20 самых известных икон и их значения

Самые известные энкаустические иконы

Среди наиболее ценных и известных старинных иконописных произведений, выполненных в энкаустической технике, — Христос Пантократор, Святой Сергий и Вакх, Мученик и Мученица, Апостол Петр и некоторые другие. Ознакомимся подробно с самыми яркими и знаменитыми примерами.

Христос Вседержитель в Синае

Христос Вседержитель, или Христос Пантократор — это самая древняя и известная в мире энкаустическая икона, которая хранится в Синайском монастыре. В середине шестого столетия она была создана в древнем городе Константинополе. Император Юстиниан передал ее в дар монастырю.

Богородица с Федором и Георгием в Риме

Полное название это древней иконы — Богородица с Младенцем (на престоле, с предстоящими ангелами) Она была создана в конце седьмого века. До сегодняшних дней хранится в Риме, в Базилике Санта Мария ин Трестевере.

Очень напоминает византийское произведение под названием Богоматерь с младенцем и святыми Феодором и Георгием, которое хранится в монастыре Святой Екатерины на Синайской горе. Однако в этом варианте отсутствуют образы святых воинов. Восседающую на троне Богородицу окружают два ангела — Федор и Георгий. На ней надета роскошная туника, украшенная жемчугом. А на голове красуется царский венец.

Богоматерь — Царица Небесная

Одна из наиболее почитаемых икон Божьей Матери. Это канонический образ, изображающий ее в виде молодой девушки с покрытой головой. На головном уборе и плечах Богородицы изображены три звезды. Они являются символами ее девичества до рождества, при рождестве, а также после рождества Христового.

Свв. Сергий и Вакх в Киеве

Энкаустическая икона Святые Сергий и Вакх написана неизвестным константинопольским мастером в седьмом столетии. Из монастыря Святой Екатерины на горе Синай она была переправлена в киевский Музей искусств имени Богдана и Веры Ханенко в 1940 году, где и хранится до настоящего момента.

Святые воины Сергий и Вакх изображены по пояс. Они облачены в белые хламиды и коричневые хитоны. У каждого не шее надето тяжелое ожерелье из золота, украшенное инкрустацией из драгоценных камней без гранения краев. В верхних углах присутствуют имена святых. Их лица имеют очень бледный тон, однако они обрамлены контрастирующими темными завитками волос, которые спускаются ко лбам. Глаза широко раскрыты, взгляды лишены всяких эмоций. На головах святых надеты круглые ровные нимбы. Между ними в верхней части помещен святой лик Христа, изображенный на медальоне. У Иисуса характерные длинные волосы и борода заостренной формы. В правой руке каждый святой держит крест.

Христос и св. Мина в Лувре

Икона Христос и святой Мина хранится в Париже, в знаменитом музее Лувр. Это самое древнее произведение с изображением Мины Котуанского, также известного, как Фригийский. Это великомученик и один из наиболее почитаемых святых, который считается покровителем купцов. Египтянин, который при жизни служил воином во фригийском городе Котуане. Был обезглавлен судом жестокого правителя Пирра за исповедование своей веры.

Епископ Авраам в Берлине

Это знаменитая коптская икона шестого столетия, которая хранится в Государственном Музее Берлина. Относится к византийской культуре. На ней изображен седобородый епископ Авраам в круглом золотом нимбе. Он был преподобным христианским подвижником, епископом в городе Карра.

Как выбрать заставку на телефон

Но все вышесказанное совершенно не значит, что Ваш телефон — абсолютное зло. Наоборот, с помощью него можно защититься от многих бед, в том числе от тех, которые этот телефон же и создает. Начнем с заставки.

Как мы уже говорили, от заставки зависят Ваши и настроение, и самочувствие, и счастливые перемены. Поэтому подбирайте обои согласно списку.

Хотите с кем-нибудь помириться и наладить отношения? Поставьте на заставку что-нибудь сладкое — симпатичные пирожные, тортики, булочки, красивый натюрморт, чашку кофе с конфеткой. Сахар, сладкое и иже с ними часто используются в магии, чтобы сделать приворот, умягчить чье-то сердце, стать «слаще» для других.

Хотите, чтобы Вас оставили в покое (неважно кто — сумасшедшие соседи, придирчивый начальник, коллега — энергетический вампир)? Ставьте на обои цветы. но — обязательно распустившиеся! Открытые лепестки и серединка цветка символизируют щит

Вы сами не заметите, как перестанете нервничать и терять силы из-за тех, кто Вам до колик надоел.

Хотите вернуть удачу? в помощь Вам золотые рыбки, птицы в полете, хищники, охотящиеся за добычей. Энергия природы, «дикости» будет разгонять вокруг Вас положительные вибрации, приманивая удачу.

Хотите счастливых перемен? Установите на заставку бабочек. И чем больше — тем лучше! Хотите не принимать на себя негатив? например, не реагировать на хамство, не обижаться, а также не пропускать в себя все нехорошее, что сыплется с экранов телевизора и смартфона? Ставьте на обои солнце, луну, планеты, картинки космоса. Энергия космических светил настолько мощная, ч о будет буквально впитывать весь негатив в себя, забирая его от Вас. А так как Вселенная бесконечна, негатив там и потеряется!

Ступенька к истинной вере

Если человек благоговейно относится к святыне, то это преклонение не позволит ему носить икону в кошельке. Потому что неподходящее это для иконы место. Соседство икон с деньгами, кредитными карточками и т. п. неуместно

Впрочем, не столь важно, где именно человек носит икону, а его отношение к образу.В советское время у богатых людей была мода на коллекционирование икон, которые они «благочестиво» называли «доски». И хотя и размещали их в заметных местах, никакой духовности в этом не было

Люди почитали эстетическую и антикварную ценность икон, но не их духовное содержание.Были в то время и те, которые держали в доме черно-белые или разукрашенные низкопробными красками фотографии икон, купленные на базаре, на одном прилавке с фотографиями пухленьких девочек, котят и целующихся голубей. Само качество их изображения выглядело как надругательство. Но для покупателя это было не так уж и важно. Приобретали-то их ведь чаще всего «на удачу».Так что все зависит от побудительной причины: зачем человек носит с собой икону. Если это действительно проявление упования на Бога, боголюбие – это одно. Если «на всякий случай» и чтобы в жизни везло – это уже другое. Хотя для некоторых людей даже такое магически-языческое отношение может стать ступенькой, путем к истинной вере. Это уровень понимания человека, то, что он способен осознать в данный момент. Главное, чтобы на этой ступеньке человек не остановился, а такое вполне возможно.Если в человеке не проснется боголюбие, то он так христианином и не станет. Потому что отношения с Богом строятся на бескорыстной любви, а не ради того, чтобы повезло в жизни и для получения земных благ.И если с верой и надеждой (хотя бы в какой-то степени) женщина носит складенек в сумочке с благоговением – это можно понять. Но нельзя сказать, что сумка – подходящее место для постоянного пребывания святого образа.

Что означают иконы святых

Обычно на иконе святого можно найти символ, который подскажет, чем этот святой прославился и заслужил милость Господню. Например, Святой Петр на иконах часто изображается с ключом в руке – это знак того, что именно он оставлен на земле наместником Бога и основателем христианства. Католики считают Петра первым папой, и по преданию последний папа также будет носить имя Петра.

Святой Пантелеймон всегда изображается с коробочкой с лекарствами. К этому святому обращаются в исцелении разных недугов.

Ксения Петербуржская помогает в бесплодии и разных семейных нуждах. Стоит отметить, что на фоне иконы очень часто изображают Санкт-Петербург.

Икона Сергия Радонежского помогает студентам и ученикам. Ей молятся о даровании ума и в помощь при сдаче экзаменов. Часто святого изображают со свитком в руке, но иногда на его ладони можно увидеть монастырь, который святой при жизни основал.

Но, пожалуй, самым любимыми почитаемым святым Русской земли признан святой Николай Угодник. Молиться этому святому можно в разных нуждах, он дарует заступничество перед высшими силами. Особенно его почитают мореплаватели, рыбаки, летчики, путешественники и жители Севера.

История нимба

Изображение нимба, как атрибута небожителя, известно в различных религиях, и в буддизме, и у многих язычников, и появилось задолго до христианства.

Само слово «нимб» идет от латинского «nimbus», означающего «облако». Греки и римляне верили, что олимпийские боги, когда спускаются на землю, предстают перед людьми в лучистом сиянии, в облаке света. Это отразилось на их изображениях. Также в Древнем Риме нимбы могли быть на портретах императоров. Ведь правитель тоже считался богом, а власть священной.

Христиане переняли внешние формы этой традиции, но наполнили их своим, совсем новым смыслом.

Оклад иконы – история произведений

Неизвестно, когда появились первые подобные обрамления. Вероятно, их прототипами были сборные византийские святыни из рельефных панелей (IX-XI ст.). А самые древние отечественные облачения из покрытого чеканкой серебра датированы XII ст. Они украшают образа апостолов Петра и Павла, Богородицы Одигитрии и Спаса Златые Ризы (сейчас эти реликвии находятся в Софийском соборе г. Новгорода).

В XIV ст. сформировался первый тип окладов – басменный, из тонких листов металла, прокатанных по матрице с орнаментом. Декоративные элементы прибивали к иконе гвоздями, а из-за того, что они покрывали только часть изображения (фон либо одежды), обрамление называли наборным. Оно было строгим и сдержанным, оттеняло рисунок, но не соперничало с ним.

Настоящий расцвет этого искусства произошёл в XVII ст. Накладные украшения, выдержанные в пышной стилистике барокко, стали сплошными, открывая взгляду лишь кисти рук и лица святых. Изготовляя иконы в серебряном окладе, мастер использовал цельную металлическую пластину, где вырезал фигуры праведников, их атрибуты, наряды, пейзаж и миниатюрные поучительные сценки, обрамляя всё завитками, рамками и надписями.


Оклад списка иконы Владимирской Божьей матери

Реже произведения выполняли из золота – к примеру, такое облачение князь Андрей Боголюбский (1111-1174 гг.) заказал для Владимирской святыни Девы Марии. А риза Донской Богородицы весила более 5 пудов (около 82 кг), причём значительную долю от общей массы составляли алмазы, изумруды, сапфиры, гранаты и жемчуг! Вдобавок к основанию крепились наперсные кресты, святые мощи, частица Животворящего Древа Господня, панагии (медальоны архиереев) и другие реликвии. К сожалению, это изделие не дошло до наших дней.

В ХIX ст. оклады удешевляются, их производство становится массовым: обрамления штампуют на станках, а объёмные детали припаивают к основанию. Такие облачения в духе классицизма отличаются простотой узоров, симметрией, меньшей рельефностью.

Сейчас оклад – неотъемлемая часть любого образа. Мастера постоянно трудятся над созданием эксклюзивных произведений. Так, огромной популярностью пользуются иконы из янтаря – их тёплое сияние вселяет в душу умиротворение и покой.

Как сделать икону своими руками из фотографии

Есть множество вариантов переноса фото иконы на деревянную поверхность. Самый простой способ – напечатать при помощи принтера на хорошо обработанной деревянной поверхности.

Но наиболее ценные поделки – это, когда человек делает своими руками. Он вкладывает в них свою душу, мастерство, энергию.

Вот несколько вариантов нанесения изображения с фото на деревянную поверхность:

Фотография иконы «Матерь Божья с младенцем на руках» распечатывается на лазерном принтере на бумажную основу. Берется чистая фанера или деревянная дощечка, выпиленная по размеру фотографии.

Поверхность дерева смазывается разведенным клеем ПВА из расчета 3 части клея и 1 часть воды. Это делается для того, чтобы клей впитался в текстуру дерева.

Оставить высыхать на 8-10 часов. Поверхность нужно смочить водой и тихонько оттереть бумагу от изображения. Изображение покрыть лаком.

Некоторые для того, чтобы не оттирать бумагу используют для печати пергамент. Техника такая же, только пергамент после смачивания отходит полностью листом, оставляя изображение на дереве.

Можно наклеивать фото, напечатанные на бумаге, на твердую поверхность. Вариантов очень много.

Проявление варварского язычества

В таком отношении к иконам, на мой взгляд, проявляется псевдоцерковная мимикрия законсервированного язычества в нашем сознании. Это проблема многих православных поместных церквей, но Русской Церкви, пожалуй, в первую очередь.В момент своего Крещения Русь к принятию христианства была еще совсем не готова интеллектуально. Славянское язычество к тому времени не успело пройти все этапы своего развития, расцвета и умирания, как это было с древними монументальными культами. Сегодня только в книгах мы можем кое-что узнать о египетском спиритуализме, о вавилонском пантеизме, об олимпийских богах и римском пантеоне. Реальных пережитков этих культов сегодня нет. Они умерли. Хотя есть немногочисленные наивные романтики, которые пытаются возродить давно ушедшие в историю культы.А вот славянское язычество успело пройти только стадию своего первичного зарождения. Не было на Руси какого-либо систематизированного языческого вероучения (так называемая «Велесова книга» – это артефакт ХХ века). Не существовало касты жрецов, были волхвы, но их нельзя назвать кастой. Не было сформировано строгого культа языческого богослужения. Известно лишь волхование – набор харизматических импровизаций и заклинаний. Да и культовых языческих сооружений у нас не было.Когда мы, например, в богослужебных текстах читаем о русских языческих «капищах», это не больше чем калька с греческих текстов. В этом случае авторы имели в виду не храмы в привычном для нас понимании, а кумирницы, то есть размещение идолов под открытым небом.Язычество в народном сознании не успело пройти стадии своего развития и не умерло в нем естественной смертью. Вот почему языческий магизм в замаскированном виде, увы, продолжает жить не только в простонародье, но даже в сознании многих людей, считающих себя церковными.В этом кроется причина оккультного, по-язычески утилитарного отношения к богослужению, иконам да и ко всем святыням. В кошельках и сумочках иконы носят чаще всего как некий талисман, не подозревая, что это проявление святотатства и варварства, которое в народе не является чем-то новым.Известно, что на Руси, когда у Бога просили чего-то, икону пытались задобрить как языческого идола. Перед ней зажигали свечи, лампаду, курили благовония. И если повезет и желание сбывалось, то икону украшали, делали для нее красивый оклад. А если не получали просимое, тогда икону наказывали. Для начала ее ставили ликом к стене. Если же дела становились еще хуже – поливали кипящим маслом, били, опускали в помои.И это вопиющее кощунство так же является продолжением языческих традиций. Раньше князь-язычник, отправляясь в военный поход, приносил жертву в кумирнице. Возвращаясь с победой – со щитом, приносил идолам благодарственную жертву, ну а если на щите, то мог рассечь идолов мечом и сжечь их. Как видим, эта дикость жива и поныне.

Икона – отображение духовного опыта

Вспомним еще раз, что икона и фреска — не живопись, не средство передачи видимого мира. Она выводит сознание в мир духовный.

Появилась икона с возникновением христианства. Первой иконой был убрус, полотенце, на котором отпечатался лик Христа («Спас Нерукотворный»). Следующие четыре иконы приписывают греческому врачу и живописцу — Луке-евангелисту.

Исторически икона тесно связана с Фаюмским портретом (Фаюм, Египет — одна из восточных римских провинций). Фаюмский портрет был элементом погребального обряда. В Египте расписывали внутренний саркофаг. На поверхности такого саркофага наносилось изображение умершего. Черты лица были условны, тонки, в глазах виделась отрешенность от земного мира. Писался такой портрет на золотом фоне (что унаследовали раннехристианские иконы), тени не наносятся, так как они существуют в телесном мире, а умерший ушел в другой мир, в царство света. Затем Фаюмский портрет писался на кипарисном дереве восковыми красками. Первоначально это эквивалент саркофага, своеобразная погребальная маска. Маска же уже символ усопшего человека. Это исторические корни и связи. Христианство внесло свои смыслы и значения в ту форму, которую оставил Фаюмский портрет.

Один из отцов христианской церкви Дионисий Ареопагит пишет, что икона — «средство возведения души к первообразу».

В основе иконы должно быть подлинное восприятие потустороннего мира, подлинный духовный опыт. Этот опыт закрепляется в первой иконе, и затем она считается первоявленной или первообразной, то есть первоисточником и образцом. Источником этого опыта, как правило, являются святые.

Так, видение Святой Троицы открылось святому Сергию Радонежскому, а его опыт духовный был передан святому Андрею Рублеву, который и воспроизвел этот опыт в образах и красках.

Пресвятая Дева Мария была изображена Лукой на доске от стола, на котором Христос имел трапезу со Своей матерью.

Духовный опыт зафиксирован и в Библии, а ее сюжеты могут стать основой для написания иконы. Иконы делятся на четыре разряда:

1) библейские;

2) портретные (святые, запечатленные при жизни);

3) писанные по преданию, опирающиеся на чей-то духовный опыт;

4) явленные — писанные по видению или сновидению самого иконописца.

Кроме того, иконы еще делят на праздничные иконы, образы Христа и Богородицы, святых и ангелов.

Дополнительные образы

Кроме этих основных икон, на иконостас домашний необходимо поставить образы святых, в честь которых названы члены вашей семьи. Также желательно приобрести икону целителя Пантелеймона — врачевателя душевных и телесных болезней. Выбор других образов полностью зависит от потребностей домочадцев. Например, можно приобрести образ Петра и Февронии, которым молятся о семейном благополучии. Перед иконой Сергия Радонежского просят о помощи в учении и благих начинаниях. Незамужние женщины могут помолиться пред образом Ксении Петербуржской, которая по воле Божьей стала помощницей людей в делах замужества.

В последнее время во многих домах одной из центральной икон стал образ блаженной старицы Матроны Московской. Даже после своей земной смерти она помогает во всем тем, кто приходит к ней в Покровский храм или на могилку на Даниловское кладбище, либо же просто обращается к Матроне в домашних молитвах. Уже очень многие люди получили от нее исцеление и помощь. Не зря она говорила: «Приходите ко мне и говорите мне все, как живой». Под этим Матрона подразумевала, что ее земная смерть не означает кончину духовную: ведь она до сих пор пребывает с нами.

Веер

Такая заставка на мобильном телефоне с легкостью избавит от неприятностей и станет настоящим талисманом для тех, кому в силу обстоятельств приходится общаться с людьми, обладающими негативной энергетикой. Если верить древнему китайскому учению, веер способен преображать негативную энергию в позитив. Потому его изображение сослужит хорошую службу тем, кто изо дня в день общается с большим количеством посетителей или подчиненных.

Конечно, каждый сам решает, стоит ли ему быть последователем древнего китайского учения. Но эксперты уверены, что фен-шуй поможет любому желающему. Благодаря особым талисманам каждый из вас сможет привлечь удачу и изменить жизнь к лучшему.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Иконопись после Рублёва и Дионисия

В середине XV века пала Византия. Русские аристократы направили свои взоры на Запад. А там они увидели пышное барокко и невероятный реализм.

Конечно, это их поразило. Они захотели светскости и яркости в своём быту. Это неизбежно отразилось и на иконах. У Богородицы появилась выраженная светотень, и плоское изображение стало объемным.


Симон Ушаков. Богородица Елеуса Киккская. 1626. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.

Святая Троица наполнилась множеством деталей и декоративных орнаментов. И ощущение инобытия в них просто растворилось.


Cвятая Троица. 1705. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Та самая бесконечная доброта и любовь, выраженные языком живописи у мастеров XII-XVI веков, отошла на второй план. В угоду внешней детализации и даже декоративности.

Вершиной русской иконописи так и осталась «Святая Троица» Рублёва. И создать что-то подобное так никому и не удалось.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии

других читателейсмотрите ниже . Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Перейти на главную страницу

*Более распространена версия, что Донская икона Божией Матери была создана Феофаном Греком. Однако я придерживаюсь версии В. Н. Лазарева, что создатель — русский мастер, возможно ученик Феофана Грека.

Как возникла традиция?

Люди издавна обращались к Творцу с разными просьбами, а когда их чаяния исполнялись, в меру своих сил пытались возблагодарить Бога, делая разнообразные подношения в Его честь. Такие дары называли вотивными (от латинского слова «votum» – желание) или обетными. Как правило, это ювелирные произведения, ладанки либо нательные крестики.

Согласно обычаю, подобные вещицы размещали возле той реликвии, у которой ранее возносили молитвы. Со временем подвесок становилось всё больше и больше, они закрывали лик и мешали припадать к иконе. Кроме того, часть богословов считала этот ритуал пережитком язычества – так, Указ Святейшего Синода от 1722 г. строго запрещает приносить к образам «золотые и серебреные монеты и копейки и всякую казну».


Святогорская икона Божией Матери с вотивными дарами

И тогда верующие, которые искренне хотели восславить Господа и Его приближённых, принялись создавать из приношений обрамления для реликвий. Их именовали ризами, шатой, крутами и «иконным кованием», однако общепринятое название (появившееся, впрочем, лишь в XVI ст.) – оклад иконы. Это накладное украшение встречается почти во всех странах мира, но наибольшее распространение оно получило в центральной и восточной Европе. А в православии изготовление подобных изделий и вовсе стало отдельным видом декоративно-прикладного искусства – многие путешественники восхищённо отмечали в своих дневниках роскошь украинских и русских святынь.

Материалом для умелых мастеров служили благородные металлы, латунь, медь и даже жесть. Кованое основание дополняли самоцветами, чеканкой, гравировкой, эмалью, филигранью, кусочками цветного стекла и фольги. Обратную сторону подбивали мягким красным бархатом или заливали воском. Существовали и шитые оклады, когда прочную ткань унизывали жемчугом и бисером. Порой, если подношение было особенно ценным, его крепили к образу без каких-либо переделок – так поступили с бриллиантовой короной Екатерины II, которой та в 1768 г. увенчала лик Казанской Богоматери.


Тихвинская икона Божией Матери в окладе и при снятом окладе

Цветовой символизм в икконописи

Золотой занимает особое место в иконописи. Золото – это символ благодати, вечности, святости. Именно золото преподнесли волхвы новорожденному Иисусу. Золотом расписывают нимбы святых, штрихи на складках их одежд.

Золото – дорогостоящий металл, но в иконописи не экономят и используют настоящее сусальное золото (тонкие листы). Это символ самого Бога и великолепного сияния его небесного царства – места, куда никогда не спускается ночь и тьма. Золотой цвет всегда становится смысловым центром иконы, который окружен дополнительными оттенками:

  • Желтый близок по тональности к золотому, поэтому он часто используется в качестве замены или напоминания о божественном сиянии.
  • Зеленый – цвет возрождения. Его использовали, чтобы обозначить границу, за которой начинается жизнь. Это природный цвет травы, древесных крон, надежды, молодости, возрождения. Зеленый часто используется в сценах Рождества, как символ возрождения и победы над смертью. Этот цвет – олицетворение Святого духа.
  • Белый – цвет непорочности и чистоты. Он часто используется для росписи одежд праведников, святых, ангелов, умерших людей и пеленок младенцев, которые непорочны по своей природе. Белый олицетворяли с праведностью.
  • Синий или голубой символизируют непорочность, небесную чистоту и красоту вечного мира, куда попадают праведники. Синевой на иконах расписывают одежды Богоматери.
  • Насыщенно-красный, багряный и пурпурный имеют двоякое значение. В иконописи они подчеркивают выразительность художественного образа. Это цвет крови и мучительных страданий, которые перед казнью перенес Иисус. В других значениях это цвет жизни, энергии, любви, тепла, душевного огня. В иконописи пурпур олицетворяет победу жизни над смертью при воскрешении Спасителя. Красный и синий часто используются вместе. Они – олицетворение земной и небесной сущности Спасителя.
  • Коричневый символизирует голую землю, прах, бренность сущего. Иконописцы используют его, чтобы напомнить о главной особенности человеческой природы – смертности.
  • Черный – антагонист белого, его главная противоположности и противник. В иконописи он используется очень редко и только для изображения адской бездны. Черный – это отсутствие всякого света, абсолютное ничто и безграничная пустота. Ад обычно изображается в виде черной воронки, бездонной пропасти, не имеющей формы и четких границ.

Интересно, что серый в иконописи не используется никогда. Ахроматический цвет получается путем смешения черного и белого, то есть тьмы и света. Серый также олицетворяет абсолютное ничто, пустоту и неясность. В символическом языке иконописи ему места нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector