Систематизация римского права

Византийское право в VII–VIII вв.

Византия имела весьма развитую систему законодательства в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов, комментариев к ним сборников судебной практики. С IV по VIII в. действовали Кодекс Феодосия и свод Юстиниана.

Стремление отразить в законах привилегии крупных феодалов вызвало необходимость пересмотра свода Юстиниана. В 726 г. была издана Эклога – новый сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов. Термин «эклога» означает «извлечение». Он отражает метод работы комиссии по составлению рассматриваемого правового памятника. Комиссия правоведов производила отбор необходимых норм из уже существовавших в то время сборников – Институций, Дигестов, Кодекса и Новелл Юстиниана. Полный текст «Эклоги» делится на 18 титулов, посвященных институтам брачно-семейного, гражданского и уголовного права, а также нормам процессуального права.

При рассмотрении институтов брачно-семейного права в «Эклоге» особое внимание обращается на условие и порядок заключения брака, на такие институты, как обручение, брачный договор, формы заключения брака, приданое, развод. «Эклога» содержит правовые нормы, посвященные регулированию вещных отношений, таких, как договор купли-продажи, займа, дарения, найма и др

Специальные титулы посвящены правовому статусу воинского имущества и правилам раздела военной добычи

«Эклога» содержит правовые нормы, посвященные регулированию вещных отношений, таких, как договор купли-продажи, займа, дарения, найма и др. Специальные титулы посвящены правовому статусу воинского имущества и правилам раздела военной добычи.

При рассмотрении норм уголовного права (XVII титул) явственно ощущается влияние христианской идеологии

Особое внимание уделяется уголовному преследованию за государственные и религиозные преступления

В 20-е гг. VIII в. в Византии был издан так называемый «Земледельческий закон», в основе которого лежало славянское обычное право в сочетании с византийским правом. Он пользовался большой популярностью среди славянских народов как «Славянский закон». Земледельческий закон регламентировал правовые отношения в области сельского хозяйства.

Военный и Морской законы были изданы одновременно с «Эклогой». В Военном законе была определена ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений. В Морском законе указывались нормы оплаты экипажа корабля, правила поддержания порядка на кораблях и т. д.

Византийская империя при Юстиниане

Византийский император взошел на трон 1 августа 527 года. Территория империи на тот момент включала в себя Балканы, Египет, побережье Триполи, полуостров Малая Азия, Ближний Восток и все острова восточной части Средиземного моря.

Рис. 1. Территория Византии в начале правления Юстиниана

Роль императора в государстве была необычайно огромной. Ему принадлежала абсолютная власть, однако она опиралась на чиновничий аппарат.

Основу своей внутренней политики басилевс (так именовали византийских правителей) строил на фундаменте, заложенном Диоклетианом, который трудился при Феодосии I. Им был сформирован специальный документ, где перечислялись все гражданские и военные государственные чины Византии. Так, военная сфера была разделена сразу между пятью крупнейшими военачальниками, двое из которых находились при дворе, а остальные во Фракии, на востоке империи и в Иллирии. Ниже в военной иерархии стояли дуки, управляющие вверенными им военными округами.

Во внутренней политике басилевс опирал свою власть на министров. Самым могущественным был министр, управляющей самой большой префектурой – восточной. Он имел наибольшее влияние на написание законов, общественное управление, судебную систему и распределение финансов. Ниже его находился префект города, который управлял столицей. В государстве также имелись начальники различных служб, казначеи, начальники милиции и, наконец, сенаторы – члены императорского совета.

Важная дата в жизни империи – 529 год. Именно тогда Юстиниан создал свой знаменитый кодекс – свод законов, базировавшийся на римском праве. Это был лучший юридический документ своего времени, включающий в себя законы империи.

Рис. 2. Фреска с изображением Юстиниана.

Важнейшие государственные реформы, проводимые Юстинианом:

  • соединение гражданских и военных должностей;
  • запрет чиновникам приобретать землю в местах их службы;
  • запрещение платы за должности и повышение окладов чиновникам, что проводилось в рамках борьбы с коррупцией.

Наивысшей заслугой Юстиниана в культурной сфере стало строительство Собора Святой Софии в Константинополе – величайшего христианского храма своего времени.

В 532 году в Константинополе возникает крупнейший бунт в его истории – восстание «Ника». Более 35 тысяч человек, недовольные высокими налогами и церковной политикой, вышли на улицы города. Только благодаря верности личной гвардии императора и супруге Юстиниан не бежал из столицы и лично подавил мятеж.

Видную роль в жизни императора играла его супруга – Феодора. Она не была аристократкой, зарабатывая до брака в театрах Константинополя. Однако, она оказалась тонким политиком, умеющим играть на чувствах людей и строить сложные интриги.

Институции Юстиниана

До издания Дигест около месяца раньше того, 21 ноября, издано было краткое руководство римского права, в четырех книгах получившее название Институций. Составление этого руководства было делом Трибониана в сотрудничестве с профессорами Феофилом и Дорофеем. О мотивах его составления Юстиниан говорил так: «Усмотрев, что непривычные люди и те, кто, стоя в преддвериях законов, спешат войти в тайны законов, не в силах снести такую громаду мудрости, мы нашли, что необходимо дать предварительное образование, чтобы, войдя во вкус и как бы напитавшись начатками всего, они могли проникнуть в глубины тайника и принять не мигающими глазами прекрасную форму законов».

Кодификации Юстиниана как источник римского права: значение, дата

Восточная Римская империя долгое время была последним оплотом римского классического законодательства, сохраняла его традиции и основные положения. Правление Юстиниана показало слабость и некоторую моральную устарелость канонических правовых норм, используемых в те времена. Поэтому были разработаны кодификации (поправки), которые возвращали основным постулатам римского права юридическое и фактическое положение. При этом Юстиниан разработал свод законов, убирающих разногласия между классическим правом (jus vetus) времен Великой Римской империи и правом нового времени (jus novus) разработанным на конституциях и указах императоров. Итогом этой работа стала кодификация императора Юстиниана.

Основной целью создания была выработка единого сборника права, свода норм и правовых понятий, в котором было бы объединено и старинное право, jus vetus, и современное императорское законодательство. Такой свод законов и должен был стать весомым аргументом в вынесении юридических решений и в отправлении правосудия. Причем если дело касалось недавних законов и распоряжений императора, работать было значительно легче – все недавние конституции регулярно издавались. Но различные правовые нормы, указанные в них, часто были или отменены, или указаны как устаревшие. Поэтому предпосылки кодификации Юстиниана были налицо, и ревизия имеющихся правовых сборников стала крайне необходима. Причем сделать это нужно было таким образом, чтобы все последующие изменения были приняты во всех уголках империи, а значит, законотолкованием должны были заниматься лишь лучшие юридические умы того времени.

Гораздо сложнее было пользоваться первоисточниками классического римского права, многие из которых уже в то время оказались безнадежно утерянными, поэтому обращаться к ним было безнадежным занятием. С другой стороны, даже те сочинения, на которых строилось отправление правосудия, изобиловали противоречиями и логическими ошибками. Поэтому мнения различных юристов в каждом спорном случае разительно отличались друг от друга. Общее решение определялось всего лишь общим количеством голосов, придерживающихся того или иного вердикта. Кратко говоря, империя Юстиниана была не полностью снабжена ясными и четкими юридическими правилами, и чувствовалась настоятельная потребность разобраться с этим кладбищем устаревших и современных указов, юридических норм и законов, привести правовую систему в строгое соответствие с духом римского права.

Февраль 528 года застал Юстиниана за разработкой новых положений, включающих в себя основы древнего римского правоведения. Кодификация Юстиниана была составлена комиссией из десяти человек, в которой принимал участие сам Трибониан. В апреле того же года вышел кодекс Юстиниана, который включал в себя все изданные на тот момент указы и конституции предыдущих императоров. Полное собрание указов и конституций предыдущих правителей Восточной Римской империи числом более трех тысяч было полностью переработано и стандартизировано. В конце 530 года работала еще одна комиссия ведущих юристов во главе с Трибонианом. На этот раз в нее входили профессора академии Кронстантинополя Теофил Кратин, Дорофей и Агатолий Беритские и еще несколько ведущих адвокатов. Задачей комиссии было разработать комплекс правовых норм, ставший основной современной юридической науки.

Кодификации разделяются на несколько основных частей, каждая из которых освещает отдельных вектор правовых предложений и вопросов. В конце 530 года вышли так называемые дигесты – сборники кратких извлечений из трудов классических римских правоведов. Одновременно с дигестами были разработаны учебники по изучению юриспруденции для молодых юристов – институции. После этого был создан и отредактирован кодекс императорских Конституций. Император непосредственно принимал участие в составлении данных документов и вносил свои предложения и поправки, позднее объединенные под названием «Кодификация Юстиниана».

Таблица частей кодификации представлена ниже:

Создание

Юстиниан I изображен на мозаике в церкви Сан-Витале, Равенна, Италия.

Вскоре после того, как Юстиниан стал императором в 527 году, он решил, что правовая система империи нуждается в ремонте. Существовали три кодекса имперских законов и других индивидуальных законов, многие из которых противоречили друг другу или были устаревшими. Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана были неофициальные сборники. (Термин «Кодекс» относится к физическому аспекту произведений, находящихся в книжной форме, а не на свитках папируса. Переход к Кодексу произошел около 300 г. н.э.) Кодекс Феодосия был официальной компиляцией, заказанной Феодосием II . В феврале 528 года Юстиниан обнародовал Constitutio Hac quae needario , в соответствии с которым была создана комиссия из десяти человек для обзора этих более ранних компиляций, а также отдельных законов, устранения всего ненужного или устаревшего, внесения изменений по своему усмотрению и создания единой компиляции. действующих имперских законов. Комиссия во главе с префекта претория , Джон Каппадокии , а также включены Трибониан , который был позже возглавить другие проекты Corpus Juris Цивилис.

Комиссия завершила свою работу за 14 месяцев, и в апреле 529 года сборник был обнародован Конституционной суммой . Однако этот сборник не устранил все конфликты, которые возникли на протяжении многих лет в римской юриспруденции, и конституции в Кодексе должны были использоваться наряду с противоречивыми мнениями древних юристов. «Цитирования указанных конституций Нашего Кодекса с учетом мнений древних толкователей закона будет достаточно для рассмотрения всех случаев». Юстиниан попытался согласовать эти противоречивые мнения, издав свои «Пятьдесят решений» и приняв дополнительные новые законы. Это означало, что его Кодекс больше не отражал последний имперский закон. Таким образом, Юстиниан приказал создать новый сборник вместо первого, и этот Кодекс был опубликован в 534 году. Никаких экземпляров первого издания Кодекса не сохранилось; остался только фрагмент указателя содержания египетского папируса. Это второе издание Кодекса, известное как Codex Repetitae Praelectionis , было опубликовано 16 ноября 534 г. и вступило в силу 30 декабря. Кодекс состоит из двенадцати книг: книга 1 касается церковного права, источников права и обязанностей высших должностных лиц. офисы; книги 2–8 охватывают частное право; книга 9 посвящена преступлениям; а книги 10–12 содержат административное право. Структура Кодекса основана на древних классификациях, изложенных в edictum perpetuum (вечный указ), как и в Дайджесте.

Составление Кодекса Юстиниана

С самого начала своего правления (527-565) император Юстиниан I вознамерился осуществить великую задачу кодификации действующего права. Подыскав соответственных сотрудников, он начал дело с новой редакции того материала, который уже раньше подвергался общим обработкам, т. е. императорских указов. Эдиктом от 7 февраля 528 года Юстиниан объявил о составе комиссии, назначенной им для редакции нового сборника, который должен был обнять материал, сведенный в Феодосиевом Кодексе, устранить из него то, что не имело более практического значения и включить в новый сборник узаконения, вышедшие после издания Феодосиева Кодекса. В комиссию вошло десять человек. Пять из них были уже заслуженные сановники, удостаивавшиеся консулата и имевшие сан патрициев. То были: бывший квестор двора Иоанн, бывший магистр армии и префект претория Леонтий, бывший магистр армии Фока, бывший префект Востока Базилид и квестор двора Фома. Не столь высокий ранг имели другие пять членов: магистр ведомства имперских агентов Трибониан, магистр канцелярии прошений и судебных дел Константин, комит консистория и профессор права в Константинопольской высшей школе Феофил и два константинопольских адвоката, Диоскор и Презентин.

Работа в комиссии шла весьма напряженно и быстро. Из членов комиссии выдался Трибониан, который и был удостоен вскоре назначения на пост квестора. Указом от 7 апреля 529 года Юстиниан возвестил сенату ο выходе в свет нового Кодекса права, которому он дал свое имя, назвав его Codex Justinianus

Материал Феодосиева Кодекса был переработан самым основательным образом, приняты были во внимание все последующие указы и очень большое число новых, принадлежавших уже Юстиниану. Кодекс был разделен на 12 книг в воспоминание ο 12 таблицах, древнейшем и единственном цельном кодексе римского права, finis aequi iuris, как называл его некогда Тацит

При новой редакции указов первой задачей являлось установление строгого единства и последовательного проведения принципов. Юстиниан специально подчёркивал мысль, что ни одна из статей нового кодекса не должна противоречить другой. С этой целью, ссылаясь на верховенство императорской власти, Юстиниан заявлял свое право устранять и отменять действовавшие прежде законы и установления. Когда дело было приведено к концу, Юстиниан объявил о вступлении в действие нового кодекса указом от 7 апреля 529 г. на имя префекта претория Мины, на обязанность которого он возлагал разослать текст кодекса по всем провинциям и объявить всем подданным императора о вступления его в действие с 16 апреля.

Общая схема расположения материала резко отличает этот новый кодекс от кодекса Феодосия. Для духа времени знаменательно, что тогда как в кодексе Феодосия указы, касающиеся религии, составляли последнюю, 16-ую, книгу, в кодексе Юстиниана им отведено первое место, и они заполняют 13 глав первой книги, и первая носит заглавие: «О верховной Троице и вере кафолической и чтобы никто не дерзал публично состязаться о ней». Христианство легло в основу правового строя государственной жизни.

Византийское право в IX–X вв.

С воцарением императоров Македонской династии начинается решительная борьба со всеми мероприятиями императоров-иконоборцев, в том числе и с их законодательством. Император Василий I решил отменить устаревшие нормы Юстинианова свода, а нормы, сохранившие свою силу, значительно переработать и включить в новый правовой сборник, В 879 г. был издан «Прохирон» – краткое изложение законов для судей, содержавший нормы гражданского, уголовного, церковного, отчасти судебного права. Прохирон имел силу закона.

Эпанагога – новое руководство для судей, изданное в промежутке между 884 и 886 гг., которое повторяло основные положения Прохирона. Система изложения Эпанагоги была значительно улучшена по сравнению с Прохироном.

Базилики (Василики) – новый законодательный сборник, «царские законы», опубликованные в 888–889 гг. Перед составителями Базилик императором Василием I была поставлена задача свести в один свод все законодательство Юстиниана, чтобы сосредоточить все правовые нормы по одному и тому же вопросу. В Базиликах содержались нормы не только светского, но и церковного права. Базилики являются последней официальной систематизацией права византийскими императорами.

Хрисовулы – особый вид императорских новелл с X в. получивших название «золотопечатные грамоты». В этих документах определялись привилегии предоставляемые государством духовенству.

В X в. в Византии была издана «Книга Эпарха» в которой системно были изложены нормы, определявшие организацию, жизнь и быт византийских корпораций торговцев и ремесленников.

Византийские кодексы содержат ряд норм о собственности, о сервитутах, в особенности городских; подробно освещают вопросы залогового права; содержат постановления об эмфитевзисе – наследственной аренде.

Римское обязательственное право, которое было регламентировано в своде Юстиниана, мало подверглось изменению в последующем византийском законодательстве. Но в связи с сокращением гражданского оборота в Византии многие институты римского обязательного права не получили дальнейшего развития в византийских кодексах. Сохранилось деление на обязательства из договоров и обязательства из деликтов. Сохранилась и система договоров, которые совершались преимущественно в письменной форме. Особенно подробному регулированию подвергся договор займа.

Брак в Византии регулировался нормами православного церковного права. Браку предшествовало обручение, которое сопровождалось особым церковным обрядом. Существовало множество условий для признания брака действительным. Также были обозначены возможные поводы для развода. Нормы семейного права Византии были восприняты в славянских государствах, принявших православие, в том числе и на Руси.

Византийское право, как и римское, различало наследование по завещанию и наследование по закону. Почти полностью были восприняты византийским правом и римские положения об опеке и попечительстве.

показать содержание

Государственный строй Византии

Византийская империя называлась «ромейским» государством. Во главе стоял император, в его руках – власть законодательная, исполнительная и судебная; он распоряжался светскими и церковными делами. Господствовавшая в Византии православная церковь утверждала, что власть императора от Бога, его личность считалась священной. Не было определенного порядка престолонаследия. Формально императора избирал сенат, армия и «народ» в лице своеобразных политических партий Византии. Некоторые императоры при жизни назначали себе преемника или «соправителя».

При императоре создавался совещательный орган – сенат (синклит), который обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Византии, рассматривал законопроекты, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам Государственный совет (консисторий) – другой совещательный орган при императоре, стоявший во главе центрального государственного управления в Византийской империи. Консисторий регулярно обсуждал все текущие вопросы государственного управления, осуществлял некоторые судебные функции Высшие должностные лица империи – подчинявшиеся императорам два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комитета финансов и два магистра армии.

Константинополь с прилегающей к нему сельской местностью до 100 миль составлял самостоятельную имперскую административную единицу. Во главе города стоял префект (эпарх) столицы, являвшийся по должности председателем сената. Квестор являлся председателем Государственного совета, ведал разработкой и рассылкой императорских указов, обладал судебной властью. Во главе армии – два магистра. Один командовал пехотой, другой – кавалерией В VII в. все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов или чинов. Лица, занимавшие высшие государственные должности, – логофеты.

Административное деление. Вся страна делилась на две префектуры. Префектуры делились на семь диоцезов, в каждом из которых было по 50 провинций. Первоначально гражданская власть отделена от военной, но в VI в. правительство в некоторых пограничных областях объединило в одних руках военно-гражданскую власть. В VII в. в связи с военной угрозой правительство перевело на военное положение многие пограничные провинции и передало управление ими военным начальникам. Возникла новая система местного управления – фемный строй. Фема – военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял командующий войсками – стратиг.

Высшим судебным органом был императорский суд, который рассматривал дела о государственных преступлениях (восстаниях и заговорах против императора). Этот суд был также высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции осуществлял Государственный совет по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Высшим церковным судом являлся суд константинопольского патриарха. Церковные суды рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также о преступлениях против религии, брака и нравственности, совершенных лицами, не принадлежащими к духовенству.

литература

  • Бела Адамик: К истории официального использования латинского языка. Реформа Юстиниана. В: Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae. Том 43, № 1/2, ноябрь 2003 г.,. , С. 229-241,. DOI : , ( на языке Кодекса и новеллы .).
  • Иоле Фарньоли (ред.): ACTI. Auxilium в Codices Theodosianum Iustinianumquevestigandos. LED Edizioni Universitaire, Милан 2009, ISBN 978-88-7916-403-0 .
  • Пауль Йёрс : Codex Iustinianus . В: Paulys Realencyclopadie der classischen Antiquity Science (RE). Том IV, 1, Штутгарт 1900, полковник 167-170.
  • Вольфганг Кайзер : Двуязычие повести Рейха при Юстиниане. Исследования по рассказам Юстиниана. В: Журнал Фонда истории права Савиньи . Романтический отдел. Vol. 129, Issue 1, 2012, pp. 392–474, doi : , (Кайзер противоречит Адамику по нескольким пунктам и занимает позицию, что Юстиниан ни в коем случае не полностью язык законодательства после завершения из Кодекса греческого; тот факт , что большинство из коротких рассказов только выжила в греческом связано только с тем , что латынь уже не говорят в Византии с 7 — го века и далее)..
  • Хартмут Леппин : Законодательство Юстиниана — император и его права. В: Карл-Иоахим Хёлькескамп , Эльке Штайн-Хёлькескамп (ред.): Памятные места античности. Римский мир. Beck, Мюнхен, 2006 г., ISBN 3-406-54682-X , стр. 457-466, (Краткое введение в последние исследования и дополнительные ссылки).
  • Бастиан Зан: Введение в источники римского права . В: JURA — Legal Training , 2015, стр. 452 f.

Английский перевод

До 20 века Кодекс не переводился на английский язык . В 1932 году английский перевод всего Corpus Juris Civilis (CJC) Сэмюэля Парсонса Скотта был опубликован посмертно. К сожалению, Скотт использовал издание CJC братьев Кригель, а не издание Теодора Моммзена , Пауля Крюгера , Рудольфа Шёлля и Вильгельма Кролля , которое считается наиболее надежным, и его перевод подвергся резкой критике. Рассматривая работу Скотта, ученый-римский юрист Бакленд писал, что Скотт «… имел в своем распоряжении достаточную широту и подготовил версию, написанную на английском языке, которую можно было бы читать с удовольствием. Но требовалось гораздо больше, чем было необходимо, и нельзя сказать, что работа удовлетворяет этим дополнительным требованиям «. Примерно в то же время, когда Скотт был активен, судья Верховного суда Вайоминга Фред Х. Блюм переводил Кодекс и романы, используя стандартную версию Моммзена, Крюгера, Шелля и Кролла. Хотя это не было напечатано при его жизни, в 2005 году его перевод Кодекса и Романов был опубликован на сайте Аннотированного Кодекса Юстиниана. Новый английский перевод Кодекса, основанный на переводе Блюма, был опубликован в октябре 2016 года.

Внутренняя структура Институций

Наиболее древними институциями являлись пособия, написанные римским юристом Гаем, который вел свою правовую деятельность во 2 веке н. э. Данное руководство предназначалось для начинающих юристов и использовалось в качестве учебника по элементарной юриспруденции. Институции Юстиниана взяли из этого пособия принцип структуризации. Так же, как и у Гая, весь учебник разделен на четыре большие части. Многие главы напрямую переписаны с пособия Гая, даже сам принцип деления на параграфы взят у этого древнего юриста. Каждая из четырех книг имеет собственный титул, каждый из титулов разделен на параграфы. После титула и перед первым параграфом обязательно присутствует краткая статья, именуемая principium. Возможно, члены комиссии Юстиниана не захотели изобретать велосипед и остановились на том варианте, который был наиболее удобен для изучения.

Пока шла напряженная работа по составлению новых правовых норм и понятий, законодательство Византии выпустило массу новых правил и толкований, которые также необходимо было пересмотреть. Некоторые из этих контроверз были подписаны непосредственно Юстинианом и объявлены в виде указов – число спорных указов достигало пятидесяти штук. Многие выдвинутые решения требовали новой оценки и пересмотра, поэтому после итогового выпуска Дигест и Институций некоторые нормы, изложенные в них, уже требовали пересмотра. Кодекс, изданный в 529 годы, содержал неправомерные или устаревшие положения, а значит, не отвечал выдвинутым требованиям. Комиссия была вынуждена рассмотреть спорные положения, переработать их заново и согласовать с уже выпущенными нормами и положениями. Данная работа была выполнена, и в 534 году вышла вторая редакция Кодекса, которая стала известна под названием Codex repetitae praelectionis.

На этом Свод законов Восточной Римской империи был закончен. Изданные уже впоследствии указы, корректирующие существующие нормы, касались частностей применения того или иного указа на практике. В существующей правовой традиции они объединены под общим названием новеллы Novellae leges. Некоторые из новелл имеют не только рекомендации по применению существующих норм закона, но и весьма широкие толкования некоторых областей юриспруденции. Император Юстиниан намеревался собрать новеллы и издать их как дополнение к существующим кодификациям. Но, к сожалению, этого ему сделать не удалось. До настоящего времени дошли несколько приватных сборников. Причем каждая из этих новелл должна трактоваться как дополнение к той или иной части кодификаций.

Все новеллы включали в себя конституции, изданные Юстинианом в годы его правления. Они содержали нормы, отменяющие ранние постановления императора. В большинстве случаев они написаны на греческом, кроме тех провинций, в которых в качестве государственного использовался латинский язык. Есть новеллы, изданные на обоих языках одновременно.

Каждая из новелл состоит из трех частей, в которых перечисляются поводы, ведущие к изданию новой конституции, содержание изменений и порядок вступления их в силу. В Юстиниановских новеллах первая часть называется Proaemium, а последующие делятся на главы. Заключительная часть называется Epilogus. Перечень вопросов, затронутых в новеллах, весьма разнообразен: вопросы применения гражданского права чередуются с административными, церковными или судейскими. Особенно интересны для изучения новеллы 127 и 118, которые касаются права наследования в случае отсутствия завещания. Они, кстати, легли в основу законодательства германских королевств. Интерес представляют также новеллы, посвященные семейному и публичному праву, и особенностям применения тех или иных правовых норм.

«Дигесты»

Как уже было сказано, «Дигесты» состояли из отрывков работ самых значительных юристов-классиков. Это основная и самая обширная область из кодификации императора Юстиниана. Документ насчитывает 9 тысяч 200 выдержек из 2 тысяч произведений 39 авторов, живших с I по V век новой эры. В «Дигесты» входило целых 50 томов, разделенных на титулы и фрагменты. При их составлении членам комиссии было дано разрешение изменять тексты с целью устранения противоречий, достижения в соответствии с новыми, современными реалиями.

Как и другие части «Свода», «Дигесты» имели статус закона. Император Юстиниан наложил запрет на действия по написанию к ним каких-либо комментариев. Он лишь позволил делать из них выдержки для перевода на греческий. По словам современных правоведов, «Пандекты» по своему содержанию носят энциклопедический характер, но при этом имеют четкие правовые приоритеты.

«Кодекс» и «Новеллы»

«Кодекс» является сборником конституций императоров, состоящим из 12 книг и 765 титулов. В него включено огромное число законов – 4 тысячи 600 конституций, касающихся области гражданских прав и судебной деятельности, начиная с 117 года. Они представляли собой нормативные акты, среди которых одним из доминирующих был эдикт. Его аналогом в российском понимании является указ, а также его можно сравнить с декретом.

«Новеллы», которые, как уже сказано, были изданы после кончины императора, сохранились в виде трех сборников. В них входило гораздо меньшее число конституций. Первый, относящийся к 566 году, включал 122 акта, два следующих, датированных VI – VII веками, 134 и 168 соответственно.

Значение законодательства Юстиниана

Институции, Дигесты и Кодекс представляли всю полноту римского права во всей его глубине и силе. То был, по словам виновника, «храм римской юстиции», создателем которого по праву считал себя Юстиниан. В столь быстром сооружении этого «храма» Юстиниан видел проявление благоволения Божия. Свое законодательство он признавал завершенным и совершенным, единым источником правовой жизни государства на будущее время, с устранением всех прежних юридических сочинений и сборников, не подлежащим никакому толкованию и распространению, а лишь применению. Считая ненужными какие-либо толкования изданного им права, Юстиниан допускал только дословный (???? ????) перевод на греческий язык.

Но в ту пору, когда Юстиниан в таких выражениях славил свое творение, выяснились для него и для его сотрудников многие недочеты в тексте его Кодекса. Составлена была новая комиссия под председательством Трибониана. Текст Кодекса был тщательно пересмотрен и исправлен, в него было внесено много указов самого Юстиниана за годы, последовавшие за первым изданием. Этот текст repetitae praelectionis, т. е. второе исправленное издание, был объявлен окончательным и совершенным, и с 18 ноября 534 года вступил в силу. В первый его титул вошло, под параграфом 8-м, изложение веры, составленное самим Юстинианом и удостоившееся одобрения папы Иоанна.

Закончив кодификацию, Юстиниан занялся регламентацией изучения права в школах. Из пяти существовавших тогда школ, он сохранил три: в Риме, Константинополе и Берите (Бейруте). Учение было рассчитано на 5 лет. Первый год полагался на изучение Институций и первых четырех книг Дигест, во второй третий и четвертый годы шло изучение Дигест, кроме последних 14 книг (от 37 до 50), предоставленных любознательности учащихся, в последний, пятый, год изучался Кодекс. Юстиниан всячески поощрял молодых людей к изучению права, и оканчивающим курс в обновленных школах присвоил право на титул Justinianus.

Великое дело Юстиниана имело значение, далеко выходящее за кругозор античного человечества, и новая христианская Европа начала свое историческое бытие с идеалом правового государства, который воздействовал на европейские народы. Прошли века, и право Юстиниана стало живым и действующим во всех западноевропейских государствах.

Гордые слова Юстиниана ? завершении храма римской юстиции были им же самим опровергнуты, так как он продолжал сам законодательствовать по разным общим и частным вопросам. Как дополнительные к существовавшему уже цельному и систематизированному Кодексу, эти новые законодательные акты получили имя leges novellae, новые законы, и назывались в сокращении новеллами. Большая часть их не заключает в себе новых принципов и норм права. Еще при Юстиниане делались попытки свести его новые законы в один сборник. Дошедший до нас наиболее полный сборник составлен не раньше времени императора Тиберия II, так как в него введены указы двух преемников Юстиниана I: Юстина II и Тиберия.

rushist.com

Итоги деятельности юристов

После выхода вышеназванного кодекса в период с 535 по 556 год включительно Юстинианом был издан ряд законов, объединенных в неофициальное собрание. Уже после его смерти оно было опубликовано под названием «Новеллы».

Таким образом, собственно, сама кодификация Юстиниана была осуществлена с апреля 529 по ноябрь 534 года и вмещала в себя:

  1. «Кодекс» – сборник конституций, принятых императорами.
  2. «Дигесты» («Пандекты») – обширную консолидацию извлечений из трудов авторитетных классических юристов.
  3. «Институции» – учебник права, имеющий силу закона.

В период Средневековья все указанные документы кодификации Юстиниана были объединены с новеллами в один сборник, который именовался Corpus Yuris Civilis, что означает «Свод цивильного (гражданского) права». Его впервые издал и дал ему именно это название в XVI веке юрист из Франции Дени Готофред. За образцы им были взяты не подлинные тексты, которые к тому времени не сохранились, а копии, сделанные на латыни и греческом с VI по XI век.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector