Святая царица феодора

В художественной литературе

  • Феликс Дан. Битва за Рим. Роман. (1871—1875).
  • Николай Гумилёв. Отравленная туника. Пьеса.
  • Harold Lamb. Theodora and the Emperor. Роман.
  • Гарольд Лэмб. Феодора. Циркачка на троне. Беллетризированная биография, русский перевод предыдущего.
  • Роберт Грейвс. Князь Велизарий. Роман.
  • Валентин Иванов. Русь изначальная. Исторический роман.
  • Монахиня Кассия (Т. А. Сенина). Юстиниан и Феодора. Рассказ.
  • Джиллиан Брэдшоу. The Bearkeeper’s Daughter. Роман о последних годах жизни Юстиниана и Феодоры, написанный с точки зрения её незаконного сына.
  • Михаил Казовский . Топот бронзового коня. Исторический роман.
  • Джек Олек. Феодора. Исторический роман.
  • Гай Гэвриел Кей. Сарантийская мозаика. Дилогия. Императрица Аликсана повторяет историю Феодоры.
  • Пол Уэллмен. Феодора. Роман.
  • Артур Конан Дойль. Возвращение на родину. Рассказ

Примечания

  1. Год рождения Феодоры неизвестен. Прокопий сообщил, что примерно во 2-й половине правления («когда державой правил ещё Анастасий») императора Анастасия (491—518 гг.) Феодоре должно быть не более 5 лет, откуда историки принимают дату её рождения около 500 года.
  2. Сведения исходят от патриарха Никифора (IX век)
  3. 1234567891011 Диль Ш.Византийские портреты . Часть I. Глава III. Феодора
  4. 123456789101112 Прокопий Кесарийский.Тайная История
  5. Шарль Диль указывает что более полный портрет царицы позволяют написать «Жития восточных святых» и «Церковная история» Иоанна Эфесского, анонимная хроника, выдаваемая за сочинение Захарии Митиленского, жизнеописания патриарха Севера и Якова Барадея (Диль Ш. Византийские портреты . Часть I. Глава III. Феодора)
  6. Память благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры
  7. Хотя текст «Жития восточных святых» написан по сирийски, фраза «Феодора из борделя » передана по гречески, что отражает не столько мнение Иоанна Эфесского, сколько его источники из Константинополя.
  8. James Allan Evans,The Empress Theodora: Partner of Justinian,University of Texas Press, 2003, p. 19; ISBN 978-0-292-70270-7
  9. 12345678910 Карташёв А. В. Вселенские соборы
  10. 12Феодора — дар Юстиниану // Вокруг света. 2007 г. № 10.
  11. James Allan Evans,The Empress Theodora: Partner of Justinian,University of Texas Press, 2003, p. 20; ISBN 978-0-292-70270-7
  12. Прокопий Кесарийский. Тайная история. IX:47
  13. 123 James Allan Evans.Theodora (Wife of Justinian I) / An Online Encyclopedia of Roman Emperors
  14. Юстиниан I Великий, Флавий Петр Савватий (Статья из БСЭ)
  15. 123 Иоанн Малала, «Хронография». Кн. XVIII
  16. Сборник История Византии . Т. 1 // Академик Сказкин С. Д. (отв.редактор) — Москва: Наука, 1967 г.
  17. Сведения Диля исходят из упоминания дочери Феодоры у Иоанна Эфесского.
  18. Хронография Феофана, год 6025 / 525 (532)
  19. 123 Иоанн ЭфесскийЦерковная история . Книга 4
  20. Феодора // Дашков C. Б. «Императоры Византии». — Изд. дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1997
  21. Иоанн Малала сообщает: «Василевс повелел, чтобы у тех, кого уличат в педерастии, отсекали член, и было в это время обнаружено много, занимающихся мужеложеством. И возник тогда страх у страдающих этим злом. »: Иоанн МалалаХронография
  22. Диль Ш. История византийской империи (глава «Внешняя политика Юстиниана»)
  23. 12 Иоанн МейендорфЕдинство империи и разделение христиан . Глава VII. Эпоха Юстиниана
  24. Прокопий Кесарийский, «Война с персами»
  25. Геродот, 8.68
  26. 1234 Чекалова А. А. Прокопий Кесарийский: личность и творчество // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Наука, 1993. С. 422—435
  27. Поснов М. Э. История Христианской Церкви
  28. 12 Дворкин А. Л.Очерки по истории Вселенской Православной Церкви . Глава XXI. Эпоха императора Юстиниана
  29. Диль Ш. История византийской империи (глава «Характер, политика и окружение Юстиниана»)
  30. Виктор Тонненский. Хроника Виктора (Перевод Суровенкова Д., 2009). Восточная литература. Проверено 18 февраля 2011. Архивировано 25 августа 2011 года.
  31. Гудзик К. Юстиниан — наставник епископов
  32. Киракос Гандзакеци. Краткая история
  33. Святой правоверный царь Иустиниан и царица Феодора
  34. 12 Успенский Ф. И.История Византийской империи Т. 1
  35. Stfania Salti, Renata Venturini. The life of Theodora. Ravenna, 1999. ISBN 88-87747-05-9
  36. Мозаики из смальты в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в.
  37. Лазарев В. Н. История Византийской живописи

Оценка личности современниками и потомками

Наиболее положительную оценку Феодора получила от монофизитов:

  • антиохийский патриарх Северий (Севир) (VI век) называл её «царицей, которая чтит Христа»;
  • историк и епископ Эфесса Иоанн (VI век) считал её правоверной царицей;
  • яковитский летописец Михаил Сириец (XII век) сообщает, что она заботилась о мире церквей больше, чем её муж, и побуждала его работать в этом направлении.
  • армянский историк Киракос Гандзакеци (XIII век) повторяет утвердившуюся точку зрения на Феодору: «Православная по вере, она умоляла мужа утвердить православие. А он хоть и очень хотел, но не осмелился от страха перед двуестественниками , которые грозили ему смертью».

Церковью Феодора была канонизирована вместе с её мужем Юстинианом в лике благоверной. Православная церковь признает раскаяние Феодоры в её неправедной жизни в молодости и считает, что она всё же отошла от монофизитской ереси и стала защитницей православия. Константинопольская церковь с самого начала очень лояльно отнеслась к Феодоре: после её коронации, когда сильны были разговоры о её прошлом и многих оно смущало «ни один из священнослужителей не высказал открыто возмущения, несмотря на то что и им предстояло именовать её владычицей». При этом историки отмечают, что западная церковь не простила Феодоре грубого низложения папы Сильверия и её имя на западе долгое время предавали проклятиям и поношениям.

Оценка Феодоры в области государственного управления, сделанная Прокопием, не менее категорична, чем его негативная оценка деятельности Юстиниана[источник не указан 1420 дней]. Однако особо признается её роль в ходе восстания Ника, когда она предотвратила бегство Юстиниана из Константинополя.

Богослужебное почитание

Празднование в память чудесного обретения иконы известно с XIII века и носило местный характер. После вступления на московский престол Михаила Фёдоровича появляется новое празднование иконе, связанное с событиями его наречения в Ипатьевском монастыре (при этом местное празднование в честь её обретения становится общецерковным). Изначально оно не имело определённой даты. Различные чиновники указывают празднование то «во вторую или в третию или в четвертую неделю святаго поста», то в «неделю вторую или в ин день великаго поста». Под 14 марта в церковном календаре этот праздник закрепляется начиная с 1620 года, что связывают с возвращением из плена патриарха Филарета, царского отца. Этот новый праздник сразу же становится весьма торжественным и приобретает особое значение в царской семье.

Чиновники Успенского собора на этот день указывают: «В 14 день пети пречистой Богородицы Федоровской с Венедиктом для наречения государева…». При первых Романовых дата празднования, приходящаяся на дни Великого поста, соблюдалась чётко и переносилась на другие дни лишь в исключительных случаях (например, совпадение с Лазаревой субботой или погребением кого-либо из царского рода). Во второй половине XVII века дата перестаёт чётко соблюдаться, праздник начинают переносить на следующий воскресный день, что уже уменьшало его статус.

Празднование иконе отличалось нетипичной для великопостных богослужений пышностью. «Указ о звоне и о чине в пост великий и в пятидесятницу до недели всех святых» указывает:

Марта в 13 день праздноват пречистой Богородицы Феодоровские, часы и вечерню пет по Предотечевой главе, а в 14-м числе заутреню пет с величанием по Предотечевой главе, а литоргия по Предотечевой же Прежесвященная, а где храм пречистой Богородицы Феодоровской и тут петь в 13 числе и в 14 день совсем, а литоргия служит Златоустова; а на полиелеи песнь всяку духовную, а служба Преждесвященная окроме храма.

Это указание приравнивает праздник Феодоровской иконы в Успенском соборе к празднику Благовещения, так как на него Великим постом положено совершать литургию Иоанна Златоуста в любой день, на который он придётся. В прочие будние дни из-за строгости поста литургия либо вообще не совершается, либо в среду и пятницу положена Преждеосвященная. В дворцовой церкви накануне праздника совершалось всенощное бдение, которое возглавлял сам патриарх. На сам праздник «Устав» содержит указание облачаться в белые ризы, что в Великий пост опять же делается лишь на Благовещение.

Феодоровская икона с тезоименитыми императорскому дому святыми Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митрополитом Алексием и Михаилом Малеином

При патриархе Филарете в день праздника царь устраивал после богослужения праздничный приём, на котором одаривал своего отца-патриарха, что совершалось лишь на двунадесятые праздники. Эта традиция полностью прекратилась в 1668 году, но патриаршие богослужения в этот день совершались в дворцовой церкви («Празднуют пречистой Богородице Федоровской у Рождества на сенях») вплоть до ликвидации патриаршества Петром I. Укоренившаяся со второй половины XVIII века традиция переносить празднование иконе на ближайшее воскресение лишило его всех этих нехарактерных для Великого поста богослужебных особенностей.

В современном богослужебном уставе Русской Православной Церкви празднование Феодоровской иконе не имеет какого-либо особого статуса и совершается по великопостному уставу. С 2001 года появилась традиция принесения первообраза иконы из Костромы в другие города России. В 2008 году возобновлена традиция крестных ходов со чтимым списком Феодоровской иконы, хранящимся в Городецком Феодоровском монастыре.

Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матере, пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа, днесь бо явися нам пресветлое великое солнце, приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, Дево, Христианом похвало.

— Тропарь иконе Божией Матери Феодоровская Феодоровский собор Ярославля

Примечания

  1. Theodora, Empress of Constantinople //  (англ.)
  2. Об отказе Феодоры сообщают Скилица и Зонара
  3. Диль Ш. Византийские портреты. — С. 168.
  4. Иоанн Скилица. Обозрение истории, 385.
  5. Величко А. М. История Византийских императоров. — М., 2010. — Т. 4. — С. 344. — ISBN 978-5-91399-019-8.
  6. Диль Ш. Византийские портреты. — С. 177.
  7. Литаврин Г. Г. Восстание в Константинополе в апреле 1042 г // Византийский временник. — 1972. — Т. 33. — С. 33—46.
  8. Иоанн Скилица. Обозрение истории, 420.
  9. Михаил Пселл. Хронография. 5.LI.
  10. Васильев А. А. . История Византийской империи. Дата обращения: 11 октября 2011.
  11. Михаил Пселл. Хронография. 6.III.
  12. Schreiner P. Хроника 14. О летах от сотворения мира и о царях искони правивших в Ромейской державе // Die byzantinischen Kleinchroniken. — Wien, 1975.
  13. Михаил Пселл. Хронография. 6.LXIV.

Греческое диво-дивное

Сама церквушка представляет собой маленькое, ветхое строение, расположенное недалеко от деревни Васта в греческом районе Аркадия, в самом центре полуострова Пелопоннес.

А необычным является то, что на её крыше невероятным образом уместились и растут 17 высоких деревьев, такая своеобразная корона из могучих стволов! Вот такие чудеса!

По древнему преданию, этот храм Αγία Θεοδώρα Βάστα был построен в 12 веке, в самом его начале и посвящён великомученице Феодоре.

В переводе с греческого Феодора — дар Божий. Эта семнадцатилетняя девушка была убита на этом самом месте по ложному обвинению. Это произошло недалеко от деревеньки Васта (Vastas, Βάστα), поэтому к имени святой иногда добавляют это название.

Так кто же такая Феодора греческая, и какое событие в её жизни привело к появлению на острове Пелопоннес такого чуда, которое вот уже 9 веков притягивает внимание людей своей загадочностью и необъяснимыми, с земной точки зрения, вопросами?

Посмертные явления святого

Через пятьдесят лет после своей кончины произошло некоторое событие. Император Юлиан Отступник решил посмеяться над христианами. Он велел тайно на рынках покропить все продаваемые продукты идоложертвенной кровью, чтобы они осквернились.

Тогда святой Феодор явился во сне архиерею Евдоксию и сообщил ему о замысле императора. Он велел сварить всем христианам свою еду, чтобы не покупать на рынке ничего. Они стали варить пшеницу, добавляя в нее мед. Эта пища стала называться с тех пор «коливо» или «кутья», а также «сочиво».

В честь этого события в пятницу первой седмицы Великого поста принято служить молебен с каноном святому Феодору Тирону, который написал преподобный Иоанн Дамаскин, по окончании Литургии Преждеосвященных Даров. После молебна освящается кутия и раздается верующим. Этот праздник существовал еще в четвертом веке, о чем рассказывал Патриарх Нектарий.

Намного позже было еще одно явление святого. По свидетельству многих очевидцев он нес по улицам Костромы чудотворную икону Феодоровской Божией Матери, после чего она стала носить его имя. Ранее она хранилась в Городце Нижегородского уезда, но после чудесного перенесения ее святым Феодором икона была явлена под Костромой в лесу на дереве. Это объясняли тем, что жители Городца чем-то прогневали Пречистую, и Она пожелала видеть Свою икону в Костроме.

Источники и историография[ | ]

См. также: Тайная история

Сара Бернар в пьесе Сарду «Феодора» (рисунок Д. Кларина, 1902 год)

Основным источником сведений о императрице Феодоре является памфлет Прокопия Кесарийского «Тайная история

» (греч. Ἀνέκδοτα), написанный спустя 2 года после её смерти. Данный труд был найден только в XVII веке директором Ватиканской библиотеки Никколо Аламанни и сразу вызвал волну споров. При его написании Прокопий, как и знаменитый биограф цезарей Гай Светоний Транквилл, возможно использовал императорские архивы, однако его рассказы об образе жизни Феодоры до её вступления в брак подвергаются сомнениям. Так английская исследовательница А. Камерон в своей фундаментальной монографии о Прокопии вообще отказывается видеть в описании молодости Феодоры какую бы то ни было реальность. Тем не менее осведомленность Прокопия не вызывает сомнений, так как он служил секретарем при крупнейшем полководце Юстиниана Велизарии и был свидетелем многих событий, которые описывал.

«Тайная история

», написанная по мнению одного из исследователей «желчью, а не чернилами », была скорее реакцией Прокопия на опалу его патрона Велизария, в результате чего и он сам потерял благосклонность двора. Об отчасти необъективном характере данного труда свидетельствует, например, то, что шестая часть «Тайной истории » представляет уже мифотворчество на тему «Юстиниан — воплощение дьявола ». И всё же, историки не отвергают «Тайную историю» целиком как абсолютно недостоверный источник, поскольку другие приведённые им данные, в частности, о политической и религиозной деятельности Юстиниана и Феодоры, находят подтверждение в иных доступных текстах, в том числе и в ексе Юстиниана.

Византинист Успенский Ф. И. в своём труде «История Византийской империи» признаёт, что Прокопий — практически единственный свидетель, описавший эпоху Юстиниана, — однако критикует негативный и предвзятый тон его «Тайной истории

»

По мнению Успенского, этот труд, относящийся к позднему периоду жизни Прокопия и разительно отличающийся от его прежних объективных трактатов, следует рассматривать в контексте распространённого тогда убеждения, «что современный ему порядок вещей не есть нормальный, что слава римская безвозвратно миновала, и современники не походят на героев прошлого ». Он не вдаётся в подробности молодости Феодоры и считает, что она «независимо от своей обстановки и исторической роли, приковывает к себе всеобщее внимание как характер и ещё более — как литературный тип ».. Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в его сочинениях: «Жития восточных святых

Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в его сочинениях: «Жития восточных святых

» и «Церковная история ».

Из житийной литературы сведения о Феодоре содержатся в жизнеописаниях патриарха Севера и Якова Барадея. В минее Дмитрия Ростовского о ней лишь кратко сообщается в конце жития императора Юстиниана.

Деятельность Феодоры в области религии, а особенно её роль в укреплении позиций монофизитов подробно освещена А. В. Карташевым в его труде «Вселенские соборы», а также Шарлем Дилем в его многочисленных трудах по истории Византии. Из современных трудов Феодоре посвящена монография 1999 года итальянских исследователей Стефания Салти и Рената Вентурини «Жизнь Феодоры».

В художественной литературе[ | ]

  • Феликс Дан. Битва за Рим. Роман. (1871—1875).
  • Николай Гумилёв. Отравленная туника. Пьеса.
  • Harold Lamb. Theodora and the Emperor. Роман.
  • Гарольд Лэмб. Феодора. Циркачка на троне. Беллетризированная биография, русский перевод предыдущего.
  • Роберт Грейвс. Князь Велизарий. Роман.
  • Валентин Иванов. Русь изначальная. Исторический роман.
  • Монахиня Кассия (Т. А. Сенина). Юстиниан и Феодора (недоступная ссылка). Рассказ.
  • Джиллиан Брэдшоу. The Bearkeeper’s Daughter. Роман о последних годах жизни Юстиниана и Феодоры, написанный с точки зрения её незаконного сына.
  • Михаил Казовский . Топот бронзового коня. Исторический роман.
  • Джек Олек. Феодора. Исторический роман.
  • Гай Гэвриел Кей. Сарантийская мозаика. Дилогия. Императрица Аликсана повторяет историю Феодоры[источник не указан 186 дней ].
  • Пол Уэллмен. Феодора. Роман.
  • Артур Конан Дойль. Возвращение на родину. Рассказ
  • Гэри Дженнингс. Хищник. Роман.

Святые мученицы Феодора, Евдокия, Мария и Иустина боровские. Иконы

Почитание святых мучениц боровских началось сразу после их кончины. Иконография исповедниц отражает «включенность» подвига «новых исповедниц» в единое целое Предания Церкви, в единство с древнейшими христианскими свидетелями Истины. Святые изображаются и на досках, и на миниатюрах, как в «соборе» четырех боровских мучениц, по типу древних псковских икон, так и возглавляемые священномучеником Аввакумом — в определенной степени «воспитателем» и вдохновителем святых жен на подвиг исповедания веры. 

Боровские мученицы Ф. П. Морозова, княгиня Е. П. Урусова и М. Г. Данилова. Миниатюра конца XIX в.Святой священномученик и исповедник Аввакум и Боровские соузницы: свв. мученицы Феодора, Евдокия, Иустина и Мария. Икона из Боровской часовниСвятые преподобномученицы и исповедницы Евдокия, Феодора, Иустина и Мария. Современная икона

Нередко встречаются одиночные изображения мученицы Феодоры, с русским трисоставным Крестом в одной руке, тогда как другая рука с открытой ладонью — в жесте моления («оранты»; этот жест часто называют «жестом принятия Благодати»). 

Святая преподобномученица Феодора. Современная иконаСвятая преподобномученица и исповедница Феодора. Фреска в Ильинском приделе Никольского храма (Москва). Иконописец Б. Кисельников

Источники и историография


Сара Бернар в пьесе Викторьена Сарду «Феодора»(рисунок Жоржа Кларена, 1902 год)

Основным источником сведений о императрице Феодоре является памфлет Прокопия Кесарийского «Тайная история» (греч. Ἀνέκδοτα), написанный спустя два года после её смерти. Данный труд был найден только в XVII веке директором Ватиканской библиотеки Никколо Аламанни и сразу вызвал волну споров. При его написании Прокопий, как и знаменитый биограф цезарей Гай Светоний Транквилл, возможно, использовал императорские архивы, однако его рассказы об образе жизни Феодоры до её вступления в брак подвергаются сомнениям. Так, английская исследовательница А. Камерон в фундаментальной монографии о Прокопии вообще отказывается видеть в описании молодости Феодоры какую бы то ни было реальность. Тем не менее осведомлённость Прокопия не вызывает сомнений, так как он служил секретарём при крупнейшем полководце Юстиниана Велизарии и был свидетелем многих событий, которые описывал.

«Тайная история», написанная, по мнению одного из исследователей, «жёлчью, а не чернилами», была скорее реакцией Прокопия на опалу его патрона Велизария, в результате чего и он сам потерял благосклонность двора. Об отчасти необъективном характере данного труда свидетельствует, например, то, что шестая часть «Тайной истории» представляет уже мифотворчество на тему «Юстиниан — воплощение дьявола». И всё же историки не отвергают «Тайную историю» целиком как абсолютно недостоверный источник, поскольку другие приведённые им данные, в частности, о политической и религиозной деятельности Юстиниана и Феодоры, находят подтверждение в иных доступных текстах, в том числе и в кодексе Юстиниана.

Византинист Фёдор Успенский в труде «История Византийской империи» признаёт, что Прокопий — практически единственный свидетель, описавший эпоху Юстиниана, однако критикует негативный и предвзятый тон его «Тайной истории». По мнению Успенского, этот труд, относящийся к позднему периоду жизни Прокопия и разительно отличающийся от его прежних объективных трактатов, следует рассматривать в контексте распространённого тогда убеждения, «что современный ему порядок вещей не есть нормальный, что слава римская безвозвратно миновала, и современники не походят на героев прошлого»[]

Он не вдаётся в подробности молодости Феодоры и считает, что она «независимо от своей обстановки и исторической роли приковывает к себе всеобщее внимание как характер и ещё более — как литературный тип»[].

Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в сочинениях «Жития восточных святых» и «Церковная история».

Из житийной литературы сведения о Феодоре содержатся в жизнеописаниях патриарха Севера и Якова Барадея. В минее Дмитрия Ростовского о ней лишь кратко сообщается в конце .

Деятельность Феодоры в области религии, а особенно её роль в укреплении позиций монофизитов подробно освещена Антоном Карташёвым в труде «Вселенские соборы», а также Шарлем Дилем во многочисленных трудах по истории Византии. Из современных трудов Феодоре посвящена монография итальянских исследователей Стефания Салти и Рената Вентурини «Жизнь Феодоры» (1999).

Свадьба

Акрополит упоминает, что отец Феодоры умер в молодости. Ее мать умерла в начале 1250-х годов. Оставив Феодору воспитывать ее двоюродный дедушка Иоанн III, который, как говорили, «любил ее, как дочь». В 1253 году Иоанн III устроил свадьбу Феодоры с Михаилом Палеологом, чья репутация постоянно росла благодаря сочетанию семейных связей и военных способностей.

Иоанн III умер 3 ноября 1254 года. Ему наследовал его единственный сын Феодор II Ласкарис , который умер четыре года спустя, оставив своего единственного сына Иоанна IV Ласкариса , которому было семь лет. Майкл первым делом стал регентом Иоанна IV, а затем шаг за шагом продвигался к грабителям, делая его следующим императором. Последний шаг был сделан в начале 1259 года, когда Михаил и Иоанн были коронованы как соправители. Нет четких указаний на то, что Феодора была коронованной императрицей в то время, но Алиса-Мэри Тэлбот отмечает, что историк Джордж Пахимерес противопоставляет императорскую пару молодому Джону, который носил менее впечатляющие регалии.

25 июля 1261 года Алексиос Стратегопулос захватил Константинополь , столицу Византийской империи, разрушенную Четвертым крестовым походом . Майкл воспользовался успехом своего генерала и вошел в город 15 августа 1261 года, и вскоре за ним последовала Феодора и их дети. В сентябре Михаил был коронован императором во второй раз в соборе Святой Софии ; хотя Д. Геанакоплос предполагает, что Феодора также получила вторую коронацию, Пахимер прямо об этом не заявляет.

Примерно во время этого достижения Теодора столкнулась с кризисом в своем браке. По словам Пахимера, Майкл влюбился в Анну-Констанцию ​​Гогенштауфенскую , которая была ненадолго замужем за Джоном Ватацесом перед его смертью; он предложил развестись с Феодорой, если она выйдет за него замуж. Узнав об этом, Феодора обратилась за помощью к Патриарху Арсению Автореяну . Патриарх выступил против императора и заставил его отказаться от своих планов. Михаил уступил и разрешил Анне уехать домой в декабре 1261 года.

Мало свидетельств политической роли Феодоры в правление ее мужа. Ее интересовали браки двух дочерей Анны и Ирины. Она также вмешалась, чтобы помиловать придворных, впавших в немилость. Свидетельства ее деятельности в первую очередь касаются ее поддержки монашеских общин. Из архивов монастырей Патмос и Лембиотисса с 1259 по 1281 год сохранился ряд документов, свидетельствующих о ее активном участии. Когда Майкл проводил политику объединения церквей на Втором соборе в Лионе в 1274 году, есть свидетельства того, что Феодора изначально симпатизировала анти-профсоюзным деятелям. Когда ей не удалось убедить Майкла изменить свое мнение, она, по-видимому, поддержала эту политику из-за лояльности к Майклу, поскольку позже она была вынуждена публично отречься в 1283 году.

В какой-то момент после смерти Михаила в 1282 году Феодора предприняла восстановление монастыря Липс (ныне мечеть Фенари Иса ), который был основан в 10 веке, и добавила женский монастырь. При реконструкции монастыря она добавила вторую церковь, посвященную святому Иоанну Крестителю. Талбот объясняет, что одной из причин ее интереса к монастырю Липс было то, что по нынешнему обычаю ее дочери и внучки могли уйти на пенсию в старости. Другой заключался в том, чтобы предоставить место отдыха ее семье, поскольку она видела, что Майклу отказали в христианском погребении. Талбот объясняет: «Феодора, как вдовствующая императрица и матриарх семьи, несомненно, была полна решимости позаботиться о надлежащих захоронениях для себя и своих потомков».

Наконец, Теодора сыграла роль в поддержке научных исследований и содействии созданию рукописей. Например, вскоре после восстановления Константинополя она поручила монаху Арсению перевести на греческий язык работу персидского философа аз-Занати по геометрии . Трактат сохранился в рукописи Неаполя (II C 33) с примечанием, в котором содержится информация о покровительстве Феодоры.

Феодора умерла после непродолжительной болезни 4 марта 1304 года. Ее сын, император Андроник II Палеолог, устроил пышные похороны, и она была похоронена в церкви Иоанна Крестителя в монастыре Липс, где она приготовила гробницу несколькими годами ранее. Похоронную речь произнес Теодор Метохитес .

Две легенды с одинаковым финалом

Цель женщины — спасти семью

Обратимся к истории. В 12 веке греческий полуостров Пелопоннес был частью Византии. Страна часто подвергалась нападениям врагов, поэтому в ней была введена обязательная для всех жителей воинская повинность. Это значило, что каждая семья, независимо от положения и состояния, непременно должна была отправить на военную службу одного мужчину. В противном же случае, этой семье нужно было заплатить огромную сумму денег: налог в государственную казну, который уходил на привлечение на службу наёмного воина.

Феодора родилась в бедной семье крестьян, в которой были исключительно девочки. Ну не было в семье мужчин, кроме отца, которому приходилось работать день и ночь, чтобы прокормить свою семью. Вот для того, чтобы её родителям не пришлось платить непомерный для семьи налог, 17-летняя Феодора, переодевшись мужчиной, пошла служить в армию Византии.

Храбро сражался молодой воин Феодор (Теодор), своим бесстрашием снискав себе славу отважного солдата. И всё было бы хорошо, но… В красивого молодого «юношу» влюбилась девушка

Признавшись в своих чувствах, она услышала отказ. Ведь Феодора не могла ей ответить взаимностью. Тогда оскорблённая красавица решила отомстить своему несостоявшемуся возлюбленному.

Она пожаловалась командиру «Федора» и рассказала ему выдуманную историю о том, что, как все думали, молодой мужчина силой обесчестил её и теперь не хочет её видеть, не хочет жениться. Феодора приговорили к смерти. Конечно, девушка легко могла доказать свою невиновность, но чтобы не навлечь беду на свою любимую семью, она безропотно приняла казнь.

Но перед смертью обратилась она к Господу с просьбой о том, » чтобы её тело стало храмом, кровь — рекой. А волосы, чтобы превратились в деревья». Через несколько дней после гибели невиновной девушки на том месте забил родник.

Потрясённые этим чудом жители, слышавшие слова Феодоры, построили здесь церковь. И спустя некоторое время на её крыше выросли деревья.

Она — монах Феодор

Существует и другая версия жития будущей святой. С самого рождения Феодора была доброй к людям, отзывчивой и набожной. Немного повзрослев, она приняла решение — уйти в монастырь. Но поблизости от её родной деревушки не было женского монастыря. И тогда девушка, переодевшись мужчиной, пошла в мужской монастырь.

Монастырская жизнь молодого монаха текла своим чередом. И никто никогда бы не узнал о его тайне. Но так случилось, что в соседней деревне забеременела одна девушка. Побоявшись гнева близких и стремясь снять с себя ответственность, она обвинила молодого монаха Феодора, который часто приезжал к ним в село за продуктами, в том, что это он насильно её обесчестил.

Не стала Феодора доказывать, что это обвинение ложно. И монаха Феодора казнили. Только после его смерти палач понял, что это была девушка. Грустная и достаточно жуткая история. Но… На этом месте появилась речка, люди построили церковь, а на её крыше как-то сами собой выросли 17 деревьев. Именно столько лет было Феодоре на момент гибели.

Путешествия

Один из самых удивительных греческих храмов находится на полуострове Пелопоннес, в районе Аркадия, недалеко от деревушки Васта и представляет собой невысокое ветхое здание, на крыше которого растут 17 деревьев около 30 м высотой. Казалось бы, церковь давно должна разрушиться под их тяжестью, однако, вопреки всем законам физики, она продолжает стоять уже десять веков подряд.

По преданию, храм был построен местными жителями в первой половине XII века в честь великомученицы Феодоры, которая была несправедливо убита на этом самом месте. В то время в Византийской империи, к которой относилась эта часть Греции, была введена обязательная воинская повинность, согласно которой каждая семья должна была выделить одного воина или заплатить большой денежный налог. Феодора же была из бедной крестьянской семьи, в которой были только дочери, и, чтобы спасти своих родных от непосильного бремени, 17-летняя девушка пошла служить в армию, выдав себя за мужчину.

Храбро сражаясь, Феодора быстро снискала себе славу и уважение, однако одновременно и навлекла на себя беду. В красивого бесстрашного воина влюбилась молодая девушка, которой Феодора не могла ответить взаимностью. Рассердившись, отвергнутая поклонница решила жестоко отомстить и обвинила, как она думала, мужчину в том, что он силой обесчестил ее и теперь отказывается жениться. Тогда Феодору приговорили к смертной казни, и девушка, не открыв правды, чтобы не рисковать благополучием своей семьи, пошла на верную смерть.

В последние минуты жизни она обратилась к Господу со словами: «Пусть мое тело станет храмом, волосы — деревьями, а кровь — ручьем». И если верить преданию, мольба была услышана: на месте смерти Феодоры забил родник, и местные жители, пораженные таким чудом, построили здесь храм, на крыше которого будто сами собой выросли 17 деревьев.

Совет

Обязательно наденьте удобную обувь и не забудьте взять с собой бутылочку для святой воды. Несмотря на то что в храм пускают в любой одежде, женщинам лучше все-таки иметь при себе платок или косынку.

Как добраться

Лучше всего посетить церковь в период с апреля до середины октября, когда в Греции стоит ясная теплая погода и еще нет дождей. Добраться до храма можно несколькими путями: на машине или экскурсионном автобусе от Афин до деревни Васта (и тогда дорога займет у вас два-три часа) или из города Триполи, следуя по дороге Триполи — Каламаки, до города Мегалополис, а затем свернув на трассу Исари — Васта (маршрут D6). В этом случае вы доберетесь до места всего за полтора часа. Однако какой бы способ вы ни выбрали, имейте в виду, что последние 6 км вам придется идти пешком по извилистой горной дороге.

MariaMaruskina В храме царит какая-то особая благодать, быть может, это только мои эмоции, но пишу, как чувствуется. Тихо, спокойно, как будто вокруг никого и нет. Мы с мужем провели здесь несколько часов, и уходить нам совсем не хотелось. Выслушали множество историй о чудесном исцелении и встретили очень много приятных и светлых людей. Муж человек хоть и не верующий, но был очень впечатлен тем, как деревья буквально поддерживают стены церкви. В следующем году собираемся приехать сюда вместе с дочкой.

Несколько советов в заключение

Память святой великомученицы Феодоры отмечают в Греции ежегодно 11 сентября. В этот день здесь собираются тысячи верующих, чтобы почтить память святой и помолиться ей о помощи и заступничестве.

Εκκλησία του Sainted Feodor очень красивое место! Здесь ощущаешь удивительную гармонию и какую-то неземную благодать! Но когда приезжает экскурсионный автобус, то возле небольшой церквушки становится очень тесно.

Так что если вы случайно оказались в этот момент рядом, подолждите немного, пока толпа вновь сядет в автобус. Прогуляйтесь вдоль горной речки по удивительному лесу. Когда туристы уедут, то вы сможете в полной мере ощутить тишь и благодать.

Как уже писала выше, возле церкви есть источник, который образуется из небольшой горной речушки. Здесь можно умыться и попить. Она здесь чистая и вкусная. А еще здорово набрать прохладной водички с собой! Поэтому желательно, чтобы у вас в запасе была баночка или бутылочка для воды.

Для этой экскурсии подберите себе удобную обувь, желательно, без каблуков. Хоть ходить придётся немного, но это, не всегда по асфальту.

И обязательно запланируйте себе хотя бы час времени, чтобы побыть в этом удивительном месте. В принципе, на осмотр всего хватит и 10-15 минут. Но за это время можно только быстренько осмотреть все вокруг, но почувствовать атмосферу можно не успеть. По мне, именно эти ощущения и эмоции, которые испытываешь в каждом новом месте — важны, и именно они запоминаются так надолго!

Посмотрите расположение церкви св. Феодоры Вастасской карте Греции (нажмите «+», чтобы приблизить объекты или «-«, чтобы отдалить).

На Пелопоннесе есть огромное количество самых разнообразных вариантов жилья. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

Нам было интересно пожить на юге Пелопоннеса, поэтому мы искали себе жилье в районе Каламаты. Мы нашли себе апартаменты с чудесным видом на море: Apollon Apartments.

Мы с удовольствием побывали в храме Феодоры 2 июня 2018 года. Другие достопримечательности Каламаты и окрестностей, а также Пелопоннеса, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector