Святитель андрей, архиепископ критский (712-726 гг.)

Святитель Андрей, епископ острова Крит

Андрей Критский (греч. Andreas ho Krites, Hiersolumites) (ок. 660-740), архиепископ, преподобный. Византийский ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона, читаемого на 1-й и 5-й седмицах Великого поста и ряда других произведений. Память 17 июля (4 июля).

Святой Андрей был родом из Дамаска (в Сирии). Будучи немым до семилетнего возраста, он получил дар слова после приобщения Святых Тайн. Начальное образование он получил в Дамаске, познакомившись с логикой, риторикой и древней философией. На 14 году, желая служить Богу, он удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель святого Саввы Освященного. Здесь он стал известен своей кротостью, умом и строгой жизнью. Из обители святого Саввы он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя. В 679 году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на VI Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящен в диаконы при великой Софийской церкви и какое-то время руководил опекой сирот и престарелых. При императоре Юстиниане II святой Андрей был рукоположен в архиепископа Критского. Скончался святитель Андрей Критский в 712 году. Святой Андрей известен, как проповедник и церковный поэт. Он составил многие вдохновенные молитвы и песнопения и написал Великий покаянный канон, читаемый в храме Великим постом (‘Андреево стояние’). Написал он также канон на Рождество Христово и другие праздники, трипеснецы (каноны, состоящие из трех песней) на повечерие Вербного воскресения и на первые дни Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и другие молитвы.

Молитва святителю Андрею, архиепископу Критскому

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси, монашествующыя к подвигом добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, пленных возврати, немощствующыя и молящияся тебе от всех напастей и бед ходатайством твоим свободи: моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день Страшнаго Пришествия Его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобномученика Андрея Критского

Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне,/ паки же ко страдальчеству/ мужески облеклся еси,/ убив Копронима мечем веры,/ и обоих ради венчался еси от Бога,// преподобномучениче Андрее, приснопамятне.

Кондак преподобномученика Андрея Критского

Мужества тезоименитому благодарение,/ яко благочестия тайноглагольнику,/ похвальная воззовем от любве тебе, богоблаженне,/ но, яко имея дерзновение ко Господу,/ от всяких лютых ны спаси, да поем:// радуйся, отче приснопамятне.

Кондак преподобномученика Андрея Критского

Празднует днесь Царствующий град/ праздник пресветлый светоносныя Твоея памяти,/ всякий призывая град и страну,/ радуется бо, яко имея сокровище велие,/ многострадальное твое тело,// Андрее мучениче, Православия светильниче.

Именины Андрея в 2021 по церковному календарю

  • 27 Января Андрей
  • 17 Февраля Андрей Беднов, иерей, священномученик
  • 21 Февраля Андрей Добрынин, протоиерей, священномученик
  • 7 Марта Андрей Гневышев, мученик
  • 28 Апреля Андрей Месукевийский, Грузинский, мученик
  • 31 Мая Андрей Лампсакский, мученик
  • 3 Июня Андрей Симбирский (Огородников), Христа ради юродивый (обретение мощей)
  • 11 Июня Андрей Трофимов, мученик; Андрей Хиосский, мученик;
  • 25 Июня Андрей Фиваидский, преподобный
  • 26 Июня Андрей Московский, преподобный
  • 3 Июля Андрей Первозванный, священномученик
  • 13 Июля Андрей Первозванный, священномученик
  • 17 Июля Андрей Критский, архиепископ; Андрей Рублев, преподобный; Андрей Боголюбский, великий князь;
  • 22 Июля Андрей, мученик
  • 5 Августа Андрей Аргунов, мученик
  • 17 Августа Андрей
  • 1 Сентября Андрей Стратилат, Таврийский, мученик
  • 16 Сентября Андрей Дальников, иерей, священномученик
  • 19 Сентября Андрей Александрийский, мученик, воин
  • 20 Сентября Андрей Ослябя
  • 23 Сентября Андрей Спасокубенский, Каменский, князь Иоасаф
  • 28 Сентября Андрей Ковалев, иерей, священномученик
  • 4 Октября Андрей Ефесский, священномученик, пресвитер
  • 6 Октября Андрей Сиракузский, мученик
  • 7 Октября Андрей Быстров, иерей, священномученик
  • 15 Октября Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый
  • 30 Октября Андрей Критский, преподобномучени
  • 31 Октября Андрей Воскресенский, иерей, священномученик
  • 9 Ноября Андрей Смоленский, Переяславский, князь (Обретение мощей)
  • 11 Ноября Андрей, мученик
  • 8 Декабря Андрей Шершнев, иерей, священномученик
  • 10 Декабря Андрей Симбирский (Огородников), Христа ради юродивый
  • 11 Декабря Андрей, мученик
  • 13 Декабря Андрей Первозванный, священномученик
  • 15 Декабря Андрей Оксиринфский (Египетский), преподобный
  • 16 Декабря Андрей Косовский, протоиерей, священномученик
  • 23 Декабря Андрей Тотемский, Христа ради юродивый

Андрей – чрезвычайно распространенное имя в славянском мире: им отмечено более сорока дней в году. Ведь праведными, славными именами называли большинство детей в былые времена.

Дни почитания святых угодников приходятся на дату окончания их земного пути. Ежедневно церковь поминает множество святых с одинаковыми именами. Человек празднует день Ангела во время земного пути и по упокоении его поминают именем, которым он крещен.

Истово верующие христиане нарекают детей строго сообразно канонам церкви, стараясь не называть их именами мучеников, уберечь от подобных страданий. Если имя в святцах, приходящееся на день рождения ребенка, родителям не по нраву, они могут выбрать понравившееся имя и в этот день крестить свое чадо.

Именины являются днем почитания и воспевания жизни своего святого.

Благоверный князь Андрей Боголюбский

Блгв.кн. Андрей Боголюбский

     Этот святой угодник был сыном великого князя Юрия Долгорукого. Движимый идеей создания на Северо-Востоке Руси новой государственной столицы, он в мае 1155 года тайно покинул отчий дом. А вместо родительского благословения увозил из женского монастыря в Вышгороде икону Божией Матери, позже названную Владимирской, писанную самим евангелистом Лукой при жизни Богородицы. В руках его был меч святого князя-мученика Бориса. Глубоко религиозный княжич не мог смириться с постоянными междоусобными распрями, раздираемыми родную землю, и хотел создать новое государство – мощное, православное, подобное Великой Византии.

     По Преданию, недалеко от Владимира, на реке Клязьме, повозка с чудотворной иконой внезапно остановилась, и никакая сила не могла заставить коней сдвинуться с этого места. В ту ночь князю явилась Сама Пречистая Дева. Она повелела оставить Свой Образ во Владимире, а не везти его в Ростов, как хотел Андрей. Ослушаться Владычицу князь не посмел.

Утром он отвез икону во Владимирский Собор и объявил, что этот небольшой городок будет теперь столицей его княжества. На месте же дивного видения он воздвиг церковь Рождества Пресвятой Богородицы, куда часто приходил для молитвы. Со временем вокруг прихода появилось село, которое и сегодня носит название Боголюбово.

     Мало по малу, опираясь на верных советников, князь превращал Владимир в стольный град, откуда должна была, по его замыслу, по всей Руси распространиться единодержавная власть, прекращающая терзающие русские земли междоусобицы. Главный принцип он почерпнул из византийских книг

«Един Бог на Небе, един государь на земле!».

 Снизив пошлины, он привлек в свои земли самых именитых купцов и ремесленников. Старинные города стали украшаться новыми храмами, первым из которых по великолепию был Успенский Собор, специально возведенный для Владимирской иконы Божией Матери.

Интересный факт
Святой Андрей Боголюбский первый из русских князей облек себя в порфиру – тронную одежду на манер византийских царей. Также по византийскому образцу он устроил идворцовые ритуалы.

Именно святой Андрей Боголюбский впервые обезопасил торговый путь по Волге и сделал ее великой русской рекой.

     Василий Татищев, русский историк, оставил такое описание внешности святого

    Воевал с волжскими булгарами. Летопись сообщает о нем:

В этом походе погиб любимый сын князя – Изяслав. В память о нем и в благодарность Богу за победу был возведен храм Покрова Божией Матери на Нерли.

Впоследствии князь подчинил Киев и Новгород, но он был убит в результате боярского заговора в 1174 году. 

День памяти благоверного князя Андрея Боголюбского 17 июля.

Борьба с произволом

Так бы сказали о деятельности преподобномученика люди, родившиеся, к примеру, в девятнадцатом веке. А произошло следующее. Был в Константинополе император по имени Константин Копроним, прозванный иконоборцем. Он повелел убрать лики святые из храмов, так как «негоже поклоняться дереву». Верующие саботировали такой странный указ, он оскорблял их религиозные чувства. Император уперся и велел заключать непослушных в темницу. Об этом узнал Андрей Критский. Он сразу поехал в Константинополь. Его возмутил факт мучений людей, которые хотели молиться Господу. Императора же справедливые речи Андрея Критского не вразумили. Он повелел схватить и истязать заступника верующих. Но никакие истязания не могли сломить его волю и приверженность вере. Юноша погиб во время следования к месту казни.

Иконография

Известны 2 типа изображения свт.Андрея
Критского – в монашеском и в святительском облачении. Как
преподобный (в хитоне, куколе, мантии) свт.Андрея
представлен: на фреске в капелле 3 в Гёреме, IX в.,- с
длинной седой бородой; на миниатюре Минология XI в. (Messan.
Salvad. 27. Fol. 238r); на фреске сев. стены диаконника
церкви св. Никиты в Чучере, 1309-1316 гг.,- в руках свиток с
надписью: «Еще приносим Ти словесную сию…». Также в
настенных минологиях: церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино
(Македония), 1317-1318 гг.,- в рост; в нартексе церкви
Благовещения монастыря Грачаница (Югославия, Косово и
Метохия), 1321-1322 гг.,- погрудно; в нартексе церкви вмч.
Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII – нач. XIV
вв.; в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия
(Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной
монастыря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках – на
иконе Божией Матери «Благодатное небо», 40-е гг. XVII в.
(церковь Св. Троицы в Никитниках, Москва) – в молении
Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп.
Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ) – в молении Иисусу Христу,
с развернутым свитком с надписью: «Господи призри с
небесе…».

Иконография Андрея Критского как святителя
(в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой
бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он
представлен: на малом саккосе Фотия, митр. Московского, сер.
XIV в., XV-XVII вв. – с остроконечной бородой; в
греко-грузинской рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 120 об., XV
в.); на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в.; на
миниатюре XVII в. (РНБ. Q.I.1007. Л. 145 об.), помещенной
перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых
икон» – свт.Андрей в белом клобуке; иконе «Пророк Самуил и
св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери»,
1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),- в черном клобуке и
с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в
Реклингхаузене); иконе «Преподобные Андрей Критский,
Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной
И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке
«Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в.
(ЦМиАР) – с раскрытой книгой в руках.

«Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач.
XVIII в., дважды упоминает свт.Андрея как «старца с седою
бородою»: среди святителей, говорящего «Вонми, Господи
Иисусе Христе…» (Ч. 3. § 8. N 13), и среди гимнографов, с
надписью: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение» (Ч.
3. § 15. N 2). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII
в., об А. сказано: «Сед, аки Власий, риза кресты, во амфоре
, испод вохра с белилом».

В 1883 г. во имя свт.Андрея Критского был
устроен придел в колокольне ц. Харитона Исповедника XVII в.
(в Огородниках) в Москве.

Частицы мощей свт.Андрея Критского были
вложены в Крест воздвизальный, 1494/95 гг. (ГММК);
панагию-мощевик Иоанна Грозного, XVI в. (ГММК); в
Крест-мощевик, нач. XVII в., из Благовещенского собора
Московского Кремля (ГММК).

Литература: Ерминия ДФ. С. 160, 175; Detzel.
Bd. 2. S. 64; Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 112;
Millet, Frolow. Vol. 3. Tab. 32:3, 106:1, 107:2; Skrobucha
H. Katalog Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen,
1968. N 266; Knoben U. // LCI. Bd. 5. Sp. 156; Миjовиz.
Менолог. С. 191, 280, 301, 373; Правдолюбов С., прот.
Великий канон св. Андрея Критского: Магист. дис. Т. 1. Л. 3;
Т. 2. Л. 2, 215; Власова О. М. Древнерусское искусство в
коллекциях Пермской гос. художественной галереи// ПКНО,
1992. М., 1993; Сорок сороков. Т. 2. C. 483, N 87; Евсеева.
Афонская книга. С. 315, N 167; Белоброва О. А. Андрей
Критский в древнерусской
литературе и искусстве // ТОДРЛ. Т.
51. С. 206-220. Ил. 208; Христианские реликвии. С. 30,
134-136, 177-180.

Е. А. Луковникова

По материалам

«Православной энциклопедии». Т. 2. — М., 2001.

Седмица — 03.03.2009.

Великий покаянный канон

Андрей Критский известен как автор Великого покаянного канона, который состоит из 250 тропарей (строф) и считается самым длинным каноном из существующих. По мнению протопресвитера Александра Шмемана, этот канон «можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой».

Согласно Типикону Великий канон читается только во время Великого поста:

  • на великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга 1-й седмицы Великого поста он поется и читается по частям;
  • на утрене четверга 5-й седмицы Великого поста в полном составе.

Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского именуется в просторечии ефимо?н (или мефимон, греч. ???’???? — «с нами »).

Богослужение утрени четверга пятой седмицы Великого поста получило в народе название «Мари?ино или Ма?рьино стояние» по причине чтения за этой службой жития преподобной Марии Египетской, которое разделяется пением Великого канона, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона прподобной Марии (эти тропари добавляются к Покаянному канону также в среду и четверг первой седмицы Великого поста).

Согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три земных поклона.

Данная служба является очень продолжительной и особенно величественно проходит у старообрядцев, которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около тысячи земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания о земных поклонах во время богослужения.

В музыке

  • Великий покаянный канон Андрея Критского издревле на Руси был положен на музыку (многоголосие). Отрывки из него исполняются многими исполнителями духовной музыки.
  • Иеромонах Роман в 1990-х годах написал стихи и песню «О Андрее, Отче преблаженний, пастырь Критский, я к тебе молю…»

Примечания

  1. Называют также 712 и 726 года
  2. ? // Православная энциклопедия. Том II. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000 .— С. 352-355. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-007-2
  3. ?
  4.  (англ.)
  5. Творим же на кийждо тропарь метания 3 — Типикон, последование великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста и утрени в четверг пятой седмицы поста
  6. В современной богослужебной практике РПЦ уставные указания о земных поклонах выполняются не во всех приходах и монастырях
  7. «Говориться буквально о метаниях, которые не следует понимать как «малые земные поклоны», «метание суть: в пояс поклонитися как мощи до земли рукою достать, а великий поклон в землю челом ударить» ()
  8. . Валаам, Никольский скит. 1998
  9. Олег Погудин.

Два святых с одинаковым именованием

Люди, не погруженные в основы богословия, часто путают преподобного архиепископа Критского Андрея (Иерусалимского) с преподобномучеником Андреем Критским. Каждый из праведников прошел свой жизненный путь и прославился своими богоугодными делами. Причина путаницы связана с тем, что знаменитые подвижническими делами личности проживали приблизительно в одно и то же историческое время.

Преподобномученик Андрей Критский: краткое житие

Согласно жизнеописанию, составленному преподобным Симеоном Метафрастом, родился святой на территории острова Крит (местность Кастрон) в начале VIII века. Жизнь богобоязненного юноши проходила в монашестве и молитвах при соблюдении христианских традиций. Монах был примером для окружающих и светочем веры во времена правления императора Константина V, прозванного Копронимом. Житие богобоязненного Андрея было наполнено благочестием, презрением к мирским радостям, что стало для многих примером богоугодничества.

Узнав о борьбе Копронима против почитания христианских икон, издании указа об изъятии ликов святых из храмов, оскорбленный в религиозных чувствах воин Христа отправляется в Константинополь во дворец святого Маманта. Там пламенный защитник веры принялся всенародно обличать еретические деяния императора-иконоборца, истязания верующих за почитание иконописных образов.

Андрей обратился лично к царю с обвинениями, немало удивив императора-еретика своей смелостью. По приказу Константина слуги избили праведного монаха, бросив будущего преподобномученика за тюремные стены. После череды жестоких истязаний несломленный, но покалеченный юноша погиб от потери крови, когда его волокли по земле на казнь. Тело смельчака пролежало на дне пропасти 12 дней, после чего повеленьем Божьим одержимые люди отнесли тело мученика к священному месту, за что были награждены исцелением.

В древнеславянских рукописях о житие прмч. Андрея Критского упоминают нечасто. День памяти святого назначен на 17 октября, что по новому стилю соответствует 30 октября. На иконе прмч. Андрей Критский изображен в хитоне, а молитвы страдальца исцеляют одержимых.

Словами тропаря и кондака, исполняемыми на день памяти преподобномученика и в дни Великого Поста, прославляют Андрея Критского, как доблестного защитника христианской веры, а также ее символов во времена жестоких гонений. Песнопение коротких стихов в храме звучит как напоминание верующим о череде важных событий в свете праздника, призывает брать пример с преподобномученика, истинно служившего вере.

Жизненный путь другого Андрея Критского был более ярким и длинным, наполненным духовными событиями и чудесами. Краткую историю его жития, которая поразила меня, перескажу вам далее.

Это интересно: Житие мученицы Параскевы, нареченной Пятницею — разбираем главное

В какие времена жил святой Андрей Критский

Согласно описаниям жития, святой родился в первой половине VIII в. на острове Крит, где вел монашескую жизнь. В более раннем житии сообщается, что на Крите святой жил в месте под названием Кастрон. В это время императором в Константинополе был Константин Копроним , который недаром получил свое прозвище (от греч. слова «копрос» – навоз, нечистоты.) Продолжительное царствование императора Константина Копронима (741-775 г) было временем, когда иконоборство достигло своего высшего развития и силы в Греческой церкви. Сам император Константин Копроним был крайне яростным иконоборцем. Пример его отца, Льва Исаврянина (716-741 г.), и воспитание в строгих иконоборческих началах сделали его неумолимым врагом иконопочитания. Те, кто чтили иконы, даже вынуждены были бежать за границу, – в особенности в Рим, – или скрываться в местах уединения. Самыми смелыми, решительными и мужественными противниками мер и распоряжений императора были иноки, явившие себя неустрашимыми ревнителями православия. Ревность иноков оказывала в то время сильное влияние на умы христианского общества. До чего доходила жестокость в преследовании иноков, это видно из тех казней, каким подвергали их. Так случалось, по словам церковного историка того времени Никифора, что инокам разбивали головы на тех самых иконах, на защиту коих они выступали. И из мирских людей более мужественные в исповедании православия, также не мало претерпели гонений в царствование Копронима. Вообще гонение на православных при Копрониме было так сильно, что оно напоминало собою жесточайшее из гонений языческих императоров на христиан – Диоклетианово.

Литература

  • BHG, N 113–114c;
  • Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860. С. 415–417;
  • Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 5. S. 169–179;
  • ЖСв. Июль. С. 69–72;
  • Лопарев Х. Описание некоторых греческих житий святых, III: Житие св. Андрея Критского // ВВ. 1897. Т. 4. С. 345–348;
  • Latysev. Menolog. Fasc. 2. P. 136–137;
  • Гудзий Н. К. К легендам об Иуде предателе и Андрее Критском // РФВ. 1915. № 1;
  • Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Л., 1928;
  • Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI–XV вв. М., 1984;
  • Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 248–261;
  • Повесть об Андрее Критском // ПЛДР: XVII в. М., 1988. Кн. 1. С. 270–274, 640–641;
  • Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 215–220.
  • Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859;
  • Петров Н. О. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога (иноземные источники). К., 1875;
  • Веселовский А. Н. Андрей Критский в легенде о кровосмесителе и сказание об апостоле Андрее // ЖМНП. 1885. Т. 239. № 6. С. 231–237;
  • Драгоманов М. П. Славяньските преправки на Едиповата история. София, 1891;
  • Пономарев А. Андрей, архиепископ Критский, св. // ПБЭ. Т. 1. Стб. 765–769;
  • Heisenberg A. Ein jambisches Gedicht d. Andreas v. Kreta // BZ. 1901. Bd. 10. S. 505–514;
  • Vailhe S. Saint Andre de Crete // EO. 1901/02. T. 5. P. 378–387;
  • М-ов П. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Олонецкие ЕВ. 1902. № 4. С. 143–149; № 5. С. 181–187; № 6. С. 221–226; № 7. С. 276–279; № 8. С. 299–302; № 9. С. 330–334;
  • Рождественский М. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Странник. 1902. Март. С. 447–472. Июнь. С. 1136–1141;
  • Филарет. Песнопевцы. С. 195–200;
  • Petit L. Andre de Crete // DACL. T. 1. Col. 2034–2041;
  • Колокольников М., свящ. Великий «канон» св. Андрея Критского и его совр. значение // Странник. 1909. № 2. С. 192–206;
  • Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 98–107;
  • Mercenier E. A propos d’Andre de Crete // Tome commemoratif du millenaire de la Bibliotheque Patrarcale d’Alexandrie. Alexandrie, 1953. P. 170–178;
  • Sanz P. Ein Fragment eines neuen Kanon d. Andreas v. Kreta // JOBG. 1955. Bd. 4. S. 1–11;
  • Тодоров Т. Св. Андрей Критский – великий песнописец // Церковен вестник. София, 1961. № 6;
  • Будовниц И. У. Словарь русcкой, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII в. М., 1962. С. 76, 298;
  • Сарафанова (Демкова) Н. С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума // ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 335;
  • Shiro G. Caratteristiche dei canoni di Andrea Cretese: Studi su alcune composizioni inediti del melode // Krhtik Cronik. 1963. T. 15–16. S. 113–138;
  • Richard M. Le commentaire du Grand Canon d’ Andre de Crete par Acace le Sabaïte // EEBS. 1965. T. 34. S. 304–311;
  • Талин В. Святый Андрей, пастырь Критский, и его Великий покаянный канон // ЖМП. 1968. № 2. С. 65–72;
  • Рябцев А. Великий канон – школа покаяния (этюд) // Там же. 1969. № 3. С. 71–76;
  • Процюк Ю., прот. Наука покаяння у Великому канонi св. Андрея Критського. Львiв, 1972. Ðêï.;
  • Szoverffy. Hymnography. Vol. 2. P. 6–10;
  • Древнерусское шитье XV–XVIII в. в собрании Гос. Русского музея: Кат. выст. / Сост. и авт. ст. Л. Д. Лихачева. Л., 1980;
  • Климова М. Н. Опыт текстологии Повести об Андрее Критском // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосиб., 1982. С. 46–61;
  • она же. Повесть об Андрее Критском и фольклор (некоторые аспекты сопоставительного анализа) // Рукописная традиция XVI–XIX веков на востоке России. М., 1983. С. 27–39;
  • НКС. Т. 3. С. 512–513;
  • Правдолюбов С., протод. Великий канон св. Андрея Критского: История. Поэтика. Богословие: Магист. дис. / МДА. М., 1987. Т. 1–2 ;
  • Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодикол. исслед. ркп. Софийско-Новгородского собр. Гос. Публичной б-ки. М.; Л., 1989. С. 29;
  • Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. Художественной галереи // ПКНО, 1992. М., 1993;

Литература по иконографии

  • Ерминия ДФ. С. 160, 175;
  • Detzel. Bd. 2. S. 64;
  • Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 112;
  • Millet, Frolow. Vol. 3. Tab. 32:3, 106:1, 107:2;
  • Skrobucha H. Katalog Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen, 1968. № 266;
  • Knoben U. // LCI. Bd. 5. Sp. 156;
  • Миjовиz. Менолог. С. 191, 280, 301, 373;
  • Правдолюбов С., прот. Великий канон св. Андрея Критского: Магист. дис. Т. 1. Л. 3; Т. 2. Л. 2, 215;
  • Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. художественной галереи// ПКНО, 1992. М., 1993;
  • Сорок сороков. Т. 2. C. 483, № 87;
  • Евсеева. Афонская книга. С. 315, № 167;
  • Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе и искусстве // ТОДРЛ. Т. 51. С. 206–220. Ил. 208;
  • Христианские реликвии. С. 30, 134–136, 177–180.

Память: 4 июля / 17 июля

Святитель Андрей, архиепископ Критский,
родился в городе Дамаске в семье благочестивых христиан.
До семилетнего возраста мальчик был нем. Затем однажды
по причащении Святых Христовых Таин он обрел дар речи и
начал говорить. С того времени отрок начал усиленно
изучать Священное Писание и Богословские науки.

Святитель
Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая.
Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

Четырнадцати лет он удалился в Иерусалим
и там принял пострижение в обители преподобного Саввы
Освященного. Святой Андрей проводил строгую,
целомудренную жизнь, был кроток, воздержан, так что все
удивлялись его добродетели и разуму. Как человек
одаренный и известный добродетельной жизнью, он по
прошествии времени был причислен к иерусалимскому клиру
и назначен секретарем Патриархии — нотарием. В 680 году
местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор
включил архидиакона Андрея в число представителей
Святого Града на IV Вселенском Соборе, где он
противоборствовал еретическим учениям, опираясь на
глубокие знания православных догматов. Вскоре после
Собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и
определен архидиаконом к храму Святой Софии, Премудрости
Божией. В правление императора Юстиниана II (685-695)
святой Андрей был рукоположен в архиепископа города
Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как
истинный светильник Церкви, великий иерарх — Богослов,
учитель и гимнотворец.

Святитель
Андрей Критиский. Икона, 1846 год. Невьянск, Россия

Святитель Андрей написал много
Богослужебных песнопений. Он стал основателем новой
литургической формы — канона. Из составленных им канонов
более всего известен Великий покаянный канон,
заключающий в своих 9 песнях 250 тропарей и читаемый
Великим постом. В первую седмицу Поста на повечерии он
читается по частям (так называемые «мефимоны») и
полностью — в четверг на утрени пятой седмицы.

Святитель Андрей Критский прославил
многими похвалами Пречистую Деву Марию. Ему также
принадлежат: канон на Рождество Христово, трипеснцы на
повечерии недели Ваий и на первые четыре дня Страстной
седмицы, стихиры на Сретение Господне и многие другие
песнопения. Продолжателями его гимнографической традиции
были великие церковные песнопевцы последующих веков:
святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Иосиф
Песнопевец, Феофан Начертанный. Сохранились также
назидательные Слова святителя Андрея Критского на
некоторые церковные праздники.

О времени кончины Святителя среди
церковных историков нет единого мнения. Одни называют
712, другие — 726 год. Он скончался на острове Милитина,
возвращаясь на Крит из Константинополя, где был по делам
Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь. В
1350 году благочестивый русский паломник Стефан
Новгородец видел их в Константинопольском монастыре во
имя святого Андрея Критского.

На русском языке издано:

1. Великий канон, читаемый на великих
повечериях первой недели и на утрени в четверток пятой
недели Великого поста (в пер. М. И. Богословского,
впоследствии протопресвитер Большого Успенского собора
Михаил) — «Христианское чтение», 1836, I, с. 129-184. То
же в отдельном издании: Великий канон и Акафист
Пресвятой Богородице, читаемый на утрени в субботу пятой
недели Великого Поста (в пер. Филарета, митрополита
Московского). М., 1873 в другой редакции. Перевод
Великого канона был издан профессором Петербургской
духовной академии Е. И. Ловягиным: «Богослужебные каноны
на греческом, славянском и русском языках в трех
книгах». Кн. 3. СПб., 1856. Новый славянский перевод
принадлежит епископу Августину Гуляницкому и напечатан в
ж. «Душеполезное Чтение», 1882, I, с. 232-261. В начале
нашего столетия вышло издание Н. И. Кедрова: «Канон
великий, творение Андрея Критского, Иерусалимского,
чтимый в первую неделю поста». М., 1915.

2. Беседа на четверодневного Лазаря. —
«Христианское чтение», 1826, XXII, с. 5 слл.

3. Слово на Благовещение Пресвятыя
Богородицы. — Там же, 1829, ХXХIII, с. 245 слл.

4. Похвальное слово Святителю и
Чудотворцу Николаю. — Там же, 1834, IV, с. 229 слл.

5. Слово на Рождество Пресвятыя
Богородицы. — Там же, 1836, III, с. 231 слл.

6. Слово на всеславное Воздвижение
Честнаго и Животворящего Креста Господня. — Там же,
1839, III, с. 307 слл.

7. Проповеди — В кн.: «Избранные слова в
честь Пресвятой Богородицы». СПб., 1868, с. 44-69,
96-114. «Воскресное Чтение», 1853; «Прибавления к
Церковным ведомостям
«, 1898, № 36.

Православие.Ru

Что известно про житие преподобномученика

Андрей Критский родился на острове Крит. Его жизнь была полна лишений и скитаний. Некоторое время он жил монахом среди монахов монастыря Кастрон. Житие монаха было наполнено спокойствием, благочестивой неспешностью. Он принадлежал к почитателям икон, был твердо убежден, что иконописание угодно самому Богу. Когда начались иконоборческие гонения, монах поспешил на аудиенцию к императору Константину V. Там он выступил против ереси императора, открыто обвинил Константина, потребовал прекращения гонений.

После выступления Андрея схватили, бросили на дно тюремной ямы. Ему грозила жестокая смертная казнь, но смерть настигла раньше. Когда мученика волокли за руки к месту казни, настроенный агрессивно торговец рассек его ноги острым кинжалом. Рана была настолько серьезна, что Андрей скончался от потери крови. Смерть Андрея стала символом мученичества.

Справка! После его смерти прошло 100 лет прежде, чем о ней был написан канон Иосифом Песнописцем.

Кто такой Андрей Критский

До семи лет Андрей был немой и совсем не говорил, но в итоге причащения Святых Христовых Таинств, Всевышний излечил его. Такое чудо оставило свой след в памяти ребенка и большое впечатление, которое послужило тому, что его вера укрепилась, и он сделал свой выбор жизненного пути.

Когда Андрею было 15 лет, он решил отдалиться от суеты мирской и стать поближе к Господу, потому отправился в Иерусалим, в монастырь Святого Саввы Освященного. Тут, кроме труда, который был связан с послушанием и молитвой, он начал детально изучать Священное Писание и произведения отцов Церкви.

Андрей проявил себя со стороны ревностного подвижника, на протяжении некоторого времени занимал должность письмоводителя при дворе Феодора, который был руководителем Иерусалимской Патриархии. Несмотря на должность, он никогда не забывал заботиться о своем спасении и вести жизнь подвижника.

Одним из самых важных моментов в его жизни считается участие в работе VI Вселенского Собора, который созвали для того, чтобы иметь возможность противостоять ереси монофелитов. После того, как он снова вернулся в Иерусалим, привез с собой список соборных определений.

В скором времени Андрея посвятили в диаконы Софийской церкви. Предание гласит, что на протяжении определенного времени отец Андрей был попечителем о сиротах при Софийской церкви.

Подведем итоги

На Руси святого Андрея Критского чтят упоминанием его памяти на страницах месяцеслова, составленного Мстиславом (XI-XII век). Тексты гимнографических произведений и другие сочинения святителя Христова можно услышать сегодня среди праздничных песнопений на церковных службах. Иконы со святыми ликами преподобномученика и архиепископа Критских можно обнаружить во многих храмах православия, но негоже путать святых с одинаковыми именами.

Прмч. Андрея восхваляют за подвиг воина Христова, совершенный обычным человеком, хранящим на сердце веру в Господа и не побоявшимся выступить против иконоборца-властителя. Архиепископ Андрей служил Всевышнему на разных церковных должностях, помогая страждущим и призывая верующих к покаянию словами проникновенных стихословий, описанием добродетелей и подвигов святых отцов.

Когда в следующий раз посетите православный храм, узнайте у его служителей, есть ли в церкви святые лики защитника православных икон и глашатая покаяния, двух Андреев Критских, прославлявших своими деяниями Господа. Помолитесь святым, вспомните об их подвигах. Сила их беззаветной веры в Бога и его заветы вывела простых людей на христианскую дорогу, привела к почитанию всеми верующими, причислению к великой братии православных святых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector