Воронихин, андрей никифорович
Содержание:
Константиновский дворец
Многострадальный «русский Версаль в Стрельне», которым Пётр I мечтал утереть нос французам, за свою многовековую историю успел и обветшать, и сгореть. Перешёл он в конце XVIII века к цесаревичу Константину Павловичу в удручающе обветшалом состоянии. Современники вспоминали: «на плитовых террасах и помостах укоренились толстые берёзы и осины: в окошках свистел ветер. Путешественник бежал сих печальных мрачных мест или останавливался единственно для вопрошания эха, которое три раза ответствовало из развалин».
Однако новый владелец не стал предаваться печали, а призвал к работам всесильного Воронихина, приказав отреставрировать здание, сохраняя облик дворца, каким он был при жизни Петра I. Таким образом, архитектор оставил неприкосновенными фасады, но видоизменил планировку самого дворца, создав лестничные спуски с Большой террасы в Нижний парк. Неизвестно, какой шедевр зодчества мог родиться из задумок Воронихина, но завершению работ помешал грандиозный пожар 1803 года, который уничтожал отделку большинства помещений. Впоследствии брат Константина император Александр I выделил из бюджета внушительные средства на восстановление дворца, но в 1805 году Воронихина отстранили от работ, а на его место позвали архитектора Луиджи Руска, который поставил конечную точку в работе своих предшественников, трудившихся над Константиновском дворцом на протяжении всего XVIII века, став человеком, отреставрировавшим дворец и придавшим ему законченный вид.
В 2000 году дворец с окружающими землями площадью более 140 гектаров был передан на баланс Управления делами Президента. Фото: Commons.wikimedia.org / Ghirla
Биография
Андрей Воронихин родился в семье крепостных крестьян, принадлежавших графу А. С. Строганову. С раннего детства проявил способность к рисованию. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова
Талант юноши привлёк внимание Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. В 1777 году за счёт графа отправлен учиться в Москву, где его учителями стали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков
С 1779 года Воронихин работал в Петербурге, проживая в Строгановском дворце.
С 1784 по 1790 год совершил четыре поездки по России и Западной Европе. В 1786—1790 годах изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии. В заграничных путешествиях был в числе сопровождающих сына графа, Павла Строганова, покинувшего Россию для завершения образования. В 1785 году (по другим данным, в 1787 году) Воронихин получил от Строганова отпускную, став таким образом свободным.
К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793). Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795—1796), а также дома в усадьбе Городня (1798).
Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года он был профессором Академии художеств.
Другое крупное сооружение Воронихина в Петербурге — здание Горного кадетского корпуса (позже института, 1806—1811). И здесь мастер давал архитектурное решение в неразрывной связи с задачей ансамбля. Место, отведенное для строительства находилось на берегу Невы, у самого входа в город со стороны моря. Архитектурной доминантой его стал мощный двенадцатиколонный портик, возникающий словно пропилеи на морском пути в столицу.
В числе других работ Воронихина — дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.
Зодчий скончался 21 февраля (5 марта) 1814 года в Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
-
Памятная монета Банка России, посвящённая 250-летию со дня рождения А. Н. Воронихина. 2 рубля, серебро, 2006 год
-
Надгробие А. Н. Воронихина
Андрей Воронихин — мастер самоучка
В Россию в 1790 году приехал сложившийся зодчий — и это при том, что никакого систематического образования Воронихин не получил, так и оставшись гениальным самоучкой.
Вскоре ему представился случай применить свои знания на практике — сгорел великолепный . Александр Сергеевич Строганов поручил переустроить погибшие в огне интерьеры именно Воронихину. На все слова о неопытности последнего граф отвечал: «Этот справится: есть у него талант, есть трудолюбие, честность!»
И тот справился, возродив внутреннее убранство в стиле классицизма.
В 1797 году ему было присуждено звание академика перспективной живописи, архитектором он был «признан» в 1800 году, а профессором архитектуры в Академии художеств стал в 1802 году, когда уже строился спроектированный им Казанский собор.
Литература
- Аплаксин А. Казанский собор. — СПб., 1911;
- Гримм Г. Г. Архитектор Воронихин. — Л.-М.: Гос. изд. литературы по стр-ву, арх-ре и стр. материалам, 1963
- Лисовский В. Г. Андрей Воронихин. — Л.: Лениздат, 1971. — (Зодчие нашего города)
- Панов В. А. Архитектор А. Н. Воронихин. — М., 1937;
- Шуйский В. К. Андрей Воронихин // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — С. 19—38. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8.
- Коничев К. И. Повесть о Федоте Шубине. Повесть о Воронихине / Художник Н. И. Васильев. — Л.: Советский писатель. Ленингр. отд-ние, 1973. — С. 308—527. — 100 000 экз.
- Кузнецов С. О. Диалог Франческо Растрелли и Андрея Воронихина в истории Строгановского дворца в кн.: Новейший путеводитель по Строгановскому дворцу. — СПб., 1995 и в кн.: Архитектура мира. Материалы конференции «Запад-Восток: Искусство композиции в истории архитектуры». Ред.-сост. Н. Смолина. — М., 1996. — С. 44—51.
- Кузнецов С. О. Новые материалы о творчестве Андрея Воронихина в первой половине 1790-х годов // Петербургские чтения 99. Ред. коллегия под пред. Т. А. Славиной. — СПб., 1999. — С. 555—559.
- Кузнецов С. О. Греческий сад графа Строганова // Русская галерея. — 2000. — № 1-2. — С. 74—77.
- Кузнецов С. О. «Сочинить хорошенький кабинет». Собрание дома Строгоновых // История Петербурга. — 2001. — № 2. — С. 66—71
- Кузнецов С. О. Дворец и его архитекторы // Наше наследие. — 2001. — № 59-60. — С. 34—45
- Кузнецов С. О. Строгановская дача: «Одиссея на Черной речке» // Наше наследие. — 2002. — № 61. — С. 15—20
- Кузнецов С. О. Братцево // Наше наследие. — 2002. — № 61. — С. 39.
- Кузнецов С. О. Казанский собор // Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в трех томах. Том II. Девятнадцатый век. Книга третья. — К.-Л. СПб., 2004. — С. 36—38.
- Кузнецов С. О. Прорубить окно на восток. Алхимический зал Строгоновского дома // Реликвия. — 2005. — № 4. — С. 44—49.
- Кузнецов С. О. Не хуже Томона. Государственная, меценатская, собирательская деятельность рода Строгоновых в 1771—1817 гг. и формирование имперского облика С.-Петербурга. — СПб.: Нестор, 2006. — 447 с. — ISBN 5-303-00293-4.
- Кузнецов С. О. Дворцы и дома Строгоновых. Три века истории. — М.-СПб.: Центрполиграф; МиМ-Дельта, 2008. — 319 с. — ISBN 978—4.
- Кузнецов С. О. Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари. — М.-СПб.: Центрполиграф, 2012. — 558 с. — ISBN 978-5-227-03730-5.
- Кузнецов С. О. Строгоновский сад. О почти исчезнувшем памятнике. — СПб.: Коло, 2012. — 304 с — ISBN 978—5.
- Кузнецов С. О. Строгоновский дворец: архитектурная история. — СПб.: Коло, 2015. — 320 с. — ISBN 978-54462-0015-3.
- Цалобанова В. А. Усадьба Марьино: два начала. 1811—2011. — СПб., 2011. — 53 с. — ISBN 978—8.
- Цалобанова В. А. Военная судьба первых владельцев усадьбы Марьино в рисунках и переписке отцов и детей 1805—1815 годов. // Художественный вестник. — СПб., 2015. — № 2. — С. 5—58. — ISBN 978—3.
- Цалобанова В. А. Братья Воронихины: две судьбы в истории русской культуры. // Художественный вестник. — СПб., 2017. — № 4 (юбилейный). — С. 5—56. — ISBN 978-5-85902-149-9.
Шереметьевский дворец на Фонтанке
В 1801 году граф Николай Шереметев возвращается из Москвы и решает прочно обосноваться в Петербурге. К этому моменту во дворце уже вовсю шли строительные работы под началом архитектора Ивана Старова, которого граф всегда привлекал к отделке интерьеров. Однако после женитьбы на своей крепостной Прасковье Ковалёвой, он задумывается о более радикальной смене декораций и привлекает к строительству Джакомо Кваренги и Андрея Воронихина.
Здание решают отреставрировать в модном в те годы стиле классицизм, а Воронихин приступает к внутренней отделке помещений, уничтожая «Плитошную» и «Китайскую» комнаты, снимая деревянные панели и штофы, и устанавливая новые печи и камины. Стены интерьеров отделывают искусственным мрамором, а в саду строят Манеж.
Нужно отметить, что именно с приездом Николая Шереметева усадьба становится одним из негласных увеселительных мест в столице. Негласных оттого, что хоть хозяин Фонтанного и являлся обер-камергером двора Павла I, его фактическая супруга Прасковья Жемчугова, (к слову, одна из самых выдающихся певиц того столетия), не являлась его законной женой и едва ли Павел I мог одобрить морганатический брак одного из своих приближённых.
Дворец Шереметевых («Фонтанный дом») является памятником архитектуры Федерального значения. Фото: Commons.wikimedia.org / A.Savin
Семья
Со своей будущей женой Воронихин познакомился в доме Строгановых, где она служила гувернанткой. Мария Федоровна Лонд была отличной чертежницей и помогала архитектору в работе. Будучи англичанкой, она исповедовала протестантскую веру, из-за чего пара сначала не могла получить разрешение на брак. Однако после длительной бумажной волокиты им удалось пожениться в 1801 году.
После этого супруги оставили семью Строгановых и поселились в собственном доме. В семье родилось шестеро сыновей, но все они умерли детьми, и Воронихины не оставили потомков.
А.Н.Воронихин с женой Марией Фёдоровной и с детьми
Дворец в Павловске
В начале 1803 года в центральном корпусе Павловского дворца в пламени пожара погибают роскошные интерьеры Виченцо Бренна, а императрица Мария Фёдоровна, помимо забот политического характера, свалившихся на неё со смертью мужа Павла I, получает новую головную боль – реставрационные работы. Впрочем, она мгновенно перепоручает заботы своему придворному зодчему Воронихину и назначает его главным архитектором Павловска. Удивляться выбору не приходится: годом ранее Воронихин работал над интерьерами в Зимнем дворце на половине Марии Федоровны, а также над теми, что располагаются на втором этаже и смотрят на Дворцовую площадь.
Приступив к работам, Воронихин внёс изменения в отделку основных парадных помещений, эскизы для которых он нарисовал собственноручно, проявив свой талант ещё и в таком жанре, как рисование. Перекрытия в Греческом зале он украсил орнаментальной росписью «под купол», в залах Войны и Мира устроил кессонированные своды — художественные «углубления» в потолке. И, наконец, создал так называемый кабинет «Фонарик» — полуротонду со сферическим куполом, которая окнами выходила в благоухающий цветами садик.
Создавая интерьеры Павловского дворца, Воронихин сделал подробный план помещений, в котором расположил будущую мебель, драпировки и красивые детали в виде ламп, люстр и канделябров. Рассматривая наброски, нельзя не отметить, что архитектор был не просто великим зодчим, но и отличным художником, изящные изображения которого демонстрируют высокое мастерство.
Павловский дворец был заложен 25 мая 1782 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Florstein
Семья
В среде современников архитектора ходили слухи о том, что он являлся внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова от связи с коми-пермячкой Марфой Чероевой, однако ныне живущие родственники зодчего (в частности, игумен Александр (Фёдоров) — прапрапраправнучатый племянник Воронихина) опровергают это предположение.
- Отец — Никифор Степанович Воронихин
- Мать — Пелагея Ивановна
- Племянник — Воронихин, Николай Ильич, рязанский губернский архитектор.
- Племянник — Воронихин, Алексей Ильич, скульптор-модельер Императорского фарфорового завода.
Однако многим биографам архитектора версия родства со Строгановыми кажется очень вероятной, так как граф Александр Сергеевич Строганов, по этой легенде приходившийся ему дядей, взял его в свой дом на воспитание не случайно, зная, во-первых, об истинном его родителе, а во-вторых, о художественных дарованиях мальчика. Собственный его отец, барон Александр Николаевич, если следовать этой версии, не мог взять его к себе и дать вольную, так как и мальчик, и его мать являлись крепостными графа Строганова.
В 1801 году Воронихин женился на 31-летней Марии Фёдоровне Лонд (1770 — 23 января 1822) — англичанке и чертёжнице, проработавшей с ним около десяти лет и служившей гувернанткой в доме Строгановых. Чтобы заключить семейный союз, Воронихину пришлось собрать огромное количество различных бумаг, так как Мэри Лонд исповедовала другую веру и не хотела сначала переходить в православие, а Синод не давал разрешения на брак православного человека и протестантки. После свадьбы молодожёны покинули дом Строгановых и переехали в собственную квартиру. У супругов было шесть сыновей, двое их которых умерли в детстве, а остальные прожили недолго: Александр (11.01.1804); Александр (23.02.1805), Павел (15.07.1806), Константин (29.04.1807—14.05.1807), Владимир (19.09.1808). Потомства после себя они не оставили.
Молодые годы
Воронихин родился 17 (по новому стилю 28) октября 1759 года в селе Новое Усолье на Урале — в центре обширных вотчин графов Строгановых, крепостным которых и был будущий зодчий. Художественные способности у Воронихина обнаружились еще в детстве. Он в 1777 году попал в Москву. Здесь Воронихин мог получить первые уроки зодчества у прославленных архитекторов — В.Баженова и М.Казакова. Успехи в учении, которых добился талантливый юноша
привлекли к нему внимание сиятельного хозяина — графа А.С.Строганова, известного любителя и покровителя искусств, возглавлявшего работу Публичной библиотеки и Академии художеств в Петербурге
Выполняя желание графа, Воронихин переезжает в Петербург и становится “домашним художником” Строгановых. Он получает возможность познакомиться со многими выдающимися представителями русской культуры, посещавшими Строгановский дворец. Среди них были литераторы Г.Р.Державин, И.А.Крылов, Д.И.Фонвизин, живописцы С.Щукин и В.Боровиковский, скульптор И.Мартос, композитор Д.С.Бортнянский, географ и путешественник П.С.Паллас, математик Л.Эйлер. Общение с ними, несомненно, оказало на развитие будущего зодчего самое благотворное влияние. Дружеские отношения завязались между Воронихиным и воспитателем юного графа Павла Строганова — Жильбером Роммом, позже принявшим активное участие в событиях французской революции. Вместе с П.Строгановым и Ж.Роммом молодой Андрей Воронихин совершил несколько поездок по России, во время которых смог познакомиться с памятниками зодчества и народного искусства.
Воронихин с семьей. Художник А. Ф. Лагрене. 1810-е гг.
Здание Горного института
В январе 1804 года Горное Училище решено преобразовать в Горный кадетский корпус. Для этих целей приглашают Воронихина, который строит комплекс новых зданий, из которых через семь лет вырастает величавый архитектурный ансамбль, украшенный портиком из двенадцати колонн и изваяниями «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины».
В помощь Воронихину, который в то время был занят строительством Казанского собора, назначили архитектора Александра Штауберта, работавшего в Петербурге над «народными» учреждениями: гимназиями, тюрьмами и больницами. Он же помогал Воронихину строить Домовой Храм преподобного Макария Египетского для того же Горного университета. Новый храм перестроили в стиле высокого классицизма и освятили в апреле 1810 года.
Говоря о Горном институте, нужно добавить, что работая над новым зданием, Воронихин включил в план стены первых домов, в которых начинало свою деятельность Горное училище. Часть первого здания можно увидеть и сейчас, для этого нужно лишь зайти во двор института.
В настоящее время Санкт-Петербургский горный университет представляет собой один из ведущих в своей области научно-образовательных центров России. Фото: Commons.wikimedia.org / Szczebrzeszynski
До конца своих дней Воронихин работал в области прикладного искусства, преподавал в Академии художеств и, живя в доме на Васильевском острове, пожалованном ему за профессорскую деятельность, работал над последним проектом, откликавшемся на события войны с Наполеоном: храмом-памятником и триумфальной колонной из трофейных французских пушек. Увы, чертежи так и остались чертежами — в феврале 1814 года Андрей Никифорович скончался. Похоронили великого зодчего на Старолазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле установили памятник в виде колонны, ствол которой пересекает рустовка с высеченном на ней барельефом с изображением Казанского собора.
Наследие А.Н.Воронихина
Графическое наследие зодчего, в которое входят сотни чертежей, рисунков, акварелей, подготовительных эскизов, выполненных карандашом или тушью, говорит о Воронихине как о художнике, обладавшем характерной техникой мягкого, размытого штриха
Разрабатывая свои замыслы на бумаге, зодчий серьезное внимание уделял как композиции в целом, так и мельчайшим ее деталям. Это и обеспечивало его произведениям то великое единство стиля, к достижению которого Воронихин постоянно стремился
В 2019 году была юбилейная дата — 260 лет со дня рождения А.Н.Воронихина. Это стало еще одним поводом оглянуться назад, вновь оценить глубину таланта и влюбленность в свое дело архитектора, достигшего мастерства не только за счет природной одаренности, но и в значительной степени благодаря осознанию своего жизненного предназначения, подкрепленному вдохновенным трудом.
А.Н.Воронихин.Проект Исаакиевского собора.1813 г.А.Н.Воронихин.Проект храма, посвященного победе 1812 года. 1813 г.А.Н.Воронихин.Проект моста в виде руин.А.Н.Воронихин.Проект фонтана у Пулковской горы.
Поездка за границу
В 1786 году Воронихин был освобожден от крепостной зависимости, но остался на службе у Строгановых. Он понимал, что покровительство всесильного мецената может многое дать ему как художнику. И действительно, уже летом 1786 года Андрей получает возможность отправиться в заграничное путешествие, сопровождая Строганова и Ромма. Путешественники проехали через Германию, жили в Швейцарии, а в год начала французской революции оказались в Париже.
За границей Воронихин продолжал упорно заниматься рисованием, акварельной живописью, архитектурой. Какой силой воли, какой настойчивостью нужно было обладать, чтобы без посторонней помощи, шаг за шагом овладевать секретами сложнейшей профессии архитектора! Но эти усилия окупились.
А.Н.Воронихин.Вид замка в Глене (Швейцария).1787 г.
Биография
- В 1777 году граф отправил Андрея среди других самых талантливых учеников школы на обучение в Москву. В течение двух лет юноше преподавали главные архитекторы этого периода — Матвей Казаков и Василий Баженов. Андрей овладевает живописной техникой, пишет портреты и подрабатывает, выполняя небольшие заказы по восстановлению фресок и росписей в храмах.
- В 1779 году Воронихин перебрался по настоянию графа Строганова в Санкт-Петербург. Александр Сергеевич услышал об успехах юноши от его учителей и пригласил его поселиться в Строгановском дворце. Ему была отведена своя комната и мастерская, молодой человек мог продолжать изучение живописи и архитектуры в богатой дворцовой галерее и обширной библиотеке графа. Александр Сергеевич регулярно устраивал вечера для любителей искусств, благодаря которым Воронихин имел возможность погрузиться в творческую среду столицы.
- Живя во дворце с семьей графа, Андрей знакомится с его сыном Павлом. Молодые люди разделяли любовь к искусству, много времени проводили вместе и стали хорошими друзьями. В 1785 году граф Строганов дает своему крепостному вольную и организовывает молодым людям поездку по России с воспитателем Павла Шарлем-Жильбером Роммом. В пути друзья работали над циклом пейзажей«Путешествующий по России живописец».
- Через год граф отправляет художников с Роммом за границу. Они побывали в Германии, Швейцарии и Франции. Воронихин в это время, помимо занятий изобразительным искусством, берется за изучение механики и математики.
- В 1789 году друзья остановились для учебы в Париже. Андрей Никифорович к этому времени окончательно решил посвятить себя архитектуре и усердно взялся за занятия, большую часть времени проводя в библиотеках и за чертежами.
- В городе художников застала разразившаяся Французская революция, в которой молодые восторженные люди сразу приняли участие. Однако граф Строганов, встревоженный революционными событиями, потребовал их возвращения домой. Ему пришлось послать в Париж родственника Николая Новосильцева, который и вернул Павла с Андреем в Россию. Их учитель же, француз по национальности, остался на родине. Он стал одним из ведущих революционных деятелей, вошел в Национальный конвент и был казнен на гильотине в 1795 году.
- В России Воронихин начинает профессиональную карьеру архитектора. Его первой работой стала перестройка дворца его покровителя. В здании произошел пожар, и граф поручил Андрею Никифоровичу восстановить поврежденные части и обновить оформление дворца, построенного Растрелли в стиле барокко. Воронихин переделал здание, придав ему сдержанный и благородный классический вид.
- Таким же путем он преобразовывает загородные дома Строганова на Черной речке и в Калужской губернии. Попутно он продолжает заниматься живописью и пишет картину«Вид картинной галереи в Строгановском дворце», которая позже попала в постоянную экспозицию Эрмитажа.
- Андрей Никифорович получает звание профессора живописи Академии художеств, а после написания«Вида Строгановской дачи» в 1797 году становится академиком перспективной живописи.
- В 1799 году Воронихин принял участие в конкурсе на проект церкви в Санкт-Петербурге. Император Павел I хотел построить в столице собор по примеру римского Собора Святого Петра. В грандиозном проекте хотели принять участие все знаменитые архитекторы того времени, в том числе иностранцы, но победил в нем Андрей Никифорович.
- Воронихин разрабатывает чертежи, и в 1801 году начинается постройка Казанского кафедрального собора. Строительство длится 10 лет, и по его завершении архитектор получает ордена Святой Анны 2-й степени и Святого Владимира 4-й степени, а также ему назначается пожизненная пенсия.
- Одновременно Воронихин занимается другими проектами. В 1800 году он проектирует колоннады Петергофа, за что удостоен звания академика архитектуры. С этого года он начинает преподавать в Императорской Академии.
- В Павловске Воронихин строит Розовый павильон и украшаетмостамиландшафт дворцово-паркового ансамбля. В 1803 году берется за реставрацию пострадавшего от пожара Павловского дворца. При этом его роль в оформлении не ограничивалась внешней архитектурой, а включала также интерьеры, дизайн мебели и освещения.
- В 1806 году берется за осуществление другого крупного проекта в Санкт-Петербурге — постройку здания Горного кадетского института. После завершения своих двух главных петербургских работ в 1811 году Воронихин посвятил себя преподаванию. Оставшиеся годы своей жизни он вел архитектурный класс в Академии художеств.
- Андрей Никифорович умер 5 марта 1814 года в Петербурге.
Казанский собор
Когда в 1801 году архитектор приступил к строительству собора, ставшего впоследствии одной из самых значительных высот в его карьере, он столкнулся со всевозможными слухами и неприятными пересудами, которые преследуют каждого, кто посмел вырваться из низов навстречу почитанию и славе. То злые языки поговаривали, что проект был украден у архитектора Василия Баженова, который был создан им для Дома инвалидов в Париже, то злопыхатели утверждали, что идея строящегося собора и часть неосуществленного проекта одного из крыльев Кремлёвского дворца — это одно и то же здание, вышедшее из-под руки всё того же Баженова. Разумеется, не последнее место в перешёптываниях относительно архитектора сыграло его происхождение
Однако даже если Воронихин и обращал внимание на сплетни, то на его работе это никак не сказалось: работы кипели, живописцы Шебуев, Егоров, Иванов и Брюлло рисовали образа, рабочие облицовывали пудожским камнем фасады, а сам архитектор становился одним из самых знаменитых людей в городе
Удалось ли Воронихину целиком воплотить свой проект в жизни? Едва ли. По первоначальному замыслу собор должен был быть украшен второй колоннадой — с южного фасада, а также получить колокольню и дом для клира. Впрочем, последнему есть любопытное объяснение. Когда в 1800 году создаётся «Комиссия о построении Казанской церкви», Павел I получает письмо, в котором сообщается о необходимости построить колокольню и дома для священнослужителей. Император незамедлительно даёт категорический ответ: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему». Что ж, хозяин-барин, и Воронихин спорить не стал. Колокола разместили в проёмах на колоннаде собора, а представители духовенства получили обитель на углу Невского проспекта и Казанской улицы.
По первоначальному замыслу собор должен был быть украшен второй колоннадой — с южного фасада. Фото: Commons.wikimedia.org / Antonu
Это интересно: Биография и факты: Театр и любовь Вивьен Ли