужения можно соборно помолиться покаянным каноном перед ракой мощей Вифлеемских младенцев.
  5. Каждый четверг в 12 ч. проходят молебны о покровительстве и благополучии в начинаниях преподобному Макарию.
  6. Каждую субботу после Божественной литургии проходит панихида.

Вход на территорию и в храмы монастыря бесплатный.

Желающие посетить постоянную или тематическую музейную экспозицию должны оплатить вход:

Взрослый билет 100 руб.
Школьникам и студентам 100 руб.
Дети дошкольного возраста бесплатно
Льготный для пенсионеров 50 руб.
Экскурсионное обслуживание 500 руб.

Дополнительно оплачивается фотосессия в размере 100 руб. Также может быть совершена групповая или индивидуальная экскурсия по территории обители. Музей работает без выходных с 9 до 17 ч., с 12 до 12-30 ч. перерыв. В монастырской трапезной можно подкрепиться вкусной выпечкой с ароматным чаем.

Благовещенский мужской монастырь

Статья: Благовещенский монастырь – ровесник Нижнего Новгорода

Церковь Алексия, митрополита Московского Благовещенского монастыря

История создания обители тесно переплетена с основанием города. Они появились практически одновременно – в 1221 году. Поэтому Благовещенский монастырь по праву считается старейшей христианской обителью Нижнего Новгорода. Инициаторами возведения монастыря-крепости стало и духовенство, в частности глава Владимирской епархии – епископ Симон, и князь Юрий Всеволодович, на чьи плечи лег непростой труд обустройства нового русского поселения в устье реки Оки.

Христианизация окрестных земель происходила непросто. Мордовский князь Пургас никак не хотел мириться с потерей принадлежавших ему обширных территорий и обращением местных жителей в православную веру. В 1229 году в ответ на вторжение русских войск он совершил набег на город и дотла сжег новый монастырь.

Вид на Благовещенский монастырь с Канавинского моста

В XIV веке обитель получила покровительство Московского митрополита и быстро стала превращаться в крупное феодальное хозяйство. Ей помогали не только из московской казны. На монастырские нужды жертвовали нижегородские торговые люди, ремесленники и простые горожане. Одни привозили для монахов еду. Другие снабжали обитель нужными строительными материалами и ремонтировали ветхие строения.

Новую жизнь в Благовещенский монастырь вдохнуло строительство Нижегородской (Макарьевской) ярмарки. Обитель располагалась прямо напротив входа в ярмарку и привлекала много паломников и жертвователей.

Вид Благовещенского монастыря

В наши дни на территории возрожденного мужского монастыря можно увидеть Благовещенский собор и Успенскую церковь, построенные в XVII веке, а также Алексеевский храм, в котором в годы советской власти размещался планетарий. Здесь также находятся восстановленная совсем недавно маленькая церковь Сергия Радонежского и источник Гремячий ключ, к которому ходят очень многие нижегородцы.

Расположен монастырь неподалеку от Канавинского моста, в доме 8 по Мельничному переулку.

Святыни

До разорения монастыря в Советские годы обитель имела намного больше святынь, чем в настоящее время. Одной из самых важных была чудотворная икона Божией Матери «Корсунская». После закрытия монастыря икона бесследно исчезла. Возможно, ее перепродали или просто пустили на хозяйственные нужды.

До революции сотни людей стекались сюда за исцелением к этой чудотворной святыне. Монахи берегли и чтили эту икону. Сейчас же в монастыре имеется только современный список с нее.

Другие современные святыни монастыря:

  • ковчег с частицами мощей разных святых;
  • икона св. митрополита Алексия с частицей мощей;
  • чудотворный образ Смоленской Божией Матери;
  • икона пр. Сергия Радонежского с частицей мощей.

Чудотворная икона Божией Матери «Корсунская»

Древний список с этой иконы хранился в монастыре вплоть до Октябрьского переворота. На нем была надпись, сделанная на двух языках (греческом и славянском): «Образ написан в лето 6501 Симеоном монахом».

Надо отметить, что год указан от сотворения мира, это значит, что икона была написана в 903 году от Рождества Христова. Тип изображения ее — Елеуса, что значит «умиление». Богомладенец изображен прижавшимся щекой к щеке Своей Пречистой Матери. Подлинник иконы написан по преданию святым евангелистом Лукой.

Список с иконы хранился в монастыре очень трепетно почти с самого открытия обители. Образ пережил три пожара и смог уцелеть. От иконы были засвидетельствованы многие случаи чудесного исцеления больных, даже самых тяжелых.

После открытия монастыря был написан современный список с этой иконы и поставлен в иконостас Благовещенского собора. Образ очень умилительный и красивый.

Ковчег с мощами

Эта святыня содержит в себе также частицы Животворящего Креста Господня и покрова Пресвятой Богородицы.

В ковчеге хранятся святые мощи:

  • апостола Андрея Первозванного;
  • Иоанна Крестителя;
  • праведного Лазаря;
  • апостола Иакова, брата Господня;
  • Марии Магдалины;
  • апостола Фортуната.

Ковчег находится в Благовещенском соборе.

Икона святого Алексия

Хранится эта святыня в Алексеевском храме. На иконе изображен восстановитель обители — святой митрополит Алексий. Также образ содержит частичку его мощей. Время написания его — примерно начало 16-го века. Икона считается чудотворной.

Икона преподобного Сергия

Этот образ находится в храме святого Сергия Радонежского. Он был освящен в 2011 году. В икону встроена частица мощей преподобного. Многие паломники, прикладываясь к этому образу, получают исцеление и исполнение просимого. Написана икона в стиле древнего строгого письма. Святой изображен во весь рост с перстами, сложенными для благословения.

Икона Смоленской Божией Матери

В монастыре с давних пор находится чудотворный образ Смоленской Божией Матери. Эта древняя икона написана в стиле Одигитрии, что означает «Путеводительница». В правой руке Богомладенец держит свиток со словами из Писания. День празднования этого чудотворного образа — 10 августа. Многие получают от этой иконы исцеления от болезней.

Внутренне убранство

До настоящего времени уцелели уникальные фрагменты росписи XVII столетия, сохранившиеся на сводах центрального барабана Вознесенского собора. Все росписи храма обновлены, иконы украшены богатыми окладами. Резной 4-ярусный иконостас отделяет алтарную часть от просторной трапезной. В трапезной Успенской церкви устроено 2 алтаря, ризница с монастырской библиотекой.

Печи храма декорированы искусными изразцами. Интерьер храма с крестовыми сводами и распалубками над окнами и дверями очень просторный. В подклети находилась кухня и хлебопекарня, которые сообщаются лестницами с западными комнатами на 2-м этаже. Позднее в нижнем ярусе была устроена церковь-усыпальница для погребения братии и поминовения усопших.

Храмы

  • Вознесенский собор
  • Евфимиевская надвратная церковь, расписанная по образцу Спасо-Евфимиевского Суздальского монастыря
  • Успенская церковь при трапезной палате
  • Церковь в честь святых апостолов Петра и Павла
  • Храм во имя преподобного Сергия Радонежского
  • Домовая церковь в архиерейском корпусе.

Среди достопримечательностей обители — колокольня Вознесенского собора, имеющая наклон и на которой установлены часы с мелодичным боем. Вы также увидите монастырское кладбище с древними надгробиями.

В монастыре работает Музей истории Нижегородской епархии, где можно осмотреть экспозиции и прослушать рассказ экскурсовода об обители. Музей работает ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме понедельника.

В настоящее время Печерский монастырь является памятником архитектуры Федерального значения.

Архитектурный ансамбль

Огороженная каменным забором площадь включает 10 основных построек и сады с небольшим лесом. Тут постоянно проживают и ведут хозяйство монахи. Для этих нужд задействованы Архиерейские палаты 1632 года, Игуменский корпус 1765 года и Братский корпус XVIII века. Между ними стоит домовой храм во имя Сергия Радонежского. Входная группа открывается Святыми вратами с иконой и куполами. По периметру стоят округлые башни. Чтобы отдохнуть и перекусить после прогулки открыта чайная.

Известный русский пейзажист А. К. Саврасов написал Печерский монастырь в Нижнем Новгороде на своей картине 1871 года.

Вознесенский собор и колокольня

Собор — центр архитектурной композиции, напоминающий Успенский в Московском кремле. Сам он выполнен из известняка, а колокольня, трапезная и галерея из крупных кусков камня. Имеет четыре купола на каждой стороне с большим центральным. Внутри спроектирован трехапсидный алтарь, около которого сохранились фрески XVII века. Колокольня больше похожа на башню итальянского города с наклоном к земле, как в Пизе. На ней висят механические часы с мелодическим боем.

Церковь Успения Божией Матери

Строительство здания проходило с 1647 по 1649 года. Представляет собой переходный тип архитектуры от шатровой к купольной: сомкнутый свод с шатром, выполняющим декоративную роль. Внутри находится трапезная и основной зал.

Музей истории Нижегородской епархии

Учреждение расположилось в монашеской обители рядом с центром. На нижнем этаже в двух залах демонстрируются вещи с археологических раскопок первого объекта, который стоял дальше от города: богослужебные сосуды, утварь, остатки нарядов, награды и архивы XVI–XIX веков. В ещё одной комнате устроено фотоателье, где фотографируются в старинном интерьере. На втором этаже экспонаты посвящены началу XX века и современной истории: фотографии, документы и личные вещи служителей.

Некрополь

Кладбище у стен организовали в 1623 году. Первым захоронен митрополит Солунский Паисий. В XVII–XVIII веках здесь нашли покой многие местные бояре и купцы: Трубецкой, Черкасский и другие. В советские времена всё разгромили, но в 2000 году смогли собрать останки всех памятников, установив их рядом.

Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла

Религиозные объект возведён в северной части в 1738 году. До этого был деревянным и назывался Макарьевским. В 1858 году получил современный вид и название. Сооружался из белого известняка.

Евфимиевская церковь

Посвящена прп. Евфимию Суздальскому, создана в 1645 году. Считается единственной в России сохранившейся шатрового вида в основании с восьмериком. К основному зданию примыкает корпус, а с другой каменная ограда.

До монастыря ходит любой общественный транспорт, расписание богослужений лучше уточнить

Монастырь готов принять паломников, желающих посмотреть на святыни и прикоснуться к многовековой истории православия.

Адрес Печерского Вознесенского мужского монастыря: 603093, г. Нижний Новгород, Приволжская слобода, дом 108.

Остановка «Сенная»

Добраться можно:

  • автобусом: №2, №52, №74, №62, №28, №45, №4;
  • маршрутным такси: №16, №62, №28, №182, №45, №2, №102, №145, №123, №140, №40;
  • троллейбусом: №1.

Также в монастырь регулярно ездят экскурсии от различных приходов и епархий.

На сегодня актуальна такая информация:

  • службы в будни проводят ежедневно с 8:00 и с 17:00;
  • в четверг читают акафист Макарию Желтоводскому с 12:00;
  • по воскресениям литургию проводят с 9:00.

Достопримечательности монастыря

Ныне существующий комплекс Вознесенского монастыря построен в 1640-1650-х годах нижегородским зодчим Антипой Константиновым (Возоулиным), который также построил шатровый Архангельский собор в Нижегородском кремле.

Пятиглавый Вознесенский собор с галереей был возведен в 1631-1632 годах. В 1640-е годы рядом были возведены две шатровые церкви — надвратная Евфимия Суздальского (1645) и Успенская с трапезной (1648). В 1630-х годах  была возведена шатровая колокольня, местная «Пизанская башня».

Также были возведены настоятельские покои и братский корпус с храмом преподобного Макария. В 1765 году появились монастырская ограда и надвратный храм Покрова Богородицы.

Создание новой Печерской обители

Обустройство обители на новом месте опять началось с деревянных строений, со сборов пожертвований, и с обращений о помощи к царю Федору Иоанновичу. Наконец, дело сдвинулось, мастера-строители были присланы из Москвы, пришла помощь в виде сорока каменщиков и из Ипатьевского монастыря Костромы.

Новый монастырский архитектурный ансамбль, в том виде, в котором он существует сегодня, сформировался к середине 17 века при непосредственном участии нижегородского архитектора А.Возоулина. Этот известный зодчий – автор Собора Архангела Михаила в Нижегородском Кремле, участник возведения московского Теремного дворца и один из реставраторов московского Успенского храма. 

Постепенно территория Печерского монастыря украсилась пятиглавым Вознесенским храмом с открытой галереей, шатровой Колокольней, Успенской церковью, надвратной церковью Пр.Евфимия Суздальского и келейными корпусами, заканчивающимися Храмом Пр.Макария. Имелись покои настоятеля и служебные помещения, больницы и богадельни.

Вознесенский собор в 19 веке

Строения обители на фоне живописной природы стали архитектурным украшением нижегородской окрестности, и их вид на века запечатлен на известной картине художника А.Саврасова, которая, кстати, находится в Художественном нижегородском музее. Каменная ограда с надвратным Покровским храмом с восточной стороны монастыря появилась значительно позже, только во второй половине 18 века.

Печерский монастырь на картине П.Саврасова

Монастырское существование было настолько столь успешным, что обитель помогала не только нищим, немощным и престарелым, но и частенько снабжала государственные воинские части продовольствием и деньгами во времена различных войн. Петру Первому монастырь частично спонсировал создание флота и отдал несколько своих колоколов на переплавку их в пушки.

Печерский монастырь в 19 веке

В период Первой мировой войны на территории обители находилось около сотни беженцев, функционировал военно-инвалидный госпиталь, а в казну на нужды военного времени монастырь перевел более четырех тысяч рублей.

После революционных событий в 1924 году обитель закрывается, но не уничтожается. Ее строения очень интенсивно используются в основном в виде гражданского жилья. Вознесенский собор подошел в качестве столярной мастерской, причем подвалы были заняты под овощехранилище. Архимандритский корпус стал кинотеатром со звучным названием «Колхозник». Успенскую церковь заняли под архив. К 1971 году началось осознание исторической и архитектурной ценности данного монастырского комплекса и в нем начала работать реставрационная мастерская.

На территории Печерского монастыря

Время возрождения началось в монастырской Печерской обители в 1994 году. Сегодня этот — все еще восстанавливающийся действующий мужской монастырь -очень приятно посещать. Небольшая ухоженная территория и древние храмы в очень живописном месте располагают к приятному, спокойному созерцанию и неспешной прогулке, а старинные росписи стен мысленно переносят нас в далекий 17 век.

Церковно-археологический музей

На территории православной обители расположена богатая музейная коллекция, рассказывающая о страницах истории Нижегородской епархии. Этот музей размещается на двух этажах башенного корпуса, неподалеку от Вознесенского собора.

Посетители могут увидеть интересные археологические находки, сделанные на территории монастыря, архиерейские грамоты, старинные фотоснимки и архивные документы XVI-XVIII веков. В музее выставлены редкие рукописные и печатные книги, одежды священнослужителей, награды, церковная утварь и иконы. Кроме того, музейными экспонатами являются предметы из монастырского некрополя, памятные чугунные плиты, цветные керамические изразцы и кованный металлический крест XVII века. А на первом этаже музея существует фотоателье, в котором можно сделать памятное фото в стилизованных под старину интерьерах.

Это интересно: Желтоводский Макарьевский женский монастырь в Нижегородской области: рассмотрим в общих чертах

Основание монастыря и первые подвижники

Святитель Дионисий

Основателем монастыря считается святитель Дионисий, Митрополит Киевский и всея России в 1383-1385 годах, епископ Суздальский и Нижегородский с 1374 года. Родился он около 1300 года на киевской земле, подвизался в Киево-Печерерском монастыре, где принял постиг и священнический сан. Около 1328-1330 гг. он с несколькими иноками прибыл в окрестности Нижнего Новгорода, в холме в трех верстах от кремля выкопал пещеру, где и поселился. В Степенной книге (составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем, будущим митрополитом Афанасием между 1560 и 1563 годами) об этом событии сказано:

С собой святитель Дионисий привез список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, которая, по преданию, появилась на стене Успенской церкви Киево-Печерского монастыря в 1085 или 1105 году. Чудотворный образ Богородицы с предстоящими преподобными Феодосием и Антонием (Киево-Печерских подвижников) стал святыней не только монастыря, но и всего Нижнего Новгорода.

Вскоре вокруг подвижника стали селиться другие монахи, росло число пещер, которые вскоре уже не могли вместить всех желающих. И выше по склону началось строительство деревянной обители и заложена церковь во имя Вознесения Господня. Дионисий перенес сюда из Киева принцип строгого общежительства: все имущество было общим, монахи, включая и настоятеля, работали для своего пропитания и не имели права без благословения игумена выходить за монастырские ворота.

Лаврентьевская летопись

Вскоре монастырь стал духовным и культурным центром Суздальско-Нижегородского княжества, образованного в 1341 году и просуществовавшего с перерывами до 1425 года. В стенах Вознесенского печерского монастыря была создана Лаврентьевская летопись — древнейшая датированная русская летопись, которая дошла до наших дней. Она была написана с 14 января по 20 марта 6885 (1377) года монахом Лаврентием (отсюда ее название) для великого князя суздальского и нижегородского Дмитрия Константиновича, по благословению епископа суздальского Дионисия. В составе Лаврентьевской летописи до нас дошел самый древний из сохранившихся список «Повести временных лет».

Преподобные Макарий Унженский и Желтоводский и Евфимий Суздальский, Павел Высокий

В обители также подвизались двое уроженцев Нижнего Новгорода, впоследствии причисленные к лику святых и основатели различных обителей: преподобный Макарий Унженский и Желтоводский (1349-1444) и преподобный Евфимий Суздальский (1316-1404). В Нижнем Новгороде, у стен церкви Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц можно увидеть памятник, установленный в их честь — по преданию, они родились поблизости от этого храма (об этой церкви я писала в посте «Прогулка по району Започаинье и Ильинской слободе»).

Среди известных иноков монастыря того времени также нужно отметить Павла Высокого (умер в 1383/1382 по старому стилю), философа, духовного писателя, прославившегося иноческой жизнью, учителя Евдокии (св. Евфросинии Московской, 1353-1407), супруги великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389).

Монастырь быстро рос и развивался. В 1360-1425 годах монастырь на пожалования и вклады смог приобрести земельные угодья, князья даровали монастырю многочисленные привилегии: грамоту на беспошлинную торговлю и провоз рыбы по Волге (рубеж 1450-1460-х), бессудную грамоту о монастырском иммунитете (1512) и др

В единственном экземпляре

На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!

  • Иные люди
  • Брак или монастырь – только два пути для христианина?

Храмы и постройки монастыря

Центральную часть монастырской территории занимает величественный Вознесенский собор. Изначально здесь стоял шатровый деревянный храм. К 1640 году на его месте построили каменный собор с трапезной и приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пятиглавый храм возведен на высоком подклете, а в стенах трапезной для лучшей акустики устроены глиняные голосники. Кровлю собора первоначально сделали под закомары из осинового теса. Но во второй половине XVIII века деревянную кровлю заменили на железную и придали ей более практичную четырехскатную форму.

К собору пристроена высокая трехярусная колокольня – редкий образец сохранившихся русских звонниц допетровского зодчества. В 1701 году по распоряжению царя Петра I отсюда были сняты 11 колоколов, которые отправили на переплавку, чтобы изготовить пушки.

Собор Вознесения Господня с колокольней

В XVII веке на месте, где стоит эта колокольня, насыпной грунт частично сполз вниз по склону, и высокое строение накренилось в северную сторону. Но смекалистые нижегородские каменщики нашли необычное решение — в 1751 году они переложили верхнюю часть колокольни строго по вертикали, оставив нижние ярусы без изменений. То, что колокольня остается устойчивой уже более чем два с половиной века, говорит о правильности проведенных расчетов и мастерстве строителей.

Рядом с Вознесенским собор стоит трапезная Успенская церковь, которую возвели в конце 40-х годов XVII века. Этот одноглавый храм, как и собор, имеет высокий подклет, где в прежние времена располагались кухни и хлебня. Для обогрева церкви использовалось тепло, которое получалось при приготовлении пищи, а также от трех изразцовых печей. Поэтому помещения были приспособлены для проведения церковных служб в холодное время года.

Собор Вознесения Господня с тыла

Одно из архитектурных украшений монастырского ансамбля — надвратная церковь, посвященная преподобному Евфимию Суздальскому, ученику святого Дионисия. Она была возведена в 1645 году, а в качестве образца для этого красивого храма нижегородские зодчие использовали Архангельский собор в городском кремле. Несмотря на явное сходство, монастырский храм имеет характерные особенности. Его алтарь не полукруглый, а прямоугольный, и, кроме того, у этой церкви нет колокольни и притворов.

Вся монастырская территория обнесена белокаменной стеной, в которой существуют живописные Святые ворота и несколько башен. Кроме того, в обители расположены двухэтажные братский и игуменский корпуса, Архиерейские палаты с домовым храмом, посвященным Сергию Радонежскому, а также небольшой Петропавловский храм. Красивейший монастырский ансамбль сегодня признан архитектурным памятником федерального значения.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Описание с фото

Основное фото выше. Ниже по статье можно посмотреть целое слайд-шоу (фото-тур) из фотографий, сделанных летним днем на территории монастыря.

Монастырь очень красив в солнечном свете. Если спускаться к нему пешком, вид открывается прекрасный. Первыми встречают ворота, которые сами по себе достопримечательность. Справа от входа располагается исторический парк, на данный момент представленный аллеей Романовых, на которой расположены бюсты династии с годами правления и описанием (на обратной стороне, на старо-русском языке, похоже). Чуть дальше помещен колокол. Он не сравнится, конечно, по размеру с тем, который близ храма Александра Невского, но все таки экспонат интересный.

Дальше надвратная церковь, непосредственно здания монастыря. Проход разрешен не везде. Церковная лавка с литературой и свечками, музей, храмы, маленькое кладбище. Благолепие и умиротворенность. Ухоженные газоны.

Для меня (и для семьи) монастырь воспринимается как парк и исторические красивые здания. Прогулялись, полюбовались, потратили минут 30 на все. Потом, правда, обошли вдоль внешней стены сверху, посмотрели на башни. Но там мусор и грязь…

Вознесенский монастырь отлично, почти по современному, представлен в интернете. Хороший путеводитель по монастырю. Клик по наименованию объекта рядом с картой открывает под картой описание

Обратите внимание, если щелкнуть по цифре рядом с маленьким красным фотоаппаратом, то раскроется поле с фотографиями. Имеются виртуальные туры по Евфимиевской церкви, по Успенской церкви и по монастырскому музею

Нужен установленный Adobe Flash Player.

Основные здания-достопримечательности:

  • Успенская церковь
  • Вознесенский собор с колокольней
  • Святые Ворота

Колокольня, по идее, изначально имеет наклон по типу Пизанской, но мы этого не заметили. То ли наклон маленький совсем, то ли мы не внимательные.

Святыни, хранящиеся в монастыре:

  • Икона Божией Матери Оранская
  • Печерская икона Божией Матери
  • Икона св. Дионисия Суздальского
  • Икона св. великомученика Пантелеимона
  • Феодоровская икона Божией Матери
  • Ковчег с мощами св. бл. Матроны Московской
  • Ковчег с мощами св. преп. Симеона Верхотурского и икона
  • Рака с мощами Киево-Печерских Чудотворцев
  • Рака с мощами разных святых

Информация для посетителей

Расписание богослужений

Обитель открыта для паломников ежедневно с 07:00 до 18:00, а в пятницу до 18:30. Церковная лавка открывается в 7:30. В течение многодневных постов в субботу после литургии совершается Таинство Соборования. В Будние дни совершается заупокойная лития, а в субботу – панихида. Кроме этого, служатся литургии, а также другие богослужения:

  1. Пятница в 19:00 – покаянный канон для родителей, погубивших нерожденных детей (при родительском грехе аборта, совершенного любым методом). Молебен совершается у раки со святыми мощами Вифлеемских младенцев-мучеников.
  2. Среда и пятница в 12:00 – молебен о здравии.
  3. Четверг в 12:00 – совершается молебен прп. Макарию Желтоводскому, испрашивая покровительства и помощи в делах.

Как добраться

Обитель находится по адресу: Нижний Новгород, ул. Приволжская Слобода, 108. Чтобы туда попасть, нужно воспользоваться такими видами транспорта:

  • автобусы №2, 28, 40, 45, 52, 62, 74;
  • троллейбус №1;
  • маршрутные такси №2, 16, 28, 40, 45, 62, 102, 123, 140, 145, 182 до ост. «Сенная».

Обитель имеет интересную особенность – не только колокольня, но и стены некоторых других зданий стоят под наклоном. Это особенно хорошо видно в ясный день, когда белоснежные стены выделяются на фоне ясного неба.

Архитектурные сооружения

Кроме того, на территории монастыря располагаются и другие сооружения, XVII—XVIII веков постройки, в том числе восстановленные и отреставрированные в 2005 г. Архиерейские палаты.

Другую достопримечательность монастыря составляет колокольня при Вознесенском соборе, которая почти со дня постройки приобрела большой наклон к горизонтали, подобно Пизанской башне. На этой колокольне в 2005 году были установлены уникальные механические часы с мелодическим боем («Боже Царя Храни» и «Коль Славен Бог»).

Успенская и надвратная Евфимиевская шатровые церкви были возведены нижегородским зодчим Антипой Константиновым (Возоулиным). Отметим, что этот же зодчий участвовал в строительстве Архангельского собора в Нижегородском кремле, а также, среди прочего, в строительстве Теремного дворца и реставрации Успенского собора в Московском Кремле.

  • Вознесенский собор с колокольней

  • Церковь Успения Божией Матери

  • Евфимиевская надвратная церковь

  • Вход в Архиерейские палаты

  • Святые врата

  • Одна из башен монастыря

  • То же

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector