Секуляризация церковных земель в российской империи: реформа екатерины ii

Культурные последствия

После роспуска церковных учреждений их здания и движимое имущество больше не использовались по их первоначальному назначению. Экспроприированные монастыри можно было частично использовать как государственные здания (например, тюрьмы), частично они были проданы с аукциона по самой высокой цене. Многие из них были проданы на снос, т.е. То есть они были снесены покупателем, а материал использовался для других целей, особенно пострадали церкви, которые нельзя было использовать для других целей. В лучшем случае бывшая монастырская церковь может и дальше использоваться как приходская, например Б. Церковь в Prüm аббатстве в Эйфель, который до сих пор приходской церкви сегодня. Произведения искусства и литургические орудия также были переданы другим церквям в некоторых случаях, но большая их часть также была уничтожена, потому что было доступно гораздо больше предметов, чем было необходимо.

Распад также имел последствия для библиотек и архивов монастырей, которые часто были разбросаны по ветру. В то же время, однако, были созданы первые частные коллекции ценных книг, рукописей и произведений искусства, некоторые из которых позже вернулись в общественное достояние и легли в основу архивов и библиотек; в некоторых случаях эти коллекционеры сами были бывшими членами церковного учреждения, например Б. Фердинанд Франц Вальраф в Кельне .

Политические последствия

Многие церковные владения, в том числе сельские монастыри или резиденции предыдущих князей-епископов, были экспроприированы и перешли к светским правителям. В частности, король Пруссии , курфюрст Баварии , герцог Вюртембергский , маркграф Баденский и ландграф Гессен-Дармштадтский получили пользу от секуляризации. Только в Бадене площадь земли увеличилась в четыре раза, а количество жителей — в пять раз в результате приобретения земли. Вюртемберг смог удвоить свою площадь и население.

В результате экспроприации церковного имущества католическая церковь, в частности (но не только), потеряла большую часть своей светской власти.

Причины и подготовка реформы

Основной причиной секуляризации стало чрезмерное распространение беломестных (свободных от налога) церковных земель, снижавшее доходы казны. «Никакое новое государство не в силах было уже переваривать в своей полицейской и экономической системе то церковное землевладение, которое стало уже уродливым пережитком, оставшимся от древних удельных времён в организме нового централизованного государства», — пересказывал логику государства А. В. Карташёв.

Кроме того, в наследие от XVI и XVII веков Российской империи досталось огромное количество монастырей, многие из которых к середине XVIII века оказались с минимальным числом монашествующих или совсем обезлюдели.

Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания, явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом ещё до времени принятия Русью христианства и перенесённый в Россию вместе с Номоканоном. Он состоял в том, что монах не может иметь личной собственности, но может пользоваться собственностью монастырской. На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность, населённую арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество. Для того, чтобы владение большими имениями не вредило аскетической строгости жизни, церковь установила принцип: «Церковное богатство — нищих богатство» и на основании него требовала, чтобы монахи не «вступались в села» и монастырское начальство тратило на продовольствие монахов минимальную долю доходов, а всё остальное употребляло бы на церковное строение и украшение, школьное дело и всяческую благотворительность.

О подготовке реформы распорядилась в 1757 году богомольная императрица Елизавета Петровна, а её преемник Пётр III потребовал ускорить подготовку манифеста. За три месяца до своего свержения он успел подписать указ, предусматривавший передачу недвижимых церковных имуществ вместе с Коллегией экономии в ведомство Сената, а также прекращение дотирования монастырей, не способных обеспечить себя самостоятельно. Этот указ предельно обострил отношения императора, вообще не особо уважительно относившегося к православию, с Русской церковью.

Обер-прокурор синода Мелиссино предлагал не ограничивать реформу одними хозяйственными вопросами, но распространить её и на сферу канонического права. «Пункты» Мелиссино (проект наказа законодательной комиссии 1767 года) предполагали своеобразную «реформацию» Русской церкви в соответствии с принципами Просвещения: уничтожение общеобязательных постов, облегчение разводов, разрешение четвёртого брака, упрощение ряда обрядов и т.д. После длительной переписки с Мелиссино императрица забраковала его проект. «Пункты» Мелиссино были изданы Бодянским в «Чтениях Общества Истории и древностей» (1871, кн. 3, смесь).

Это интересно: Сексуальная жизнь Древних Славян — рассмотрим подробно

Что такое Секуляризация – определение, значение простыми словами.

Простыми словами, Секуляризация – это процесс при котором общество в процессе своей жизнедеятельности руководствуется светскими нормами и законами, а не религиозными взглядами и догматами. При этом, различные религиозные деятели и церкви как таковые, теряют свое влияние на общество.

Следует отметить, что термин «Секуляризация», не имеет четкого и однозначного определения, так как с течением времени оно довольно часто видоизменялось и приобретало новые смыслы. Тем не менее сейчас чаще всего термин используют в следующих контекстах:

  • Секуляризация или Секуляризация земель – это процесс изъятия земель или другой собственности у церкви и передача ее в распоряжение нерелигиозных организаций.
  • Секуляризация общества, государства – это процесс освобождения от религиозного влияния во всех сферах жизнедеятельности.

Исторический очерк

Впервые термин «секуляризация» был применён в XVII веке и означал передачу земельных владений из церковного в светское управление. Сам процесс проходил и раньше: при образовании централизованных национальных государств с помощью секуляризации светская власть освобождалась от церковного покровительства и укрепляла государственные финансы за счёт духовенства.

  • Во Франкском государстве Карл Мартелл провёл секуляризацию в 1-й половине VIII века и раздал конфискованные земли знати.
  • В Византии секуляризация проводилась много раз. Так, в 1058 году Исаак I конфисковал часть монастырских земель, а константинопольский патриарх Михаил Кируларий был в конце 1058 г. смещён и сослан.
  • В эпоху Реформации прошла масштабная секуляризация в Западной Европе. Уже в XIV—XV веках Джон Уиклиф и Ян Гус требовали секуляризации, а в XVI в. светские феодалы поддержали Лютера. Немецкие князья, поддержавшие Реформацию, провели секуляризацию после Крестьянской войны 1524—26 годов.
  • С распространением цвинглианства и кальвинизма в швейцарских кантонах там прошла секуляризация.
  • Нидерландская революция XVI в. передала церковные земли буржуазии.
  • Во время Реформации в Англии в 1536—39 секуляризованные земли перешли к буржуазии и джентри, способствуя первоначальному накоплению капитала.
  • В XVII в. Английская революция привела к ордонансам 1646 г. об уничтожении архиепископств и епископств и секуляризации их земель.
  • Во 2-й половине XVIII века укрепление просвещённого абсолютизма включало секуляризацию, проведённую в Австрии Иосифом II, a в Португалии — С. Ж. Помбалом.
  • Великая французская революция по декрету от 2 ноября 1789 национализировала церковно-монастырские земли во Франции. В ходе наполеоновских завоеваний секуляризация происходила по всей западной Европе, в том числе в Италии. Люневильский мир в 1801 году дал возможность секуляризовать церковные княжества в Германии.
  • Во время объединения Италии секуляризация проводилась в 1855 и 1866 годах, с ликвидацией Папской области в 1870 г.
  • В России, в результате секуляризационной реформы 1764 г. основная часть монастырских земель перешла к государству (что стало источником появления большей части государственных крестьян); в XIX в. правительство Российской империи также проводило секуляризацию вакуфов в среднеазиатских владениях империи.

Реформа

26 февраля 1764 года императрица Екатерина II издала указ о церковных владениях, который подводил черту под многовековым противостоянием между Русской Православной Церковью и Российским государством по вопросу о церковных владениях.

Важнейшими положениями этого законодательного акта были:

  1. Все имения Святейшего Синода, епархиальных кафедр, монастырей и приходов окончательно передавались государственной Коллегии экономии. Все церковные учреждения устранялись от управления этими имениями. Крестьяне, жившие в этих имениях, число которых по ревизии 1760 года составляло 910866 ревизских душ (то есть только мужчин), передавались в ведение Коллегии экономии, и в дальнейшем они именовались экономическими крестьянами.
  2. Вместо барщинной работы и разных оброков с 1 января 1764 года эти крестьяне обязаны были платить по 1,5 руб. подушного оклада, который через Коллегию экономии поступал в государственную казну.
  3. Для содержания церковных учреждений — епархиальных кафедр, монастырей и приходских церквей, ранее владевших землей, Коллегия экономии должна была выделять определенную сумму.
  4. Епархии были разделены на три класса, и содержание им назначалось в зависимости от класса.
  5. Для монастырей, вначале только великорусских, — то есть кроме тех, что были подчинены Киевскому митрополиту, — составлялись монастырские штаты, в которые были внесены 225 (Троице-Сергиева Лавра и Александро-Невский монастырь; 156 мужских монастырей; 67 женских монастырей) монастыей разделенные на 3 класса по уровню содержания.

По донесению Синода от 1 января 1762 года, во всех епархиях России насчитывалось 954 монастыря, с имениями и без, с 11 153 монашествующими. После секуляризации 1764 года Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся 226 получали содержание от государства, остальные же 310 монастырей, отныне известные как заштатные, должны были существовать на доброхотные приношения народа.

31 марта 1764 года вышло дополнительное распоряжение о том, чтобы заштатные монастыри тоже были разделены на 3 класса: 1 класс — 20 монастырей, 2 класс — 56 и 3 класс — 85, всего 161 монастырь (все мужские) с 1247 монахами. Остальные 149 монастырей упразднялись. Оставшиеся заштатные монастыри должны были существовать либо на доброхотные приношения народа, либо за счет расположенной около обителей ненаселенной земли, которую монахи обрабатывали собственными силами. Таким образом в Великороссии оставалось 387 монастырей.

Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии. В 1786 году аналогичное положение установилось в Малороссии, т.е. Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях, а в 1788 году — на Слобожанщине, т.е. в Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской губерниях.

Суть

Секуляризация — это процесс снижения религии в жизни общества, который выражается, с одной стороны, в росте светского мировоззрения, а с другой — в переходе церковной собственности в собственность государственную.

Таким образом, необходимо понимать, что означает это понятия как в философии, так и в истории и обществознании.

Процесс этот начался в позднее Средневековье, с началом эпохи Возрождения и продолжается по сей день в разных государствах. В одних более успешно, в других менее.

К причинам секуляризации можно отнести:

  • Развитие науки и научного мировоззрения. Ну сами посудите, какой была наука в каком-нибудь 12 веке? И какой она стала в Европе в 15 ? Люди узнали, что Земля круглая, да и масса, масса научных открытий было совершено. Как тут не усомнится в наличии Бога?
  • Стремление людей объяснить непонятные явления, рост любознательности. Что говорит церковь? «Верь и воздастся тебе!» Тут как бы и сомневаться — грех. А «не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься!». И всё — вот тебе логическая ловушка. Любые твои сомнения — греховны. Но природа людей сильнее, и они стремятся все изучить и объяснить.
  • Реформация в Европе. Этот процесс привел к снижения авторитета Католической церкви и к весьма вольному толкованию Библии, а это не могло не сказаться на росте свободы.
  • «Расколдование мира». Вследствие всех этих моментов — мир был «расколдован» о власти Бога и Дьявола. Теперь можно было постигать его, не опасаясь санкций от этих двух сакральных начал.

В результате и возникает секуляризация.

В Европе она происходила и в плане мировоззренческом, и в плане государственном. В плане мировоззренческом мы находим Ренессанс — как небывалое развитие искусства, творчества, научных трудов, освобождение от церковных канонов во всех сферах жизни, от религиозного мировоззрения. В плане государственном — государство наступает на владения церкви.

В России этот процесс был не таким полным и двусторонним. В плане государственном — он реализовался на все 100 %. Но вот в плане мировоззрения — увы.

Кстати, рекомендую статью про виды мировоззрения.

Великорусские монастыри на 1764 год

Штатные первоклассные

  1. Троице-Сергиева Лавра (мужская)
  2. Санкт-Петербургский Александро-Невский монастырь (мужской)
  3. Новгородский Юрьев монастырь (мужской)
  4. Александровский Успенский монастырь (женский)
  5. Валдайский Иверский монастырь (мужской)
  6. Московский Вознесенский монастырь (женский)
  7. Московский Новодевичий монастырь (женский)
  8. Свияжский Успенский монастырь (мужской)
  9. Суздальский Покровский монастырь (женский)

Штатные второклассные

  1. Воронежский Алексеево-Акатов монастырь (мужской)
  2. Вятский Трифонов Успенский монастырь (мужской)
  3. Казанский Богородицкий монастырь (женский)
  4. Новгородский Антониев Богородице-Рождественский монастырь (мужской)
  5. Переславль-Залесский Данилов Троицкий монастырь (мужской)
  6. Псково-Печерский монастырь (мужской)

Штатные третьеклассные

  1. Белгородский Никольский монастырь (мужской)
  2. Иркутский Вознесенский монастырь (мужской)
  3. Московский Златоустовский монастырь (мужской)
  4. Николо-Угрешский монастырь (мужской)
  5. Путивльский Молченский монастырь (мужской)
  6. Селенгинский Троицкий монастырь (мужской)
  7. Тамбовский Вознесенский монастырь (женский)
  8. Хотьковский Покровский монастырь (женский)

Заштатные

  1. Артемиево-Веркольский монастырь (мужской)
  2. Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь (мужской)
  3. Ростовский Петровский монастырь (мужской)
  4. Саратовский Преображенский монастырь (мужской)
  5. Шаровкин Успенский монастырь (мужской)
  6. Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь (мужской)

Упраздненные

  1. Антониев-Дымский монастырь
  2. Арефинская Входоиерусалимская пустынь
  3. Бежецкий Введенский монастырь
  4. Битюцкий Троицкий монастырь
  5. Верейский Входоиерусалимский монастырь
  6. Возмищенский монастырь
  7. Вязниковский Введенский монастырь
  8. Дуниловский Успенский монастырь
  9. Елецкий Знаменский монастырь
  10. Зарецкий Спасский монастырь
  11. Козельский Вознесенский монастырь
  12. Кольско-Печенгский монастырь
  13. Кохминский Казанский монастырь
  14. Крестогорская Тихонова пустынь
  15. Крутецкий Никольский монастырь
  16. Лихвинский Афанасьевский монастырь
  17. Лихотнин Успенский монастырь
  18. Мамонтова пустынь
  19. Маровская Крестовоздвиженская пустынь
  20. Мещовский Афанасьевский Петропавловский монастырь
  21. Мосальский Успенский монастырь
  22. Московский Варсонофьевский монастырь
  23. Муромский девичий монастырь
  24. Никандрова Воскресенская пустынь
  25. Нуромский Преображенский монастырь
  26. Обнорский Воскресенский монастырь
  27. Пешношский Никольский монастырь
  28. Перынский скит
  29. Покровский монастырь на Нерли
  30. Посолотинский монастырь
  31. Рдейский монастырь
  32. Соломенская пустынь
  33. Сырьинская Успенская пустынь
  34. Угличский Воскресенский монастырь
  35. Ульяновская Спасская пустынь
  36. Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь
  37. Усть-Сарапульский Спасский монастырь
  38. Христофорова Богородицкая пустынь
  39. Череповецкий Воскресенский монастырь
  40. Черноезерский монастырь
  41. Шуйский Троицкий монастырь
  42. Яшезерский монастырь

Русская церковь XIX века

В начале следующего столетия Александр I несколько ослабил контроль за деятельностью духовенства. С позволения государя монастыри получили право покупать пустующие земли. При Николае I улучшилось их материальное положение за счет отведенных под обители лесных участков. Открылись некоторые закрытые, а также были построены новые храмы и обители. К 1896 году было окончено строительство известного Ново-Афонского монастыря.

Важными центрами паломничества до сих пор остаются Оптинская пустынь и Дивеевский монастырь. При Александре II было разрешено строительство без испрашивания воли императора. Благодаря уступкам со стороны государства именно в XIX веке было заложено большое количество новых особножитий.

Это интересно: 1869,Сельское хозяйство и промыслы Русского царства: изучаем досконально

Концептуальный

Латинское слово Saeculum первоначально означала «возраст», «век», в церковной латыни , затем «височный мир» и , таким образом , земная в противоположности вечного . Таким образом, прилагательное «светский» (лат. Saecularis ) имеет значение « мирской », « профанный »; производный глагол «секуляризировать» означает «делать что-то мирское / профанское». Термин секуляризация или секуляризация поэтому использовался для обозначения перехода вещи из собственности церкви (епархий и монастырей) в собственность государств ( не управляемых принцами-епископами ) (для этого значения см. Секуляризацию ). Первое задокументированное использование этого термина (но в этом смысле передачи церковной собственности в светские руки) было сделано Анри Орлеаном во время переговоров о Вестфальском мире в Мюнстере в 1646 году. С начала XIX века значения расширились дальше.

Сегодня термин «секуляризация» используется следующим образом:

  • Секуляризация понимается — в более широком смысле — как институциональный и ментальный процесс отделения религии от государства . Эрнст-Вольфганг Бёкенферде характеризует этот процесс как «отделение политического порядка как такового от его духовной и религиозной детерминации и формирования».
  • С точки зрения мышления, секуляризация также используется для описания перехода концепций и идей от преимущественно религиозного к более общему контексту философии и духа времени (например, рай , грех , искупление , история спасения , апокалипсис и т. Д.).
  • В социологии , в рамках теории социальных изменений , секуляризация концептуально понимается более узко, но тематически более широко как социальный процесс, который происходит в направлении, противоположном магизации или сакрализации . Различают секуляризацию (термин для процесса, то есть процесс) и секулярность (термин для государства) общества. В общем, говорится о процессе социальной утраты смысла религии в современных обществах, хотя есть риск, что концепция современности используется здесь в смысле круговой аргументации.

Последствия реформы

Разделение на штаты и классы определило финансовое положение монастырей. Появилось два абсолютно разных типа не только монастырей, но и монахов, что нивелировало значение монастырских уставов. Финансовое содержание штатного мужского монастыря 1-го класса, определённое реформой, в 2,5 раза превышало содержание монастыря 3-го класса; на женские монастыри 2-го и 3-го класса отпускались значительно меньшие суммы, чем на мужские. Фактически государство брало на себя лишь содержание и питание монастырской братии. Строения монастырей постепенно разрушались, а настоятели не решались сообщать об этом Синоду, чтобы избежать упразднения монастыря. Чтобы избежать финансовых проблем, монастыри сокращали число монашествующих, предусмотренное им штатом, из-за чего стали безлюдеть и беднеть. Кроме того, были и заштатные монастыри, не получавшие вообще никаких бюджетных ассигнований, что в условиях отсутствия собственной земли означало медленное умирание.

Реформа привела к массовому закрытию монастырей так как те монастыри которые не попали в число 1,2,3 классов или заштатных, подлежали закрытию. Перед реформой 1764 года в Великороссии насчитывался 1.026 монастырей. По подсчетам И. К. Смолича, за XVIII — начало XIX века было (за исключением Сибири) закрыто 822 монастыря (660 мужских/162 женских) и возобновлено 39 (33 мужских/6 женских). В итоге на 1810 год во всей Российской империи осталось только 452 монастыря. В отношении сибирских монастырей, учитывая их малое число и особое значение в деле освоения Сибири, правительством были предприняты гораздо более мягкие меры, чем в отношении монастырей европейской части империи.

Секуляризация после Французской революции

Франция

Секуляризация во Франции в конце 18-го и начале 19-го веков восходит к дебатам эпохи Просвещения . Это наиболее всеобъемлющий из тех, что были до сих пор. Почти все церковные имперские владения были распущены, и почти 95 000 км² земли, на которой проживало более 3 миллионов человек, сменили своего правителя или владельца.

Национальное Собрание французского решило в начале Французской революции 2 ноября 1789 года в декрете ( Décret де Biens ей clergé MIS ля диспозиция де ла Nation ), который был основан на предложении от члена Национального собрания и позже Министр иностранных дел Наполеона епископ Шарль-Морис де Талейран-Перигор отказался от национализации церковной собственности и, таким образом, от фактической экспроприации католической церкви . Фоном к этому послужили массированные усилия по противодействию финансовому кризису французского государства, который в основном был вызван дорогостоящим участием Франции в американской войне за независимость . С гражданской конституцией духовенства , принятой в 1790 году , была создана французская национальная церковь , священники и государственные служащие которой получали государственную зарплату и должны были принести присягу нации и новой конституции. Таким образом, в начале Французской революции верховенство духовенства было положено отменой старого порядка . С экспроприацией церковной собственности была резко ограничена экономическая и политическая власть церкви.

Только после заключения между Наполеоном Бонапартом и Папой Пием VII закрытого конкордата 1801 года, по крайней мере формально, снова произошло примирение между католической церковью и французским государством.

Департаменты на левом берегу Рейна в Германии 1802 г.

В отличие от области на правом берегу Рейна, секуляризация произошла в 1802 году в четырех департаментах на левом берегу Рейна , которые существовали с 1798 года и были переданы Франции в Люневильском мире 1801 года . Основой секуляризации был Конкордат 1801 года , в котором было дано каноническое одобрение секуляризации. 9 июня 1802 г. на основании консульского постановления («Arreté des Consuls») — в юридическом смысле постановления — церковные условия были реорганизованы; За исключением епархий и приходов, почти все религиозные учреждения были упразднены, а их собственность передана французскому государству.

Согласно постановлению консульства, все монахи / монахини с корнями на левом берегу Рейна получали ежегодную пенсию в размере 500 (для лиц моложе 60 лет) или 600 франков (с 60 лет). Те монахи / монахини, которые первоначально прибыли из районов на правом берегу Рейна, должны были покинуть районы на левом берегу Рейна и получить разовые 150 франков на стоимость своей поездки.

Чтобы улучшить финансовое положение французского государства, в последующие годы секуляризованные товары продавались с аукциона и в основном шли к частным покупателям. Церковные имперские владения также были упразднены, а их собственность была национализирована.

Районы на правом берегу Рейна в 1803 году

Сдвигая французскую восточную границу, немецкие владыки понесли территориальные потери. В качестве компенсации к ним были добавлены церковные имперские владения ( духовные княжества ) и большинство имперских городов (в данном случае идет речь о медиатизации ) в Reichsdeputationshauptschluss 1803 года .

Статья 35 Reichsdeputationshauptschluss выходит даже за рамки простой компенсации. Здания и имущество упраздненных монастырей , аббатств и монастырей были переданы в распоряжение (распоряжение) государем. Это также позволяло правителям, не потерпевшим потери территории, конфисковать церковное имущество в свою пользу и облегчить свои финансы.

Reichsdeputationshauptschluss касалось церковных избирательных княжеств Кёльны и Трира , в архиепископстве Зальцбурга и монастыри Ольмюца , Аугсбург , Бамберг , Базель , Бреслау , Бриксен , Куры , Corvey , Айхштет , Фрайзинг , Fulda , Хильдесхайм , Констанц , Любек , Льеж , Мюнстер , Оснабрюк , Падерборн , Пассау , Регенсбург , Шпейер , Триент , Вормс и Вюрцбург . Также все другие церковные княжества, которым з. Б. императорские аббатства и другие императорские монастыри были распущены.

Только Курмайнц , остальная территория которого на правом берегу Рейна была передана княжеству Ашаффенбург , не был распущен. Карл Теодор фон Дальберг , последний архиепископ Майнца, оставался арх-канцлером империи.

Сакрализация — понятие и черты

Противоположным понятию секуляризация, антонимом его содержанию является сакрализация — это наполнение явлений, вещей, предметов, людей религиозным содержанием, подчинение религиозному влиянию политических и социальных институтов, науки, культуры, отношений в быту.

Сакрализация сопутствовала формированию человеческого общества, порождению и развитию культуры. На первых порах истории человечества она проходила в условиях жизни и коммуникации в виде обрядов, знаков, суеверий, связанных с  приятием божественного.

Сакрализация усиливается на почве верований, объединенных с признанием «священного».  Позже углубляется на основе клерикализации (оцеркововления) социальных отношений.

При этом увеличилось ее воздействие на личную и общественную жизнь, появилось идеологическое обоснование, наметилось стремление заключить все области интеллектуальной жизни в канву богословия и теологических понятий.

Основными этапами клерикализации считают:

  • кодификацию,
  • догматизацию,
  • канонизацию вероучений.

Черты сакрализации в разных культурах и обществах

  • В странах ислама, церковь не была сильной религиозной организацией. Сакрализация там шла путем построения теократического государства. Ислам стремился к слиянию духовного и светского, к построению религиозного сообщества. Он рос и укреплялся в обстановке религиозно-политического единения. В арабском мире политические вожди всегда одаривались харизмой, это являлось одной из форм сакрализации. Харизма — черта личности, которая выгодно выделяет человека среди других людей. Но она не приобретается в процессе становления характера, воспитания  или обучения, она дарована судьбой или предначертанием высших сил. В исламе политические руководители всегда являлись и религиозными наставниками, носителями авторитета вероисповедования.
  • Сакрализация в христианской Европе зародилась в IV веке и достигла своего пика в Средневековье. В это время не разделяли мирскую и сакральную жизнь людей. Под все, что делалось, под любое социальное событие подводилась сакральная база, все включалось в ее сферу. Самой главной ценностью Средневековья был Бог. И все основополагающие области культуры того времени отражали это представление. Архитектура, скульптура, живопись воспроизводили библейские элементы и сюжеты, литература была пропитана религиозной тематикой, музыка состояла из церковных песнопений, философия мало отличалась от религиозных учений и теологии. Наука служила христианству. Этика и правовые нормы были развитием христианских догм. Политическое устройство подчинялось теократии и основывалось на религии. Семья считалась божественным союзом. Экономические отношения находились под религиозным контролем, многие их прогрессивные формы угнетались, в угоду нецелесообразным, но имеющим разрешение со стороны церкви. Обычаи и порядки, уклад жизни и образ мысли выдвигали на первый план единение с Богом и отрицание мирского. Чувственный мир с его радостями, богатством и ценностями считался временным местом пребывания человека, где он всего лишь пилигрим, идущий к божественной обители и стремящийся привести свою жизнь к идеалу, чтобы достичь окончательной цели.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector