Всеобщая история

Расправа Хлодвига со своими родичами

Почему Хлодвиг не был канонизирован

Манускрипт 4404 (Королевская библиотека) — титульный лист «Салической правды»

Заслуги Хлодвига, крестителя своей страны, перед церковью были велики. Его супруга, королева Клотильда получила нимб святости. Но Хлодвиг не был канонизирован, и виной тому был характер короля, прагматичного до цинизма. Крещение не было связано для него с нравственным переворотом. Хлодвиг видел в принятии христианства, прежде всего, практическую пользу и, уже став христианином, безо всяких угрызений совести осуществил свои планы расправы над всеми королями-родичами.

Присоединение земель рипуарских франков

На правившего в Кёльне короля рипуарских франков Сигиберта Хромого он натравил его сына Хлодериха, а когда тот по его наущениям избавился от отца, посланцы Хлодвига умертвили его самого; Хлодвиг же присоединил к своим владениям земли Сигиберта, заявив о своей полной непричастности ко всему происшедшему (509).

Захват земель Харариха

В других случаях он прибегал к военной силе. Так, Хлодвиг выступил против одного из вождей салических франков, владеющего частью территорий в низовьях Рейна, некоего Харариха. Прежде Хлодвиг просил у того помощи во время войны против Сиагрия, но Харарих предпочёл занять выжидательную позицию, следя за тем, кто из противников победит. Хлодвиг захватил в плен Харариха с сыном и насильно остриг им волосы, объявив отца священником, а сына дьяконом. Тем самым Харарих и его сын лишались права королевского наследования. Далее Григорий повествует, что, когда Харарих сетовал на то, что его унизили, и плакал, его сын сказал: «Эти ветви срезаны на зелёном дереве, но ветви вовсе не засохли и быстро могут вновь отрасти. Если бы так же быстро погиб тот, кто это сделал!» Эти слова достигли ушей Хлодвига, и он приказал их обезглавить.

Убийство Рагнахара и его братьев Рихара и Ригномера

Затем Хлодвиг замыслил захватить и земли своего союзника и родственника Рагнахара из Камбре. Он подкупил дружинников Рагнахара, послав им золотые запястья и перевязи; однако, как отмечает Григорий Турский, все эти вещи были только похожи на золотые, а на самом деле они были искусно позолочены. После чего Хлодвиг выступил против Рагнахара; сразу же после начала сражения воины Рагнахара изменили ему, захватили Рагнахара и его брата Рихара и выдали их связанными Хлодвигу. Хлодвиг сказал ему: «Зачем ты унизил наш род тем, что позволил себя связать? Лучше тебе было бы умереть». И, подняв секиру, рассёк ему голову, затем, обратившись к его брату, сказал: «Если бы ты помог своему брату, его бы не связали» — и убил его таким же образом, поразив секирой. После смерти обоих предатели узнали, что золото, которое они получили от короля Хлодвига, поддельное. Говорят, что, когда они об этом сказали королю, он им ответил: «По заслугам получает такое золото тот, кто по своей воле предаёт своего господина смерти. Вы должны быть довольны тем, что остались в живых, а не умерли под пытками, заплатив таким образом за предательство своих господ». Брат Рагнахара Ригномер по приказу Хлодвига также был убит в городе Ле-Мане. Таким образом земли салических франков с центром в Камбре были присоединены к владениям Хлодвига.

Некоторые историки относят завоевание Хлодвигом территории салических франков не к концу правления Хлодвига, как об этом повествует Григорий Турский, а к первому периоду его завоеваний, а именно ко времени победы Хлодвига над Сиагрием.

Расправа с другими родственниками

Сочетая силу с вероломством, Хлодвиг истребил и других родственных ему королей, да и просто родственников, со стороны которых он мог опасаться покушений на его власть и жизнь. Колоритно известие, сообщаемое Григорием Турским: «Собрав однажды своих, он, говорят, с сожалением вспомнил о родственниках, которых сам же погубил: „Горе мне, я остался, как странник среди чужой земли и не имею родственников, которые могли бы мне помочь в случае несчастья!“. Но это не значило, что он был опечален их смертью, а говорил так по хитрости, рассчитывая узнать, не остался ли ещё кто-нибудь в живых, чтобы умертвить всех до последнего».

Клотильда из Бургундии

В Бургундии, которую Хлодвиг также не мог обделять вниманием, делая ставку на объединение галльских земель, жила дочь одного из правителей, Клотильда (Хродехильда). Родителей – короля Хильперика и его жену Каретену, убил в борьбе за дядя Клотильды, взяв затем ее и сестру себе на воспитание

Когда послы Хлодвига в очередной раз прибыли для ведения переговоров в Бургундию, юность и красота Клотильды поразила их. Вернувшись, они рассказали о светловолосой и зеленоглазой красавице Хлодвигу, и тот немедленно захотел на ней жениться – к тому же, это отвечало его целям относительно союза с Бургундией. Так семнадцатилетняя девушка стала женой франкского короля.

Клотильда была христианкой, в этой вере ее воспитывала мать, и к ней она мечтала приобщить своего мужа. По-видимому, между супругами на протяжении всего брака складывались теплые отношения, но принять христианство Хлодвиг отказывался. Первый сын Клотильды, Ингомер, вскоре после рождения заболел, и королева убедила мужа крестить ребенка ради его спасения. Мальчик вскоре умер. Позже родился второй сын, Хлодомир, также крещенный по настоянию Клотильды. Нового наследника поразила та же болезнь, но, как отмечает летописец, матери удалось спасти его своими молитвами. Примечательно, что король долгое время сохранял скептицизм по отношению к вероисповеданию жены, и тем не менее поддавался на ее убеждения в таком серьезном деле – детей Клотильда воспитывала в чуждой для Хлодвига вере.

Другим просветителем и наставником короля называют епископа Ремигия, того, что по преданию стал участником инцидента с чашей в Суассоне.

Исцеление крещенного сына не убедило Хлодвига стать христианином, однако в 496 году, когда его войска сражались против аллеманнов, перед решающей битвой король дал обет. Видя, что силы противника существенно превышают численность франков, он объявил, что примет христианскую веру в случае, если победит. 25 декабря, в Рождество, Хлодвиг и несколько тысяч его воинов прошли обряд крещения.

По легенде, во время таинства к Хлодвигу прилетел ангел, обратившись голубем. Он принес сосуд с елеем – маслом для помазания. Позже этот сосуд стал одной из главных французских реликвий и получил название Святая Стеклянница. Она веками использовалась в обряде коронации и хранилась в соборе в Реймсе, в городе, где получали официальный титул французские короли начиная с Людовика I Благочестивого.

Святая Стеклянница была разбита во время Французской Революции в 1793 году, однако ее осколок сохранили и использовали при создании нового сосуда, который был использован при коронации Карла X.

Укрепление Франкского государства

Власть короля франков укрепилась за счёт поддержки римского духовенства. Отныне Хлодвиг совершал свои завоевания под именем церкви и в защиту католиков. В 500 году он присоединил Бургундию, в 507 году захватил земли вестготов.

В качестве своей новой резиденции франкский завоеватель выбрал Париж. Он не только воевал, но и путём интриг физически устранял своих соперников и даже родственников. Итогом такой политики стало расширение границ Франкского государства на всю территорию от левого берега Рейна.

В стремлении стать не просто завоевателем, а настоящим правителем Хлодвиг повелел издать свод первых франкских законов «Салическая правда». Свод, содержащий 65 глав, в основном по вопросам наказаний за нарушения обычаев, стал одним из первых источников европейского права. Главным судьёй был сам Хлодвиг. Он же имел право толковать законы по своему усмотрению.

Не забывая о необходимости укрепления церкви, в 511 году Хлодвиг собрал первый во Франкском государстве церковный собор в Орлеане. Это стало последним историческим достижением короля франков, в 511 году он умер, оставив правление своим четырём сыновьям.

Супруга Клотильда, пережила Хлодвига на 33 года. После смерти, за благочестивый нрав и заслуги в установлении католичества, была канонизирована.

Хлодвига, несмотря на очевидные достижения, католическая церковь так и не причислила к лику святых. Считалось, что жёсткий и циничный Хлодвиг не был примерным христианином. Похоронен первый король франков в Аббатстве Святой Женевьевы в Париже.

Духовенство и миряне

Распространение христианства внесло свои коррективы в обустройство общественного строя. Верующие разделились на две большие группы: духовенство и миряне.

Руководство духовной жизнью прихожан осуществляли представители духовенства. В храмах они организовывали богослужения, проводили проповеди, наставляли христиан на путь веры.

Остальные верующие жили «в миру», то есть вели обычный образ жизни, не посвящая себя служению Богу. Они являлись прихожанами церквей. Золотым правилом мирянина являлось регулярное посещение храма, чтение молитв и соблюдение поста.

Помимо служения в церкви, духовенство храма было наделено рядом привилегий:

  • освобождение от уплаты налогов;
  • освобождение от воинской службы;
  • подчинение только церковному суду.

Духовенство в Средние века являлось самым грамотным сословием. Чтобы вести богослужения, изучать Библию, необходимо было знать латынь и уметь читать. Благодаря грамотности, церковное духовенство пользовалось особым уважением среди мирян. В те времена были безграмотны не только ремесленники и крестьяне, но и многие знатные люди.

Благодаря материальной обеспеченности, грамотности, содействию правителей, служители церкви имели существенную власть над верующими. Церковь и духовенство, заручившись поддержкой наиболее активных мирян, становились центром городских и сельских поселений.

ВЫВОД: рост количества верующих христиан приводит к появлению новых социальных слоев — духовенства и мирян, к увеличению власти и росту материальных благ духовенства.

Хлодвиг и Клотильда — вместе и порознь

Крещение Хлодвига не сделало его святым – завоевания и убийства продолжались. Король, подчинивший себе огромную территорию, боялся заговоров и нападений прежде всего со стороны своих родственников, а потому действовал на опережение, собственноручно расправляясь с ними. Эта участь постигла Рагнахара и его братьев, не только состоявших в Хлодвигом в родстве, но и ставших его союзниками в завоевании земель Галлии. В жизнеописании короля упоминается, что даже тоску по отсутствию оставшихся в живых родных он выражал с умыслом: не проявит ли участия к нему кто-то, кого можно потом на всякий случай умертвить. В отличие от своей жены, Хлодвиг так и не был канонизирован.

Хлодвиг умер в возрасте около 45 лет и был похоронен рядом со святой Женевьевой. Клотильда же, за время брака родившая от короля шестерых детей, удалилась в Тур, где прожила оставшиеся 33 года своей жизни. Она посвятила себя молитвам, милостыне нуждающимся, служению церкви, при которой жила. К концу дней Клотильда раздала все, что у нее было.

Клотильда считается покровительницей Парижа. С ней связывают образ щита, украшенного тремя лилиями, якобы именно это изображение, символизирующее Святую Троицу, она создала на преподнесенном Хлодвигу доспехе перед битвой.

Клотильда основала в Париже монастырь, который позже получил название Аббатство Святой Женевьевы, оно существовало до Великой Французской революции, а потом было разрушено.

Хлодвиг, один из самых выдающихся королей и военачальников прошлого, мечом подчинивший себе всю территорию на левом берегу Рейна, и не менее великая Клотильда, покровительница невест, родителей, вдов и сирот, чье имя почитается во всем христианском мире, странным образом прошли жизненный путь вместе.

Но после смерти Хлодвига созданное им государство оказалось поделено между враждующими наследниками, а дети, с любовью и смирением воспитанные Клотильдой, вступили в борьбу между собой и даже убили ее малолетних внуков. продолжали править в Европе.

Пятнадцатилетний король

Биография короля франков Хлодвига началась примерно в 466-м. Это франкское имя означает «прославившийся в бою».

Как Хлодвиг стал королем франков? Он взошел на престол в пятнадцатилетнем возрасте, когда его отец, Хильдерик, скончался. В наследство он получил небольшую территорию салических франков с городом Турне.

А большая часть Галлии, напомним, принадлежала римскому наместнику. В данном случае Сиагрию. Ему было суждено стать последним представителем этого великого государства. Столицей был город Суассон. Он граничил с франкскими владениями.

По большому счету, на протяжении пяти столетий этот народ верно служил Риму. Но ряд последующих событий показал, что им удалось перенять военный опыт у самих римлян. Впоследствии они с завидным успехом сумели его применить в войне со своим некогда могущественным соперником.

Молодой король франков Хлодвиг (краткая биография это подтверждает) отчетливо понял, что государство римского наместника обречено. С этой целью он сформировал армию и отправился на земли Сиагрия.

Женитьба на Клотильде

Статуя Св. Клотильды, королевы франков, жены Хлодвига I. Нотр-Дам де Корбей. XII век

В 493—494 годах политический вес Хлодвига среди германских королей был уже настолько велик, что остготский король Теодорих Великий после победы над Одоакром просил руки сестры Хлодвига Аудофледы, и вскоре этот брак состоялся. Сам Хлодвиг, хотя и сожительствовал с некой женщиной и даже имел от неё сына, будущего короля Теодориха I, в 493 году женился на Клотильде (Хродехильде), дочери бургундского короля Хильперика II и племяннице бургундского короля Гундобада. В Бургундии в то время правили четыре брата — Гундобад, Годегизель, Хильперик II и Годомар I. Гундобад убил мечом своего брата Хильперика, приказал бросить в воду с камнем на шее его жену, потом осудил на изгнание его двух дочерей: старшую Крону (она ушла в монастырь) и младшую Клотильду. Между тем Хлодвигу приходилось часто отправлять послов в Бургундию, где они встретили молодую Клотильду. Заметив её красоту и ум и узнав, что она королевской крови, они известили о том короля. Хлодвиг немедленно отправил посла к Гундобаду просить Клотильду в жёны. Тот, не смея отказать, отдал её на руки посланным, и Хлодвиг женился на ней. Хотя королевский дом Бургундии был арианского исповедания, Клотильда под влиянием своей матери Каретены уже приняла христианскую веру, основанную на Никейском символе веры.

Скульптура Хлодвига I в соборе Сен-Дени под Парижем. Фрагмент надгробия.

После замужества, как рассказывает Григорий Турский, Клотильда делала всё для того, чтобы убедить мужа принять свою веру. Но Хлодвиг долго не решался на этот шаг. После рождения первого сына Ингомера Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг, который, как уже отмечалось, в принципе относился к христианству с пониманием, согласился. Однако вскоре после крещения ребёнок умер, прямо в крестильных одеждах. Король разгневался. Григорий сообщает, что король воскликнул: «Будь мальчик освящён именем моих богов, он бы остался жив». После этого королева родила второго сына Хлодомира. Когда его окрестили, он также начал болеть, и король сказал: «С ним случится то же, что и с его братом. А именно: крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Клотильда принялась усердно молиться, и, в конце концов, Хлодомир выздоровел. Но, несмотря на это чудесное исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг отказывался отринуть язычество и отвечал жене: «Все сотворено по воле наших богов, ваш Бог никак не явил своей силы».

Семейные проблемы

На тот момент одну часть варваров Европы просвещённые римляне уже крестили, а до другой пока как-то не дошли.

Клотильда как раз была крещёной и просвещённой.

На ту же тему От рыцарства до моды: топ-5 дам Средневековья

Некоторые историки называют её ревностной католичкой. Учитывая, что до раскола церкви на Западную и Восточную оставалось примерно полтысячи лет, приходится признать, что Клотильда серьёзно опередила своё время.

Конечно же, непросвещённость и язычество Хлодвига серьёзно её угнетали, несмотря на все его военные победы.

— Милый, — умоляла Клотильда в тронном зале, на пиру и в постели, — давай ты уже крестишься, это же самый что ни на есть передовой тренд.

— Не могу, — возражал Хлодвиг. — Мои боги лишат меня своего покровительства.

— Зато у тебя будет новый могущественный покровитель на небе, — возражала Клотильда, — а на земле епископ Ремигий Реймсский даст тебе много плюшек и римские консульские регалии.

— Что мне регалии, женщина, — высокомерно отвечал Хлодвиг, хотя при этих словах какой-то червячок скрёбся в его душе. — Боги не поймут. Дружина, кстати, тоже не оценит. Какой-то у вас бог, как бы тебе сказать… Неочевидно, что он из рода богов, в общем.

Споры не помешали чете зачать ребёнка. В положенный срок Клотильда родила мальчика, и радостный Хлодвиг назвал его Ингомером — вполне типичное имя для германского язычника. Клотильда скрипнула зубами и попросила разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг на радостях согласился, а Ингомер после этого взял и умер.

— Вот что ты наделала, женщина! — разъярённо кричал Хлодвиг. — Все это из-за тебя и твоего крещения, из-за которого от мальчика отвернулись боги.

Хлодвиг и Хлодехильда

Помирившись, супруги зачали ещё одного ребёнка. Когда Клотильда родила, Хлодвиг строго-настрого запретил его крестить, но мальчик все равно умер.

— Тенденция, однако, — изумился Хлодвиг.

Однако креститься все ещё не собирался.

Хлодвиг

Хлодвиг (465-511) – король франков, из рода Меровингов, сын Хильдериха I и Базины.  Пятнадцатилетним юношей, в 481 году, он стал королем части салических франков. Тогда большая часть Галлии, которая занимала всю территорию нынешней Франции, находилась под

римским владычеством и управлялась римлянином Сиарпием, сыном Эгидия. Область Cиapпия на северо-востоке примыкала к землям франков, на юге — к землям готов и бургундов. В 486 году Хлодвиг двинулся против Сиарпия.

Помогал ему родственник король Рагнахар. Разбитый Сиарпий бежал к готскому королю Алариху II, но, по требованию Хлодвига, был выдан и казнен. Но казнь Сиарпия не означала переход всей области, которой он правил, в руки франков. В течение нескольких лет правителю франков пришлось брать город за городом. Франки были в это время еще язычниками и грабили церкви.

Существует предание, связанное с одним из таких грабежей, когда франки захватили очень ценную кружку; и епископ ходатайствовал перед королем франков о возвращении ее в церковь.

Хлодвиг попросил воинов прибавить эту кружку к его доле. Никто не возражал, кроме одного франка, который потребовал, чтобы король получил только то, что  достанется ему по жребию. Сказав это, воин ударил секирой по кружке. Хлодвиг смолчал и велел отослать кружку епископу. Спустя год, во время военного смотра,  король подошел к этому воину и бросил на землю его секиру, упрекнув в плохом содержании оружия. Когда воин нагнулся, чтобы поднять секиру, Х.  нанес ему смертельный удар в голову, сказав при этом: «Так ты поступил в Суассоне с кружкой». Этим убийством, король навел на воинов сильный страх.

В 496 г. Хлодвиг принял христианство. Это было значительным событием в истории Франции.На этом настаивала его жена – христианка Клотильда, дочь Хильпериха Бургундского. Таинство совершил над ним св. Ремигий, епископ реймский. Около трех тысяч франков крестились вместе с королем.

Обращение Хлодвига и его подданных в христианство, с присоединением к господствующей церкви, стало одной из важнейших причин дальнейших успехов франков.

Король непрерывно одерживал победы, покоряя народы. Так, он решил захватить часть Галлии, которая была занята готамию Во главе войска Хлодвиг направился в Пуатье. Там тогда находился король готов Аларих.

Когда часть войска проходила через область Тура, где  находилась базилика св. Маптина, Хлодвиг, из уважения к святому, приказал, чтобы никто не брал ничего в этой области, кроме травы и воды. Но один воин, найдя у какого-то бедняка сено, сказал: «Разве король не приказал брать только траву и ничего другого? А ведь это трава и есть. Мы не нарушим приказа короля, если возьмем ее». Об этом стало известно королю. Тот в мгновение ока рассек воина мечом, сказав при этом: «Как мы можем надеяться на победу, если мы оскорбляем блаженного Мартина?». Больше войско ничего не брало в этой области.

. Когда войско подошло к реке Вьенне, никто не знал, где ему перейти на другой берег, так как река от дождей вышла из берегов.

Ночью король молил бога, чтобы тот указал ему место перехода. Рано утром у него на глазах вошел в реку олень удивительных размеров, и Хлодвиг узнал, что войско сможет переправиться там, где переходил олень.

Предводитель франков встретился, чтобы сразиться с Аларихом королем готов, в долине Вуйе, в десяти римских милях от города. Пуатье. Готы вели бой копьями, а франки — мечами. Победа досталась франкам, Аларих был убит.

Из Тура Хлодвиг приехал в Париж и сделал его резиденцией своего королевства. Король поселился во дворце на острове Сите.

Разными способами он истребил всех своих родственников, присоединив их владения у своему королевству и присвоив себе их богатства. Хлодвиг распространил свою власть над всей Галлией. Существует предание, что собрав однажды своих людей, он сказал о своих родственниках, которых сам же предал смерти: «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности». Король говорил так вовсе не из жалости к убитым. Этот хитрый прием он использовал, чтобы узнать, не остался ли еще кто-нибудь из родни, чтобы и того убить.

Хлодвиг управлял государством франков в течение 30 лет, умер в Париже. Его погребли в церкви святых апостолов, которую он сам построил вместе с женой. Ему было 45 лет.

Крещение Хлодвига

События повлиявшие на принятие королём христианства

Важнейшим событием правления Хлодвига стало его крещение. Григорий Турский отмечает, что обращение короля произошло после его победы над алеманнами. Якобы когда алеманны начали побеждать, Хлодвиг воскликнул: «О Иисусе Христе, к тебе, кого Клотильда исповедует сыном бога живого, к тебе, который, как говорят, помогает страждущим и дарует победу уповающим на тебя, со смирением взываю проявить славу могущества твоего. Если ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу твою, которую испытал, как он утверждает, освященный твоим именем народ, уверую в тебя и крещусь во имя твоё»,
— и тут же король алеманнов был сражён, а его войско, оставшись без руководства, обратилось в бегство.

Вернувшись домой, он рассказал королеве, как он одержал победу, призвав имя Христа. Королева вызвала Ремигия епископа Реймса, который стал склонять короля принять крещение. Король сказал ему в ответ: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, одно меня смущает, что подчиненный мне народ не потерпит того, чтобы я оставил его богов. Однако я пойду и буду говорить с ним согласно твоим словам»
. Народ, после речи короля, воскликнул: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным богом, которого проповедует Ремигий»
. Так было принято решение креститься.

Предполагаемая дата и место крещения

Дата и год крещения Хлодвига остаются наиболее спорными из всей хронологии правления Хлодвига. Ни Григорий Турский, ни повторяющие его Фредегар и анонимный автор «Книги истории франков» не приводят никаких дат. О крещении Хлодвига упоминают в своих письмах современники короля епископ Вьенна Авит и епископ Реймса Ремигий, но они также не приводят ни каких дат. Традиционно считается, что крещение состоялось на Рождество 25 декабря 496 года, хотя Фредегар говорит, что оно прошло на Пасху. Крещение происходило в Реймсе от руки Ремигия. Примеру Хлодвига последовало три тысячи франков из его войска, по-видимому, его дружина (Фредегар говорит, что крестившихся было 6000), а также и его сестра Альбофледа, которая, впрочем, скоро умерла. Другая его сестра, Лантехильда, впавшая в арианскую ересь, также обратилась в ортодоксально-никейскую веру.

Последствия крещения

Крещение способствовало укреплению власти Хлодвига, обеспечив ему поддержку ортодоксально-никейского духовенства и благожелательное отношение галло-римского населения

Важно было именно то, что Хлодвиг принял христианство в его ортодоксальной форме. Раньше крестившиеся германские народы (вестготы, остготы, бургунды и др.) отдавали предпочтение арианству

Ортодоксальное, никейское вероисповедание воспринималось ими, как официальная религия императорского Рима, а поскольку их государства возникали на сильно романизированных территориях, короли инстинктивно опасалась, что их народы «растворятся» в чуждой и мощной цивилизации. Хлодвиг почувствовал, что эти опасения неосновательны, да и конфигурация его владений была такова, что обеспечивала возможность постоянного прилива новых сил из германского мира. Принятое им решение создало предпосылку романо-германского культурного единства и синтеза, и в этом состоит заслуга франкского монарха перед европейской культурой. Интересно, что галло-римский епископат считал принятие Хлодвигом христианства в форме ортодоксально-никейской веры своей победой. Так, епископ Авит Вьеннский в поздравительном письме к Хлодвигу писал: «Ваше вероисповедание — это наша победа».

Легенды связанные с крещением

Крещение Хлодвига так же окружено всевозможными необычными легендами. По одному из них, святому Ремигию явился ангел в виде голубя и принёс сосуд с миррой (фр. sainte ampoule
или «Святая Сткляница») для крещения Хлодвига. Позднее, почти все короли Франции были помазаны на царствование именно миррой из этого флакона. По преданию, Святая Сткляница была разбита во время Французской Революции. Григорий Турский об этом чуде в «Истории франков» не упоминает. Начало легенде положил, судя по всему, архиепископ Реймса Гинкмар (фр. Hincmar
, около 806-882 гг.).

Существует легенда о появлении геральдической лилии французских королей: Хлодвиг будто бы выбрал этот цветок в качестве символа очищения после крещения. По другой версии Хлодвигу во время битвы при Толбиаке явился ангел с лилией и сказал, чтобы тот сделал отныне этот цветок своим символом и завещал потомкам.

Объединение франкских племён под властью Хлодвига

До сих пор Хлодвиг I был скорее верховным предводителем, а не властителем всех франкских племен; но счастье, благоприятствовавшее ему на войне, подало ему мысль домогаться и последнего. Для достижения этой цели Хлодвиг не стеснялся наряду с обыкновенными средствами прибегать к лицемерию, вероломствам и убийствам. Сначала он обратился против короля рипуарских франков, Сигберта. Честолюбивый сын Сигберта, которому казалось, что отец его живет слишком долго, следуя внушениям Хлодвига, умертвил отца, но потом сам был убит тайно, по приказанию своего коварного советника. Созвав после этого народное собрание рипуарских франков, Хлодвиг был без всякого противоречия признан ими королем, потому что у Сигберта не оставалось более потомства, а Хлодвиг был могущественнее других князей. Притом франки не думали обвинять Хлодвига за смерть сына Сигберта, считая ее только справедливым наказанием за убийство отца. «Так предавал Бог в руки Хлодвига врагов его, потому что он ходил пред Богом с чистым сердцем», – писал живший несколько позднее епископ турский Григорий. Впрочем, мы ошибемся, если примем эти слова в буквальном смысле, потому что они сказаны св. Григорием, по обычаю современных ему писателей, только для красоты слога и для того, чтобы окончить рассказ нравоучительной фразой. Григорий описывает все дела Хлодвига I с такою же откровенностью и правдивостью, как и только что упомянутое нами злодейство, показывая этим, как далек он был от мысли хвалить христианскую нравственность короля и видеть в его делах особенное проявление благодати Божией.

В убийстве Сигберта и его сына Хлодвиг сумел сохранить, по крайней мере, приличие; но не так легко было сделать это при низвержении других наследственных князей франков. От короля Рагнахара он избавился тем, что подкупил его вассалов, которые и перешли во время сражения на сторону Хлодвига. Рагнахар, взятый в плен вместе с братом, был собственноручно умерщвлен Хлодвигом за то, что позволил заковать себя в цепи и этим унизить достоинство фамилии Меровингов. Потом Хлодвиг убил и его брата за то, что он допустил Рагнахара до такого бесчестия. Вассалы умерщвленного короля получили от Хлодвига награду фальшивою монетою (как это оказалось уже по смерти Рагнахара) и когда они стали укорять его за этот обман, Хлодвиг отвечал им, что предатели своего короля не стоят настоящего золота. Таким образом, Хлодвиг I истребил почти все знатнейшие владетельные фамилии франков и вынудил у своих хищных соплеменников признание его прав на владения и имущества низвергнутых князей. Так как право носить длинные волосы принадлежало только Меровингам и лишение этого права, по понятиям франков, означало потерю власти, то Хлодвиг, пощадив менее значительных князей, приказал остричь их. Однажды, в кругу своих вельмож, Хлодвиг жаловался, что он решительно один между чужими и не имеет родственников, которые бы, в случае нужды, могли защитить его. «Это говорил он, – присовокупляет Григорий Турский, – не из сожаления о гибели многих близких отраслей своего дома, а с намерением обмануть оставшихся еще в живых родственников и иметь возможность устранить их со своей дороги». Впрочем, Хлодвиг, совершая разные злодейства, не думал о сохранении единства и могущества монархии; иначе он принял бы меры, чтобы после его смерти, в 511 году, государство его не было разделено между его сыновьями.

Рост Франкского государства 481-814 гг.

Принятие франками христианства и грубые наслаждения легко добываемыми в цивилизованных странах благами жизни, с которыми они не были прежде знакомы, произвели значительную перемену в характере и нравах франков. Эта перемена могла бы быть еще значительнее, если бы германские племена не держались так упорно старинных обычаев. Прежние нравы и отношения совершенно изменились, и мало-помалу у франков также возникли учреждения, из которых впоследствии развился истинный характер средневековых германских государств. Тогда же появились у франков и письменные законы, сохранившиеся до нашего времени под именем Салической правды. Сюда вошли частью древние судебные обычаи, а частью и новые постановления, созданные новыми отношениями. Впрочем, франки принадлежали к тем германским племенам, которые, подобно бургундам и вестготам, не истребляли в занятых ими землях римского населения, имевшего на них многостороннее влияние. Даже их природный язык был мало-помалу вытеснен латинским.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector