Иоанн дамаскин
Содержание:
- История семьи
- Современные английские переводы
- Монашеский подвиг
- Жизнь преподобного Иоанна Дамаскина до принятия монашества
- Молитва преподобному Иоанну Дамаскину
- Иоанн был советником халифа и выступал против иконоборчества
- биография
- Жизнь в монастыре и кончина
- Работы и труды святого
- Почитание
- Сочинения
- Молитвы
- Письменное наследие
История семьи
Иоанн родился в Дамаске в 675 или 676 году в известной дамасской христианской семье. Его отец, Сарджун ибн Мансур , был чиновником раннего Омейядского халифата . Сарджун (Сергий) сам был сыном видного византийского чиновника Дамаска Мансура ибн Сарджуна, который отвечал за налоги в регионе во время правления императора Ираклия . Мансур, по-видимому, сыграл роль в капитуляции Дамаска перед войсками Халида ибн аль-Валида в 635 году после обеспечения благоприятных условий капитуляции. Евтихий , мелькитский патриарх 10-го века , упоминает его как одного высокопоставленного чиновника, участвовавшего в сдаче города мусульманам.
Племенная фон Мансур ибн Sarjun Джонс дедушки, неизвестно, но биограф Daniel Sahas предположил , что имя Мансур может иметь подразумеваемое происхождение от племен арабских христиан из Кальба или Taghlib . Это имя было распространено среди сирийских христиан арабского происхождения, и Евтихий отметил, что губернатор Дамаска, которым, вероятно, был Мансур ибн Сарджун, был арабом. Однако Сахас также утверждает, что это имя не обязательно подразумевает арабское происхождение и могло использоваться неарабскими, семитскими сирийцами. В то время как Сахас и биографы Ф. Х. Чейз и Эндрю Лаут утверждают, что Мансур было арабским именем, Раймон ле Коз утверждает, что «семья, несомненно, имела сирийское происхождение»; действительно, согласно историку Даниэлю Дж. Яношику, «оба аспекта могут быть правдой, поскольку, если бы его родословная действительно была сирийской, его деду можно было бы дать арабское имя, когда арабы пришли к власти». Когда Сирию захватили арабы-мусульмане в 630-х годах, при дворе Дамаска сохранилось большое количество христианских государственных служащих, в том числе дед Иоанна. Отец Иоанна, Сарджун (Сергий) , продолжал служить халифам Омейядов . Согласно Иоанну Иерусалимскому и некоторым более поздним версиям его жизни, после смерти отца Иоанн также служил чиновником при дворе халифа, прежде чем уйти, чтобы стать монахом. Это утверждение о том, что Иоанн фактически служил в мусульманском суде, было подвергнуто сомнению, поскольку он никогда не упоминается в мусульманских источниках, которые, однако, относятся к его отцу Сарджуну (Сергию) как секретарю в администрации халифа. Кроме того, в собственных трудах Иоанна никогда не упоминается о каком-либо опыте мусульманского двора. Считается, что Иоанн стал монахом в Мар-Сабе и был рукоположен в священники в 735 году.
Современные английские переводы
- На святых изображениях; затем последовали три проповеди о Успении Пресвятой Богородицы , переведенные Мэри Х. Эллис (Лондон: Томас Бейкер, 1898 г.)
- Изложение православной веры в переводе преподобного С.Д.Ф. Салмонда в Избранной библиотеке никейских и постникейских отцов. 2-я серия, том 9. (Oxford: Parker, 1899)
- Сочинения , переведенные Фредериком Х. Чейзом. Отцы церкви, том 37, (Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 1958) [ET of the Fount of Knowledge ; О ересях ; Православная вера ]
- Дэниел Дж. Сахас (редактор), Иоанн Дамаскин об исламе: «Ересь измаильтов» (Лейден: Brill, 1972)
- О божественных образах: извинения против тех, кто нападает на божественные образы , перевод Дэвида Андерсона (Нью-Йорк: St. Vladimir’s Seminary Press, 1980).
- Три трактата о божественных образах . Народная патристика. Перевод Эндрю Лаута. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. 2003. ISBN. 978-0-88141-245-1.Лаут, который также написал введение, был в Даремском университете профессором патристики и византинистики.
Существуют два перевода житийного романа X века Варлаам и Иосафат , традиционно приписываемого Иоанну:
- Варлаам и Иоасаф , с английским переводом Г. Р. Вудворда и Х. Маттингли, (Лондон: Heinemann, 1914)
- Драгоценная жемчужина: жития святых Варлаама и Иоасафа, заметки и комментарии Аугустина Н. Кантиота; Предисловие, введение и новый перевод Астериоса Геростергиоса и др. (Бельмонт, Массачусетс: Институт византийских и новогреческих исследований, 1997)
Монашеский подвиг
В конце концов деятельность преподобного стала известна и начала раздражать даже самого императора-иконоборца. И тогда еретики воспользовались для борьбы с борцом за чистоту веры излюбленным еретическим оружием — ложью. Только на этот раз ложь была направлена не на догматы веры, а на подрыв репутации их защитника. Иоанна Дамаскина оболгали перед халифом, обвинив в заговоре и измене. Причем, для этого был выбран сколь изощренный, столь и постыдный способ клеветы. Писарь, подделав почерк святого, написал от его имени письмо императору с обещанием сдать город Дамаск. Затем это письмо было передано халифу. В результате Иоанн был подвергнут позору и жестокому наказанию: отсечению руки.
Но особым Божественным вмешательством после слёзной, сердечной молитвы страдальца перед иконой Божьей Матери отрубленная рука, прислоненная к ране и перевязанная платком, чудесным образом была исцелена (в это время он пребывал словно во сне), поруганная честь восстановлена, а хулители посрамлены. Впоследствии, в память и благодарность об этом событии преподобный приложил к иконе образ руки, изготовленный из серебра. В честь этого события в иконографии утвердился образ Богородицы «Троеручица»
Иоанну вновь было предложено место при дворе, но он отказался от должности и, раздав всё своё имущество, освободив рабов, удалился от мира сего, вступив в ряды монашеского братства. Известно, что монашеский постриг осуществлялся в одном из палестинских монастырей. Существует предание, что этим монастырем стала лавра Саввы Освященного. Вместе с монашеством Иоанн принял и новое имя, под которым прославился перед Богом и Церковью — Иоанн (до этого его звали, как деда: Мансур).
Рассказывают, что поначалу монахи относились к нему с настороженностью, ведь всё-таки бывший вельможа. Многие отказывались брать его под своё наставничество. Наконец, нашёлся один суровый подвижник, согласившийся взять его в послушание. Правда, при этом Иоанну было поставлено твёрдое условие, чтобы он решительно отказался от занятий каким-либо литературным трудом. И он отказался.
Но вот случилось, что у одного инока умер родственник, после чего тот, объятый скорбью, стал упрашивать Иоанна написать по этому поводу что-нибудь утешительное. Иоанн долго отказывался, но потом всё же решился и составил надгробные стихи. Стихи оказались прекрасными, однако наставник святого, старец, запретивший ему заниматься писательской деятельностью, вознегодовал и даже выгнал его из кельи. Тогда Иоанн стал просить его о прощении. К этой просьбе подключились и прочие монастырские братия. Наконец, старец согласился простить преподобного, однако тот, по его слову, должен был собственноручно очистить обитель от нечистот.
Иоанн, проявив искреннее смирение, исполнил поручение, чем тронул сердце сурового духовника. Между тем за Иоанна вступилась Сама Божья Матерь, явившись старцу в видении. После этого случая старец благословил Иоанна на литературное творчество во славу Православия.
По некоторым источникам, в своё время Патриарх Иерусалимский Иоанн вызвал Иоанна Дамаскина к себе и посвятил его в сан пресвитера. Вскоре Патриарх почил и Иоанн возвратился в свой монастырь. Шел 735 год.
После того как престол самодержца перешёл к Копрониму, борьба с иконами вспыхнула с ещё большей ожесточенностью. Иоанн Дамаскин, прибыв в Константинополь, смело обличал императора и заглядывавших ему в рот епископов-еретиков. Утверждается, что на Соборе 754 (755) года в адрес святого Иоанна Дамаскина было произнесено анафематствование. Согласно некоторым сведениям, он подвергался даже и заточению в темницу.
Год смерти преподобного точно не установлен. Полагают, что Иоанн Дамаскин почил о Господе около 775-780 годов.
Жизнь преподобного Иоанна Дамаскина до принятия монашества
О биографических подробностях детства и юности преподобного Иоанна Дамаскина достоверно известно немного. Есть основания утверждать, что святой Иоанн родился в Дамаске, во второй половине VII века.
Происходил он из известной и очень обеспеченной семьи. Его предки имели непосредственное отношение к высшим властным структурам, управлявшим на территории Сирии. Дед преподобного, Мансур ибн Серджун, занимал должность руководителя аппарата налоговой службы Дамаска, причём, благодаря своим личностным качествам он сохранял этот пост даже при смене властителей.
О его сыне, Серджуне ибн Мансуре, в одной из хроник конца VII века сообщается и как о христианине, и как о хранителе сокровищ. Судя по оценкам исследователей, предки Иоанна, вероятно, имели сирийское, а не арабское происхождение.
Считается, что существенную роль в обучении преподобного сыграл хорошо образованный инок из Калабрии, выкупленный отцом Иоанна Дамаскина, Сергием (ибн Серджуном), из плена. В своё время увидев этого невольника, обливавшегося горькими слезами, и спросив у него, в чём заключается причина столь безутешного плача, Сергий услышал в ответ, что тот сожалеет, что ему, возможно, придётся умереть, так и не успев никому передать своё духовное богатство (накопленный опыт).
Как выяснилось, инок обладал обширными познаниями в области богословия, философии, музыки, диалектики, риторики, физики, астрономии. Чему именно он учил своего подопечного, неизвестно, но исходя из составленных впоследствии богословских и песнотворческих произведений Иоанна Дамаскина не трудно догадаться, что он сумел вложить в его душу много полезного. Вместе с Иоанном у инока обучался и приемный сын Сергия, Косма (будущий святой Косма Маюмский).
Получив надлежащее образование, Иоанн, как сын высокопоставленного подданного, занял место во властной иерархии, соответствовавшее положению его отца. В отношении рода его профессиональной деятельности нет единогласного мнения. По одним источникам, Иоанн служил в руководстве службы по сбору налогов, а по другим — занимал должность дамасского градоначальника, первого министра халифа.
Будучи окружен привилегиями и почетом, Иоанн Дамаскин, тем не менее, не считал путь светской карьеры и материального благополучия лучшим путём. Его сердце уже тогда было устремлено ко Христу. Утверждают, что уже в те времена он вставал на защиту Православной веры от различных еретиков.
Но вот, Промыслом Божьим ему было суждено встать перед окончательным выбором между мирским счастьем и полным отречением от дел мира сего. Когда при императоре Льве Исаврянине разразились иконоборческие споры, а затем, после 728 года, развернулись и жестокие гонения на почитателей православных икон, Иоанн Дамаскин направил мощь своего таланта, свои знания, свою ревность на борьбу с иконоборческой ересью.
Его устные увещевания и письменные сочинения имели колоссальный успех, что, конечно же, не могло проскользнуть мимо внимания власть имущих поклонников ереси, сильных мира сего (первоначально он написал одно слово в защиту святых икон и отправил его в Константинополь, а затем написал ещё два; см. подробнее: Три защитительных слова против порицающих святые иконы).
Молитва преподобному Иоанну Дамаскину
Преподобне и преблаженне отче наш
Иоанне, вонми нам, к тебе смиренно припадающим и твоего
заступления тепле просящим. Веси немощи наша, веси грехи
наша, но и усердие наше не утаися от тебе: умоли
Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, даровати нам
оставление многих согрешений наших и утверди нас на пути
делания заповедей Его. Огради нас твоими молитвами от
всех искушений и бед. Отврати надлежащие нам скорби и
напасти, и даруй нам в здравии, мире, тишине и
благоугождении Богу провождати дни жития нашего: испроси
нам время на покаяние и ответ благоприятен на страшнем
судищи Христове, да с тобою и со всеми избранными славим
вечно Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Иоанн был советником халифа и выступал против иконоборчества
Обширные познания, эрудиция, ясность и глубина мысли позволили впоследствии Иоанну стать одним из советников халифа, однако ему были ближе занятия богословием и философией.
В это время Византийскую империю поразила ересь иконоборчества, позиции еретиков были сильны, потому что их неизменно поддерживал император византийский Лев Исавр.
Еретики объявили почитание изображений святых идолопоклонством, и по всей империи началась истерия уничтожения икон, фресок, алтарей. Истинно верующие встали на защиту христианских святынь, многие из них приняли мученическую смерть от рук еретиков.
Иоанн Дамаскин восстал против заблуждений еретиков и в трёх богословских трактатах убедительно обосновал истинность учения христианской церкви о почитании икон. Люди читали труды, постигали глубину их мудрости и отрекались от учения еретиков.
Тогда император Лев, запретивший иконопочитание по всей империи, решил руками халифа уничтожить автора трактатов.
Император Лев отправил халифу подложные письма, которые говорили о предательстве Иоанна.
Обманутый халиф в порыве ярости повелел отсечь Иоанну кисть правой руки и выставить на обозрение на городской площади. Через некоторое время Иоанн Дамаскин получил свою отсечённую кисть.
Он опустился на колени перед иконой Пресвятой Богородицы и всю ночь горячо молился об исцелении, а потом, на исходе сил своих, впал в глубокий сон с приложенной к руке безжизненной кистью.
Во сне Иоанн увидел Богородицу, она сказала, что рука исцелена, а потому надо ею трудиться во славу Божию. А наутро все горожане вместе с халифом стали очевидцами свершения великого чуда — кисть Иоанна Дамаскина приросла к руке.
Позже в благодарность за чудесное исцеление Иоанн прикрепил к окладу иконы отлитую из серебра кисть руки. Сейчас эта икона, известная как «Троеручица», находится в священных стенах монастыря на Афоне. А в память чудесного исцеления Иоанн Дамаскин всю жизнь носил на голове плат, в который когда-то была завёрнута отсечённая кисть.
Икона Божией Матери «Троеручица». Этот образ напоминает о чуде, которое произошло с кистью Иоанна Дамаскина — отрубленная, она приросла к руке и далее работала без проблем
биография
Икона XIX века (арабская надпись)
Изображение Иоанна Дамаскина в Нюрнбергских хрониках
Джон вырос в Дамаске, и согласно арабскому христианскому фольклору, в подростковом возрасте Джон общался с будущим халифом Омейядов Язидом I и придворным христианским поэтом Таглиби аль-Ахталом .
Одно из витэ описывает желание отца, чтобы он «изучал книги не только мусульман, но и греков». На основании этого было сделано предположение, что Джон, возможно, вырос двуязычным. Джон действительно демонстрирует некоторое знание Корана , которое он резко критикует. (См. Христианство и Ислам .)
Другие источники описывают его образование в Дамаске как проводимое в соответствии с принципами эллинского образования , которое один источник назвал «светским», а другой — «классическим христианским». В одном из рассказов его наставником был монах по имени Косма, который был похищен арабами из своего дома на Сицилии и за которого отец Джона заплатил высокую цену.
Под руководством Космы, который также обучал друга-сироту Джона, Косму из Майумы , Джон, как говорят, добился больших успехов в музыке, астрономии и теологии, вскоре соперничая с Пифагором в арифметике и Евклидом в геометрии . Как беженец из Италии, Косма принес с собой научные традиции латинского христианства .
Возможно, Иоанн до своего рукоположения работал государственным служащим у халифа в Дамаске.
Затем он стал священником и монахом в монастыре Мар Саба недалеко от Иерусалима. Один источник предполагает, что Иоанн покинул Дамаск, чтобы стать монахом около 706 года, когда аль-Валид I усилил исламизацию администрации Халифата. Это сомнительно, поскольку мусульманские источники только упоминают, что его отец Сарджун (Сергий) примерно в это время покинул администрацию, и вообще не называют имени Иоанна. В течение следующих двух десятилетий, кульминацией которых стала осада Константинополя (717-718 гг.) , Омейядский халифат постепенно оккупировал окраины Византийской империи. Редактор произведений Иоанна, отец Ле Куен , показал, что Иоанн уже был монахом в Мар-Сабе до спора из-за иконоборчества, описанного ниже.
В начале 8 века иконоборчество , движение против почитания икон, получило признание византийского двора. В 726 году, несмотря на протесты Константинопольского патриарха Германа , император Лев III (который заставил своего предшественника Феодосия III отречься от престола и сам вступил на престол в 717 году непосредственно перед осадой) издал свой первый указ против почитания изображений. и их выставка в общественных местах.
Все согласны с тем, что Иоанн Дамаскин энергично защищал святые изображения в трех отдельных публикациях. Самая ранняя из этих работ, его « Апологетические трактаты против осуждающих святые образы» , обеспечила ему репутацию. Он не только напал на византийского императора, но и принял упрощенный стиль, который позволил простому народу продолжить полемику, вызвав восстание среди иконоборцев. Спустя десятилетия после его смерти сочинения Иоанна сыграли важную роль во время Второго Никейского собора (787 г.), созванного для разрешения спора об иконах.
Биография Джона рассказывает по крайней мере об одном эпизоде, который считается невероятным или легендарным. По сообщениям, Лев III отправил халифу поддельные документы, в которых говорилось о причастности Иоанна к заговору с целью нападения на Дамаск . Затем калиф приказал отрезать правую руку Джона и повесить его на виду у всех. Через несколько дней Иоанн попросил вернуть ему руку и горячо молился Богородице перед ее иконой: после этого его рука, как говорят, была чудесным образом восстановлена. В благодарность за это чудесное исцеление он приложил серебряную руку к иконе, которая впоследствии стала известна как « Трехрукая », или Трихейруса . Эта икона сейчас находится в Хиландарском монастыре Святой Горы .
Жизнь в монастыре и кончина
По уставу этой обители каждый вновь прибывший инок должен был поступать под надзор опытного в духовной жизни старца. Игумен стал искать такого наставника для Иоанна, но большинство монахов отказалось, не желая быть учителем человека, чья ученость была известна всему Востоку. Наконец один из них согласился наставлять Иоанна и прежде всего решил отучить его от мирской гордыни: запретил ему писать послания и даже вести разговоры о светских науках. Иоанн повиновался этому запрету и стал добросовестно исполнять все возложенные на него поручения. Однажды старец велел ему отнести корзины на дамасский рынок и продать их там, хотя и знал, что Иоанну тяжело заниматься таким презренным делом в городе, где все хорошо помнили его величие. Иоанн беспрекословно исполнил это поручение. Отдохновение он нашел в церковной поэзии и в короткий срок сочинил несколько надгробных тропарей, отличавшихся исключительной трогательностью (многие из них до сих пор употребляются при отпевании умерших). Наставник Иоанна увидел в этом занятии еще одно проявление гордыни и наложил на него строгую епитимью (наказание), повелев очистить своими руками все отхожие места в лавре. Иоанн смиренно выполнил и это неслыханное требование теми самыми руками, которые прежде умащал дорогими ароматами. После этого старец простил его, но по-прежнему запрещал писать. Видя его непреклонную суровость, Богородица явилась однажды к нему в ночном видении и сказала: «Зачем ты заграждаешь источник, могущий источать сладкую и изобильную воду? Не препятствуй источнику течь. Пусть жаждущие стремятся к этой воде». Старец смутился и больше не запрещал Иоанну писать.
О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он всё перенес и по милости Божией остался жив. Представился Св. Иоанн около г. ста двух лет от роду. VII Вселенский собор, собравшийся в Никее в г. и осудивший иконоборчество, высоко поставил и оценил его деяния.
При византийском императоре Андронике II (–) его святые мощи были перенесены в Константинополь.
Работы и труды святого
Дамаскину приписывают авторство многих песнопений в знаменитом «Октоихе» — восьмигласнике для воскресной службы, который еще при его жизни был принят по всему Востоку, а после его смерти также и на Западе. Дамаскин тщательно отредактировал его и разработал ряд праздничных канонов (Пасхальный, Рождественский, Богоявленский, Преображенскийе, Вознесенский и др.). Его «Октоих» произвел перемену в церковной службе, придав ей большую определенность и единообразие. Вообще, творчество Дамаскина было очень многогранным. Он писал жития, составлял праздничные слова и умилительные молитвы, излагал догматы веры и многие таинства богословия. Продолжал он писать и против еретиков, особенно иконоборцев. Он Составил «Руководство» — объяснение важнейших богословских выражений, неправильное понимание которых в древности было причиной ересей, а также несколько небольших сочинений по догматике (среди них: «О святой Троице», «Об образе Божием в человеке», «О природе человека» и другие»). Большой известностью пользовались проповеди Дамаскина. Он много сделал для исправления богослужения, просмотрев и дополнив иерусалимский устав Саввы Освященного. Наконец он был первым, кто изложил в стройном систематическом порядке богословское учение православной церкви.
Св. Иоанн Дамаскин
святоотеческой литературеангелахрае
Почитание
Когда имя Иоанна Дамаскина было внесено в Общий римский календарь в 1890 году, оно было назначено на 27 марта. Праздник был перенесен в 1969 году на день смерти Иоанна, 4 декабря, день, когда его праздник отмечается также в календаре византийского обряда , лютеранских поминаниях, англиканской общине и епископальной церкви.
Иоанн Дамаскин является вспомнил в Церкви Англии с празднованием на 4 декабря .
Хоровое произведение 1884 года « Иоанн Дамаскин» («Русский реквием»), соч. Святому Иоанну посвящена 1 для четырехголосного смешанного хора и оркестра русского композитора Сергея Танеева .
В 1890 году он был объявлен Учителем Церкви по Папе Льву XIII .
Сочинения
Святой Иоанн Дамаскин за работой. Гравюра из «Октоиха» изданного в Кутеинской типографии в 1646 году Иоанн Дамаскин известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы.
К полемическим сочинениям относятся «Три слова в защиту иконопочитания» (против иконоборцев), слова против несториан, монофизитов (акефалов, яковитов), монофелитов, манихеев и возможно, «Беседа сарацина с христианином» (против ислама).
Кроме того, Иоанну принадлежит ряд проповедей о Богородице.
Экзегетикой Иоанн Дамаскин занимался сравнительно мало, он составил несамостоятельные толкования на послания апостола Павла, которыми, возможно, пользовались епископ Икумений и блаженный Феофилакт Болгарский.
Иоанну приписывается житие Варлаама и Иоасафа, но, по утверждению протоиерея Георгия Флоровского, оно было составлено ещё в середине VII века в обители преподобного Саввы другим Иоанном.
Иоанном был написан ряд канонов, особых песнопений палестинского типа, с IX века вошедших в употребление восточной Церкви. Им были написаны Канон Пасхе, Рождеству и ряду других христианских праздников. Кроме того, считается, что Иоанн составил воскресный «Октоих» (Осмогласник, Октай). Именем Иоанна Дамаскина надписаны некоторые молитвы, вошедшие в состав последования вечерних молитв и ко Святому Причащению.
Молитвы
Тропарь, глас 8
Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ мона́шествующих Богодохнове́нное удобре́ние, Иоа́нне прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь, глас 3 (из греческой Минеи) .
Це́ркве орга́н боже́ственный,/ цевни́ца благознамени́тая стра́ха Бо́жия/ показа́лся еси́, Иоа́нне всехва́льне:/ те́мже светово́диши ми́ра концы́/ му́дрых уче́ний твои́х осия́ньми:/ О́тче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 4
Песнопи́сца и честна́го Богоглаго́льника,/ Це́ркве наказа́теля и учи́теля,/ и враго́в сопротивоборца́ Иоа́нна воспои́м:/ ору́жие бо взем – Кре́ст Госпо́день,/ всю отрази́ ересе́й пре́лесть/ и я́ко те́плый предста́тель к Бо́гу// всем подае́т прегреше́ний проще́ние.
Письменное наследие
В период с 705 по 716 гг. святитель достиг высшей власти, он являлся ближайшим советником правителя. Однако И. Дамаскин никогда не забывал о своей истинной миссии на земле — служении во имя Всевышнего Господа.
Важно! Главная цель в жизни преподобного — проповедь христианского учения и изобличение всяческих ересей и лжеучений. Как только Иоанн получил такую возможность, он сразу же принялся искоренять вредные идеи из умов простых людей при помощи рукописей
Как только Иоанн получил такую возможность, он сразу же принялся искоренять вредные идеи из умов простых людей при помощи рукописей.
И. Дамаскин считается знаковым богословом и систематизатором христианского учения. Главный его труд имеет название «Источник знания», состоящий из трех разделов. Он также писал сочинения, в которых разоблачал различные ереси (монофизитов, манихеев, несториан). Иоанн составил несколько проповедей о Пречистой Деве, сочинял каноны (жанр гимнографии).
«Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина
Самое значимое сочинение И. Дамаскина называется «Источник знания».
Рукопись состоит из трех частей:
- первая содержит основы христианской эпистемологии (знания как такового), основные термины учения;
- во второй святитель пишет об истории более сотни еретических направлений;
- в третьей он рассматривает главные догматы Православия.
Исследователи предполагают, что этот монументальный труд начал создаваться ближе к концу жизни святителя Иоанна
Созданная им богослужебная книга под названием Осмогласник (Октоих) и до настоящего времени вселяет радость в истинных последователей Церкви. В основании первой торжественной песни он вложил благодарственную молитву Моисея, за ней пошли и другие религиозные гимны. Октоих еще при жизни святого Иоанна распространился в землях Востока, а вскоре покорил сердца верующих Запада.
Важно! Эта книга придала богослужениям особенную определенность и единство, она позволила привнести необходимый систематизированный порядок при исполнении гимнов. Иоанн писал жития святых, праздничные и умилительные молитвословия, излагал догматы христианства и описывал многие божественные таинства
Все его сочинения считаются полезными для становления праведного мировоззрения
Иоанн писал жития святых, праздничные и умилительные молитвословия, излагал догматы христианства и описывал многие божественные таинства. Все его сочинения считаются полезными для становления праведного мировоззрения.
К созданию рукописей его поощрял и близкий друг Косма, который любил помогать преподобному в составлении церковных гимнов. В почтенном возрасте И. Дамаскин получил от патриарха Иерусалима чин пресвитера, однако, он недолго носил это звание и, спустя время, возвратился в обитель Саввы Освященного. Здесь старец уединился в собственной келье, продолжал заниматься изучением Писаний и созданием книг.
Перед самой кончиной преподобный собрал все свои рукописи и решил проверить их на наличие ошибок и неточностей, он хотел, чтобы каждое слово могло легко входить в умы читателей и не вызывать разногласий.
https://youtube.com/watch?v=RjISbUNAQ20
Житие преподобного Иоанна Дамаскина