Государство и право франков

Особенности возникновения государства

Франкское государство сложилось в конце V — начале VI в. на территории Галлии — провинции Рима. Так называлась область Западной Европы, почти совпадающая с территорией нынешней Франции. Это государство было образовано одним из германских племен — салическими (приморскими) франками. С IV в. салические франки населяли низовья Рейна, а в V в. расширили свои владения до р. Соммы.

Во второй половине IV в. франки стали селиться на территории римской провинции Галлии в качестве «федератов» Римской империи. Получая земли для поселения, они брали на себя обязательство помогать оборонять границы империи. После падения Западной римской империи франки стали захватывать остатки римских владений в Галлии. В 486 г. при Суассоне салические франки, возглавляемые военным вождем Хлодвигом (486-511 гг.) из рода Меровингов, нанесли поражение римским войскам и захватили части Галлии вплоть до р. Луары. Уже через 22 года почти вся Галлия находилась в руках Хлодвига. В период своего расцвета Франкское государство включало территорию современных Франции, Бельгии, Люксембурга, а также некоторых областей Нидерландов, ФРГ, Италии и Испании.

В развитии Франкского государства можно отметить следующие периоды: 1й период — монархия Меровингов (VI в. — начало VIII в.); 2й период — монархия Каролингов (первая половина VIII в. — середина IX в.).

В 843 г. государство франков прекратило свое существование. Оно распалось на три части, доставшиеся внукам Карла Великого: Западно-Франкское королевство (непосредственный предшественник Франции), Восточно-Франкское королевство (отчасти будущая Германия) и «Средняя Франция,» (области вокруг Рейна, Роны и Италия).

Возникновение и становление Франкского государства имело свои особенности.

Во-первых, средневековое общество на территории Галлии складывалось в ходе взаимодействия и синтеза находившихся в стадии разложения родоплеменных отношений у завоевателей и рабовладельческих отношений у коренного населения. Это взаимодействие ускорило становление феодального строя, в первую очередь, для франков. Такие позднеантичные явления, как колонат, рентная форма эксплуатации, патронат, существовавшие в Галлии задолго до ее завоевания франками, облегчили разложение общинных отношений и феодализацию франкского общества. Влияние «протофеодальных» явлений на формирование нового общественного строя было особенно велико в южной части Галлии, где завоеватели жили в тесном контакте с галло-римлянами.

Во-вторых, сложившийся на базе двух общественных систем феодальный строй сохранил особенности и той и другой. Так, социальная структура формируемого общества включала не только втягивавшихся в зависимое положение свободных, но и рабов, колонов, вольноотпущенников. Не единообразной была и система государственных органов. В северной и северо-восточной части королевства, где были особенно прочны пережитки родоплеменных отношений, некоторое время функционировали судебные собрания, включавшие свободных жителей. Главой низшей административной единицы — сотни являлся выборный сотник: В южной (романизированной) части Галлии местное управление находилось в руках должностных лиц, назначавшихся королевской властью из числа галло-римской знати.

В-третьих, в формировании государства франков известную роль сыграли остатки римских политических и юридических учреждений. В частности, в больших городах юга и центра государства оставались некоторые элементы римской муниципальной организации (городской общины). В период правления Каролингов по римскому образцу строилась военная организация (была введена гарнизонная служба, военные отряды подчинялись местным должностным лицам, король назначал командиров — тысячников, сотников). Франки восприняли также налоговую систему римлян, основы латинского языка, монетную систему.

Вместе с тем, социокультурное и другое взаимовлияние германского и галло-римского общества нельзя преувеличивать. Оно не привело к формированию единой народности. В целом на территории Франкского государства сложилось две народности: северофранкская (к северу от р. Луары) и южнофранкская (будущая провансальская), которые отличались друг от друга языком и культурой. 

Франкское государство в 6-7 вв

У Хлодвига было четверо сыновей – Теодорих, Хильдерберт, Хлодомер и Хлотарь, которые, в отличие от своего мудрого отца, не видели смысла в создании единого централизованного государства. Сразу после его смерти королевство было разделено на четыре части со столицами в:

  • Реймсе (Теодорих);
  • Орлеане (Хлодомер);
  • Париже (Хильдерберт);
  • Суассоне (Хлотарь).

Такое разделение ослабило королевство, но не помешало проводить франкам успешные военные компании. К самым знаковым для Франкского королевства победам стоит отнести успешные походы против Тюрингского и Бургундского королевств. Они были завоеваны и включены в состав Франкии.

После смерти Хдодвига королевство на двести лет погрузилось в междоусобные войны. Дважды страна оказывалась под властью одного правителя. В первый раз это случилось в 558 году, когда младший сын Хлодвига Хлотарь Первый смог объединить все части королевства. Но его правление продолжалось всего три года, и междоусобицы снова захлестнули страну. Второй раз объединить Франкское королевство удалось только в 613 году Хлотарю Второму, управлявшему страной до 628 года.

Результатами длительных междоусобиц стали:

  • Постоянное изменение внутренних границ;
  • Противостояния между родственниками;
  • Убийства;
  • Втягивание в политическое противостояние дружинников и обычных крестьян;
  • Политическое соперничество;
  • Отсутствие центральной власти;
  • Жестокость и распущенность;
  • Попрание христианских ценностей;
  • Снижение авторитета церкви;
  • Обогащение военного сословия за счёт постоянных походов и грабежей.

3.Экономическая структура

Иерархия руководила многоплеменное население сводом законов “Салическая правда”, согласно которой: • Париж – столица • Король – глава государства • Вероисповедание – римско-католическое христианство • Майордом – главный организатор и управляющий деятельностью государства, первый советник • Граф – организатор и управляющий деятельностью округа, юридический советник, судья и сборщик налогов во вверенном округе • Маршал – командующий конницей • Референдарий – управляющий канцелярией • Аллод – собственность семьи.

Сложившаяся экономическая система легла в основу феодального строя, что позволило эффективно руководить королевством и сохранять установленные границы.

Со временем, пережив свой расцвет, королевство меровингов стало ареной борьбы между наследниками Хлодвига и потеряла реальную власть.

К середине 7-ого века королевство стояло на грани развала, так как ее части, как то — Нейстрия, Австразия, Бургундия, Аквитания, Тюрингия, Бовария, стремились отделиться.

В этот исторический период возросла роль майордомов, которые фактически осуществляли управление делами во всем королевстве.

Светский бенефиций

В Средневековье и позже этим словом обозначалось земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование на условии несения службы — придворной, административной, но главным образом — военной; поэтому под бенефицием обычно понимают военное условное земельное держание (в отличие от прекария, который был условным держанием крестьянского типа). Невыполнение условий держателем влекло ликвидацию бенефиция. В случае смерти получателя либо жалователя бенефиций возвращался собственнику или его наследникам. Затем бенефиций мог быть передан на основе нового соглашения.

В широкую практику бенефициум был введен Карлом Мартеллом. Распространение бенефиция — одно из проявлений аграрного переворота, произошедшего во Франкском государстве в VIII в.: аллоды, дарения в полную безусловную собственность были заменены пожалованиями в пожизненное пользование. Изменилась социальная структура франкского общества, появился новый военный слой бенефициариев, связанных с королевской властью поземельными отношениями. В IX—X вв. бенефиций приобрёл черты феода (лена). Бенефиций способствовал появлению профессиональных воинов-рыцарей, а также возникновению отношений личной верности и покровительства (вассалитета) между жалователем и бенефициарием. Бенефиций раздавали не только короли, но и крупные феодалы. Вскоре многие бенефициарии стали могущественнее королей.

Церковный бенефиций

В католической церкви с IX века под бенефицием обычно понималась доходная должность при храме, реже земельное владение, вручаемые духовному лицу в награду за оказанную церкви службу. Бенефициар оплачивался из церковной кассы, которая формировалась из пожертвований верующих, патрона данного храма (вплоть до короля, если храм был большим и знаменитым), из части налога, известного под именем церковной десятины и от аренды церковной собственности. С XII века появились особые виды церковного бенефиция — пребенда (praebenda) и «епископское довольствие» (mensa episcopalis). Число бенефициев, которые мог получить священник в разных местах и в разное время, не было ограничено, что иногда вело к злоупотреблениям и чрезмерному обогащению.

Решением Второго Ватиканского собора система бенефициев (в т.ч. пребенды) была упразднена. Новый Кодекс канонического права устанавливает, что доходы церковного учреждения должны направляться в специальный епархиальный фонд для содержания клириков, состоящих на службе в данной епархии (впрочем, в Австрии старый институт бенефициев продолжает действовать и поныне).

Происхождение франков Править

В исторических памятниках имя франков появилось начиная с III века, причём римские писатели называли франками многие германские племена, носившие различные наименования. По-видимому, франки представляли новое, очень обширное племенное объединение, включившее в свой состав ряд германских племён, слившихся или смешавшихся во время переселений. Франки распадались на две большие ветви — приморских, или салических, франков (от латинского слова «salum», что значит море), живших у устья Рейна, и прибрежных, или рипуарских, франков (от латинского слова «ripa», что значит берег), живших южнее по берегам Рейна и Мааса. Франки неоднократно переправлялись через Рейн, совершая набеги на римские владения в Галлии или оседая там на положении союзников Рима.

В V веке франки захватили значительную часть территории Римской империи, а именно Северо-Восточную Галлию. Во главе франкских владений стояли вожди прежних племён. Из вождей франков известен Меровей, при котором франки сражались против Аттилы на Каталаунских полях (451 год) и от имени которого произошло название королевского рода Меровингов. Сыном и преемником Меровея был вождь Хильдерик, могилу которого нашли близ Турне. Сыном и наследником Хильдерика был наиболее видный представитель рода Меровингов — король Хлодвиг I (481–511).

Это интересно: 1296,ЕЛЬСКИЙ Константин Михайлович (17.2.1837-26.11.1896)

Государственный строй Франкского государства на первом этапе (V–VII вв.)

Становление государственного строя происходит путем перерождения органов племенной демократии франков в органы государственной власти. Огромные завоеванные территории потребовали особой организации управления и их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое положение единоличного правителя. Из простого военачальника он превратился в монарха, уничтожая всех, кто стоял на его пути. Важным моментом в укреплении позиций Франкского государства послужило принятие Хлодвигом христианства. Пошел процесс складывания раннефеодальной монархии. Глава государства – король в это время стал прежде всего военным предводителем, главными заботами которого являлись охрана общественного спокойствия и усмирение лиц, выходивших из повиновения. Государственный аппарат еще только создавался, не было четкого разграничения полномочий королевских чиновников. Управление государством сосредоточивалось в руках королевских слуг и приближенных. Зарождалась так называемая дворцово-вотчинная система управления. Среди приближенных короля выделялись: дворцовый граф, выполнявший судебные функции; референдарий – хранитель королевской печати, ведавший делопроизводством короля; камерарий – следивший за поступлениями в казну и сохранностью имущества дворца.

Формирование местных органов власти происходило под влиянием позднеримских порядков. Так, вся территория государства была поделена на округа, которые возглавлялись назначаемыми королем графами. Они осуществляли полицейские, военные и судебные функции. Графства делились на сотни.

В VIII в. управление государством усложнилось. В 800 г. франкское государство было провозглашено империей.

Королевская власть приобрела особый характер и свои полномочия. Власть и личность императора получили священное признание со стороны церкви. Титул императора сделал неоспоримыми законодательные и судебные права короля. Однако, как и ранее, государственный аппарат сосредоточивался при дворе.

Местная администрация была организована следующим образом. Королевство делилось на округа – паги. Во главе каждого из них стоял граф, назначавшийся королем обычно из числа крупных землевладельцев. Он осуществлял административные, судебные, военные и фискальные полномочия. Паги, в свою очередь, делились на сотни. Во главе каждой из них стоял сотник, представитель графа в низшем суде. В некоторых областях (обычно пограничных) короли назначали герцогов, полномочия которых простирались на несколько графств (от 2 до 12). Герцог осуществлял полномочия графа в тех частях порученной ему территории, где почему-либо не было в этот момент графа; его главными задачами являлись поддержание мира в стране и организация обороны.

Реформы Карла Мартелла

Карл Мартелл (Молот) был майордомом при нескольких королях в первой половине VIII в. Майордом — должностное лицо, возглавлявшее управление королевским дворцом, а впоследствии фактически глава государства с правом наследования должности.

Карл Мартелл пришел к власти в сложный период дестабилизации обстановки в стране (борьба между феодалами), децентрализации государственного управления и внешнеполитической угрозы (угроза нашествия арабов).

Для укрепления военного могущества страны и упрочнения государственной централизации Карл Мартелл провел ряд мероприятий:

  1. Отмена дарения земель в полную собственность.
  2. Конфискация земли у некоторых феодалов, монастырей и передача ее в условное пожизненное держание — бенефиций при условии несения службы (военной или административной в пользу короля).
  3. Создание войска новой модели — от дружинной организации и народного ополчения к конному рыцарскому войску.

Результаты деятельности К. Мартелла:

  1. Временное усиление центральной власти.
  2. Отражение внешних врагов.
  3. Стабилизация обстановки внутри государства.
  4. Завоевательные походы в соседние страны.
  5. Складывание отношений сюзеренитета-вассалитета.

В итоге реформы К. Мартелла способствовали расширению феодального землевладения. (Однако некоторые исследователи утверждают, что в дальнейшем реформы привели к полнейшему распаду государства).

Углубление самовластия знати — типичное для эволюции всех раннесредневековых обществ — проявилось во Франкском государстве на ранних этапах. Рост личной власти светских и церковных магнатов использовался для увеличения числа зависимых крестьян. В VII — начале VIII в. среди несвободных держателей земли преобладали галло-римские колоны и рабы. Превращение обедневших свободных крестьян в зависимых едва только начиналось.

Основные формы зависимости:

  1. Самозакабаление — имущественная и личная зависимость крестьян от землевладельцев.
  2. Коммендации — возникает в отношениях крестьян с католической церковью, характеризуется постепенной потерей имущественной и личной независимости.
  3. Прекарий — это просьба о передаче земли в пользование. Выделяют три формы:
  • прекарий данный») — крестьянин получал землю во временное пользование;
  • прекарий возмещенный») — крестьянин отдавал свой надел и получал его обратно во владение (возникал вследствие залога земли в обеспечение долга);
  • прекарий подаренный») — прекарист, находившийся уже в экономической зависимости, отдавал свой участок и получал его с прибавленным, в качестве держания.

Все это отражало становление раннефеодального общества. Со временем увеличиваются имущественные права сеньоров, их судебная, военная и финансовая власть над крестьянами.

Правление майордомов

К концу 7 в. королевская власть уже не была авторитетом во Франкском королевстве. Все рычаги власти сосредотачивали у майордомов, должность которых в конце 7 – начале 8 вв. стали наследственными. Это привело к тому, что правители династии Меровингов потеряли контроль над страной.

В начале 8 в. законодательная и исполнительная власть перешла к знатному франкскому роду Мартеллов. Тогда должность королевского майордома занял Карл Мартелл, который провёл ряд важных реформ:

  • По его инициативе возникла новая форма собственности – бенефиций. Все земли и крестьяне, входившие в бенефиций, становились условной собственной вассала. Право на держание бенефиция имели только лица, несшие военную службу. Уход со службы означал и потерю бенефиция. Право раздавать бенефиции принадлежало крупным землевладельцам и майордому. Результатом этой реформы стало формирование прочной вассально-ленной системы;
  • Была проведена реформа армии, в рамках которой было создано мобильное конное войско;
  • Была укреплена вертикаль власти;
  • Вся территория государства была поделена на округа, возглавляемые графьями, назначенными непосредственно королём. В руках каждого графа была сосредоточена судебная, военная и административная власть.

Результатами реформ Карла Мартелла стали:

  • Быстрый рост и усиление феодального строя;
  • Укрепление судебной и финансовой систем;
  • Рост мощи и власти феодалов;
  • Увеличение прав землевладельцев, особенно крупных. В то время во Франкском королевстве существовала практика раздачи иммунитетных грамот, которые мог выдавать только глава государства. Получив такой документ, феодал становился полноправным хозяином на подвластных территориях;
  • Уничтожение система дарения собственности;
  • Конфискация имущества у церкви и монастырей.

Мартелла сменил его сын Пипин (751 г.), который, в отличие от отца, был коронован. А уже его сын — Карл, прозванный Великим, в 809 г. стал первым императором франков.

В эпоху правления майордомов государство значительно окрепло. Новому государственному строю были свойственны два явления:

  • Полная ликвидация органов местной власти, существовавших до середины 8 в.;
  • Укрепление власти короля.

Короли получили широкие властные полномочия. Во-первых, они имели право созывать народное собрание. Во-вторых, формировали ополчение, дружину и армию. В-третьих, издавали распоряжения, которые распространялись на всех жителей страны. В-четвёртых, они имели право занимать пост верховного главнокомандующего. В-пятых, короли вершили судопроизводство. И, наконец, в-шестых, собирали налоги. Все приказы государя были обязательны к исполнению. Если этого не происходило, нарушителя ожидали огромный штраф, телесное наказание или смертная казнь.

Система судебной власти в стране выглядела следующим образом:

  • У короля – высшая судебная власть;
  • На местах рассмотрением дел занимались сначала суды общин, а потом — феодалы.

Таким образом, Карл Мартелл не просто изменил страну, а создал все условия для дальнейшей централизации государства, его политического единства и усиления королевской власти.

Государственный строй

При Карле Великом территория государства была разделена на 200 графств. Каждый граф назначался королем и обладал высшей военной, судебной и фискальной властью. Для контроля за деятельностью графов была создана «инспекция»: специальные королевские посланники — missi, которые время от времени направлялись для проверки положения дел. Посланцы (обычно от двух до пяти духовных и светских лица) могли сменять должностных лиц, назначенных графами, подавлять мятежи, отменять решения графов.

Одновременно Карл Великий и королевский двор, постоянно переезжая с места на место, лично контролировал государственные дела. Необходимо отметить, что государственный аппарат — мини- стериалы, по-прежнему был сосредоточен в королевском дворе:

  • дворцовый граф или пфальцграф заведовал дворцовым хозяйством и отправлял правосудие;
  • канцлер хранил государственную печать, отвечал за составление королевских актов, возглавлял канцелярию;
  • архикапеллан возглавлял франкское духовенство, был духовником короля и советником по церковным делам, хранителем особой святыни франкских монархов — плаща св. Мартина Турского;
  • маршал и коннетабль были военачальниками;
  • сенешал руководил делами дворца;
  • тезаурарий — государственный казначей.

По мере оседания дружины на земле и превращения ее в крупных земельных собственников появляется необходимость в создании такого механизма, который бы удовлетворял условиям формировавшихся феодальных отношений. Возрастает роль министериалов — высших должностных лиц. Они первоначально управляют королевским хозяйством, затем возглавляют государственное управление и суд.

Салическая правда — источник раннефеодального (варварского) права

Салическая правда (Lex Salica) — сборник записей обычного права, созданный в 507-511 гг. в период правления короля Хлодвига.

Салическая правда представляла собой не свод законов Франкского королевства, а судебник, предназначенный для непосредственного практического применения.

Общая характеристика Салической правды:

  1. Язык написания (латинский в изложении варваров).
  2. Казуистический характер и неразработанность (отсутствие общих теоретических понятий).
  3. Правовые действия, нормы и акты, использованные в документе, отличаются формализмом.
  4. Основное содержание — нормы, посвященные судебному процессу и уголовным наказаниям.
  5. Относительная мягкость уголовно-правовых санкций. Используются штрафы, которые исчисляются в римских денежных единицах (солидах и динарах).
  6. Отражает процесс развития права собственности на землю.
  7. Сохраняется связь с религией (применяются ордалии).
  8. Сохранение пережитков первобытно-общинного строя (коллективная ответственность).
  9. Отражен процесс разложения родовых отношений.
  10. Кровная месть отменяется (заменяется штрафом).

Гражданское право. В Салической правде юридически закреплялась общинная собственность на землю. Земельные участки, общинные угодья являлись достоянием всей общины. Участки пахотной земли в равной мере распределялись между крестьянскими семьями. Земля общины не могла быть объектом гражданско-правовых сделок. Частная собственность на землю возникает вследствие захвата не занятой никем территории.

Договорные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.

Существовал особый договор дарения — аффатомия, который предусматривал обеспечение интересов третьего лица, а по сути являлся наследованием по завещанию. В соответствии с данным договором, собственник передавал свое имущество или его часть какому-нибудь доверенному лицу, которое не состояло с дарителем в родственных связях. По истечению одного года это доверенное лицо должно было передать порученное ему имущество кому-либо из наследников дарителя, о чем участники сделки договаривались заблаговременно. За несвоевременное исполнение обязательств полагался штраф, за неисполнение — имущественная ответственность.

В Салической правде развито наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону движимого и недвижимого имущества осуществлялось неравномерно. Право наследования недвижимости (земли) принадлежало только сыновьям, если их не было, то общине. Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. Лицо, вступившее в брак с вдовой, имеющей имущество, должно было уплатить родным первого мужа сумму в три солида и один динарий.

Уголовное право

Главное внимание в Салической правде уделено преступлениям и наказаниям. Термин «преступление» в Салической правде отсутствовал

Между тем франкское общество под преступлением понимало причинение вреда потерпевшему и нарушение королевского мира.

Условно все преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

  • преступление против личности (убийство, клевета, оскорбление);
  • преступление против имущества (кража, грабеж, поджог);
  • преступление против правосудия (лжесвидетельство, неявка в суд);
  • нарушение предписаний короля.

Салический закон знал понятие «отягчающие обстоятельства», таковыми считались:

  • групповое убийство;
  • убийство в походе;
  • преступления, совершенные в ночное время;
  • попытка скрыть следы преступления.

Основной целью наказаний было компенсирование вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Система наказаний по Салической правде включала:

  • смертную казнь;
  • телесные наказания;
  • членовредительные наказания;
  • штрафы.

В Салической правде обычай кровной мести заменяется вергельдом — штрафом за убийство (зависел от социального положения, пола и возраста убитого).

Судоустройство и судопроизводство. Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер и был публичным. Не было деления на гражданское и уголовное судопроизводство.

Дело возбуждалось по инициативе истца, стороны имели равные права. Потерпевший (либо его родственники) обязан был собрать и представить суду доказательства.

Система доказательств включала:

  • выступление соприсяжников («свидетели доброй славы»);
  • показание свидетелей;
  • ордалии — «Божий суд» (испытание кипящей водой, огнем и железом).

показать содержание

Государство и право средних веков. Периоды его развития

Падение главного оплота рабства – Римской империи – сделало возможным выход на политическую арену Западной Европы многих этносов и народов. На смену рабовладельческому строю приходил феодальный.

Система феодальных отношений возникала в различных исторических условиях. В одних случаях она складывалась в недрах самого рабовладельческого общества при его разложении, как, например, в древнем Риме, в других – при разложении родового строя.

Экономическую основу феодального государства составляли собственность феодалов на землю и другие средства производства, частная собственность лично зависимых от феодала крестьян на мелкие сельскохозяйственные орудия, безвоздмездный труд крестьянина на феодала. Монополия феодалов на землю создавала экономическую зависимость крестьянина, ведущего свое хозяйство на их земле. Экономическая зависимость была основой и личной зависимости от феодалов.

История средневековья, прошедшая под флагом феодализма, насчитывает более тысячи лет. Формой правления в феодальных государствах (за редким исключением) была монархия, которая на протяжении тысячелетия развивалась. В основу периодизации феодализма и будет положена эволюция этой формы правления. Поэтому все государственно-правовые институты стран, рассматриваемых в данном учебнике, будут исследоваться через призму раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии.

Правление Карла Великого

Карл Великий правил государством с 768 по 814 гг. За время его правления было совершено больше 50 набегов на близлежащие территории. 

За эти годы франкское государство значительно увеличилось. Король раздавал аристократии завоеванные земли, безжалостно расправлялся с теми, кто не хотел ему покоряться.

Он и его большое войско ежегодно отправлялись в далекие походы. Два раза его армия нападала на Италию, вследствие чего большая часть государства была присоединена к Франкии. Чуть позже развернул кампанию против арабов и отвоевал себе небольшую область на юг от Пиренейских гор.

Самая нелегкая и затяжная война случилась с племенами саксов. Против них Карл предпринял 8 походов. Франкам не составляло большого труда их завоевывать. Когда они отправлялись домой, саксы уничтожали и жгли построенные укрепления. Больше 30 лет длилось их противостояние, пока король не переманил на свою сторону знатных саксов и не подкупил их.

Карл Великий провозгласил себя императором в 800 году. Таким образом, он хотел усилить свою власть над завоеванными им народами. Но империя получилась непрочной и просуществовала недолго.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector