Заполье (ям-тёсовское с/п). церковь климента, папы римского

Храм священномученика Климента: раскол двух церквей

Уникальность этого собора как достопримечательности Москвы связана с тем, что он носит имя католического святого, а между тем две христианские церкви – римско-католическая и греко-православная – с 1054 год пребывают в расколе. Предстоятели этих церквей в XI веке как провозгласили взаимные анафемы в адрес друг друга, так они не сняты уже почти десять веков. Сказать, что отношения сложные – это ничего не сказать.

И вдруг в Замоскворечье, где есть множество интересных построек, составляющих достопримечательности Москвы, рядом с православными церквами вырастает храм Климента, освященный во имя одного из Предстоятелей Римского престола, преданного анафеме. И храм не католический, а православный, подчиненный Московскому патриархату, да еще в самой консервативной купеческой части старой Москвы близ Пятницкой улицы в Климентовом переулке.

Однако в этом нет ничего необычного, поскольку святой Климент, по преданию, жил в I веке, т.е. до раскола церквей, был крещен апостолом Павлом, стал епископом Рима и, как все христиане, подвергся гонениям. За это был причислен к лику святых

Так и стал папа Климент важной персоной Москвы!

Храмы Пскова

Кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы в Пскове
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Псковском Кремле (не сохранился)
Церковь святого благоверного великого князя Александра Невского
Церковь святого благоверного великого князя Александра Невского (при Псковской губернской гимназии)
Церковь святого благоверного великого князя Александра Невского (при Псковской губернской тюрьме)
Церковь Преподобного Алексия, Человека Божия в Алексеевской слободе (Церковь Алексия с Поля)
Церковь Преподобномученицы Анастасии Римляныни и Великомученицы Анастасии Узорешительницы на Анастасиевской горке
Церковь Богоявления Господня на Запсковье (Богоявления в Бродех)
Церковь Святой Великомученицы Варвары в Петровском посаде
Церковь Святого Преподобного Варлаама Хутынского
Церковь Святителя Василия Великого, Архиепископа Кессарии Каппадокийской (Василия на Горке)
Церковь Вознесения Христова с Полонища (Новое Вознесение)
Церковь Воскресения Христова со Стадища
Церковь Воскресения Христова на кладбище в Орлеца
Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при Псковской губернской земской больнице (передана религиозному обществу)
Церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца (Георгия со Взвоза)
Церковь Святого Димитрия Солунского, Мироточивого, в Поле
Церковь Святых Жен Мироносиц (кладбищенская)
Церковь Святого Пророка Божия Илии с Луга (Илии Мокрого)
Церковь Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны
Церковь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на Мишариной горе (на Милявице)
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь Святых Священномучеников Климента Папы Римского и Патриарха Петра I Александрийского
Церковь Святых Равноапостольных Царя Константина и Матери его Елены в Царёвой слободе
Церковь Святых Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана на Гремячей горе
Церковь Святых Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана с Примостья (у Замостья)
Церковь Святого Архистратига Михаила (Архангела Михаила с Городца)
Церковь Нерукотворенного (Нерукотворного) Образа Господа Иисуса Христа

Церковь Святого Великомученика Никиты в Поле (не сохранилась)

Домовая церковь Нерукотворенного (Нерукотворного) Образа Господа Иисуса Христа в селе Корытово (не сохранилась)
Церковь Святителя и Чудотворца Николая от Каменной ограды (Никола Каменноградский) (передана общине старообрядцев)

Церковь Святителя и Чудотворца Николая от Кожина монастыря (не сохранилась)
Церковь Святителя и Чудотворца Николая в Любятово

Церковь Святителя и Чудотворца Николая в Иркутских казармах (Никола Ратный) (не сохранилась)
Церковь Святителя и Чудотворца Николая от Торга, единоверческая (Никола Явленный от Торга)
Церковь Святителя и Чудотворца Николая со Усохи

Церковь иконы Божией Матери «Одигитрия» (Введения Божией Матери во Храм) (не действующая)

Церковь Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона (Пантелеймон дальний, или в Бору) (не сохранилась)
Церковь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла с Буя
Церковь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла Сереткина монастыря на Брезе (Серетинский, Серёткин монастырь)
Церковь Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома (Покрова и Рождества)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы от Торга

Церковь Преображения Господня (в Кадетском корпусе) (не существует)
Церковь Преполовения Пятидесятницы

Церковь Святого Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца (Сергия с Залужья) (не действующая)
Церковь Успения Божией Матери в Бутырской слободе (в Бутырках)
Церковь Успения Божией Матери у Пароменья (Пароменская, Паромо-Успенская)
Церковь Успения Божией Матери с Полонища (Ново-Успенская)

Домовая церковь Успения Божией Матери при Псковском исправительном арестантском отделении (не сохранилась)
Царская часовня Воскресения Христова

А построю-ка я храм!

Первые упоминания о храме относятся к 1612 году. Это год окончания Смуты – гражданской войны в России в начале XVII века, осложнившейся вторжением польских и шведских войск. Упоминается храм в связи с действиями ополчения К. Минина и Д. Пожарского по изгнанию интервентов из Москвы, когда у Климентовского «острожка» (небольшой крепости – в переводе на современный язык) шли бои ополченцев с отрядами гетмана Хоткевича. Но этот острожек был, скорее всего, деревянным. Только в 1652 году при царе Алексее Михайловиче, когда Россия постепенно вернула себе былую силу, на этом месте был возведен каменный собор.

С этим событием связана интересная история, касающаяся Москвы. Каменные постройки в средневековой Руси – редкость, ведь основной строительный материал у нас дерево. Камень дорог, но очень престижен. Строили из него в основном церкви, и мало кто из москвичей мог возвести для себя жилые каменные палаты.

Первый каменный Климентовский собор был возведен на старом деревянном основании на деньги московского дьяка Алексея Дурова. В 1636 году он впал в немилость к Михаилу Федоровичу – первому царю из новой династии Романовых и, как водится, его посадили в крепость с реальной перспективой оказаться на плахе. Насколько были велики прегрешения несчастного дьяка – история умалчивает. Но только в ночь перед казнью он увидел сон, что казни не бывать! И действительно, Дурова освободили, обвинения сняли. А он, как это было заведено на Руси, пообещал возвести каменную церковь в Замоскворечье. Так что Базилика святого Климента, можно сказать, обетный храм по адресу: Климентовский пер. в Замоскворечье.

Дальше, как водится, церковь начали бесконечно перестраивать. В XVIII веке это делали дважды, пока в очередной раз не снесли постройку и не возвели на ее месте в 1769 году собор в стиле барокко на деньги купца из Москвы К.М. Матвеева и вице-канцлера елизаветинского времени А.П. Бестужева-Рюмина, основные московские палаты которого стояли в приходе этой церкви. Именно его мы видим на многочисленных фото.

История храма

Район, где стоит Климентовский храм, издревле называли Замосковьем или Заречьем. Из этой части Москвы вела дорога к Золотой Орде. Вдоль нее селились те, кто исполнял волю великого московского князя в Орде, и переводчики – «толмачи». В Замоскворечье привозили самые разные товары заморские гости. Именно купцы основали здесь храм Климента Римского – святого, которого почитают и как в католицизме, так и в православии.

Во время правления царя Иоанна IV Грозного в Замоскворечье поселились стрельцы, и появился Климентовский остожец. Деревянный храм был отмечен на первой карте города, составленной в 1597 году. Примечательно, что в 1612 году от Климентовского храма началось освобождение России от польско-литовских захватчиков.

Каменную церковь построили в 1657 году. Она была небольшой по размеру и имела четыре престола. Когда в конце XVII века молодой Петр I окончательно расправился со стрельцами, жизнь в Москве изменилась. В Замоскворечье стали главенствовать торговые люди, поэтому храмы строили уже на купеческие деньги. Любопытно, что этот район Москвы оставался купеческим до революции 1917 года.

В 1720 году Климентовскую церковь перестроили, потом к ней добавили колокольню и трапезную. К середине XVIII столетия основа старого храма так сильно обветшала, что по просьбе прихожан ее разобрали на камни.

Строительство новой церкви было делом дорогим. Деньги на храм дал богатый купец и прихожанин – Козьма Матвеевич Матвеев, который жил в усадьбе неподалеку. Любопытно, что Матвеев был не просто состоятельным предпринимателем. Именитый московский купец обладал высоким художественным вкусом и имел связь с Императорской Академией художеств.

Начало строительства совпало с восшествием на престол дочери Петра I – царицы Елизаветы I. Чтобы отметить это торжественное событие, первый камень заложили в день поминовения священномучеников Папы Римского Климента и Петра архиепископа Александрии.

Строительство заняло восемь лет. К 1769 году новый храм был готов, и его освятил Московский архипастырь Амвросий. К долгожданному открытию купец Матвеев пожертвовал родному приходу большой колокол. По главному престолу в документах храм стали именовать Преображенским, но в народе его продолжали называть Климентовским.

Внутри церкви был установлен великолепный резной иконостас, покрытый червонным золотом. В ризнице разместили редкие напрестольные кресты, драгоценные паникадила, богослужебные сосуды и подсвечники из серебра, хоругви и старинные книги в кожаных переплетах. В описи, которую провели в 1770-е годы в Москве, нарядную церковь святого Климента признали одним из пяти лучших храмов города.

Папство

После избрания Климент VII послал архиепископа Капуи, Николая фон Шёнберга, к королям Франции, Испании и Англии, чтобы закончить Итальянские войны. Но его попытка не удалась.

Континентальная политика

Завоевание Франциском I Милана в 1524 году во время его итальянского похода 1524—1525 годов побудило папу выйти из союза с немцами и испанцами и вступить в союз с другими итальянскими князьями, в том числе Венецианской республикой, и Францией в январе 1525 года. Этот договор оформил окончательное присоединение к Папской области Пармы и Пьяченцы, закрепило господство Медичи во Флоренции и возможность свободного прохода французских войск в Неаполь. Этот успех папской политики вскоре сменился разочарованием. Через месяц Франциск I был разгромлен и пленен в битве при Павии, и Климент VII вернулся к своим прежним договоренностям с императором Карлом V, подписав союз с вице-королём Неаполя.

Однако когда Франциск I был освобожден после заключения Мадридского договора (1526), папа вновь сменил вектор политики: он вошёл в Коньякскую лигу с Францией, Венецией и Франческо Сфорца Миланским. Климент VII сделал выпад против Карла V, который в ответ назвал его «волком» вместо «пастуха» и пригрозил переходом в лютеранство.

Разграбление Рима

Основная статья: Разграбление Рима

Не обладая никакими дипломатическими способностями, он ввязался в переговоры с Францией, Венецией и Миланом против возрастающего могущества Габсбургов. Армия Карла V оказалась сильнее. Германские войска прорвались в Рим и подвергли город такому разорению, какого он не испытывал со времен нашествия варваров. Разрушение столицы христианства, известное в истории как «Разграбление Рима

», закрыло эру папства эпохи Возрождения. Климент VII пересидел осаду за толстыми стенами Замка св. Ангела.

По прошествии семи месяцев он признал испано-германское господство на Апеннинском полуострове, а в 1530 признал за Карлом V право на императорскую корону. Чтобы не лишиться полностью поддержки французов, Климент уговорил свою внучатую племянницу Екатерину Медичи вступить в брак с сыном Франциска I Генрихом II. Между тем, во Флоренции республиканские враги Медичи воспользовались хаосом, чтобы изгнать семью папы из города.

Впоследствии папа проводил политику подчинения императору, стремясь, с одной стороны, побудить его преследовать лютеран в Германии, а с другой — избежать новых бедствий для Рима.

Английская Реформация

В последние годы понтификата Климента VII произошёл раскол между английской и римской церквями. К концу 1520-х годов, король Генрих VIII требовал признать недействительным его брак с Екатериной Арагонской. Сыновья супругов умерли в младенчестве, что угрожало будущему династии Тюдоров, хотя Генрих имел дочь, Марию Тюдор. Генрих утверждал, что отсутствие наследника мужского пола связано с «омрачением его брака в глазах Бога». Екатерина была вдовой его брата, но брак был бездетным, таким образом, брак не противоречил тогдашним законам, который запрещает такие союзы, только если в результате брака рождались дети. Кроме того, было дано специальное разрешение от папы Юлия II, чтобы позволить свадьбу. Генрих утверждал, что его брак никогда не был в силе, и в 1527 году попросил папу Климента аннулировать брак, но папа отказался. По католическому учению, законно заключённый брак нерушим до смерти. Окружение короля решило не обращать внимания на папу, но в октябре 1530 года на встрече духовенства и юристов пришли к выводу, что английский парламент не может уполномочить архиепископа Кентерберийского действовать против запрета папы.

Генрих провёл церемонию бракосочетания с любовницей, Анной Болейн, в конце 1532 или в начале 1533 года. Брак был облегчён смертью архиепископа Кентерберийского Уильяма Ворхэма, друга папы, после чего Генрих убедил Климента назначить Томаса Кранмера, друга семьи Болейн, его преемником. Папа даровал папские буллы, необходимые для возведения Кранмера, но также потребовал, чтобы Кранмер принял присягу на верность папе до своего освящения. Законы, принятые при Генрихе, гласили, что епископы могут быть освящены без папского утверждения. В итоге Томас Кранмер был освящён, заявив, что он принял присягу папе. Кранмер был готов аннулировать брак короля с Екатериной. Папа ответил на это анафемой Генриху и Кранмеру.

Отделение английской церкви от папства имело, однако, более глубокие истоки как в традициях христианства на Британских островах, так и в чрезмерном автократизме папства.

В том же году «Закон первых плодов и десятин» передал налоги на церковные доходы в английскую казну. В конечном счёте Генрих провёл через английский Парламент Акт о супрематии (1534), который установил независимость церкви Англии.

Церковь в XX веке

В первые годы советской власти община прихожан и служащие Центральных реставрационных мастерских Народного комиссариата просвещения спасали храм как могли. Они добились, чтобы Климентовскую церковь одной из первых в Москве внесли в реестр памятников архитектуры. Однако в новом атеистическом государстве судьба всех православных храмов была непростой.

В 1922 году, после вступления в силу указ об изъятии церковных ценностей, Климентовский храм попросту разграбили. Вооруженный отряд экспроприаторов конфисковал из ризницы всю богослужебную утварь из серебра весом 32 пуда 28 фунтов. В церкви оставили только самое необходимое для служб, включая старые иконы на стенах.

Советское государство никак не финансировало ремонт культовых памятников архитектуры, поэтому деньги на поддержание здания собирали сами прихожане. Небольших косметических ремонтов явно не хватало, и старинный храм продолжал ветшать.

В 1929 году, когда советская власть начала активную борьбу с религией, Климентовский храм закрыли. Добротную каменную постройку решили сохранить и приспособить под общественные нужды. Правда, в 1930-е годы был снесен редкий памятник русской архитектуры – входной храмовый павильон, и уничтожена большая часть уникальной кованой ограды.

Представительное здание в самом центре города жаждали получить многие советские организации. Некоторые предлагали не церемониться и снести бывшую церковь, чтобы на ее месте разбить парк для рабочих и устроить детский сад. Стараниями Комитета по охране памятников ВЦИК и титаническим усилиям И. Грабаря и П. Барановского старинная постройка вновь была спасена.

Внутри Климентовской церкви разместили фондовое книгохранилище Ленинской библиотеки. Из 1,5 млн единиц хранения половину составляли книги, которые после революции были реквизированы из православных монастырей и частных собраний московских дворян и купцов.

В 1936 году храм даже начали реставрировать, но началась Великая Отечественная война, и она поменяла все планы. В послевоенные годы церковь и территория вокруг нее выглядели удручающе. На месте старого кладбища был разбит сквер, а в центре зеленой зоны устроен подземный общественный туалет.

В 2008 году Климентовскую церковь, наконец, вернули верующим. Капитальная реставрация продлилась пять лет. Потом в храме начали восстанавливать интерьеры и реставрировать старые иконы. В сентябре 2014 года храм освятили.

Папа Медичи

Джулио де Медичи родился 26 мая 1478 года во Флоренции, месяц спустя после убийства своего отца Джулиано Медичи (брата Лоренцо Великолепного) в ходе «Заговора Пацци». Его матерью была Фьоретта Горини, которая вскоре умерла и оставила Джулио сиротой. Несмотря на то, что его родители не находились в браке, была найдена лазейка в законе, и после символического обручения его родителей Джулио был признан законным сыном. Таким образом, он был племянником Лоренцо Великолепного, который позаботился о его образовании.

Джулио в юности вступил в орден госпитальеров и был назначен приором ордена в Капуе, а после избрания его двоюродного брата Джованни Медичи на папский престол под именем Льва X (1513—1521) он стал влиятельной фигурой в Риме. Джулио стал министром папы и доверенным лицом. Лев X в мае 1513 года назначил его архиепископом Флоренции, а в сентябре того же года возвёл в достоинство кардинала. Заказал Рафаэлю строительство для себя виллы под Римом. Фактически Джулио был главным режиссёром папской политики на протяжении всего понтификата Льва X. Он также был титулярным епископом Вустера в графстве Вустершир в Англии.

Епископское служение

Незадолго до своей мученической кончины, Пётр возвёл Климента на епископскую кафедру Рима. Так он стал третьим Римским архиереем после Лина и Анаклета.

Добродетели Климента встречали уважение как среди верующих, так и среди язычников. Это способствовало распространению веры и успеху Благовестия. Число верующих в Риме росло.

Успешная деятельность Климента Римского вызывала у языческих фанатиков лютую ненависть, чувство вражды. В какой-то момент некий Торкутиан, движимый злобой, инициировал против него возмущение и втянул в это дело градоначальника.

Градоначальник вызвал епископа для объяснений, а во время беседы напомнил ему о благородном происхождении и укорил в провоцировании беспорядков. В ответ Климент Римский попросил тишины и выступил с проповедью о Христе. Выслушав речь, градоначальник признался, что не нашёл в нём вины, но поскольку тот явился виновником народных волнений, постольку он вынужден доложить о случившемся императору Траяну.

Император ответил, что Клименту надлежит принести жертву богам. В противном случае он должен быть наказан и как негодный раб отправлен в ссылку в Херсонес. Когда Климента поставили перед выбором между предательством и страданием, он, не раздумывая, предпочел первому второе.

Ссылка

В ссылку совместно со святым Климентом добровольно отправилось несколько человек из его паствы и между ними два ближайших ученика: Фив и Корнелий.

Прибыв на место, Климент обнаружил среди ссыльных около двух тысяч Христиан. В основном все они были осуждены, как и он, за твёрдость убеждений. Как епископ он взял их под свое окормление.

Братиям приходилось трудиться в Инкерманских каменоломнях. Помимо физических перегрузок и унижений они испытывали трудности от жары, изнывали от недостачи питьевой воды. Тогда Римский епископ предложил обратиться к Богу в соборной молитве, чтобы Господь явил им источник. Во время молитвы пред святителем предстал Агнец. Святитель, приняв это видение за Божье знамение, ударил в то место, на которое было указано Агнцем, и из камня пробился поток свежей, прохладной воды

Это чудо привлекло внимание многих и способствовало массовому обращению язычников ко Христу

После добычи камня в местных скалах образовывались большие пустоты, напоминавшие пещеры. В одной из таких полостей Климент вырубил помещение для храма. В этом помещении братия стали устраивать богослужения (со временем на том месте образовался Православный монастырь).

Примеру епископа следовали и другие христиане. По некоторым свидетельствам, во время пребывания Климента Римского в Херсонесе, там было организовано более 70 церквей.

Конечно, эти древние храмы имели ограниченную площадь и вмещали небольшое количество людей, но и в этом усматривалось торжество Правды Божьей над злом. Климент Римский поставлял пресвитеров, и они помогали ему в распространении веры.

Весть о развернутой в Херсонесе ссыльным епископом миссионерстве дошла до ушей императора Траяна. И он не оставил её без внимания. В соответствии с его тайным распоряжением, святого Климента вывезли в море и утопили, привязав к шее тяжёлый морской якорь. Так он увенчался славой мученика. Это событие произошло в 101 году.

Реставрация храма

Первыми о ремонте церкви задумались, конечно же, верующие. На их деньги была проведена небольшая реконструкция. Для сохранения здания первым делом перекрыли кровлю. Течи прекратились. Также верующие позаботились и о большинстве окон. В проемы были вставлены стекла

Через некоторое время священнослужителям удалось привлечь внимание к состоянию храма властей. В 2008 году по инициативе Лужкова здание было передано РПЦ

Книги из него вывезли. В 2014 г. реставрация храма святого Климента была практически закончена

Финансировали реконструкцию этого важного для духовной жизни страны сооружения московские власти

История

Впервые упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польским-литовским войском гетмана Ходкевича. 24 августа 1612 года у «острожка (Климентьевский острог), что был у Климента Папы Римского» развернулись тяжёлые бои между казаками, оборонявшими острог, и пехотой гетмана Ходкевича. Во время этих боев, когда войска гетмана захватили острог и церковь св. Климента, св. Авраамий (Палицын) совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога.

Как писал св. Авраамий: «казаки, убо которые от Климента святаго из острожка выбегли, и озревшися на острог святаго Климента, видеша на церкви литовские знамена… зелоумилишася и воздохнувше и прослезившеся к Богу, — мало бе их числом, — и тако возвращщеся и устремишася единодушно ко острогу приступили, и вземше его».

Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом. В 1662 году думный дьяк Александр Степанович Дуров перестроил храм с тремя приделами: Преображения Господня, Знамения и святого Николая.

Храм был перестроен и освящен в 1720 году, затем в 1756—1758 годах к нему добавили трапезную и колокольню. В 1762 году прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 году на средства купца К. М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено; предположительно, его выстроил И. Я. Яковлев по проекту Пьетро Антонио Трезини. В рукописном «Сказании о церкви Климента папы Римского в Замоскворечье» (обнаружено в сер. XIX в. в Верхнеуральске) утверждается, что 70 тыс. на строительство ассигновал генерал-фельдмаршал А. Бестужев, чья усадьба стояла в околотке.

В 1929 году храм был закрыт; в 1934 году отдан под книгохранилище обменно-резервного фонда библиотеки им. Ленина. Архитектурные обмеры храма произвёл в 1932 году архитектор С. Ф. Кулагин.

В 2008 году здание храма, сохранившее свой облик, а также в некоторой степени интерьер, было передано православной общине, книги вывезены. В течение нескольких лет богослужения совершались только в северном приделе. При финансовой поддержке правительства Москвы проведена реставрация, которая была завершена в 2014 году. 27 сентября 2014 года Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения отреставрированного храма. Настоятелем назначен протоиерей Леонид Калинин.

Церковь Святых Священномучеников Климента Папы Римского и Патриарха Петра I Александрийского


Псков

Около церкви с древних времён существовал причал для перевоза через реку Великую. Церковь построена в XV веке, каменная, ранее была монастырской. Климентовский монастырь впервые упоминается в летописи под 1354 годом, в 1615 году разорен шведами — здесь стояла их осадная артиллерия, и упразднён.

По указу Псковской духовной консистории в 1786 году к ней приписана каменная церковь Святителя и Чудотворца Николая бывшего Кожина монастыря (от Кож, не сохранилась). В 1883 году церковь передана в ведение Псковского духовного училища.

В 1893 году, до построения воинской церкви Святого Александра Невского, Климентовская церковь была в ведении Омского полка, В начале XX века церковь поддерживалась на средства церкви Святителя Николая Кожина монастыря. Для богослужений из Николаевской Церкви приносилась церковная утварь.

В церкви были Два престола: главный — Святого Климента Папы Римского и Святого Патриарха Петра I Александрийского южный, как и притвор, устроен во второй половине VIII века — Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Археологические раскопки 1973 года показали, что с северной стороны в древности также был придел.

Церковно-приходского попечительства, богадельни, больницы и школы при церкви не было.

Церковь закрыта 2 апреля 1924 года.

В годы Великой Отечественной войны церковь получила частичные повреждения кровли, стен, наружной и внутренней отделки.

31 октября 1995 года городская администрация передала церковь верующим. 9 августа 2003 года состоялся первый крестный ход от храма Александра Невского к церкви Климента, которая стала храмом военных моряков и всех работающих в портах, в том числе на реках. Однако средств на ремонт храма у верующих в настоящее время нет.

Адрес церкви: Ольгинская набережная, д. 16.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector