Юстиниан — институции

Краткое содержание книг

Оно выглядит следующим образом:

Книга 1-я. Общетеоретические правовые положения и сведения, касающиеся источников римского права. Право лиц, освещающее статус свободных граждан и рабов. Семейное право, содержащее такие институты, как брак и усыновление, а также корреспондирующие с ними нормы по опеке и попечительству.
Книга 2-я. Вещное право, в которое включены: виды вещей, владение ими и прочие вещные права. Дарение и наследование в соответствии с завещанием.
Книга 3-я. Нормы наследования по закону. Виды различных обязательств, таких как аренда, купля-продажа и другие. Порядок заключения разных договоров.
Книга 4-я. Регламентирование внедоговорных обязательств, вытекающих из деликтов и квазиделиктов. Институты процессуального права, где речь идет о видах исков, порядке их возбуждения, обеспечении исков, ответственности за нарушение процессуальных норм, о статусе судьи в гражданском процессе и прочее. Последний титул содержит уголовно-правовые нормы.

Прообраз лизинга в институциях Юстиниана

Делая попытку проведения анализа истоков такого правового явления, как лизинг, исследователи приходят к выводу, что его классический прообраз нужно искать в римском праве. Именно оно заложило основу развития правовых систем Европы, подарив миру вечные истины правовой мудрости.

Как считает Е. В. Кабатова, являющаяся автором глубоких исследований, которые посвящены проблемам лизинговых отношений, у их истоков могли находиться институты вещного и обязательственного права, отраженные в «Институциях» Юстиниана.

Эти институты заключают в себе идею, рассматривающую владение вещью без установления права собственности на нее. Во-первых, имеется в виду узуфрукт, представляющий собой одну из разновидностей личного сервитута. Во-вторых, речь идет о договоре найма вещей.

Внутренняя структура Институций

Наиболее древними институциями являлись пособия, написанные римским юристом Гаем, который вел свою правовую деятельность во 2 веке н. э. Данное руководство предназначалось для начинающих юристов и использовалось в качестве учебника по элементарной юриспруденции. Институции Юстиниана взяли из этого пособия принцип структуризации. Так же, как и у Гая, весь учебник разделен на четыре большие части. Многие главы напрямую переписаны с пособия Гая, даже сам принцип деления на параграфы взят у этого древнего юриста. Каждая из четырех книг имеет собственный титул, каждый из титулов разделен на параграфы. После титула и перед первым параграфом обязательно присутствует краткая статья, именуемая principium. Возможно, члены комиссии Юстиниана не захотели изобретать велосипед и остановились на том варианте, который был наиболее удобен для изучения.

Пока шла напряженная работа по составлению новых правовых норм и понятий, законодательство Византии выпустило массу новых правил и толкований, которые также необходимо было пересмотреть. Некоторые из этих контроверз были подписаны непосредственно Юстинианом и объявлены в виде указов – число спорных указов достигало пятидесяти штук. Многие выдвинутые решения требовали новой оценки и пересмотра, поэтому после итогового выпуска Дигест и Институций некоторые нормы, изложенные в них, уже требовали пересмотра. Кодекс, изданный в 529 годы, содержал неправомерные или устаревшие положения, а значит, не отвечал выдвинутым требованиям. Комиссия была вынуждена рассмотреть спорные положения, переработать их заново и согласовать с уже выпущенными нормами и положениями. Данная работа была выполнена, и в 534 году вышла вторая редакция Кодекса, которая стала известна под названием Codex repetitae praelectionis.

На этом Свод законов Восточной Римской империи был закончен. Изданные уже впоследствии указы, корректирующие существующие нормы, касались частностей применения того или иного указа на практике. В существующей правовой традиции они объединены под общим названием новеллы Novellae leges. Некоторые из новелл имеют не только рекомендации по применению существующих норм закона, но и весьма широкие толкования некоторых областей юриспруденции. Император Юстиниан намеревался собрать новеллы и издать их как дополнение к существующим кодификациям. Но, к сожалению, этого ему сделать не удалось. До настоящего времени дошли несколько приватных сборников. Причем каждая из этих новелл должна трактоваться как дополнение к той или иной части кодификаций.

Все новеллы включали в себя конституции, изданные Юстинианом в годы его правления. Они содержали нормы, отменяющие ранние постановления императора. В большинстве случаев они написаны на греческом, кроме тех провинций, в которых в качестве государственного использовался латинский язык. Есть новеллы, изданные на обоих языках одновременно.

Каждая из новелл состоит из трех частей, в которых перечисляются поводы, ведущие к изданию новой конституции, содержание изменений и порядок вступления их в силу. В Юстиниановских новеллах первая часть называется Proaemium, а последующие делятся на главы. Заключительная часть называется Epilogus. Перечень вопросов, затронутых в новеллах, весьма разнообразен: вопросы применения гражданского права чередуются с административными, церковными или судейскими. Особенно интересны для изучения новеллы 127 и 118, которые касаются права наследования в случае отсутствия завещания. Они, кстати, легли в основу законодательства германских королевств. Интерес представляют также новеллы, посвященные семейному и публичному праву, и особенностям применения тех или иных правовых норм.

Кодификации Юстиниана как источник римского права: значение, дата

Восточная Римская империя долгое время была последним оплотом римского классического законодательства, сохраняла его традиции и основные положения. Правление Юстиниана показало слабость и некоторую моральную устарелость канонических правовых норм, используемых в те времена. Поэтому были разработаны кодификации (поправки), которые возвращали основным постулатам римского права юридическое и фактическое положение. При этом Юстиниан разработал свод законов, убирающих разногласия между классическим правом (jus vetus) времен Великой Римской империи и правом нового времени (jus novus) разработанным на конституциях и указах императоров. Итогом этой работа стала кодификация императора Юстиниана.

Основной целью создания была выработка единого сборника права, свода норм и правовых понятий, в котором было бы объединено и старинное право, jus vetus, и современное императорское законодательство. Такой свод законов и должен был стать весомым аргументом в вынесении юридических решений и в отправлении правосудия. Причем если дело касалось недавних законов и распоряжений императора, работать было значительно легче – все недавние конституции регулярно издавались. Но различные правовые нормы, указанные в них, часто были или отменены, или указаны как устаревшие. Поэтому предпосылки кодификации Юстиниана были налицо, и ревизия имеющихся правовых сборников стала крайне необходима. Причем сделать это нужно было таким образом, чтобы все последующие изменения были приняты во всех уголках империи, а значит, законотолкованием должны были заниматься лишь лучшие юридические умы того времени.

Гораздо сложнее было пользоваться первоисточниками классического римского права, многие из которых уже в то время оказались безнадежно утерянными, поэтому обращаться к ним было безнадежным занятием. С другой стороны, даже те сочинения, на которых строилось отправление правосудия, изобиловали противоречиями и логическими ошибками. Поэтому мнения различных юристов в каждом спорном случае разительно отличались друг от друга. Общее решение определялось всего лишь общим количеством голосов, придерживающихся того или иного вердикта. Кратко говоря, империя Юстиниана была не полностью снабжена ясными и четкими юридическими правилами, и чувствовалась настоятельная потребность разобраться с этим кладбищем устаревших и современных указов, юридических норм и законов, привести правовую систему в строгое соответствие с духом римского права.

Февраль 528 года застал Юстиниана за разработкой новых положений, включающих в себя основы древнего римского правоведения. Кодификация Юстиниана была составлена комиссией из десяти человек, в которой принимал участие сам Трибониан. В апреле того же года вышел кодекс Юстиниана, который включал в себя все изданные на тот момент указы и конституции предыдущих императоров. Полное собрание указов и конституций предыдущих правителей Восточной Римской империи числом более трех тысяч было полностью переработано и стандартизировано. В конце 530 года работала еще одна комиссия ведущих юристов во главе с Трибонианом. На этот раз в нее входили профессора академии Кронстантинополя Теофил Кратин, Дорофей и Агатолий Беритские и еще несколько ведущих адвокатов. Задачей комиссии было разработать комплекс правовых норм, ставший основной современной юридической науки.

Кодификации разделяются на несколько основных частей, каждая из которых освещает отдельных вектор правовых предложений и вопросов. В конце 530 года вышли так называемые дигесты – сборники кратких извлечений из трудов классических римских правоведов. Одновременно с дигестами были разработаны учебники по изучению юриспруденции для молодых юристов – институции. После этого был создан и отредактирован кодекс императорских Конституций. Император непосредственно принимал участие в составлении данных документов и вносил свои предложения и поправки, позднее объединенные под названием «Кодификация Юстиниана».

Таблица частей кодификации представлена ниже:

Дигесты (Пандекты) Юстиниана

Когда было закончено это первое дело – составление Кодекса, стало на очередь другое, гораздо более трудное и сложное, а именно: сведение в один систематический сборник всех писаний юристов прошлого времени, имевших силу закона. Указом от 15 декабря 530 года назначена была комиссия из 16 человек под председательством Трибониана, который сумел выказать свою удивительную работоспособность при составлении кодекса. Огромный материал был разделен на несколько отделов, а именно: преторское право, ответы Папиниана, Ульпиана, Павла и Сцеволы и т. д. Помимо обилия материала, огромную трудность в исполнении этой задачи представляли противоречия между юристами по разным частным вопросам. При обработке материала надлежало устранить их и водворить повсюду строгое единство. В своем рескрипте к комиссии Юстиниан предоставлял ей право опускать и устранять то, что является повторением или создает противоречия, и оставлял за собой право и обязанность верховного решения спорных вопросов. Общее руководство делом было предоставлено Трибониану, по указанию которого была составлена комиссия из 16 человек.

Под одушевленным руководством Трибониана, комиссия ревностно принялась за обработку подлежащего материала. Он являлся в виде двух тысяч книг, текст которых исчислялся в три миллиона стихов. Этот огромный материал был сведен на 150 тысяч стихов (то есть, параграфов). В своем рескрипте перед началом этого дела Юстиниан заявлял, что никто до него не надеялся и не смел мечтать о возможности подобного предприятия и сам он сомневался в его осуществимости; но «воздвигнув руки к небу и призвав вечную помощь», он возымел решимость, «полагаясь на Бога, который может даровать и совершенно безнадежные вещи и приводить их к осуществлению величием своей силы». Работа шла с одушевленной поспешностью при непосредственном участии Юстиниана. В краткий срок трех лет дело было закончено, и 16-го декабря 533 года вышли в свет Дигесты или Пандекты, как они были названы по-гречески, в 50 книгах.

Институции Юстиниана

До издания Дигест около месяца раньше того, 21 ноября, издано было краткое руководство римского права, в четырех книгах получившее название Институций. Составление этого руководства было делом Трибониана в сотрудничестве с профессорами Феофилом и Дорофеем. О мотивах его составления Юстиниан говорил так: «Усмотрев, что непривычные люди и те, кто, стоя в преддвериях законов, спешат войти в тайны законов, не в силах снести такую громаду мудрости, мы нашли, что необходимо дать предварительное образование, чтобы, войдя во вкус и как бы напитавшись начатками всего, они могли проникнуть в глубины тайника и принять не мигающими глазами прекрасную форму законов».

Значение законодательства Юстиниана

Институции, Дигесты и Кодекс представляли всю полноту римского права во всей его глубине и силе. То был, по словам виновника, «храм римской юстиции», создателем которого по праву считал себя Юстиниан. В столь быстром сооружении этого «храма» Юстиниан видел проявление благоволения Божия. Свое законодательство он признавал завершенным и совершенным, единым источником правовой жизни государства на будущее время, с устранением всех прежних юридических сочинений и сборников, не подлежащим никакому толкованию и распространению, а лишь применению. Считая ненужными какие-либо толкования изданного им права, Юстиниан допускал только дословный (???? ????) перевод на греческий язык.

Но в ту пору, когда Юстиниан в таких выражениях славил свое творение, выяснились для него и для его сотрудников многие недочеты в тексте его Кодекса. Составлена была новая комиссия под председательством Трибониана. Текст Кодекса был тщательно пересмотрен и исправлен, в него было внесено много указов самого Юстиниана за годы, последовавшие за первым изданием. Этот текст repetitae praelectionis, т. е. второе исправленное издание, был объявлен окончательным и совершенным, и с 18 ноября 534 года вступил в силу. В первый его титул вошло, под параграфом 8-м, изложение веры, составленное самим Юстинианом и удостоившееся одобрения папы Иоанна.

Закончив кодификацию, Юстиниан занялся регламентацией изучения права в школах. Из пяти существовавших тогда школ, он сохранил три: в Риме, Константинополе и Берите (Бейруте). Учение было рассчитано на 5 лет. Первый год полагался на изучение Институций и первых четырех книг Дигест, во второй третий и четвертый годы шло изучение Дигест, кроме последних 14 книг (от 37 до 50), предоставленных любознательности учащихся, в последний, пятый, год изучался Кодекс. Юстиниан всячески поощрял молодых людей к изучению права, и оканчивающим курс в обновленных школах присвоил право на титул Justinianus.

Великое дело Юстиниана имело значение, далеко выходящее за кругозор античного человечества, и новая христианская Европа начала свое историческое бытие с идеалом правового государства, который воздействовал на европейские народы. Прошли века, и право Юстиниана стало живым и действующим во всех западноевропейских государствах.

Гордые слова Юстиниана ? завершении храма римской юстиции были им же самим опровергнуты, так как он продолжал сам законодательствовать по разным общим и частным вопросам. Как дополнительные к существовавшему уже цельному и систематизированному Кодексу, эти новые законодательные акты получили имя leges novellae, новые законы, и назывались в сокращении новеллами. Большая часть их не заключает в себе новых принципов и норм права. Еще при Юстиниане делались попытки свести его новые законы в один сборник. Дошедший до нас наиболее полный сборник составлен не раньше времени императора Тиберия II, так как в него введены указы двух преемников Юстиниана I: Юстина II и Тиберия.

rushist.com

Византийское право до Юстиниана I

Действующее право Византии представляло до эпохи Юстиниана I огромную и разнородную по своему составу массу памятников, и знакомство с этим материалом во всем его объеме, обязательное для судьи и администратора, было задачей непосильной. Только одна часть этого материала, а именно императорские указы, стала подвергаться общим обработкам со времен Диоклетиана, и с 438 года существовал Феодосиев Кодекс. За прошедшие с тех пор годы число указов значительно умножилось, но попыток свести их в один сборник и дополнить ими действовавший кодекс сделано не было. Кроме этого непрерывно увеличивавшегося в количестве материала имели значение закона писания великих юристов, получавших от императора право давать ответы по обращаемым к ним частными лицами и правительственными учреждениями вопросам. Это право называлось ius respondendi, а люди получившие его – iuris prudentes. На практике возникали нередко затруднения в применении старых и устаревших или неполных законов, авторитетные юристы давали свои толкования, и судьи могли руководиться этими ответами при постановке решений. Век великих юристов давно миновал, но он оставил по себе огромное наследие, которое обращалось в подлиннике как в западной половине империи, так и на востоке. Наибольшее значение из великих юристов прошлого имели Ульпиан и Папиниан. Им принадлежало множество ученых сочинений, как общего, так и частного содержания, и знакомство с ними было обязательно для всякого практического деятеля, как судьи, так и члена администрации, так как, по старой традиции, функция суда не была отделена от управления. Источниками права были также решения сената, senatus consulta староримского времени, начиная с Августа и Тиберия, так как с самого начала империи этим путем восполнялось исчезновение законодательного органа римской республики – народного собрания в Риме. К этому именно источнику права и относились главным образом писания юристов. Этот колоссальный материал, в виду своей необъятности, не мог быть осилен в период учения в школе. Отсюда следовали всякого рода проволочки в решении дел и неправда в судебных решениях.

Император Юстиниан со свитой. Мозаика базилики Сан-Витале в Равенне

Значение кодификации Юстиниана

Значение деятельности Юстиниана относительно систематизации римских законов трудно переоценить. Это было историческое событие, имеющее огромное значение для всего цивилизованного мира, которое оставило имя этого императора в веках. Современные ученые-цивилисты считают этот труд самым крупным кодификационным трудом времен Античности, если не сказать больше.

Возможно, это основной труд подобного рода во всей истории человечества, если брать во внимание материал, который он содержит, а также то влияние, которое было оказано им на развитие права в дальнейшем. Некоторые ученые, предметом интересов которых является римское право, рассматривают «Свод» как Библию юриста

Сам император Юстиниан относился к своей кодификации как к «храму римской юстиции». По сути, «Свод» явился тем фундаментальным образованием, на котором было построено здание современной юриспруденции как науки

Некоторые ученые, предметом интересов которых является римское право, рассматривают «Свод» как Библию юриста. Сам император Юстиниан относился к своей кодификации как к «храму римской юстиции». По сути, «Свод» явился тем фундаментальным образованием, на котором было построено здание современной юриспруденции как науки.

«Кодекс» и «Новеллы»

«Кодекс» является сборником конституций императоров, состоящим из 12 книг и 765 титулов. В него включено огромное число законов – 4 тысячи 600 конституций, касающихся области гражданских прав и судебной деятельности, начиная с 117 года. Они представляли собой нормативные акты, среди которых одним из доминирующих был эдикт. Его аналогом в российском понимании является указ, а также его можно сравнить с декретом.

«Новеллы», которые, как уже сказано, были изданы после кончины императора, сохранились в виде трех сборников. В них входило гораздо меньшее число конституций. Первый, относящийся к 566 году, включал 122 акта, два следующих, датированных VI – VII веками, 134 и 168 соответственно.

Институционная система

Чтобы разобраться в том, что представляют собой «Институции» Юстиниана, следует понять принципы их построения. Как уже было сказано выше, они были заимствованы у Гая. Система предполагает отсутствие общей части. Вместо нее обычно используют краткий вводный титул, где оговаривается опубликование, действие и применение законов. В связи с этим нормы, которые носят общий характер, находятся в каждой книге. В этой системе были заложены основы романской системы частного гражданского права.

Вам будет интересно:Прикладная экономика: понятие, основы, цели, методы, задачи и применение

По ее принципам построен, например, Кодекс Наполеона 1804 г. Он разделен на три части, из которых первая посвящается лицам, вторая говорит о видах имущества, а третья рассматривает способы приобретения собственности. Это выражается формулой: «лица – вещи – обязательства». Впоследствии институционная система с некоторыми изменениями была воспринята в таких странах, как Испания, Бельгия, Португалия.

Эта система противопоставляется пандектной системе и по юридической технике несколько уступает ей. Последняя соответствует построению «Дигестов» Юстиниана, иначе называемых Пандектами. В переводе с греческого πανδέκτης значит «всеохватный», «всеобъемлющий». Пандектная система предполагает выделение в отдельные разделы общей и особенной частей законов и кодексов.

Общие сведения

Вам будет интересно:Кто такой муравей? Сколько может поднять?

Книгу составили Трибониан, Феофил и Дорофей, представив ее императору 21.11.533 г. Этот день является днем их официального опубликования. А день вступления в силу – 30.12.533 г. Ввод документа в действие был регламентирован специальной конституцией Юстиниана. Условно она называлась Imperatoriam. Он именовал издание «наши институции» или «наши законы». Хотя сам император в подготовке книги участия не принимал, сборник издали от его имени.

«Институции» как часть кодификации Юстиниана представляют собой учебник по римскому праву, предназначенный для студентов-первокурсников. Однако отличие его от учебника Гая состоит в том, что он имеет юридическую силу.

Вам будет интересно:Школьно-письменные принадлежности: обзор, виды, производители и отзывы

Основная структура заимствована у Гая. 4 книги разделены на титулы. Что касается современных изданий, то там существует разделение и на параграфы. Вскоре после того как была осуществлена кодификация, был издан парафраз «Институций» на греческом языке. Автором его был Феофил. Он был написан для тех студентов, которые не владели латинским языком.

Составление Кодекса Юстиниана

С самого начала своего правления (527-565) император Юстиниан I вознамерился осуществить великую задачу кодификации действующего права. Подыскав соответственных сотрудников, он начал дело с новой редакции того материала, который уже раньше подвергался общим обработкам, т. е. императорских указов. Эдиктом от 7 февраля 528 года Юстиниан объявил о составе комиссии, назначенной им для редакции нового сборника, который должен был обнять материал, сведенный в Феодосиевом Кодексе, устранить из него то, что не имело более практического значения и включить в новый сборник узаконения, вышедшие после издания Феодосиева Кодекса. В комиссию вошло десять человек. Пять из них были уже заслуженные сановники, удостаивавшиеся консулата и имевшие сан патрициев. То были: бывший квестор двора Иоанн, бывший магистр армии и префект претория Леонтий, бывший магистр армии Фока, бывший префект Востока Базилид и квестор двора Фома. Не столь высокий ранг имели другие пять членов: магистр ведомства имперских агентов Трибониан, магистр канцелярии прошений и судебных дел Константин, комит консистория и профессор права в Константинопольской высшей школе Феофил и два константинопольских адвоката, Диоскор и Презентин.

Работа в комиссии шла весьма напряженно и быстро. Из членов комиссии выдался Трибониан, который и был удостоен вскоре назначения на пост квестора. Указом от 7 апреля 529 года Юстиниан возвестил сенату ο выходе в свет нового Кодекса права, которому он дал свое имя, назвав его Codex Justinianus

Материал Феодосиева Кодекса был переработан самым основательным образом, приняты были во внимание все последующие указы и очень большое число новых, принадлежавших уже Юстиниану. Кодекс был разделен на 12 книг в воспоминание ο 12 таблицах, древнейшем и единственном цельном кодексе римского права, finis aequi iuris, как называл его некогда Тацит

При новой редакции указов первой задачей являлось установление строгого единства и последовательного проведения принципов. Юстиниан специально подчёркивал мысль, что ни одна из статей нового кодекса не должна противоречить другой. С этой целью, ссылаясь на верховенство императорской власти, Юстиниан заявлял свое право устранять и отменять действовавшие прежде законы и установления. Когда дело было приведено к концу, Юстиниан объявил о вступлении в действие нового кодекса указом от 7 апреля 529 г. на имя префекта претория Мины, на обязанность которого он возлагал разослать текст кодекса по всем провинциям и объявить всем подданным императора о вступления его в действие с 16 апреля.

Общая схема расположения материала резко отличает этот новый кодекс от кодекса Феодосия. Для духа времени знаменательно, что тогда как в кодексе Феодосия указы, касающиеся религии, составляли последнюю, 16-ую, книгу, в кодексе Юстиниана им отведено первое место, и они заполняют 13 глав первой книги, и первая носит заглавие: «О верховной Троице и вере кафолической и чтобы никто не дерзал публично состязаться о ней». Христианство легло в основу правового строя государственной жизни.

Использование в дальнейшем

В Средние века «Институции» Юстиниана являлись основным источником, из которого черпались сведения о римском праве. При этом они также продолжали иметь силу закона. До сегодняшнего дня дошло большое число их рукописей. Самые древние из них относят к 9-10 векам. Всего их насчитывается свыше трехсот. Важнейшими из них являются Бамбергская и Туринская.

До того как в 11 веке вновь открыли «Дигесты», «Институции» продолжали быть основным пособием, по которому изучалось римское право. Их рано стали подвергать глоссированию. Множество глосс осталось в Туринской рукописи. Их составление продолжилось и в 11-12 веках. В 13 веке Аккурсием была создана «Ординарная глосса», она охватывала весь Corpus iuris civilis, включая и «Институции». Тем самым процесс глоссирования этого памятника был завершен.

«Институции» переведены на русский, английский, испанский, немецкий, голландский, итальянский, португальский, турецкий, румынский, французский языки.

Обязательственное право

Как определяют обязательство «Институции» Юстиниана? Там они рассматриваются как правовые узы, которые связывают человека необходимостью исполнения чего-либо в соответствии с правом государства.

Основания возникновения обязательств у Юстиниана разделяются на четыре источника. Речь идет о:

Контрактах.
Квази-контрактах.
Деликтах.
Квази-деликтах.

Под содержанием обязательств понимались действия должников. В «Институциях» говорилось о:

  • передаче вещей;
  • уплате денег;
  • оказании услуг;
  • производстве работ.

Иными словами, здесь применяется формула: dare, facere, praestare, что значит «дать, сделать, предоставить».

Выделялись обязательства, которые пользовались исковой защитой, а также натуральные обязательства. В первом случае при неисполнении обязательств кредитор мог добиваться осуществления своих прав в принудительном порядке. Однако второй вид не был вовсе лишен правового эффекта. То, что уже было уплачено по такому обязательству, не подлежало истребованию как недолжно уплаченное.

«Дигесты»

Как уже было сказано, «Дигесты» состояли из отрывков работ самых значительных юристов-классиков. Это основная и самая обширная область из кодификации императора Юстиниана. Документ насчитывает 9 тысяч 200 выдержек из 2 тысяч произведений 39 авторов, живших с I по V век новой эры. В «Дигесты» входило целых 50 томов, разделенных на титулы и фрагменты. При их составлении членам комиссии было дано разрешение изменять тексты с целью устранения противоречий, достижения в соответствии с новыми, современными реалиями.

Как и другие части «Свода», «Дигесты» имели статус закона. Император Юстиниан наложил запрет на действия по написанию к ним каких-либо комментариев. Он лишь позволил делать из них выдержки для перевода на греческий. По словам современных правоведов, «Пандекты» по своему содержанию носят энциклопедический характер, но при этом имеют четкие правовые приоритеты.

Значение

Сегодня «Институции» Юстиниана – памятник римского права, являющийся одной из четырех частей его кодификации (Corpus iuris civilis). Ранее они имели двоякое значение:

  • Во-первых, были учебником для школ права, утвержденным официально. Его изучали на протяжении первого семестра пятилетнего курса.
  • Во-вторых, наравне с Кодексом Юстиниана и «Дигестами», являлись одновременно и действующим законом.

Недостатки книги состоят в искусственном соединении институтов, относящихся как к формулярному, так и к экстраординарному процессам. Среди достоинств памятника – наличие легальных определений и разъяснений общих понятий, а также цитирование различных точек зрения классических юристов.

Все нормы, входящие в «Институции» Юстиниана, вносили значительные изменения и в классическое, и в постклассическое римское право.

Итоги деятельности юристов

После выхода вышеназванного кодекса в период с 535 по 556 год включительно Юстинианом был издан ряд законов, объединенных в неофициальное собрание. Уже после его смерти оно было опубликовано под названием «Новеллы».

Таким образом, собственно, сама кодификация Юстиниана была осуществлена с апреля 529 по ноябрь 534 года и вмещала в себя:

  1. «Кодекс» – сборник конституций, принятых императорами.
  2. «Дигесты» («Пандекты») – обширную консолидацию извлечений из трудов авторитетных классических юристов.
  3. «Институции» – учебник права, имеющий силу закона.

В период Средневековья все указанные документы кодификации Юстиниана были объединены с новеллами в один сборник, который именовался Corpus Yuris Civilis, что означает «Свод цивильного (гражданского) права». Его впервые издал и дал ему именно это название в XVI веке юрист из Франции Дени Готофред. За образцы им были взяты не подлинные тексты, которые к тому времени не сохранились, а копии, сделанные на латыни и греческом с VI по XI век.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector