Иоанн рыльский

Кто такой Иоанн Рыльский?

Преподобный Иоанн Рыльский — один из великих подвижников православия в Болгарии. Согласно преданию, он родился в 876 году в селе Скрино Средецкой области (древний Средец в настоящее время — это столица Болгарии София). Очень рано мальчик стал сиротой и ушел работать пастухом.

Вопрос-ответ

Что такое сурвачка, которую журналисты привезли в подарок Путину?

Как рассказывается в предании, однажды богач, на которого он работал, избил мальчика за то, что тот потерял корову с теленком. Иоанн долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и перешел с ним на другой берег реки. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, увидев это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Покинув дом богача, Иоанн раздал все вознаграждение бедным, поскольку решил стать послушником в монастыре святого Димитрия. Там он научился грамоте, чтению и письму. Мальчик изучил Святое Писание, а также прочитал много богослужебных книг.

Спустя некоторое время Иоанн принял иноческий постриг и уединился в лесной чаще, где поселился в сплетенной из хвороста хижине. Однажды на него напали разбойники, и он был вынужден переселиться в пустынную местность. Свое жилище он обустроил в глубокой и безлюдной пещере, а спустя 12 лет ушел жить в Рильские горы (сегодня больше известны как горы Рила). Иоанн переходил по склонам гор Бричебора, Царев и Еленин, пока не поселился в месте, называемом Голец. Он постоянно молился, отмаливая свои грехи. Видя такое терпение, Господь вырастил для Иоанна бобы, которыми отшельник долгое время питался. Как гласит предание, однажды он накормил бобами пастухов. Один из них спрятал изрядное количество зерен и по дороге домой решил предложить их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Изумленные пастухи вернулись к Иоанну с раскаянием, и отшельник их простил. С тех пор люди стали приводить к Иоанну больных, которых он исцелял молитвой. Он также принял иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где он жил.

Много лет преподобный Иоанн был игуменом основанной им обители. В преклонном возрасте он написал для своих последователей «Завет», в котором изложил правила иноческой жизни и духовные наставления. Согласно преданию, 18 августа 946 года на семидесятом году жизни Иоанн скончался. Он был похоронен возле монастырского храма в каменной гробнице. Она сохранилась до нашего времени и находится в часовне немного севернее Рыльского монастыря, где сегодня также хранятся мощи святого.

Вопрос-ответ

Градация святых в православии. Инфографика

В России широкое почитание преподобного Иоанна Рыльского относится к XIV веку. В это время его имя впервые было вписано в рукопись XII века — Галицкое Евангелие. С XVI века имя святого упоминается во многих богослужебных книгах. В 1645 году на Руси впервые была издана служба святому, а в 1671 году в типографии Киево-Печерской Лавры была напечатана «Служба с житием преподобного отца нашего Иоанна Рыльского», являющаяся также первым печатным изданием Жития святого, составленного болгарским патриархом Евфимием в XIV веке.

Преподобный Иоанн Рыльский — наиболее почитаемый покровитель болгарского народа. Также этот святой считается покровителем учащих и учащихся, ему молятся для успешного освоения наук. Труд Иоанна Рыльского «Завет», в котором автор дает совет читать «больше отеческих книг», считается одним из лучших творений староболгарской письменности. Почитание преподобного в Болгарии настолько велико, что его можно сравнить только с особым почитанием преподобного Сергия Радонежского на Руси. Как и Сергий Радонежский, Иоанн Рыльский имел много подвижников-учеников, которые стали выдающимися деятелями Церквей Болгарской и Русской. Основанные ими монастыри стали крупнейшими центрами духовного просвещения.

Житие

Преподобный Иоанн Рыльский — великий подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец — ныне София). Рано лишившись родителей, святой Иоанн в детстве был пастухом у чужих людей. Однажды хозяин стада избил мальчика за то, что потерялась корова с ягненком. Иоанн в слезах обратился к Богу за помощью. Корова с теленком нашлись, но за время поисков в реке Струме сильно поднялась вода, и отрок не мог перейти на другой берег, где уже находилась корова. Тогда, помолившись, святой Иоанн положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как по суше, на другой берег реки. Хозяин, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив отрока, отпустил его из своего дома. Раздав имущество бедным, святой Иоанн поступил послушником в один из близлежащих монастырей. Там он изучал Священное Писание, богослужебные книги, творения Святых Отцов. Затем, приняв иноческий постриг, Иоанн поселился в хижине из хвороста на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Спустя некоторое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда он нашел в пустынной местности глубокую пещеру и поселился в ней. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, подвизаясь в подвиге поста и молитвы, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Звери не причиняли ему вреда. Все время святой проводил в плаче о своих грехах и молитве, вкушая лишь траву. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Избегая известности, подвижник ушел из любимого дупла и поселился на высокой и труднодоступной скале, где 7 лет провел под открытым небом. Слух о великом пустыннике дошел до болгарского царя Петра (927-969), который желал видеться с ним; но преподобный Иоанн, написав письмо, отклонил свидание по смирению. Через некоторое время поблизости от преподобного Иоанна стали селиться братия, искавшие уединения. Тогда преподобный основал у подножия скалы, недалеко от реки Рыло, монастырь. На месте подвигов преподобного был возведен храм, построены келии. Он был мудрым игуменом. Скончался святой Иоанн 18 августа 946 года на 70-м году жизни. За 5 лет до кончины он написал «Завет к ученикам», одно из лучших творений староболгарской письменности. Имя преподобного Иоанна с глубокой древности было известно и любимо русскими людьми. Великий праведник и подвижник Русской Церкви протоиерей Иоанн Кронштадтский в память своего небесного покровителя Иоанна Рыльского основал в начале XX века в Петербурге Свято-Иоанновский женский монастырь. С 1469 года мощи преподобного Иоанна Рыльского почивают в храме Рыльской обители в Болгарии.

Описание святого образа

Первые иконы с изображением Апостола любви были написаны в 3-4 веке, их находят в катакомбах и на саркофагах, где святой ли любимого ученика Христа написан среди двенадцати или 4 учеников, стоящих около Иисуса.

Иоанн Богослов и Прохор

В иконографии нет единого образа святого Богослова. На иконах он изображается в виде кроткого, величественного старца, черты которого наполнены девственной нежностью. На челе лечит печать спокойного умиротворения, в глазах читаются неизреченные откровения. Часто около евангелиста можно увидеть верного ученика Прохора, прошедшим с учителем каторгу на Патмосе.

Есть много изображений Апостола любви, на которых он уже проживший жизнь старец, на других — молодой юноша.

Иконописцы изображают святого Богослова с книгой в руках и сидящем около него орлом, символизирующем евангелистскую глубокую веру.

Особо впечатляет святой образ «Иоанна Богослов в молчании». Отличительной чертой этого изображения является рука апостола, поднесенная в раздумье к устам, ангел, сидящий на плече. На коленях евангелиста лежит раскрытая книга, скорее всего, это Евангелие или книга Откровения.

Иконописцы в образе орла, которого можно увидеть практически на всех иконах, также подразумевали символ силы, дарованной любимому ученику Иисусом перенести все страдания, свободы и высоты его мышлений.

Икона святого Иоанна Богослова

В своей книге «Откровение» находящийся на каторге евангелист описывает животных, встречающих его у входа в рай, среди них есть и орел.

Апостол любви обратил свой взгляд к Небу, обиталищу Всевышнего Бога. Как правило, апостолы изображаются пишущими, а святой Иоанн в молчании и размышлении прислушивается к словам Творца, которые передает ему Ангел. На этой иконе Богослов уже глубокий старец, ведь свое евангелие он написал в конце каторги на Патмосе, куда попал в возрасте 80 лет.

Особое внимание христиан привлекают иконы Иоанна Богослова с клеймами, на которых изображена практически вся жизнь апостола Любви

Важно! Во все времена верующие интересовались личностью любимого ученика Христа, черпая в его подвигах силы для личной веры

Важно! Во все времена верующие интересовались личностью любимого ученика Христа, черпая в его подвигах силы для личной веры

Где находится икона святого Иоанна

Один из старейших образов святого находится в храме Иоанна Богослова в Москве. Ее копии можно найти практически в любой церкви: апостол Иоанн высоко ценится православными христианами как составитель Евангелия и покровитель всех учащихся.

Пожалуй, самым известным образом апостола Иоанна является икона «Тайная вечеря». На ней самый молодой апостол изображается приникшим к руке Спасителя. Этот образ доказывает, что из всех учеников Иоанн был самым любимым. Кроме того, именно этому святому Христос повелел заботиться о Богоматери, что показывает особое доверие Спасителя к юному Иоанну.

На иконах, посвященных исключительно апостолу Иоанну, святой чаще всего изображается совсем юным. Этот образ указывает на бесценные знания, принадлежащие апостолу: Иоанн изображен записывающим Слово Божье.

Реже можно встретить иконы святого, на которых Иоанн изображен в конце своей жизни: седобородый старец получает благословение Господа и указывает людям на свиток с пророчеством об Апокалипсисе.

Дарованная встреча

Иоанн Рыльский стал духовной свечой на высокой горе. Согласно Божьему промыслу рано или поздно должна была состояться встреча с людьми, нуждающимися в попечительстве Духа Святого.

На берегах реки Рильской пастухи выпасали овец. В один из дней отара внезапно застыла на месте и тот же миг стремительно бросилась бежать в горы. Испуганные пастухи не могли догнать их, не понимая, что случилось с всегда послушными животными.

Выбившись из сил, потерявши надежду на отыскание отары, пастухи вышли на небольшую равнину и в изумлении становились перед открывшейся их взору картиной. Удивительное спокойствие сошло и на пастухов, которые с поклоном приблизились к старцу, поняв, что перед ними святой отшельник.

Старец принял с радостью гостей, поделился с ними своей скудной пищей и напоил горной водой, отпустив с миром. Весть о встрече с дивным Божьим угодником на горе Рила мгновенно распространилась среди местных жителей, и потянулись в горы вереницы паломников.

Происхождение и детские годы

В селе Скрино, оно располагалось неподалеку от города Дупница в Болгарии, проживала благочестивая крестьянская семья Рилски, которой Господь в 876 году даровал сына Ивана.

Мальчик с детства отличался от шумных сверстников стремлением к уединению, проводя время в молитвах и познании Творца.

Первые шаги монашества

Иван рано лишился родителей, с которыми жил до их кончины. После их смерти юноша продал все, что имел, и покинул родное селение. Пещеры Осоговской горы, утопающей в зелени, стали его домом. Иван взял с родного селения только кожаную ризу и больше ничего, что могло напоминать о прежней жизни.


Святой Иоанн Рильский

Приняв в возрасте 25 лет монашеский постриг в монастыре Руена, который и поныне находится в Северной Македонии в Кривой Паланке, молодой инок постоянно стремился к уединению. Он изнурял себя постами и молитвами, борясь с желаниями и страстями, уходя жить в близлежащие пещеры.

Святая жизнь молодого отшельника была не по нраву разбойникам, жившим в горах, которые неоднократно избивали его и, в конце концов, прогнали из Руенских пещер. Некоторое время Иван живет, то в одном, то в другом монастыре, наполняясь духовными подвигами.

Поиски Бога

Девственная гора Рила привлекла внимание будущего святого своими непроходимыми дебрями, он поселился в одной из горных пещер, исчезнув на некоторое время из мира. Иван оставил земную суету, чтобы в наполнении духовным совершенством познать Божественную красоту и наполниться святостью

Единожды ощутив сладость от общения с Творцом, отшельник навсегда забыл об отчем доме, светских радостях, богатстве и удовольствиях. Пытаясь исполнить первую заповедь Бога, свою первую и чистую любовь отшельник дарит Создателю, проводя с Ним в уединении дни и ночи.

Интересно! Иоанн искал и нашел уединение, чтобы без суеты мира, отделившись от людей в лесной глубине слышать нежный, тихий голос Бога. Среди шума леса и журчания воды он пел Господу свой гимн любви, освобождаясь от привязанности к земному существованию.

Ради наполнения Божьей милостью и познания вечной радости монах-отшельник находит счастье в уединении с Творцом, преодолевая нечеловеческие условия жизни. Насколько великой должна быть любовь Богу и тяга познать Его величие, чтобы жить в одиночку среди непроходимых зарослей в пещере, к которой не была протоптана ни одна тропинка, питаться дарами природы летом и зимой, пить из горных источников, постоянно пребывая в молитве и труде.

Если весна, лето и осень даровали святому свои плоды и травы, то зимой он питался тем, чем смог запастись. В холодные зимние ночи, ночуя в промерзшей пещере под вой голодных диких животных, преподобный Рыльский взывал к Создателю.


Пещера святого Иоанна Рыльского на горе Рила, Болгария

Несколько раз отшельник менял место своего пребывания, пока не обосновался в пещере, которая ныне называется Иоанновой постницей. Чтобы ощутить сотую или даже тысячную толику отшельнических испытаний, современным паломникам предлагается пожить вместе несколько дней, где святой провел половину жизни.

Господь и скалы, укрытые лесом, слышали многочасовые воззвания праведника, стоящего в молитве за падший мир и родной болгарский народ. Со слезами и воплями просил праведник Бога послать милость и благодать на землю, даровать потерявшимся в суете людям надежду на вечное спасение.

Преподобному Иоанну Рыльскому (тропари, кондаки и молитвы)

Тропарь, глас 4:

Твои́х моще́й возвраще́нием / оби́тель твоя́ обогати́ся, / це́рковь же твоя, прие́мши я́, просвети́ся / и, крася́щися, ве́рных созыва́ет с весе́лием / светоно́сный твой све́тло пра́здновати день, / гряди́те, глаго́лющи, // и приими́те благода́тей дарова́ния.

Ин тропарь, глас 4:

Те́ло смири́в поще́нием, / ду́шу же возвы́сив пе́нием, / сосу́д яви́ся избра́н Свято́му Ду́ху, / Иоа́нне, о́тче наш, / в чистоте́ се́рдца твоего́, преподо́бне, пожи́в. / Тем, дерзнове́ние име́я ко Го́споду, // моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 1:

Покая́ния основа́ние, прописа́ние умиле́ния,/ о́браз утеше́ния, духо́внаго соверше́ния,/ равноа́нгельное житие́ твое́ бысть, преподо́бне./ В моли́твах у́бо и поще́ниих, и в слеза́х пребыва́вый,/ о́тче Иоа́нне,// моли́ Христа́ Бо́га о душа́х на́ших.

Кондак, глас 2:

Тве́рдым умо́м и непреста́нными моли́твами / бори́теля врага́ си́лу всегуби́тельную до конца́ побори́в, / досто́йно от Христа́ просла́вился еси́, / Иоа́нне всеблаже́нне. / Тем твои́х днесь моще́й возвраще́ния / све́тлый соверша́юще пра́здник в весе́лии, / согла́сно вопие́м ти: / ста́ду и лю́дем твои́м ты еси́ с Бо́гом, о́тче преподо́бне, // похвала́ и утвержде́ние.

Ин кондак, глас 6:

Благода́тию Бо́жиею нас обогати́л еси́ / и де́лы благи́ми извести́л еси́, / зва́нием яви́ся, Иоа́нне, уго́дник Христа́ Бо́га. / В моли́твах и посте́х дарова́ний Бо́жия Ду́ха испо́лнися / и бысть неду́гом прогони́тель // и засту́пник душа́м на́шим.

Ин кондак, глас 2:

В моли́твах бо́дренно не усыпа́я/ и в пе́ниих непреста́нных А́нгелом подо́бяся,/ в гроб вшел еси́, тле́нную жизнь оста́вив,/ и к Небеси́ преше́л еси́/ на нетле́ние, Иоа́нне о́тче,/ от сме́рти бо к животу́ ве́чному// тя пресели́ Христо́с Бог, я́ко Своего́ уго́дника.

Ин кондак, глас 2:

Моля́щим тя тепле́йший засту́пниче/ и прося́щим скоре́йший послу́шателю,/ преподо́бне о́тче Иоа́нне,/ приими́ моле́ние на́ше/ и Христа́ умоли́ поми́ловати нас,// Еди́наго Преблага́го и Многоми́лостиваго.

Ин кондак, глас 8:

А́нгельскому житию́ поревнова́в, преподо́бне,/ вся земна́я оста́вив, ко Христу́ прите́кл еси́,/ и того́ за́поведьми огражда́яся, яви́лся еси́ столп непоколеби́мь от вра́жиих нападе́ний. Тем зове́м ти:// ра́дуйся, о́тче Иоа́нне, свети́ло пресве́тлое.

Молитва первая

Земна́я звездо́ чуде́сная, я́же от преде́л Сре́дца гра́да возсия́вшая, и све́щниче живы́й, и́же всю зе́млю Бо́лгарскую све́том пра́вды Бо́жия осиява́яй, преди́вный в по́стницех уго́дниче Бо́жий, о́тче Иоа́нне, преподо́бных у́бо ра́дование, Це́ркве Бо́лгарския украше́ние, ве́ры Правосла́вныя кре́пкое утвержде́ние, ско́рый помо́щниче к тебе́ с ве́рою и любо́вию притека́ющим и вели́кий пред Го́сподем о всех нас предста́телю! Приими́, преблаже́нне, моле́ния на́ша и умоли́ Христа́ Бо́га на́шего, я́ко да вси, тобо́ю неви́димо охраня́еми и сою́зом бра́тския любве́ связу́еми, лю́дие слове́нстии в ми́ре пребыва́ют и благоче́стии, и да изба́вит их Госпо́дь от враг ви́димых и неви́димых, от наше́ствия иноплеме́нник, от неду́га и гла́да, от вся́кия ско́рби и вся́каго зла. Предстоя́щим же зде и моля́щимся пред честно́ю ра́кою моще́й твои́х испроси́, преподо́бне, у Го́спода на́шего Иису́са Христа́ вся, я́же ко спасе́нию проше́ния, да вси с тобо́ю непреста́нно прославля́ем всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О преподо́бне о́тче Иоа́нне, уго́дниче Госпо́день преизря́дный, те́плый наш засту́пниче и везде́ в ско́рбех ско́рый помо́щниче! Помози́ мне, гре́шному и уны́лому, в настоя́щем сем житии́ и умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти ми оставле́ние всех мои́х грехо́в, ели́ко согреши́х от ю́ности моея́ во всем житии́ мое́м де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы. И во исхо́де души́ моея́ помози́ ми, окая́нному, и умоли́ Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Соде́теля, изба́вити мя возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ю Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ ми́лостивное предста́тельство, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

Молитвы Иоанну Рыльскому

К святому Иоанну молятся:

— о даровании здоровья и исцелении,

— о тяжело больных детях (аутизм),

— о детях, которые никак не могут начать говорить,

— о защите от порчи, сглаза и злых людей.

Молитва первая

О, преподобне и Богоносне отче наш Иоанне, зрителю неизреченныя славы в Небеснем Царствии и помощниче благодатный всем к тебе притекающим,

не остави места сего, на немже труды и подвиги о Христе подъял еси и землю слезами твоими оросил еси!

Да пребудет обитель твоя, в нейже благоволи Бог святым твоим мощем почивати, незыблема от ухищрений врагов видимых и невидимых.

Укрепи в доброделании чада твоя, ихже во обитель твою собрал еси, яко да познают звание свое и последуют стопам твоим.

Страну нашу в мире соблюди, православным людем во бранех на сопротивныя споборствуй.

Посети с высоты Небесныя всех, верно к тебе притекающих и просящих твоего крепкаго заступления:

в мори плавающих управи, житейскаго моря волнение утиши, церковныя раздоры укроти, мир всему миру у Господа испроси, болящих уврачуй спасительным посещением,

скорбных утеши благодатию, всем буди вся, якоже был еси в земнем житии твоем.

Сотвори о нас к Богу молитву, дана бо ти есть благодать молитися за ны, яко да сподобимся твоим ходатайством улучити вечное блаженство купно с тобою и всеми святыми во Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков.

Молитва вторая

Земная звездо чудесная, облиставшая пределы града Средца, предивный постниче и угодниче Божий, отче Иоанне,

преподобных радование, Церкве Болгарския украшение, крепкий адаманте веры Православныя и живый свещниче, всю землю Болгарскую светом правды Божия осиявый!

Ты еси скорый помощник с верою и любовию к тебе притекающим и великий предстатель пред Господем о всех нас.

Приими, преблаженне, наша моления и умоли Христа Бога нашего, да вси тобою наставляемии людие словенстии пребывают союзом братския любве связуеми, в мире и благочестии,

и да избавит их Господь и вся грады и страны христианския от враг видимых и невидимых и от нашествия иноплеменник, от недуга и глада, и всякия скорби, наипаче же от искушений врага темнаго.

Предстоящим же зде и молящимся пред пречистым твоим образом испроси, преподобне, у Господа Бога нашего вся,

иже ко спасению своему они просят, да вси с тобою прославляем Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Молитва третья

О, великий и предивный чудотворче, преподобне Иоанне, приими моление наше и не отвратися от нас, к твоему заступлению прибегающих:

никогдаже бо отвращался еси от приходивших к тебе с печальми своими во дни земнаго твоего жития;

вемы же, коликая знамения милосердия являл еси и по преставлении твоем людем православным!

Услыши и нас ныне, велиими скорбьми обдержимых, нашедшими на ны в лукавыя дни сия, егда диавол чрез пагубныя козни своя тщится попрати Церковь Святую, лишити же нас спасения вечнаго и благ временныя жизни!

Испроси нам у Господа Иисуса Христа прощения грехов, а наипаче греха непослушания Матери нашей Церкви!

Даруй нам сокрушение сердца, во еже со умилением неуклонно приступати ко святому Таинству Покаяния, яко да не во осуждение и погибель будет нам причащение Тела и Крове Христовых, но во здравие и спасение.

Отжени от нас дух братоненавидения, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех людей твоих!

Соеди всех нас любовию ко Христу и Его Церкве Православней, яко да соблюдающе спасительную волю Его, истинная чада Божия будем!

Буди нам путевождь во вся дни наша, яко да присно в благодати Духа Святаго суще в чистоте веру содержим и волю Господню до самыя смерти сотворим!

В час же кончины нашея явися нам представити души наша к престолу Божественнаго Судии и рещи Ему: «Се аз и дети моя»,

яко да твоим заступлением вечных мук избавльшеся, неизреченное блаженство Небеснаго Царствия Христова наследим купно с тобою и всеми святыми во веки веков.

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РЫЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ

Многое повидал за тысячу лет Рыльск! Город, который младше Москвы лишь на четыре года, не раз стирали с лица земли монголы и крымцы, но он восставал из пепла. Одно время Рыльск был под Литовским княжеством, в Отечественную – почти два года под немцами. Только в гражданскую войну здесь пять раз менялась власть! 

Хотя первое летописное упоминание о Рыльске относится к 1152 году, к Ипатьевской летописи, где сказано, что князь Юрий Долгорукий «иде на Новгород на Северский, оттуда же иде к Рыльску», город, как считают местные краеведы, намного древнее. 

В честь какого «рыла» получил свое не совсем благозвучное название город, на гербе которого изображена «черная отрезанная кабанья голова с червлеными глазами и языком», – вопрос открытый. Одни связывают его с некой дикой свиньей, которая будто бы роясь в земле, случайно откопала источник, давший начало коротенькой речке Рыло, впадающей в Сейм рядом со Свято-Николаевским монастырем, что напротив Рыльска, в поселке Пригородная Слободка. 

По другой версии, название города произошло от имени уже упомянутого Иоанна Рыльского – болгарского святого, аскета, подвизавшегося в горах Рила, что на юго-западе Болгарии. После его кончины в 946 году болгарские монахи, гонимые греками, взяв с собой частицу мощей святого – его десницу, или, говоря на привычном нам языке, правую руку, в конце X в. бежали в Киевскую Русь, где и основали монастырь, на месте которого появился город Рыльск.

Икос 10

Стена непреоборима бысть ти смирение твое даже до смерти, блаженне Иоанне; разумев бо время отшествия твоего, моление слезное Богу вознесл еси, глаголя: «Отче Вседержителю, ничтоже на земли благо сотворих! Сего ради молю Тя повелети Ангелу благу приити, да не возбранен ми будет восход от духов лукавствия! Господи, в руце Твои предаю дух мой!» И сия рек, Абие дух испустил еси. Мы же, сицевому праведному преставлению дивящеся, тако тя ублажаем:

Радуйся, житием и исходом твоим нас поучаяй; радуйся, горняя мудрствовати, а не земная нас призываяй.

Радуйся, никиимже сластем мирским себе приобщивый; радуйся, блаженную кончину от Бога приемый.

Радуйся, о смерти присно в животе своем помышлявый; радуйся, словеса апостола «по вся дни умираю» исполнивый.

Радуйся, со апостолом Павлом смЕрти вожделевый; радуйся, разрешитися и со Христом быти присно желание имевый.

Радуйся, слезами и молитвами себе к смерти уготовавый; радуйся, сего ради от смерти не на суд, но в живот пришедый.

Радуйся, вечней радости со Христом по смерти приобщивыйся; радуйся, дерзновение велие пред Богом стяжавый.

Радуйся, преподобне Иоанне, Рыльский чудотворче, славо и радосте наша.

Начало равноангельского служения

Наполненный любовью Творца Иоанн Рыльский, житие которого стало примером для подражания жаждущих благочестия людей, никому не отказывал в назидании и совете. Наделенный особым даром целительства и ясновидения старец при помощи Божьей чудотворной силы:

  • исцелял больных;
  • бесов изгонял;
  • веру укреплял;
  • заблудших направлял на путь истинный.

Вскоре вокруг одиноко стоящей пещеры стали селиться монахи, так возникло целое селение, постепенно переросшее в Рыльскую обитель. Иоанновы ученики строили простые хижины и познавали силу творца в молитвах и постах, наставляемые пастырем, посланным Богом.


Икона святого Иоанна Рыльского

Благочестивый болгарский царь Петр, сын Симеона Великого, услышав о святом отшельнике, специально отправился к горе Рила, чтобы встретиться с Божьим посланником. Так случилось, что всходя на гору, царская свита оказалась на вершине другой горы и между праведным Иоанном и царем лежала пропасть.

Царь Петр послал двух слуг, чтобы те просили посланника Небес встретиться с ним. Праведный монах, наполненный достоинством и мудростью, предложил царской свите разбить шатры на горе, а он разожжет костер, увидев который царь сможет лицезреть и самого святого.

Царская свита так и поступила, царь и монах смогли издалека встретиться взглядами и поясно поклониться друг другу. При этом царь Петр наполнился Божьей радостью и благодатью, которая впоследствии вылилась в его служении Богу. Прославив Творца, царь приказал отсыпать большое количество золота и отправить его на святую гору в прекрасной чаше.

Интересно! Святой-отшельник с радостью принял чашу на память о встрече, вернув золото со словами о том, что ему нечего покупать, ни армию содержать, ни государство строить. Царь Петр понял, что не хлебом единым жив человек, радостно вернулся домой.

Вскоре в обители появился отрок Лука, жаждущий уединения, напоминающий своим рвением молодого Ивана. Лука оказался родным племянником праведного Иоанна, он был радостно встречен дядей, обласкан и принят монахами, но вскоре за ним пришел разозленный отец и грубо забрал отрока в греховный мир. Господь не потерпел такого непочитания святыни, выползшая из норы змея поджидала путников на горной тропе, она ужалила юношу, который мгновенно умер.

С рыданиями и раскаянием вернулся отец с мертвым сыном на руках на святую гору, похоронив юношу там, где ныне стоит храм святого евангелиста Луки.

Житие святого Иоанна Рыльского

Упоминания об Иоанне Рыльском встречаются, начиная с X века. Но, несмотря на это, биографических сведений о святом не очень много.

Происхождение и детские годы

Дата рождения Иоанна Рыльского точно не известна. Предполагается, что это был 876-880 гг. Местом рождения святого является село Скрино, расположенное недалеко от города Средец (нынешней Софии).

Родители мальчика были простыми крестьянами, ведущими благочестивую жизнь. С самого детства Иоанн стремился к уединению, размышляя о Господе.

Рано осиротев, мальчик зарабатывал на жизнь, став пастухом. Однажды корова с теленком отстали от стада, за что хозяин жестоко побил мальчика. Тогда святой решил попросить помощи у Господа. И Всевышний внял молитвам мальчика, показав ему место нахождения животных.

Но за это время уровень воды в реке поднялся, не давая возможности теленку перейти через нее. Тогда, помолившись Господу, юноша снял верхнюю одежду, разложил ее на поверхности воды и, изобразив на ней крестное знамение, с теленком на руках перешел на другую сторону реки. Хозяин, увидев такие чудеса, испугался и, щедро вознаградив отрока, отпустил ребенка.

Юноша, разделив всю свою собственность между бедняками, покинул родное селение.

Монашество

Выйдя из деревни, Иоанн направился к ближайшему монастырю. Согласно древним преданиям, это была Руенская обитель. Здесь юноша стал послушником, а позже принял постриг.

В монастыре преподобного научили грамоте. Изучив чтение и письмо, инок приступил к освоению Священного Писания, церковных книг, знакомился с сочинениями святых отцов. На тот момент ему было около 20-25 лет.

Поиски Бога

Но юного инока тяготила жизнь среди людей, его душа стремилась к уединению. Поэтому через время преподобный покинул монастырь, подавшись в лесные дебри.

Отрекшись от земной суеты, Иоанн Рыльский выбрал путь духовного совершенствования для познания Божественной красоты и наполнения святостью. Неприступные дебри Рыльских лесов надежно скрывали Иоанна от людских глаз. Соорудив из хвороста хижину, святой денно и нощно предавался молитвам и общению с Господом.

Последним его пристанищем стала пещера, называемая ныне Иоанновой постницей. Здесь он прожил много лет, молясь и постясь. Питался монах травами, фруктами, кореньями.

Равноангельское служение

За любовь к Богу и долготерпение Всевышний послал монаху бобы, ставшие для отшельника неплохим подспорьем. Однажды к месту, где жил монах, прибилось стадо овец. Следом за овцами появились пастухи. Отшельник угостил их бобами. С тех пор к монаху начали идти люди, нуждающиеся в Божьей помощи. Чудотворная сила старца помогала исцелять больных и изгонять бесов.

К отшельнику приходили монахи, желающие получить от старца наставления и советы. Они сооружали хижины рядом с пещерой святого. Постепенно селение разрослось, и ученики преподобного решили возвести на этом месте обитель. Иоанн Рыльский стал игуменом монастыря, где наставлял братию, давая им душеполезные назидания.

Последние годы и кончина

Игумен Иоанн часто оставлял своих духовных чад, уединившись в лесу для общения со Всевышним. Многочасовые общения с Господом вдохновили святого на создание «Завета» – мудрого трактата, завещанного потомкам.

За несколько лет до своей смерти Иоанн назначил себе преемника. Им стал любимый ученик игумена – Григорий. Сам преподобный удалился в пещеру, где провел около 5 лет, усердно молясь. 18 августа 946 года, достигнув 70-летнего возраста, Иоанн Рыльский окончил свою земную жизнь. Преподобного погребли недалеко от обители, рядом со святой пещерой, соорудив ему каменную гробницу.

НЕ ГОВОРИТЕ ЯЗЫКОМ – ЕГО ЧЕРВИ СЪЕДЯТ

В Николаевском и Крестовоздвиженском храмах монастыря и сегодня ведутся тетрадки, в которых паломники записывают свидетельства помощи, оказанной батюшкой Ипполитом, в самых разных ситуациях – таких тетрадок многие десятки и этим свидетельствам нет конца.

Еще в 90-х вся Россия узнала о способности отца Ипполита помочь любому горю: нелады в семьях прекращались, безнадежные наркоманы и конченые алкоголики возвращались к нормальной жизни, отступали онкологические болезни и СПИД, злые Бастинды и Гингемы становились добрыми Стеллами и Виллинами. По молитвам батюшки останавливались поезда, чтобы дождаться опоздавших пассажиров, двигатели автомобилей с фатальными дефектами вдруг заводились, навигаторы начинали показывать правильное направление, а один рыбак наловил более центнера рыбы там, где она никогда не водилась. Ну как тут не вспомнить рыбаков – будущих апостолов с Генисаретского озера? Когда чудеса случаются, это в порядке вещей, странно, когда их нет. Чаще они малозаметны, а многие, увы, ждут хождения по водам. 

Паломники, которые помнят батюшку, рассказывают, что первый раз ехали в Рыльск, ожидая, что увидят величественного благообразного старца, который будет изрекать красивые слава. А встречал их монах-простец в рваных кедах, перетянутых веревочкой, и латаном-перелатанном подряснике. Многие честно признаются, что первое время даже разочаровывались: «Разве мы такого старца искали?»

Отец Ипполит – великий молитвенник и молчальник – книг после себя не оставил, проповеди говорить не умел, дара красноречия был лишен начисто.  «Не говорите языком, его черви съедят, говорите сердцем», – повторял он. Терпеливо выслушав паломников, хотя и без их рассказа ему было все открыто, он говорил в ответ очень мало и тихо, нередко так невнятно, что сказанное им было трудно понять. Но одно слово  было понятно всегда и всем: «Помолимся!»

И его молитва делала и продолжает делать чудеса – она угодна на небесах.

На могиле отца Ипполита в Рыльске, где установлен бронзовый крест на гранитном постаменте, день и ночь горит неугасимая лампада и лежат свежие цветы, которые не вянут даже в лютые морозы. И стоит чемоданчик для записок батюшке Ипполиту, в которых паломники излагают свои просьбы старцу и делятся своими проблемами. Кому-то, возможно, это может показаться детской игрой в письма Санта-Клаусу, но это работает. Я тоже оставил такую записку, скорее, даже не с просьбой, а пожеланием. И оно уже исполнилось.

МК Регионы

  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Анадырь
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Белгород
  • Брянск
  • Великий Новгород
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Екатеринбург
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калуга
  • Кемерово
  • Киров
  • Кострома
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Ленинградская область
  • Магадан
  • Магас
  • Марий Эл
  • Махачкала
  • Мурманск
  • Нальчик
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Псков
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Салехард
  • Саратов
  • Севастополь
  • Серпухов
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Ставрополь
  • Тамбов
  • Тверь
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Черкесск
  • Элиста
  • Чита
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ярославль
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector