10 самых знаменитых икон в россии

Причины, по которым стоит приобрести намоленную веками икону

Сегодня фабричные иконописные изображения можно купить практически на каждом шагу: церковные лавки, специализированные магазины, различные выставки. Более того, во многих городах можно заказать индивидуальное изготовление иконы. Мастера учтут все требования: размеры, сюжет, технику написания, стиль и т. д

Но все же для верующего человека важно произносить молитву именно перед старинной иконой

Христианская церковь говорит о том, что икона является проводником человеческих молитв. Старинная икона, просуществовавшая многие века, является предметом намоленным. Многие поколения людей возносили ей свои молитвы. Многие старинные иконы возят по различным уголкам России для того, чтобы люди смогли приложиться к ним и помолиться о самом сокровенном.

Чудодейственные свойства антикварных икон также являются немаловажным фактором. В основном такие изображения находятся в храмах или музеях. Но существует множество икон, обладающих чудодейственными свойствами, о которых не известно всему миру.

Эти факты говорят о духовной стороне иконописного образа. Но есть и другая сторона – это художественная ценность. Многие люди стремятся приобрести антикварную икону именно по этой причине. Ведь каждое такое изображение неповторимо. Оно написано в единственном экземпляре. В него вложена душа.

Цветовая гамма древнерусских икон и ее значение

Византийцы считали, что смысл любого искусства — в красоте. Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками. У каждого цвета было свое место, свое значение. Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми. В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел свое значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ. Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.

Золотой цвет

Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Божией Матери.

Пурпурный цвет

Пурпурный, или багряный, цвет был очень важен в византийской культуре. Это цвет царя, владыки — Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери — царицы Небесной.

Красный цвет

Красный — один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения — победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны — как знак торжества вечной жизни.

Белый цвет

Белый цвет — символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники — люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

Синий и голубой цвета

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Зеленый цвет

Зеленый цвет — природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь — в сценах Рождества.

Коричневый цвет

Коричневый — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

Черный цвет

Черный цвет — цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры — символы могилы — и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос — старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, — это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Цвет, который никогда не использовался в иконописи — серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

Как создавались иконы на Руси

Процесс написания икон начинался с обработки деревянного полотна. Для росписи использовались доски из дуба, липы и кипариса. Это объяснялось свойствами такой древесины хорошо удерживать свою форму даже во влажных условиях.


Иконотворчество на Руси рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг

Сначала полотно высушивалось и выпаривалось. Затем лицевую часть обрабатывали особым образом — делали углубление, а по краю оставляли небольшие выступы. На место, где предполагалось писать лик, наносилась паволока, а на нее — специальная грунтовая смесь, называемая левкас. Далее следовала шлифовка и нанесение самого изображения.

Древнерусская иконопись


Наряду с архитектурой на Руси развивалось и иконописное искусство. Будучи живописным произведением, икона, однако, резко отличается от светской картины. В церковном представлении икона являлась как соединительное звено между верующим и божеством. Поэтому художники древнерусской живописи придерживались строго религиозных сюжетов, однако, и в них они вкладывали все же свои этические и эстетические идеалы, мечты и надежды.

Икона писалась на досках, иногда на доски наклеивали холст, грунтовали, сверху для прочности покрывали слоем олифы. Краски художники использовали природные — растительные и минеральные, которые размешивали с яичным желтком, соком растений.

В 842 году на Вселенском соборе было дано строгое богословское определение «что есть икона» (по-гречески «икона»-подобие, изображение). Суть его в том, что на иконах изображается не божество, которое непостижимо и неведомо, но его человеческий образ. «Человеческие и предметные формы надлежит показывать в иконе хотя и условно, но жизнеподобно, с помощью соответствующих и приличных красок.»

Покров Богородицы (Новгородская икона)

Особенность русской иконописи. Древнерусские иконы имеют индивидуальную особенность в изображении образов, фигур. В отличие от религиозных сюжетов итальянских, европейских художников, где фигуры изображены объемно, на русских иконах фигуры плоские, бесплотные, бестелесные, они как бы скользят вдоль плоскости икон.

Художники — иконописцы использовали в своих сюжетах разнообразные символы, приемы, с помощью которых они передавали в иконах идею, мечты и чаяния, как свои, так и русского народа. Эти символы были понятны народу, оттого иконы были им так близки и дороги. Что же это за символы? Звезда,например означает обоготворение. Крылатый юноша, дующий в трубы — ветер. Женщины, держащие амфоры, из которых льется вода -реки, потоки воды. Круг- вечность, вечную жизнь. Дева на троне в венце и мантии — весна. Люди с крестами в руках- мученики. Волнистые волосы ангелов, перетянутые лентами, — слухи, обозначающие высшее видение, знание.

Цвет -также своеобразный опознавательный знак изображений: по темно — вишневому плащу узнаем Богоматерь, по светло — малиновому — апостола Петра , по ярко — красному фону — Илью пророка. Краски как азбука : красный цвет — цвет мучеников, но и огонь веры; зеленый -выражение юности,жизни; белый -причастный к высшему званию, это цвет Бога. Золотой цвет также являетсяцветом Бога.

Древние русские мастера расточали краски с такой простодушной детской щедростью, на которую никогда не решится ни один взрослый художник,по-видимому, это должно было соответствовать евангелистским словам:»Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное».

Фон иконы традиционно покрывали золотом. Золото не только символизировало Божественный свет, но и создавало мерцающий, мистический свет, который озарял икону трепетным пламенем лампады и образ на ней то выступал, то отодвигался за ту черту, куда нет доступа смертным.

Наши предки относились к святым образам с большим благоговением: их не продавали, а старые, «облинявшие» иконы нельзя было просто выбросить или сжечь — их зарывали в землю или пускали по воде. Иконы первыми выносили при пожаре из дома и за большие деньги выкупали из плена. Иконы были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце или дворянской усадьбе. «Без Бога — ни до порога» — так отражала реальный быт людей того времени эта поговорка. Иногда иконы объявлялись чудотворными, чудесными, на их счет относили военные победы, прекращение эпидемий, засух. К иконам до сих пор относятся бережно, они источают радость, наслаждение жизнью, силу и чистоту.

Как создаются иконы

Икона — это важный символ для верующего человека, поэтому процесс ее создания отображают давно описанные каноны, которые сохранены до сих пор. Создание образа — дело небыстрое, необходимо как минимум месяца три для этого.

Создание иконы имеет некоторые этапы, которые четко соблюдаются:

  • Выбор дерева и изготовления доски, которая будет основой.
  • Затем подготавливается поверхность. Это необходимо для того, чтобы изображение сохранилось длительный срок без изменений. Для этого совершают несколько действий. Сначала делают зазубривание, затем наносят жидкий клей, после — грунтовку (левкас). Последний следует нанести несколько раз и дать ему хорошо просохнуть, после — отшлифовать. Зачастую перед слоем левкаса приклеивают паволоку или серпянку (специальную ткань).
  • Следующий этап — это нанесение рисунка. Это не окончательное изображение — всего лишь контур. Его следует после выдавить чем-то острым, чтобы он не потерялся среди других слоев.
  • Если икона будет иметь позолоту, то ее следует нанести именно сейчас, на этом этапе.
  • Теперь нужно подготовить краски. Для росписи иконы необходимо брать натуральные.
  • Первые краски наносятся однотонные, на фон и доличные элементы.
  • Затем идет роспись. Первыми обрабатывают доличные элементы (пейзаж, одежда), после чего расписывают личные детали (руки, ноги, лик). Также подписывают икону (кто на ней изображен).
  • Последним штрихом является обработка олифой или лаком.

Затем икону необходимо освятить.

Прохор «с Городца» (15 век)

Исследователи предполагали, что иконописец был учителем Андрея Рублева. Сведений о жизни и работах Прохора «с Городца» дошло да наших дней очень немного. Те, что сохранились в Троицкой летописи, сообщают о том, что он вместе с другими известными иконописцами расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.

Специалисты предполагают, что Прохор был значительно старше и опытнее других иконописцев, работающих вместе с ним, в летописи о нем всегда говорилось, как о «старце».

Искусствоведы приписывают его кисти следующие работы:

  • «Воскрешение Лазаря»;
  • «Вознесение»;
  • «Тайная вечеря»;
  • «Положение в гроб»;
  • «Успение»;
  • «Распятие»;
  • «Сошествие Святого Духа»;
  • «Сошествие в ад».

Искусствоведы считают, что отпечаток на творчество иконописца отложило знакомство с работами иных московских мастеров, например, Гойтана, Ивана и некоторых других.

Развитие иконописи в России

Сначала иконы присутствовали на Руси только в храмах. Поскольку русских икон тогда было еще немного (преобладали, как правило, иконы византийского происхождения), существовали ограничения на то, какое количество икон должно быть в той или иной церкви.

Все храмы украшались по определенному образцу, который заключался в особом порядке следования сюжетов, отражающем устройство мира: вверху — Господь Бог и Небесные Силы, ниже — история Церкви и, наконец, внизу — святые и праведники (см. иллюстрацию).

Подобная структура распределения религиозной живописи в храме сохранилась и в современных православных церквях, хотя ограниченность в средствах или несколько иное размещение икон могут порой делать ее менее очевидной.

Из Византии русские иконописцы позаимствовали и так называемые мерные иконы, которые писались в размер ребенка на момент его рождения и изображали святого покровителя, в честь которого во время таинства крещения священник нарекал младенца.

Византийское влияние на русскую иконопись прослеживается вплоть до XV в. и дает о себе знать как в живописной технике, так и в выборе сюжетов. Однако не может быть и речи о том, что русские мастера лишь копировали византийскую культуру.

Русская иконопись развивалась своими путями и в конечном итоге сформировала ряд новых смысловых сюжетов и форм. Иконопись никогда не была изолированным видом искусства, хотя и не изменилась на протяжении веков так значительно, как жанры западноевропейской живописи.

На ранней стадии русская иконопись испытывала влияние сирийского и коптского искусства, а в период XI-XII вв. в ней прослеживается влияние итальянских мастеров. Так возникли новые типы икон Божией Матери: например, разновидностью икон Богородицы Елеусы считают иконографический тип «Взыграние Младенца», особенностью которого является изображение Младенца Иисуса, касающегося ручкой лика Марии или обнимающего Ее за шею.

С XIII в. Спаситель стал изображаться на Кресте мертвым, то есть Его голова теперь не была поднята, а свешивалась на грудь как знак претерпеваемых Им страданий. В этом можно усмотреть влияние католического искусства. В католицизме, равно как и в теологии, в эти века было принято особенно подчеркивать Страсти Христа.

Психология иконы.

Лица святых на иконах — это лики, то есть лица тех, кто вне времени, кто в вечности. И именно поэтому индивидуальные черты лица, понимаемые как случайные атрибуты временной земной жизни, оставляются лишь как признаки, необходимые для узнавания. Лик — это лицо, освободившееся от печати мирских страстей и праздных треволнений и обретшее статус зримого символа свершившегося духовного преображения.

Узнать или отличить того или иного святого можно лишь по канонизированному набору признаков (книга, одежда, борода, усы и т. д.). Этот набор — своего рода иконографическая константа, код, воспроизводимый и повторяемый без изменений при изображении данного святого на разных иконах в разные эпохи.

Но иконы не прославляют плоть, как это делало искусство языческой античности. Они воссоздают лишь те зримые ее черты, которые выражают собой незримые свойства Первообраза, такие как смирение, доброта, терпимость, нестяжание, кротость.
Как говорил один из отцов церкви Григорий Нисский: «Божественная красота проявляется не в каком-либо наружном виде и не в прелести внешнего образа, обуславливаемой каким-либо изяществом красок, но усматривается в неизреченном блаженстве сообразно с добродетелью».

Иконописцы и иллюстраторы древних рукописных христианских книг были убеждены в несовершенстве человеческого зрения, которому нельзя доверять из-за его плотской природы, и потому считали для себя обязательным пытаться изобразить мир не таким, каким они его видят, а таким, каков он есть на самом деле. Вопрос же о том, каков мир на самом деле, мог решаться только умозрительно, когда в качестве аксиомы принимается не опыт земной телесной жизни, а догматы веры.

Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости. Церковное творчество отличается несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты — Богу. Природа — одно из средств познания Бога, через созерцание ее красот человек призывается прославлять Бога-Творца и созидать красоту своего внутреннего образа, возрастая и обновляясь во Христе в новую тварь, преображенную, искупленную для новой, Вечной Жизни во Христе. Но мыслить духовно человеку в земных условиях очень трудно, и Церковь установила некое посредство, как бы мост от мира вещественного к духовному, создав символ — наглядное изображение истин веры, выработав при этом и особые, только ему свойственные формы. Это и есть древняя икона. Поэтому перед иконой «не писаному лику поклоняемся в молитве, а восходим к Первообразу»

Язык иконы — это то же, что грамота. Ребенка учат сначала писать отдельные буквы, потом дают списывать с книги, далее — писать изложение и, наконец, сочинение. Так и в иконописи есть своя грамота, своя школа, своя последовательность работы, через которые ученику даются особые знания, особая подготовка и особое воспитание. Программа и постепенность обучения также традиционны и проверены опытом многих поколений.

«Как некое Богооткровение, как плод духовного опыта, как предание и творение отцов Церкви, как их свидетельство вечности древняя икона несет на себе все черты небесного: неразвлекаемую молитвенную собранность, глубину тайн веры, гармонию духа, красоту чистоты и бесстрастия, величие смирения и простоты, страх Божий и благоговение. Перед ней затихают страсти и суета мира; она высится над всем в ином плане бытия. Икона есть великая святыня и по содержанию, и по форме. Некоторые иконы написаны перстом Божиим, некоторые — Ангелами. Ангелы служили иконам, перенося их с места на место (Тихвинская икона Божией Матери и др.); многие остались целыми и невредимыми при пожарах; некоторые, будучи пронзены копьями и стрелами, источали кровь и слезы, не говоря уже о других бесчисленных знамениях, как исцеления и прочее. Евангелие проповедует Царствие Божие словом, икона то же вещает образом.»

Иконографическое изображение Богоматери[править | править код]

Богоматерь Умиление Белозерская. Икона. Первая половина XIII в.

На Руси было известно более трёхсот иконографических сюжетов изображения Богоматери. Самые известные — «Богоматерь Владимирская», а также «Боголюбовская», «Белозерская», «Всемирная», «Галицкая», «Гора Нерукосечная», «Грузинская», «Донская», «Корсунская», «Казанская», «Муромская» и др. Всё многообразие этих сюжетов можно уложить в три основных композиционных типа: «Богоматерь Оранта», «Богоматерь Одигитрия», «Богоматерь Умиление». Строго фронтальное поясное изображение Богоматери с поднятыми вверх до уровня плеч руками, ладони которых обращены к зрителю, называется «Оранной» (на Руси «Знамение»). «Панагия» — изображение Богородицы типа «Оранта», но в полный рост. Прообразом всех «Панагий» на Руси служила «Нерушимая Стена» в Софии Киевской. Если Младенец Христос сидит на коленях Богоматери, не прикасаясь к её щеке, и смотрит строгим взором перед собой, сложив пальцы правой руки в благословляющий жест, — это «Одигитрия». К иконографическому типу «Одигитрия» относятся «Богоматерь Иверская», «Грузинская», «Казанская», «Пименовская», «Смоленская», «Тихвинская» и другие. Если на иконе изображена Богоматерь с Младенцем, который прикасается своей щекой к щеке Матери, то это «Умиление». К этому иконографическому типу относятся иконы «Корсунская», «Кикская», «Фёдоровская» и ряд других. Иконографический канон строго предписывает, на какой руке Богоматерь должна держать Младенца, а следовательно, к какой щеке будет прикасаться Младенец. Христос тоже может быть изображён в различных одеждах и позах, строго предписано положение Его рук и ног — всё это составляет канон той или иной иконы и определяет её название.

Канон христианской иконы

Каноничность можно назвать основным признаком или особенностью иконы. Поскольку этот образ должен был использоваться в церковной практике и осуществлять связь человека с Богом, то всё в нем должно было быть подчинено единым «правилам», т.е. канону. Этот канон определялся в первую очередь богословским содержательным компонентом, а уже потом эстетикой. Композиция изображения, фигуры иконы, цвет, аксессуары и т.д. обуславливались догматикой, что делало их понятными для всех верующих.

Такие канонические положения не появились непосредственно с возникновением христианства, напротив, культуры древности знали о них в той или иной мере. Для искусства Египта характерен был высокий уровень каноничности, присутствовал канон и в античной культуре, но в менее масштабных значениях.

В христианской культуре канон обеспечивал кроме этого и достаточный средний уровень исполнения иконы, образцы изображения были выверены, отобраны и доступны, ничего не надо было «изобретать» или «авторски» разрабатывать, поскольку уже имелись устойчивые модели иконографических изображений.   Кроме всего прочего, в средневековье мастер даже не подписывал работу, все иконы создавались «анонимами».

Распространялся иконографический канон на следующие элементы:

Сюжет и композиция изображения на иконе

Сюжетно икона соответствовала Писанию, выбор содержательного элемента оставался за церковью. Для воплощения того или иного заказа у иконописца имелись образцы, прорези и так называемые «Толковые подлинники», в которых все изображение уже было представлено и задано. Именно по этим сюжетно-композиционным  «стандартам» верующие и узнавали икону и могли различать их по существу.

Интересно, что на Руси уже с 12 века византийский канон начинает претерпевать национальную «модернизацию», когда устойчивые типы иконографии «видоизменяются» или даже появляются новые собственные, обусловленные местными традициями. Так возник канон Богородичного Покрова, например, или иконы с образами святых определенной местности.

Фигура на иконе

Канонически изображение фигуры тоже строго «регламентировалось». Так, основная (или семантически главная) фигура должна была быть расположена фронтально, т.е. лицом к верующему. Она давалась неподвижно и крупно. Такая фигура была «центром» иконы. Менее значимые фигуры в данном сюжете представлялись в профиль, их характеризовало движение, сложная поза и т.д. Если на иконе присутствовал человек, то он изображался вытянутой фигурой с акцентом на голове. Если это было лицо человека, то в нем выделялась верхняя часть лица с акцентом глаз, лба. Таким способом подчеркивалось преобладание духовного над чувственным. В контраст —  рот человека рисовался бесплотным, нос тонким, подбородок маленьким.  В изображениях святых рядом с лицом писалось их имя.

Ангел Златые Власа. XII век. Русский музей.


Неизвестный мастер. Ангел Златые Власа (Архангел Гавриил или Михаил). Вторая половина XII века (происхождение: Великий Новгород). Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru. «Ангел Златые Власа» был когда-то частью деисусного чина. Это группа из нескольких икон. Посередине размещался Христос Вседержитель. А слева и справа — иконы с Богородицей, Иоанном Крестителем и другими ангелами и святыми. Они как бы просят Сына Божьего отпустить человеку его грехи.

Вот среди таких заступников и находился наш «Ангел».

С помощью техники ассист его голова покрыта тонкими полосками сусального золота. Отсюда и название иконы — «Ангел Златые Власа».

К сожалению, икона дошла до нас в изменённом виде. Ведь поверхность всегда покрывали лаком, который лет через 100 сильно темнел.

И художники уже новой эпохи поновляли икону. Нет, не реставрировали, а писали поверх темного слоя тот же образ. Но часто добавляли особенности уже нового времени.

Поэтому золотой фон «Ангела Златые Власа» в XVII веке был изменён на зеленый. Были также изменены цвет и контур одеяния Ангела.

Но все же сам образ остался почти прежним.

Русский мастер взял за основу канонический византийский образ Ангела.


Слева: Миниатюра с изображением Архангела Михаила. Конец XI века. Национальная библиотека в Париже. Рускатолик.рф.

Казалось бы, образы очень похожи. Но все же мы видим некоторые особенности в русской иконе.

Мастер укрупняет и удлиняет глаза, опуская их внешние уголки вниз. При этом верхнюю часть зрачков прячет под веками. В результате получились грустные и добрые глаза.


Деталь иконы «Ангел Златые Власа». XII век. Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru.

А в уголки губ добавляет тени, которые создают иллюзию легкой улыбки.

И вот такое сочетание грустных глаз и улыбки создаёт невероятное ощущение лёгкой, радостной грусти. Это глаза любящего, сочувствующего и просящего за Вас существа.

Русский мастер не просто повторяет образ. Он делает все, чтобы показать внеземную природу Ангела. Его безграничную любовь и готовность вечно просить за нас.

Виды

В соответствии с классификацией по «объятности», то есть, по тому, в каком масштабе присутствуют на них фигуры, коны бывают:

  • ростовые, то есть, на них изображены персонажи в полный рост;
  • тронные, то есть, на них видим сидящих Спасителя или Богородицы;
  • поясные, огрудные или оплечные – в зависимости от того, в пределах какой части тел написаны персонажи;
  • оглавные, передающие только лик.

Классификация по сюжету:

  • Святая Троица;
  • Христологический ряд, т.е. изображения Христа, а так же сцен из Евангелия. К этой категории относят иконы «страстного цикла»;
  • Богородичные, которые включают в себя и различные изображения Пресвятой Девы, и сцены Ее жизни (Богородичные праздники);
  • иконы святых и сил бесплотных, на которых написаны святые, ангелы и архангелы;
  •  праздничные, на которых можно видеть изображения событий, послуживших основой для православных праздников;
  • символические (аллегорические) иконы.

Существует и деление образов по тому, сколько на них персонажей и композиций. В этом случае мы говорим об одно-, двух-, трех- и более частных иконах. К числу таких «многочастных» икон относятся «жития с клеймами». В центре можно видеть образ какого-нибудь святого, а вокруг, в «клеймах» помещены более мелкие изображения различных сцен из его жития.

Существует различие и по стилистике. Сложилось множество стилей иконописи: византийский, новогородский, ростовский, строгановский, московский и т.п. Кроме того, в искусствоведении иконы делят и по школам (мастерским): школа (мастерская) Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.

По технике исполнения иконы делят на:

  • живописные (сюда можно отнести и темперные, и энкаустические);
  • мозаичные;
  • литые;
  • резные;
  • вышитые;
  • типографские и т.п.

В зависимости от места расположения, различают:

  • домовые иконы (для домашних иконостасов);
  • путные (которые берут с собой в дорогу);
  • храмовые (расположенные в храмах).

Храмовые иконы, в свою очередь, бывают иконостасные, заамвонные, алтарные, выносные (те, которые выносят на крестный ход).

Кроме того, иконы бывают чудотворными, то есть, такими, которые отмечены известными и описанными благодатными свойствами, чудесами. Таким чудом может стать необычайное появление иконы, ее чудесное обретение. Такие иконы называют явленными. Если икона отмечена случаями исцелений, то она — целительная. Если выделяет миро, то — мироточивая.

4 иконы Божьей Матери, которые охраняют Россию

Иконописные образа Богоматери — самые почитаемые иконы в России.

Эти древние иконы Божией Матери имеют каждая свою историю: они были явлены в разные века и в разных местах, и сегодня эти самые знаменитые иконы сохраняют свое значение и служат защитой нашей Родины.

Вот самые знаменитые иконы Богородицы – покровительницы Руси:

  • Владимирская икона Божией Матери (в центре);
  • Тихвинская (защищает север);
  • Иверская (защищает юг);
  • Казанская (защищает восток);
  • Смоленская (защищает запад).

Это наиболее известные и сильные иконы Богородицы: самая древняя из них, Владимирская, помогла в спасении от Орды; Казанская была чудом обретена в дотла сгоревшем городе. С этими и другими образами связано немало интересных фактов об иконах. Всего же Русская православная церковь почитает около 260 чудотворных икон Богоматери, а всего Ее икон более 860.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector