История любви прасковьи жемчуговой и графа николая шереметева
Содержание:
- Замужество и обострение болезни
- Странноприимный дом
- Павел I и фальшивые документы
- Роли в театре
- «Вечор поздно из лесочку»
- Примечания
- Старая, старая сказка
- Болезнь и помощь крестьянам
- Бросил пить ради крепостной
- Более поздняя жизнь
- Комментарии
- Биография
- Крепостная актриса Прасковья Жемчугова
- Литература
- Граф Николай Петрович Шереметев
- Биография
- Спасение графа
- Решающий момент в судьбе Прасковьи Жемчуговой
- Ясноглазая девочка
- Первые лучи славы
- Как Прасковья Жемчугова стала оперной дивой
Замужество и обострение болезни
В 1797 году Прасковья Жемчугова в последний раз сыграла в театре, исполнив роль Элианы, когда-то принесшую ей славу. В связи с обострением болезни девушке пришлось отказаться от выступлений на сцене. Дарованный Шереметеву царем титул позволил возлюбленным перебраться в Петербург, где Николай и сделал официальное предложение Прасковье. Графу также удалось сфабриковать документы, подтверждающие происхождение его невесты от польского дворянина Ковалевского. Благодаря поступку Шереметева настоящая семья Прасковьи в 1798 году освободилась от крепостного бремени.
Николай принял решение закрыть свой театр, поскольку не представлял его существование без любимой актрисы. Графиня Жемчугова, чье здоровье ухудшалось с каждым днем, грезила лишь об одном — о рождении ребенка. Когда она забеременела, граф заказал ее парадный портрет, ставший самым известным изображением Прасковьи.
В начале февраля 1803 года Жемчугова подарила графу наследника, которого назвали Дмитрием. К сожалению, мать-героиня, выдержавшая роды во время тяжкой болезни, так и не смогла оправиться от них и скончалась спустя 20 дней после рождения сына, в возрасте 34 лет.
Дмитрий, унаследовавший сильный характер и железную волю своей матери, после смерти отца в начале 1809 года начал озарять мир добрыми поступками. Преданный своей Родине и своим родителям, юный граф Шереметев посвятил себя благотворительности. Ходят слухи, что Дмитрий Николаевич Шереметев, попечитель Странноприимного дома, принял участие в создании проекта Крестьянской реформы, проведенной Александром II.
Слава о семье Шереметевых как о владельцах одного из лучших в стране крепостных театров и о приверженцах благотворительности навсегда вошла в историю нашей страны. И во многом это заслуга именно великолепной русской женщины Прасковьи Жемчуговой, до самых последних минут жизни боровшейся за доброту и правду.
Странноприимный дом
Благодаря желанию Прасковьи Ивановны в Москве, на Сухаревке был построен Странноприимный дом. Первый параграф устава Странноприимного дома гласил: «Оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени». 28 июня 1792 года состоялась закладка будущего здания больницы. Автором проекта был ученик Баженова Елизвой Назаров. После смерти жены Николай Петрович решил перестроить наполовину законченное строение, чтобы сделать его более величественным и достойным памяти графини. Переработать проект было поручено Джакомо Кваренги. Архитектор работал над проектом, не выезжая из Петербурга: его планы и чертежи, отсылаемые по почте, воплощали в жизнь крепостные архитекторы Шереметева Алексей Миронов, Григорий Дикушин и Павел Аргунов.
Павел I и фальшивые документы
В 1797 году Николай Шереметев предпринял попытку добиться высочайшего разрешения на брак с простолюдинкой. Павел I и граф были друзьями детства, и Шереметев однажды решил пригласить императора в Останкино на спектакль, где в главной роли блистала, разумеется, Прасковья Жемчугова. Царь был впечатлен талантом актрисы, но венчаться так и не позволил. И тогда граф пошел на обман. За взятку Жемчуговой сделали фальшивые документы, в которых значилось, что ее предок — польский шляхтич Якуб Ковалевский — попал в 60-е годы XVII века в плен к русским, а его потомки стали крепостными. Когда документы были готовы, граф дал вольную Прасковье и всей ее семье.
Примерно в то же время граф Шереметев был назначен обер-гофмаршалом и должен был отправляться в Петербург. С собой он забрал лучших актеров, и, разумеется, Прасковью. Но сырой столичный климат подкосил здоровье Жемчуговой — у нее начался туберкулез, петь она больше не могла. К тому же от всех переживаний тяжело заболел и Николай Шереметев. А как только поправился, распустил весь театр, назначив актрисам приданое (об этом его попросила Прасковья), и решил как можно скорее тайно обвенчаться с любимой. На престол к тому времени взошел Александр I, и требовалось снова запрашивать разрешение на брак.
Это интересно: Биография и факты: Олег Видов, советский и американский киноактер, кинорежиссер
Роли в театре
Прасковья Жемчугова в роли Элианы
Юбер, «Опыт дружбы» Андре Гретри
Белинда, «Колония, или Новое селение» Антонио Саккини
Луиза, «Дезертир» Пьера Монсиньи
Лоретта, «Лоретта» Демеро-Де-Малзевилля
Розетта, «Добрая дочка» Никколо Пиччини
Анюта, «Тщетная предосторожность, или Перевозчик Кусковский» Колычёва
Миловида, «Разлука, или Отъезд псовой охоты из Кускова»
Роза, «Роза и Кола» Пьера Монсиньи
Нина, «Нина, или Безумная от любви» Джованни Паизиелло
Блондино, «Инфанта Дзаморы» Джованни Паизиелло
Люсиль, «Ричард — Львиное Сердце» Андре Гретри
Колетта, «Деревенский колдун» Жан-Жака Руссо
Элиана, «Самнитские браки» Андре Гретри
Алина, «Царица Голкондская» Пьера Монсиньи
Зельмира, «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила» Осипа Козловского
«Вечор поздно из лесочку»
Прасковье Жемчуговой традиционно приписывается авторство песни «Вечор поздно из лесочку / Я коров домой гнала…», сюжет которой автобиографичен и в романтизированной форме повествует о первой встрече героини с будущим мужем, графом Н. П. Шереметевым. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже называет Прасковью Ивановну «первой русской поэтессой из крестьянства». Песня, впервые опубликованная спустя 15 лет после смерти Прасковьи Жемчуговой (в сборнике «Новейший российский песенник», СПб., 1818), была чрезвычайно популярна в XIX веке, включалась во многие песенники и сборники фольклора на протяжении двух веков. До настоящего времени входит в репертуар популярных исполнителей как народная.
Примечания
- ↑ Praskovya Ivanovna Kovalevskii // (англ.)
- ↑ Жемчугова Прасковья Ивановна // Большая советская энциклопедия:
- Песни русских поэтов. В двух томах. Том первый/ / Вступ. ст., сост., подг. текста, биогр. справки и примеч. В. Е. Гусева. — Л.: Сов. писатель, 1988. — 590 с. — (Библиотека поэта. Большая серия.).
- А. Н. Греч. Венок усадьбам. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. — 304 с.
- ↑ .
- ↑
- Краско А. В. Три века городской усадьбы графов Шереметевых: люди и события. — М.: Центрполиграф, СПб.: МиМ-Дельта, 2009. — С. 75. — 448 с. — ISBN 978-5-9524-4363-1.
- .
- .
- «Не было русского уголка, где бы её не знали», — свидетельствовал П. А. Бессонов (Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 9, отд. 9. — М., 1873. — С. 49).
Старая, старая сказка
Мы живем в такой век, когда со всех сторон нас окружает если не жестокость, то просто черствость окружающих людей. А душа просит тепла, сочувствия, любви. Особенно любви не хватает нам в окружающем мире. Наверное, поэтому так трогают истории людей, которые жили не в лучшем окружении, но все-таки сумели найти свою любовь и, главное, отстоять ее, поднять над окружающей серостью и грязью и пронести как горящую свечу.
Почему мы так любим старую сказку про Золушку? Потому, что этот милый образ пленяет нас своей духовной красотой. И чтобы мы не говорили, не может наша душа не откликнуться на такую красоту. Золушке тяжело. Злая мачеха и ее дочери постоянно понукают ею. Однако, приходит добрая фея, которая помогает ей встретить принца.
Все счастливы. Но это в сказке. А как же в жизни?
Вспомните наших великих святых Петра и Февронию. Им тоже было нелегко. Как долго сомневался Петр, чтобы назвать женой свою возлюбленную, не имевшую дворянского происхождения. Как трудно ему было преодолеть сопротивление бояр. Как даже пришлось отказаться от княжества, чтобы остаться со своей любимой. Но ведь выдержал. И попросили прощения бояре, и вернулся он на княжеский престол вместе со своей любимой женой. Так русская Золушка – Февронья стала княгиней.
Есть история, связанная с тем, как рабыня стала женой турецкого султана и, фактически, повелительницей огромной империи. Это повествование хорошо известно многочисленным поклонникам современного турецкого сериала «Великолепный век». Его сюжет основан на реальных событиях, и рассказ ведется об истории любви юной девушки: наложницы гарема Роксоланы (другое ее имя Хюррем) и влиятельного Султана Сулеймана.
И вот еще одна Золушка: теперь Прасковья. Крепостная девушка влюбляется в своего хозяина – графа. Могла ли она мечтать, соединить с ним свою жизнь? Чем могла она привлечь богатого, образованного и состоятельного человека? Думал ли граф, что эта девушка изменит всю его жизнь? Давайте вместе проследим историю любви графа Шереметьева и Прасковьи Жемчуговой и попробуем ответить на эти вопросы.
Болезнь и помощь крестьянам
Вскоре после сближения с графом Николаем Шереметевым Прасковья Жемчугова заболела туберкулезом, вероятно, унаследованным от отца. Это заметно усложнило ее деятельность по управлению театром и участию в ведении хозяйства, однако несгибаемая под грузом жизненных обстоятельств с самого детства Прасковья продолжала работать на благо народа.
Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят
Денежное дерево радует пышным цветением: мой секрет в уходе за листьями
Актриса часто ездила на Сухаревскую площадь подать милостыню нуждающимся. В 1792 году по убеждению графини Шереметев возвел Странноприимный дом, в котором планировалось лечить бедных. Это здание сохранилось по сей день: сегодня это Научный Исследовательский Институт имени Склифосовского.
Спустя 3 года в Останкино Николай Шереметев построил новый театр ради свой возлюбленной. Там она исполнила одну из главных ролей в пьесе «Взятие Измаила». В этом театре актриса простого происхождения Прасковья и закончит свою театральную карьеру.
Бросил пить ради крепостной
Слава театра Шереметевых и Жемчуговой разнеслась по России. В 1787 году на оперу в усадьбу Кусково приезжала сама императрица Екатерина Великая и даже одарила крепостную алмазным перстнем с царской руки. Всё это не меняло положения Прасковьи — она по-прежнему оставалась крепостной.
Не было бы счастья да несчастье помогло: через год умер граф Петр Шереметев, оставив Николая наследником громадного состояния, только крепостных у него было 200 000 — население целого города. Молодой граф ударился в тяжелый русский разгул, сорил деньгами, пил безудержно. Да и некому его было останавливать, никто не решался спорить с ним; никто, кроме Прасковьи.
Теперь можно лишь догадываться, к каким уловкам она прибегала, сколько сил потратила, чтобы вразумить графа, по каким храмам ходила, чтобы отмолить его у Бога; в двадцать лет ей пришлось самой взять на себя руководство театром. К счастью, опомнившийся граф не только бросил пить, но и в полной мере оценил усилия Параши.
Более поздняя жизнь
На пике расцвета театра в конце 1790-х годов Прасковья заболела, возможно, чахоткой ( туберкулезом ), и была вынуждена уйти на пенсию. В конце 1796 года Николай был назначен ко двору Павла I, и Прасковья переехала с ним в Петербург.
Хотя они жили как муж и жена, и большинство людей знали об этом, Николай и Прасковья не могли жить своими отношениями открыто. Для такого аристократа, как Шереметев, передвижение в обществе с крепостным в качестве равного ему в обществе было табу, а о браке, особенно для человека из высшей дворянской семьи, теоретически не могло быть и речи. Наконец, в 1798 году Шереметев освободил Праскову, а затем и всю семью Ковалевых от крепостного права. Понимая, что ее здоровье не позволит ей вернуться на сцену, он закрыл театр.
В 1801 году Николай и Прасковья поженились в Москве в строжайшей тайне. В рамках договоренностей Николай создал фальшивую генеалогию Прасковии, утверждая, что она была давно потерянным потомком польского дворянина по имени Ковалевский. Примерно во время свадьбы он отправил в Польшу фальшивомонетчика с кошельком, полным денег, чтобы купить дворянский патент у желанной дворянской семьи.
Через несколько месяцев после свадьбы Прасковия забеременела. 3 февраля 1803 года у нее родился сын Дмитрий . Однако бремя болезни, беременности и родов было слишком тяжелым для ее организма, и она умерла 23 февраля в Шереметевском дворце в Санкт-Петербурге. Незадолго до ее смерти Николай сообщил императору Александру I о своем браке и попросил официального признания, которое Александр дал. Известие о браке возмутило общество и возмутило семью Николая. Два племянника Николая, братья Разумовские, планировали унаследовать огромное состояние своего дяди, и, узнав, что они должны были потерять все это в пользу сына крепостного, подумали об убийстве младенца.
Прасковья была похоронена на сложной церемонии в Александро-Невском монастыре, на которой присутствовали священнослужители и слуги из дома Шереметевых. Николай был слишком подавлен горем, чтобы присутствовать на нем, а дворяне остались в стороне, чтобы выразить свое неодобрение браку Николая.
Николая охватило горе. В конце концов, единственное утешение, которое он нашел, заключалось в том, что он исполнил ее последнее желание — внести свой вклад в заботу о бедных и больных. В память о Прасковье Николай построил в Москве на Сухаревской площади большую богадельню, где до революции 1917 года ухаживали для больных, бедняков и сирот. При Советской власти богадельню закрыли и заменили на НИИ им. Н. Склифосовский .
Комментарии
- Кузнецова-Горбунова Прасковья Ивановна (по выправленным документам — Ковалевская, по сцене — Жемчугова, в замужестве — Шереметева).
- Точное место рождения неизвестно. Существует три версии: село Уславцево, село Николо-Березники и деревня Березина.
- Актёрам шереметевского театра по традиции давались псевдонимы по названиям драгоценных камней: Гранатова, Бирюзова, Яхонтова, Алмазова, Изумрудова и т. п.
- Российская премьера состоялась в «зимнем театре» Шереметева на Никольской улице; на русский язык оперу перевёл В. Г. Вороблевский (1730—1797), крепостной Шереметевых, ведавший подготовкой актёров.
Биография
Родилась 20 (31) июля года в Ярославской губернии, в семье кузнеца Ивана Степановича Горбунова (известен также как Кузнецов, Ковалёв), перешедшей в собственность к Петру Шереметеву с приданым его супруги, Варвары Алексеевны Черкасской.
В возрасте семи лет была взята на воспитание княгиней Марфой Михайловной Долгорукой в Кусково, подмосковную усадьбу Шереметевых. У девочки рано обнаружились способности к музыке, и её начали готовить для труппы крепостного театра. Дебютировала 22 июня 1779 года в роли служанки в опере Андре Гретри «Опыт дружбы». На следующий год вышла на сцену в роли Белинды в опере Антонио Саккини «Колония, или Новое поселение» уже под именем Жемчуговой.
Обладала красивым лирико-драматическим сопрано, хорошо играла на клавесине и арфе, была выучена итальянскому и французскому языкам. Училась у Елизаветы Сандуновой и Ивана Дмитриевского, которые обучали пению и драматическому искусству крепостных актёров шереметевского театра.
Успех пришёл к Жемчуговой в 1781 году, после исполнения партии Лизы в комической опере Пьера Монсиньи «Дезертир, или Беглый солдат». В 1785 году она триумфально дебютировала в роли Элианы в опере Гретри «Самнитские браки». Эту же роль Прасковья Жемчугова исполнила 30 июня 1787 года в новом, перестроенном здании театра в Кусково, открытие которого было приурочено к визиту в усадьбу Екатерины II.
Спектакль «Самнитские браки» с Жемчуговой в роли Элианы давался и 7 мая 1797 года в Останкине во время визита Станислава Августа Понятовского.
В 1797 году император Павел I, пожаловав графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала, потребовал его присутствия в Петербурге. Шереметев взял с собой в столицу лучшую часть своей труппы, в том числе и Жемчугову. Однако в сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз, пропал голос, и она была вынуждена оставить сцену.
В следующем году Николай Шереметев дал вольную Прасковье Ивановне и всей семье Ковалёвых. 6 ноября 1801 года, получив разрешение императора Александра I (согласно другим сведениям, Н. П. Шереметев, так и не дождавшись императорского разрешения на неравный брак, получил благословение митрополита Платона), обвенчался с ней в московской Николаевской церкви у Старого Каменного моста. Во время церемонии присутствовали лишь два необходимых свидетеля — архитектор Джакомо Кваренги (согласно другому источнику, свидетелями были: князь Ан. Щербатов, известный археолог А. Ф. Малиновский и синодский канцелярист Н. Н. Бем) и подруга невесты Татьяна Шлыкова-Гранатова. В метрической записи о венчании невеста графа указана как «девица Прасковия Ивановна дочь Ковалевская» (без уточнения сословного статуса) — Шереметев, дабы оправдать свою женитьбу на крепостной, создал легенду о происхождении Прасковьи от польского шляхтича Якуба Ковалевского, пленённого во время походов князя Я. К. Черкасского и перешедшего на службу к русскому царю. «Брачный обыск» — документ, который удостоверял, что препятствий для брака нет, кроме жениха и невесты, подписали князь Андрей Николаевич Щербатов, Алексей Федорович Малиновский и поручик Павел Нарбеков.
У Прасковьи Ивановны было четверо братьев: Афанасий, Николай, Михаил и Иван, а также сестра Матрёна, по мужу Калмыкова.
3 февраля 1803 года Прасковья Жемчугова родила сына Дмитрия. Беременность и роды подорвали её здоровье — она умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года. «Жития ей было 34 года, 7 месяцев, 2 дня». Погребена в Лазаревской усыпальницеАлександро-Невской лавры в Петербурге. В числе других в последний путь её провожал и архитектор Кваренги.
Крепостная актриса Прасковья Жемчугова
А теперь перейдем к биографии Прасковьи Жемчуговой. Родилась она 31 июля 1768 г. в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии (сейчас это Большесельский район Ярославской области).
По рассказам историков, Параша — таково было имя будущей крепостной актрисы — не была красавицей. Худенькая, с выступающими скулами, немного великоватым носом и прекрасными глазами, она перебралась в усадьбу Кусково вместе со своими родителями, будучи еще совсем девочкой. По отцу она носила фамилию Ковалева.
Ее отец Иван Степанович Ковалёв был крепостным кузнецом. И, наверное, довольно искусным, если Петр Борисович Шереметев (отец Николая Шереметева) выбрал его для строительства новой усадьбы, несмотря на его пагубную страсть к спиртному. В районе нынешней Вешняковской улицы в Москве располагалась их скромная изба.
Когда Николай Шереметев начал отбор в труппу талантливых детей, в их число попала 7-летняя Параша Ковалева. Она была передана на воспитание овдовевшей княгине Марфе Михайловне Долгорукой. Княгиня пригласила для ее обучения знаменитую русскую певицу и актрису Е.С. Сандунову. Девочку также обучали итальянскому и французскому языкам, игре на клавесине и арфе.
День маленькой актрисы был расписан по часам и, в основном, заполнен занятиями музыкой, танцами, актёрским мастерством. Современники отмечали, что в группе других актеров она ничем не выделялась до тех пор, пока не звучал ее удивительный голос.
В 1779 году Параша впервые вышла на сцену в небольшой роли служанки. Однако, ее восхитительное сопрано покорило всех приглашенных гостей, не оставив равнодушным и самого Николая Шереметева. Ей было 10 лет. В следующей опере девочка получила главную роль. Выступала она теперь под псевдонимом – Жемчугова. Новую фамилию дал ей Николай Шереметев. Он любил давать актерам псевдонимы по названию драгоценных камней. Так появилась Параша Жемчугова.
Параша к 12 годам уже знала французский и итальянский языки, музицировала на клавикордах и знала правила тогдашнего этикета. Даже заграничные учителя дивились ее таланту. Откуда у этой девочки такой реализм в игре? Слухи о прекрасной актрисе поползли по Москве. Многие мечтали посмотреть ее игру.
Николай Шереметев построил в Кусково новый театр. В 1787 году на его открытие прибыла Екатерина II. Ставилась опера Гретри «Браки самнитян». Прасковья Жемчугова играла роль Элианы. По сюжету оперы Элиана борется за свою любовь против социальной несправедливости, не позволяющей молодым людям самим выбирать себе супругов. Переодевшись в мужскую одежду, Элиана решает, что лучше погибнуть в бою, чем выйти замуж за нелюбимого. Как созвучна была эта тема для Прасковьи. В ее удивительном пении было столько любви и искренности, что равнодушных не было. Вокальная партии специально для нее была еще усложнена, чтобы дать возможность показать необыкновенный диапазон ее голоса.
Это была одна из лучших партий Прасковьи Жемчуговой. Императрица настолько осталась довольной ее игрой и пением, что подарила ей перстень с бриллиантом со своей руки. Неизвестный художник оставил нам портрет Прасковьи Жемчуговой в роли Элианы.
Литература
- Безсонов П. Прасковья Ивановна графиня Шереметева, её народная песня и родное село Кусково. — М., 1872. — 92 с.
- Языков Д. Графиня Прасковья Ивановна Шереметева. — М., 1903. — 28 с.
- Елизарова Н. Крепостная актриса П. И. Ковалёва-Жемчугова — М., 1956 г. — 32 с. (2-е изд. — 1969).
- Маринчик П. Ф. Недопетая песня: Необычайная жизнь П. И. Жемчуговой. — Ленинград; Москва: Искусство, 1965. — 147 с., 13 л. ил. — (Корифеи русской сцены).
- Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна // Театральная энциклопедия. Том 2. — М., 1963. — С. 671—672.
- Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна // Музыкальная энциклопедия. Том 2. — М., 1974. — С. 390—391.
- Исторический лексикон. Том 8. XVIII век. — М., 1996. — С. 301—307.
- Douglas Smith. The Pearl. A True Tale of Forbidden Love in Catherine the Great’s Russia. — New Haven: Yale University Press, 2008.
- Рогов А. Шереметев и Жемчугова. — М.: Вагриус, 2007. — 272 с. — ISBN 978-5-9697-0465-7.
- Алексеева А. И. Колокольчик. — М.: Малыш, 1988. — 32 с. — (Страницы истории нашей Родины)
Граф Николай Петрович Шереметев
Род Шереметевых был не только одним из самых богатых в России, но и оставил свой след в ее истории. Борис Петрович Шереметев первым в России получил графский титул.
Его внук Николай Петрович (1751-1809), о котором и пойдет речь в этой статье, воспитывался вместе с принцем Павлом Петровичем. Николай Петрович Шереметев получил домашнее образование, и в 1768 году был пожалован в камер-юнкеры.
Краткая биография Николая Шереметьева повествует, что он продолжил свое образование уже за границей. Он отправился в длительное четырехлетние заграничное путешествие по Европе. Посетил Голландию, Англию, Францию, Швейцарию, Германию. Слушал лекции в Лейденском университете. Учился игре на виолончели у парижского музыканта Ивара.
После возвращения принялся за государственную службу. Занимал должность обер-камердинера, потом возглавил руководство Московским дворянским банком. Он не пошел по пути своих предков и не стал военным. Как он сам говорил: «Треск оружия причиняет мне сильную головную боль». Душа его тянулась к искусству. Узнав, что его отец — Петр Борисович Шереметев – построил в усадьбе Кусково новый театр и предлагает ему взять на себя руководство им, Николай Петрович с восторгом принимает это предложение и с головой погружается в работу.
Он начинает поиск талантливых детей в труппу театра. Благо, что выбор у него был большой. Двести тысяч крепостных душ принадлежали Шереметевым. Детей вместе с семьями переселяют в Кусково. Надо сказать, что актеры находились у него на привилегированном положении. Они были освобождены от всех других работ в усадьбе, кроме занятий музыкой, актерским мастерством, танцами, языками. Питались они так же, как и сам хозяин.
Николай не жалел средств на обучение крепостных артистов. Он отправлял их учиться в Москву и Петербург, причем обучали их не только актерскому мастерству, но и языкам, и стихосложению. Лучшие зарубежные мастера были приглашены для работы с труппой. Здесь работали французские и итальянские балетмейстеры, итальянские певцы и немецкие музыканты. Сценическому мастерству крепостных обучали лучшие русские актеры.
Шереметева часто можно было видеть в оркестровой яме во время спектакля со своей виолончелью или на занятиях с актерами по актерскому мастерству. Много внимания уделял он и оформлению спектаклей. Над этим работали крепостные художники и ремесленники. Смена декораций осуществлялась очень быстро и была хорошо продумана.
Театр процветал. Историк Пыляев писал, что Кусково привлекало так много зрителей, что «тогдашний содержатель московского частного театра Медокс обратился с жалобой к главнокомандующему Москвы князю А.А. Прозоровскому на графа Шереметева, говоря, что граф отбивает у него зрителей». В 18 веке существовала присказка. Если столица опустела, то ищите москвичей в Кусково.
По мнению света, Николай Шереметев был импульсивным, но довольно мягким человеком. Его называли баловнем судьбы, глубоко испорченным счастьем. Отец давно потерял счет фавориткам своего сына, но смотрел на это сквозь пальцы: «Пусть погуляет, пока молод, пригож и богат». Однако, наверное, остался бы он в русской истории простым барином, если бы не любовь.
Биография
Родилась 20 июля 1768 года в Ярославской губернии, в семье кузнеца Ивана Степановича Горбунова (известен также как Кузнецов, Ковалёв), перешедшей в собственность к Петру Шереметеву с приданым его супруги, Варвары Алексеевны Черкасской.
В возрасте 7 лет была взята на воспитание княгиней Марфой Михайловной Долгорукой в Кусково, подмосковную усадьбу Шереметевых. У девченки рано обнаружились возможности к музыке, и её начали готовить для труппы крепостного театра. Дебютировала 22 июня 1779 года в роли служанки в опере Андре Гретри «Опыт дружбы». На последующий год вышла на сцену в роли Белинды в опере Антонио Саккини «Колония, либо Новое поселение» уже под именованием Жемчуговой.
Обладала прекрасным лирико-драматическим сопрано, отлично игралась на клавесине и арфе, была выучена итальянскому и французскому языкам. Обучалась у Елизаветы Сандуновой и Ивана Дмитриевского, которые учили пению и драматическому искусству крепостных актёров шереметевского театра.
Фуррор пришёл к Жемчуговой в 1781 году, после выполнения партии Лизы в смешной опере Пьера Монсиньи «Дезертир, либо Беглый боец». В 1785 году она триумфально дебютировала в роли Элианы в опере Гретри «Самнитские браки». Эту же роль Прасковья Жемчугова исполнила 30 июня 1787 года в новеньком, перестроенном здании театра в Кусково, открытие которого было приурочено к визиту в усадьбу Екатерины II.
Спектакль «Самнитские браки» с Жемчуговой в роли Элианы давался и 7 мая 1797 года в Останкине во время визита Станислава Августа Понятовского.
В 1797 году правитель Павел I, пожаловав графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала, востребовал его присутствия в Петербурге. Шереметев взял с собой в столицу наилучшую часть собственной труппы, в том числе и Жемчугову. Но в сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз, пропал глас, и она была обязана бросить сцену.
В будущем году Николай Шереметев отдал свободную Прасковье Ивановне и всей семье Ковалёвых. 6 ноября 1801 года, получив разрешение правителя Александра I (согласно другим сведениям, Н. П. Шереметев, так и не дождавшись правительского разрешения на неравный брак, получил благословение митрополита Платона), повенчался с ней в столичной церкви Симеона Столпника на Поварской. Во время церемонии присутствовали только два нужных очевидца — конструктор Джакомо Кваренги (согласно другому источнику — Малиновский) и подруга жены Татьяна Шлыкова-Гранатова. В метрической записи о венчании жена графа указана как «девица Прасковия Ивановна дочь Ковалевская» (без уточнения сословного статуса) — Шереметев, чтобы оправдать свою свадьбу на крепостной, сделал легенду о происхождении Прасковьи из рода польских шляхтичей Ковалевских.
3 февраля 1803 года Прасковья Жемчугова родила отпрыска Дмитрия. Беременность и роды подорвали её здоровье — она погибла спустя три недели, 23 февраля 1803 года. «Жития ей было 34 года, 7 месяцев, 2 дня». Погребена в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры в Петербурге. В числе других в последний путь её провожал и конструктор Кваренги.
Спасение графа
Регулярно появлявшаяся на сцене Прасковья все сильнее влюбляла в себя графа Николая Шереметева, сраженного утонченными манерами девушки, совсем несвойственными сословию крепостных. К тому же актриса обладала невероятной силой характера, которой самому Николаю порой недоставало.
«Папа обижается». Агата Муцениеце об отношениях с Прилучным после развода
Редкий кадр: Викторя Исакова показала подросшую дочь от Юрия Мороза (новое фото)
Почему французские дети хорошо себя ведут: восемь методов их воспитания
После смерти отца младший граф ушел в запой и перестал следить за хозяйством. Под раздачу пошло все имение Шереметевых, а также театр и крепостные крестьяне. Возлюбленная Николая Шереметева Прасковья Жемчугова, которую в обществе не воспринимали всерьез из-за их большой разницы в возрасте и социальном положении, решила взять все в свои руки. Она стала следить за деятельностью театра, фактически взяв на себя управление им. К тому же у нее хватило силы воли на то, чтобы вернуть самого Шереметева к нормальной жизни.
Спасенный своей избранницей и теперь по-настоящему впечатленный ее характером, Николай пригласил Прасковью жить вместе с ним в графском доме. Жемчугова проявляла невероятную стойкость и помогала своему любимому во всех хозяйственных и управленческих делах. Несмотря на общественное порицание и разницу в возрасте, дела в имении Шереметевых пошли в гору.
Решающий момент в судьбе Прасковьи Жемчуговой
Скорее всего, Прасковья так и прожила бы всю жизнь в роли «подруги» графа, но… В 1788 году скончался отец Николая. Для сына это событие стало ударом, и он запил, а потом, как говорится, пустился во все тяжкие. Даже про театр забыл. Актеров это очень испугало — уж очень им не хотелось возвращаться «на общие работы», и они уговорили Прасковью пойти к графу с просьбой не распускать труппу. Жемчугова согласилась и пошла на беседу с хозяином.
После того разговора поведение Николая Шереметева радикально изменилось. Он образумился, занялся хозяйством, достроил усадьбу в Останкино, перевез туда театр и принял для себя решение, что если и женится когда-нибудь, то его супругой станет только Прасковья. Вся его родня и почти все знакомые посчитали его сумасшедшим, а многие вообще перестали с ним общаться. Но графа это не остановило.
Мыльный пузырь при температуре -15 градусов Цельсия
Вы когда-нибудь видели, как выглядит замороженный мыльный пузырь? Если нет, то теперь у вас есть такая возможность благодаря польскому художнику Пабло Залуска (Pablo Zaluska), заморозившему обычный мыльный пузырь при температуре -15 градусов Цельсия. …
Ясноглазая девочка
Как к ним в дом попала крепостная ясноглазая девочка из семьи пьющего кузнеца Ковалёва, не совсем ясно. По одной из версий её из жалости забрала в дом приживалка Шереметевых, княгиня Марфа Долгорукая, которую ребёнок развлекал пением. В этих комнатах Прасковья научилась танцам, этикету, иностранным языкам и игре на клавесине.
После смерти покровительницы был риск, что девочку отошлют в деревню, но тут вмешался случай: из Европы вернулся сын графа Николай. Вдохновленный встречей с самим Моцартом, он рьяно взялся за отцовский театр и тут же заметил певческий талант 12-летней Параши. Ей дали звучный псевдоним и отправили на подмостки, граф всерьёз надеялся сделать из неё приму.
Так и вышло: дебютировав в роли служанки в опере Гретри, она вскоре начала блистать на сцене. В 13 лет Жемчугова играла Лизу в опере Монсиньи «Дезертир», а спустя четыре года роль Элианы в опере Гретри «Самнитские браки» сделала её знаменитой.
Прасковья расцвела — её природная красота, бархатный, нежный голос, изысканные манеры не оставили графу никаких шансов. Он был влюблен, и в 19 лет Прасковья стала фавориткой Николая. В письме к другу граф писал, что без ума от Прасковьи и женится только на ней.
Первые лучи славы
Яркая внешность и неоспоримый талант Прасковьи привлекали многих мужчин, но самым выдающимся воздыхателем девушки стал сын владельца семьи Ковалевых Николай Шереметьев. Он с ранних лет не спускал глаз с Параши, которая принимала участие во множестве театральных постановок и была любимицей публики.
Крепостная актриса Прасковья явилась миру, когда ей было всего 11 лет, под псевдонимом Прасковья Горбунова. Граф-владелец крестьянки же решил сам позаботиться о сценическом имени Параши и назвал ее Жемчуговой. С того дня началась история невероятно сильной, умной и трудолюбивой Прасковьи Жемчуговой.
По прошествии нескольких лет слава об актрисе Жемчуговой распространяется по всей стране. Она играет роли в таких известных постановках, как «Дезертир» и «Самнитские браки». В конце июня 1787 года на выступление Прасковьи в роли Элианы прибыла полюбоваться императрица Екатерина, получившая огромное удовольствие от актерского мастерства 19-летней крепостной. Жемчугова даже получила от правительницы подарок — перстень с алмазами, который та сняла со своей руки.
Как Прасковья Жемчугова стала оперной дивой
Прасковья Жемчугова (Ковалева) родилась в 1768 году в семье крепостного кузнеца в имении графа Петра Шереметева. Ее отец питал страсть к спиртному и, приняв лишнего, становился весьма буйным. Но тогда девочке повезло. Когда ей исполнилось лет шесть, ее пение случайно услышал кто-то из господ и решил взять Прасковью на воспитание в подмосковную усадьбу Кусково. Там за ее образование всерьез взялась пожилая княгиня Марфа Михайловна Долгорукова — она коротала свою старость у Шереметевых. Девочка быстро освоила музыкальную грамоту, игру на арфе, выучила итальянский и французский языки.
В одиннадцать лет Прасковья уже дебютировала в опере «Опыт дружбы», поставленной для крепостного театра Шереметевых. Через год ей дали еще одну роль — в опере «Колония, или Новое поселение», в которой она уже выступала под фамилией Жемчугова. По одной из версий, граф, всячески развивая свой театр, решил дать артистам звучные и запоминающиеся фамилии.
Примерно в это же время в Россию из-за границы вернулся сын графа Петра Борисовича Шереметева — Николай. От голоса юной оперной дивы он буквально потерял голову. В одном из писем, адресованных кому-то из друзей, он отмечал, что даже сошедший с небес ангел поразил бы его меньше, чем голос Прасковьи.
А голос у Жемчуговой действительно был удивительный. В 16 лет она уже считалась примой крепостного театра. Ей блестяще удавалось перевоплотиться на сцене в любую героиню, но, пожалуй, одним из самых выдающихся ее образов стала роль в опере «Самнитские браки». Чтобы посмотреть этот спектакль, в Кусково съезжались особы высочайшего уровня — среди зрителей были польский король Станислав II, шведский монарх Густав III… А императрицу Екатерину II голос крепостной дивы потряс настолько, что сразу после спектакля она подарила Жемчуговой перстень со своей руки.