Иоанн богослов
Содержание:
Апостол Иоанн
Апостолу Иоанну принадлежит авторство нескольких книг в Новом Завете.Помимо Евангелия от Иоанна это Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) и Послания Иоанна. Автор четвертого Евангелия нигде не называет своего имени, а о событиях, участником которых он был, повествует в третьем лице. Но библеисты признают, что Евангелие написано апостолом Иоанном.
Известно многое о семье апостола. Жили они в Капернауме. Его отец Зеведей занимался рыбным промыслом, мать Саломия входила в число женщин, сопровождавших Спасителя, присутствовала при снятии с Креста, покупала ароматы для помазания тела Иисуса.
Старший брат Иоанна, Иаков, также вошел в число двенадцати апостолов.Иоанн стал одним из самых близких и доверенных учеников Христа. Он был свидетелем важнейших событий жизни Иисуса Христа: Преображении Господнем, молении в Гефсиманском саду.
После Вознесения Господня вместе с апостолом Петром Иоанн остается в Иерусалиме, присутствует на апостольском соборе в 51-52 гг. Затем Иоанн поселился в Эфесе и долгие годы окормлял христианские церкви Азии. Жизнь апостола была долгой, он скончался в возрасте ста лет.
Иоанн засвидетельствовал верность Христу страданиями. При императоре Нероне его в оковах привезли в Рим, где пытались отравить, бросали в котел с кипящим маслом, но апостол остался невредим. При императоре Домициане его сослали на о. Патмос. Здесь апостол удостоился видений, в которых ему были явлены судьба Церкви и конец мира, о чем он поведал в своем Откровении.
Икона
Иконография: Иоанн Богослов, апостол Датировки: XIX в. Вторая половина XIX века.Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Материал: дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы: высота 34 см, ширина 22 см. Изображение пишущего евангелиста Иоанна с его символом – орлом. Инв. № ГМПИ 2979. ДИ-356-И. Государственный музей Палехского искусства
В своем Евангелии Иоанн говорит преимущественно о божественном достоинстве Христа. Символ евангелиста Иоанна – орел, как знак высоты полета его богословского учения.
День памяти
Дни памяти святого апостола Иоанна Богослова 8(21) мая, 30 июня (13 июля) (Собор двенадцати апостолов), 26 сентября (9 октября) — преставление апостола Иоанна Богослова.
Молитва
Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову
О, вели́кий и всехва́льный апо́столе и евангели́сте Иоа́нне Богосло́ве, напе́рсниче Христо́в, те́плый наш засту́пниче и ско́рый в ско́рбех помо́щниче! Умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти нам оставле́ние всех прегреше́ний на́ших, ели́ко согреши́хом от ю́ности на́шея во всем житии́ на́шем де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми на́шими чу́вствы. Во исхо́де же душ на́ших помози́ нам, гре́шным, изба́витися от возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да твои́м ми́лостивным предста́тельством прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Кроме четырех канонических существует множество евангелий апокрифических. Рассказы о детстве Иисуса Христа, о чудесах, совершенных Спасителем во время земной жизни, приписываемые ему откровения и изречения. Достоверность их отвергает как современная наука, так и Церковь. Однако в составе апокрифов есть так называемые аграфа (аграфы), то есть подлинные изречения Христа, не входящие в Четвероевангелие. Они признаются Церковью.
Марина Рогова
Описание святого образа
Первые иконы с изображением Апостола любви были написаны в 3-4 веке, их находят в катакомбах и на саркофагах, где святой ли любимого ученика Христа написан среди двенадцати или 4 учеников, стоящих около Иисуса.
Иоанн Богослов и Прохор
В иконографии нет единого образа святого Богослова. На иконах он изображается в виде кроткого, величественного старца, черты которого наполнены девственной нежностью. На челе лечит печать спокойного умиротворения, в глазах читаются неизреченные откровения. Часто около евангелиста можно увидеть верного ученика Прохора, прошедшим с учителем каторгу на Патмосе.
Есть много изображений Апостола любви, на которых он уже проживший жизнь старец, на других — молодой юноша.
Иконописцы изображают святого Богослова с книгой в руках и сидящем около него орлом, символизирующем евангелистскую глубокую веру.
Особо впечатляет святой образ «Иоанна Богослов в молчании». Отличительной чертой этого изображения является рука апостола, поднесенная в раздумье к устам, ангел, сидящий на плече. На коленях евангелиста лежит раскрытая книга, скорее всего, это Евангелие или книга Откровения.
Иконописцы в образе орла, которого можно увидеть практически на всех иконах, также подразумевали символ силы, дарованной любимому ученику Иисусом перенести все страдания, свободы и высоты его мышлений.
Икона святого Иоанна Богослова
В своей книге «Откровение» находящийся на каторге евангелист описывает животных, встречающих его у входа в рай, среди них есть и орел.
Апостол любви обратил свой взгляд к Небу, обиталищу Всевышнего Бога. Как правило, апостолы изображаются пишущими, а святой Иоанн в молчании и размышлении прислушивается к словам Творца, которые передает ему Ангел. На этой иконе Богослов уже глубокий старец, ведь свое евангелие он написал в конце каторги на Патмосе, куда попал в возрасте 80 лет.
Особое внимание христиан привлекают иконы Иоанна Богослова с клеймами, на которых изображена практически вся жизнь апостола Любви
Важно! Во все времена верующие интересовались личностью любимого ученика Христа, черпая в его подвигах силы для личной веры
Важно! Во все времена верующие интересовались личностью любимого ученика Христа, черпая в его подвигах силы для личной веры
Где находится икона святого Иоанна
Один из старейших образов святого находится в храме Иоанна Богослова в Москве. Ее копии можно найти практически в любой церкви: апостол Иоанн высоко ценится православными христианами как составитель Евангелия и покровитель всех учащихся.
Пожалуй, самым известным образом апостола Иоанна является икона «Тайная вечеря». На ней самый молодой апостол изображается приникшим к руке Спасителя. Этот образ доказывает, что из всех учеников Иоанн был самым любимым. Кроме того, именно этому святому Христос повелел заботиться о Богоматери, что показывает особое доверие Спасителя к юному Иоанну.
На иконах, посвященных исключительно апостолу Иоанну, святой чаще всего изображается совсем юным. Этот образ указывает на бесценные знания, принадлежащие апостолу: Иоанн изображен записывающим Слово Божье.
Реже можно встретить иконы святого, на которых Иоанн изображен в конце своей жизни: седобородый старец получает благословение Господа и указывает людям на свиток с пророчеством об Апокалипсисе.
В Новом Завете
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию — дочери святого Иосифа Обручника, которая упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом. Был младшим братом апостола Иакова и рыбаком. Был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе со своим братом Иаковом, последовал за Христом (Мф. ; Мк. ). Иоанн Богослов был первым учеником Иоанна Крестителя.
Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк. ), Иисус назвал братьев Воанергес (греч. Βοανηργές, арамейское слово, расшифровываемое в Новом Завете как «сыновья грома»), очевидно, за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение (Лк. ); а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса (Мк. ). Из евангельских повествований следует, что Иоанн, наряду со своим старшим братом Иаковом, был в близких отношениях с апостолом Петром и вместе с ним входил в число приближенных Господом учеников.
Вместе с Петром и Иаковом он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира (Мк. ; Лк. ). Только их Иисус сделал свидетелями своего Преображения (Мф. ; Мк. ; Лк. ) и Гефсиманского моления (Мк. ). Иисус послал только Иоанна и Петра в город, чтобы подготовиться к последней пасхальной трапезе (Лк. ).
На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о Своей Матери — Деве Марии.
Иоанн упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. ), от Марка (Мк. ), от Луки (Лк. ), а также в Деяниях Апостолов (Деян. ).
Ф.А. Бруни. «Евангелист Иоанн» (эскиз для Исаакиевского собора), 1840-е гг.)
Детство и юность
Будущий излюбленный посланник всевышнего появился на свет на северо-востоке Израиля в 6 году (по иной версии – в 17 г., так как в момент распятия Иисуса в 33 г. ему по церковным канонам исполнилось 16 лет). Его отец Заведей слыл достаточно состоятельным галилейским рыбаком, имевшим наемных работников. Мать, Соломия, являлась дочерью от первого брака святого Иосифа, потомка царя Давида, после смерти первой жены обручившегося с девой Марией согласно выбору самого господа. Как гласит предание, первосвященник по велению ангела собрал тогда вдовцов, роздал им посохи, и в руках Иосифа он вдруг расцвел (по другим сведениям – из него вылетела голубка). Так Мария стала его супругой (сохраняя девственность). Таким образом, Христос приходился матери Иоанна сводным братом, а ему – дядей.
Юный апостол Иоанн
Когда мальчик подрос, он начал вместе с отцом и братом рыбачить в Галилейском море (ныне – Тивериадское озеро), приводить в порядок рыболовные снасти, проявлял терпение и трудолюбие. Однажды недалеко от них на берегу моря появилась группа верующих и Мессия. Он сел в пустую лодку рыбака Симона (впоследствии апостола Петра), вместе с братом Андреем (прозванным позже Первозванным) всю ночь ловившего рыбу, но так ничего и не поймавшего. Вначале господь побеседовал с людьми, а затем явил чудо, указав, где следует забросить сеть, чтобы получить небывалый улов. Потрясенные рыбаки вытащили столько рыбы, что их лодки стали полны до краев и едва не потонули. После этого Христос позвал их за собой, сделав своими первыми учениками.
Затем спаситель подошел к Заведеевым, бывшим среди тех, кто слушал его на берегу. Братья сидели с отцом в лодке и занимались своим обычным делом. Иисус предложил и им проследовать вместе с ним. И братья откликнулись на призыв Христа, оставив отца и всю прежнюю жизнь.
Житие Апостола Иоанна Богослова
Апостольский путь Иоанна начался у берегов Галилейского моря. Там его, с братом Иаковом, занятых ловлей рыбы, увидел Иисус и позвал за собой, как перед этим братьев Петра и Андрея. Когда к Спасителю с мольбой об исцелении единственной умирающей дочери пришёл начальник синагоги Иаир, Христос согласился, но пойти с собой позволил только Петру, Иакову и Иоанну. И там они стали свидетелями чуда воскрешения умершей девочки.
В момент Преображения Господа Бога и Сына Его Иисуса на Синайской горе, и во время молитвы Его в Гефсиманском саду перед арестом, Иоанн также находился рядом с Учителем. Считается, что со своим братом и Петром он был одним из самых любимых и приближённых учеников Спасителя.
Невзирая на свою юность, будучи среди близких учеников младшим, именно он оказался смелее других. Иоанн сопровождал Иисуса на суд первосвященников, видел истязания Его на допросе и прошёл рядом с Ним весь путь до Голгофы. И там стоял возле креста, скорбя вместе с Богоматерью. Верный долгу, Иоанн до самого Успения Девы Марии не покидал Иерусалим.
Совместно с братом он сохранял иерусалимскую общину первых последователей Христа, а потом отправился в Эфес, чтобы распространять весть о Христе, слово Его и Божью волю. Когда в Римской империи начались гонения на христиан, был схвачен и подвергнут пыткам. По преданию его заставили принять яд, но отрава не навредила ему. Потом его обливали кипящим маслом, но и тут молитва и заступничество Учителя спасли его. Отступившись от намерения убить, Иоанна отправили в ссылку на остров Патмос.
Евангелист Иоанн Богослов
Здесь Иоанн прожил долгие годы, вместе со своим верным помощником Прохором, проповедуя среди местных жителей и приводя их от язычества в истинную веру. Там же, на пустынной горе во время поста, было ему Видение и написана Книга Откровения о конце мира. Сохранилась пещера, которая так и называется – Пещера Апокалипсиса. Рядом с ней в 1088 году был основан православный монастырь Иоанна Богослова.
В очень преклонном возрасте он вернулся в Эфес, где уже среди обширной христианской общины предостерегал от ложных пастырей и их учений. Возможно, именно это подвигло его написать Евангелие, известное всем как Евангелие от Иоанна. Ещё им были написаны три соборных послания христианам, которые в последующем основатели Церкви включили в Новый Завет.
Благая Весть Иоанна – это четвёртая книга Завета, которая была написана позже остальных и отличается от них подробностями. Согласно преданию, ученики попросили его написать книгу, ведь многие другие апостолы уже сделали это. К тому же, будучи немощным от старости, он уже не мог много говорить, и его проповеди сводились к призыву любить ближних и Господа. Он считал это основной заповедью, выполнение которой поможет христианину в вечной жизни попасть в Царствие небесное.
Исторические свидетельства
Евангелие от Иоанна
В Евангелии от Иоанна безымянный любимый ученик Иисуса назван автором текста:
— ( Joh 21,20-24 )
Хотя последняя глава Евангелия прямо свидетельствует об авторстве «любимого ученика», нет никакого отождествления с апостолом Иоанном. Вдобавок группа авторов, кажется, говорит здесь как «мы», который отличается от автора основного текста, Иоанна 1–20. Примечательно, что, в отличие от синоптических евангелий, имя апостола Иоанна никогда не упоминается во всем Евангелии от Иоанна. Когда пишется «Иоанн», всегда речь идет об Иоанне Крестителе . «Сыновья Зеведея», известные синоптикам как Иаков и Иоанн ( Mk 1.19 ), появляются только в 21.2 , но и там их имена не упоминаются. Поэтому предполагается, что круг Иоаннов , который также отвечал за добавление последней главы 21 к уже существующему тексту, с любимым учеником поставил на передний план фигуру из самой близкой близости Иисуса в качестве свидетеля и неоспоримого авторитета. Это также подтверждается тем фактом , что Евангелие говорит о «мы» не только в конце в Joh 21,24 , но уже в прологе ( Джох 1,14,16 ), что означает очевидцами появления Иисуса . В любом случае само Евангелие от Иоанна указывает на авторитет выдающегося свидетеля, к которому упорно апеллируют члены собрания Иоанна.
Свидетельства ранней церкви
Любимая ученица на груди Христа (группа Христос-Иоанн ). Район Боденского озера, около 1310 года.
Самые ранние сведения об эффективности ученика и апостола Иоанна вне Нового Завета можно найти в трудах епископа Лионского Иринея (около 135–202 гг.), Которые также цитирует церковный историк Евсевий Кесарийский (около 260–337 гг.) ). В юности Ириней был учеником Поликарпа Смирнского (69–155), который, как пишет Ириней, в свою очередь был учеником апостола Иоанна. Согласно этому раннему источнику конца II века, Иоанн Апостол также является автором Евангелия: « Наконец, Иоанн, ученик Господа, который также покоился на его груди, сам издал Евангелие, когда он был в Эфес в Азии остановился ». Здесь сделаны четыре утверждения, которые существенно повлияли на христианскую традицию:
- Апостол Иоанн — любимый ученик.
- Следовательно, он является автором Евангелия.
- Евангелие от Иоанна было опубликовано во время его пребывания в Эфесе, то есть при его жизни.
- Он был написан по синоптическим Евангелиям («последним»).
В своей церковной истории Евсевий объясняет расхождения между Евангелием от Иоанна и синоптическими Евангелиями следующим образом:
— Евсевий Кесарийский
Канон Муратори , который сообщает о происхождении Евангелия от Иоанна, также, вероятно, датируется концом 2-го века :
— Canon Muratori
Таким образом, христианская традиция заполняет пустое место любимого ученика в Евангелии от Иоанна личностью апостола Иоанна.
Каков был последний путь Иоанна
Единственный из апостолов, кто видел ужасные гонения, пережил их и умер своей смертью, написал Благую весть потомкам, оставив свидетельство об Истинной любви — Иоанн Богослов. С приходом на римский престол императора Нерва, сменившего злобного Домициана, все заключенные были освобождены.
Иоанн вернулся в Ефес, где жил в доме воскрешенном им Дорна, крестил людей, проповедовал Слово Божье, исцелял и воскрешал силою Крови Иисуса.
Иисус пророчески предсказал Петру мученическую смерть, при этом сделал ударение на том, что у каждого апостола своя судьба. Ученики подумали, что Спаситель обещает бессмертие Иоанну, но Господь сказал, что тот не умрет.
По историческим сведениям, апостол прожил сто лет, нет описания его погребения, но в преданиях говорится о том, что еще живой Иоанн был закопан живьем по его просьбе учениками. После открытия могилы через некоторое время все нашли ее пустой. Возможно, что, подобно Еноху и пророку Илии, любимый ученик был взят на Небо живым.
Важно! 8 октября, в день, когда был погребен святой, над местом его могилы слышен запах благовония, свидетельствующий о присутствии пророка среди живых. Православная Церковь отмечает 9 октября, как день почитания Иоанна Богослова
Иоанн Богослов, евангелист
Преставление любимого ученика Спасителя, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – одно из самых загадочных событий в Священном Предании.
Общеизвестное предание таково: прожив более ста лет, он удалился из Эфеса и просил учеников своих похоронить его еще живым, накрыв лицо платом. Те не осмелились нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Зато ежегодно, 21 мая, на могиле стал выступать тонкий слой праха (или «манны»), приносивший исцеления. В честь этого события установлено весеннее празднование памяти святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Что же это за прах и куда делось тело апостола? Мне попадалось мнение, будто спящий Иоанн так и лежит в могиле, а тонкий прах поднимается от его дыхания. Более распространен взгляд, что апостол взят на небо вместе с телом, подобно Богородице и древним праведникам – Илии и Еноху.
Успение Иоанна Богослова
Многие святые (Ипполит Римский, Андрей Кесарийский, Иоанн Кронштадтский) высказывали уверенность в том, что апостол Иоанн будет вместе с Илией и Енохом проповедовать перед Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа. «Св. апостол Иоанн Богослов… дивным образом преставлен и живет доселе на земле и на небесах», — говорит святой прав. Иоанн Кронштадтский.
На эту тему можно написать огромный богословский трактат или хотя бы серьезную статью.
В любом случае, Священное Предание зафиксировало изменение «чина естества» — тление не коснулось тела «апостола любви». Этой победой над тлением подчеркивается его духовное родство с Пресвятой Богородицей, усыновившей Иоанна у подножия Креста Господня.
Стоит обратить внимание, что такого чуда не удостоились даже святые первоверховные апостолы Петр и Павел, хотя мученическая кончина обоих – подвиг веры, свидетельство о Христе. Через несколько дней после преставления святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который заставляет нас вновь и вновь вспоминать о материнской заботе, оказываемой нам Пречистой Девой
Мне кажется, близость этих двух дат не случайна или хотя бы символична. Можно даже предположить, что тайна Иоанна Богослова (и, более того, важные аспекты христианской сотериологии) раскрывается в богородичных праздниках Успения и Покрова
Через несколько дней после преставления святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который заставляет нас вновь и вновь вспоминать о материнской заботе, оказываемой нам Пречистой Девой. Мне кажется, близость этих двух дат не случайна или хотя бы символична. Можно даже предположить, что тайна Иоанна Богослова (и, более того, важные аспекты христианской сотериологии) раскрывается в богородичных праздниках Успения и Покрова.
Если Успение являет нам истину вечной материнской любви Пречистой Девы («Во Успении мира не оставила еси, Богородице»), то праздник Покрова нам демонстрирует осуществление этой любви – молитва как деятельное заступничество, покрывающее нас от всякого зла.
Если Покров Божией Матери был явлен единожды константинопольскому юродивому Андрею, то свидетельство заступничества «апостола любви» могли наблюдать в течение первых веков христианства все желающие – именно этому посвящен весенний день его памяти (напомним, 21 мая Церковь вспоминает ежегодное появление чудотворного тонкого праха на могиле святого апостола).
Вот перед этой деятельной любовью, берущей свое начало в Источнике Жизни – Боге – и отступают смерть и тление.
ЖИТИЕ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА
Земная жизнь Иоанна была святой и праведной: он был самым молодым учеником Христа. Почти юношей призвал его Христос на служение людям и до самой старости — а скончался он в возрасте более 100 лет — он проповедовал и творил чудеса силою Божией.
После призвания двух первых апостолов — Андрея Первозванного и Петра — Христос призвал апостолов Иакова и Иоанна, чинивших сети в лодке с отцом. Они были сыновьями Зеведея, как и апостолы Петр с Андреем — рыбаками; Иоанн был юношей, а Иаков — примерно ровесником Христа. Бросив сети, они остались с Христом навсегда в числе его ближайших учеников.
Со временем братья Зеведеевы получил от Христа имя «Воанергес» — «Сыны грома» в переводе с иврита. Это прозвище было ироничным — Евангелие рассказывает нам об эпизодах с их участием, когда Иаков и Иоанн показывали пламенную, горячую натуру. Господь выделял их даже из двенадцати апостолов, делая причастниками важнейших моментов Своего земного служения. Только их Он
Существует ряд богословских мнений о том, почему именно этих апостолов Господь призвал быть очевидцами Своих великих чудес. Известно, что Петра Господь сделал первенствующим апостолом — «камнем в основании Церкви». А апостолов Иакова и Иоанна он любил за их рвение, пламенную веру — в Евангелии нет упоминаний, что именно они сомневались в Божественной природе Христа. Они были решительными и необычными людьми.
Во время предательства Христа и Его Распятия Господь был оставлен всеми апостолами, кроме Иоанна Богослова. Он умирал на Кресте, а рядом стояла только Его Мать, Иоанн и жены-мироносицы. Возможно, именно поэтому от старости скончался только Иоанн Богослов — единственный из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу. Все они окончили жизнь мученически, отдав ее за веру во Христа.
Дар чудотворения и пророчества Господь дал апостолу Иоанну за верность, чистоту и преданность. В минуты крестной смерти Господа он показал себя его истинным другом. Его вера в Бога не была разрушена и в страшные минуты у Креста, оставшись сильной и неколебимой. Господь же доверил Иоанну самое дорогое, остававшееся на земле — Свою Мать. Он сказал Иоанну: «Се Мать твоя,» — попросив его, таким образом, заботиться о Деве Марии, что Иоанн Богослов и делал всю жизнь. После Распятия и Воскресения Христа Иоанн Богослов по завету Господа взял к ним в дом Матерь Божию и заботился о Ней.
При Вознесении Господнем апостол Иоанн с другими получил от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца — Саваофа, Бога Сына — Иисуса Христа и Святого Духа — невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя. Святой Дух и снизошел на апостолов Иоанна и его брата Иакова, Богородицу и других апостолов, пребывавших в Сионской горнице — месте Тайной Вечери — в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него. После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.
Вместе с Иаковом Иоанн Богослов проповедовал христианство в Палестине и ее столице — Иерусалиме. Он написал пять книг Нового Завета:
Молитва апостолу Иоанну Богослову призывает Божию благодать на молящегося, благодаря самому святому апостолу и евангелисту. Он говорил о Христе язычникам, наставлял их в вере, призывая обратиться к вере христианской, чтобы войти в Царствие Божие после смерти, а в земной жизни творить добро.
Сын рыбака
Апостол и евангелист Иоанн Богослов был вторым сыном рыбака Заведея и Саломеи, дочери Иосифа Обручника. Вместе со старшим братом Иаковом Иоанн помогал отцу в рыбной ловле на Галилейском озере.
С детских лет Иоанн стремился к уединению и размышлению и стал одним из первых последователей Иоанна Предтечи. От него узнал он о пришествии Мессии – Иисуса Христа. Однажды во время проповеди Иоанна Крестителя на Иордане вдали показался Христос. Иоанн указал на Него ученикам своим. Двое из них – Андрей (в будущем Андрей Первозванный) и Иоанн – пошли за Христом. Им хотелось узнать, где живет Мессия. Они с радостью воспользовались позволением Христа идти с Ним. Они пошли в Его жилище и пробыли там до ночи (Ин. 1:35–39). Иоанн привязался к Христу всей юной душой. До времени он еще оставался в доме отца и продолжал помогать ему в нелегких рыбацких трудах. Когда же Сам Христос призвал Иоанна идти вслед за Собою, ничто уже не могло удержать его в родительском доме.
Избрав братьев Заведеевых – Иакова и Иоанна – в число 12-ти ближайших учеников, Господь назвал их «Воанергес», то есть «сыны Громовы» (Мк. 3:17), что отмечало их пламенную ревность к новому учению. За кротость свою, за чистоту и целомудрие Иоанн пользовался особенной любовью Господа.
Апостол Иоанн-Евангелист в молчании. XIX век
Все, что делал Господь особенно важного, все происходило в присутствии Иоанна. Воскрешает ли Он мертвых, его сопровождает любимый ученик; преображается ли Господь на Фаворе, Иоанн становится свидетелем преображения; учреждает ли Он последнюю таинственную Вечерю, приготовления к ней делаются на глазах Иоанна
И во время этой Вечери, последней в земной жизни Господа, с любовью позволяет Иоанну возлежать на груди Своей. Наконец, Иоанн сопровождает Христа в Гефсиманский сад, где Он молился в последние минуты перед Своими страданиями.
После ареста Иисуса Христа все ученики Его подверглись тяжкому испытанию. И здесь любовь Иоанна к Господу открылась во всей полноте. Лишь он и Петр последовали за взятым под стражу Учителем и пришли за Ним на двор первосвященника. Иоанн не предавался ни бесполезной смелости, ни безотчетному страху, он просто старался быть как можно ближе к Учителю, чтобы при малейшей возможности стать хоть в малости Ему полезным.
Но вот совершилось ужасное злодеяние: Христос, Сын Божий, пригвожден к Кресту, и грубые воины принялись делить Его одежду. Уже опустело место казни, и лишь немногие, самые близкие люди, и между ними – Иоанн, остались уМогила апостола Иоанна стала местом паломничества христиан. Здесь был воздвигнут храм, перестроенный в VI в. в большой собор. Сюда, на гору, где возвышался белокаменный собор длиной в 130 м, карабкались калеки, матери приносили больных детей, девы молились о замужестве.Креста. В это мгновение любовь и преданность Иоанна была отмечена высокой наградой.
– сказал с Креста Господь исстрадавшейся Своей Матери. И, обратившись к Иоанну:
Иоанн в точности исполнил божественное послушание и был верным охранителем Богоматери до самого Ее успения.
Для апостолов наступили тяжелые, печальные дни. Все они были в унынии, когда на утро третьего дня Мария Магдалина и другие жены взяли благовония и пошли к гробу Господню. С тревогой и недоумением увидели они, что камень отвален от погребальной пещеры и сам гроб пустой. Здесь предстал перед ними Ангел и сказал, что Христос воскрес из мертвых, повелев сообщить об этом апостолам. Но те не поверили такой удивительной вести. Лишь Иоанн всем сердцем уверовал, что воскрес Учитель, что все это случилось на самом деле (Ин. 20:8).
Через несколько дней Иоанн и другие из 12-ти были на берегу Тивериадского озера. Воскресший Господь явился им здесь под образом незнакомца. И здесь Иоанн тотчас распознал Учителя и сказал Петру:
Иоанн Богослов с учеником Прохором
По сошествии Святого Духа Иоанн и Петр много потрудились для устройства Иерусалимской церкви. Они вместе проповедовали и вместе разделяли гонения и темничные узы.
По свидетельству предания, в Иерусалиме Иоанн оставался до самой кончины Богоматери. После Ее успения ничто уже больше не удерживало Иоанна в городе и, взяв с собою ученика Прохора, апостол отправился в Малую Азию проповедовать учение Христово.
Воззвание Иоанна
В один из обычных рабочих дней, когда Иоанн вместе со своим отцом и братом вымывал сети после лова рыб, к ним подошел Незнакомец и велел юношам следовать за Ним, обещая сделать их «ловцами человеков». Это означало, что они будут уловлять в сети веры человеческие души.
Если верить Евангелию, братья, не раздумывая, оставили своего отца, старые сети, и последовали за Ним. В евангелии от Иоанна в первой главе также сказано, что двое учеников Иоанна Крестителя пошли вслед за Христом, когда тот свидетельствовал, что это – Агнец Божий. Один из них был Андрей Первозванный, а второй, вероятно, и есть Иоанн Богослов. В тот день они пробыли у Него в доме весь вечер и слушали Его проповедь. Значит, есть вероятность, что, когда Он позвал их у озера, братья уже знали, Кто это такой, поэтому и пошли вслед за Ним без колебаний.
Как известно, брат Иоанна, Иаков стал апостолом и был убит. Иоанн же прожил намного дольше его. Обоих братьев Христос любил и называл их «сыновьями грома», возможно, именно благодаря их сильной вере.
Иоанн, вместе со своим братом и Петром, сопровождал Своего
Учителя во время многих важных событий:
- Воскрешения Иаировой дочери;
- Преображения Господа на Фаворе;
- Молитвы в Гефсимании.
Во время Тайной Вечери Христос посадил Иоанна рядом с Собой, как любимого ученика. А, будучи при смерти, на кресте, Он завещал именно Иоанну заботиться о Своей Матери, что тот и сделал. Апостол увез Ее в Эфес и ухаживал за Ней до Ее смерти.
История апостола и евангелиста Иоанна Заведеева
В Новом Завете мы находим немало сведений о том, что апостол сам подтверждает тот факт, что именно он был любимым учеником Учителя. Возможно. Иисус чувствовал открытое сердце юноши, в котором не было лукавства. Безусловно, для Спасителя дорог каждый христианин, у Господа нет любимчиков.
Апостол Иоанн Богослов
Братья Заведеевы с готовностью оставили все, дом, работу, семью и пошли за Иисусом, сделав свой духовный выбор раз и навсегда. Иоанн с первых мгновений понял, что перед Ним Тот, Которого ожидали все евреи, Мессия. Жизненно важная встреча вела к жизни со Всевышним, она научила будущего апостола постигать каждый урок, данный Иисусом.
Жизнеописания других святых:
Именно этот юноша сумел с первого мгновения рассмотреть в Спасителе носителя Любви.
Уроки любви
Бог есть Любовь, так впоследствии напишет апостол (1 Иоан. 4:8).
По своему человеческому разумению апостолы предложили Иисусу уничтожить селение, не принявшее учение Спасителя. Однако Учитель запретил им делать это, ибо Он пришел не губить, а спасать.
Иоанн очень ревностно относился к славе Мессии, поэтому поспешил к Учителю и сообщил, что некто творит чудеса изгнания бесов Его именем. Юноша сказал, что апостолы запретили тому творить дела Божьи, ведь он не был среди учеников Христа. Вместо похвалы, младший среди апостолов ученик услышал, что Иисус просит оставить человека в покое, ибо дела его не вредят Иисусовому учению.
Важно! Порой фарисейство в христианах вызывает в них высокомерие и превозношение перед теми людьми, которые едва познали милость Творца.
Самый молодой ученик не оставил Иисуса на Голгофе, не сбежал, не испугался, его любовь оказалась выше страха. Он стоял около столба, поддерживая Матерь Божью. Видя посвящение Иоанна, Иисус именно дает наказ заботиться о Марии, при этом оставляя Ей сына, тем самым усыновляя Богородицей весь род людской.