Появление икон в россии

Иконопись – истоки традиции

История образа как культового предмета чрезвычайно древняя и уходит своими корнями ещё в эпоху зарождения христианства. Первые иконы ручной работы были чрезвычайно похожи на портреты, которые писались во времена римской империи. Они являли собой небольшие дощечки, на которых рисовали лица умерших людей. Эти картины отличались живостью, яркостью, чувственностью. Их клали на саркофаги и гробницы, чтобы живые могли почувствовать связь поколений, сопереживание к тем, кто уже отошёл.

Постепенно иконопись развивалась, возникли канонические требования к образам. Это произошло уже в эпоху существования Византии – одной из величайших мировых держав, чей расцвет пришёлся на V-Х века. В иконах, написанных византийскими мастерами, можно проследить синтез, смешение культуры Востока и Запада. Это неудивительно, ведь это государство вобрало в себя все ценности, обычаи и ритуалы Древней Греции и Египта, Палестины и Закавказья, Сирии и Ирана.

Христианство на Руси, даже в ту пору, когда оно только зарождалось, уже имело некоторые специфические особенности, отличающие веру древних славян. Как известно, в каждой религии должен быть некий материальный объект, символ, который служил бы для верующих как напоминание, прообраз духовной сути. Для язычников такими объектами были изваяния божеств в их пантеонах, для христиан им стала икона. Поэтому, хотя иконы на Руси и похожи на византийские образцы, всё же мастера старались внести в них и национальный колорит.

Благодаря ассимиляции творческого наследия Византии мастера Киевской Руси отличались чрезвычайно развитым умением иконописи, необычным для Средних веков. Образа, написанные украинскими мастерами, сразу видны по их теплоте, искренности, обращённости к жизни и личности святого. Иными словами, даже в рамках церковного канона иконописцы создавали не отстранённые символические картины, а образа, проникнутые любовью и сопереживанием к человеку.

III. Гонения на Иконы.

Издревле
христианами чтимы были святые иконы или священные изображения Лиц Пресвятой
Троицы, — Отца и Сына, и Святого Духа, святых, ангелов и Божиих людей. Но вот в
начале восьмого столетия на престол греческой империи вступил Лев III Исавриец.
Через 10 лет

своего
правления, в 726 году, он издал указ, которым запрещалось христианам
повергаться в молитвах перед иконами на землю, и многие иконы после этого
поставлены были высоко. чтобы нельзя было целовать их. Через пять лет он издал
другой указ, в котором повелевалось совершенно прекратить почитать иконы и удалять
их из общественных мест. Он думал, что через упразднение икон последует
сближение иудеев и магометан с Церковью и греческой империей. Его сын
Константин Копроним, в продолжении 34 лет (с 741 по 755 год) еще с большей
жестокостью преследовал чтителей святых икон. Его внук Лев Хазарь (775-780)
следовал по пути своего отца и деда. Но они достигли

противоположных
следствий,- не только не угодили ни иудеям, ни магометанам, но возбудили против
себя народ своей же империи. Римские папы, тогда независимые от греческих
императоров, и три восточные патриарха: Александрийский, Антиохийский и
Иерусалимский, находившиеся уже под властью магометан, не хотели иметь
духовного или церковного общения с Константинополем, и хотя восточные христиане
страдали под игом магометан, но имели возможность безбоязненно молиться перед
иконами. так как магометанские калифы не вмешивались в дела подвластных им
церквей.

После
продолжавшегося около 60 лет гонения на иконы в греческой империи. при правнуке
первого царя иконоборца Константине VI и его матери царице Ирине, в 787 году, в
городе Никее был созван Седьмой Вселенский Собор, на котором утверждено
почитание икон. Через 25 лет после этого указа вступивший на престол греческий
император Лев V Армянин, снова начал жестокое гонение на иконы, которое
продолжалось и при его преемниках; после этого нового тридцатилетнего гонения,
царица Феодора восстановила почитание святых икон в своем царстве. При этом 19
февраля 842г. был установлен праздник православия и доныне совершаемый в первую
неделю великого поста. С этого времени иконы единодушно были чтимы христианами
во всех церквях востока и запада в продолжении семи столетий, не смотря на то,
что в 1054г. западная церковь полностью отделилась от восточной, так как
восточные патриархи не хотели признавать главенство римского епископа над всей
Церковью. 

Творчество Андрея Рублева.

Говоря о
русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было
сохранено народной памятью. С ним часто связывали разновременные произведения,
когда хотели подчеркнуть их незаурядное историческое или художественное
значение.

Нам не известно
в точности, когда родился Андрей Рублев. Большинство исследователей считают
условно1360 год датой рождения художника. Мы также не знаем к какому сословию
он принадлежал, кто был его учителем. Самые ранние сведения о художнике
восходят к Московской Троицкой летописи. Среди событий 1405 года, сообщается,
что “тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на
князя великого дворе… а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец
с Городца, да чернец Андрей Рублев”. Упоминанием имени мастера последним,
согласно тогдашней традиции, означало, что он является младшим в артели. Но
вместе с тем участие в почетном заказе по украшению домовой церкви Василия
Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси
Феофаном Греком характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного,
авторитетного автора.

Следующее
сообщение Троицкой летописи относится к 1408 году: 25 мая “начался подписывати
церковь каменную великую соборную святая Богородица иже во Владимире повелением
князя Великого а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев”. Уминаемый здесь
Даниил — “содруг” Андрея, более известный под именем Даниила Черного, товарищ в
последующих работах.

Андреем
Рублевым и под его руководством было расписано много храмов, а так же нарисован
целый ряд деисусных, праздничных и пророческих икон.

Источник сюжета

Источником сюжета является часть Библии — «Откровение Иоанна Богослова» (5:11—13 и 7:9—14), читавшееся на литургии:

5:11—13: И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. (…) 7:9—14: После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырёх животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.

Общие сведения об иконах, их духовная ценность

Лик, изображенный на иконе, не является Господом Богом. Считается, что он призван лишь напоминать молящемуся о Божестве. Поэтому и пишут на иконе не лицо, а лик. Очень важным в нем являются глаза, которые отображают глубину души. Не менее значимы и руки, жесты которых несут определенный смысл.

В остальном фигура очень воздушна, так как она призвана показывать внутреннюю силу. Именно на этом и делается акцент.

В определенный период времени среди художников стала популярной религиозная тема. И вот вроде бы — картина и икона на одинаковую тему, изображен на ней один и тот же святой, к примеру. Но на первом полотне присутствует духовность, а на втором ее нет. Поэтому и требуют при иконописи соблюдать давно написанные каноны, которые исключают случайные детали. Каждый фрагмент несет в себе определенную смысловую и духовную нагрузку.

Теория христианской иконы

Икона как образ Бога признавалась символом и объявлялась посредником между человеком и миром невидимого.

Образы имели свою иерархию:

  • Бог – это первообраз
  • Логос (как осуществленное слово Бога) – второй вид образов
  • Человек – третий вид

Главный вопрос – как можно изобразить невидимого Бога? По преданию мы знаем, что Бог являлся старцам, пророкам как небесный свет, неопалимая купина или в виде трех путников. Это ветхозаветная традиция. В новозаветной истории мы знаем ещё один образ Бога – это Cын Господень, который явился в мир в образе человека. Вот этот образ и разрешено было использовать в иконах, когда сверхъестественное, небесное, божественное предстает перед нами через воплощенное человеческое. То есть разрешение на почитание икон базировалось на главном догмате о воплощении Христа.

Сам Бог-Отец  у византийских иконописцев никогда не изображался, а вот в европейской части и на Руси были иконы, где первое лицо Троицы могло быть представлено седым старцем.

Тем не менее, именно в Византии к 10 веку начинают оформляться и символика иконы, и её жанры, и типы иконографии.

Ангел Златые Власа. XII век. Русский музей.


Неизвестный мастер. Ангел Златые Власа (Архангел Гавриил или Михаил). Вторая половина XII века (происхождение: Великий Новгород). Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru. «Ангел Златые Власа» был когда-то частью деисусного чина. Это группа из нескольких икон. Посередине размещался Христос Вседержитель. А слева и справа — иконы с Богородицей, Иоанном Крестителем и другими ангелами и святыми. Они как бы просят Сына Божьего отпустить человеку его грехи.

Вот среди таких заступников и находился наш «Ангел».

С помощью техники ассист его голова покрыта тонкими полосками сусального золота. Отсюда и название иконы — «Ангел Златые Власа».

К сожалению, икона дошла до нас в изменённом виде. Ведь поверхность всегда покрывали лаком, который лет через 100 сильно темнел.

И художники уже новой эпохи поновляли икону. Нет, не реставрировали, а писали поверх темного слоя тот же образ. Но часто добавляли особенности уже нового времени.

Поэтому золотой фон «Ангела Златые Власа» в XVII веке был изменён на зеленый. Были также изменены цвет и контур одеяния Ангела.

Но все же сам образ остался почти прежним.

Русский мастер взял за основу канонический византийский образ Ангела.


Слева: Миниатюра с изображением Архангела Михаила. Конец XI века. Национальная библиотека в Париже. Рускатолик.рф.

Казалось бы, образы очень похожи. Но все же мы видим некоторые особенности в русской иконе.

Мастер укрупняет и удлиняет глаза, опуская их внешние уголки вниз. При этом верхнюю часть зрачков прячет под веками. В результате получились грустные и добрые глаза.


Деталь иконы «Ангел Златые Власа». XII век. Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru.

А в уголки губ добавляет тени, которые создают иллюзию легкой улыбки.

И вот такое сочетание грустных глаз и улыбки создаёт невероятное ощущение лёгкой, радостной грусти. Это глаза любящего, сочувствующего и просящего за Вас существа.

Русский мастер не просто повторяет образ. Он делает все, чтобы показать внеземную природу Ангела. Его безграничную любовь и готовность вечно просить за нас.

Техника иконописи

Материалы, используемые в иконописи, могут иметь растительное (доска), минеральное (пигменты красок) и животное (яичная основа темперы, рыбный или мездровый клей) происхождение.

На деревянную основу с выбранным углублением — «ковчегом» (или без него) наклеивается ткань — «паволока». Далее наносится меловой или алебастровый грунт — «левкас». Первый этап непосредственно живописной работы — «роскрышь» — прокладка основных тонов. В качестве краски используется яичная темпера на натуральных пигментах. Процесс работы над ликом завершает наложение «движков» — светлых точек, пятен и черт в наиболее напряжённых участках изображения. На заключительной стадии следует роспись одежд, волос и прочих необходимых деталей изображения творёным золотом, либо производится золочение на ассист. По завершении всех работ икона покрывается защитным слоем — натуральной олифой.

Спас Нерукотворный

Есть ли в Православии точный образ Иисуса? Традиционно говорится, что да, вот он. Это контурный рисунок, используемый в России при рисовании икон. Он называется «Образ Нерукотворный» или «Спас Нерукотворный».

Почему этот рисунок называется «Спас Нерукотворный»? Потому что согласно Православным преданиям — а в Православии предание во многих случаях является частью общепринятого учения — Иисус однажды в течение своей земной жизни прижал полотенце к своему мокрому лицу. И его образ — как фотография — чудесным образом запечатлелся на нем.

Главным сторонником создания и почитания икон был Иоанн Дамаскин, который писал:

Поклонение, почитание икон выражается в поклонах и молитвах перед ней, в установке свечей, использование дыма ладана и т. д. — идет к человеку, изображенному на рисунке.

Интересно, что именно в это верили нехристиане, язычники, предшествовавшие Христианству в греко-римском мире, латинские и грекоязычные соседи первых христиан. Они знали, например, что в мире существует много изображений богини Афины/Минервы, но они также верили, что молитва перед любым ее изображением идет к самой богине, которая имела таинственную связь с ее изображениями. И в православии пропагандируется та же таинственная связь между образом и человеком. Вот почему распространено убеждение, что икона может быть чудотворной. Это из-за таинственной связи между иконой и её первообразом.

Андрей Рублев. Святая Троица. XV век.

Андрей Рублев. Святая Троица. 1425. Третьяковская галерея, Москва. Icon-art.info. Перед нами трое Ангелов. Они сидят вокруг стола, на котором стоит лишь одна чаша. Позади ангелов высятся скала, дерево и здание.

Этот канонический образ возник на основе ветхозаветного сюжета «Гостеприимство Авраама».

Авраам со своей женой Саррой встретили трёх странников, прекрасных юношей. Пригласили их в дом и угощали в своём саду. А также принесли для них в жертву тельца.

Мастера до XV века изображали детали этого сюжета. Как минимум, прислуживающих Авраама и Сарру. Но Рублев внёс существенные изменения.

Давайте сравним его «Троицу» с византийской иконой.


Слева: Троица (Гостеприимство Авраама). Конец XIV века. Музей Бенаки, Афины. Icon-art.info.

Рублев убирает Авраама и Сарру. А также все яства со стола, кроме одной чаши с головой принесённого в жертву тельца

Тем самым он сосредотачивает все внимание на трёх Ангелах

И вот уже «Гостеприимство Авраама» превращается в попытку изобразить Триединство Бога.

У Византийского мастера ангелы тоже очень похожи. И он тоже пытается тем самым показать то самое триединство: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух неотделимы друг от друга.

Но Рублеву это удаётся лучше. Он объединяет три фигуры в круговую композицию. А также одна чаша символизирует то самое единство. Ведь она одна на всех! И даже в очертаниях Ангелов мы видим объединяющую их чашу.

Рублев намеренно не указывает явно, кто есть кто. Ведь триединство Бога невозможно познать ни человеку, ни даже ангелу.

Но мы все же попытаемся, ибо в этой попытке мы можем услышать… их разговор. Но для этого нужно очень внимательно посмотреть на их позы и жесты.

Ангел посередине предлагает чашу тому, что слева (для зрителя). Он говорит: «Прими эту чашу, прими роль жертвенного тельца, и я благословляю тебя на это». Мы видим, как он наклоняется в его сторону и благословляет чашу. Дерево за его спиной тоже нагнулось в его сторону, как символ рождения на Земле.

Левый ангел выпрямился, то есть он готов принять эту чашу. И вторят ему прямые колонны здания. Он принимает с радостью благословение Отца Своего, главного архитектора этого мира.

Правый же ангел сильно наклонился вперёд, как бы уверяя в своей готовности поддержать.

Рублев изображает молчаливый диалог, без слов и свойственных человеку опасений и сомнений. Поэтому возникает ощущение инобытия.

Все позы еле отличаются друг от друга, но они о многом говорят. Никогда ещё не было создано столь молчаливого и одновременно красноречивого образа.

Православная жизнь в картинах русских художников. Часть вторая

Представляем вниманию наших читателей художественные произведения русских живописцев, так или иначе связанных с жизнью Церкви. Здесь всё и сразу —

Просмотров публикации 3 546

Представляем вниманию наших читателей художественные произведения русских живописцев, так или иначе связанных с жизнью Церкви.

Здесь всё и сразу — и исторические зарисовки, и бытовые сцены из жизни священников, и интерьер храмов, и портреты монахинь…

Матушка Макария. А.Шилов

Крестины.Петр Иванович Коровин (1857—1919)50 х 68 см, холст, масло, 1896Государственная Третьяковская галерея, Москва

Прянишников Илларион Михайлович. Спасов день на Севере

Прянишников Илларион Михайлович. Крестный ход

Шухвостов Степан Михайлович.Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле. 1866, холст, масло, 53×83 см.

Жуков Дмитрий Егорович. Спор о вере

Н.В.Неврев. Протодиакон, провозглашающий многолетие.

А.Шилов. Первая зелень

А.Шилов. Перед лампадой

Первая часть картин здесь.

Виды фресок

Базовый принцип создания фрески с течением времени изменялся и дополнялся. Свою роль играли климат, состав штукатурки, рецепт составления красок и т. д. Поэтому принято выделять несколько видов фресок.

«Истинную» фреску называют также «буон фреской». При её создании мастера наносили самый верхний слой грунта только на ту часть стены, которую собирались расписывать в данный момент. Краска при таком подходе не содержит связующих компонентов, поэтому должна успеть впитаться в грунт, пока он не высох.

Такая фреска была распространена в глубокой древности и в античную эпоху. Образцом её могут служить настенные росписи в Помпеях. В более позднее время чистая фреска широко применялась в эпоху Возрождения, прежде всего в итальянском искусстве. Такие произведения создавали Джотто (росписи в часовне Скровеньи), Микеланджело («Страшный суд») и другие художники.

Умение создавать чистые фрески считалось в Италии признаком высшего мастерства. Когда Микеланджело создавал свой «Страшный суд», ему посоветовали написать его масляными красками, но великий мастер возмутился и разразился бранью, заявив, что никакого другого стиля, кроме «буона», он не признаёт.

Апофеоз ИгнатияАндреа Поццо

«Меццо» — вид искусства фрески, изобретённый в XVI веке. При этом подходе сухую штукатурку увлажняют вторично и на неё наносят изображение. Образцом такого стиля может служить творчество Андреа Поццо («Апофеоз Игнатия»).

В древнерусском искусстве, а также в итальянском до XVI века применялась смешанная техника. Основное изображение создавали на сырой поверхности, а после высыхания яичной темперой дописывали детали композиции.

Фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного

Примерами могут служить произведения Дионисия – русского художника конца XV – начала XVI века (изображение святого Николая на куполе Ферапонтова монастыря), Андрея Рублёва (росписи Успенского собора во Владимире).

Величайшие иконописцы России

Феофан Грек (ок. 1340-ок. 1410)родился и творил в Константинополе, пока в 1370 г. не прибыл в Новгород. Затем, в начале 1390-х гг., перебрался в Москву, где расписывал соборы Московского Кремля. Росписи мастера выдержаны в монохромной гамме с использованием отдельных энергичных мазков. Их создателю удалось достичь необычайной выразительности и силы воздействия на зрителя.

Андрей Рублев (ок. 1360-1370 (?) -1430) родился в Московском княжестве. Безусловным шедевром мастера является икона «Троица Ветхозаветная». Художник отказался от изображения всех персонажей известного сюжета и запечатлел лишь трех ангелов как отражение сложнейшего догмата христианства о Божественном Триединстве. В 1988 г. Поместным Собором канонизирован в лике преподобного.

Дионисий (ок. 1440-ок. 1503) — выдающийся русский иконописец, работам которого присущ уверенный изящный рисунок, легкий прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций.

Прокопий Чирин (ум. ок. 1623) — один из любимых живописцев семьи Строгановых. Его ювелирная тщательность письма, изобилующие деталями сюжеты и удлиненные фигуры стали характерной чертой строгановской школы.

Симон Ушаков (1626-1686) — русский мастер, привнесший в самобытное иконописное искусство элементы раннего барокко. Испытывал влияние западных живописных техник и был предшественником пластичной натуралистической иконографии.

Иконы в Церкви

В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков христианства. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворенном Его образе. Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послал этот нерукотворенный образ к Едесскому князю Авгарю. Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства древних об употреблении и почитании святых икон в три первые века. Так, Тертуллиан упоминает об изображениях Спасителя на церковных потирах в виде доброго пастыря. Тот же Тертуллиан, Менуций Феликс и Ориген свидетельствуют, как язычники укоряли христиан за то, что они будто бы боготворили кресты, т.е. почитали священное изображение креста, на котором распят Господь Спаситель. Евсевий рассказывает, что он видал начертанные красками иконы Апостолов — Петра и Павла и Самого Спасителя, сохранившиеся от древних христиан, которые обращались из язычества. В катакомбах, пещерах, усыпальницах мучеников, куда удалялись первые христиане для молитвы, также найдены священные изображения. Изображения эти представляют, большею частью, Спасителя в виде Пастыря, подъявшего на рамена свои заблудшую овцу; Пресвятую Богородицу в венце или осиянии, держащую на руках Предвечного Младенца, также в сияющем венце; двенадцать Апостолов, рождество Спасителя и поклонение Ему волхвов, чудесное насыщение пятью хлебами множество народа, воскресение Лазаря; из ветхозаветной истории — Ноев ковчег с голубицею, жертвоприношение Исаака, Моисея с жезлом и скрижалями, Иону, извергаемого китом, Даниила во рву, трех отроков в пещи.

Фото: http://www.tatarstan-mitropolia.ru

О наличии икон в первые века христианства говорит свт. Василий Великий: «Приемлю и святых Апостолов, Пророков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да чрез них, т.е. по их предстательству, милостив будет мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертание их икон и покланяюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых Апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах». Почитание святых икон было закреплено догматом об иконопочитании VII Вселенского Собора, отвергшего ересь иконоборчества: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, неистинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector